Джон Сингер Сарджент
Джон Сарджент | |
---|---|
![]() Портрет Джеймса Э. Парди , 1903 год. | |
Рожденный | Джон Сингер Сарджент 12 января 1856 г. |
Умер | 14 апреля 1925 г. Лондон, Англия | ( 69 лет
Место отдыха | Бруквудское кладбище 51 ° 17'52 "с.ш. 0 ° 37'29" з.д. / 51,297651 ° с.ш. 0,624693 ° з.д. |
Национальность | Американский |
Образование | Национальная школа изящных искусств |
Известный | Рисование |
Заметная работа | |
Движение | Импрессионизм |
Джон Сингер Сарджент ( / ˈ s ɑːr dʒ ən t / ; 12 января 1856 - 14 апреля 1925) [1] был американским художником- эмигрантом , считавшимся «ведущим портретистом своего поколения» за его воспоминания о роскоши эдвардианской эпохи . [2] [3] Он создал около 900 картин маслом и более 2000 акварелей, а также бесчисленное количество эскизов и рисунков углем. Его творческие документы путешествуют по всему миру: от Венеции до Тироля , Корфу , Испании, Ближнего Востока, Монтаны , Мэна и Флориды .
Он родился во Флоренции в семье американцев, прошел обучение в Париже, а затем переехал в Лондон, прожив большую часть своей жизни в Европе. Он пользовался международным признанием как художник-портретист. , представленный в Парижском салоне Его «Портрет мадам X» в 1880-х годах, был призван укрепить его положение как светского художника в Париже, но вместо этого привел к скандалу. В течение года после скандала Сарджент уехал в Англию, где продолжил успешную карьеру художника-портретиста.
С самого начала работы Сарджента отличались замечательными техническими возможностями, особенно его умением рисовать кистью, что в последующие годы вызывало восхищение, а также критику за свою предполагаемую поверхностность. Его работы по заказу соответствовали величественной манере портретной живописи, а его неформальные этюды и пейзажные картины отражали знакомство с импрессионизмом . В более позднем возрасте Сарджент выразил двойственное отношение к ограничениям формальной портретной работы и посвятил большую часть своей энергии настенной живописи и работе на пленэре . Историки искусства обычно игнорировали светских художников, таких как Сарджент, до конца 20 века. [4]
Выставка ранее скрытых обнаженных мужчин Сарджента в 1980-х годах послужила толчком к переоценке его жизни и творчества, а также их психологической сложности. В дополнение к красоте, сенсационности и новаторству его творчества, его однополые интересы, нетрадиционная дружба с женщинами и взаимодействие с расой, гендерное нонконформизм и зарождающийся глобализм теперь рассматриваются как социально и эстетически прогрессивные и радикальные. [5]
Ранняя жизнь [ править ]
Сарджент был потомком Эпеса Сарджента , колониального военного лидера и юриста. До рождения Джона Сингера Сарджента его отец, ФитцУильям (р. 1820 в Глостере, Массачусетс ), с 1844 по 1854 год работал глазным хирургом в офтальмологической больнице Уиллс в Филадельфии. После того, как старшая сестра Джона умерла в возрасте двух лет, его мать, У Мэри Ньюболд Сарджент (урожденная Сингер, 1826–1906) случился нервный срыв, и пара решила поехать за границу, чтобы выздороветь. [1] Они оставались кочевниками-эмигрантами до конца своей жизни. [6] [7] Хотя родители Сарджента проживали в Париже, они регулярно переезжали, проводя сезоны на море и на горных курортах Франции, Германии, Италии и Швейцарии.
Пока Мария была беременна, они остановились во Флоренции , Тоскана, из-за эпидемии холеры . Сарджент родился там в 1856 году. Год спустя родилась его сестра Мэри. После ее рождения ФитцУильям неохотно оставил свой пост в Филадельфии и принял просьбу жены остаться за границей. [8] Они жили скромно на небольшое наследство и сбережения, ведя спокойную жизнь со своими детьми. Обычно они избегали общества и других американцев, за исключением друзей из мира искусства. [9] За границей родились еще четверо детей, из которых только двое дожили до детского возраста. [10]
Хотя его отец был терпеливым учителем основных предметов, юный Сарджент был буйным ребенком, больше интересовавшимся активным отдыхом, чем учебой. Как писал домой его отец: «Он довольно внимательно наблюдает за живой природой». [11] Его мать была убеждена, что путешествия по Европе и посещение музеев и церквей дадут юному Сардженту удовлетворительное образование. Несколько попыток дать ему формальное образование провалились, главным образом из-за их странствующей жизни. Его мать была способным художником-любителем, а отец — опытным медицинским иллюстратором . [12] Вначале она давала ему альбомы для рисования и поощряла экскурсии по рисованию. Сарджент работал над рисунками, с энтузиазмом копировал изображения кораблей из «Иллюстрированных лондонских новостей» и делал подробные зарисовки пейзажей. [13] ФитцУильям надеялся, что интерес его сына к кораблям и морю приведет его к военно-морской карьере.
В тринадцать лет его мать сообщила, что Джон «довольно хорошо рисует и обладает удивительно быстрым и точным глазомером. Если бы мы могли позволить себе давать ему действительно хорошие уроки, он вскоре стал бы настоящим художником». [14] В тринадцать лет он получил несколько уроков акварели у Карла Вельша , немецкого художника-пейзажиста. [15] Хотя его образование было далеко не завершенным, Сарджент вырос высокограмотным и космополитичным молодым человеком, преуспевшим в искусстве, музыке и литературе. [16] Он свободно говорил на английском, французском, итальянском и немецком языках. Семнадцатилетнего Сарджента описывали как «волевого, любопытного, решительного и сильного» (в честь его матери), но при этом застенчивого, щедрого и скромного (в честь его отца). [17] Он был хорошо знаком со многими великими мастерами благодаря непосредственным наблюдениям, как он писал в 1874 году: «В Венеции я научился безмерно восхищаться Тинторетто и считать его, пожалуй, вторым после Микеланджело и Тициана ». [18]
Обучение [ править ]

Попытка учиться во Флорентийской академии не удалась, так как в то время школа находилась в стадии реорганизации. Вернувшись в Париж из Флоренции, Сарджент начал обучение искусству у молодого французского портретиста Каролюса-Дюрана . После стремительного взлета художник отличался смелой техникой и современными методами преподавания; его влияние будет иметь решающее значение для Сарджента в период с 1874 по 1878 год. [19]
В 1874 году Сарджент с первой попытки сдал строгий экзамен, необходимый для поступления в Школу изящных искусств , ведущую художественную школу Франции. Он посещал уроки рисования, включая анатомию и перспективу, и получил серебряную премию. [19] [20] Он также проводил много времени в самообучении, рисуя в музеях и рисуя в студии, которую он делил с Джеймсом Кэрроллом Бекуитом . Он стал ценным другом и основным связующим звеном Сарджента с американскими художниками за рубежом. [21] Сарджент также взял несколько уроков у Леона Бонна . [20]

Каролуса-Дюрана Ателье было прогрессивным, отказавшись от традиционного академического подхода, который требовал тщательного рисования и подмалевка, в пользу метода alla prima работы непосредственно на холсте загруженной кистью, заимствованного у Диего Веласкеса . Это был подход, основанный на правильном размещении тонов краски. Позже Сарджент создал картину в этом стиле, которая вызвала такие комментарии, как: «Ученик превзошел учителя». [22]
Этот подход также допускал спонтанные цветовые акценты, не связанные с рисунком . Оно заметно отличалось от традиционного ателье Жана-Леона Жерома , где американцы Томас Икинс и Джулиан Олден Вейр учились . Сарджент в короткие сроки стал звездным студентом. Вейр встретил Сарджента в 1874 году и отметил, что Сарджент был «одним из самых талантливых людей, которых я когда-либо встречал; его рисунки похожи на работы старых мастеров, и его цвета столь же прекрасны». [21] Превосходное владение Сарджентом французским языком и его исключительный талант сделали его популярным и вызывающим восхищение. Благодаря своей дружбе с Полем Сезаром Элле Сарджент познакомился с гигантами мира искусства, включая Дега , Родена , Моне и Уистлера .

