маньеризм
Маньеризм — это стиль в европейском искусстве , возникший в последние годы итальянского Высокого Возрождения около 1520 года, распространившийся примерно к 1530 году и просуществовавший примерно до конца 16 века в Италии, когда его в значительной степени заменил стиль барокко . Северный маньеризм продолжался и в начале 17 века. [1]
Маньеризм охватывает множество подходов, на которые влияют и реагируют на гармоничные идеалы, связанные с такими художниками, как Леонардо да Винчи , Рафаэль , Вазари , [2] и ранний Микеланджело . Если искусство Высокого Возрождения подчеркивает пропорции, баланс и идеальную красоту, то маньеризм преувеличивает эти качества, что часто приводит к созданию асимметричных или неестественно элегантных композиций. [3] Известен своими искусственными (в отличие от натуралистических) качествами. [4] этот художественный стиль отдает предпочтение композиционному напряжению и нестабильности, а не балансу и ясности живописи раннего Возрождения. Маньеризм в литературе и музыке отличается витиеватым стилем и интеллектуальной изысканностью. [5]
Определение маньеризма и его фаз продолжают оставаться предметом споров среди историков искусства. Например, некоторые ученые применили этот ярлык к некоторым ранним современным формам литературы (особенно поэзии) и музыки 16 и 17 веков. Этот термин также используется для обозначения некоторых позднеготических произведений. [6] художники, работавшие в Северной Европе примерно с 1500 по 1530 годы, особенно антверпенские маньеристы. [7] — группа, не связанная с итальянским движением. Маньеризм также применялся по аналогии к Серебряному веку латинской литературы . [8]
Номенклатура [ править ]
Слово «маньеризм» происходит от итальянского maniera , что означает «стиль» или «манера». Как и английское слово «стиль», маньера может либо указывать на конкретный тип стиля (красивый стиль, резкий стиль), либо указывать на абсолют, не требующий никаких уточнений (у кого-то «есть стиль»). [9] Во втором издании «Жизнеописаний величайших художников, скульпторов и архитекторов» (1568 г.) Джорджо Вазари [10] использовал маньеру в трех разных контекстах: для обсуждения манеры или метода работы художника; для описания личного или группового стиля, например, термин maniera greca для обозначения средневекового итало-византийского стиля или просто манер Микеланджело ; и подтвердить положительное суждение о художественном качестве. [11] Вазари также был художником-маньеристом и описал период, в котором он работал, как «la maniera Moderna», или «стиль модерн». [12] Джеймс В. Миролло описывает, как поэты «Bella maniera» пытались превзойти по виртуозности сонеты Петрарки . [13] Это понятие «Bella maniera» предполагает, что вдохновленные таким образом художники стремились копировать и улучшать своих предшественников, а не напрямую противостоять природе. По сути, «Bella maniera» использовала лучшее из нескольких исходных материалов, синтезируя из этого нечто новое. [13]
Как стилистический ярлык «маньеризм» нелегко определить. Он использовался швейцарским историком Якобом Буркхардтом и популяризировался немецкими историками искусства в начале 20-го века для классификации, казалось бы, не поддающегося категоризации искусства итальянского 16-го века - искусства, которое больше не демонстрировало гармоничные и рациональные подходы, связанные с Высоким Возрождением. «Высокое Возрождение» означало период, отличающийся гармонией, величием и возрождением классической античности. Термин «маньеризм» был пересмотрен в 1967 году Джоном Ширманом. [14] после выставки картин маньеризма, организованной Фрицем Гроссманном в Художественной галерее Манчестера в 1965 году. [15]
Однако историки расходятся во мнениях относительно того, является ли маньеризм стилем, движением или периодом. Некоторые авторы назвали его «Поздним Возрождением». [16] Хотя этот термин остается спорным, он по-прежнему широко используется для обозначения европейского искусства и культуры 16 века. [17]
и развитие Происхождение
К концу Высокого Возрождения молодые художники переживали кризис: [3] Казалось, все, чего можно было достичь, уже достигнуто. Больше никаких трудностей, технических или каких-либо иных, не оставалось. Детальное знание анатомии, света, физиогномики и того, как люди выражают эмоции в выражениях и жестах, новаторское использование человеческой формы в фигуративной композиции и использование тонкой градации тона - все это достигло почти совершенства. Молодым художникам нужно было найти новую цель, и они искали новые подходы. [18] В этот момент начал зарождаться маньеризм. [3] Новый стиль развивался между 1510 и 1520 годами либо во Флоренции, либо в Риме, либо в обоих городах одновременно. [19]
и образцы для подражания Происхождение
Этот период был описан как «естественное продолжение». [5] искусства Андреа дель Сарто , Микеланджело и Рафаэля. Микеланджело разработал свой стиль в раннем возрасте, глубоко оригинальный, который сначала вызывал большое восхищение, а затем часто копировался и подражал другим художникам той эпохи. [5] Одним из качеств, которыми больше всего восхищались его современники, была его террибилита , чувство внушающего трепет величия, и последующие художники пытались подражать ему. [5] Другие художники изучали страстный и очень личный стиль Микеланджело, копируя работы мастера – стандартный способ, которым студенты учились рисовать и лепить. Его потолок Сикстинской капеллы предоставил им примеры для подражания, в частности, его изображение собранных фигур, часто называемых игнуди , и Ливийской Сивиллы , его вестибюль Лаврентийской библиотеки , фигуры на его гробницах Медичи и, прежде всего, его Страшный суд . Поздний Микеланджело был одним из величайших образцов маньеризма. [5] Молодые художники ворвались к нему в дом и украли у него рисунки. [20] В своей книге « Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов » Джорджо Вазари отметил, что Микеланджело однажды заявил: «Те, кто являются последователями, никогда не смогут пройти мимо того, за кем следуют». [20]
Дух соперничества [ править ]
Дух соперничества культивировался покровителями, которые поощряли спонсируемых художников подчеркивать виртуозную технику и соревноваться друг с другом за комиссионные. Это заставило художников искать новые подходы и резко освещенные сцены, сложные одежды и композиции, вытянутые пропорции, сильно стилизованные позы, отсутствие четкой перспективы. Леонардо да Винчи и Микеланджело поручил Гонфалоньер Пьеро Содерини украсить стену Зала пятисот во Флоренции. Эти два художника должны были рисовать бок о бок и соревноваться друг с другом. [ нужна ссылка ] стимулируя быть как можно более инновационными. [ нужна ссылка ]
Ранний маньеризм
Ранние маньеристы во Флоренции, особенно ученики Андреа дель Сарто , такие как Якопо да Понтормо и Россо Фьорентино , отличались вытянутыми формами, ненадежно сбалансированными позами, разрушенной перспективой, иррациональной обстановкой и театральным освещением. Пармиджанино (ученик Корреджо ) и Джулио Романо В сходных стилизованных эстетических направлениях в Риме двигались (руководитель Рафаэля). Эти художники повзрослели под влиянием Высокого Возрождения, и их стиль характеризовался как реакция на него или преувеличенное его расширение. Вместо непосредственного изучения природы молодые художники начали изучать эллинистическую скульптуру и картины мастеров прошлого. Поэтому этот стиль часто называют «антиклассическим». [21] тем не менее в то время это считалось естественным развитием Высокого Возрождения. Самая ранняя экспериментальная фаза маньеризма, известная своими «антиклассическими» формами, продолжалась примерно до 1540 или 1550 годов. [19] Марсия Б. Холл , профессор истории искусств в Университете Темпл, в своей книге « После Рафаэля» отмечает , что преждевременная смерть Рафаэля положила начало маньеризму в Риме. [ нужна ссылка ]
