Маньеристская архитектура и скульптура в Польше
Маньеристская архитектура и скульптура в Польше доминировали между 1550 и 1650 годами, когда их окончательно сменило барокко . [ 1 ] Стиль включает в себя различные традиции маньеризма , [ 1 ] которые тесно связаны с этническим и религиозным многообразием страны, а также с ее экономической и политической ситуацией в то время. Маньеристический комплекс Кальвария-Зебжидовска и маньеристский город Замость являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО . [ 2 ] [ 3 ]
Условия разработки и особенности
[ редактировать ]Период между 1550 и 1650 годами был Золотым веком Речи Посполитой (созданной в 1569 году) и Золотым веком Польши. [ 4 ] Это было время экономического процветания благодаря торговле зерном . [ 5 ] Зерно хранилось в богато украшенных зернохранилищах (например, в Казимеже-Дольном ) и транспортировалось по Висле в главный порт Польши — Гданьск , где продавалось в Нидерланды , Англию , Францию , Италию , Испанию (около 80% общего объема зерна города). доходы в начале 17 века поступали от торговли зерном). [ 5 ] [ 6 ] Это было также время религиозной толерантности благодаря Варшавской конфедерации (1573 г.). [ 7 ]
Польша была многонациональной ( поляки , русины , евреи , немцы , итальянцы , голландцы , фламандцы , армяне , шотландцы , богемы и татары ) и многоконфессиональной страной ( католики , православные , греко-католики , кальвинисты , лютеране , мусульмане , поляки). Братья , гуситы и многие другие). [ 8 ] [ 9 ] Все эти народы и вероисповедания способствовали созданию исключительного разнообразия маньеристской архитектуры и скульптуры в Польше. Первая половина 17 в. отмечена активной деятельностью иезуитов и контрреформации , приведшей к изгнанию прогрессивных ариан (польских братьев) в 1658 г. и получившей свое отражение в архитектуре (распространение барокко). Несмотря на это, Польша остается «страной без ставок ». [ 7 ] [ 10 ] Все крупные войны и военные конфликты велись далеко от территории нынешней Польши, поэтому страна могла развиваться одинаково. Эти благоприятные условия являются причиной того, что маньеристская архитектура и скульптура в Польше оставили так много прекрасных образцов. [ нужна ссылка ]
Маньеристская архитектура и скульптура имеют две основные традиции: польско-итальянскую и нидерландскую (голландско-фламандскую), доминировавшие на севере Польши. [ 11 ] Силезский маньеризм Юго-Западной Польши находился под сильным влиянием богемского и немецкого маньеризма, тогда как на поморский маньеризм Северо-Западной Польши повлияли готские традиции и северогерманский маньеризм. Евреи в Польше адаптировали образцы итальянского и польского маньеризма к своей традиции. [ 12 ]

Основным источником вдохновения для многих построек в Польше послужили постройки раннего ренессанса на Вавельском холме - часовня Сигизмунда (1519–1533), гробница короля Сигизмунда I внутри часовни (1529–1531) и замка аркадный двор Вавельского (1506–1534). , а также здания в Антверпене — ратуша (1561–1565), дома на Гроте Маркт и траурные скульптуры фламандского художника Корнелиса Флориса де Вриендта . В заключение, основным критерием дифференциации типов маньеризма в Польше является источник вдохновения, и во многих случаях концепция основателя играла существенную роль для окончательной формы конструкции (например, Могила Енджей Носковский в Макове Мазовецком работы Виллема ван ден Блок — образец польского маньеризма, вдохновленный гробницей Сигизмунда I с изображением спящего основателя). [ 13 ]
Треугольные фронтоны позднеготического происхождения и большие окна – черты голландской городской архитектуры Северной Польши. Польский маньеризм, хотя в нем в основном доминируют итальянские архитекторы и скульпторы, имеет свои уникальные характеристики, которые отличают его от его итальянского эквивалента ( чердаки , декоративные мотивы, конструкция и форма зданий, голландское, богемное и немецкое влияние). [ 11 ] Среди известных архитекторов и скульпторов нидерландского маньеризма в Польше были Антонис ван Обберген , Виллем ван ден Блок, Абрахам ван ден Блок , Ян Страковский, Пауль Бодарт, Герхард Хендрик, Ганс Крамер и Ренье ван Амстердам, а также представители польского/итальянского маньеризма Санти Гуччи, Ян Михалович Уржендовский, Джованни Мария Падовано, Джованни Баттиста ди Квадро , Ян Франкевич, Галлеаццо Аппиани , Ян Ярошевич, Бернардо Морандо, Каспер Фодыга, Кшиштоф Бонадура, Антонео де Галия и многие другие.

