Jump to content

Джон Сингер Сарджент

Джон Сарджент
Портрет Джеймса Э. Парди , 1903 год.
Рожденный
Джон Сингер Сарджент

( 1856-01-12 ) 12 января 1856 г.
Умер 14 апреля 1925 г. ) ( 1925-04-14 ) ( 69 лет
Лондон, Англия
Место отдыха Бруквудское кладбище
51 ° 17'52 "с.ш. 0 ° 37'29" з.д.  /  51,297651 ° с.ш. 0,624693 ° з.д.  / 51,297651; -0,624693
Национальность Американский
Образование Национальная школа изящных искусств
Известный Рисование
Заметная работа
Движение Импрессионизм

Джон Сингер Сарджент ( / ˈ s ɑːr ən t / ; 12 января 1856 - 14 апреля 1925) [1] был американским художником- эмигрантом , считавшимся «ведущим портретистом своего поколения» за его воспоминания о роскоши эдвардианской эпохи . [2] [3] Он создал около 900 картин маслом и более 2000 акварелей, а также бесчисленное количество эскизов и рисунков углем. Его творческие документы путешествуют по всему миру: от Венеции до Тироля , Корфу , Испании, Ближнего Востока, Монтаны , Мэна и Флориды .

Он родился во Флоренции в семье американцев, прошел обучение в Париже, а затем переехал в Лондон, прожив большую часть своей жизни в Европе. Он пользовался международным признанием как художник-портретист. , представленный в Парижском салоне Его «Портрет мадам X» в 1880-х годах, был призван укрепить его положение как светского художника в Париже, но вместо этого привел к скандалу. В течение года после скандала Сарджент уехал в Англию, где продолжил успешную карьеру художника-портретиста.

С самого начала работы Сарджента отличались замечательными техническими возможностями, особенно его умением рисовать кистью, что в последующие годы вызывало восхищение, а также критику за свою предполагаемую поверхностность. Его работы по заказу соответствовали величественной манере портретной живописи, а его неформальные этюды и пейзажные картины отражали знакомство с импрессионизмом . В более позднем возрасте Сарджент выразил двойственное отношение к ограничениям формальной портретной работы и посвятил большую часть своей энергии настенной живописи и работе на пленэре . Историки искусства обычно игнорировали светских художников, таких как Сарджент, до конца 20 века. [4]

Выставка ранее скрытых обнаженных мужчин Сарджента в 1980-х годах послужила толчком к переоценке его жизни и творчества, а также их психологической сложности. В дополнение к красоте, сенсационности и новаторству его творчества, его однополые интересы, нетрадиционная дружба с женщинами и взаимодействие с расой, гендерное нонконформизм и зарождающийся глобализм теперь рассматриваются как социально и эстетически прогрессивные и радикальные. [5]

Ранняя жизнь [ править ]

Сарджент был потомком Эпеса Сарджента , колониального военного лидера и юриста. До рождения Джона Сингера Сарджента его отец, ФитцУильям (р. 1820 в Глостере, Массачусетс ), с 1844 по 1854 год работал глазным хирургом в офтальмологической больнице Уиллс в Филадельфии. После того, как старшая сестра Джона умерла в возрасте двух лет, его мать, У Мэри Ньюболд Сарджент (урожденная Сингер, 1826–1906) случился нервный срыв, и пара решила поехать за границу, чтобы выздороветь. [1] Они оставались кочевниками-эмигрантами до конца своей жизни. [6] [7] Хотя родители Сарджента проживали в Париже, они регулярно переезжали, проводя сезоны на море и на горных курортах Франции, Германии, Италии и Швейцарии.

Пока Мария была беременна, они остановились во Флоренции , Тоскана, из-за эпидемии холеры . Сарджент родился там в 1856 году. Год спустя родилась его сестра Мэри. После ее рождения ФитцУильям неохотно оставил свой пост в Филадельфии и принял просьбу жены остаться за границей. [8] Они жили скромно на небольшое наследство и сбережения, ведя спокойную жизнь со своими детьми. Обычно они избегали общества и других американцев, за исключением друзей из мира искусства. [9] За границей родились еще четверо детей, из которых только двое дожили до детского возраста. [10]

Хотя его отец был терпеливым учителем основных предметов, юный Сарджент был буйным ребенком, больше интересовавшимся активным отдыхом, чем учебой. Как писал домой его отец: «Он довольно внимательно наблюдает за живой природой». [11] Его мать была убеждена, что путешествия по Европе и посещение музеев и церквей дадут юному Сардженту удовлетворительное образование. Несколько попыток дать ему формальное образование провалились, главным образом из-за их странствующей жизни. Его мать была способным художником-любителем, а отец — опытным медицинским иллюстратором . [12] Вначале она давала ему альбомы для рисования и поощряла экскурсии по рисованию. Сарджент работал над рисунками, с энтузиазмом копировал изображения кораблей из «Иллюстрированных лондонских новостей» и делал подробные зарисовки пейзажей. [13] ФитцУильям надеялся, что интерес его сына к кораблям и морю приведет его к военно-морской карьере.

В тринадцать лет его мать сообщила, что Джон «довольно хорошо рисует и обладает удивительно быстрым и точным глазомером. Если бы мы могли позволить себе давать ему действительно хорошие уроки, он вскоре стал бы настоящим художником». [14] В тринадцать лет он получил несколько уроков акварели у Карла Вельша , немецкого художника-пейзажиста. [15] Хотя его образование было далеко не завершенным, Сарджент вырос высокограмотным и космополитичным молодым человеком, преуспевшим в искусстве, музыке и литературе. [16] Он свободно говорил на английском, французском, итальянском и немецком языках. Семнадцатилетнего Сарджента описывали как «волевого, любопытного, решительного и сильного» (в честь его матери), но при этом застенчивого, щедрого и скромного (в честь его отца). [17] Он был хорошо знаком со многими великими мастерами благодаря непосредственным наблюдениям, как он писал в 1874 году: «В Венеции я научился безмерно восхищаться Тинторетто и считать его, пожалуй, вторым после Микеланджело и Тициана ». [18]

Обучение [ править ]

Дочери Эдварда Дарли Бойта , 1882, Музей изящных искусств, Бостон.

Попытка учиться во Флорентийской академии не удалась, так как в то время школа находилась в стадии реорганизации. Вернувшись в Париж из Флоренции, Сарджент начал обучение искусству у молодого французского портретиста Каролюса-Дюрана . После стремительного взлета художник отличался смелой техникой и современными методами преподавания; его влияние будет иметь решающее значение для Сарджента в период с 1874 по 1878 год. [19]

В 1874 году Сарджент с первой попытки сдал строгий экзамен, необходимый для поступления в Школу изящных искусств , ведущую художественную школу Франции. Он посещал уроки рисования, включая анатомию и перспективу, и получил серебряную премию. [19] [20] Он также проводил много времени в самообучении, рисуя в музеях и рисуя в студии, которую он делил с Джеймсом Кэрроллом Бекуитом . Он стал ценным другом и основным связующим звеном Сарджента с американскими художниками за рубежом. [21] Сарджент также взял несколько уроков у Леона Бонна . [20]

Фанни Уоттс, подруга детства Сарджента. Первая картина в Парижском салоне, 1877 год, Художественный музей Филадельфии.