В прошлых анализах было отмечено, что маньеризм возник в начале 16 века одновременно с рядом других социальных, научных, религиозных и политических движений, таких как гелиоцентризм Коперника , разграбление Рима в 1527 году и протестантская Реформация растущая . вызов власти католической церкви. Из-за этого удлиненные и искаженные формы стиля когда-то интерпретировались как реакция на идеализированные композиции, преобладающие в искусстве Высокого Возрождения. [22] Это объяснение радикального стилистического сдвига c. 1520 год вышел из-под влияния ученых, хотя искусство раннего маньеризма все еще резко контрастирует с условностями Высокого Возрождения; Рафаэля, доступность и баланс, достигнутые Афинской школой казалось, больше не интересовали молодых художников. [ нужна ссылка ]
Высокие манеры [ править ]
Второй период маньеризма принято дифференцировать [ нужна ссылка ] от более ранней, так называемой «антиклассической» фазы.Последующие маньеристы подчеркивали интеллектуальное тщеславие и художественную виртуозность - черты, которые побудили более поздних критиков обвинить их в работе в неестественной и напускной «манере» ( maniera ). Художники Маньеры считали своего старшего современника Микеланджело своей основной моделью; это было искусство, имитирующее искусство, а не искусство, имитирующее природу. Историк искусства Сидней Джозеф Фридберг утверждает, что интеллектуализирующий аспект искусства маньеры предполагает ожидание, что аудитория заметит и оценит эту визуальную отсылку - знакомую фигуру в незнакомой обстановке, заключенную между «невидимыми, но ощутимыми кавычками». [23] Верхом искусственности является склонность художника Маньеры к намеренному присвоению цитаты. Аньоло Бронзино и Джорджио Вазари являются примерами этого направления Маньеры, которое существовало примерно с 1530 по 1580 год. Художественные пары Маньера, базирующиеся в основном при дворах и в интеллектуальных кругах Европы, отличались преувеличенной элегантностью, изысканным вниманием к поверхности и деталям: фигурки с фарфоровой кожей ровно откидываются. , умеренный свет, признавая зрителя холодным взглядом, если он вообще смотрит в глаза. Субъект Маньеры редко проявляет сильные эмоции, и по этой причине работы, иллюстрирующие эту тенденцию, часто называют «холодными» или «отстраненными». Это типично для так называемого «стильного стиля» или маньеры в его зрелости. [24]
Распространение [ править ]
Города Рим, Флоренция и Мантуя были центрами маньеризма в Италии. Венецианская живопись пошла другим путем, представленным Тицианом в его долгой карьере. Ряд первых художников-маньеристов, работавших в Риме в 1520-х годах, бежали из города после разграбления Рима в 1527 году. По мере того, как они распространялись по континенту в поисках работы, их стиль распространялся по всей Италии и Северной Европе. [25] Результатом стал первый международный художественный стиль со времен готики . [26] Другие части Северной Европы не имели преимущества такого прямого контакта с итальянскими художниками, но стиль маньеризма давал о себе знать через гравюры и иллюстрированные книги. Европейские правители, среди прочих, приобретали итальянские произведения, а художники из Северной Европы продолжали путешествовать по Италии, помогая распространять стиль маньеризма. Отдельные итальянские художники, работавшие на Севере, породили движение, известное как Северный маньеризм . Франциску I Французскому , например, подарили Бронзино « Венеру, Амур, Безумие и Время» . Этот стиль в Италии пришел в упадок после 1580 года, когда новое поколение художников, в том числе братья Карраччи , Караваджо и Чиголи , возродили натурализм. Вальтер Фридлендер определил этот период как «антиманьеризм», точно так же, как ранние маньеристы были «антиклассическими» в своей реакции на отход от эстетических ценностей Высокого Возрождения. [21] : 14 и сегодня братья Карраччи и Караваджо считаются началом перехода к живописи в стиле барокко, который доминировал к 1600 году.
Однако за пределами Италии маньеризм продолжался и в 17 веке. Во Франции, куда Россо ездил работать при дворе Фонтенбло , он известен как « стиль Генриха II » и оказал особое влияние на архитектуру. Другие важные континентальные центры северного маньеризма включают двор Рудольфа II в Праге , а также Харлем и Антверпен . Маньеризм как стилистическая категория реже применяется к английскому местные ярлыки, такие как « елизаветинский » и « якобинский изобразительному и декоративному искусству, где чаще применяются семнадцатого века ». Ремесленный маньеризм является одним исключением, применяемым к архитектуре, которая опирается на книги образцов, а не на существующие прецеденты в континентальной Европе. [27]
Особо следует отметить фламандское влияние в Фонтенбло, которое сочетало в себе эротизм французского стиля с ранней версией традиции vanitas , которая доминировала в голландской и фламандской живописи семнадцатого века. Преобладающим в то время было питторе ваго — описание художников с севера, которые поступали в мастерские во Франции и Италии, чтобы создать поистине интернациональный стиль.
Скульптура [ править ]
Как и в живописи, ранняя итальянская скульптура маньеризма была в значительной степени попыткой найти оригинальный стиль, который превзошел бы достижения Высокого Возрождения , которое в скульптуре, по сути, означало Микеланджело, и большая часть борьбы за достижение этого разыгрывалась в комиссиях по заполнению другие места на площади Синьории Флоренции, рядом с Микеланджело Давидом во . Баччо Бандинелли перенял проект « Геркулеса и Какуса» от самого мастера, но тогда он был немногим более популярен, чем сейчас, и Бенвенуто Челлини злонамеренно сравнивал его с «мешком дынь», хотя и имел длительный эффект в видимо, вводя рельефные панели на постаменте статуй. Как и в других работах его и других маньеристов, в ней удалено гораздо больше исходного блока, чем это сделал бы Микеланджело. [28] Бронзовый Персей Челлини с головой Медузы, безусловно, является шедевром, созданным с восемью углами обзора, еще одной характеристикой маньеризма, и искусственно стилизованным по сравнению с Давидами Микеланджело и Донателло. [29] Первоначально он был ювелиром, его знаменитая Солонка с золотом и эмалью (1543 г.) была его первой скульптурой и показала его талант во всей красе. [30]
Маленькие бронзовые фигурки для коллекционных кабинетов , часто мифологические сюжеты с обнаженной натурой, были популярной формой эпохи Возрождения, в которой Джамболонья , первоначально фламандец , но базирующийся во Флоренции, преуспел во второй половине века. Он также создал скульптуры в натуральную величину, две из которых вошли в коллекцию на площади Синьории. Он и его последователи разработали элегантные удлиненные образцы figura serpentinata , часто состоящие из двух переплетенных фигур, которые были интересны со всех сторон. [31]
- Лепнина над дверью в Фонтенбло , вероятно, спроектированная Приматиччо , написавшим овальную вставку, 1530-е или 1540-е годы.
- Бенвенуто Челлини, Персей с головой Медузы , 1545–1554 гг.
- Джамболонья , Самсон, убивающий филистимлянина , около 1562 г.
- Джамболонья, Похищение сабинянки , завершено в 1583 году, Флоренция, высота 13 футов 6 дюймов, мрамор.