Для архитектуры польского маньеризма 16 в. характерно широкое использование богато украшенных чердаков дворцов и домов, аркадных дворов и боковых башен. [ 11 ] В церковной архитектуре сочетались традиции поздней готики с ренессансной симметрией и маньеристическим декором. Церкви были стройными, обычно без башен. Польский маньеризм 17 века отличается гораздо большей простотой декора в сочетании с гармонией конструкции. Образцом резиденций начала 17 века были королевские дворцы. Замок Уяздув, построенный для короля Сигизмунда III Вазы, возможно, послужил источником вдохновения для епископского дворца в Кельце . [ 14 ] тогда как дворцу Кельце в своих резиденциях подражали многие магнатские семьи (например, дворец Тарло в Подзамче , 1645–1650, [ 15 ] и дворец Радзивиллов в Бяла-Подляске ). Этот тип дворца известен как Поджо-Реале, потому что он сочетал в себе квадратное здание с центральной лоджией с боковыми башнями, как на вилле Поджо-Реале недалеко от Неаполя (1487–1489) по замыслу Бальдассаре Перуцци и Себастьяно Серлио . [ 16 ] Боковые башни становятся обязательным элементом каждого дворца, а часовни погребальных костелов, построенные по образцу упомянутой капеллы Сигизмунда, процветали по всей Польше (Сташув, Влоцлавек). Другой характеристикой маньеризма в Польше являются городские и дворцовые укрепления, построенные в голландском стиле. [ 17 ] (Замосць, Уязд) и ратуши с высокими башнями (Беч, Замосць, Познань). Самыми популярными техниками декорирования были рельеф (Казимеж Дольны), сграффито (Красичин) и рустовка (Ксенж Вельки), тогда как материалом был в основном кирпич , оштукатуренный кирпич, песчаник , а иногда и известняк . Некоторое время позднее ренессанс сосуществовал с ранним барокко (появившимся в Польше в 1597 году с церковью Св. Петра и Павла в Кракове). [ 18 ]
Нидерландские (голландско-фламандские) и польско-итальянские архитектурные традиции не были изолированы и проникали друг в друга, создавая (среди прочих) уникальную композицию дворца Кшижтопор . [ 19 ] Это одно из крупнейших сооружений маньеризма и раннего барокко в Польше было задумано как укрепленный дворец (тип, известный в Польше под итальянским названием palazzo in fortezza ). [ 19 ] Комплекс сочетал в себе укрепления в голландском стиле с дворцом, построенным по итальянскому проекту ( вдохновения Палаццо Фарнезе в Капрароле в плане комплекса видны Бинненхофа башня , напоминающая Торентье в ), маньеристский польский декор и некоторые другие, предположительно голландские элементы ( восьмиугольная Гаага , шпили). Дворец был разрушен во время Потопа и в настоящее время лежит в руинах.
Люблинский край создал свой стиль с народными мотивами (Казимеж Дольны), а городской маньеризм в Великой Польше заменил готические фронтоны аркадами в итальянском стиле, тимпанами , фризами и колоннами в тосканском ордере (Познань). Варшава, как один из главных городов Речи Посполитой и благодаря своей роли резиденции парламента и короля, была местом встречи культур. [ 20 ] Маньеристская архитектура в городе представляла собой сочетание многих типов маньеристских традиций, в том числе люблинского типа ( Иезуитская церковь ), великопольского маньеризма (Канония), итальянского маньеризма с элементами раннего барокко ( Королевский замок ), малопольского маньеризма (Крыская капелла) , Поджио-Реале тип Вилла Регия ( Дворец - не существует), богемный и нидерландский маньеризм ( Дворец Оссолинских - не существует, возможным вдохновением для павильона верхних частей дворца с характерной крышей послужила реконструкция Бельведера в Праге Бонифасом Вольмутом , 1557–1563).
Богемный маньеризм также оказал большое влияние на архитектуру и скульптуру Польши. [ 21 ] Это касалось не только земель, входивших в состав Чешского королевства , таких как Силезия . [ 21 ] Дружеские отношения между Габсбургами и польскими Васами позволили сформировать образцы пражского маньеризма . И король Сигизмунд III , и его сын Владислав IV Васа , а также магнаты приобрели в Праге множество скульптур, особенно Адриана де Фриза . [ 22 ] Богемный маньеризм в Силезии соединился с пражским ренессансом с его брунеллешскими аркадами (вдохновленными Бельведером королевы Анны Ягеллон в Праге, 1535–1537) и немецкими влияниями, берущими начало из поздней готики (крутой фронтон с ренессансным декором). Силезский маньеризм оказал влияние и на соседние регионы - аркадный двор замка Пястов в Бжеге, аркады которого в верхних частях заменены колоннами (построен Франческо де Парио, 1556–1558 гг.), Возможно, послужил источником вдохновения для подобных построек в Чехии – Опочно. Замок (1560–1567), замок Йиндржихув Градец (лоджия, до 1597 года) и замок Гюстров в Германии (построенный Парио после 1558 года). [ 23 ]

Для еврейского маньеризма в Польше характерно приспособление польских/итальянских узоров к еврейской традиции, отказ от человеческих изображений в пользу сложных цветочно-животных украшений ( усики , львы), мифологических существ ( единороги , грифоны ) и надписей на иврите . [ 12 ] Синагоги были украшены горизонтальными аттиками (Замосць) или имели богато украшенный интерьер (Пинчув). Основными техниками декорирования были фреска (Тыкоцин, Пиньчув), рельеф и лепнина (Замосць). [ 12 ]
Скульптура представлена преимущественно в надгробном искусстве и украшениях фасадов. Отдельно стоящие скульптуры редки, хотя до Потопа сады многих резиденций были украшены скульптурами (например, сад дворца Вилла Регия в Варшаве был украшен скульптурами Адриана де Фриза). [ 16 ] [ 22 ] Кроме того, отдельно стоящие памятники-гробницы были редкостью. Гробницы, как правило, строились так, чтобы прикрепляться к стене, за исключением могилы братьев Неджвицких в Копшивнице . На первом этапе маньеризма в Польше надгробные памятники строились в соответствии с традицией раннего Возрождения, где умершие изображались спящими. [ 24 ] Обычно они изготавливались из песчаника, а фигура основателя была вырезана из красного мрамора (например, могила Тарновского в Тарнувском соборе). В начале 17 века голландские и фламандские архитекторы и скульпторы (особенно Виллем ван ден Блок и его сын Авраам) популяризировали в Польше новый тип надгробных памятников. [ 25 ] происходящий из мастерской Корнелиса Флориса (например, не существующая гробница герцога Альберта Прусского в Кенигсбергском соборе ). Основатели были изображены на коленях, конструкция была более просторной и использовала более темные материалы – коричневый мрамор из Хенцин , черный мрамор из Дембника или импортированный из испанских Нидерландов (например, гробница братьев Батори в Барчево ). Некоторые из самых впечатляющих гробниц в голландском стиле в Польше были построены далеко от центра нидерландского маньеризма в Польше - Гданьска. [ 26 ] Это могилы Яна Тарновского в Ловиче (1603–1604) и семьи Острожских в Тарнуве (1612–1620).