Ранний энтузиазм Сарджента был связан с пейзажами , а не с портретами, о чем свидетельствуют его объемные зарисовки, полные гор, морских пейзажей и зданий. [23] Опыт Каролуса-Дюрана в портретной живописи, наконец, повлиял на Сарджента в этом направлении. Заказы на исторические картины по-прежнему считались более престижными, но их было гораздо труднее получить. С другой стороны, портретная живопись была лучшим способом продвижения художественной карьеры, участия в выставках в Салоне и получения комиссионных, чтобы заработать себе на жизнь.

Первым крупным портретом Сарджента был портрет его подруги Фанни Уоттс в 1877 году, и это также был его первый вход в Салон. Его особенно хорошо выполненная поза привлекла внимание. [23] Его второй работой в салоне была « Собиратели устриц из Кансале» , импрессионистическая картина, с которой он сделал две копии, одну из которых отправил обратно в Соединенные Штаты, и обе получили теплые отзывы. [24]
карьера Ранняя

В 1879 году в возрасте 23 лет Сарджент написал портрет своего учителя Каролюса-Дюрана; виртуозное усилие встретило общественное одобрение и определило направление, в котором пойдет его зрелая работа. Его показ в Парижском салоне был одновременно данью уважения его учителю и рекламой портретных заказов. [25] О ранних работах Сарджента Генри Джеймс писал, что художник представляет «немного« сверхъестественное » зрелище таланта, которому на самом пороге своей карьеры больше нечему учиться». [26]
Покинув ателье Каролюса-Дюрана, Сарджент посетил Испанию. изучал картины Веласкеса , впитывая технику мастера, и в своих путешествиях собирал идеи для будущих произведений. Там он страстно [27] Он был очарован испанской музыкой и танцами. Поездка также пробудила его собственный музыкальный талант (который был почти равен его художественному таланту) и который нашел визуальное выражение в его раннем шедевре « Эль Джалео» (1882). Музыка продолжала играть важную роль в его общественной жизни, поскольку он был умелым аккомпаниатором как любительских, так и профессиональных музыкантов. Сарджент стал ярым сторонником современных композиторов, особенно Габриэля Форе . [28]

венецианских уличных сцен Поездки в Италию послужили источником эскизов и идей для нескольких жанровых картин , в которых эффективно запечатлены жесты и позы, которые он найдет полезными в более поздних портретных работах. [29]
По возвращении в Париж Сарджент быстро получил несколько заказов на портреты. Его карьера началась. Он сразу же продемонстрировал концентрацию и выносливость, которые позволили ему рисовать с упорством рабочего в течение следующих двадцати пяти лет. Промежутки между заказами он заполнил множеством незаконченных портретов друзей и коллег. Его прекрасные манеры, безупречный французский язык и большое мастерство выделили его среди новых портретистов, и его слава быстро распространилась. Он уверенно устанавливал высокие цены и отказывался от неудовлетворительных натурщиков. [30] Он был наставником своего друга Эмиля Фукса , который учился писать портреты маслом. [31]
Работает [ править ]
Портреты [ править ]
Портреты девятнадцатого века [ править ]
В начале 1880-х годов Сарджент регулярно выставлял в Салоне портреты, в основном это были изображения женщин в полный рост, такие как мадам Эдуард Пайерон (1880) (выполнено на пленэре ) и мадам Рамон Суберказо (1881). Он продолжал получать положительные критические отзывы. [32]
Лучшие портреты Сарджента раскрывают индивидуальность и индивидуальность натурщиков; его самые ярые поклонники думают, что в этом с ним может сравниться только Веласкес, который оказал на Сарджента большое влияние. Чары испанского мастера очевидны в «Дочерях Эдварда Дарли Бойта» Сарджента (1882), захватывающем интерьере, который перекликается с «Менинами » Веласкеса . [33] Как и во многих своих ранних портретах, Сарджент уверенно пробует разные подходы к каждой новой задаче, используя здесь как необычную композицию, так и освещение для достижения поразительного эффекта. Одной из его наиболее широко выставляемых и самых любимых работ 1880-х годов была «Дама с розой» (1882), портрет Шарлотты Буркхардт, близкого друга и возможной романтической привязанности. [34]
- Мадам Эдуард Пайерон , 1879, Национальная художественная галерея.
- Мадам Рамон Суберказо , ок. 1880–81
- Дама с розой (Шарлотта Луиза Буркхардт) , 1882, Метрополитен-музей
- Портрет мадам X , 1884, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
мадам Портрет X

Его самая противоречивая работа « Портрет мадам X ( Мадам Пьер Готро )» (1884) сейчас считается одной из лучших его работ и была личной любимицей художника; в 1915 году он заявил: «Полагаю, это лучшее, что я сделал». [35] Когда он был представлен в Париже на Салоне 1884 года, он вызвал такую негативную реакцию, что, вероятно, спровоцировал переезд Сарджента в Лондон. Уверенность Сарджента в себе побудила его предпринять рискованный эксперимент в портретной живописи, но на этот раз он неожиданно дал обратный результат. [36]
Картина не была заказана ею, и он преследовал ее, чтобы получить возможность, в отличие от большинства его портретных работ, где его искали клиенты. Сарджент написал общему знакомому: [37]
У меня огромное желание написать ее портрет, и у меня есть основания думать, что она позволит это, и я жду, чтобы кто-нибудь предложил это почтение ее красоте. ...вы могли бы сказать ей, что я человек огромного таланта.
На создание картины ушло больше года. [38] Первая версия портрета мадам Готро со знаменитым глубоким вырезом, белой напудренной кожей и высокомерно склоненной головой отличалась намеренно вызывающей бретелькой, спущенной с плеча только на правой стороне, что усиливало общий эффект. смелый и чувственный. [39] Сарджент перекрасил ремешок в ожидаемое положение через плечо, чтобы попытаться смягчить фурор, но ущерб уже был нанесен. Французские заказы иссякли, и в 1885 году он сказал своему другу Эдмунду Госсу , что подумывает о том, чтобы отказаться от живописи ради музыки или бизнеса. [40]
Описывая реакцию посетителей, Жюдит Готье заметила: [41]
Это женщина? химера, фигура вздыбившегося единорога , как на геральдическом гербе, или, может быть, работа какого-нибудь восточного художника-декоратора, которому запрещен человеческий облик и который, желая напомнить о женщине, нарисовал восхитительную арабеску ? Нет, это не что-то из этого, а скорее точный образ современной женщины, тщательно нарисованный художником, мастером своего искусства».
До скандала с «Мадам Х» в 1884 году Сарджент рисовал экзотических красавиц, таких как Розина Феррара с Капри и испанская модель-эмигрантка Кармела Бертанья, но более ранние картины не предназначались для широкого общественного приема. Сарджент держал картину на видном месте в своей лондонской студии, пока не продал ее Метрополитен-музею в 1916 году после переезда в Соединенные Штаты и через несколько месяцев после смерти Готро.
Переехать в Англию [ править ]