Каролуса-Дюрана Ателье было прогрессивным, отказавшись от традиционного академического подхода, который требовал тщательного рисования и подмалевка, в пользу метода alla prima работы непосредственно на холсте загруженной кистью, заимствованного у Диего Веласкеса . Это был подход, основанный на правильном размещении тонов краски. Позже Сарджент создал картину в этом стиле, которая вызвала такие комментарии, как: «Ученик превзошел учителя». [22]

Этот подход также допускал спонтанные цветовые акценты, не связанные с рисунком . Оно заметно отличалось от традиционного ателье Жана-Леона Жерома , где американцы Томас Икинс и Джулиан Олден Вейр учились . Сарджент в короткие сроки стал звездным студентом. Вейр встретил Сарджента в 1874 году и отметил, что Сарджент был «одним из самых талантливых людей, которых я когда-либо встречал; его рисунки похожи на работы старых мастеров, и его цвета столь же прекрасны». [21] Превосходное владение Сарджентом французским языком и его исключительный талант сделали его популярным и вызывающим восхищение. Благодаря своей дружбе с Полем Сезаром Элле Сарджент познакомился с гигантами мира искусства, включая Дега , Родена , Моне и Уистлера .

«Этюд на открытом воздухе» , 1889 год, изображающий Поля Сезара Элле, рисующего со своей женой Алисой Герен. Бруклинский музей , Нью-Йорк

Ранний энтузиазм Сарджента был связан с пейзажами , а не с портретами, о чем свидетельствуют его объемные зарисовки, полные гор, морских пейзажей и зданий. [23] Опыт Каролуса-Дюрана в портретной живописи, наконец, повлиял на Сарджента в этом направлении. Заказы на исторические картины по-прежнему считались более престижными, но их было гораздо труднее получить. С другой стороны, портретная живопись была лучшим способом продвижения художественной карьеры, участия в выставках в Салоне и получения комиссионных, чтобы заработать себе на жизнь.

Рыбалка на устриц в Кансале (также известная как «В пути для рыбы» или «Отправление на рыбалку») , 1878 год, Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия.

Первым крупным портретом Сарджента был портрет его подруги Фанни Уоттс в 1877 году, и это также был его первый вход в Салон. Его особенно хорошо выполненная поза привлекла внимание. [23] Его второй работой в салоне была « Собиратели устриц из Кансале» , импрессионистическая картина, с которой он сделал две копии, одну из которых отправил обратно в Соединенные Штаты, и обе получили теплые отзывы. [24]

карьера Ранняя

Эль Джалео (Испанская танцовщица) , 1882, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер , Бостон.

В 1879 году в возрасте 23 лет Сарджент написал портрет своего учителя Каролюса-Дюрана; виртуозное усилие встретило общественное одобрение и определило направление, в котором пойдет его зрелая работа. Его показ в Парижском салоне был одновременно данью уважения его учителю и рекламой портретных заказов. [25] О ранних работах Сарджента Генри Джеймс писал, что художник представляет «немного« сверхъестественное » зрелище таланта, которому на самом пороге своей карьеры больше нечему учиться». [26]

Покинув ателье Каролюса-Дюрана, Сарджент посетил Испанию. изучал картины Веласкеса , впитывая технику мастера, и в своих путешествиях собирал идеи для будущих произведений. Там он страстно [27] Он был очарован испанской музыкой и танцами. Поездка также пробудила его собственный музыкальный талант (который был почти равен его художественному таланту) и который нашел визуальное выражение в его раннем шедевре « Эль Джалео» (1882). Музыка продолжала играть важную роль в его общественной жизни, поскольку он был умелым аккомпаниатором как любительских, так и профессиональных музыкантов. Сарджент стал ярым сторонником современных композиторов, особенно Габриэля Форе . [28]

Венецианский продавец лука , 1880—1882, Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид.

венецианских уличных сцен Поездки в Италию послужили источником эскизов и идей для нескольких жанровых картин , в которых эффективно запечатлены жесты и позы, которые он найдет полезными в более поздних портретных работах. [29]

По возвращении в Париж Сарджент быстро получил несколько заказов на портреты. Его карьера началась. Он сразу же продемонстрировал концентрацию и выносливость, которые позволили ему рисовать с упорством рабочего в течение следующих двадцати пяти лет. Промежутки между заказами он заполнил множеством незаконченных портретов друзей и коллег. Его прекрасные манеры, безупречный французский язык и большое мастерство выделили его среди новых портретистов, и его слава быстро распространилась. Он уверенно устанавливал высокие цены и отказывался от неудовлетворительных натурщиков. [30] Он был наставником своего друга Эмиля Фукса , который учился писать портреты маслом. [31]

Работает [ править ]

Портреты [ править ]

Портреты девятнадцатого века [ править ]

В начале 1880-х годов Сарджент регулярно выставлял в Салоне портреты, в основном это были изображения женщин в полный рост, такие как мадам Эдуард Пайерон (1880) (выполнено на пленэре ) и мадам Рамон Суберказо (1881). Он продолжал получать положительные критические отзывы. [32]

Лучшие портреты Сарджента раскрывают индивидуальность и индивидуальность натурщиков; его самые ярые поклонники думают, что в этом с ним может сравниться только Веласкес, который оказал на Сарджента большое влияние. Чары испанского мастера очевидны в «Дочерях Эдварда Дарли Бойта» Сарджента (1882), захватывающем интерьере, который перекликается с «Менинами » Веласкеса . [33] Как и во многих своих ранних портретах, Сарджент уверенно пробует разные подходы к каждой новой задаче, используя здесь как необычную композицию, так и освещение для достижения поразительного эффекта. Одной из его наиболее широко выставляемых и самых любимых работ 1880-х годов была «Дама с розой» (1882), портрет Шарлотты Буркхардт, близкого друга и возможной романтической привязанности. [34]

мадам Портрет X
Джон Сингер Сарджент в своей студии с портретом мадам X , ок. 1885 г.

Его самая противоречивая работа « Портрет мадам X ( Мадам Пьер Готро )» (1884) сейчас считается одной из лучших его работ и была личной любимицей художника; в 1915 году он заявил: «Полагаю, это лучшее, что я сделал». [35] Когда он был представлен в Париже на Салоне 1884 года, он вызвал такую ​​негативную реакцию, что, вероятно, спровоцировал переезд Сарджента в Лондон. Уверенность Сарджента в себе побудила его предпринять рискованный эксперимент в портретной живописи, но на этот раз он неожиданно дал обратный результат. [36]

Картина не была заказана ею, и он преследовал ее, чтобы получить возможность, в отличие от большинства его портретных работ, где его искали клиенты. Сарджент написал общему знакомому: [37]

У меня огромное желание написать ее портрет, и у меня есть основания думать, что она позволит это, и я жду, чтобы кто-нибудь предложил это почтение ее красоте. ...вы могли бы сказать ей, что я человек огромного таланта.