Многие маньеристские постройки в Польше представляют собой послевоенные реконструкции. Они были разрушены немцами во время Второй мировой войны (например, все маньеристские постройки в Варшаве и многие еврейские молитвенные дома ) или повреждены в результате союзников бомбардировок с воздуха (Гданьск, Вроцлав). [ 27 ] Кроме того, многие из них не были восстановлены после войны (например, памятник на могиле братьев Вольских в Варшаве работы Яна Михаловича, разрушенный в 1944 году; [ 28 ] или Тарнувская синагога, разрушенная в 1939 году). [ 29 ]
Список известных маньеристских структур в Польше
[ редактировать ]Северная Польша
[ редактировать ]Место | Здание | Дата постройки | Стиль и история | Изображение |
Хелмно | Ратуша | 1567–1572 | Нидерландский/польский маньеризм. Первоначальное здание было построено в 1298 году. Башня была пристроена между 1584 и 1596 годами. [ 30 ] На архитектуру здания повлияло множество влияний: горизонтальный чердак, украшенный волютами, характерен для польского маньеризма, приподнятые фронтоны и высокие окна выполнены в нидерландско-фламандском стиле, а башня, украшенная угловым рустом, типична для аналогичных построек в Германии. | ![]() |
Гданьск | Золотой Дом | 1609–1618 | Нидерландский маньеризм (архитектор Абрахам ван ден Блок ). [ 31 ] Построен для Иоганна Шпеймана, богатого торговца зерном и мэра города, и его жены Юдит Бар. Чердак украшен скульптурами, изображающими Клеопатру , Эдипа , Ахилла и Антигону работы Иоганна Фогта из Ростока . | ![]() |
Золотые ворота | 1612–1614 | Нидерландский маньеризм (построен Яном Страковским по проекту Абрахама ван ден Блока). [ 32 ] Чердак был украшен аллегорическими скульптурами гражданских добродетелей: Мира, Свободы, Удачи и Славы (западная сторона), Гармонии, Справедливости, Благочестия и Благоразумия (восточная сторона). [ 32 ] Они были вырезаны в 1648 году Питером Рингерингом по Иеремиаса Фалька эскизу . | ![]() | |
Зеленые ворота | 1564–1568 | Нидерландский маньеризм, вдохновленный мэрией Антверпена (архитектор Ренье ван Амстердам). [ 31 ] Он был построен как официальная резиденция польских монархов . [ 33 ] | ![]() | |
Фонтан Нептуна | 1617 | Нидерландский маньеризм (дизайн Абрахама ван ден Блоке). [ 34 ] Фонтан был заложен членами городского совета по инициативе Бартелла Шахтмана. [ 35 ] Статую Нептуна отлили в Аугсбурге Питер Хузен и Иоганн Рогге. В 1634 году фонтан был окружен оградой, украшенной позолоченными польскими орлами , также выполненными по проекту Абрахама ван ден Блоке. [ 35 ] | ![]() | |
Старый Арсенал | 1602–1605 | Нидерландский маньеризм (архитекторы Антонис ван Обберген , Ян Страковски и Абрахам ван ден Блок ). [ 36 ] | ![]() | |
Дом Шумана | 1560 | Нидерландский маньеризм. [ 31 ] Построен для Ганса Конерта Младшего неизвестным архитектором. В то время здание было известно как Королевский дом . [ 37 ] Верх дома украшен скульптурой Зевса . Архитектура Дома Шумана очень похожа на Gildehuis der Kuipers (Дом Куперса) и Huis van de Schutters (Дом Арчера) в Антверпене. | ||
Церковь Святой Марии – Эпитафия Эдварда Блемке | 1591 | Нидерландский маньеризм (скульптор Виллем ван ден Блок). [ 38 ] Центральный рельеф изображает воскресение в долине Иосафата по видению пророка Иезекииля (исключительна динамика превращения скелетов из костей в труп). [ 38 ] Эпитафию венчала скульптура смерти. Вдохновением послужили эпитафии Корнелиса Флориса — конструкция имеет сходство с эпитафией Дирка ван Ассендельфта и его жены Адрианы ван Нассау в Гроте Керк в Бреде (1555 г.). | ![]() | |
Масло | Оливский собор – гробница Коса | 1599–1620 | Нидерландский маньеризм (скульптор Виллем ван ден Блок). Основан Миколаем Косом, домовладельцем в Жукчине . [ 39 ] Миколай и его сын Анджей были изображены в доспехах польских гусар . [ 39 ] | |
Щецин | Замок померанских герцогов | 1573−1582 | Поморский маньеризм (архитектор Вильгельм Захариас Италус). [ 40 ] Первоначальный замок (построенный в 1346 году герцогом Барнимом Великим ) был перестроен в стиле позднего ренессанса для герцога Иоанна Фредерика. [ 41 ] | ![]() |
Влоцлавек | Влоцлавекский собор – часовня Пресвятой Девы Марии | 1604–1611 | Польский маньеризм. Первоначально построенный в 1503 году, он был реконструирован в стиле маньеризма епископом Яном Тарновским . [ 42 ] Архитектура часовни, хотя и вдохновленная часовней Сигизмунда, была адаптирована и преобразована по голландским образцам. Купол был скрыт за балюстрадой , а стены были покрыты тонкой угловой рустовкой. | ![]() |
Центральная Польша