Перед приездом в Англию Сарджент начал отправлять картины на выставку в Королевскую академию . В их число входили портреты доктора Поцци дома (1881 г.), яркое эссе в красных тонах и его первый мужской портрет в полный рост, а также более традиционная миссис Генри Уайт (1883 г.). Последующие заказы на портреты побудили Сарджента завершить свой переезд в Лондон в 1886 году, где он поселился в художественном сообществе Челси . [42]
Несмотря на скандал с мадам X, он подумывал о переезде в Лондон еще в 1882 году; его неоднократно убеждал сделать это его новый друг, писатель Генри Джеймс . Оглядываясь назад, можно увидеть, что его перевод в Лондон был неизбежен. [43]
Английские критики поначалу не были теплыми, обвиняя Сарджента в его «умном», «французском» обращении с красками. Один рецензент, увидевший его портрет миссис Генри Уайт, описал его технику как «жесткую» и «почти металлическую», «без вкуса в выражении, воздухе или моделировании». Однако с помощью миссис Уайт Сарджент вскоре завоевал восхищение английских покровителей и критиков. [44] Генри Джеймс также дал художнику «толчок в меру своих возможностей». [45]

Сарджент проводил много времени, рисуя на открытом воздухе в английской сельской местности, когда не был в своей студии. Во время визита к Моне в Живерни в 1885 году Сарджент нарисовал один из своих самых импрессионистических портретов: Моне за работой на открытом воздухе, рядом со своей новой невестой. Сарджента обычно не считают художником- импрессионистом , но иногда он с большим эффектом использовал импрессионистические техники. Его картина Клода Моне «На опушке леса» выполнена в его собственной версии импрессионистического стиля. В 1880-х годах он посещал выставки импрессионистов и начал писать на открытом воздухе в пленэрной после визита к Моне манере. За это время Сарджент приобрел в свою личную коллекцию четыре работы Моне. [46]
Сарджент был также вдохновлен созданием портрета своего друга-художника Поля Сезара Хелле , который также рисовал на открытом воздухе вместе со своей женой. Фотография, очень похожая на картину, позволяет предположить, что Сарджент иногда использовал фотографию как вспомогательное средство для композиции. [47] Через Хелле Сарджент познакомился и в 1884 году нарисовал довольно мрачный портрет знаменитого французского скульптора Огюста Родена , напоминающий работы Томаса Икинса . [48] Хотя британские критики относили Сарджента к лагерю импрессионистов, французские импрессионисты считали иначе. Как позже заявил Моне: «Он не импрессионист в том смысле, в котором мы используем это слово, он слишком сильно находится под влиянием Каролюса-Дюрана». [49]

Первый крупный успех Сарджента в Королевской академии художеств пришелся на 1887 год, когда он с энтузиазмом откликнулся на «Гвоздику, Лили, Лили, Розу» , большую картину, написанную на месте, изображающую двух молодых девушек, зажигающих фонари в английском саду на Бродвее в Котсуолдсе. . Картина была немедленно приобретена галереей Тейт .
Его первая поездка в Нью-Йорк и Бостон в качестве профессионального художника в 1887–1888 годах привела к выполнению более 20 важных заказов, включая портреты Изабеллы Стюарт Гарднер , знаменитой бостонской меценатки. Его портрет миссис Адриан Изелин, жены нью-йоркского бизнесмена , раскрыл ее характер в одной из самых проницательных его работ. В Бостоне Сардженту была оказана честь его первая персональная выставка, на которой были представлены 22 его картины. [50] Здесь он подружился с художником Деннисом Миллером Бункером , который летом 1888 года отправился в Англию, чтобы рисовать с ним на пленэре, и является героем картины Сарджента 1888 года « Деннис Миллер Бункер, рисующий в Калькоте» .
Вернувшись в Лондон, Сарджент снова был занят. Его методы работы к тому времени уже хорошо зарекомендовали себя, следуя многим шагам, использованным другими мастерами -портретистами до него. Получив заказ в результате переговоров, которые он провел, Сарджент посещал дом клиента, чтобы посмотреть, где повесить картину. Он часто просматривал гардероб клиента, чтобы выбрать подходящий наряд. Некоторые портреты были сделаны дома у клиента, но чаще всего в его студии, которая была хорошо оборудована мебелью и фоновыми материалами, которые он выбрал для надлежащего эффекта. [51] Обычно ему требовалось от своих клиентов восемь-десять сеансов, хотя он пытался запечатлеть лицо за один сеанс. Обычно он поддерживал приятную беседу, а иногда делал перерыв и играл на пианино для своей няни. Сарджент редко использовал карандашные или масляные наброски, а вместо этого наносил непосредственно масляную краску. [52] Наконец, он выберет подходящий кадр.
У Сарджента не было помощников; он взял на себя все задачи, такие как подготовка холстов, покрытие картины лаком, организация фотосъемки, доставки и документации. Он получал около 5000 долларов за портрет, или около 130 000 долларов в текущих ценах. [53] Некоторые американские клиенты приехали в Лондон за свой счет, чтобы Сарджент нарисовал их портрет.Спектр пигментов, регулярно используемых Сарджентом, был: «Марсиан желтый (синтетический оксид железа) и желтый кадмий ; виридиан и изумрудно-зеленый, иногда в смеси; киноварь и марсианский красный , как по отдельности, так и в смеси; марена; синтетический ультрамарин или синий кобальт ; и черная слоновая кость , охра и коричневый марсиан». [54]
Примерно в 1890 году Сарджент нарисовал в качестве экспонатов два смелых портрета унтер-офицера — один с изображением актрисы Эллен Терри в роли леди Макбет и один с изображением популярной испанской танцовщицы Ла Карменсита . [55] Сарджент был избран членом Королевской академии , а три года спустя стал ее полноправным членом.
В 1890-х годах он получал в среднем четырнадцать заказов на портреты в год, и ни один из них не был красивее, чем благородная леди Эгнью из Лохнау , 1892 год. Его портрет миссис Хью Хаммерсли ( Mrs. Hugh Hammersley , 1892) был одинаково хорошо принят за живое изображение одного из самых известных хозяек Лондона. Как великолепный портретист Сарджент добился непревзойденного успеха; он изображал персонажей одновременно облагороженных и часто обладавших нервной энергией. Сарджента называли « Ван Дейком нашего времени». [56]
Хотя Сарджент был американским эмигрантом, он много раз возвращался в Соединенные Штаты, часто для того, чтобы удовлетворить спрос на заказные портреты. Сарджент выставил девять своих портретов во Дворце изящных искусств на Всемирной Колумбийской выставке 1893 года в Чикаго. [57]
Сарджент написал серию из трёх портретов Роберта Льюиса Стивенсона . Второй, «Портрет Роберта Льюиса Стивенсона и его жены» (1885 г.), был одним из самых известных его произведений. [58] Он также выполнил портреты двух президентов США: Теодора Рузвельта и Вудро Вильсона . В 1896 году попечители Метрополитен-музея поручили Сардженту создать портрет Генри Гердона Маркванда . Маркуанд был вторым президентом музея и сыграл важную роль в его основании. [59] В 1888 году Сарджент выпустил свой портрет Алисы Вандербильт Шепард , правнучки Корнелиуса Вандербильта . [60] Многие из его наиболее важных работ находятся в музеях США. В 1897 году друг спонсировал знаменитый портрет маслом мистера и миссис И. Н. Фелпс Стоукс работы Сарджента в качестве свадебного подарка. [61] [62] Джин Циммерман документирует создание портрета Стокса в своей двойной биографии пары « Любовь, яростно» . [63]
В 1898 году Ашер Вертхаймер, богатый еврейский арт-дилер, живущий в Лондоне, заказал Сардженту серию из дюжины портретов своей семьи, что стало крупнейшим заказом художника от одного покровителя. Портреты Вертхаймера демонстрируют приятное знакомство между художником и его героями. Несмотря на то, что Вертхаймер завещал большую часть картин Национальной галерее, [64] сегодня они выставлены в галерее Тейт Британия.
Портреты двадцатого века [ править ]
К 1900 году Сарджент был на пике своей славы. Карикатурист Макс Бирбом завершил одну из своих семнадцати карикатур на Сарджента, сделав широко известным публике пузатое телосложение художника. [65] [66] Хотя Сардженту было только за сорок, он начал больше путешествовать и сравнительно меньше времени уделять портретной живописи. Его «Интерьер в Венеции» (1900), портрет четырех членов семьи Кертис в их элегантном роскошном доме Палаццо Барбаро , имел оглушительный успех. Но Уистлер не одобрял небрежную манеру письма Сарджента, которую он охарактеризовал как «размазанную повсюду». [67] Одним из последних крупных портретов Сарджента в его бравурном стиле был портрет лорда Рибблсдейла , сделанный в 1902 году, прекрасно одетый в элегантную охотничью форму. Между 1900 и 1907 годами Сарджент продолжал свою высокую производительность, которая включала, помимо десятков портретов маслом, сотни портретных рисунков по цене около 400 долларов каждый. [68] В 1901 году он купил участок по соседству со своим домом на Тите-стрит , чтобы создать студию большего размера. [42]
В 1907 году, в возрасте пятидесяти одного года, Сарджент официально закрыл свою студию. С облегчением он заявил: «Написание портрета было бы весьма забавно, если бы во время работы не приходилось говорить... Какая неприятность развлекать натурщика и выглядеть счастливым, когда чувствуешь себя несчастным». [69] В том же году Сарджент написал свой последний скромный и серьезный автопортрет для знаменитой коллекции автопортретов галереи Уффици во Флоренции, Италия. [70]
Сарджент совершил несколько летних визитов в Швейцарские Альпы со своими сестрами Эмили Сарджент , опытной художницей, и Вайолет Сарджент (миссис Ормонд), а также дочерьми Вайолет Роуз-Мари и Рейн, которые были предметом ряда картин между 1906 и 1913 годы, такие как «Черный ручей» (1908) или «Нончалуар (Отдых)» (1911). [71]

