Jump to content

Тинторетто

Тинторетто
Автопортрет , гр. 1588 ; Лувр , Париж
Рожденный
Якопо Робусти

конец сентября или начало октября 1518 г.
Венеция , Венецианская республика
Умер 31 мая 1594 г. ( 1594-05-31 ) (75 лет)
Венеция, Венецианская республика
Национальность венецианский
Известный Рисование
Движение Возрождение , Маньеризм , Венецианская школа
Подпись

Якопо Робусти [а] (конец сентября или начало октября 1518 г. [2] – 31 мая 1594), наиболее известный как Тинторетто ( / ˌ t ɪ n t ə ˈ r ɛ t / TIN -tə- RET -oh , Итальянский: [тинторетто] , Венецианец: [tiŋtoˈɾeto] ), итальянский художник эпохи Возрождения венецианской школы . Его современники восхищались и критиковали скорость, с которой он писал, и беспрецедентную смелость его манеры письма. За его феноменальную энергию в живописи его прозвали il Furioso ( по-итальянски «Яростный»). Его работы характеризуются мускулистыми фигурами, драматическими жестами и смелым использованием перспективы в стиле маньеризма . [3]

Годы ученичества

[ редактировать ]

Тинторетто родился в Венеции в 1518 году. Его отец, Баттиста, был красильщиком – тинторе по-итальянски и тинтор по- венециански ; отсюда сын получил прозвище Тинторетто, «маленький красильщик» или «мальчик красильщика». [4] Известно, что у Тинторетто был по крайней мере один брат и сестра, брат по имени Доменико, хотя в ненадежных источниках 17-го века говорится, что его братьев и сестер было 22 человека. [5] Считалось, что семья происходила из Брешии , в Ломбардии, тогда входившей в состав Венецианской республики . Более ранние исследования указывают на тосканский город Лукка как на источник семьи.

Мало что известно о детстве и обучении Тинторетто. По словам его ранних биографов Карло Ридольфи (1642) и Марко Боскини (1660), его единственное формальное обучение было в студии Тициана , который гневно уволил его всего через несколько дней — либо из зависти к столь многообещающему ученику (в «Ридольфи» счет) или из-за конфликта личностей (по версии Боскини). [6] С этого времени отношения между двумя художниками оставались враждебными, несмотря на продолжающееся восхищение Тинторетто Тицианом. Со своей стороны, Тициан активно пренебрегал Тинторетто, как и его приверженцы. [7]

Тинторетто не искал дальнейшего обучения, а учился самостоятельно с усердием. По словам Ридольфи, некоторый опыт он приобрел, работая вместе с ремесленниками, которые украшали мебель картинами с мифологическими сценами, и изучал анатомию, рисуя живые модели и препарируя трупы. [8] Он жил бедно, собирая слепки, барельефы и гравюры и занимаясь с их помощью. В какое-то время, возможно, в 1540-х годах, Тинторетто приобрел модели Микеланджело , «Рассвета» « Дня» , «Заката» и «Ночи» , которые изучал на многочисленных рисунках, выполненных со всех ракурсов. [9] И теперь, и впоследствии он очень часто работал как днем, так и ночью. Его благородное представление об искусстве и его высокие личные амбиции были отражены в надписи, которую он поместил над своей мастерской Il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano («Рисунок Микеланджело и цвет Тициана»). [10]

Ранние работы

[ редактировать ]
Осада Асолы (1544–1545 гг.), Национальный музей , Познань.
Автопортрет в молодости , ок. 1548 г.

Молодой художник Андреа Скьявоне , который был на четыре года младше Тинторетто, часто находился в его компании. Тинторетто бесплатно помогал Скьявоне с настенными росписями, и во многих последующих случаях он также работал бесплатно и, таким образом, преуспел в получении заказов. [11] Говорят, что двумя самыми ранними фресками Тинторетто, выполненными, как и другие, практически бесплатно, были «Пир Валтасара» и « Кавалерийский бой» . Обе они давно исчезли, как и все его фрески, рано или поздно. Первой его работой, которая привлекла значительное внимание, была группа портретов его и его брата (последний играет на гитаре) с ночным эффектом; это тоже потеряно. За этим последовал какой-то исторический сюжет, который Тициан был достаточно откровенен, чтобы похвалить. [12]