- Адриан де Врис , Меркурий и Психея , бронза северного маньеризма в натуральную величину, изготовленная в 1593 году для Рудольфа II, императора Священной Римской империи.
Ранние теоретики
Джорджо editВазари
Мнения Джорджо Вазари об искусстве живописи выражаются в похвалах, которые он воздает коллегам-художникам в своих многотомных « Жизнеописаниях художников» : он считал, что совершенство в живописи требует утонченности, богатства изобретения ( invenzione ), выраженного посредством виртуозной техники ( maniera ), а также остроумие и ученость, проявившиеся в готовой работе, — все критерии, подчеркивавшие интеллект художника и чувствительность покровителя. Художник теперь уже не был просто обученным членом местной гильдии Святого Луки. Теперь он занял свое место при дворе рядом с учеными, поэтами и гуманистами в атмосфере, которая способствовала признанию элегантности и сложности. Герб покровителей Медичи Вазари появляется в верхней части его портрета, как если бы он принадлежал самому художнику. Обрамление гравюры на дереве «Жизнеописания» Вазари в назвали бы « якобинской англоязычной среде ». В нем гробницы Медичи Микеланджело вдохновляют антиархитектурные «архитектурные» черты вверху, пронизанную бумагой рамку и обнаженных сатиров у основания. В чистом виде это экстравагантно: короче говоря, маньеризм.
Джан Паоло Ломаццо [ править ]
Другой литературный деятель того периода — Джан Паоло Ломаццо , написавший две работы — одну практическую и одну метафизическую — которые помогли определить сознательное отношение художника-маньериста к своему искусству. Его «Траттато дель арте делла питтура, скольтура и архитетура» (Милан, 1584 г.) отчасти представляет собой руководство по современным концепциям декораума , которые Ренессанс унаследовал частично от античности, но развивал маньеризм. Систематическая кодификация эстетики Ломаццо, которая типична для более формализованных и академических подходов, типичных для конца XVI века, подчеркивала созвучие между функциями интерьеров и видами живописного и скульптурного декора, которые были бы подходящими. Иконография, часто запутанная и запутанная, является более заметным элементом стилей маньеризма. Его менее практичная и более метафизическая «Идея дель темпио делла питтура» ( «Идеальный храм живописи» , Милан, 1590 г.) предлагает описание человеческой природы и личности в духе теории « четырех темпераментов », определяя роль индивидуальности в суждениях и творческих способностях. изобретение.
Характеристики произведений искусства [ править ]
Маньеризм был антиклассическим движением, которое сильно отличалось от эстетических идеологий Возрождения . [32] Хотя маньеризм изначально был принят положительно, основываясь на трудах Вазари , [32] Позже к нему стали относиться в негативном свете, поскольку он рассматривался исключительно как «изменение естественных истин и банальное повторение естественных формул». [32] Как художественный момент, маньеризм включает в себя множество характеристик, которые уникальны и специфичны для экспериментирования с восприятием искусства. Ниже приведен список многих конкретных характеристик, которые художники-маньеристы использовали в своих произведениях.
- Удлинение фигур: часто работы маньеристов характеризовались удлинением человеческой фигуры – иногда это способствовало причудливым образам некоторых маньеристских произведений искусства. [33]
- Искажение перспективы: в картинах искажение перспективы исследовало идеалы создания идеального пространства. Однако идея совершенства иногда намекала на создание уникальных образов. Одним из способов исследования искажений была техника ракурса . Иногда, когда использовалось сильное искажение, изображение было практически невозможно расшифровать. [33]
- Черный фон: художники-маньеристы часто использовали плоский черный фон, чтобы создать полный контраст контуров и создать драматические сцены. Черный фон также способствовал созданию ощущения фантазии в рамках предмета. [33]
- Использование тьмы и света: многие маньеристы были заинтересованы в передаче сущности ночного неба посредством использования преднамеренного освещения, часто создавая ощущение фантастических сцен. Примечательно, что для создания драматических сцен особое внимание было уделено факелу и лунному свету. [33]
- Скульптурные формы: Большое влияние на маньеризм оказала скульптура, получившая популярность в шестнадцатом веке. В результате художники-маньеристы часто основывали свои изображения человеческих тел на скульптурах и гравюрах. Это позволило художникам-маньеристам сосредоточиться на создании объёмности. [33]
- Четкость линий: внимание, уделяемое чистым очертаниям фигур, было заметно в маньеризме и во многом отличалось от барокко и высокого Возрождения . Очертания фигур часто позволяли уделить больше внимания деталям. [33]
- Композиция и пространство: художники-маньеристы отвергли идеалы Возрождения , особенно технику одноточечной перспективы . Вместо этого упор был сделан на атмосферные эффекты и искажение перспективы . Использование пространства в произведениях маньеризма вместо этого отдавало предпочтение скученным композициям с различными формами и фигурами или скудным композициям с акцентом на черном фоне. [33]
- Маньеристское движение: интерес к изучению человеческого движения часто приводит к тому, что художники-маньеристы создают уникальный тип движения, связанный с змеевидными позами . Эти позиции часто предвосхищают движения будущих позиций из-за часто нестабильных показателей движения. Кроме того, эта техника связана с экспериментированием художника с формой. [33]
- Расписные рамы: в некоторых работах маньеристов раскрашенные рамы использовались, чтобы гармонировать с фоном картин, а иногда и вносить вклад в общую композицию произведения искусства. Иногда это распространено, когда особое внимание уделяется декоративным деталям. [33]
- Атмосферные эффекты: многие маньеристы использовали технику сфумато , известную как «изображение мягких и размытых контуров или поверхностей». [33] в своих картинах для передачи струящегося света. [33]
- Маньеристский цвет: уникальный аспект маньеризма заключался в том, что помимо экспериментов с формой, композицией и светом, большая часть того же любопытства была применена к цвету. Многие произведения искусства играются с чистыми и насыщенными оттенками синего, зеленого, розового и желтого, которые иногда отвлекают от общего дизайна произведений искусства, а иногда дополняют его. Рисуя фигуру, художники часто подчеркивали светлость лица и использовали оттенки синего. [33]
Художники и примеры их работ [ править ]
Якопо да Понтормо [ править ]
Якопо да Понтормо — один из самых важных вкладов в маньеризм. Работы [34] Он часто черпал свои темы из религиозных повествований; под сильным влиянием работ Микеланджело. [34] он часто ссылается на скульптурные формы или использует их в качестве моделей для своих композиций. [32] Хорошо известным элементом его работ является изображение взглядов различных фигур, которые часто смотрят на зрителя в разных направлениях. [32] Преданный своей работе Понтормо часто выражал беспокойство по поводу ее качества и, как известно, работал медленно и методично. [32] Его наследие высоко ценится, поскольку он оказал влияние на таких художников, как Аньоло Бронзино , и на эстетические идеалы позднего маньеризма. [34]
Картина Понтормо «Иосиф в Египте» , написанная в 1517 году. [32] представляет собой повествование из четырех библейских сцен, в которых Иосиф воссоединяется со своей семьей. В левой части композиции Понтоморо изображает сцену представления Иосифом своей фараону Египта семьи . Справа Иосиф едет на катящейся скамейке, а композицию вокруг него наполняют херувимы, а также другие фигуры и большие камни на тропе вдалеке. Над этими сценами находится винтовая лестница, по которой Иосиф ведет одного из своих сыновей к их матери наверх. Финальная сцена справа — это финальная стадия смерти Джейкоба, которую наблюдают за ним его сыновья. [32]
Понтормо В картине «Иосиф в Египте» присутствует множество элементов маньеризма. Одним из элементов является использование несочетаемых цветов, таких как различные оттенки розового и синего, которые составляют большую часть холста . Дополнительным элементом маньеризма является бессвязная обработка времени в истории Иосифа через различные сцены и использование пространства. Включая четыре разных повествования, Понотормо создает загроможденную композицию и общее ощущение занятости.