На создание картины ушло больше года. [38] Первая версия портрета мадам Готро со знаменитым глубоким вырезом, белой напудренной кожей и высокомерно склоненной головой отличалась намеренно вызывающей бретелькой, спущенной с плеча только на правой стороне, что усиливало общий эффект. смелый и чувственный. [39] Сарджент перекрасил ремешок в ожидаемое положение через плечо, чтобы попытаться смягчить фурор, но ущерб уже был нанесен. Французские заказы иссякли, и в 1885 году он сказал своему другу Эдмунду Госсу , что подумывает о том, чтобы отказаться от живописи ради музыки или бизнеса. [40]

Описывая реакцию посетителей, Жюдит Готье заметила: [41]

Это женщина? химера, фигура вздыбившегося единорога , как на геральдическом гербе, или, может быть, работа какого-нибудь восточного художника-декоратора, которому запрещен человеческий облик и который, желая напомнить о женщине, нарисовал восхитительную арабеску ? Нет, это не что-то из этого, а скорее точный образ современной женщины, тщательно нарисованный художником, мастером своего искусства».

До скандала с «Мадам Х» в 1884 году Сарджент рисовал экзотических красавиц, таких как Розина Феррара с Капри и испанская модель-эмигрантка Кармела Бертанья, но более ранние картины не предназначались для широкого общественного приема. Сарджент держал картину на видном месте в своей лондонской студии, пока не продал ее Метрополитен-музею в 1916 году после переезда в Соединенные Штаты и через несколько месяцев после смерти Готро.

Переехать в Англию [ править ]
Доктор Поцци дома , 1881 год, Музей Хаммера , Лос-Анджелес.

Перед приездом в Англию Сарджент начал отправлять картины на выставку в Королевскую академию . В их число входили портреты доктора Поцци дома (1881 г.), яркое эссе в красных тонах и его первый мужской портрет в полный рост, а также более традиционная миссис Генри Уайт (1883 г.). Последующие заказы на портреты побудили Сарджента завершить свой переезд в Лондон в 1886 году, где он поселился в художественном сообществе Челси . [42]

Несмотря на скандал с мадам X, он подумывал о переезде в Лондон еще в 1882 году; его неоднократно убеждал сделать это его новый друг, писатель Генри Джеймс . Оглядываясь назад, можно увидеть, что его перевод в Лондон был неизбежен. [43]

Английские критики поначалу не были теплыми, обвиняя Сарджента в его «умном», «французском» обращении с красками. Один рецензент, увидевший его портрет миссис Генри Уайт, описал его технику как «жесткую» и «почти металлическую», «без вкуса в выражении, воздухе или моделировании». Однако с помощью миссис Уайт Сарджент вскоре завоевал восхищение английских покровителей и критиков. [44] Генри Джеймс также дал художнику «толчок в меру своих возможностей». [45]

Клод Моне Картина на опушке леса , 1885, Тейт Британия , Лондон

Сарджент проводил много времени, рисуя на открытом воздухе в английской сельской местности, когда не был в своей студии. Во время визита к Моне в Живерни в 1885 году Сарджент нарисовал один из своих самых импрессионистических портретов: Моне за работой на открытом воздухе, рядом со своей новой невестой. Сарджента обычно не считают художником- импрессионистом , но иногда он с большим эффектом использовал импрессионистические техники. Его картина Клода Моне «На опушке леса» выполнена в его собственной версии импрессионистического стиля. В 1880-х годах он посещал выставки импрессионистов и начал писать на открытом воздухе в пленэрной после визита к Моне манере. За это время Сарджент приобрел в свою личную коллекцию четыре работы Моне. [46]

Сарджент был также вдохновлен созданием портрета своего друга-художника Поля Сезара Хелле , который также рисовал на открытом воздухе вместе со своей женой. Фотография, очень похожая на картину, позволяет предположить, что Сарджент иногда использовал фотографию как вспомогательное средство для композиции. [47] Через Хелле Сарджент познакомился и в 1884 году нарисовал довольно мрачный портрет знаменитого французского скульптора Огюста Родена , напоминающий работы Томаса Икинса . [48] Хотя британские критики относили Сарджента к лагерю импрессионистов, французские импрессионисты считали иначе. Как позже заявил Моне: «Он не импрессионист в том смысле, в котором мы используем это слово, он слишком сильно находится под влиянием Каролюса-Дюрана». [49]

Гвоздика, Лилия, Лилия, Роза , 1885—86, Тейт Британия , Лондон.

Первый крупный успех Сарджента в Королевской академии художеств пришелся на 1887 год, когда он с энтузиазмом откликнулся на «Гвоздику, Лили, Лили, Розу» , большую картину, написанную на месте, изображающую двух молодых девушек, зажигающих фонари в английском саду на Бродвее в Котсуолдсе. . Картина была немедленно приобретена галереей Тейт .

Его первая поездка в Нью-Йорк и Бостон в качестве профессионального художника в 1887–1888 годах привела к выполнению более 20 важных заказов, включая портреты Изабеллы Стюарт Гарднер , знаменитой бостонской меценатки. Его портрет миссис Адриан Изелин, жены нью-йоркского бизнесмена , раскрыл ее характер в одной из самых проницательных его работ. В Бостоне Сардженту была оказана честь его первая персональная выставка, на которой были представлены 22 его картины. [50] Здесь он подружился с художником Деннисом Миллером Бункером , который летом 1888 года отправился в Англию, чтобы рисовать с ним на пленэре, и является героем картины Сарджента 1888 года « Деннис Миллер Бункер, рисующий в Калькоте» .

Вернувшись в Лондон, Сарджент снова был занят. Его методы работы к тому времени уже хорошо зарекомендовали себя, следуя многим шагам, использованным другими мастерами -портретистами до него. Получив заказ в результате переговоров, которые он провел, Сарджент посещал дом клиента, чтобы посмотреть, где повесить картину. Он часто просматривал гардероб клиента, чтобы выбрать подходящий наряд. Некоторые портреты были сделаны дома у клиента, но чаще всего в его студии, которая была хорошо оборудована мебелью и фоновыми материалами, которые он выбрал для надлежащего эффекта. [51] Обычно ему требовалось от своих клиентов восемь-десять сеансов, хотя он пытался запечатлеть лицо за один сеанс. Обычно он поддерживал приятную беседу, а иногда делал перерыв и играл на пианино для своей няни. Сарджент редко использовал карандашные или масляные наброски, а вместо этого наносил непосредственно масляную краску. [52] Наконец, он выберет подходящий кадр.