[ редактировать ]Место | Здание | Дата постройки | Стиль и история | Изображение |
частицы | Церковь Богоматери Розария и Святого Станислава – Крыская могила | 1572–1576 | Итальянско-польский маньеризм (круг Санти Гуччи). [ 43 ] Основан Станиславом Крыским, воеводой Мазовецкого . На нем изображены родители Станислава Павел Крыский, его жена Анна Шреньская и их сын Войцех Крыский камергер Плоцка , . [ 43 ] Структура, по большей части, была вдохновлена гробницами в капелле Медичи в базилике Сан-Лоренцо во Флоренции и гробницей Папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме , спроектированной Микеланджело . [ 43 ] | ![]() |
Голубь | Церковь Св. Екатерины и Св. Флориана | 1628–1638 | Польский маньеризм (круг Санти Гуччи) с элементами голландского маньеризма (орнамент ожерелья). [ 44 ] Церковь основал священник Шимон Гжибовский. [ 44 ] | ![]() |
Лорето Хаус | 1634–1642 | Итальянский маньеризм, точная копия Дома Лорето в Италии. [ 44 ] Основан канцлером Ежи Оссолинским . [ 44 ] Главным украшением являются керамические статуи пророков, созданные под сильным влиянием Микеланджело . работ [ 44 ] | ![]() | |
Казимеж Дольны | Весь дом | до 1635 г. | Польский маньеризм ( люблинский тип , кружок Санти Гуччи), мансарда украшена народными мотивами ( василиски , драконы , птицы и др.) [ 45 ] Построен для богатого купца Бартломея Целея. | ![]() |
Церковь Иоанна Крестителя и Варфоломея | 1586–1613 | Польский маньеризм (архитектор Якуб Балин). Оригинальное здание 14 века сгорело в 1561 году. [ 46 ] Инициаторами реконструкции и основателями были Фирлейсы. [ 46 ] Церковь была расширена и покрыта колыбельным сводом с фонарями. Готические фронтоны были перестроены в стиле позднего ренессанса. [ 46 ] | ||
Зернохранилище Николая Пшибылы | 1591 | Польский маньеризм. В начале 17 века в городе было около 60 зернохранилищ. [ 47 ] | ![]() | |
Дома прибыли | 1615 | Польский маньеризм (люблинский тип с народными мотивами). [ 48 ] Построен для двух братьев Николая и Кшиштофа Пшибылы. [ 48 ] | ![]() | |
Люблин | Кармелитская церковь | 1635–1644 | Польский маньеризм (люблинский тип). [ 49 ] Церковь была основана Катажиной из Кретки Сангушковой для босых сестер-кармелиток . [ 49 ] Главный остроконечный фасад был украшен аркадо- пилястрами и фресками. Фасады нефа были разделены пилястрами, поддерживающими консольный карниз . [ 49 ] | |
Конопница Дом | 1575 | Польский маньеризм. Оригинальный дом в стиле поздней готики (построенный до 1512 г.) Себастьян Конопница получил в приданое своей жены Катажины из Кретковой. [ 50 ] Конопница, мэр Люблина, перестроил дом в стиле маньеризма. [ 50 ] Пиньчувской мастерской приписывают богатое украшение окон с медальонами с изображениями Себастьяна Конопницы и его жены Катаржины. [ 50 ] | ![]() | |
Пабьянице | Усадебный дом | 1565–1571 | Польский маньеризм (архитектор Вавжинец Лорек). Построен для каноника Станислава Домбровского. [ 51 ] | ![]() |
Познань | ратуша | 1550–1567 | Итальянско-польский маньеризм (архитектор Джованни Баттиста ди Квадро). Ратуша была построена на рубеже 13 и 14 веков. [ 52 ] В 16 веке здание было расширено, крышу покрыли чердаками, а фасад украсили трехэтажной лоджией. [ 52 ] | ![]() |
Познаньский собор – могила епископа Издбенского. | 1557–1560 | Польский маньеризм (скульптор Ян Михалович из Уржендова ). Он был основан его наследниками для Бенедикта Издбенского, епископа Познани. Гробница была вырезана из песчаника и красного мрамора и украшена обильным цветочным декором. [ 53 ] В гробнице видна характерная для Михаловича смесь нидерландских и итальянских влияний. [ 53 ] | ![]() | |
Ридт Хаус | 1576 | Польский маньеризм (великопольский тип, архитектор Джованни Баттиста ди Квадро). [ 54 ] Готическое здание приобрел в 1566 году Захариас Ридт, богатый торговец тканями и кожей. [ 54 ] Захариас, который также был старшим пастором лютеранской . общины в Познани, перестроил дом в стиле маньеризма [ 54 ] Для великопольского маньеризма характерны тосканский ордер, декоративные особенности фронтона (волюты и колонны), а также разделение поверхностей фасада простыми деталями. | ![]() | |
среда обитания | Замок Шенайх | 1597–1618 | Немецкий маньеризм (архитектор Мельхиор Дакхардт). Первоначальный деревянный замок в Седльшо был заменен между 1550 и 1560 годами кирпичным зданием. [ 55 ] Позже он был расширен и реконструирован для Георга Шёнайха, который также построил часовню (протестантскую ширму ) с украшениями в стиле маньеризма. [ 55 ] | ![]() |