школа Фонтенбло и Россо Фиорентино
Россо Фиорентино , который был однокурсником Понтормо в студии Андреа дель Сарто , в 1530 году принес флорентийский маньеризм в Фонтенбло , где он стал одним из основателей французского маньеризма 16-го века, широко известного как Школа Фонтенбло .
Примеры богатого и беспокойного декоративного стиля в Фонтенбло еще больше распространили итальянский стиль через гравюры в Антверпен , а оттуда по всей Северной Европе, от Лондона до Польши. Маньеристский дизайн распространился на предметы роскоши, такие как серебро и резная мебель. Ощущение напряженной, контролируемой эмоции, выраженное в сложной символике и аллегории , а также идеал женской красоты, характеризующийся вытянутыми пропорциями, являются особенностями этого стиля.
Аньоло Бронзино [ править ]
Аньоло Бронзино был учеником Понтормо. [35] чей стиль был очень влиятельным и часто сбивал с толку с точки зрения выяснения авторства многих произведений искусства. [35] За свою карьеру Бронзино также сотрудничал с Вазари в качестве сценографа постановки «Комедия фокусников», где написал множество портретов . [35] Работы Бронзино пользовались большим спросом, и он пользовался большим успехом, когда в 1539 году стал придворным художником семьи Медичи . [35] Уникальной маньеристской характеристикой работ Бронзино была передача молочного цвета лица . [35]
В картине « Венера, Амур, Безумие и Время » Бронзино изображает эротическую сцену, оставляющую у зрителя больше вопросов, чем ответов. На переднем плане Амур и Венера почти целуются, но останавливаются, как будто застигнутые врасплох. Над парой изображены мифологические фигуры: Отец Время справа, который поднимает занавеску, открывая пару, и изображение богини ночи слева. В композиции также присутствует группа масок, гибридное существо, состоящее из черт девушки и змеи, и мужчина, испытывающий мучительную боль. В отношении картины существует множество теорий, например, о том, что она передает опасность сифилиса или что картина служила придворной игрой. [36]
Маньеристские портреты Бронзино отличаются безмятежной элегантностью и тщательным вниманием к деталям. В результате говорят, что натурщики Бронзино демонстрируют отчужденность и выраженную эмоциональную дистанцию от зрителя. Также существует виртуозная концентрация на передаче точного рисунка и блеска богатого текстиля. В частности, в « Венере», «Купидоне», «Безумии» и «Времени » Бронзино использует тактику маньеристского движения, внимание к деталям, цвету и скульптурным формам. Свидетельства маньеристского движения очевидны в неловких движениях Купидона и Венеры, когда они искажают свои тела, чтобы частично обняться. В частности, Бронзино изображает цвет лица с множеством форм как идеальный фарфоровый белый цвет с плавным сглаживанием мускулов, что напоминает гладкость скульптуры.
Алессандро Аллори [ править ]
Картина Алессандро Аллори (1535–1607) «Сусанна и старцы» ( внизу ) отличается скрытым эротизмом и сознательно блестящей детализацией натюрморта в многолюдной, искаженной композиции.
Якопо Тинторетто [ править ]
Якопо Тинторетто был известен своим совершенно разным вкладом в венецианскую живопись после наследия Тициана . Его работы, сильно отличавшиеся от его предшественников, подверглись критике со стороны Вазари за «фантастический, экстравагантный, причудливый стиль». [37] В своем творчестве Тинторетто перенял элементы маньеризма, которые дистанцировали его от классического понятия венецианской живописи, поскольку он часто создавал произведения искусства, содержащие элементы фантазии и сохраняющие натурализм . [37] Другие уникальные элементы творчества Тинторетто включают его внимание к цвету посредством регулярного использования грубых мазков. [37] и эксперименты с пигментом для создания иллюзий. [37]
Произведение искусства, связанное с характеристиками маньеризма, — это « Тайная вечеря »; он был заказан Микеле Алабарди для Сан-Джорджо Маджоре в 1591 году. [37] В « Тайной вечере » Тинторетто сцена изображена с точки зрения группы людей в правой части композиции. В левой части картины Христос и Апостолы занимают одну сторону стола и выделяют Иуду . В темном пространстве мало источников света; один источник излучается нимбом Христа и висящим над столом факелом.
В своей четкой композиции « Тайная вечеря» отражает черты маньеризма. Одна из характеристик, которую использует Тинторетто, — это черный фон. Хотя картина дает некоторое представление о внутреннем пространстве за счет использования перспективы , края композиции в основном окутаны тенью, что придает драматизм центральной сцене Тайной вечери . Кроме того, Тинторетто использует эффекты прожектора со светом, особенно с нимбом Христа и висящим факелом над столом. Третья характеристика маньеризма, которую использует Тинторетто, — это атмосферные эффекты фигур, сформированных в дыме и плавающих вокруг композиции.
Эль Греко [ править ]
Эль Греко пытался выразить религиозные эмоции с помощью преувеличенных черт. После реалистического изображения человеческой формы и мастерства перспективы, достигнутого в эпоху Высокого Возрождения, некоторые художники начали намеренно искажать пропорции в бессвязном, иррациональном пространстве для достижения эмоционального и художественного эффекта. Эль Греко по-прежнему остается глубоко оригинальным художником. Современные ученые характеризуют его как художника, настолько индивидуального, что он не принадлежит ни к одной традиционной школе. [5] Ключевые аспекты маньеризма в Эль Греко включают резкую «кислотную» палитру, вытянутую и измученную анатомию, иррациональную перспективу и свет, а также неясную и тревожную иконографию. [38] [39] Стиль Эль Греко стал кульминацией уникальных разработок, основанных на его греческом наследии и путешествиях в Испанию и Италию. [40]
Работы Эль Греко отражают множество стилей, включая византийские элементы, а также влияние Караваджо и Пармиджанино в дополнение к венецианскому колориту . [40] Важным элементом является его внимание к цвету, поскольку он считал его одним из наиболее важных аспектов своей живописи. [41] На протяжении всей своей карьеры работы Эль Греко пользовались большим спросом, поскольку он выполнял важные заказы в таких местах, как Colegio de la Encarnación de Madrid . [40]
Уникальный стиль живописи Эль Греко и связь с особенностями маньеризма особенно распространены в работе «Лаокоон» . Написан в 1610 году. [42] на нем изображен мифологический рассказ о Лаокооне , предупредившем троянцев об опасности деревянного коня , преподнесенного греками как мирное приношение богине Минерве . В результате Минерва отомстила, вызвав змей, чтобы убить Лаокоона и двух его сыновей. Вместо того, чтобы действие происходило на фоне Трои , Эль Греко поместил сцену недалеко от Толедо, Испания , чтобы «универсализировать историю, подчеркнув ее актуальность для современного мира». [42]
Уникальный стиль Эль Греко в «Лаокооне» отражает многие характеристики маньеризма. Преобладающим является удлинение многих человеческих форм по всей композиции в сочетании с их змеевидным движением, что придает ощущение элегантности. Дополнительным элементом стиля маньеризма являются атмосферные эффекты, при которых Эль Греко создает дымчатое небо и размытость пейзажа на заднем плане.