У Сарджента не было помощников; он взял на себя все задачи, такие как подготовка холстов, покрытие картины лаком, организация фотосъемки, доставки и документации. Он получал около 5000 долларов за портрет, или около 130 000 долларов в текущих ценах. [53] Некоторые американские клиенты приехали в Лондон за свой счет, чтобы Сарджент нарисовал их портрет.Спектр пигментов, регулярно используемых Сарджентом, был: «Марсиан желтый (синтетический оксид железа) и желтый кадмий ; виридиан и изумрудно-зеленый, иногда в смеси; киноварь и марсианский красный , как по отдельности, так и в смеси; марена; синтетический ультрамарин или синий кобальт ; и черная слоновая кость , охра и коричневый марсиан». [54]

Примерно в 1890 году Сарджент нарисовал в качестве экспонатов два смелых портрета унтер-офицера — один с изображением актрисы Эллен Терри в роли леди Макбет и один с изображением популярной испанской танцовщицы Ла Карменсита . [55] Сарджент был избран членом Королевской академии , а три года спустя стал ее полноправным членом.

Леди Эгнью из Лохно , 1893, Шотландская национальная галерея , Эдинбург.

В 1890-х годах он получал в среднем четырнадцать заказов на портреты в год, и ни один из них не был красивее, чем благородная леди Эгнью из Лохнау , 1892 год. Его портрет миссис Хью Хаммерсли ( Mrs. Hugh Hammersley , 1892) был одинаково хорошо принят за живое изображение одного из самых известных хозяек Лондона. Как великолепный портретист Сарджент добился непревзойденного успеха; он изображал персонажей одновременно облагороженных и часто обладавших нервной энергией. Сарджента называли « Ван Дейком нашего времени». [56]

Хотя Сарджент был американским эмигрантом, он много раз возвращался в Соединенные Штаты, часто для того, чтобы удовлетворить спрос на заказные портреты. Сарджент выставил девять своих портретов во Дворце изящных искусств на Всемирной Колумбийской выставке 1893 года в Чикаго. [57]

Сарджент написал серию из трёх портретов Роберта Льюиса Стивенсона . Второй, «Портрет Роберта Льюиса Стивенсона и его жены» (1885 г.), был одним из самых известных его произведений. [58] Он также выполнил портреты двух президентов США: Теодора Рузвельта и Вудро Вильсона . В 1896 году попечители Метрополитен-музея поручили Сардженту создать портрет Генри Гердона Маркванда . Маркуанд был вторым президентом музея и сыграл важную роль в его основании. [59] В 1888 году Сарджент выпустил свой портрет Алисы Вандербильт Шепард , правнучки Корнелиуса Вандербильта . [60] Многие из его наиболее важных работ находятся в музеях США. В 1897 году друг спонсировал знаменитый портрет маслом мистера и миссис И. Н. Фелпс Стоукс работы Сарджента в качестве свадебного подарка. [61] [62] Джин Циммерман документирует создание портрета Стокса в своей двойной биографии пары « Любовь, яростно» . [63]

В 1898 году Ашер Вертхаймер, богатый еврейский арт-дилер, живущий в Лондоне, заказал Сардженту серию из дюжины портретов своей семьи, что стало крупнейшим заказом художника от одного покровителя. Портреты Вертхаймера демонстрируют приятное знакомство между художником и его героями. Несмотря на то, что Вертхаймер завещал большую часть картин Национальной галерее, [64] сегодня они выставлены в галерее Тейт Британия.

Портреты двадцатого века [ править ]

К 1900 году Сарджент был на пике своей славы. Карикатурист Макс Бирбом завершил одну из своих семнадцати карикатур на Сарджента, сделав широко известным публике пузатое телосложение художника. [65] [66] Хотя Сардженту было только за сорок, он начал больше путешествовать и сравнительно меньше времени уделять портретной живописи. Его «Интерьер в Венеции» (1900), портрет четырех членов семьи Кертис в их элегантном роскошном доме Палаццо Барбаро , имел оглушительный успех. Но Уистлер не одобрял небрежную манеру письма Сарджента, которую он охарактеризовал как «размазанную повсюду». [67] Одним из последних крупных портретов Сарджента в его бравурном стиле был портрет лорда Рибблсдейла , сделанный в 1902 году, прекрасно одетый в элегантную охотничью форму. Между 1900 и 1907 годами Сарджент продолжал свою высокую производительность, которая включала, помимо десятков портретов маслом, сотни портретных рисунков по цене около 400 долларов каждый. [68] В 1901 году он купил участок по соседству со своим домом на Тите-стрит , чтобы создать студию большего размера. [42]

В 1907 году, в возрасте пятидесяти одного года, Сарджент официально закрыл свою студию. С облегчением он заявил: «Написание портрета было бы весьма забавно, если бы во время работы не приходилось говорить... Какая неприятность развлекать натурщика и выглядеть счастливым, когда чувствуешь себя несчастным». [69] В том же году Сарджент написал свой последний скромный и серьезный автопортрет для знаменитой коллекции автопортретов галереи Уффици во Флоренции, Италия. [70]

Сарджент совершил несколько летних визитов в Швейцарские Альпы со своими сестрами Эмили Сарджент , опытной художницей, и Вайолет Сарджент (миссис Ормонд), а также дочерьми Вайолет Роуз-Мари и Рейн, которые были предметом ряда картин между 1906 и 1913 годы, такие как «Черный ручей» (1908) или «Нончалуар (Отдых)» (1911). [71]

Нонхалоир (Покой) . Модель — Роуз-Мари Ормонд Мишель, племянница Сарджента.

К тому времени, когда Сарджент закончил свой портрет Джона Д. Рокфеллера в 1917 году, большинство критиков начали относить его к мастерам прошлого, как к «блестящему послу между своими покровителями и потомками». Модернисты относились к нему более жестко, считая его совершенно оторванным от реальности американской жизни и новых художественных тенденций, включая кубизм и футуризм . [72] Сарджент спокойно принял критику, но отказался изменить свое негативное мнение о современном искусстве. Он парировал: « Энгр , Рафаэль и Эль Греко , это теперь мои восхищения, это то, что мне нравится». [73]

Где-то между 1917 и 1920 годами Сарджент нарисовал портрет Томаса Э. Маккеллера, молодого афроамериканского лифтера и ветерана Первой мировой войны. Полотно хранилось в мастерской художника до его смерти и стало постоянно демонстрироваться публике только в 1986 году, когда оно было приобретено Музеем изящных искусств в Бостоне . Маккеллер также послужил образцом для мифологических фресок, которые Сарджент нарисовал на лестнице и в ротонде МИД Бостона, а также для мемориальных фресок Первой мировой войны в Гарвардской библиотеке Уайденера . [74]

В 1925 году, незадолго до смерти, Сарджент написал свой последний портрет маслом — полотно аристократки Грейс Керзон, маркизы Керзон Кедлстонской . Картина была приобретена в 1936 году Художественным музеем Карриера в Манчестере, штат Нью-Гэмпшир, где с тех пор экспонируется. [75]

Акварель [ править ]

СМИ, связанные с акварельными картинами Джона Сингера Сарджента, на Викискладе?

Тыквы , 1906—1910, Бруклинский музей .

За долгую карьеру Сарджента он нарисовал более 2000 акварелей, путешествуя от английской сельской местности до Венеции, Тироля, Корфу, Ближнего Востока, Монтаны, Мэна и Флориды. Каждое направление предлагало живописные стимулы и сокровища. Даже на досуге, избегая давления портретной студии, он рисовал с беспокойной интенсивностью, часто рисуя с утра до ночи.

