Jump to content

Томас Гейнсборо

Томас Гейнсборо
Автопортрет (1759)
Рожденный
Крещенный ( 1727-05-14 ) 14 мая 1727 г.
Умер 2 августа 1788 г. ( 1788-08-02 ) (61 год)
Лондон, Англия
Место отдыха Церковь Святой Анны, Кью
Образование Юбер-Франсуа Гравело , Фрэнсис Хайман
Известный
Заметная работа Мистер и миссис Эндрюс
Синий мальчик
Движение Рококо
Супруг
Маргарет Берр
( м. 1746)
Дети 2

Томас Гейнсборо RA FRSA ( / ˈ ɡ n z b ər ə / ; 14 мая 1727 (крещение) - 2 августа 1788) был английским художником-портретистом и пейзажистом, рисовальщиком и гравером. Вместе со своим соперником сэром Рейнольдсом Джошуа [1] его считают одним из самых выдающихся британских художников второй половины 18 века. [2] Писал он быстро, а произведения его зрелости характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Несмотря на то, что Гейнсборо был плодовитым портретистом, он получал большее удовлетворение от своих пейзажей. [3] Ему приписывают (вместе с Ричардом Уилсоном ) основоположник британской пейзажной школы 18-го века. Гейнсборо был одним из основателей Королевской академии .

Молодежь и обучение

[ редактировать ]
Леди Ллойд и ее сын, Ричард Сэвидж Ллойд из Хинтлшем-холла, Саффолк (1745–1746), Йельский центр британского искусства

Гейнсборо родился в Садбери , графство Саффолк, в семье Джона Гейнсборо, ткача и производителя шерстяных изделий, и его жены Мэри, сестры преподобного Хамфри Берроуза. [4] Говорят, что один из братьев Гейнсборо, Хамфри , изобрел метод конденсации пара в отдельном сосуде, который оказал большую услугу Джеймсу Уотту ; другой брат, Джон, был известен как Интриган Джек из-за его страсти к созданию диковинок. [5]

Художник провел свое детство в том месте, где сейчас находится Дом Гейнсборо , на Гейнсборо-стрит в Садбери. Позже он жил там после смерти своего отца в 1748 году и до переезда в Ипсвич. [6] Сейчас в здании находится дом-музей, посвященный его жизни и творчеству.

В детстве он продемонстрировал впечатляющие навыки рисования и живописи. В десять лет он писал головы и небольшие пейзажи, в том числе миниатюрный автопортрет. [7] Гейнсборо покинул дом в 1740 году, чтобы изучать искусство в Лондоне, где обучался у гравера Юбера Гравело. [4] но стал связан с Уильямом Хогартом и его школой. Он помогал Фрэнсису Хейману украшать коробки для ужина в Vauxhall Gardens . [4]

В 1746 году Гейнсборо женился на Маргарет Берр, внебрачной дочери герцога Бофорта , который выплатил ей ренту в размере 200 фунтов стерлингов. Работы художника, тогда в основном состоявшие из пейзажных картин, продавались плохо. Он вернулся в Садбери в 1748–1749 годах и сосредоточился на написании портретов. [8] Еще находясь в Саффолке, Гейнсборо написал портрет преподобного Джона Чафи, играющего на виолончели в пейзаже (ок. 1750–1752; Галерея Тейт, Лондон). [9]

В 1752 году он и его семья, в которую теперь входят две дочери, Мэри («Молли», 1750–1826) и Маргарет («Пегги», 1751–1820), [10] переехал в Ипсвич. Комиссионные за портреты увеличились, но среди его клиентов были в основном местные купцы и оруженосцы. Ему пришлось занять деньги под аннуитет своей жены. [8] К концу своего пребывания в Ипсвиче он написал автопортрет. [11] сейчас находится в постоянной коллекции Национальной портретной галереи в Лондоне . [12]

Энн Форд (позже миссис Филип Тикнесс), 1760, Художественный музей Цинциннати .
Синий мальчик (1770). Библиотека Хантингтона , Сан-Марино, Калифорния

В 1759 году Гейнсборо и его семья переехали в Бат 17 , поселившись по адресу The Circus, . [13] Там он изучал портреты Ван Дейка и со временем смог привлечь модную клиентуру. В 1761 году он начал отправлять работы на выставку Общества искусств в Лондоне (ныне Королевское общество искусств , одним из первых членов которого он был); а с 1769 года он представлял свои работы на ежегодных выставках Королевской академии . Выставки помогли ему укрепить свою репутацию, и в 1769 году его пригласили стать одним из основателей Королевской академии. Его отношения с академией были непростыми, и в 1773 году он прекратил выставлять свои картины.

