Томас Гейнсборо
Томас Гейнсборо | |
---|---|
![]() Автопортрет (1759) | |
Рожденный | Садбери, Саффолк , Англия |
Крещенный | 14 мая 1727 г. |
Умер | 2 августа 1788 г. Лондон, Англия | (61 год)
Место отдыха | Церковь Святой Анны, Кью |
Образование | Юбер-Франсуа Гравело , Фрэнсис Хайман |
Известный | |
Заметная работа | Мистер и миссис Эндрюс Синий мальчик |
Движение | Рококо |
Супруг | Маргарет Берр |
Дети | 2 |
Томас Гейнсборо RA FRSA ( / ˈ ɡ eɪ n z b ər ə / ; 14 мая 1727 (крещение) - 2 августа 1788) был английским художником-портретистом и пейзажистом, рисовальщиком и гравером. Вместе со своим соперником сэром Рейнольдсом Джошуа [1] его считают одним из самых выдающихся британских художников второй половины 18 века. [2] Писал он быстро, а произведения его зрелости характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Несмотря на то, что Гейнсборо был плодовитым портретистом, он получал большее удовлетворение от своих пейзажей. [3] Ему приписывают (вместе с Ричардом Уилсоном ) основоположник британской пейзажной школы 18-го века. Гейнсборо был одним из основателей Королевской академии .
Молодежь и обучение
[ редактировать ]
Гейнсборо родился в Садбери , графство Саффолк, в семье Джона Гейнсборо, ткача и производителя шерстяных изделий, и его жены Мэри, сестры преподобного Хамфри Берроуза. [4] Говорят, что один из братьев Гейнсборо, Хамфри , изобрел метод конденсации пара в отдельном сосуде, который оказал большую услугу Джеймсу Уотту ; другой брат, Джон, был известен как Интриган Джек из-за его страсти к созданию диковинок. [5]
Художник провел свое детство в том месте, где сейчас находится Дом Гейнсборо , на Гейнсборо-стрит в Садбери. Позже он жил там после смерти своего отца в 1748 году и до переезда в Ипсвич. [6] Сейчас в здании находится дом-музей, посвященный его жизни и творчеству.
В детстве он продемонстрировал впечатляющие навыки рисования и живописи. В десять лет он писал головы и небольшие пейзажи, в том числе миниатюрный автопортрет. [7] Гейнсборо покинул дом в 1740 году, чтобы изучать искусство в Лондоне, где обучался у гравера Юбера Гравело. [4] но стал связан с Уильямом Хогартом и его школой. Он помогал Фрэнсису Хейману украшать коробки для ужина в Vauxhall Gardens . [4]
Карьера
[ редактировать ]Саффолк
[ редактировать ]В 1746 году Гейнсборо женился на Маргарет Берр, внебрачной дочери герцога Бофорта , который выплатил ей ренту в размере 200 фунтов стерлингов. Работы художника, тогда в основном состоявшие из пейзажных картин, продавались плохо. Он вернулся в Садбери в 1748–1749 годах и сосредоточился на написании портретов. [8] Еще находясь в Саффолке, Гейнсборо написал портрет преподобного Джона Чафи, играющего на виолончели в пейзаже (ок. 1750–1752; Галерея Тейт, Лондон). [9]
В 1752 году он и его семья, в которую теперь входят две дочери, Мэри («Молли», 1750–1826) и Маргарет («Пегги», 1751–1820), [10] переехал в Ипсвич. Комиссионные за портреты увеличились, но среди его клиентов были в основном местные купцы и оруженосцы. Ему пришлось занять деньги под аннуитет своей жены. [8] К концу своего пребывания в Ипсвиче он написал автопортрет. [11] сейчас находится в постоянной коллекции Национальной портретной галереи в Лондоне . [12]
- Семья художника и автопортрет
- Маргарет Берр (1728–1797), жена художника, ок. начало 1770-х годов
- Автопортрет (1754)
- Дочери художника ( ок. 1759 )
Ванна
[ редактировать ]

В 1759 году Гейнсборо и его семья переехали в Бат 17 , поселившись по адресу The Circus, . [13] Там он изучал портреты Ван Дейка и со временем смог привлечь модную клиентуру. В 1761 году он начал отправлять работы на выставку Общества искусств в Лондоне (ныне Королевское общество искусств , одним из первых членов которого он был); а с 1769 года он представлял свои работы на ежегодных выставках Королевской академии . Выставки помогли ему укрепить свою репутацию, и в 1769 году его пригласили стать одним из основателей Королевской академии. Его отношения с академией были непростыми, и в 1773 году он прекратил выставлять свои картины.