Особенно примечательны его сотни акварелей с изображением Венеции, многие из которых написаны с точки зрения гондолы . Его цвета иногда были чрезвычайно яркими, и, как заметил один рецензент: «Все дано с интенсивностью сна». [76] На Ближнем Востоке и в Северной Африке Сарджент рисовал бедуинов , пастухов и рыбаков. В последнее десятилетие своей жизни он создал множество акварелей в штате Мэн , Флорида, а также на американском Западе , изображающих фауну, флору и коренные народы.

Игра в шахматы , гр. 1907, Частное собрание.

С помощью своих акварелей Сарджент смог реализовать свои ранние художественные наклонности к природе, архитектуре, экзотическим народам и благородным горным пейзажам. И именно в некоторых из его поздних работ чувствуется, что Сарджент рисует исключительно для себя. Его акварели были выполнены с радостной плавностью. Он также много рисовал семью, друзей, сады и фонтаны. В акварелях он игриво изображал своих друзей и семью, одетых в костюмы востоковедов , расслабляющихся среди ярко освещенных пейзажей, что позволяло использовать более яркую палитру и экспериментальную обработку, чем его заказы ( «Игра в шахматы» , 1906). [77] Его первая крупная персональная выставка акварельных работ состоялась в галерее Carfax в Лондоне в 1905 году. [78] В 1909 году он выставил в Нью-Йорке восемьдесят шесть акварелей, восемьдесят три из которых были куплены Бруклинским музеем . [79] Эван Чартерис писал в 1927 году: [80]

Жить с акварелью Сарджента — значит жить с пойманным и удерживаемым солнечным светом, с блеском яркого и разборчивого мира, «струящейся тенью» и «Окружающим пылом полудня».

Хотя Сарджент в целом не пользовался таким критическим уважением, как Уинслоу Гомер , возможно, величайший акварелист Америки, исследования показали, что Сарджент свободно владел всем диапазоном непрозрачных и прозрачных акварельных техник, включая методы, используемые Гомером. [81]

Другая работа [ править ]

Атлас и Геспериды , 1922—1925, фреска, Музей изящных искусств, Бостон.

В качестве уступки ненасытному спросу богатых покровителей на портреты Сарджент набросал сотни быстрых портретных эскизов углем, которые он назвал «Кружки». Сорок шесть из них, относящихся к 1890–1916 годам, были выставлены в Королевском обществе художников-портретистов в 1916 году. [82]

Все фрески Сарджента можно найти в районе Бостона/Кембриджа в Массачусетсе. Они находятся в Бостонской публичной библиотеке , Музее изящных искусств и Гарвардской библиотеке Уайденера . Самыми масштабными работами Сарджента являются фрески «Триумф религии» , украшающие Бостонскую публичную библиотеку и изображающие историю религии и богов политеизма. [83] Они были прикреплены к стенам библиотеки с помощью маруфляжа . Он работал над циклом почти тридцать лет, но так и не завершил финальную фреску. Сарджент использовал свои обширные путешествия и посещения музеев, чтобы создать плотный художественно-исторический микс. Последний раз фрески были восстановлены в 2003–2004 годах командой из Центра консервации и технических исследований Штрауса Гарвардского художественного музея . [84]

Синагога , 1919 год, фреска, Бостонская публичная библиотека

Сарджент работал над фресками с 1895 по 1919 год; они были предназначены для того, чтобы показать прогресс религии (и общества) от языческих суеверий до возникновения христианства, завершаясь картиной, изображающей Иисуса, произносящего Нагорную проповедь . Но картины Сарджента «Церковь» и « Синагога », установленные в конце 1919 года, вызвали дискуссию о том, представлял ли художник иудаизм в стереотипной или даже антисемитской манере. [85] Опираясь на иконографию, которая использовалась в средневековых картинах, Сарджент изобразил иудаизм и синагогу как слепую, уродливую ведьму, а христианство и церковь как прекрасную, сияющую молодую женщину. Он также не понимал, почему эти представления могут быть проблематичными для евреев Бостона; он был одновременно удивлен и обижен, когда картины подверглись критике. [86] Картины вызвали недовольство бостонских евреев, поскольку казалось, что они изображают побежденный иудаизм и торжествующее христианство. [87] Бостонские газеты также следили за полемикой, отмечая, что, хотя многие сочли картины оскорбительными, не все с этим согласились. В конце концов Сарджент отказался от своего плана закончить фрески, и споры в конце концов утихли.

По возвращении в Англию в 1918 году после визита в Соединенные Штаты Сарджент был назначен британским Министерством информации в качестве военного художника . В своей большой картине «Загазованность» и во многих акварелях он изобразил сцены Великой войны . [88] На Сарджента повлияла смерть его племянницы Роз-Мари при обстреле церкви Сен-Жерве в Париже в Страстную пятницу 1918 года. [71]

Отношения и личная жизнь [ править ]

Сарджент всю жизнь был холостяком и имел широкий круг друзей, включая Оскара Уайльда (с которым он был соседом несколько лет), [89] писатель-гей Вайолет Пейджет [90] и его вероятный любовник Альберт де Беллерош . Биографы когда-то изображали его уравновешенным и сдержанным. [91] Однако недавние исследования предположили, что он был замкнутым, сложным и страстным человеком, чья гомосексуальная идентичность была неотъемлемой частью его искусства. [92] [93] Эта точка зрения основана на высказываниях его друзей и соратников, на общей привлекательной отдаленности его портретов, на том, как его работы бросают вызов представлениям XIX века о гендерных различиях. [94] его ранее игнорированные обнаженные мужчины и некоторые мужские портреты, в том числе Томаса Э. МакКеллера, Бартоломи Маганоско, Олимпио Фуско, [95] и картина аристократического художника Альберта де Беллероша , которая висела в его столовой в Челси. [96] [97] У Сарджента была долгая дружба с Беллерошем, с которым он познакомился в 1882 году и часто путешествовал. Сохранившийся рисунок позволяет предположить, что Сарджент мог использовать его в качестве модели для «Мадам Икс» , учитывая совпадение дат, когда Сарджент рисовал каждого из них отдельно примерно в одно и то же время. [98] а изящная поза больше напоминает наброски мужских фигур Сарджента, чем его часто жесткие заказы.