Одна из ранних картин Тинторетто, дошедших до нас, находится в церкви Кармин в Венеции, « Введение Иисуса во храм » ( ок. 1542 г. ); также в Сан Бенедетто есть Благовещение и с Самарянкой Христос . Для Scuola della Trinità (школы или школы Венеции были братствами, больше похожими на благотворительные фонды, чем на образовательные учреждения) он нарисовал четыре предмета из Книги Бытия . Два из них, ныне находящиеся в Галерее Академии в Венеции, — «Адам и Ева» и «Смерть Авеля» , обе благородные работы высокого мастерства, которые указывают на то, что Тинторетто был к тому времени непревзойденным художником — одним из немногих, кто достиг к высочайшему положению при отсутствии какой-либо зарегистрированной формальной подготовки. [12] До 2012 года «Посадку Святой Елены в Святую Землю» Скьявоне приписывали . Но новый анализ работы показал, что это одна из трех картин Тинторетто, изображающих легенду о Святой Елене и Святом Кресте. Ошибка была обнаружена во время работы над проектом по каталогизации картин маслом континентальной Европы в Великобритании. [13] «Посадка Святой Елены» была приобретена Музеем Виктории и Альберта в 1865 году. Его родственные картины «Открытие Истинного Креста» и «Святая Елена, испытывающая Истинный Крест » хранятся в галереях США. [13]

Картины Святого Марка

[ редактировать ]

В 1548 году Тинторетто было поручено написать большое украшение для Школы Сан-Марко: Чудо раба . Понимая, что комиссия предоставила ему уникальную возможность заявить о себе как о крупном художнике, он чрезвычайно тщательно подготовил композицию для достижения максимального эффекта. Картина представляет собой легенду о рабе или пленнике-христианине, который должен был быть подвергнут пыткам в наказание за некоторые поступки благочестия евангелиста, но был спасен благодаря чудесному вмешательству последнего, разбившего кости ломающие и ослепляющие орудия, которые были скоро будет применен. [12] [14] Концепция повествования Тинторетто отличается ярко выраженной театральностью, необычностью цветового решения и энергичным исполнением. [15]

Чудо раба (1548)

Картина имела триумфальный успех, несмотря на некоторых недоброжелателей. Друг Тинторетто Пьетро Аретино похвалил работу, обратив особое внимание на фигуру раба, но предостерег Тинторетто от поспешного исполнения. [15] Благодаря успеху картины Тинторетто получил множество заказов. Для церкви Сан-Рокко он написал картину « Святой Рох исцеляет жертв чумы» (1549 г.), одну из первых из многих латералей (горизонтальных картин) Тинторетто. Это были масштабные картины, предназначенные для боковых стен венецианских капелл. Зная, что прихожане будут смотреть на них под углом, Тинторетто составил картины со смещенной от центра перспективой, чтобы иллюзия глубины была эффективной, если смотреть с точки зрения ближе к концу картины, которая была ближе к прихожанам. [16]

Около 1555 года он написал картину « Успение Богородицы» , маслом на холсте, для церкви Санта-Мария-деи-Кроцифери . [17]

Тело святого Марка доставлено в Венецию ( ок. 1564 г. )
Святой Рох во славе (1564 г.)

В 1551 году Паоло Веронезе прибыл в Венецию и быстро начал получать престижные заказы, которых жаждал Тинторетто. Не желая, чтобы его новый соперник затмил его, Тинторетто обратился к руководителям своей соседней церкви Мадонны дель Орто с предложением написать для них два колоссальных полотна на платной основе. [18] Он уже написал для церкви «Введение Богородицы во храм» ( ок. 1556 г. ), одну из своих главных работ; он повторяет сюжет, ранее написанный Тицианом, но вместо классически сбалансированной композиции Тициана — поразительная визуальная драма фигур, расположенных на удаляющейся лестнице. [19] Теперь Тинторетто намеревался произвести фурор, нарисовав для Мадонны дель Орто два самых высоких полотна, когда-либо написанных в эпоху Возрождения. [20] Он поселился в доме недалеко от церкви, глядя на Фондамента де Мори , который стоит до сих пор. [21]

изображающие « Поклонение золотому тельцу» и « Страшный суд» Картины высотой 14,5 метров (47,6 футов), (обе ок. 1559–1560 гг.), вызвали широкое восхищение, а Тинторетто приобрел репутацию благодаря своей способности выполнять самые масштабные проекты в ограниченном объеме. бюджет. После этого Тинторетто обычно конкурировал с художниками-конкурентами, создавая картины быстро и по низкой цене. [22] Примерно в 1564 году Тинторетто написал для Скуолы ди Сан Марко еще три работы: « Нахождение тела святого Марка» , « Тело святого Марка, доставленное в Венецию » и «Святой Марк, спасающий сарацина после кораблекрушения» .