Добро пожаловать Челлини ,
Бенвенуто Челлини создал в 1540 году Солонку Челлини из золота и эмали, изображающую Посейдона и Амфитриту (воду и землю), размещенных в неудобных положениях и имеющих вытянутые пропорции. Считается шедевром скульптуры маньеризма.
Лавиния Фонтана [ править ]
Лавиния Фонтана (1552–1614) была портретисткой-маньеристкой, которую часто называют первой женщиной-художницей в Западной Европе. [43] Она была назначена ординарным портретистом в Ватикане . [44] Ее стиль характеризуется влиянием семьи художников Карраччи и цветов венецианской школы. Она известна своими портретами дворянок, а также изображением обнаженных фигур, что было необычно для женщины ее времени. [45]
Таддео Зуккаро (или Зуккари) [ править ]
Таддео Цуккаро родился в Сант-Анджело-ин-Вадо , недалеко от Урбино, в семье Оттавиано Цуккари, почти неизвестного художника. Его брат Федерико , родившийся около 1540 года, также был художником и архитектором.
Федерико Зуккаро (или Зуккари) [ править ]
Документально подтвержденная карьера Федерико Зуккаро как художника началась в 1550 году, когда он переехал в Рим, чтобы работать под руководством Таддео , своего старшего брата. Он продолжил оформление для Пия IV и помог завершить фрески на вилле Фарнезе в Капрароле . Между 1563 и 1565 годами он работал в Венеции вместе с семьей Гримани из Санта-Мария-Формоза. Во время своего венецианского периода он путешествовал вместе с Палладио по Фриули.
Йоахим Втевал [ править ]
Иоахим Втевал (1566–1638) продолжал рисовать в стиле северного маньеризма до конца своей жизни, игнорируя появление искусства барокко и делая его, возможно, последним значительным художником-маньеристом, который все еще работал. Его сюжеты включали большие сцены с натюрмортами в манере Питера Артсена и мифологические сцены, множество небольших кабинетных картин, прекрасно выполненных на меди, большинство из которых изображали наготу.
Джузеппе Арчимбольдо [ править ]
Джузеппе Арчимбольдо наиболее известен своими работами, включающими натюрморты и портреты . [46] Его стиль рассматривается как маньеризм со стилем ассамбляжа фруктов и овощей, в котором его композиция может быть изображена по-разному — как вверх ногами, так и вверх ногами. [46] Работы Арчимбольдо также применимы к маньеризму с точки зрения юмора, который они передают зрителям, поскольку они не обладают той же степенью серьезности, что и произведения эпохи Возрождения. [46] Стилистически картины Арчимбольдо известны своим вниманием к природе и концепцией «чудовищной внешности». [46]
Одна из картин Арчимбольдо, содержащая различные черты маньеризма, — «Вертумн» . На черном фоне нарисован портрет Рудольфа II , тело которого состоит из различных овощей, цветов и фруктов. [46] Шутка картины передает юмор власти, заключающийся в том, что император Рудольф II скрывает темную внутреннюю сущность за своим публичным имиджем. [46] С другой стороны, серьезный тон картины предвещает удачу, которая будет преобладать во время его правления. [46]
Вертумн содержит различные элементы маньеризма с точки зрения композиции и послания. Одним из элементов является плоский черный фон, который Арчимбольдо использует, чтобы подчеркнуть статус и личность Императора, а также подчеркнуть фантазию его правления. В портрете Рудольфа II Арчимбольдо также отходит от натуралистического изображения эпохи Возрождения и исследует построение композиции, изображая его из нагромождения фруктов, овощей, растений и цветов. Еще один элемент маньеризма, изображенный на картине, — это двойное повествование шутки и серьезного послания; юмор обычно не использовался в произведениях искусства эпохи Возрождения.
- Якопо Понтормо , Иосиф в Египте , 1515–1518, дерево, масло, 96 х 109 см, Национальная галерея , Лондон
- Россо Фьорентино , Галерея Франсуа I, Замок Фонтенбло , Франция
- Джузеппе Арчимбольдо, Осень , 1573 г., холст, масло, Лувр, Париж.
- Джузеппе Арчимбольдо, Вертумн, бог времен года , 1591 год, замок Скоклостер.
- Алессандро Аллори , Сусанна и старцы , 1561 г.
- Эль Греко , Крещение , . ок
Архитектура [ править ]
Маньеристская архитектура характеризовалась визуальным обманом и неожиданными элементами, которые бросали вызов нормам Возрождения . [47] Фламандские художники, многие из которых путешествовали по Италии и находились под влиянием развития маньеризма там, были ответственны за распространение маньеристских тенденций в Европе к северу от Альп, в том числе в сфере архитектуры. [48] В тот период архитекторы экспериментировали с использованием архитектурных форм, чтобы подчеркнуть прочные и пространственные отношения. Идеал гармонии эпохи Возрождения уступил место более свободным и творческим ритмам. Самым известным архитектором, работавшим в стиле маньеризма, и пионером Лаврентьевской библиотеки был Микеланджело (1475–1564). [49] Ему приписывают изобретение гигантского ордера — большой пилястры или колонны, тянущейся снизу вверх многоэтажного фасада. [50] Он использовал это в своем дизайне площади Пьяцца дель Кампидольо в Риме. Эррерианский стиль ( испанский : estilo Herreriano или arquitectura Herreriana ) архитектуры был разработан в Испании в последней трети XVI века во время правления Филиппа II (1556–1598). [51] и продолжал действовать в 17 веке, но был преобразован в стиле барокко того времени. Он соответствует третьему и последнему этапу архитектуры испанского Возрождения , который превратился в прогрессивный орнамент очищения, от первоначального Платереска до классического пуризма второй трети 16 века и декоративной полной наготы, которая представила стиль Эррериан.
До 20-го века термин «маньеризм» имел негативный оттенок, но теперь он используется для описания исторического периода в более общих, непредвзятых терминах. [52] Архитектура маньеризма также использовалась для описания тенденции 1960-х и 1970-х годов, которая заключалась в нарушении норм модернистской архитектуры и в то же время в признании их существования. [53] Определяя маньеризм в этом контексте, архитектор и писатель Роберт Вентури написал: «Маньеризм для архитектуры нашего времени, который признает традиционный порядок, а не оригинальное выражение, но нарушает традиционный порядок, чтобы приспособить сложность и противоречие, и тем самым однозначно вводит двусмысленность». [53]
Примеры эпохи Возрождения
Примером архитектуры маньеризма является вилла Фарнезе в Капрароле . [54] в суровой сельской местности за пределами Рима. Распространение граверов в 16 веке распространило стили маньеризма быстрее, чем любые предыдущие стили.
Плотный, с орнаментом «римских» деталей дверной проем в замке Кольдиц иллюстрирует северный стиль, который обычно применяется как изолированный «декоративный элемент» на фоне скромных народных стен. [ нужна ссылка ]
С конца 1560-х годов многие здания в Валлетте , новой столице Мальты , были спроектированы архитектором Джироламо Кассаром в стиле маньеризма. К таким зданиям относятся Собор Святого Иоанна , Дворец Великого Магистра и семь оригинальных постоялых дворов . Многие здания Кассара с течением времени претерпевали изменения, особенно в период барокко . Однако некоторые здания, такие как Auberge d'Aragon и внешний вид собора Святого Иоанна, сохранили большую часть оригинального маньеристского дизайна Кассара. [55]
- Один из лучших образцов архитектуры маньеризма: Палаццо Те в Мантуе , спроектированный Джулио Романо.