Учание | Церковь Успения Богородицы – Могила Учанского | в. 1607 г. | Польский маньеризм (скульптор Санти Гуччи). [ 56 ] Основан Анной Гербуртувной в память о себе и своем муже Павле Учанском, воеводе Белзском . [ 56 ] Изготовлен из песчаника с мраморной инкрустацией, украшен обильным цветочным орнаментом и животными. Чучела умерших были вырезаны из алебастра . [ 56 ] | ![]() |
Варшава | Иезуитская церковь | 1609–1626 | Польский маньеризм (люблинский тип, архитектор Ян Франкевич). [ 57 ] Церковь была основана королем Сигизмундом III Вазой и камергером Анджеем Боболой (Старым) по Петра Скарги инициативе в 1609 году. | ![]() |
Негритянский дом | 1622–1628 | Польский маньеризм. Реконструкцию готического дома (построенного до 1449 года) в стиле маньеризма начала Яна Клуга, а завершил Якуб Джанотти, получивший за это специальное налоговое освобождение от городских муниципалитетов. [ 58 ] Фасад украшали два богато украшенных портала и медальон с изображением негра, приписываемый мастерской Гуччи. [ 59 ] Эта скульптура дала название дому. [ 59 ] На одном из порталов имеется знак собственности ( gmerk ) с инициалами «IG» Якуба Джанотти. [ 59 ] | ![]() | |
Королевский замок | 1598–1619 | Польский маньеризм/раннее барокко (архитектор Джованни Баттиста Тревано — в его планы, вероятно, внес поправки Винченцо Скамоцци ). [ 60 ] Первоначальный замок, построенный между 1407 и 1410 годами, был расширен для короля Сигизмунда III Васы группой итальянских архитекторов и скульпторов, в том числе Джакомо Родондо, Паоло дель Корте и Маттео Кастелли. | ||
Замостье | Армянские дома №30-26 | первая половина 17 века | Польский маньеризм. Базили Рудомича № 30 (зеленый) — перестроен в 1665–74 для Яна Вильчека и украшен обильными цветочно-анималистическими мотивами, № 28 (темно-желтый) — построен в 1645–47 для профессора Замойской академии , № 26 ( красный) — построен в 1632–34 для армянского купца Гавриила Бартошевича. [ 61 ] | |
Кафедральный собор | 1587–1637 | Польский маньеризм (люблинский тип, архитектор Бернардо Морандо ). [ 62 ] Он был построен как трехнефная базилика с боковыми часовнями. [ 62 ] Главный неф высотой 20 м был перекрыт колыбельным сводом с фонарями. Нефы разделены толстыми коринфскими колоннами, увенчанными богато украшенным антаблементом . Своды украшались лепниной (геометрическими, растительными и фигурными мотивами). [ 62 ] | ||
Синагога | 1610–1620 | Еврейский маньеризм. [ 12 ] Построен для евреев-сефардов . Интерьер был богато украшен лепниной в калишско-люблинском стиле. Основная часть представляла собой большой молельный зал (11,5 х 12,2 м). [ 63 ] | ||
Ратуша | 1591–1622 | Польский маньеризм (архитектор Бернардо Морандо). Между 1639 и 1651 годами он был перестроен Яном Ярошевичем и Яном Вольфом. [ 64 ] Здание было расширено и улучшено за счет добавления еще одного этажа с высоким мансардным этажом, а лестница в форме подковы является пристройкой 18 века. [ 64 ] Башня с часами имеет высоту 52 метра и состоит из пяти уровней квадрата и восьмиугольника в плане. |
Южная Польша
[ редактировать ]Место | Здание | Дата постройки | Стиль и история | Изображение |
Баранув-Сандомерский | Замок Лещиньских | 1591–1606 | Польский маньеризм (круг Санти Гуччи). [ 65 ] Замок был построен для Рафала Лещинского и его сына Анджея как укрепленный дворец ( палаццо ин фортецца ). [ 65 ] В архитектуре замка сочетаются все черты польского маньеризма – боковые башни, аркадный двор и богато украшенный чердак. | ![]() |
Край | Двор замка Пястов | 1556–1558 | Силезский маньеризм (архитектор Франческо де Парио Биссоне ). Оригинальный готический замок был перестроен для Ежи II Великолепного , герцога Бжега и Легницы. [ 66 ] Вероятно, он был вдохновлен двором Вавельского замка. [ 67 ] Архитектура аркад замка очень напоминает замок Опочно в Чехии и замок Гюстров в Германии. | ![]() |
Ворота Пястского замка | 1554–1560 | Силезский маньеризм. Ворота были украшены обильными барельефами в стиле маньеризма и скульптурами Ежи II и его жены Барбары Бранденбургской . [ 67 ] На бюстах изображены 24 Пяста , предки Ежи II - 12 правителей Польши от легендарного Пяста Колесника до Владислава II Изгнанника и 12 силезских князей от Генриха I Бородатого до Фридриха II Легницкого . [ 67 ] Вдохновением для создания этого украшения послужила Chronica Polonorum работа Мацея Меховиты 1521 года . [ 67 ] | ![]() | |
Ярослав | Медвежий дом | 1570–1593, 1646 | Польский маньеризм. Ярослава Построен для Станислава Смишовича, аптекаря . [ 68 ] В 1633 году здание приобрел Вильгельм Орсетти и перестроил в 1646 году. [ 68 ] | ![]() |