Около 1560 года Тинторетто женился на своей второй жене, Фаустине де Вескови, дочери венецианского дворянина, который был великим хранителем Школы Гранде ди Сан-Марко . [23] [2]

Школа Сан-Рокко

[ редактировать ]

Между 1565 и 1567 годами, а также с 1575 по 1588 год Тинторетто создал большое количество картин для стен и потолков Скуолы Гранде ди Сан-Рокко . Уловка, с помощью которой он выиграл комиссию, была названа «самым громким инцидентом в карьере Тинторетто». [24] В 1564 году четыре финалиста — Тинторетто, Федерико Цуккаро , Джузеппе Сальвиати и Паоло Веронезе — были приглашены Скуолой для подачи моделей для потолочной росписи на тему Святого Роха во славе для украшения зала под названием Зал Альберго. Вместо эскиза Тинторетто изготовил картину в натуральную величину, тайно установил ее на потолке и представил как свершившийся факт в день конкурса . Затем Тинторетто объявил, что предлагает картину в подарок, возможно, осознавая, что устав фонда запрещает отказываться от любого подарка. [24]

В 1565 году он возобновил работу в скуоле, написав « Распятие» , за что было заплачено 250 дукатов. В 1576 году он подарил бесплатно еще одну центральную деталь — для потолка большого зала, изображающую Змеиную чуму ; а в следующем году он украсил этот потолок изображениями пасхального праздника и Моисея, ударяющего по скале, принимая любую гроши, которую братство решило заплатить. [25]

Крещение Иисуса , Сан-Пьетро-Мартире, Мурано
Фрагмент портрета венецианского адмирала (1570-е годы, Национальный музей в Варшаве ), где сквозь смелые мазки просвечивает оригинальный подшерсток. [26]

Развитие техники быстрой живописи, называемой престецца, позволило ему создавать множество работ, работая над крупными проектами, и отвечать на растущие запросы клиентов. [27] Это, а также использование им помощников, позволило Тинторетто в конечном итоге создать для венецианского государства большее количество картин, чем любой из его конкурентов. [28]

Затем Тинторетто приступил к росписи всей школы и прилегающей к ней церкви Сан-Рокко . В ноябре 1577 года он предложил выполнить работы из расчета 100 дукатов в год, при этом каждый год должны были выплачиваться три картины. Это предложение было принято и выполнено в срок, только смерть художника помешала исполнению некоторых сюжетов потолка. Общая сумма, уплаченная за скуолу, составила 2447 дукатов. Если не считать некоторых незначительных представлений, в скуоле и церкви хранятся пятьдесят две памятные картины, которые можно охарактеризовать как обширные наводящие на размышления эскизы, выполненные с мастерством, но не нарочитой точностью законченных картин и приспособленные для рассматривания в сумерках. свет. Адам и Ева , Посещение , Поклонение волхвов , Избиение невинных , Агония в саду , Христос перед Пилатом , Христос, несущий Свой крест , и (только это было омрачено реставрацией) Успение Богородицы — это ведущие примеры в школе; в церкви, Христос, исцеляющий расслабленного . [25]

Христос у Галилейского моря ( ок. 1575–1580 )

Вероятно, это было в 1560 году, когда он начал работать в Школе Сан-Рокко, Тинторетто начал свои многочисленные картины во Дворце дожей ; затем он выполнил там портрет дожа Джироламо Приули . Преуспели и другие произведения (уничтоженные пожаром во дворце в 1577 году) — отлучение Фридриха Барбароссы от церкви папой Александром III и победа Лепанто . [25]