К тому времени, когда Сарджент закончил свой портрет Джона Д. Рокфеллера в 1917 году, большинство критиков начали относить его к мастерам прошлого, как к «блестящему послу между своими покровителями и потомками». Модернисты относились к нему более жестко, считая его совершенно оторванным от реальности американской жизни и новых художественных тенденций, включая кубизм и футуризм . [72] Сарджент спокойно принял критику, но отказался изменить свое негативное мнение о современном искусстве. Он парировал: « Энгр , Рафаэль и Эль Греко , это теперь мои восхищения, это то, что мне нравится». [73]
Где-то между 1917 и 1920 годами Сарджент нарисовал портрет Томаса Э. Маккеллера, молодого афроамериканского лифтера и ветерана Первой мировой войны. Полотно хранилось в мастерской художника до его смерти и стало постоянно демонстрироваться публике только в 1986 году, когда оно было приобретено Музеем изящных искусств в Бостоне . Маккеллер также послужил образцом для мифологических фресок, которые Сарджент нарисовал на лестнице и в ротонде МИД Бостона, а также для мемориальных фресок Первой мировой войны в Гарвардской библиотеке Уайденера . [74]
В 1925 году, незадолго до смерти, Сарджент написал свой последний портрет маслом — полотно аристократки Грейс Керзон, маркизы Керзон Кедлстонской . Картина была приобретена в 1936 году Художественным музеем Карриера в Манчестере, штат Нью-Гэмпшир, где с тех пор экспонируется. [75]
Акварель [ править ]
СМИ, связанные с акварельными картинами Джона Сингера Сарджента, на Викискладе?

За долгую карьеру Сарджента он нарисовал более 2000 акварелей, путешествуя от английской сельской местности до Венеции, Тироля, Корфу, Ближнего Востока, Монтаны, Мэна и Флориды. Каждое направление предлагало живописные стимулы и сокровища. Даже на досуге, избегая давления портретной студии, он рисовал с беспокойной интенсивностью, часто рисуя с утра до ночи.
Особенно примечательны его сотни акварелей с изображением Венеции, многие из которых написаны с точки зрения гондолы . Его цвета иногда были чрезвычайно яркими, и, как заметил один рецензент: «Все дано с интенсивностью сна». [76] На Ближнем Востоке и в Северной Африке Сарджент рисовал бедуинов , пастухов и рыбаков. В последнее десятилетие своей жизни он создал множество акварелей в штате Мэн , Флорида, а также на американском Западе , изображающих фауну, флору и коренные народы.

С помощью своих акварелей Сарджент смог реализовать свои ранние художественные наклонности к природе, архитектуре, экзотическим народам и благородным горным пейзажам. И именно в некоторых из его поздних работ чувствуется, что Сарджент рисует исключительно для себя. Его акварели были выполнены с радостной плавностью. Он также много рисовал семью, друзей, сады и фонтаны. В акварелях он игриво изображал своих друзей и семью, одетых в костюмы востоковедов , расслабляющихся среди ярко освещенных пейзажей, что позволяло использовать более яркую палитру и экспериментальную обработку, чем его заказы ( «Игра в шахматы» , 1906). [77] Его первая крупная персональная выставка акварельных работ состоялась в галерее Carfax в Лондоне в 1905 году. [78] В 1909 году он выставил в Нью-Йорке восемьдесят шесть акварелей, восемьдесят три из которых были куплены Бруклинским музеем . [79] Эван Чартерис писал в 1927 году: [80]
Жить с акварелью Сарджента — значит жить с пойманным и удерживаемым солнечным светом, с блеском яркого и разборчивого мира, «струящейся тенью» и «Окружающим пылом полудня».
Хотя Сарджент в целом не пользовался таким критическим уважением, как Уинслоу Гомер , возможно, величайший акварелист Америки, исследования показали, что Сарджент свободно владел всем диапазоном непрозрачных и прозрачных акварельных техник, включая методы, используемые Гомером. [81]
Другая работа [ править ]

В качестве уступки ненасытному спросу богатых покровителей на портреты Сарджент набросал сотни быстрых портретных эскизов углем, которые он назвал «Кружки». Сорок шесть из них, относящихся к 1890–1916 годам, были выставлены в Королевском обществе художников-портретистов в 1916 году. [82]
Все фрески Сарджента можно найти в районе Бостона/Кембриджа в Массачусетсе. Они находятся в Бостонской публичной библиотеке , Музее изящных искусств и Гарвардской библиотеке Уайденера . Самыми масштабными работами Сарджента являются фрески «Триумф религии» , украшающие Бостонскую публичную библиотеку и изображающие историю религии и богов политеизма. [83] Они были прикреплены к стенам библиотеки с помощью маруфляжа . Он работал над циклом почти тридцать лет, но так и не завершил финальную фреску. Сарджент использовал свои обширные путешествия и посещения музеев, чтобы создать плотный художественно-исторический микс. Последний раз фрески были восстановлены в 2003–2004 годах командой из Центра консервации и технических исследований Штрауса Гарвардского художественного музея . [84]