Несмотря на растущую популярность и успех Гейнсборо в написании портретов для модного общества, во время периода Бата он выразил разочарование требованиями такой работы и тем, что это мешало ему преследовать свои любимые художественные интересы. В письме другу в 1760-х годах Гейнсборо писал: «Мне надоели портреты, и я очень хочу взять свою Виолу да Гамбу и отправиться в какую-нибудь милую деревню, где я смогу рисовать Ландскипсы [пейзажи] и наслаждаться курением. Жизнь в тишине и легкости». [14] О людях, с которыми ему приходилось иметь дело как о покровителях и поклонниках, а также об их притязаниях он писал:
... блин, господа, нет на свете такого набора врагов для настоящего художника, как они, если не держать их на должном расстоянии. Они думают... что вознаграждают ваши заслуги своим обществом и уведомлением; но я... знаю, что у них есть только одна часть, на которую стоит обратить внимание, - это их кошелек; их Сердца редко бывают достаточно близко к нужному месту, чтобы увидеть это. [15]
Гейнсборо был настолько увлечен игрой на виолончели да гамба, что на этом этапе у него было пять инструментов: три, сделанные Генри Джеем, и два, сделанные Бараком Норманом . [16]
Лондон
[ редактировать ]
В 1774 году Гейнсборо и его семья переехали в Лондон, чтобы жить в доме Шомберга на Пэлл-Мэлл. [4] [17] памятная синяя доска . В 1951 году на доме установлена [18] В 1777 году он снова начал выставлять свои картины в Королевской академии, включая портреты современных знаменитостей, таких как герцог и герцогиня Камберлендские. Выставки его работ продолжались следующие шесть лет. Примерно в это же время Гейнсборо начал экспериментировать с гравюрой, используя новые на тот момент методы акватинты и офорта по мягкому грунту . [19]

В 1770-х и 1780-х годах Гейнсборо разработал тип портрета, в котором он интегрировал натурщика в пейзаж. Примером этого является его портрет Фрэнсис Браун, миссис Джон Дуглас (1746–1811), который можно увидеть в поместье Уоддесдон . Натурщица удалилась в укромный, заросший уголок сада, чтобы прочитать письмо, ее поза напоминает традиционное изображение Меланхолии. Гейнсборо подчеркнул связь между миссис Дуглас и ее окружением, нарисовав облака позади нее и драпировку, развевающуюся на ее коленях, такими же серебристо-фиолетовыми тонами и плавными мазками. Этот портрет был включен в его первую частную выставку в Доме Шомберга в 1784 году. [20]
В 1776 году Гейнсборо написал портрет Иоганна Христиана Баха . [21] младший сын Иоганна Себастьяна Баха . [22] Бывший учитель Баха Падре Мартини из Болоньи, Италия, собирал коллекцию портретов музыкантов, и Бах попросил Гейнсборо нарисовать его портрет как часть этой коллекции. [21] Сейчас портрет висит в Национальной портретной галерее в Лондоне. [21]
В 1780 году он написал портреты короля Георга III и королевы Шарлотты , а затем получил другие королевские заказы. В феврале 1780 года его дочь Молли вышла замуж за его друга-музыканта Иоганна Кристиана Фишера , к ужасу Гейнсборо, поскольку он понял, что Фишер привязался к Молли, продолжая флиртовать с Пегги. [10] Брак Молли и Фишера продлился всего восемь месяцев из-за их разлада и обмана Фишера. [10]
В 1784 году умер главный художник «Обыкновенного» Аллан Рамзи , и король был вынужден передать эту работу сопернику Гейнсборо и президенту Академии Джошуа Рейнольдсу . Однако Гейнсборо оставался любимым художником королевской семьи.