После пожара Тинторетто начал все заново, Паоло Веронезе его коллегой стал . В Sala dell Anticollegio Тинторетто написал четыре шедевра — «Вакх» с Ариадной, коронованной Венерой , « Три грации» и «Меркурий» , «Минерва, отбрасывающая Марс» , и « Кузница Вулкана» , которые были написаны за пятьдесят дукатов каждый, без учета материалов, ок. 1578; в зале сената , Венеция , Царица моря (1581–84); в зале колледжа – Обручение Святой Екатерины с Иисусом (1581–1584 гг.); в Антикизетте — Святой Георгий, Святой Людовик и Принцесса , а также Святой Иероним и Святой Андрей ; в зале большого совета девять больших композиций, преимущественно батальных (1581–84); в Зале Скрутинио - Взятие Зары у венгров в 1346 году во время ракетного урагана (1584–1587). [29] [25]

Рай

Венцом жизни Тинторетто стал огромный «Рай» , написанный для Дворца дожей, размером 9,1 на 22,6 метра (29,9 на 74,1 фута), считающийся самой большой картиной, когда-либо написанной на холсте. Пока заказ на эту огромную работу еще не был готов и не был назначен, Тинторетто имел обыкновение говорить сенаторам, что он молился Богу, чтобы ему было поручено выполнить эту работу, чтобы сам рай мог стать его вознаграждением после смерти. [25]

Тинторетто соревновался с несколькими другими художниками за престижную комиссию. Большой эскиз композиции, представленный им в 1577 году, сейчас находится в Лувре в Париже. В 1583 году он написал второй эскиз с другой композицией, который находится в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде. [30]

Комиссия была отдана совместно Паоло Веронезе и Франческо Бассано , но Веронезе умер в 1588 году, не успев приступить к работе, и комиссия была передана Тинторетто. [31] Он установил свое полотно в Школе Веккья делла Мизерикордия и неустанно работал над этой задачей, внося множество изменений и создавая различные головы и костюмы прямо с натуры. [25]

Когда картина была почти закончена, он отнес ее на подобающее место, где ее завершили в основном помощники, его сын Доменико прежде всего . Вся Венеция аплодировала законченной работе; Ридольфи писал, что «всем казалось, что смертным глазам открылось небесное блаженство». [32] Современные историки искусства проявили меньший энтузиазм и обычно считали, что « Рай» уступает по исполнению двум эскизам. [32] Он пострадал от пренебрежения, но мало пострадал от реставрации.

Тинторетто попросили назвать свою цену, но он предоставил это властям. Они предложили приличную сумму; Говорят, что он что-то от этого уменьшил, и этот инцидент, возможно, больше говорит об отсутствии у него жадности, чем предыдущие случаи, когда он работал вообще бесплатно. [25]

У Тинторетто было очень мало учеников; его дочь Мариетта , двое его сыновей и Мартен де Вос из Антверпена среди них были . Мариетта была частой спутницей Тинторетто в детстве и стала опытным художником. Его сын Доменико Тинторетто часто помогал отцу в подготовке великих картин. Он написал множество работ, многие из которых очень большого размера. В лучшем случае их посчитали бы посредственными и, исходя из сына Тинторетто, разочаровали бы. В любом случае его следует считать выдающимся в своем роде практиком живописи. [33]

Отражения Тинторетто можно найти у греческого художника испанского Возрождения Эль Греко , который, вероятно, видел его работы во время пребывания в Венеции. [34] и изучил их достаточно хорошо, чтобы они повлияли на его стиль живописи.

Личность

[ редактировать ]
Дом Тинторетто, «Fondamenta dei mori», в Каннареджо, Венеция.

Тинторетто почти никогда не уезжал из Венеции. [35] Его ранние биографы пишут о его интеллекте и жестоких амбициях; по словам Карло Ридольфи , «он всегда думал о том, как заявить о себе как о самом смелом художнике в мире». [20]

Он любил все искусства и в юности играл на лютне и различных инструментах, некоторые из которых были изобретены им самим, а также создавал театральные костюмы и реквизит. Он также хорошо разбирался в механике и механических устройствах.

Будучи очень приятным товарищем, ради работы он жил преимущественно уединенно; даже когда он не рисовал, он обычно оставался в своей рабочей комнате, окруженный слепками. Сюда он почти никого не допускал, даже близких друзей, а методы своей работы держал в секрете, делясь только со своими помощниками. Он был полон приятных остроумных высказываний как в адрес великих особ, так и в адрес других, но сам редко улыбался. [33]

Тинторетто поддерживал дружеские отношения со многими писателями и издателями, включая Пьетро Аретино , который стал важным ранним покровителем. [36]

Брак и дети

[ редактировать ]
Портрет Тинторетто «Женщина» его дочери Мариетты.