Кальвария Зебжидовска | Часовня Ecce Homo | 1605–1609 | Нидерландский маньеризм (архитектор Поль Бодарт). Он был построен по плану греческого креста. Свод украшен обильным лепным декором в стиле голландского маньеризма. [ 69 ] | ![]() |
Кельце | Епископский дворец | 1637–1644 | Итальянский/нидерландский маньеризм (архитектор Томмазо Пончино). [ 14 ] Дворец был основан Якубом Задзиком , епископом Кракова. Здание было вдохновлено королевскими резиденциями в Варшаве и построено в так называемом стиле Поджо-Реале . [ 14 ] Крутые крыши, башни и украшения выполнены в нидерландском/фламандском стиле. | ![]() |
Краков | Циборий в базилике Святой Марии | 1552 | Польский маньеризм (скульптор Джованни Мария Падовано). [ 70 ] базилики Святой Марии Циборий был основан краковскими ювелирами Анджеем Мастелли и Ежи Пипаном. [ 70 ] Он был построен из песчаника и украшен красным зальцбургским мрамором, алебастром и лепниной . Литая бронзовая балюстрада была создана в 1595 году Михалом Отто и украшена польскими и литовскими гербами . [ 70 ] | |
Вилла Децюс | 1630 | Итальянский маньеризм (архитектор Мацей Трапола). [ 71 ] Первоначальная вилла, построенная между 1528 и 1535 годами для Юстуса Деюша, была перестроена для Себастьяна Любомирского . [ 71 ] Вдохновением для этой реконструкции послужил договор Себастьяно Серлио эпохи Возрождения . [ 71 ] | ||
Церковь Святой Троицы – Часовня Гонзага-Мышковского | 1603–1614 | Польский маньеризм/раннее барокко (архитектор Санти Гуччи), декорированный рустом . Часовня была построена по образцу часовни Сигизмунда (1519–1533 гг.). Его основал Зигмунт Гонзага-Мышковский (вместе с братом Петром он был усыновлен в 1597 году Винченцо Гонзагой , герцогом Мантуанским ). [ 72 ] | ||
Дом прелата | 1618–1619 | Польский маньеризм (архитекторы Мацей Литвинкович и Ян Заторчик). [ 73 ] Характерными чертами являются аттик позднего ренессанса работы Заторчика (1625 г.) и декор сграффито, имитирующий ромбовидную рустовку. [ 73 ] | ||
Вавельский собор – могила Стефана Батори | 1594–1595 | Польский маньеризм (скульптор Санти Гуччи). Основан королевой Анной Ягеллон в память о ее муже Стефане Батори. [ 74 ] Изготовлен из песчаника, красного мрамора и алебастра . [ 74 ] | ![]() | |
Красичин | Дворец Красицких | 1580–1631 | Польский маньеризм (архитектор Галлеаццо Аппиани ). [ 75 ] Строительство начал Станислав Красицкий, а завершил его сын Марцин Красицкий, воевода Подолья . Он был построен как укрепленный дворец. [ 75 ] Каждая башня дворца Красицких уникальна, а внутренний и внешний фасады украшены обильными сграффито (всего они занимают более 7000 квадратных метров). [ 75 ] | ![]() |
Ксёнж Вельки | Мирувский дворец | 1585–1595 | Польский маньеризм (архитектор Санти Гуччи). Основан Петром Мышковским, епископом Краковским, как укрепленный дворец ( палаццо в фортецце ). [ 76 ] Дворец украшен рустовой каменной кладкой. [ 76 ] | ![]() |
Леско | Укрепленная синагога | 1626–1654 | Еврейский маньеризм. [ 77 ] На фасаде имеется надпись на иврите, которая гласит: « Он испугался и сказал: «Как ужасно это место! Это не что иное, как дом Божий; это врата рая». (Бытие 28:17) [ 78 ] | ![]() |
Олесница | Герцогский замок | 1585–1608 | Немецкий маньеризм (архитектор Бернар Нюрон). [ 79 ] Первоначальный готический замок (построенный герцогом Конрадом I Олесницким ) последовательно расширялся и перестраивался могущественными богемными магнатами Подебрадами. [ 79 ] Реконструкция в стиле маньеризма началась в 1585 году. Герцог Карл II построил новые восточное и южное крылья. Он также перестроил так называемый Вдовий дворец . Двор был украшен характерными балконами , а портал главных ворот украшен гербами Силезских и Подебрадских родов. [ 79 ] | ![]() |
Пиньчув | Часовня Святой Анны | 1600 | Польский маньеризм (архитектор Санти Гуччи). [ 80 ] Здание было построено Зигмундом Гонзагой-Мышковским, маркизом из Мирова, в честь юбилея 1600 года. [ 80 ] | ![]() |
Промышленность | Кармелитская церковь | 1624–1630 | Польский маньеризм (архитектор – вероятно, Галлеаццо Аппиани). [ 81 ] Церковь была основана в 1620 году Марцином Красицким, старостой Пшемысля и владельцем Красичина. [ 81 ] Строительство началось в 1630 году и велось мастером Лигенским из Пшемысля. [ 81 ] | ![]() |
Пшемысльский собор – могила Фредро | после 1622 г. | Польский маньеризм. Памятник на могиле был построен Яну Фредро, кастеляну Пшемысля, и его жене Анне зе Стадницких. [ 82 ] Он был вырезан из известняка и алебастра в тосканском стиле. [ 82 ] Верх гробницы украшен скульптурой архангела Михаила . | ![]() | |