Несмотря на растущую популярность и успех Гейнсборо в написании портретов для модного общества, во время периода Бата он выразил разочарование требованиями такой работы и тем, что это мешало ему преследовать свои любимые художественные интересы. В письме другу в 1760-х годах Гейнсборо писал: «Мне надоели портреты, и я очень хочу взять свою Виолу да Гамбу и отправиться в какую-нибудь милую деревню, где я смогу рисовать Ландскипсы [пейзажи] и наслаждаться курением. Жизнь в тишине и легкости». [14] О людях, с которыми ему приходилось иметь дело как о покровителях и поклонниках, а также об их притязаниях он писал:

... блин, господа, нет на свете такого набора врагов для настоящего художника, как они, если не держать их на должном расстоянии. Они думают... что вознаграждают ваши заслуги своим обществом и уведомлением; но я... знаю, что у них есть только одна часть, на которую стоит обратить внимание, - это их кошелек; их Сердца редко бывают достаточно близко к нужному месту, чтобы увидеть это. [15]

Гейнсборо был настолько увлечен игрой на виолончели да гамба, что на этом этапе у него было пять инструментов: три, сделанные Генри Джеем, и два, сделанные Бараком Норманом . [16]

Фрэнсис Браун, миссис Джон Дуглас (1746–1811) , 1783–84, поместье Уоддесдон

В 1774 году Гейнсборо и его семья переехали в Лондон, чтобы жить в доме Шомберга на Пэлл-Мэлл. [4] [17] ​​памятная синяя доска . В 1951 году на доме установлена [18] В 1777 году он снова начал выставлять свои картины в Королевской академии, включая портреты современных знаменитостей, таких как герцог и герцогиня Камберлендские. Выставки его работ продолжались следующие шесть лет. Примерно в это же время Гейнсборо начал экспериментировать с гравюрой, используя новые на тот момент методы акватинты и офорта по мягкому грунту . [19]

Портрет Анны, графини Честерфилд (1777–78), Музей Дж. Пола Гетти . Его поздние картины характеризуются светлой палитрой и легкими мазками.

В 1770-х и 1780-х годах Гейнсборо разработал тип портрета, в котором он интегрировал натурщика в пейзаж. Примером этого является его портрет Фрэнсис Браун, миссис Джон Дуглас (1746–1811), который можно увидеть в поместье Уоддесдон . Натурщица удалилась в укромный, заросший уголок сада, чтобы прочитать письмо, ее поза напоминает традиционное изображение Меланхолии. Гейнсборо подчеркнул связь между миссис Дуглас и ее окружением, нарисовав облака позади нее и драпировку, развевающуюся на ее коленях, такими же серебристо-фиолетовыми тонами и плавными мазками. Этот портрет был включен в его первую частную выставку в Доме Шомберга в 1784 году. [20]

В 1776 году Гейнсборо написал портрет Иоганна Христиана Баха . [21] младший сын Иоганна Себастьяна Баха . [22] Бывший учитель Баха Падре Мартини из Болоньи, Италия, собирал коллекцию портретов музыкантов, и Бах попросил Гейнсборо нарисовать его портрет как часть этой коллекции. [21] Сейчас портрет висит в Национальной портретной галерее в Лондоне. [21]

В 1780 году он написал портреты короля Георга III и королевы Шарлотты , а затем получил другие королевские заказы. В феврале 1780 года его дочь Молли вышла замуж за его друга-музыканта Иоганна Кристиана Фишера , к ужасу Гейнсборо, поскольку он понял, что Фишер привязался к Молли, продолжая флиртовать с Пегги. [10] Брак Молли и Фишера продлился всего восемь месяцев из-за их разлада и обмана Фишера. [10]

В 1784 году умер главный художник «Обыкновенного» Аллан Рамзи , и король был вынужден передать эту работу сопернику Гейнсборо и президенту Академии Джошуа Рейнольдсу . Однако Гейнсборо оставался любимым художником королевской семьи.

В более поздние годы Гейнсборо часто писал пейзажи. Вместе с Ричардом Уилсоном он был одним из создателей британской пейзажной школы восемнадцатого века; хотя одновременно, вместе с Рейнольдсом, он был доминирующим британским портретистом второй половины XVIII века.