Примерно в 1560 году Тинторетто женился на своей второй жене, Фаустине де Вескови, дочери венецианского дворянина, который был великим хранителем Школы Гранде ди Сан-Марко . [37] [2] У них с Фаустиной было много детей, из которых трое сыновей ( Доменико , Марко и Зуан Баттиста) и четыре дочери (Джеролима, Лукреция, Оттавия и Лаура) дожили до взрослого возраста. [38] Судя по всему, она была заботливой хозяйкой и умела успокоить мужа. Фаустина заставляла его на улице носить мантию венецианского гражданина. Если шел дождь, она пыталась заставить его надеть верхнюю одежду, чему он сопротивлялся. Когда он собирался уйти из дома, она заворачивала для него деньги в носовой платок, ожидая строгого отчета по его возвращению. Обычный ответ Тинторетто заключался в том, что он потратил их на милостыню бедным или заключенным. [33]

До женитьбы на Фаустине у Тинторетто была дочь Мариетта Робусти , мать которой неизвестна. Она стала высоко цениться как художница, получив образование у Тинторетто, как и он позже у ее сводных братьев Доменико и Марко. [38] Мариетта была весьма искусным художником-портретистом, а также музыкантом, вокалисткой и инструменталисткой. Лишь немногие из ее работ сейчас можно отследить. В детстве она сопровождала и помогала своему отцу в работе, одетая как мальчик. [38] В конце концов Мариетта вышла замуж за ювелира Марио Аугусты. Традиция предполагает, что, когда она окончательно упокоилась в возрасте тридцати лет, ее убитый горем отец нарисовал ее последний портрет среди многих, написанных ее отцом. [25]

Его могила в Мадонне дель Орто.

После завершения « Рая» Тинторетто некоторое время отдыхал и никогда не брался за какую-либо другую важную работу, хотя нет оснований предполагать, что его силы иссякли, если бы он прожил еще немного. [25] В 1592 году он стал членом Scuola dei Mercanti . [39]

В 1594 году его схватили сильные боли в желудке, осложнившиеся лихорадкой, из-за которых он две недели не мог спать и почти не ел. Он умер 31 мая 1594 года. Он был похоронен в церкви Мадонны дель Орто рядом со своей любимой дочерью Мариеттой , которая умерла в 1590 году в возрасте тридцати лет.

В 1866 году была вскрыта могила Вескови — семьи его жены — и Тинторетто, и в ней были найдены останки девяти членов совместной семьи. Затем могилу перенесли на новое место, справа от хора . [25]

Святой Георгий, Святой Людовик и принцесса (1553 г.)

Стиль живописи Тинторетто характеризуется смелой манерой письма и использованием длинных мазков для определения контуров и бликов. [40] Его картины подчеркивают энергию движущихся человеческих тел и часто используют эффекты экстремального ракурса и перспективы, чтобы усилить драматизм. Повествовательное содержание передается не мимикой, а жестами и динамичностью фигур. [41]

Сохранилось соглашение, показывающее план завершения двух исторических картин, каждая из которых содержит двадцать фигур, семь из которых являются портретами, в течение двухмесячного периода. Себастьяно дель Пьомбо заметил, что Тинторетто мог написать за два дня столько же, сколько он сам за два года; Аннибале Карраччи , что Тинторетто во многих своих картинах был равен Тициану, в других уступал Тинторетто. Таково было общее мнение венецианцев, которые говорили, что у него было три карандаша — один золотой, второй серебряный и третий железный. [33]

Тайная вечеря (1594)

Живописное остроумие Тинторетто проявляется в таких композициях, как «Святой Георгий», «Святой Людовик и принцесса» (1553). Он подрывает обычное изображение сюжета, в котором Святой Георгий убивает дракона и спасает принцессу; здесь принцесса сидит верхом на драконе, держа в руке кнут. Искусствовед Артур Данто описывает результат как «острый феминистской шутки», поскольку «принцесса взяла дело в свои руки… Джордж разводит руки в жесте мужской беспомощности, а его копье лежит сломанным на земля... Очевидно, она была написана для искушенной венецианской публики». [42]