Жешув | Алебастровый алтарь в Бернардинской церкви | до 1637 г. | Немецкий маньеризм. По заказу Николая Спитека Лигензы и выполнен Иоганном Пфистером или Иоганном Бехемом. [ 83 ] Центральный алебастровый барельеф изображает Оплакивание Христа и дополнен семью деревянными, вощеными и позолоченными рельефами со сценами Страстей (справа внизу): Христос в Елеонском саду, Бичевание, Терновое венчание, Падение под крест, пригвождение Христа к Кресту, Воздвижение Креста и Снятие с Креста, а также три алебастровых рельефа в пределле: Архангел Гавриил, Святая Анна и Благовещение. [ 83 ] | ![]() |
Сташув | Церковь Св. Варфоломея – Часовня Тенчинских | 1618–1625 | Польский маньеризм (мастерская Пиньчува, кружок Санти Гуччи). [ 84 ] Капелла Тенчинских была основана Катажиной Лещиньской в память о ее муже Анджее Тенчинском, кастеляне Белза , и сыне Яцеке. [ 84 ] Часовня была построена по образцу часовни Сигизмунда и украшена рустом. [ 84 ] | ![]() |
Суха Бескидзка | Замок Коморовского | 1608–1614 | Польский маньеризм (архитектор – вероятно, Поль Бодарт). Первоначальный оборонительный особняк, построенный между 1554 и 1580 годами, был расширен и перестроен для Петра Коморовского. [ 85 ] | ![]() |
Тарнув | Тарнувский собор – могила Острожского | 1612–1620 | Нидерландский маньеризм (дизайн Виллема ван ден Блока). Основан Янушем Острожским , воеводой Волыни . [ 86 ] Изготовлен из черного и красного мрамора и желтого алебастра . На нем изображены коленопреклоненные фигуры основателя и его первой жены Жужанны Середи из Фельсоновая. [ 86 ] Памятник был увеличен в технике тромбель . [ 86 ] | ![]() |
Уязд | Кшижтопор | 1621–1644 | Польский маньеризм/раннее барокко (архитектор Вавжинец Сенеш из Сента ). Дворец был построен для Кшиштофа Оссолинского как укрепленный дворец с бастионами в плане правильного пятиугольника . Кшижтопор имеет 4 башни (времена года), 12 залов (месяцы), 52 палаты (недели года) и 365 окон (дни года). [ 87 ] | ![]() |
Вроцлав | Дом Грифонов | 1587–1589 | Немецко-голландский маньеризм (архитектор Фридрих Гросс). [ 88 ] Это самый большой купеческий дом во Вроцлаве (ширина 16,25 м), построенный примерно в 1300 году. [ 88 ] Дом был перестроен для Даниэля фон Турнау и Кюшмальца и его жены Доротеи фон Матте. Маньеристский портал с гербами основателей вырезал Герхард Хендрик из Амстердама . [ 88 ] Дом получил свое название в честь грифонов, украшавших чердак. [ 88 ] | |
Жоравина | Церковь Святой Троицы | 1600–1608 | Немецко-голландский маньеризм. Церковь XIV века была реконструирована в стиле маньеризма по инициативе Адама фон Ганнивальда. Начинание финансово поддержал брат Адама Андреас, советник при дворе императора Рудольфа II . Среди художников, работавших над украшением церкви, были выдающиеся нидерландские скульпторы-маньеристы. [ 89 ] | ![]() |
Не существующие структуры
[ редактировать ]Место | Здание | Дата постройки | Стиль и история | Изображение |
Эльблонг | Артус Корт | 1578–1581 | Голландский маньеризм (архитектор Ганс Шнекер из Линдау ). [ 90 ] Здание Святого Георгия Гильдии было основано и профинансировано членами гильдии. [ 90 ] Официальное открытие новой обители произошло в 1583 году. Она служила местом встреч купцов, приемов и представлений. [ 90 ] Фасад дома представляет собой типичное для голландского маньеризма сочетание элементов камня и кирпича. | ![]() |
Варшава | Ратуша | 1580 | Польский маньеризм (архитектор Антонео де Ралиа). [ 91 ] Он был перестроен между 1620 и 1621 годами. [ 91 ] Архитектура здания была похожа на многие другие сооружения такого типа в Польше. Его украшали аттик и четыре боковые башни. Часовая башня, украшенная аркадной лоджией, была покрыта выпуклым шпилем, типичным для варшавской маньеристской архитектуры (например, Королевский замок, несуществующий деревянный усадебный дом Опалиньских в Новом городе Варшавы ). [ 92 ] | ![]() |
Королевская вилла | 1626–1639 или 1637–1641 гг. | Польский маньеризм (архитектор Джованни Тревано и Маттео Кастелли). Вилла Регия была построена в 1637-41 годах для короля Владислава IV в стиле маньеризма и раннего барокко как вилла пригородная ( загородная вилла ), получившая название Вилла Регия ( лат . «Королевская вилла»). [ 93 ] [ 94 ] Он был построен как прямоугольное здание с угловыми башнями, тип резиденции, известный как Поджо-Реале-Серлио . | ![]() | |
Лович | Дома | ? | Польский маньеризм. [ 95 ] Фасад домов представляет собой типичные для польского маньеризма элементы. | ![]() |
См. также
[ редактировать ]- Ренессанс в Польше
- Бартоломеус Штробель , ведущий художник-маньерист в Польше.