В более поздние годы Гейнсборо часто писал пейзажи. Вместе с Ричардом Уилсоном он был одним из создателей британской пейзажной школы восемнадцатого века; хотя одновременно, вместе с Рейнольдсом, он был доминирующим британским портретистом второй половины XVIII века.
Уильям Джексон в своих современных эссе сказал о нем «со своими близкими друзьями он был искренен и честен, и что его сердце всегда было живо для всякого чувства чести и щедрости». [23] Гейнсборо не особенно любил читать, но письма, написанные его друзьям, были написаны в такой исключительной разговорной манере, что этому стилю не было равных. [24] Как сказал о нем писатель Генри Бейт-Дадли, «отбор его писем предложит миру столько оригинальности и красоты, сколько когда-либо можно было увидеть в его картинах». [25]
В 1780-х годах Гейнсборо использовал устройство, которое он назвал «Витрина», для составления пейзажей и отображения их на стекле с подсветкой. выставлена в Музее Виктории и Альберта . Оригинальная коробка с прозрачной репродукцией [26]
Он умер от рака 2 августа 1788 года в возрасте 61 года. По словам его дочери Пегги, его последними словами были « ван Дейк ». [27] Он похоронен на кладбище церкви Святой Анны в Кью , графство Суррей (расположен на Кью-Грин). Он выразил желание быть похороненным рядом со своим другом Джошуа Кирби . его жена и племянник Гейнсборо Дюпон Позже вместе с ним были похоронены . По совпадению, Йохан Цоффани и Франц Бауэр на кладбище также похоронены . В 2011 году была подана апелляция с просьбой оплатить расходы на восстановление его могилы, и в 2012 году гробница была восстановлена. [28] [29] В его честь названа улица Гейнсборо-роуд в Кью. [30]
Техника
[ редактировать ]
Историк искусства Майкл Розенталь описал Гейнсборо как «одного из самых технически опытных и в то же время самых экспериментальных художников своего времени». [19] Он был известен скоростью, с которой наносил краску, и работал больше на основе наблюдений за природой (и человеческой природой), чем на применении формальных академических правил. [19] Поэтическая чувственность его картин заставила Констебля сказать: «Глядя на них, мы обнаруживаем слезы на глазах и не знаем, что их вызывает».
Энтузиазм Гейнсборо по поводу пейзажей проявляется в том, как он объединил фигуры портретов со сценами за ними. Его пейзажи часто писались ночью при свете свечей, используя в качестве модели настольную композицию из камней, кусочков зеркал, брокколи и т.п. [19] Его более поздние работы отличались светлой палитрой и легкими, экономными мазками. [32]
Единственным известным помощником Гейнсборо был его племянник Гейнсборо Дюпон . [4]
Репутация
[ редактировать ]


Его наиболее известные работы «Синий мальчик» ; Мистер и миссис Эндрюс ; Портрет миссис Грэм ; Мэри и Маргарет: Дочери художника ; Уильям Халлетт и его жена Элизабет, урожденная Стивен , известные как «Утренняя прогулка» ; и «Деревенская девушка с собакой и кувшином» демонстрируют уникальную индивидуальность его сюжетов. Его соперник Джошуа Рейнольдс писал, что картина « Девушка со свиньями» была «лучшей картиной, которую он (Гейнсборо) когда-либо писал или, возможно, когда-либо будет». [31]
Работы Гейнсборо стали популярны среди коллекционеров с 1850-х годов, после того как Лайонел де Ротшильд начал покупать его портреты. Быстрый рост стоимости картин Гейнсборо, а также Рейнольдса в середине 19 века был отчасти вызван тем, что семья Ротшильдов, включая Фердинанда де Ротшильда, начала их коллекционировать. [33]
(миссис Фрэнсис Вильбуа), написанный Гейнсборо В 2011 году портрет мисс Рид , был продан Майклом Пирсоном, 4-м виконтом Каудреем , за рекордную цену в 6,54 миллиона фунтов стерлингов на аукционе Christie's в Лондоне. [34] Она была потомком по материнской линии Сесили Невилл, герцогини Йоркской . [35] [36]
Популярная культура
[ редактировать ]- Портрет Гейнсборо «Синий мальчик» показан в комедии 1988 года «Голый пистолет: Из досье полицейского управления!» в кабинете антагониста, господина Людвига.