Сравнение последней «Тайной вечери » Тинторетто — одной из девяти его известных картин на эту тему — [43] трактовка Леонардо да Винчи представляет той же темы собой поучительную демонстрацию того, как художественные стили развивались в эпоху Возрождения . Леонардо — это классический покой. Ученики расходятся от Христа почти математической симметрией. В руках Тинторетто то же событие приобретает драматический характер, поскольку к человеческим фигурам присоединяются ангелы . Слуга помещен на переднем плане, возможно, в связи с Евангелием от Иоанна 13: 14–16. В беспокойном динамизме своей композиции, драматическом использовании света и выразительных эффектах перспективы Тинторетто кажется художником эпохи барокко, опередившим свое время.

Портрет маркиза Франческо Герардини (1568 г.), Музей Ка Реццонико, Венеция

Тинторетто был самым плодовитым портретистом Венеции за свою карьеру. [44] Современные критики часто характеризуют его портреты как рутинные произведения. [45] хотя его умение изображать пожилых мужчин, таких как Альвизе Корнаро (1560/1565), вызвало широкое восхищение. [46] По мнению историков искусства Роберта Эчолса и Фредерика Ильчмана, многочисленные портреты из студии Тинторетто, выполненные в основном ассистентами, затруднили оценку его портретов с автографами, которые, в отличие от его повествовательных работ, являются сдержанными и мрачными. [44] Лоуренс Гоуинг считал «тлеющие портреты личностей, поглощенных собственным огнем» Тинторетто, своими «самыми неотразимыми» произведениями. [47]

Он написал два автопортрета. В первом ( ок. 1546–47 ; Художественный музей Филадельфии ) он представляет себя без атрибутов статуса, которые были обычными в автопортретах предыдущих лет. Неформальность изображения, прямота взгляда объекта и смелая манера письма, видимая повсюду, были новаторскими - его назвали «первым из многих искусно неопрятных изображений самого себя, сохранившихся на протяжении веков». [48] Второй автопортрет ( ок. 1588 ; Лувр ) представляет собой строго симметричное изображение престарелого художника, «мрачно созерцающего свою смертность». [49] Эдуард Мане , написавший ее копию, считал ее «одной из самых красивых картин в мире». [50]

Наследие

[ редактировать ]

В 2013 году Музей Виктории и Альберта объявил, что картина « Посадка Святой Елены в Святую Землю» была написана Тинторетто (а не его современником Андреа Скьявоне , как считалось ранее) как часть серии из трех картин, изображающих легенду. Святой Елены и Святого Креста. [13]

В 2019 году в честь юбилея со дня рождения Тинторетто Национальная галерея искусств Вашингтона в сотрудничестве с Галереей Академии организовала первую в США передвижную выставку. На выставке представлено около 50 картин и более десятка работ на бумаге, охватывающих весь творческий путь художника: от царственных портретов венецианской аристократии до религиозных и мифологических повествовательных сцен. [51]