Было высказано предположение, что репутация Сарджента в 1890-х годах как «художника евреев» могла быть связана с его сочувствием и соучастием в их взаимной социальной чуждости. [92] Одна из таких еврейских клиенток, Бетти Вертхаймер, писала, что во время пребывания в Венеции Сарджента «интересовали только венецианские гондольеры ». [92] [99] Художник Жак-Эмиль Бланш , который был одним из первых его натурщиков, сказал после смерти Сарджента, что его сексуальная жизнь «была печально известна в Париже, а в Венеции была просто скандальной. Он был бешеным педерастом». [100]

У него было много отношений с женщинами. Было высказано предположение, что те, у кого были его натурщики Розина Феррара , Виржини Готро и Жюдит Готье , возможно, впали в увлечение. [101] В молодости Сарджент также какое-то время ухаживал за Луизой Буркхардт, моделью для «Дамы с розой» . [102]

Среди друзей и сторонников Сарджента были Генри Джеймс и Изабелла Стюарт Гарднер , портреты которых он писал, а Гарднер также заказывал и покупал работы у Сарджента и обращался к нему за советом по поводу других приобретений. [103] Эдвард VII [104] и Поль Сезар Хеллеу также были друзьями и сторонниками Сарджента. В его окружение также входили принц Эдмон де Полиньяк и граф Робер де Монтескью . Другими художниками, с которыми сотрудничал Сарджент, были Деннис Миллер Банкер , Джеймс Кэрролл Беквит , Эдвин Остин Эбби и Джон Эллиотт (который также работал над фресками Бостонской публичной библиотеки ), Фрэнсис Дэвид Милле , Хоакин Соролья и Клод Моне , которого Сарджент изобразил с женой Моне. «на опушке леса». [105] Между 1905 и 1914 годами частыми спутниками Сарджента в путешествиях была супружеская пара художников Уилфрид де Глен и Джейн Эммет де Глен . Трио часто проводило лето во Франции, Испании или Италии, и все трое изображали друг друга на своих картинах во время путешествий. [106]

Критическая оценка [ править ]

Арсен Вижан , 1885, Музеи Меца.

В то время, когда мир искусства сосредоточился, в свою очередь, на импрессионизме , фовизме и кубизме , Сарджент практиковал свою собственную форму реализма , в которой были блестящие ссылки на Веласкеса , Ван Дейка и Гейнсборо . Его, казалось бы, легкая способность перефразировать мастеров в современной манере привела к потоку заказных портретов поразительной виртуозности ( Арсен Вижан , 1885, Музеи Меца; мистер и миссис Исаак Ньютон Фелпс-Стоукс , 1897, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и заработал Сардженту прозвище «Ван Дейк нашего времени». [107] В 1916 году он был удостоен почетной степени Гарвардского университета. [108]

Тем не менее, при жизни его творчество вызывало негативные отзывы со стороны некоторых его коллег: Камиль Писсарро писал, что «он не энтузиаст, а скорее ловкий исполнитель», [109] а Уолтер Сикерт опубликовал сатирический выпуск под заголовком «Саргентолатрия». [79] Ко времени его смерти его считали анахронизмом, пережитком позолоченного века и не соответствующим художественным настроениям Европы после Первой мировой войны. Элизабет Преттеджон предполагает, что падение репутации Сарджента было частично связано с ростом антисемитизма и, как следствие, нетерпимостью к «празднорам еврейского процветания». [110] Было высказано предположение, что экзотические качества [111] Присущие его работам вызывали симпатии клиентов-евреев, которых он рисовал с 1890-х годов.

Сарджент подчеркнул экзотическую красоту Альмины Вертхаймер в 1908 году, одев ее в тюркери .

Нигде это не проявляется так очевидно, как на его портрете «Альмина, дочь Ашера Вертхаймера» (1908), на котором персонаж изображен в персидском костюме, инкрустированном жемчугом тюрбане и играющем на индийской тамбуре - все это призвано передать чувственность и тайну. Если Сарджент использовал этот портрет для исследования вопросов сексуальности и идентичности, он, похоже, встретил удовлетворение отца портретируемого, Ашера Вертхаймера, богатого еврейского торговца произведениями искусства. [112]

Первым из хулителей Сарджента был влиятельный английский искусствовед Роджер Фрай из Bloomsbury Group , который на ретроспективе Сарджента в Лондоне в 1926 году отклонил работы Сарджента как лишенные эстетического качества: «Действительно, чудесно, но самое замечательное, что это замечательное представление когда-либо путали. с художником». [110] А в 1930-е годы Льюис Мамфорд возглавил хор самых суровых критиков: «Сарджент до конца оставался иллюстратором… самая искусная видимость мастерства, самый смелый взгляд на эффект не могут скрыть сущностную пустоту ума Сарджента, или презрительная и циничная поверхностность определенной части его казни».

Частично девальвация Сарджента также объясняется его жизнью за границей, из-за которой он казался менее американцем в то время, когда «подлинное» социально сознательное американское искусство, примером которого являются кружок Стиглица и школа Ашкана , находилось на подъеме. [113]

После столь длительного периода критики репутация Сарджента неуклонно росла с 1950-х годов. [4] В 1960-х годах возрождение викторианского искусства и новые научные исследования, направленные на Сарджента, укрепили его репутацию. [114] Сарджент был предметом крупномасштабных выставок в крупных музеях, включая ретроспективную выставку в Музее американского искусства Уитни в 1986 году и крупную передвижную выставку 1999 года, которая экспонировалась в Музее изящных искусств в Бостоне , Национальной галерее искусств в Вашингтоне. и Национальная галерея в Лондоне. В 2022 году в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, и в 2023 году в Почётном легионе в Сан-Франциско, Калифорния, прошла выставка картин Сарджента из Испании. [115] [116]

В 1986 году Энди Уорхол заметил исследователю Сарджента Тревору Фэйрбратеру, что Сарджент «заставил всех выглядеть гламурно. Выше. Тоньше. Но у всех есть настроение, у каждого из них разное настроение». [117] [118] В Time статье журнала 1980-х годов критик Роберт Хьюз похвалил Сарджента как «непревзойденного регистратора мужской силы и женской красоты в день, который, как и наш, уделял чрезмерное внимание обоим». [119]

Дальнейшая жизнь [ править ]

Могила Сарджента на Бруквудском кладбище , Суррей

Нью-Йорка и другими основал Центральную художественную галерею В 1922 году Сарджент вместе с Эдмундом Грисеном , Уолтером Лейтоном Кларком . [120] Сарджент активно участвовал в работе Центральных художественных галерей Гранд и их академии, Большой Центральной школы искусств , до своей смерти в 1925 году. В 1924 году галереи провели крупную ретроспективную выставку работ Сарджента. [121] Затем он вернулся в Англию, где умер в своем доме в Челси 14 апреля 1925 года от болезни сердца. [121] Сарджент похоронен на Бруквудском кладбище недалеко от Уокинга, графство Суррей . [122]

Мемориальные выставки работ Сарджента прошли в Бостоне в 1925 году, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, а также в Королевской академии и галерее Тейт в Лондоне в 1926 году. [123] [ нужна полная цитата ] Центральные художественные галереи Гранд Сентрал также организовали в 1928 году посмертную выставку ранее не публиковавшихся эскизов и рисунков, созданных на протяжении всей его карьеры. [124]

Продажи [ править ]

Портрет Роберта Льюиса Стивенсона и его жены был продан в 2004 году за 8,8 миллиона долларов США. [125] и расположен в Музее американского искусства Кристал Бриджес в Бентонвилле, штат Арканзас .