Уильям Джексон в своих современных эссе сказал о нем «со своими близкими друзьями он был искренен и честен, и что его сердце всегда было живо для всякого чувства чести и щедрости». [23] Гейнсборо не особенно любил читать, но письма, написанные его друзьям, были написаны в такой исключительной разговорной манере, что этому стилю не было равных. [24] Как сказал о нем писатель Генри Бейт-Дадли, «отбор его писем предложит миру столько оригинальности и красоты, сколько когда-либо можно было увидеть в его картинах». [25]

В 1780-х годах Гейнсборо использовал устройство, которое он назвал «Витрина», для составления пейзажей и отображения их на стекле с подсветкой. выставлена ​​в Музее Виктории и Альберта . Оригинальная коробка с прозрачной репродукцией [26]

Он умер от рака 2 августа 1788 года в возрасте 61 года. По словам его дочери Пегги, его последними словами были « ван Дейк ». [27] Он похоронен на кладбище церкви Святой Анны в Кью , графство Суррей (расположен на Кью-Грин). Он выразил желание быть похороненным рядом со своим другом Джошуа Кирби . его жена и племянник Гейнсборо Дюпон Позже вместе с ним были похоронены . По совпадению, Йохан Цоффани и Франц Бауэр на кладбище также похоронены . В 2011 году была подана апелляция с просьбой оплатить расходы на восстановление его могилы, и в 2012 году гробница была восстановлена. [28] [29] В его честь названа улица Гейнсборо-роуд в Кью. [30]

«Девушка со свиньями» , 1781–82, частное собрание , сэр Джошуа Рейнольдс назвал ее «лучшей картиной, которую он когда-либо писал». [31]

Историк искусства Майкл Розенталь описал Гейнсборо как «одного из самых технически опытных и в то же время самых экспериментальных художников своего времени». [19] Он был известен скоростью, с которой наносил краску, и работал больше на основе наблюдений за природой (и человеческой природой), чем на применении формальных академических правил. [19] Поэтическая чувственность его картин заставила Констебля сказать: «Глядя на них, мы обнаруживаем слезы на глазах и не знаем, что их вызывает».

Энтузиазм Гейнсборо по поводу пейзажей проявляется в том, как он объединил фигуры портретов со сценами за ними. Его пейзажи часто писались ночью при свете свечей, используя в качестве модели настольную композицию из камней, кусочков зеркал, брокколи и т.п. [19] Его более поздние работы отличались светлой палитрой и легкими, экономными мазками. [32]

Единственным известным помощником Гейнсборо был его племянник Гейнсборо Дюпон . [4]

Репутация

[ редактировать ]
Портрет миссис Мэри Грэм (1777) Шотландская национальная галерея
Урожайный фургон (1767)
Элис Де Лэнси Изард (между 1747 и 1788 годами) Метрополитен-музей

Его наиболее известные работы «Синий мальчик» ; Мистер и миссис Эндрюс ; Портрет миссис Грэм ; Мэри и Маргарет: Дочери художника ; Уильям Халлетт и его жена Элизабет, урожденная Стивен , известные как «Утренняя прогулка» ; и «Деревенская девушка с собакой и кувшином» демонстрируют уникальную индивидуальность его сюжетов. Его соперник Джошуа Рейнольдс писал, что картина « Девушка со свиньями» была «лучшей картиной, которую он (Гейнсборо) когда-либо писал или, возможно, когда-либо будет». [31]

Работы Гейнсборо стали популярны среди коллекционеров с 1850-х годов, после того как Лайонел де Ротшильд начал покупать его портреты. Быстрый рост стоимости картин Гейнсборо, а также Рейнольдса в середине 19 века был отчасти вызван тем, что семья Ротшильдов, включая Фердинанда де Ротшильда, начала их коллекционировать. [33]

(миссис Фрэнсис Вильбуа), написанный Гейнсборо В 2011 году портрет мисс Рид , был продан Майклом Пирсоном, 4-м виконтом Каудреем , за рекордную цену в 6,54 миллиона фунтов стерлингов на аукционе Christie's в Лондоне. [34] Она была потомком по материнской линии Сесили Невилл, герцогини Йоркской . [35] [36]