Сарджент работал над фресками с 1895 по 1919 год; они были предназначены для того, чтобы показать прогресс религии (и общества) от языческих суеверий до возникновения христианства, завершаясь картиной, изображающей Иисуса, произносящего Нагорную проповедь . Но картины Сарджента «Церковь» и « Синагога », установленные в конце 1919 года, вызвали дискуссию о том, представлял ли художник иудаизм в стереотипной или даже антисемитской манере. [85] Опираясь на иконографию, которая использовалась в средневековых картинах, Сарджент изобразил иудаизм и синагогу как слепую, уродливую ведьму, а христианство и церковь как прекрасную, сияющую молодую женщину. Он также не понимал, почему эти представления могут быть проблематичными для евреев Бостона; он был одновременно удивлен и обижен, когда картины подверглись критике. [86] Картины вызвали недовольство бостонских евреев, поскольку казалось, что они изображают побежденный иудаизм и торжествующее христианство. [87] Бостонские газеты также следили за полемикой, отмечая, что, хотя многие сочли картины оскорбительными, не все с этим согласились. В конце концов Сарджент отказался от своего плана закончить фрески, и споры в конце концов утихли.
По возвращении в Англию в 1918 году после визита в Соединенные Штаты Сарджент был назначен британским Министерством информации в качестве военного художника . В своей большой картине «Загазованность» и во многих акварелях он изобразил сцены Великой войны . [88] На Сарджента повлияла смерть его племянницы Роз-Мари при обстреле церкви Сен-Жерве в Париже в Страстную пятницу 1918 года. [71]
Отношения и личная жизнь [ править ]
Сарджент всю жизнь был холостяком и имел широкий круг друзей, включая Оскара Уайльда (с которым он был соседом несколько лет), [89] писатель-гей Вайолет Пейджет [90] и его вероятный любовник Альберт де Беллерош . Биографы когда-то изображали его уравновешенным и сдержанным. [91] Однако недавние исследования предположили, что он был замкнутым, сложным и страстным человеком, чья гомосексуальная идентичность была неотъемлемой частью его искусства. [92] [93] Эта точка зрения основана на высказываниях его друзей и соратников, на общей привлекательной отдаленности его портретов, на том, как его работы бросают вызов представлениям XIX века о гендерных различиях. [94] его ранее игнорированные обнаженные мужчины и некоторые мужские портреты, в том числе Томаса Э. МакКеллера, Бартоломи Маганоско, Олимпио Фуско, [95] и картина аристократического художника Альберта де Беллероша , которая висела в его столовой в Челси. [96] [97] У Сарджента была долгая дружба с Беллерошем, с которым он познакомился в 1882 году и часто путешествовал. Сохранившийся рисунок позволяет предположить, что Сарджент мог использовать его в качестве модели для «Мадам Икс» , учитывая совпадение дат, когда Сарджент рисовал каждого из них отдельно примерно в одно и то же время. [98] а изящная поза больше напоминает наброски мужских фигур Сарджента, чем его часто жесткие заказы.
Было высказано предположение, что репутация Сарджента в 1890-х годах как «художника евреев» могла быть связана с его сочувствием и соучастием в их взаимной социальной чуждости. [92] Одна из таких еврейских клиенток, Бетти Вертхаймер, писала, что во время пребывания в Венеции Сарджента «интересовали только венецианские гондольеры ». [92] [99] Художник Жак-Эмиль Бланш , который был одним из первых его натурщиков, сказал после смерти Сарджента, что его сексуальная жизнь «была печально известна в Париже, а в Венеции была просто скандальной. Он был бешеным педерастом». [100]
У него было много отношений с женщинами. Было высказано предположение, что те, у кого были его натурщики Розина Феррара , Виржини Готро и Жюдит Готье , возможно, впали в увлечение. [101] В молодости Сарджент также какое-то время ухаживал за Луизой Буркхардт, моделью для «Дамы с розой» . [102]
Среди друзей и сторонников Сарджента были Генри Джеймс и Изабелла Стюарт Гарднер , портреты которых он писал, а Гарднер также заказывал и покупал работы у Сарджента и обращался к нему за советом по поводу других приобретений. [103] Эдвард VII [104] и Поль Сезар Хеллеу также были друзьями и сторонниками Сарджента. В его окружение также входили принц Эдмон де Полиньяк и граф Робер де Монтескью . Другими художниками, с которыми сотрудничал Сарджент, были Деннис Миллер Банкер , Джеймс Кэрролл Беквит , Эдвин Остин Эбби и Джон Эллиотт (который также работал над фресками Бостонской публичной библиотеки ), Фрэнсис Дэвид Милле , Хоакин Соролья и Клод Моне , которого Сарджент изобразил с женой Моне. «на опушке леса». [105] Между 1905 и 1914 годами частыми спутниками Сарджента в путешествиях была супружеская пара художников Уилфрид де Глен и Джейн Эммет де Глен . Трио часто проводило лето во Франции, Испании или Италии, и все трое изображали друг друга на своих картинах во время путешествий. [106]
- Розина , 1878 год, с изображением Розины Феррары.
- Бартоломео Маганьоско , ок. 1875 г.
- Этюд жизни (Этюд египетской девушки) , ок. 1891 г.
- Олимпио Фуско , ок. 1905–15
Критическая оценка [ править ]

В то время, когда мир искусства сосредоточился, в свою очередь, на импрессионизме , фовизме и кубизме , Сарджент практиковал свою собственную форму реализма , в которой были блестящие ссылки на Веласкеса , Ван Дейка и Гейнсборо . Его, казалось бы, легкая способность перефразировать мастеров в современной манере привела к потоку заказных портретов поразительной виртуозности ( Арсен Вижан , 1885, Музеи Меца; мистер и миссис Исаак Ньютон Фелпс-Стоукс , 1897, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и заработал Сардженту прозвище «Ван Дейк нашего времени». [107] В 1916 году он был удостоен почетной степени Гарвардского университета. [108]
Тем не менее, при жизни его творчество вызывало негативные отзывы со стороны некоторых его коллег: Камиль Писсарро писал, что «он не энтузиаст, а скорее ловкий исполнитель», [109] а Уолтер Сикерт опубликовал сатирический выпуск под заголовком «Саргентолатрия». [79] Ко времени его смерти его считали анахронизмом, пережитком позолоченного века и не соответствующим художественным настроениям Европы после Первой мировой войны. Элизабет Преттеджон предполагает, что падение репутации Сарджента было частично связано с ростом антисемитизма и, как следствие, нетерпимостью к «празднорам еврейского процветания». [110] Было высказано предположение, что экзотические качества [111] Присущие его работам вызывали симпатии клиентов-евреев, которых он рисовал с 1890-х годов.

Нигде это не проявляется так очевидно, как на его портрете «Альмина, дочь Ашера Вертхаймера» (1908), на котором персонаж изображен в персидском костюме, инкрустированном жемчугом тюрбане и играющем на индийской тамбуре - все это призвано передать чувственность и тайну. Если Сарджент использовал этот портрет для исследования вопросов сексуальности и идентичности, он, похоже, встретил удовлетворение отца портретируемого, Ашера Вертхаймера, богатого еврейского торговца произведениями искусства. [112]
Первым из хулителей Сарджента был влиятельный английский искусствовед Роджер Фрай из Bloomsbury Group , который на ретроспективе Сарджента в Лондоне в 1926 году отклонил работы Сарджента как лишенные эстетического качества: «Действительно, чудесно, но самое замечательное, что это замечательное представление когда-либо путали. с художником». [110] А в 1930-е годы Льюис Мамфорд возглавил хор самых суровых критиков: «Сарджент до конца оставался иллюстратором… самая искусная видимость мастерства, самый смелый взгляд на эффект не могут скрыть сущностную пустоту ума Сарджента, или презрительная и циничная поверхностность определенной части его казни».
Частично девальвация Сарджента также объясняется его жизнью за границей, из-за которой он казался менее американцем в то время, когда «подлинное» социально сознательное американское искусство, примером которого являются кружок Стиглица и школа Ашкана , находилось на подъеме. [113]
После столь длительного периода критики репутация Сарджента неуклонно росла с 1950-х годов. [4] В 1960-х годах возрождение викторианского искусства и новые научные исследования, направленные на Сарджента, укрепили его репутацию. [114] Сарджент был предметом крупномасштабных выставок в крупных музеях, включая ретроспективную выставку в Музее американского искусства Уитни в 1986 году и крупную передвижную выставку 1999 года, которая экспонировалась в Музее изящных искусств в Бостоне , Национальной галерее искусств в Вашингтоне. и Национальная галерея в Лондоне. В 2022 году в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, и в 2023 году в Почётном легионе в Сан-Франциско, Калифорния, прошла выставка картин Сарджента из Испании. [115] [116]
В 1986 году Энди Уорхол заметил исследователю Сарджента Тревору Фэйрбратеру, что Сарджент «заставил всех выглядеть гламурно. Выше. Тоньше. Но у всех есть настроение, у каждого из них разное настроение». [117] [118] В Time статье журнала 1980-х годов критик Роберт Хьюз похвалил Сарджента как «непревзойденного регистратора мужской силы и женской красоты в день, который, как и наш, уделял чрезмерное внимание обоим». [119]
Дальнейшая жизнь [ править ]