В декабре 2004 года картина «Группа с зонтиками (Сиеста)» (1905) была продана за 23,5 миллиона долларов США, что почти вдвое превышает оценку Sotheby's в 12 миллионов долларов. Предыдущая самая высокая цена за картину Сарджента составляла 11 миллионов долларов США. [126] [ нужна полная цитата ]

В популярной культуре [ править ]

В 2018 году Comedy Central звезда Джейд Эстебан Эстрада написала, срежиссировала и снялась в фильме «Мадам Икс: Бурлеск-фантазия» , постановке (премьера которого состоялась в Сан-Антонио, штат Техас), основанной на жизни Сарджента и его знаменитой картине « Портрет мадам Икс» . [127]

Работы Сарджента занимают видное место в Мэгги Стивотер 2021 года романе «Мистер Невозможное» .

В 2024 году «Выставка на экране» выпустила документальный фильм «Джон Сингер Сарджент: Мода и чванство» , снятый в Музее изящных искусств в Бостоне и галерее Тейт Британия в Лондоне. [128] Он был основан на выставках Сарджента и мод в этих двух музеях в 2023 и 2024 годах.

Цитаты [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Джон Сингер Сарджент» . Биография.com . Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 года . Проверено 25 сентября 2018 г.
  2. ^ «Хотя его искусство соответствовало духу времени, Сарджент в 1890-х годах проявил себя как ведущий художник-портретист своего поколения». Ормонд (1998), с. 34.
  3. ^ «Во времена комиссии Вертхаймера Сарджент был самым знаменитым, востребованным и дорогим художником-портретистом в мире». Художественный музей Нового Орлеана ( архивировано 20 апреля 2008 г., в Wayback Machine )
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шульце, Франц (1980). «Дж. С. Сарджент, отчасти великолепно». Искусство в Америке . Том. 68, нет. 2. С. 90–96.
  5. ^ Фишер (2022), с. 9.
  6. ^ Олсон (1986), с. 1.
  7. ^ Уилсон, Дж. Г .; Фиск, Дж. , ред. (1900). «Сарджент, Пол Дадли» . Циклопедия американской биографии Эпплтона . Нью-Йорк: Д. Эпплтон.
  8. ^ Олсон (1986), с. 2.
  9. ^ Олсон (1986), с. 4.
  10. ^ хххх, с. 11.
  11. ^ Олсон (1986), с. 9.
  12. ^ Олсон (1986), с. 10.
  13. ^ Олсон (1986), с. 15.
  14. ^ Олсон (1986), с. 18.
  15. ^ Литтл (1998), с. 7.
  16. ^ Олсон (1986), с. 23.
  17. ^ Олсон (1986), с. 27.
  18. ^ Олсон (1986), с. 29.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фэйрбразер (1994), с. 13.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Литтл (1998), с. 7.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Олсон (1986), с. 46.
  22. ^ Элизабет Преттеджон : Интерпретация Сарджента , с. 9. Стюарт, Табори и Чанг, 1998.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Олсон (1986), с. 55.
  24. ^ Fairbrother (1994), с. 16.
  25. ^ Преттеджон (1998), с. 14.
  26. ^ Преттеджон (1998), с. 13.
  27. ^ Олсон (1986), с. 70.
  28. ^ Олсон (1986), с. 73.
  29. ^ Fairbrother (1994), с. 33.
  30. ^ Олсон (1986), с. 80.
  31. ^ «Документы Эмиля Фукса 1880–1931» (PDF) . Бруклинский музей. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2015 года . Проверено 7 ноября 2013 г.
  32. ^ Ормонд, Ричард: «Искусство Сарджента», Джон Сингер Сарджент , стр. 25–7. Галерея Тейт, 1998.
  33. ^ Ормонд (1998), с. 27, 1998.
  34. ^ Fairbrother (1994), с. 40.
  35. ^ Ормонд и Килмюррей (1998), с. 114.
  36. ^ Fairbrother (1994), с. 45.
  37. ^ Олсон (1986), с. 102.
  38. ^ Ормонд и Килмюррей (1998), с. 113.
  39. ^ Fairbrother (1994), с. 47.
  40. ^ Fairbrother (1994), с. 55.
  41. ^ Цитируется в Ормонде (1998), стр. 27–8, 1998.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Поселение и здание: Художники и Челси, страницы 102–106. История графства Миддлсекс: Том 12, Челси» . Британская история онлайн . История округа Виктория, 2004 г. Проверено 21 декабря 2022 г.
  43. ^ Ормонд (1998), с. 28, 1998.
  44. ^ Fairbrother (1994), с. 43.
  45. ^ Олсон (1986), с. 107.
  46. ^ Fairbrother (1994), с. 61.
  47. ^ Олсон (1986), пластина XVIII
  48. ^ Ормонд и Килмюррей (1998), с. 151.
  49. ^ Fairbrother (1994), с. 68.
  50. ^ Fairbrother (1994), стр. 70–2.
  51. ^ Олсон (1986), с. 223.
  52. ^ Ормонд и Килмюррей (1998), с. XXIII.
  53. ^ Fairbrother (1994), с. 76, цена обновлена ​​с помощью калькулятора ИПЦ на 2008 год на сайте data.bls.gov.
  54. ^ «Техника рисования Джона Сингера Сарджента» . Кин Уилсон Fine Art (Блог) . Проверено 14 апреля 2023 г. [ ненадежный источник? ]
  55. ^ Fairbrother (1994), с. 79.
  56. ^ Ормонд (1998), стр. 28–35, 1998.
  57. ^ Джон Сингер Сарджент на Всемирной Колумбийской выставке , Всемирная выставка в Чикаго, 1893 год.
  58. ^ «Роберт Луи Стивенсон и его жена» . Виртуальная галерея JSS . Проверено 27 июля 2017 г.
  59. ^ «Джон Сингер Сарджент | Генри Дж. Маркванд | Американец» . Метрополитен-музей . Проверено 11 сентября 2023 г.
  60. ^ Экспонат в музее Амона Картера в Форт-Уэрте, штат Техас.
  61. ^ «Джон Сингер Сарджент 1856–1925. Мистер и миссис И. Н. Фелпс Стоукс 1897, холст, масло» . Студии и портреты – Художественная галерея Квинсленда – Галерея современного искусства. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 3 сентября 2011 г.
  62. ^ «Мистер и миссис И. Н. Фелпс Стоукс, 1897, автор Джон Сингер Сарджент (американец, 1856–1925). Холст, масло» . Хронология истории искусств Хайльбрунна, Метрополитен-музей. 2011 . Проверено 3 сентября 2011 г.
  63. ^ Циммерман, Жан (2012). Яростная любовь: роман позолоченного века . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин. стр. 119–130. ISBN  978-0-15-101447-7 .
  64. ^ Ормонд (1998), с. 148, 1998.
  65. ^ Fairbrother (1994), с. 97.
  66. ^ Литтл (1998), с. 12.
  67. ^ Fairbrother (1994), с. 101.
  68. ^ Fairbrother (1994), с. 118.
  69. ^ Олсон (1986), с. 227.
  70. ^ Fairbrother (1994), с. 124.