- Сесила Битона Действие пьесы «Девочки Гейнсборо» происходит в Лондоне в 1774 году, когда художник перевез свою семью в столицу. Ранее не публиковавшийся, он впервые был представлен в Садбери, Саффолк, в 2019 году, после чего последовал небольшой показ в театре Тауэр в Лондоне. [37]
- Саймона Эджа Комический роман «Правильное королевское противостояние» посвящен отношениям Гейнсборо с королем Георгом III и его семьей, а также его соперничеству с Джошуа Рейнольдсом . [38]
- Стэнли Кубрик был вдохновлен картинами Гейнсборо, среди других художников 18-го века, при создании внешнего вида и манер своего фильма 1975 года «Барри Линдон» . [39]
- Портрет Гейнсборо «Утренняя прогулка» (Портрет мистера и миссис Уильям Халлетт) отчетливо виден над плечом актера Дэниела Крейга во время сцены из о Джеймсе Бонде фильма 2012 года «Скайфолл» , действие которого происходит в Национальной галерее . [40]
- Гейнсборо (которого играет Сесил Келлауэй ) играет жизненно важную роль в фильме 1945 года «Китти» ; спасение одноименной героини из тюрьмы приводит в движение сюжет, основанный на Пигмалионе .
- Портрет Гейнсборо «Семья Грейвенор» был вырезан и вклеен в обложку » Electric Light Orchestra альбома «Secret Messages 1983 года .
- Портрет Гейнсборо Корнард Вуд, недалеко от Садбери, Саффолк, упоминается в первом сезоне Netflix шоу 2024 года «Джентльмены» .
Галерея
[ редактировать ]- Портреты
- Клейтон Джонс (1745), Йельский центр британского искусства
- Разговор в парке (1746), Лувр.
- Портрет женщины (1750 г.), Йельский центр британского искусства
- Портрет Джона Плампина (1752 г.), Национальная галерея.
- Семья Грейвенор (1754 г.), Йельский центр британского искусства
- Дочери художника, гоняющиеся за бабочкой (1756), Национальная галерея
- Человек по имени мистер Вуд, мастер танцев (1757), Йельский центр британского искусства
- Мэри Литтл, позже леди Карр ( ок. 1763 ), Йельский центр британского искусства
- Портрет дочерей художника , 1763-64 гг., Вустерский художественный музей.
- Портрет композитора Карла Фридриха Абеля с его Виолой да Гамба ( ок. 1765 ), Национальная портретная галерея
- Феодосия Мид, графиня Кланвильям (мисс Хокинс-Мэгилл), 1765 г.
- Адвокат Джошуа Григби III (1760/1765), Картинная галерея
- Портрет Фрэнсиса Беннета (1766 г.), частное собрание
- Портрет Игнатия Санчо (1768), Национальная галерея Канады.