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Томас Гейнсборо , Уильям Т. Уитли (Джон Мюррей, 1915)
  • Гейнсборо , Эллис Уотерхаус , (Эдвард Халтон, 1958) – стандартный каталог портретов и др.
  • Письма Томаса Гейнборо , изд. Мэри Вудалл (Cupid Press, 1963)
  • Рисунки Томаса Гейнсборо , Джона Хейса (Два тома, Цвеммер, 1970) – стандартный каталог рисунков.
  • Гейнсборо в роли гравера , Джон Хейс (Цвеммер, 1971) - стандартный каталог гравюр
  • Гейнсборо , Джон Хейс (Файдон, 1975)
  • Гейнсборо и Рейнольдс в Британском музее , изд. Тимоти Клиффорд, Энтони Гриффитс и Мартин Ройялтон-Киш (BMP, 1978)
  • Томас Гейнборо , Джон Хейс (Галерея Тейт, 1981)
  • Пейзажи Томаса Гейнсборо , Джона Хейса (два тома, Sotheby's, 1982) - стандартный каталог пейзажных картин.
  • Томас Гейнсборо: его жизнь и искусство , Джек Линдси (HarperCollins, 1982)
  • Соловьиное гнездо: Томас Гейнсборо, Сестры Линли. Картины и их контекст II , изд. Джайлз Уотерфилд (Далвичская картинная галерея, 1988)
  • Картины Томаса Гейнборо , Малкольма Кормака (издательство Кембриджского университета, 1991)
  • Гейнсборо и Рейнольдс: Контрасты под королевским патронажем , каталог выставки (Галерея Королевы, 1994)
  • Видение Гейнсборо , Амаль Асфур и Пол Уильямсон (издательство Ливерпульского университета, 1999)
  • Искусство Томаса Гейнборо: маленькое дело для глаз , Майкл Розенталь, (издательство Йельского университета, 1999)
  • Письма Томаса Гейнсборо , изд. Джон Хейс (издательство Йельского университета, 2001)
  • Гейнсборо , ред. Майкл Розенталь и Мартин Мирон (Тейт, 2002)
  • Гейнсборо в Бате , Сьюзан Сломан, (издательство Йельского университета, 2002)
  • Гейнсборо , Уильям Воган (Мир искусства, Темза и Гудзон, 2002) – наиболее доступное введение.
  • Ощущения и чувствительность: просмотр двери коттеджа Гейнсборо , изд. Энн Бермингем (издательство Йельского университета, 2005 г.)
  • Первый автопортрет Томаса Гейнсборо , Стивен Конрад, в The British Art Journal , Vol. XII, № 1, лето 2011 г., стр. 52–59.
  • Томас Гейнсборо и современная женщина , изд. Бенедикт Лека (Джайлз, 2011)
  • Пейзажи Гейнсборо: темы и вариации , Сьюзен Сломан (Филип Уилсон, 2012)
  • Гейнсборо: Портрет , Джеймс Гамильтон (W&N, 13 июля 2017 г.)
  • Белси, Хью. «Гейнсборо, Томас (1727–1788)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/10282 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  • Монкхаус, Уильям Космо (1889). «Гейнсборо, Томас» . Стивен , Лесли (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 20. Лондон: Смит, Элдер и компания.
  • Россетти, Уильям Майкл (1911). «Гейнсборо, Томас» . Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). стр. 388–389.
  1. ^ Ройя Никха (25 ноября 2012 г.). "Рейнольдс и Гейнсборо - примирение творческих соперников, раскрытое на шоу Королевской академии" . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 9 октября 2018 г.
  2. ^ Стивен А. Нэш; Линн Федерле Орр; Калифорнийский дворец Почетного легиона; Мэрион К. Стюарт (1999). Шедевры европейской живописи в Калифорнийском дворце Почетного легиона . Гудзон Хиллз. п. 111. ИСБН  9781555951825 .
  3. ^ Мэри Вудалл (1939). Пейзажные рисунки Гейнсборо . Фабер и Фабер. п. 1.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Томас Гейнсборо» . Национальная художественная галерея. Архивировано из оригинала 13 декабря 2012 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
  5. Фулчер, Джордж Уильям, Жизнь Томаса Гейнсборо , Лондон, 1856 г.
  6. ^ Словарь искусства (том 11 Феррара-Гейнсборо) . Тернер, Джейн, 1956-. Нью-Йорк: Гроув. 1996. с. 907. ИСБН  978-1884446009 . ОСЛК   34409675 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  7. ^ Конрад, Стивен, «Первый автопортрет Томаса Гейнсборо», The British Art Journal , Vol. XII, № 1, лето 2011 г., стр. 52–59.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэтрин Бэтьер (2009). Британские картины в Метрополитен-музее, 1575-1875 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 92. ИСБН  9781588393487 .
  9. ^ Веб-сайт галереи Тейт . Проверено 3 ноября 2021 г.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гамильтон, Джеймс (13 июля 2017 г.). Гейнсборо: Портрет . В&Н. ISBN  978-1474600521 .
  11. ^ «Мальчик вернулся в город» . Би-би-си в Саффолке .