  71. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккуат, Филип. «Муза Роуз-Мари Ормонд Сарджент и «самая очаровательная девушка, которая когда-либо жила » . Журнал «Искусство в обществе» . Проверено 8 июля 2020 г.
  72. ^ Fairbrother (1994), с. 131.
  73. ^ Fairbrother (1994), с. 133.
  74. ^ «Бостонский Аполлон: Томас Маккеллери и Джон Сингер Сарджент Натаниэля Сильвера» .
  75. ^ «Веб-киоск EmbARK» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года.
  76. ^ Литтл (1998), с. 11.
  77. ^ Преттеджон (1998), стр. 66–69.
  78. ^ Fairbrother (1994), с. 148.
  79. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ормонд (1998), с. 276, 1998.
  80. ^ Литтл (1998), с. 110.
  81. ^ Литтл (1998), с. 17.
  82. ^ «Выставки – 1916 год, Королевское общество художников-портретистов, проходившие в галереях Графтона» . www.jssgallery.org .
  83. Фрески Сарджента в Бостонской публичной библиотеке. Архивировано 2 июня 2005 г., в Wayback Machine.
  84. ^ Хандекар, Покобене и Смит (2009).
  85. ^ «Новая картина в публичной библиотеке вызывает активный протест евреев» . Дональд Хендерсонсин, The Boston Globe , 9 ноября 1919 г., стр. 48.
  86. ^ «БПЛ - Искусство - Фрески Сарджента» . Архивировано из оригинала 6 октября 2012 года . Проверено 31 июля 2012 г.
  87. ^ «Дженна Вайсман Джоселит: Восстановление« американской Сикстинской капеллы »... Как« Синагога »Сарджента спровоцировала нацию - Forward.com» . Еврейская ежедневная газета Форвард . 4 августа 2010 г.
  88. ^ Литтл (1998), с. 135.
  89. ^ «Дома с Уайльдом, Сарджентом и Уистлером», Londonist, 2014
  90. ^ Эверетт, Люсинда (8 марта 2018 г.). «Слишком «опасно» для Генри Джеймса: Вайолет Пейджет, радикальная писательница-лесбиянка, потрясшая мир искусства» . «Дейли телеграф» .
  91. ^ Олсон (1986), с. 199.
  92. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Неудача, Патриция, «Скрытый сержант», Art News , май 2001 г.
  93. ^ Дэвис (2003b) , с. 254.
  94. ^ Мосс, Дороти, «Джон Сингер Сарджент, «Мадам Икс» и «Бэби Миллбанк » , The Burlington Magazine , май 2001 г., Vol. 143, № 1178.
  95. ^ Литтл (1998), с. 141.
  96. Тойбин, Колм, «Тайная жизнь Джона Сингера Сарджента» , The Daily Telegraph , 15 февраля 2015 г.
  97. ^ Ормонд и Килмюррей (1998), с. 88.
  98. ^ Дилиберто, Джоя. « Музы Сарджента: была ли мадам X на самом деле мистером? », The New York Times , 18 мая 2003 г.
  99. ^ Fairbrother (2000), с. 220, н. 7.
  100. ^ Fairbrother (2000), с. 139, н. 4.
  101. ^ Дэвис (2003b) , стр. 143–145.
  102. ^ Олсон (1986), с. 88.
  103. ^ Килмюррей, Элейн (1997). «Попутчики». В Адельсоне, Уоррен; и др. (ред.). Сарджент за рубежом: фигуры и пейзажи . Абвиль Пресс. стр. 57–58. ISBN  978-0-7892-0384-7 .
  104. ^ Килмюррей, Элейн (1997). «Хронология путешествий». В Адельсоне, Уоррен; и др. (ред.). Сарджент за рубежом: фигуры и пейзажи . Абвиль Пресс. п. 240. ИСБН  978-0-7892-0384-7 .
  105. ^ «Клод Моне, рисующий на опушке леса» , Тейт Британия .
  106. ^ «Фонтан, Вилла Торлония, Фраскати, Италия» . Архивировано из оригинала 10 июля 2012 года.
  107. Это от Огюста Родена после просмотра «Охотницы за мисс» в 1902 году. Ормонд и Килмюррей (1998), стр. 150.
  108. ^ Университет, Гарвард. «История почетных степеней» . Гарвардский университет . Проверено 21 мая 2024 г.
  109. ^ Ревальд, Джон: Камиль Писсарро: Письма сыну Люсьену , с. 183. Рутледж и Кеган Пол, 1980.
  110. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Преттеджон (1998), с. 73.
  111. Друг Сарджента Вернон Ли говорил о «откровенной любви художника к экзотике… неявной любви к редким видам красоты, к невероятным видам элегантности». Чартерис (1927), с. 252.
  112. ^ Ормонд (1998), стр. 169–171, 1998.
  113. ^ Fairbrother (1994), с. 140.
  114. ^ Fairbrother (1994), с. 141.
  115. ^ «Сарджент и Испания» .
  116. ^ «Сарджент и Испания» .
  117. ^ «Джон Сингер Сарджент» . Архивировано из оригинала 20 марта 2012 года . Проверено 31 июля 2012 г.
  118. ^ Фэйрбратер, Тревор (февраль 1987 г.). «Уорхол встречает Сарджента в Уитни». Журнал искусств . № 6. С. 64–71.
  119. ^ Fairbrother (1994), с. 145.
  120. ^ «Ассоциация галерей художников и скульпторов начинает работу», The New York Times , 19 декабря 1922 года.
  121. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Робертс, Норма Дж., изд. (1988). Американские коллекции . Музей искусств Колумбуса . п. 34. ISBN  0-8109-1811-0 .
  122. ^ «Джон Сингер Сарджент» . Знаменитости Некрополя . Общество Бруквудского кладбища. Архивировано из оригинала 17 сентября 2016 года . Проверено 23 февраля 2007 г.
  123. ^ «Тейт – Веб-сайт находится на техническом обслуживании» .
  124. ^ «Взято из альбома для рисования Сарджента». Нью-Йорк Таймс . 12 февраля 1928 года.
    «Зарисовки Сарджента на новой выставке здесь». Нью-Йорк Таймс . 14 февраля 1928 года.
  125. ^ «Sotheby's: аукционы изящных искусств и частные продажи произведений современного, модерна и импрессионистов, картин старых мастеров, ювелирных изделий, часов, вина, декоративного искусства, азиатского искусства и многого другого – Sotheby's» . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 31 июля 2016 г.
  126. The Age , 3 декабря 2004 г.
  127. ^ « Мадам Икс: Бурлеск-фантазия » . TheOvertimeTheatre.org . Сан-Антонио, Техас: Театр сверхурочной работы.
  128. ^ «Джон Сингер Сарджент: обзор Fashion & Swagger - исследование стиля художника» .

Цитируемые работы [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b42bb743e9b4f3b077b4f39f2d7d330c__1718798220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/0c/b42bb743e9b4f3b077b4f39f2d7d330c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Singer Sargent - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)