- Сэр Роберт Клейтон (1769), Художественная галерея Уокера
- Сестры Линли (1772), Картинная галерея Далвича
- Иоганн Кристиан Бах (1776), Национальная портретная галерея, Лондон
- Достопочтенный. Фрэнсис Данкомб ок. (1777)
- Дочь Гейнсборо Мэри (1777), Галерея Тейт Британия
- Портрет Джеймса Кристи (1778 г.) Музей Дж. Пола Гетти
- Портрет Маргарет Гейнсборо (1778) Галерея Курто
- Миссис Сара Сиддонс (1785), Национальная галерея
- Утренняя прогулка (1785), Национальная галерея
- Девушка из коттеджа (1785), Национальная галерея Ирландии
- Дети Маршама , (1787), Картинная галерея
- Пейзажи
- Корнард Вуд, недалеко от Садбери, Саффолк , (1748 г.), Национальная галерея
- Пейзаж в Саффолке (1748 г.), Художественно-исторический музей
- Парк Холиуэллс, Ипсвич ( ок. 1748–50 ), особняк Крайстчерч
- Мистер и миссис Эндрюс ( ок. 1750 ), Национальная галерея.
- Пейзаж с ручьем и плотиной ( ок. 1750–53 ), Йельский центр британского искусства.
- Холмистый пейзаж с фигурами, приближающимися к мосту ( ок. 1763 ), акварель, Йельский центр британского искусства
- Дорога от рынка ( ок. 1767–68 ), Художественный музей Толедо.
- Торговый центр в парке Сент-Джеймс (1783 г.), Коллекция Фрика
- Прибрежный пейзаж с пастухом и его стадом ( ок. 1783–84 ), Йельский центр британского искусства.
- Рыночная тележка (1786), Национальная галерея.
- Речной пейзаж , (без даты), Йельский центр британского искусства
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Томас Гейнсборо , Уильям Т. Уитли (Джон Мюррей, 1915)
- Гейнсборо , Эллис Уотерхаус , (Эдвард Халтон, 1958) – стандартный каталог портретов и др.
- Письма Томаса Гейнборо , изд. Мэри Вудалл (Cupid Press, 1963)
- Рисунки Томаса Гейнсборо , Джона Хейса (Два тома, Цвеммер, 1970) – стандартный каталог рисунков.
- Гейнсборо в роли гравера , Джон Хейс (Цвеммер, 1971) - стандартный каталог гравюр
- Гейнсборо , Джон Хейс (Файдон, 1975)
- Гейнсборо и Рейнольдс в Британском музее , изд. Тимоти Клиффорд, Энтони Гриффитс и Мартин Ройялтон-Киш (BMP, 1978)
- Томас Гейнборо , Джон Хейс (Галерея Тейт, 1981)
- Пейзажи Томаса Гейнсборо , Джона Хейса (два тома, Sotheby's, 1982) - стандартный каталог пейзажных картин.
- Томас Гейнсборо: его жизнь и искусство , Джек Линдси (HarperCollins, 1982)
- Соловьиное гнездо: Томас Гейнсборо, Сестры Линли. Картины и их контекст II , изд. Джайлз Уотерфилд (Далвичская картинная галерея, 1988)
- Картины Томаса Гейнборо , Малкольма Кормака (издательство Кембриджского университета, 1991)
- Гейнсборо и Рейнольдс: Контрасты под королевским патронажем , каталог выставки (Галерея Королевы, 1994)
- Видение Гейнсборо , Амаль Асфур и Пол Уильямсон (издательство Ливерпульского университета, 1999)
- Искусство Томаса Гейнборо: маленькое дело для глаз , Майкл Розенталь, (издательство Йельского университета, 1999)
- Письма Томаса Гейнсборо , изд. Джон Хейс (издательство Йельского университета, 2001)
- Гейнсборо , ред. Майкл Розенталь и Мартин Мирон (Тейт, 2002)
- Гейнсборо в Бате , Сьюзан Сломан, (издательство Йельского университета, 2002)
- Гейнсборо , Уильям Воган (Мир искусства, Темза и Гудзон, 2002) – наиболее доступное введение.