Примечания

[ редактировать ]
  1. По мнению историка Стефании Мейсон, обнаружение и публикация в 2004 году «причудливого отчета» в письме 1678 года испанскому коллекционеру произведений искусства от его агента в Венеции привело к ошибочному представлению о том, что фамилия Якопо была Комин . Робусти — это имя, которое фигурирует в его налоговых декларациях и других официальных документах. [1]
  1. ^ Echols 2018, стр. 39–40, 227.
  2. ^ Jump up to: а б с Бернари и де Векки 1970, с. 83.
  3. ^ Зуффи, Стефано (2004). Тысяча лет живописи: Атлас западной живописи с 1000 по 2000 год нашей эры . Милан, Италия: Электа. п. 427. OCLC   907045157 .
  4. ^ Эколс 2018, с. 39.
  5. ^ Echols 2018, стр. 38–40.
  6. ^ Эколс 2018, с. 85.
  7. ^ Echols 2018, стр. 18, 85.
  8. ^ Echols 2018, стр. 41, 85.
  9. ^ Echols 2018, стр. 172–173.
  10. ^ Николс, Том. Тинторетто. Традиции и идентичность . Книги Реакции, 1999, с. 14.
  11. ^ Николс, Том. Тинторетто. Традиции и идентичность . Reaktion Books, 1999, стр. 103 и 241 и далее.
  12. ^ Jump up to: а б с Россетти 1911 , с. 1001.
  13. ^ Jump up to: а б с «Новости BBC – Картина Тинторетто обнаружена в лондонском музее Виктории и Альберта» . Би-би-си . 7 июня 2013 года . Проверено 21 января 2014 г.
  14. ^ "вага" . Wga.hu. ​Проверено 21 января 2014 г.
  15. ^ Jump up to: а б Эхолс 2018, с. 7.
  16. ^ Эколс 2018, с. 12.
  17. ^ Презентация Карло Бернарди (1970). Полное собрание сочинений Тинторетто (на итальянском языке). Милан: Риццоли. п. 98.
  18. ^ Echols 2018, стр. 14–17.
  19. ^ Эколс 2018, с. 15.
  20. ^ Jump up to: а б Баттерфилд 2007.
  21. ^ Николс, Том. Тинторетто. Традиции и идентичность . Редакция Книги, 1999, с. 101.
  22. ^ Николс, Т. (2003). «Семья Тинторетто». Гроув Арт Онлайн.
  23. ^ Эколс 2018, с. 53.
  24. ^ Jump up to: а б Эколс 2018, с. 21.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Россетти 1911 , с. 1002.
  26. ^ Гражина Бастек. «Адмирал – молодой человек» . ЕВРОПЕУМ Центр европейской культуры . Архивировано из оригинала 28 марта 2014 года . Проверено 20 июня 2013 г.
  27. ^ Джейми Андерсон; Йорг Рекхенрих; Мартин Купп (2011). «Престецца – новый способ рисовать» . Прекрасное искусство успеха: как изучение великого искусства может создать великий бизнес . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-11-19992-53-0 .
  28. ^ Ильчман, Фредерик и Линда Бореан (2009). Тициан, Тинторетто, Веронезе: соперники в Венеции эпохи Возрождения . Суррей: Лунд Хамфрис. п. 45. ISBN   9781848220225 .
  29. ^ Эколс 2018, с. 137.
  30. ^ Echols 2018, стр. 30, 215.
  31. ^ Echols 2018, стр. 214–215.
  32. ^ Jump up to: а б Эхолс 2018, с. 216.
  33. ^ Jump up to: а б с д Россетти 1911 , с. 1003.
  34. ^ Дэвис, Дэвид, Ксавье Брей и Джон Хакстейбл Эллиотт (2004). Эль Греко . Лондон: Национальная галерея. стр. 10, 32. ISBN   1-85709-933-8 .
  35. ^ Николс, Том. Тинторетто. Традиции и идентичность . Редакция Книги, 1999, с. 13.
  36. ^ Эколс 2018, с. 44.
  37. ^ Эколс 2018, с. 53.
  38. ^ Jump up to: а б с Эхолс 2018, с. 54.
  39. ^ Бернари и де Векки 1970, с. 84.
  40. ^ Echols 2018, стр. XIII, 10.
  41. ^ Эколс 2018, с. xiii.
  42. Данто, Артур К. (16 апреля 2007 г.). «Маньерист в Мадриде». Нация . стр. 34–36.
  43. Шьельдаль, Питер (1 апреля 2019 г.). «Все включено: опосредованный трепет Тинторетто». Житель Нью-Йорка . п. 77
  44. ^ Jump up to: а б Эхолс 2018, с. 145.
  45. ^ Роберто Лонги назвал их «незапоминающимися»; Джон Поуп-Хеннесси назвал их работой «простого маляра». Эхолс 2018, с. 238.
  46. ^ Echols 2018, стр. 156–157.
  47. ^ Гоуинг, Лоуренс (1987). Картины в Лувре, Нью-Йорк: Стюарт, Табори и Чанг. п. 266. ISBN   1-55670-007-5 .
  48. ^ Эколс 2018, с. 2.
  49. ^ Эколс 2018, с. 146.
  50. ^ Эколс 2018, с. 148.
  51. ^ «Тинторетто: художник Венеции эпохи Возрождения» .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 13963a8370f97b706620e4a21efcf54b__1722248460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/4b/13963a8370f97b706620e4a21efcf54b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tintoretto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)