  12. ^ «Томас Гейнсборо» . Национальная портретная галерея .
  13. ^ Гринвуд, Чарльз (1977). Знаменитые дома Западной страны . Бат: Kingsmead Press. стр. 84–86. ISBN  978-0-901571-87-8 .
  14. ^ Письмо Уильяму Джексону из Бата от 4 июня (но без указания года), в М. Вудалле (ред.), Письма Томаса Гейнсборо (Лондон, 1961), стр. 115.
  15. Письмо Уильяму Джексону из Бата от 2 сентября 1767 г., в М. Вудалле (редактор), «Письма Томаса Гейнсборо» (Лондон, 1961), стр. 101.
  16. ^ Письмо Уильяму Джексону из Бата от 4 июня (но без указания года), в М. Вудалле (ред.), Письма Томаса Гейнсборо (Лондон, 1961), стр. 115: «Меня утешает то, что у меня есть 5 Виолс да Гамба, 3 Джейеса и два Барака Нормана».
  17. ^ Табличка №2 на открытых табличках.
  18. ^ «Голубая доска Томаса Гейнсборо» . openplaques.org. Архивировано из оригинала 23 июля 2012 года . Проверено 13 мая 2013 г.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Розенталь, Майкл. «Гейнсборо, Томас». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. Веб.
  20. ^ «Результаты поиска» . Collection.waddesdon.org.uk . Архивировано из оригинала 12 апреля 2017 года . Проверено 12 апреля 2017 г.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Иоганн Кристиан Бах» . Национальная портретная галерея . Проверено 3 сентября 2018 г.
  22. ^ Баньоли, Джорджо (1993). Энциклопедия оперы Ла Скала . Саймон и Шустер. п. 38. ISBN  9780671870423 .
  23. ^ Джексон, Уильям (1798). «Четыре возраста», включая эссе на различные темы . Каделл и Дэвис. п. 161. Архивировано из оригинала 10 апреля 2016 года.
  24. ^ Джексон, Уильям (1798). «Четыре возраста», включая эссе на различные темы . Каделл и Дэвис. п. 183. Архивировано из оригинала 10 апреля 2016 года.
  25. ^ Вудалл, Мэри, Введение в письма Томаса Гейнборо , Cupid Press, Лондон, 1963
  26. ^ «Витрина Гейнсборо» . www.vam.ac.uk. ​12 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 2 августа 2011 г.
  27. ^ «Эпизод 5, Гейнсборо, Книга недели — BBC Radio 4» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 14 августа 2017 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
  28. ^ «Реставрация могилы Томаса Гейнсборо» . Ричмонд Гардиан . Лондон. 7 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 18 января 2012 г. . Проверено 1 декабря 2011 г.
  29. ^ www.minervaconservation.com http://www.minervaconservation.com/monuments/gainsborough . Проверено 16 декабря 2023 г. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  30. ^ Данбар, Джанет. Проспект Ричмонда (изд. 1977 г.). Джордж Харрап. стр. 199–209.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уиллс, FW. Письма Джошуа Рейнольдса, издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1929 г.
  32. ^ Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: Путеводитель по коллекции . Лондон: Джайлз. п. 80. ИСБН  978-1-904832-77-5 . Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 года . Проверено 24 июня 2011 г.
  33. ^ Холл, Поместье М. Уоддесдон: наследие дома Ротшильдов , Скала, Лондон, 2009, с. 77
  34. ^ «Кристи» .
  35. ^ «Ричард III – Генеалогическое древо – Анна Йоркская – Майкл Ибсен – Лестерский университет» . Архивировано из оригинала 20 января 2015 года.
  36. ^ Тури Э. Кинг; и др. (2014). «Рисунок 1: Генеалогические связи между Ричардом III и современными родственниками, принимавшими участие в этом исследовании» . Природные коммуникации . 5 : 5631. дои : 10.1038/ncomms6631 . ПМК   4268703 . ПМИД   25463651 .
  37. ^ «Труппа театра Тауэр: Девушки Гейнсборо» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2019 года . Проверено 24 апреля 2019 г.
  38. ^ «Правильное королевское противостояние Саймона Эджа | Eye Books» .
  39. ^ «Английские картины, вдохновившие Стэнли Кубрика | искусство | Повестка дня | Файдон» . www.phaidon.com . Проверено 15 октября 2022 г.
  40. ^ «Картина Гейнсборо восстановлена ​​и вновь повешена после «обстрела сверлом» » . TheGuardian.com . 28 марта 2017 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 051bd86edf3296362d7831e418330080__1719964560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/80/051bd86edf3296362d7831e418330080.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thomas Gainsborough - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)