- Ощущения и чувствительность: просмотр двери коттеджа Гейнсборо , изд. Энн Бермингем (издательство Йельского университета, 2005 г.)
- Первый автопортрет Томаса Гейнсборо , Стивен Конрад, в The British Art Journal , Vol. XII, № 1, лето 2011 г., стр. 52–59.
- Томас Гейнсборо и современная женщина , изд. Бенедикт Лека (Джайлз, 2011)
- Пейзажи Гейнсборо: темы и вариации , Сьюзен Сломан (Филип Уилсон, 2012)
- Гейнсборо: Портрет , Джеймс Гамильтон (W&N, 13 июля 2017 г.)
- Белси, Хью. «Гейнсборо, Томас (1727–1788)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/10282 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Монкхаус, Уильям Космо (1889). , Лесли (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 20. Лондон: Смит, Элдер и компания. . Стивен
- Россетти, Уильям Майкл (1911). . Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). стр. 388–389.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ройя Никха (25 ноября 2012 г.). "Рейнольдс и Гейнсборо - примирение творческих соперников, раскрытое на шоу Королевской академии" . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 9 октября 2018 г.
- ^ Стивен А. Нэш; Линн Федерле Орр; Калифорнийский дворец Почетного легиона; Мэрион К. Стюарт (1999). Шедевры европейской живописи в Калифорнийском дворце Почетного легиона . Гудзон Хиллз. п. 111. ИСБН 9781555951825 .
- ^ Мэри Вудалл (1939). Пейзажные рисунки Гейнсборо . Фабер и Фабер. п. 1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Томас Гейнсборо» . Национальная художественная галерея. Архивировано из оригинала 13 декабря 2012 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ↑ Фулчер, Джордж Уильям, Жизнь Томаса Гейнсборо , Лондон, 1856 г.
- ^ Словарь искусства (том 11 Феррара-Гейнсборо) . Тернер, Джейн, 1956-. Нью-Йорк: Гроув. 1996. с. 907. ИСБН 978-1884446009 . ОСЛК 34409675 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Конрад, Стивен, «Первый автопортрет Томаса Гейнсборо», The British Art Journal , Vol. XII, № 1, лето 2011 г., стр. 52–59.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэтрин Бэтьер (2009). Британские картины в Метрополитен-музее, 1575-1875 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 92. ИСБН 9781588393487 .
- ^ Веб-сайт галереи Тейт . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гамильтон, Джеймс (13 июля 2017 г.). Гейнсборо: Портрет . В&Н. ISBN 978-1474600521 .
- ^ «Мальчик вернулся в город» . Би-би-си в Саффолке .
- ^ «Томас Гейнсборо» . Национальная портретная галерея .
- ^ Гринвуд, Чарльз (1977). Знаменитые дома Западной страны . Бат: Kingsmead Press. стр. 84–86. ISBN 978-0-901571-87-8 .
- ^ Письмо Уильяму Джексону из Бата от 4 июня (но без указания года), в М. Вудалле (ред.), Письма Томаса Гейнсборо (Лондон, 1961), стр. 115.
- ↑ Письмо Уильяму Джексону из Бата от 2 сентября 1767 г., в М. Вудалле (редактор), «Письма Томаса Гейнсборо» (Лондон, 1961), стр. 101.
- ^ Письмо Уильяму Джексону из Бата от 4 июня (но без указания года), в М. Вудалле (ред.), Письма Томаса Гейнсборо (Лондон, 1961), стр. 115: «Меня утешает то, что у меня есть 5 Виолс да Гамба, 3 Джейеса и два Барака Нормана».
- ^ Табличка №2 на открытых табличках.
- ^ «Голубая доска Томаса Гейнсборо» . openplaques.org. Архивировано из оригинала 23 июля 2012 года . Проверено 13 мая 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Розенталь, Майкл. «Гейнсборо, Томас». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. Веб.