- Джулио Романо, Дворец дожей, Мантуя
- Собственный дом Джулио Романо в Мантуе.
- Бальдассаре Перуцци , Палаццо Массимо алле Колонн , в Риме
- Микеланджело , вестибюль Лаврентьевской библиотеки.
- Собор Святого Иоанна в Валлетте , Мальта
- Соборная базилика Сальвадора , Бразилия, построенная между 1657 и 1746 годами, ЮНЕСКО. объект Всемирного наследия [56]
- Большая базилика Сан-Франциско в Кито , Эквадор, построенная между 1535 и 1650 годами.
В то время как многие архитектурные стили исследуют гармоничные идеалы, маньеризм хочет сделать шаг вперед и исследует эстетику гиперболы и преувеличения. [3] Маньеризм отличается своей интеллектуальной утонченностью, а также искусственными (в отличие от натуралистических) качествами. [57] Маньеризм предпочитает композиционную напряженность и нестабильность, а не баланс и ясность. [5] Определение маньеризма и его фаз продолжает оставаться предметом споров среди историков искусства.
Северный или антверпенский маньеризм предшествует итальянскому маньеризму и отличается от него. Антверпен во время своего бума 16-го века создал стиль, который стал последней фазой ранней нидерландской живописи с элементами раннего Возрождения. Через Антверпен стили ренессанса и маньеризма были широко представлены в Англии, Германии, а также в Северной и Восточной Европе в целом. [58]
Литература и музыка [ править ]
Литературным маньеризмом занимались такие деятели, как Микеланджело , Клеман Маро , Джованни делла Каса , Джованни Баттиста Гуарини , Торквато Тассо , Вероника Франко , Мигель де Сервантес и другие. [59]
В английской литературе маньеризм обычно отождествляется с качествами « поэтов-метафизиков », из которых самым известным является Джон Донн . [60] Остроумная вылазка писателя эпохи барокко Джона Драйдена против стихов Донна предыдущего поколения дает четкий контраст между целями барокко и маньеризма в искусстве:
Он затрагивает метафизику не только в своих сатирах, но и в своих любовных стихах, только природа где должна царить ; и сбивает с толку умы представительниц прекрасного пола приятными [а] рассуждения философские , когда ему следует занять их сердца и развлечь их нежностью любви. [61] : 15 (курсив добавлен)
Богатые музыкальные возможности поэзии конца 16-го и начала 17-го веков обеспечили привлекательную основу для мадригала , который быстро стал выдающимся музыкальным видом в итальянской музыкальной культуре, как обсуждал Тим Картер :
Мадригал, особенно в его аристократическом облике, очевидно, был средством распространения «стильного стиля» маньеризма, где поэты и музыканты упивались остроумными замыслами и другими визуальными, словесными и музыкальными уловками, чтобы доставить удовольствие знатоку. [62]
Слово маньеризм также использовалось для описания стиля очень витиеватой и контрапунктно сложной полифонической музыки, созданной во Франции в конце 14 века. [63] Этот период теперь обычно называют ars subtilior .
Маньеризм и театр [ править ]
В «Ранней комедии дель арте» (1550–1621): «Маньеристский контекст» Поля Кастаньо обсуждается влияние маньеризма на современный профессиональный театр. [64] Кастаньо было первым исследованием, в котором театральная форма определялась как маньеристская, используя словарь маньеризма и маньеры для обсуждения типизации, преувеличений и effetto meraviglioso комиксов дель арте . См. Часть II вышеупомянутой книги для полного обсуждения характеристик маньеризма в комедии дель арте . Исследование носит в основном иконографический характер и представляет собой наглядное свидетельство того, что многие художники, рисовавшие или печатавшие комедийные изображения, на самом деле были выходцами из мастерских того времени и глубоко укоренились в традиции маньеры.
Кажется, что точность мелких гравюр Жака Калло противоречит гораздо большему масштабу действия. Калло «Balli di Sfessania» ( букв. « Танец ягодиц » ) прославляет явный эротизм комедии с выступающими фаллоимитами, копьями, поставленными в предвкушении комической пачки, и сильно преувеличенными масками, смешивающими животное с человеческим. Эротизм нелюбимых ( «любовников»), включая обнажение груди или чрезмерное закрытие, был весьма в моде на картинах и гравюрах второй школы Фонтенбло , особенно в тех, которые обнаруживают франко-фламандское влияние. Кастаньо демонстрирует иконографические связи между жанровой живописью и фигурами комедии дель арте, которые демонстрируют, как эта театральная форма была встроена в культурные традиции позднего чинкеченто . [64]
Комедия дель арте внутренний и конкорс дискордия дизайн ,
Важные следствия существуют между disegno interno , который заменил disegno esterno (внешний дизайн) в живописи маньеризма. Это представление о проецировании глубоко субъективного взгляда как превосходящего природу или устоявшиеся принципы (например, перспективу), по сути, перенос акцента с объекта на его субъект, теперь с акцентом на исполнение, проявление виртуозности или уникальных техник. Это внутреннее видение лежит в основе комедийного спектакля. Например, в момент импровизации актер выражает свою виртуозность, не обращая внимания на формальные границы, приличия, единство и текст. Арлекино стал символом маньеристской discordia concors (союза противоположностей): в какой-то момент он был нежным и добрым, а затем, в мгновение ока, становился вором, яростно разыгрывающим свою битву. Арлекино мог быть изящным в движениях, только в следующем такте неуклюже спотыкаться о ноги. Освободившись от внешних правил, актер праздновал мимолетность момента; почти так же, как Бенвенуто Челлини ослеплял своих покровителей, драпируя свои скульптуры, раскрывая их световыми эффектами и ощущением чудесного. Презентация объекта стала такой же важной, как и сам объект.
Неоманьеризм [ править ]
В 20 веке рост неоманьеризма произошел благодаря художнику Эрни Барнсу . На этот стиль сильное влияние оказала как еврейская, так и афроамериканская община, что привело к созданию выставки «Красота гетто» в период с 1972 по 1979 год. Выставка объехала крупные американские города, и ее устраивали высокопоставленные лица, профессиональные спортсмены. и знаменитости. Когда в 1974 году выставка была представлена в Музее африканского искусства в Вашингтоне, округ Колумбия, член палаты представителей Джон Коньерс подчеркнул важное положительное послание выставки в « Отчетах Конгресса» .
Стиль неоманьеризма, разработанный Барнсом, включает предметы с удлиненными конечностями и телами, а также преувеличенными движениями. Другой распространенной темой были закрытые глаза испытуемых как визуальное представление того, «насколько мы слепы к человечности друг друга». [65] «Мы смотрим друг на друга и сразу решаем: Этот человек черный, значит, он должен быть… Этот человек живет в нищете, значит, он должен быть…».