Нью-Йорка и другими основал Центральную художественную галерею В 1922 году Сарджент вместе с Эдмундом Грисеном , Уолтером Лейтоном Кларком . [120] Сарджент активно участвовал в работе Центральных художественных галерей Гранд и их академии, Большой Центральной школы искусств , до своей смерти в 1925 году. В 1924 году галереи провели крупную ретроспективную выставку работ Сарджента. [121] Затем он вернулся в Англию, где умер в своем доме в Челси 14 апреля 1925 года от болезни сердца. [121] Сарджент похоронен на Бруквудском кладбище недалеко от Уокинга, графство Суррей . [122]
Мемориальные выставки работ Сарджента прошли в Бостоне в 1925 году, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, а также в Королевской академии и галерее Тейт в Лондоне в 1926 году. [123] [ нужна полная цитата ] Центральные художественные галереи Гранд Сентрал также организовали в 1928 году посмертную выставку ранее не публиковавшихся эскизов и рисунков, созданных на протяжении всей его карьеры. [124]
Продажи [ править ]
Портрет Роберта Льюиса Стивенсона и его жены был продан в 2004 году за 8,8 миллиона долларов США. [125] и расположен в Музее американского искусства Кристал Бриджес в Бентонвилле, штат Арканзас .
В декабре 2004 года картина «Группа с зонтиками (Сиеста)» (1905) была продана за 23,5 миллиона долларов США, что почти вдвое превышает оценку Sotheby's в 12 миллионов долларов. Предыдущая самая высокая цена за картину Сарджента составляла 11 миллионов долларов США. [126] [ нужна полная цитата ]
- Портрет Роберта Луи Стивенсона и его жены , 1885 год, Музей американского искусства Кристал Бриджес.
- Группа с зонтиками (Сиеста) , 1905 год.
В популярной культуре [ править ]
В 2018 году Comedy Central звезда Джейд Эстебан Эстрада написала, срежиссировала и снялась в фильме «Мадам Икс: Бурлеск-фантазия» , постановке (премьера которого состоялась в Сан-Антонио, штат Техас), основанной на жизни Сарджента и его знаменитой картине « Портрет мадам Икс» . [127]
Работы Сарджента занимают видное место в Мэгги Стивотер 2021 года романе «Мистер Невозможное» .
В 2024 году «Выставка на экране» выпустила документальный фильм «Джон Сингер Сарджент: Мода и чванство» , снятый в Музее изящных искусств в Бостоне и галерее Тейт Британия в Лондоне. [128] Он был основан на выставках Сарджента и мод в этих двух музеях в 2023 и 2024 годах.
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Джон Сингер Сарджент» . Биография.com . Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 года . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ «Хотя его искусство соответствовало духу времени, Сарджент в 1890-х годах проявил себя как ведущий художник-портретист своего поколения». Ормонд (1998), с. 34.
- ^ «Во времена комиссии Вертхаймера Сарджент был самым знаменитым, востребованным и дорогим художником-портретистом в мире». Художественный музей Нового Орлеана ( архивировано 20 апреля 2008 г., в Wayback Machine )
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шульце, Франц (1980). «Дж. С. Сарджент, отчасти великолепно». Искусство в Америке . Том. 68, нет. 2. С. 90–96.
- ^ Фишер (2022), с. 9.
- ^ Олсон (1986), с. 1.
- ^ Уилсон, Дж. Г .; Фиск, Дж. , ред. (1900). . Циклопедия американской биографии Эпплтона . Нью-Йорк: Д. Эпплтон.
- ^ Олсон (1986), с. 2.
- ^ Олсон (1986), с. 4.
- ^ хххх, с. 11.
- ^ Олсон (1986), с. 9.
- ^ Олсон (1986), с. 10.
- ^ Олсон (1986), с. 15.
- ^ Олсон (1986), с. 18.
- ^ Литтл (1998), с. 7.
- ^ Олсон (1986), с. 23.
- ^ Олсон (1986), с. 27.
- ^ Олсон (1986), с. 29.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фэйрбразер (1994), с. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Литтл (1998), с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Олсон (1986), с. 46.
- ^ Элизабет Преттеджон : Интерпретация Сарджента , с. 9. Стюарт, Табори и Чанг, 1998.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Олсон (1986), с. 55.
- ^ Fairbrother (1994), с. 16.
- ^ Преттеджон (1998), с. 14.
- ^ Преттеджон (1998), с. 13.
- ^ Олсон (1986), с. 70.
- ^ Олсон (1986), с. 73.
- ^ Fairbrother (1994), с. 33.
- ^ Олсон (1986), с. 80.
- ^ «Документы Эмиля Фукса 1880–1931» (PDF) . Бруклинский музей. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2015 года . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ Ормонд, Ричард: «Искусство Сарджента», Джон Сингер Сарджент , стр. 25–7. Галерея Тейт, 1998.
- ^ Ормонд (1998), с. 27, 1998.
- ^ Fairbrother (1994), с. 40.
- ^ Ормонд и Килмюррей (1998), с. 114.
- ^ Fairbrother (1994), с. 45.
- ^ Олсон (1986), с. 102.
- ^ Ормонд и Килмюррей (1998), с. 113.
- ^ Fairbrother (1994), с. 47.
- ^ Fairbrother (1994), с. 55.
- ^ Цитируется в Ормонде (1998), стр. 27–8, 1998.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Поселение и здание: Художники и Челси, страницы 102–106. История графства Миддлсекс: Том 12, Челси» . Британская история онлайн . История округа Виктория, 2004 г. Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ Ормонд (1998), с. 28, 1998.
- ^ Fairbrother (1994), с. 43.
- ^ Олсон (1986), с. 107.
- ^ Fairbrother (1994), с. 61.
- ^ Олсон (1986), пластина XVIII
- ^ Ормонд и Килмюррей (1998), с. 151.
- ^ Fairbrother (1994), с. 68.
- ^ Fairbrother (1994), стр. 70–2.
- ^ Олсон (1986), с. 223.
- ^ Ормонд и Килмюррей (1998), с. XXIII.
- ^ Fairbrother (1994), с. 76, цена обновлена с помощью калькулятора ИПЦ на 2008 год на сайте data.bls.gov.
- ^ «Техника рисования Джона Сингера Сарджента» . Кин Уилсон Fine Art (Блог) . Проверено 14 апреля 2023 г. [ ненадежный источник? ]
- ^ Fairbrother (1994), с. 79.
- ^ Ормонд (1998), стр. 28–35, 1998.
- ^ Джон Сингер Сарджент на Всемирной Колумбийской выставке , Всемирная выставка в Чикаго, 1893 год.
- ^ «Роберт Луи Стивенсон и его жена» . Виртуальная галерея JSS . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ «Джон Сингер Сарджент | Генри Дж. Маркванд | Американец» . Метрополитен-музей . Проверено 11 сентября 2023 г.
- ^ Экспонат в музее Амона Картера в Форт-Уэрте, штат Техас.
- ^ «Джон Сингер Сарджент 1856–1925. Мистер и миссис И. Н. Фелпс Стоукс 1897, холст, масло» . Студии и портреты – Художественная галерея Квинсленда – Галерея современного искусства. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 3 сентября 2011 г.
- ^ «Мистер и миссис И. Н. Фелпс Стоукс, 1897, автор Джон Сингер Сарджент (американец, 1856–1925). Холст, масло» . Хронология истории искусств Хайльбрунна, Метрополитен-музей. 2011 . Проверено 3 сентября 2011 г.
- ^ Циммерман, Жан (2012). Яростная любовь: роман позолоченного века . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин. стр. 119–130. ISBN 978-0-15-101447-7 .
- ^ Ормонд (1998), с. 148, 1998.
- ^ Fairbrother (1994), с. 97.
- ^ Литтл (1998), с. 12.
- ^ Fairbrother (1994), с. 101.
- ^ Fairbrother (1994), с. 118.
- ^ Олсон (1986), с. 227.
- ^ Fairbrother (1994), с. 124.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккуат, Филип. «Муза Роуз-Мари Ормонд Сарджент и «самая очаровательная девушка, которая когда-либо жила » . Журнал «Искусство в обществе» . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Fairbrother (1994), с. 131.
- ^ Fairbrother (1994), с. 133.
- ^ «Бостонский Аполлон: Томас Маккеллери и Джон Сингер Сарджент Натаниэля Сильвера» .
- ^ «Веб-киоск EmbARK» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года.
- ^ Литтл (1998), с. 11.
- ^ Преттеджон (1998), стр. 66–69.
- ^ Fairbrother (1994), с. 148.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ормонд (1998), с. 276, 1998.
- ^ Литтл (1998), с. 110.
- ^ Литтл (1998), с. 17.
- ^ «Выставки – 1916 год, Королевское общество художников-портретистов, проходившие в галереях Графтона» . www.jssgallery.org .
- ↑ Фрески Сарджента в Бостонской публичной библиотеке. Архивировано 2 июня 2005 г., в Wayback Machine.
- ^ Хандекар, Покобене и Смит (2009).
- ^ «Новая картина в публичной библиотеке вызывает активный протест евреев» . Дональд Хендерсонсин, The Boston Globe , 9 ноября 1919 г., стр. 48.
- ^ «БПЛ - Искусство - Фрески Сарджента» . Архивировано из оригинала 6 октября 2012 года . Проверено 31 июля 2012 г.
- ^ «Дженна Вайсман Джоселит: Восстановление« американской Сикстинской капеллы »... Как« Синагога »Сарджента спровоцировала нацию - Forward.com» . Еврейская ежедневная газета Форвард . 4 августа 2010 г.
- ^ Литтл (1998), с. 135.
- ^ «Дома с Уайльдом, Сарджентом и Уистлером», Londonist, 2014