- ^ «Результаты поиска» . Collection.waddesdon.org.uk . Архивировано из оригинала 12 апреля 2017 года . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Иоганн Кристиан Бах» . Национальная портретная галерея . Проверено 3 сентября 2018 г.
- ^ Баньоли, Джорджо (1993). Энциклопедия оперы Ла Скала . Саймон и Шустер. п. 38. ISBN 9780671870423 .
- ^ Джексон, Уильям (1798). «Четыре возраста», включая эссе на различные темы . Каделл и Дэвис. п. 161. Архивировано из оригинала 10 апреля 2016 года.
- ^ Джексон, Уильям (1798). «Четыре возраста», включая эссе на различные темы . Каделл и Дэвис. п. 183. Архивировано из оригинала 10 апреля 2016 года.
- ^ Вудалл, Мэри, Введение в письма Томаса Гейнборо , Cupid Press, Лондон, 1963
- ^ «Витрина Гейнсборо» . www.vam.ac.uk. 12 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2011 г.
- ^ «Эпизод 5, Гейнсборо, Книга недели — BBC Radio 4» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 14 августа 2017 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ «Реставрация могилы Томаса Гейнсборо» . Ричмонд Гардиан . Лондон. 7 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 18 января 2012 г. . Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ www.minervaconservation.com http://www.minervaconservation.com/monuments/gainsborough . Проверено 16 декабря 2023 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Данбар, Джанет. Проспект Ричмонда (изд. 1977 г.). Джордж Харрап. стр. 199–209.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уиллс, FW. Письма Джошуа Рейнольдса, издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1929 г.
- ^ Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: Путеводитель по коллекции . Лондон: Джайлз. п. 80. ИСБН 978-1-904832-77-5 . Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 года . Проверено 24 июня 2011 г.
- ^ Холл, Поместье М. Уоддесдон: наследие дома Ротшильдов , Скала, Лондон, 2009, с. 77
- ^ «Кристи» .
- ^ «Ричард III – Генеалогическое древо – Анна Йоркская – Майкл Ибсен – Лестерский университет» . Архивировано из оригинала 20 января 2015 года.
- ^ Тури Э. Кинг; и др. (2014). «Рисунок 1: Генеалогические связи между Ричардом III и современными родственниками, принимавшими участие в этом исследовании» . Природные коммуникации . 5 : 5631. дои : 10.1038/ncomms6631 . ПМК 4268703 . ПМИД 25463651 .
- ^ «Труппа театра Тауэр: Девушки Гейнсборо» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2019 года . Проверено 24 апреля 2019 г.
- ^ «Правильное королевское противостояние Саймона Эджа | Eye Books» .
- ^ «Английские картины, вдохновившие Стэнли Кубрика | искусство | Повестка дня | Файдон» . www.phaidon.com . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ «Картина Гейнсборо восстановлена и вновь повешена после «обстрела сверлом» » . TheGuardian.com . 28 марта 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- 378 произведений Томаса Гейнсборо или после него на Art UK сайте
- Гейнсборо в правительственной коллекции произведений искусства
- Произведения искусства Томаса Гейнсборо в поместье Уоддесдон
- Архив Эллиса Уотерхауса
- Архив Джона Хейса ; исследовательские работы Джона Хейса , британского историка искусства и ведущего специалиста по Томасу Гейнсборо
- Томас Гейнсборо
- 1727 рождений
- 1788 смертей
- Люди из Садбери, Саффолк
- Похороны в церкви Святой Анны, Кью
- Английские художники XVIII века.
- Английские художники-мужчины XVIII века
- Английские художники-мужчины
- Королевские академики
- Английские художники-портретисты
- английские художники-пейзажисты
- Художники рококо
- Смертность от рака в Англии
- Люди, получившие образование в гимназии Садбери
- Поместье Уоддесдон
- Члены Королевского общества искусств