Театр и кино [ править ]
В интервью кинорежиссер Питер Гринуэй упоминает Федерико Феллини и Билла Виолу как двух главных вдохновителей своей исчерпывающей и самореферентной игры с неразрешимым противоречием между формой базы данных изображений и различными аналоговыми и цифровыми интерфейсами, которые структурируют их кинематографически. Эту пьесу можно назвать неоманьеристской именно в той мере, в какой она отличается от (нео)барокко: «Подобно тому, как римский католицизм предлагает вам рай и небеса, существует эквивалентный коммерческий рай, предлагаемый в значительной степени всем капиталистическим эффектом, Это моя политическая аналогия с точки зрения использования мультимедиа в качестве политического оружия. Я бы в каком-то смысле приравнял великую барочную Контрреформацию, ее культурную деятельность, с каким кино, преимущественно американским. , делал последние семьдесят лет». [66]
Как термин критики [ править ]
По мнению искусствоведа Джерри Зальца , «Неоманьеризм» (новый маньеризм) входит в число нескольких клише, «выдавливающих жизнь из мира искусства». [67] Неоманьеризм описывает искусство XXI века, созданное студентами, чьи академические учителя «напугали [их] и заставили их быть приятными кроткими, подражательными и обычными». [67]
См. также [ править ]
- Контр-манеры
- Маньеристская архитектура и скульптура в Польше
- Хронология итальянских художников до 1800 г.
- Маньеризм в Бразилии
- Филипп Миллеро
- Искусство конца 16 века в Милане
Сноски [ править ]
- ^ Фридберг 1971 , с. 483.
- ^ «Маньеризм» . www.nga.gov . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гомбрич, Э. Х. История искусства Лондона: Phaidon Press Ltd, ISBN 0-7148-3247-2 [ нужна страница ]
- ^ «Маньеризм: Бронзино (1503–1572) и его современники» . Метрополитен-музей . Проверено 19 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Искусство и иллюзия, Э. Х. Гомбрих, ISBN 9780691070001
- ^ «Определение ГОТИКИ» . Мерриам-Вебстер . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ «Антверпенские маньеристы | искусство | Британника» . www.britanica.com . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ «стиль маньеризма» . artsconnected.org. Архивировано из оригинала 20 июня 2012 года . Проверено 9 января 2015 г.
- ^ Джон Ширман, «Маниера как эстетический идеал», Чейни, 2004, 37.
- ^ «Информация об исполнителе» . www.nga.gov . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Чейни 1997, 17.
- ^ Бриганти 1962 , с. 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миролло 1984 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ширман 1967 .
- ^ Гроссманн 1965 .
- ^ Моффетт, Мэриан; Фасио, Майкл В.; Вудхаус, Лоуренс (2003). Всемирная история архитектуры . Издательство Лоуренса Кинга. п. 330. ИСБН 978-1-85669-371-4 . ; Буске, Жак (1964). Маньеризм: живопись и стиль позднего Возрождения . Бразильер.
- ^ Чейни [ нужна ссылка ] , «Предисловие», xxv – xxxii, и Манфред Вундрам, «Маньеризм», Grove Art Online . Oxford University Press, [по состоянию на 23 апреля 2008 г.].
- ^ «Блестящие невротики позднего Возрождения» . Зритель . 17 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фридберг 1993 , стр. 175–177.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джорджо Вазари, Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фридлендер, Вальтер (1965). Маньеризм и антиманьеризм в итальянской живописи . Шокенские книги . п. 48.
- ^ Манфред Вундрам, «Маньеризм», Grove Art Online. Oxford University Press, [по состоянию на 23 апреля 2008 г.].
- ^ Фридберг 1965 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ширман 1967 , с. 19.
- ^ Бриганти 1962 , стр. 32–33.
- ^ Бриганти 1962 , с. 13.
- ^ Саммерсон 1983 , стр. 157–172.
- ^ Олсон, 179–182.
- ^ Олсон, 183–187.
- ^ Олсон, 182–183.
- ^ Олсон, 194–202.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Маркетти Летта, Элизабетта (1995). Понтормо, Россо Фиорентино . Констебль. п. 6. ISBN 0094745501 . OCLC 642761547 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Смарт, Аластер (1972). Ренессанс и маньеризм в Северной Европе и Испании . Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович. п. 118.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кокс-Ририк, Джанет. «Понтормо, Якопо да» . Гроув Арт онлайн . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Чекки, Алессандро; Бронзино, Аньоло; фургоны, Кристофер Э. (1996). Бронзино . Антелла, Флоренция: Библиотека великих мастеров. п. 20.
- ^ Стокстад, Мэрилин; Котрен, Майкл Ватт (2011). История искусств . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон/Прентис-Холл. стр. 663 . ISBN 9780205744220 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Николс, Том (1 октября 2015 г.). Тинторетто: традиции и идентичность . Книги реакции. п. 234. ИСБН 9781780234816 . OCLC 970358992 .
- ^ «Эль Греко» . Национальная галерея искусств . Проверено 19 мая 2013 г.
- ^ Кристиансен, Кейт (октябрь 2004 г.). «Эль Греко (1541–1614)» . Метрополитен-музей . Проверено 19 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мариас, Фернандо (2003). «Греко, Эль» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T034199 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Ламбраки-Плака, Марина (1999). Эль Греко-Греческий . Кастаниотис.: Экдосейс Кастаниоте. стр. 47–49. ISBN 960-03-2544-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис, Дэвид; Греко, Дж. Х.; Метрополитен-музей; Национальная галерея (2003). Эль Греко . Лондон: Компания Национальной галереи. п. 245.
- ^ Мерфи, Кэролайн (2003). Лавиния Фонтана: художница и ее покровители из Болоньи шестнадцатого века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0300099134 . OCLC 50478433 .
- ^ Чейни, Лиана (2000). Алисия Крейг Факсон; Кэтлин Люси Руссо (ред.). Автопортреты женщин-художников . Олдершот, Хантс, Англия: Эшгейт. ISBN 1859284248 . OCLC 40453030 .
- ^ «Обнаженная Минерва Лавинии Фонтана. - Бесплатная онлайн-библиотека» . www.thefreelibrary.com . Проверено 10 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Кауфманн, Томас ДаКоста (2010). Арчимбольдо . Издательство Чикагского университета. п. 167. дои : 10.7208/Чикаго/9780226426884.001.0001 . ISBN 9780226426877 .
- ^ «Руководство по стилю: маньеризм» . Виктория и Альберт. 19 декабря 2012 года . Проверено 11 января 2015 г.
- ^ Вундрам, Манфред (1996). Словарь искусства . Роща. п. 281.
- ^ Пейчева, Мария (2016). Микеланджело: 240 цветных пластин . StreetLib. п. 2. ISBN 978-88-925-7791-6 .
- ^ [ нужна проверка ] Ярзомбек, Марк (зима 2005 г.). «Игра с пилястрами» (PDF) . Пороги . 28 : 34–41. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2022 года.
- ^ «Архитектура Эррериана» . www.arteespana.com (на испанском языке) . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ Арнольд Хаузер. Маньеризм: кризис Возрождения и истоки современного искусства . (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1965).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вентури, Роберт. «Архитектура как знаки и системы» (PDF) . Проверено 11 января 2015 г.
- ^ Гроб Дэвида, Вилла в жизни Рима эпохи Возрождения , Princeton University Press, 1979: 281–285.
- ^ Эллул, Майкл (2004). «В поисках Джироламо Кассара: неопубликованная рукопись в Государственном архиве Лукки» (PDF) . Мелита Историка . XIV (1): 37. ISSN 1021-6952 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2016 года.