- ^ Эверетт, Люсинда (8 марта 2018 г.). «Слишком «опасно» для Генри Джеймса: Вайолет Пейджет, радикальная писательница-лесбиянка, потрясшая мир искусства» . «Дейли телеграф» .
- ^ Олсон (1986), с. 199.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Неудача, Патриция, «Скрытый сержант», Art News , май 2001 г.
- ^ Дэвис (2003b) , с. 254.
- ^ Мосс, Дороти, «Джон Сингер Сарджент, «Мадам Икс» и «Бэби Миллбанк » , The Burlington Magazine , май 2001 г., Vol. 143, № 1178.
- ^ Литтл (1998), с. 141.
- ↑ Тойбин, Колм, «Тайная жизнь Джона Сингера Сарджента» , The Daily Telegraph , 15 февраля 2015 г.
- ^ Ормонд и Килмюррей (1998), с. 88.
- ^ Дилиберто, Джоя. « Музы Сарджента: была ли мадам X на самом деле мистером? », The New York Times , 18 мая 2003 г.
- ^ Fairbrother (2000), с. 220, н. 7.
- ^ Fairbrother (2000), с. 139, н. 4.
- ^ Дэвис (2003b) , стр. 143–145.
- ^ Олсон (1986), с. 88.
- ^ Килмюррей, Элейн (1997). «Попутчики». В Адельсоне, Уоррен; и др. (ред.). Сарджент за рубежом: фигуры и пейзажи . Абвиль Пресс. стр. 57–58. ISBN 978-0-7892-0384-7 .
- ^ Килмюррей, Элейн (1997). «Хронология путешествий». В Адельсоне, Уоррен; и др. (ред.). Сарджент за рубежом: фигуры и пейзажи . Абвиль Пресс. п. 240. ИСБН 978-0-7892-0384-7 .
- ^ «Клод Моне, рисующий на опушке леса» , Тейт Британия .
- ^ «Фонтан, Вилла Торлония, Фраскати, Италия» . Архивировано из оригинала 10 июля 2012 года.
- ↑ Это от Огюста Родена после просмотра «Охотницы за мисс» в 1902 году. Ормонд и Килмюррей (1998), стр. 150.
- ^ Университет, Гарвард. «История почетных степеней» . Гарвардский университет . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Ревальд, Джон: Камиль Писсарро: Письма сыну Люсьену , с. 183. Рутледж и Кеган Пол, 1980.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Преттеджон (1998), с. 73.
- ↑ Друг Сарджента Вернон Ли говорил о «откровенной любви художника к экзотике… неявной любви к редким видам красоты, к невероятным видам элегантности». Чартерис (1927), с. 252.
- ^ Ормонд (1998), стр. 169–171, 1998.
- ^ Fairbrother (1994), с. 140.
- ^ Fairbrother (1994), с. 141.
- ^ «Сарджент и Испания» .
- ^ «Сарджент и Испания» .
- ^ «Джон Сингер Сарджент» . Архивировано из оригинала 20 марта 2012 года . Проверено 31 июля 2012 г.
- ^ Фэйрбратер, Тревор (февраль 1987 г.). «Уорхол встречает Сарджента в Уитни». Журнал искусств . № 6. С. 64–71.
- ^ Fairbrother (1994), с. 145.
- ^ «Ассоциация галерей художников и скульпторов начинает работу», The New York Times , 19 декабря 1922 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Робертс, Норма Дж., изд. (1988). Американские коллекции . Музей искусств Колумбуса . п. 34. ISBN 0-8109-1811-0 .
- ^ «Джон Сингер Сарджент» . Знаменитости Некрополя . Общество Бруквудского кладбища. Архивировано из оригинала 17 сентября 2016 года . Проверено 23 февраля 2007 г.
- ^ «Тейт – Веб-сайт находится на техническом обслуживании» .
- ^ «Взято из альбома для рисования Сарджента». Нью-Йорк Таймс . 12 февраля 1928 года.
«Зарисовки Сарджента на новой выставке здесь». Нью-Йорк Таймс . 14 февраля 1928 года. - ^ «Sotheby's: аукционы изящных искусств и частные продажи произведений современного, модерна и импрессионистов, картин старых мастеров, ювелирных изделий, часов, вина, декоративного искусства, азиатского искусства и многого другого – Sotheby's» . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 31 июля 2016 г.
- ↑ The Age , 3 декабря 2004 г.
- ^ « Мадам Икс: Бурлеск-фантазия » . TheOvertimeTheatre.org . Сан-Антонио, Техас: Театр сверхурочной работы.
- ^ «Джон Сингер Сарджент: обзор Fashion & Swagger - исследование стиля художника» .
Цитируемые работы [ править ]
- Адельсон, Уоррен; Селдин Дженис, Донна; Килмюррей, Элейн; Ормонд, Ричард; Устинофф, Элизабет, ред. (1997). Сарджент за рубежом: фигуры и пейзажи . Нью-Йорк: Абвиль Пресс. ISBN 978-0-7892-0384-7 .
- Чартерис, Эван (1927). Джон Сарджент: с репродукциями его картин и рисунков . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера .
- Дэвис, Дебора (2003). Женщины Сарджента . Галереи Адельсона. стр. 11–23. ISBN 0-9741621-0-8 .
- Дэвис, Дебора (2003). Без бретелек: Джон Сингер Сарджент и падение мадам Х. Тарчер. ASIN: B015QKNWS0.
- Фэйрбратер, Тревор (2001). Джон Сингер Сарджент: сенсуалист . Художественный музей Сиэтла / Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-08744-6 .
- Фэйрбратер, Тревор (1994). Джон Сингер Сарджент . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . п. 11. ISBN 0-8109-3833-2 .
- Джоселит, Дженна Вайсман. «Восстановление американской «Сикстинской капеллы»». «Форвард» , 13 августа 2010 г.
- Хандекар, Нараян; Покобене, Джанфранко; Смит, Кейт, ред. (2009). Триумф религии Джона Сингера Сарджента в Бостонской публичной библиотеке: создание и восстановление . Гарвардские художественные музеи / Издательство Йельского университета . ISBN 9780300122909 .
- Леманн-Барклай, Люси. «Публичное искусство, частные предрассудки». Christian Science Monitor , 7 января 2005 г., с. 11.
- Литтл, Карл (1998). Акварели Джона Сингера Сарджента . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-21969-4 .
- «Новая картина в Бостонской публичной библиотеке вызывает активный протест евреев». Boston Globe , 9 ноября 1919 г., с. 48.
- Рождество, Бенуа; Хурнон, Джин. « Портрет мадам Х ». Парижиана: столица искусств XIX века . Париж: Les Presses Franciliennes, 2006. стр. 100–105.
- Олсон, Стэнли (1986). Джон Сингер Сарджент: его портрет . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина . ISBN 0-312-44456-7 .
- Ормонд, Ричард . «Искусство Сарджента». Джон Сингер Сарджент , стр. 25–7. Галерея Тейт, 1998.
- Ормонд, Ричард; Килмюррей, Элейн (1998). Сарджент: Полное собрание картин . Том. 1: Ранние портреты . Издательство Йельского университета . ISBN 0-300-07245-7 .
- Преттеджон, Элизабет : Интерпретация Сарджента . Стюарт, Табори и Чанг, 1998, с. 9.
- Ревальд, Джон : Камиль Писсарро : Письма к сыну Люсьену , с. 183. Рутледж и Кеган Пол, 1980.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Адельсон, Уоррен ; Гердтс, Уильям Х .; Килмюррей, Элейн; Зорзи, Розелла Мамоли; Ормонд, Ричард; Устинофф, Элизабет (2006). Венеция Сарджента . Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-11717-2 .
- Эйвери, Кевин Дж. (2002). Американские рисунки и акварели в Метрополитен-музее: каталог работ художников, родившихся до 1835 года . Издательство Йельского университета . ISBN 1588390608 .
- Капо, Хулио младший (2017). Добро пожаловать в страну фей: странный Майами до 1940 года . Издательство Университета Северной Каролины . ISBN 978-1-4696-3520-0 .
- Кэш, Сара; Хеллер, Нэнси Г.; Килмюррей, Элейн; Ормонд, Ричард ; Барон, Хавьер; Шарп, Хлоя; Саутвик, Кэтрин (2022). Сарджент и Испания . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная галерея искусств издательства Йельского университета . ISBN 9780300266467 .
- Корсано, Карен; Виллиман, Дэниел (2014). Джон Сингер Сарджент и его муза: картина «Любовь и потеря» . Роуман и Личфилд. ISBN 978-1-4422-3050-7 .
- Кокс, Девон (2015). Улица чудесных возможностей: Уистлер, Уайльд и Сарджент на Тайт-стрит . Лондон: Фрэнсис Линкольн. ISBN 9780711236738 .
- Эстен, Джон. Джон Сингер Сарджент: Обнаженные мужчины . Нью-Йорк: Паб «Вселенная», 1999.
- Фишер, Пол (2022). Великое дело: Джон Сингер Сарджент в его мире . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 9780374165970 .
- Галлати, Барбара Дэйер (2015). «Международная сеть художников и муз Джона Сингера Сарджента», в книге « Джон Сингер Сарджент: Друзья рисования» . Лондон: Национальная портретная галерея. ISBN 978 1 85514 550 4 .
- Хердрич, Стефани Л.; Вайнберг, Х. Барбара (2000). Американские рисунки и акварели в Метрополитен-музее: Джон Сингер Сарджент . Метрополитен-музей / Издательство Йельского университета . ISBN 0-87099-952-4 .
- Маунт, Чарльз Меррилл (1955). Джон Сингер Сарджент . Нью-Йорк: WW Нортон.
- Рэтклифф, Картер (1982). Джон Сингер Сарджент . Нью-Йорк: Абвиль Пресс. ISBN 0-89659-673-7 .
- Рэтклифф, Картер (2023). Джон Сингер Сарджент (изд. Шедевр). Нью-Йорк: Абвиль Пресс. ISBN 978-07892-1440-9 .
- Рубин, Стивен Д. (1991). Альпийские альбомы для рисования Джона Сингера Сарджента: взгляд молодого художника . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-0-300-19378-7 .
- Томас, Джон (2017). Достигнутое искупление: Распятие Христа с Адамом и Евой Джона Сингера Сарджента и его место в его работе . Вулверхэмптон: Книги-близнецы. ISBN 978-0-9934781-1-6 .
Внешние ссылки [ править ]