- ^ «Исторический центр Сальвадора де Баия» , Список всемирного наследия , Париж: ЮНЕСКО.
- ^ «Маньеризм: Бронзино (1503–1572) и его современники» . Метрополитен-музей . Проверено 19 мая 2013 г.
- ^ Виссе, Авторы: Якоб. «Северный маньеризм в начале шестнадцатого века | Очерк | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 22 июня 2024 г.
- ^ Болдик 2015 ; Грин 2012 .
- ^ «Электронные книги Гейла - Документ - Джон Донн» . go.gale.com . Проверено 3 февраля 2020 г. .
- ^ Гарднер, Хелен (1957). Метафизические поэты . Издательство Оксфордского университета, Лондон. ISBN 9780140420388 . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Картер 1991, 128.
- ^ Обращение 1946–47, 20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кастаньо 1994 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Барнс, Эрни. Интервью «Личные дневники» с Эдом Гордоном, BET, 1990 г.
- ^ Гринуэй, Питер. Интервью «Кино идей» с Хенком Остерлингом, 2001 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сальц, Джерри (10 октября 2013 г.). «Джерри Сальц о новом коварном клише искусства: неоманьеризме» . Стервятник . Проверено 16 августа 2014 г.
- ^ «Хорошо» в смысле «тонко аргументировано».
Ссылки [ править ]
- Апель, Вилли. 1946–47. «Французская светская музыка конца четырнадцатого века». Acta Musicologica 18: 17–29.
- Болдик, Крис (2015). «Маньеризм» . Оксфордский словарь литературных терминов (онлайн-версия) (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191783234 .
- Бриганти, Джулиано (1962). Итальянский маньеризм . Перевод Канцла, Маргарет. Лондон: Темза и Гудзон.
- Картер, Тим. 1991. Музыка в Италии позднего Возрождения и раннего барокко . Лондон: Амадеус Пресс. ISBN 0-9313-4053-5 [ нужна проверка ]
- Кастаньо, Пол К. (1994). Ранняя комедия дель арте (1550–1621): маньеристский контекст . Нью-Йорк: П. Ланг. ISBN 0-8204-1794-7 .
- Чейни, Лиана де Джиролами (ред.). 2004. Чтения итальянского маньеризма , второе издание, с предисловием Крейга Хью Смита. Нью-Йорк: Питер Лэнг. ISBN 0-8204-7063-5 . (Предыдущее издание, без предисловия Смита, Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1997. ISBN 0-8204-2483-8 ).
- Кокс-Ририк, Джанет. «Понтормо, Якопо да». Grove Art Online. 11 апреля 2019 г. http://www.oxfordartonline.com/groveart/view/10.1093/gao/9781884446054.001.0001/oao-9781884446054-e-7000068662 .
- Дэвис, Дэвид, Греко, Дж. Х. Эллиотт, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк) и Национальная галерея (Великобритания). Эль Греко. Лондон: Компания Национальной галереи, 2003.
- Фридберг, Сидни Дж. 1965. «Наблюдения за картиной Маньеры». [ нужна полная цитата ] Перепечатано в Cheney 2004, 116–23.
- Фридберг, Сидни Дж. (1971). Живопись в Италии, 1500–1600 (1-е изд.). Хармондсворт и Балтимор: Penguin Books . ISBN 0-14-056035-1 .
- Фридберг, Сидни Дж. (1993). Живопись в Италии, 1500–1600 (3-е изд.). Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета . ISBN 0-300-05587-0 .
- Фридлендер, Вальтер (1965). Маньеризм и антиманьеризм в итальянской живописи . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0805231536 .
- Гомбрих, Эрнст Ганс . 1995. История искусства , издание шестнадцатое. Лондон: Phaidon Press. ISBN 0-7148-3247-2 .
- Грин, Роланд ; и др., ред. (2012). «Маньеризм». Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики (4-е изд.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15491-6 .
- Кауфманн, Томас ДаКоста. Арчимбольдо: Визуальные шутки, естественная история и натюрморты . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2010. Центральная электронная книга ProQuest.
- Ламбраки-Плака, Марина (1999). Эль Греко-Грек. Кастаниотис. ISBN 960-03-2544-8 .
- Маркетти Летта, Элизабетта, Якопо да Понтормо и Россо Фиорентино. Понтормо, Россо Фиорентино. Библиотека великих мастеров. Антелла, Флоренция: Скала, 199.
- Мариас, Фернандо. 2003 «Греко, Эл». Гроув Арт Онлайн. 2 апреля 2019 г. http://www.oxfordartonline.com/groveart/view/10.1093/gao/9781884446054.001.0001/oao-9781884446054-e-7000034199
- Миролло, Джеймс В. (1984). Маньеризм и поэзия Возрождения: концепция, модус, внутренний замысел . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-03227-7 .
- Николс, Том. Тинторетто: Традиция и идентичность. Лондон: Реакция, 1999.
- Ширман, Джон К.Г. (1967). «Стиль и цивилизация». Маньеризм . Хармондсворт: Пингвин. ISBN 0-14-013759-9 .
- Олсон, Роберта Дж. М., Скульптура итальянского Возрождения , 1992, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 9780500202531
- Умно, Аластер. Ренессанс и маньеризм в Северной Европе и Испании. История искусства Харбрейса. Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович, 1972.
- Смит, Крейг Хью. 1992. Маньеризм и Маньера , с предисловием Элизабет Кроппер. Вена: ИРСА. ISBN 3-900731-33-0 .
- Саммерсон, Джон. 1983. Архитектура в Великобритании 1530–1830 , 7-е исправленное и дополненное (3-е интегрированное) издание. Пеликан История искусства. Хармондсворт и Нью-Йорк: Пингвин. ISBN 0-14-056003-3 (в футляре) ISBN 0-14-056103-X (пбк) [Перепечатано с исправлениями, 1986 г.; 8-е издание, Хармондсворт и Нью-Йорк: Пингвин, 1991.]
- Стокстад, Мэрилин и Майкл Уотт Котрен. История искусств. 4-е изд. Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон/Прентис-Холл, 2011.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Коэн, М. (2005). «Манеры» делают мужчину: вежливость, рыцарство и формирование мужественности, 1750–1830. Журнал британских исследований, 44 (2), 312–329. https://doi.org/10.1086/427127
- Гарднер, Хелен Луиза. 1972. Метафизические поэты, избранные и отредактированные, исправленное издание. Введение. Хармондсворт, Англия; Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-14-042038-X .
- Гроссманн, Ф. (1965). Между Ренессансом и барокко: европейское искусство: 1520–1600 гг . Художественная галерея Манчестер Сити.
- Холл, Марсия Б. 2001. После Рафаэля: живопись Центральной Италии в шестнадцатом веке , издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-48397-2 .
- Пинелли, Антонио. 1993. Прекрасная манера: художники шестнадцатого века между правилом и произволом . Турин: Маленькая библиотека Эйнауди. ISBN 88-06-13137-0
- Сайфер, Уайли. 1955. Четыре этапа стиля Возрождения: трансформации в искусстве и литературе, 1400–1700 гг . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. Классический анализ Возрождения, маньеризма, барокко и позднего барокко.
- Вюртенбергер, Францсепп. 1963. Маньеризм: европейский стиль шестнадцатого века . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон (первоначально опубликовано на немецком языке как Маньеризм; европейский стиль шестнадцатого века . Вена: А. Шролл, 1962).