- 113 работ Джона Сингера Сарджента или после него на Art UK сайте
- Биография, стиль и произведения искусства
- Джон Сингер Сарджент – галерея из 809 картин
- «Миссис Эдвард Гетц» в Художественном музее Бригама Янга
- Виртуальная галерея Джона Сингера Сарджента
- Сарджент в Гарварде - архивная база данных с возможностью поиска Художественных музеев Гарвардского университета.
- Фрески Сарджента. Архивировано 2 июня 2005 года в Wayback Machine в Бостонской публичной библиотеке.
- Джон Сингер Сарджент – Новости, биография и творчество
- Джон Сингер Сарджент, мисс М. Кэри Томас, июль 1899 года, холст, масло, Коллекции произведений искусства и артефактов колледжа Брин-Мор.
- Письма Джона Сингера Сарджента в Интернете в Смитсоновском архиве американского искусства. Архивировано 6 декабря 2010 года в Wayback Machine.
- «Сарджент и море в Королевской академии» , рецензия Ричарда Дормента , The Daily Telegraph , 12 июля 2010 г.
- Джон Сингер Сарджент в журнале Harper's Magazine
- Джон Сингер Сарджент в Смитсоновском музее американского искусства
- Каталоги выставок Джона Сингера Сарджента
- Видеообсуждение гвоздики, лилии, лилии, розы Сарджента. Архивировано 7 октября 2014 года в Wayback Machine от Smarthistory в Академии Хана .
- Большой интерес художника Джона Сингера Сарджента к созданию рамок
- Работы Джона Сингера Сарджента в Project Gutenberg
- Работы Джона Сингера Сарджента или о нем в Internet Archive
- Джон Сингер Сарджент в Еврейском музее
- Джон Сингер Сарджент: секреты композиции и дизайна
- Сарджент и Испания, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, 2 октября 2022 г. – 2 января 2023 г.
- Сарджент и Испания, Почетный легион, Сан-Франциско, Калифорния, 11 февраля – 14 мая 2023 г.
- Создано Сарджентом, Музей изящных искусств, Бостон, 8 октября 2023 г. - 15 января 2024 г.
- Sargent and Fashion, Tate Britain, Лондон, 22 февраля – 7 июля 2024 г. Обзор: Лабарж, Эмили; «Что видел Джон Сингер Сарджент» ; Нью-Йорк Таймс , 29 февраля 2024 г.
- 1856 рождений
- 1925 смертей
- Художники из Флоренции
- Американские художники-мужчины
- Американские художники XIX века.
- Американские художники 20-го века
- Американские художники-портретисты
- Американские акварелисты
- Американские эмигранты во Франции
- Американские эмигранты в Англии
- Похороны на Бруквудском кладбище
- Члены Национальной академии дизайна
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Американские выпускники Школы изящных искусств.
- Академия выпускников Джулиана
- Королевское общество художников-портретистов
- Королевские академики
- Американские военные художники
- Позолоченный век
- Художники Бостонской публичной библиотеки
- Американские художники-мужчины XIX века
- Американские художники-мужчины 20-го века
- Художники из Лондона
- Люди из Челси, Лондон
- Американские художники-востоковеды