- Северный маньеризм
Ссылки
[ редактировать ]

- ^ Jump up to: а б Тадеуш Добровольский; Елена Блюмовна (1965). История польского искусства (на польском языке). Литературное издательство. стр. 44, 346.
- ^ «Кальвария-Зебжидовска: маньеристский архитектурно-парковый ландшафтный комплекс и паломнический парк» . whc.unesco.org . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Старый город Замостья» . whc.unesco.org . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Эндрю Боровски (2007). Iter Polono-Belgo-Ollandicum: Культурные и литературные отношения Речи Посполитой и Нидерландов в XVI и XVII веках . Ксенгарня академик. п. 8. ISBN 978-83-7188-951-6 .
- ^ Jump up to: а б Кшиштоф Ольшевский (2007). Возвышение и упадок Речи Посполитой в связи с торговлей зерном . стр. 6–7.
- ^ Мацей Кобылинский. «Республика Польша, житница Европы» . www.polinow.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Оле Питер Грелль; Боб Скрибнер (2002). Толерантность и нетерпимость в европейской реформации . Издательство Кембриджского университета. стр. 262–281. ISBN 0-521-89412-3 .
- ^ Питер Дж. Катценштейн (1997). Центральная Европа: между Европой и Германией . Книги Бергана. п. 83. ИСБН 1-57181-124-9 .
- ^ Франсуа Пенц; Грегори Радик; Роберт Хауэлл (2004). Космос: в науке, искусстве и обществе . Издательство Кембриджского университета. п. 137. ИСБН 0-521-82376-5 .
- ^ Януш Тазбир (1973). Государство без ставок: польская религиозная терпимость в шестнадцатом и семнадцатом веках . Фонд Костюшко. п. 196.
- ^ Jump up to: а б с Болеслав Климашевский (1984). Очерк истории польской культуры . Интерпресс. стр. 92–120. ISBN 83-223-2036-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Анджей Тшчинский (2001). «1-2(7-8)». Сохранившиеся расписные украшения синагог в Польше (на польском языке). Студия Иудаика 4. стр. 67–95.
- ^ Рената Сулевская. «Виллем ван ден Блок» . www.cultural.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Бывший дворец краковских епископов в Кельце» . www.mnki.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Роман Мировский. «Подзамче-Пекошовске-Дворец» . www.babajaga.info.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 6 января 2009 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «21-22». Ежеквартальный журнал по архитектуре и городскому планированию . ПВН. 1976. стр. 310, 321.
- ^ Джордж Рипли; Чарльз А. Дана (1873 г.). «Фортификация. Часть 4» . www.chessofbooks.com . Американская циклопедия. Том 7 . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Ричард К. Фрухт (2005). Восточная Европа: знакомство с людьми, землями и культурой . АВС-КЛИО. п. 45. ИСБН 1-57607-800-0 .
- ^ Jump up to: а б Богдан Геркен; Стефан Мушинский (1984). Замки в Польше (на польском языке). Аркады. стр. 69. ISBN 83-213-3239-0 .
- ^ Карин Фридрих (2004). Дж. Р. Малрин (ред.). Европа торжествует: придворные и гражданские праздники в Европе раннего Нового времени . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 373. ИСБН 0-7546-3873-1 .
- ^ Jump up to: а б Пол Ф. Грендлер, изд. (1999). Энциклопедия Возрождения: Абрабанель-цивилизованность . Скрибнер публикуется совместно с Обществом Возрождения Америки. п. 242 . ISBN 83-213-2958-6 .
- ^ Jump up to: а б Александр Гейштор , Януш Дурко, изд. (1980). Варшава, ее история и культура (на польском языке). Аркады. стр. 101. ISBN 83-213-2958-6 .
- ^ «Шлосс Гюстров» . www.mv-schloesser.de (на немецком языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Ян Белостоцкий (1976). Искусство Возрождения в Восточной Европе: Венгрия, Чехия, Польша . Файдон. п. 53.
- ^ Здислав Скраго. «Надгробие семьи Кос» . www.zdsk.republika.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 17 марта 2007 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Галина Анджеевская (1997). Польская живопись . Издательство Аурига. стр. 6. ISBN 83-01-12328-1 .
- ^ «15-16». Польские дела на Западе . Западный институт. 1974. с. 54.
- ^ Павел Гергонь. «Плита с надгробия Николая и Станислава Вольских» . www.sztuka.net (на польском языке). Архивировано из оригинала 12 мая 2013 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Католическое информационное агентство. «Тарнув: бима» . Heritage.ekai.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Готико-ренессансный Ратуш» . www.chelmno.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 июля 2012 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Джульетта Родинг; Лекс Хеерма ван Восс (1996). Северное море и культура (1550–1800 гг.): материалы международной конференции, состоявшейся в Лейдене 21–22 апреля 1995 г. Издательство Верлорен. п. 103. ИСБН 90-6550-527-Х .
- ^ Jump up to: а б «Золотая Брама» . www.trojmiasto.pl (на польском языке). 18 февраля 2007 г. Проверено 29 декабря 2008 г.
- ^ «Зелена Брама в Гданьске» . wilanowmiasta.gazeta.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 29 декабря 2007 г. Проверено 29 декабря 2008 г.
- ^ Рассел Стерджис; Артур Линкольн Фротингем (1915). История архитектуры . Бейкер и Тейлор. п. 293 .
- ^ Jump up to: а б «Фонтанна Нептуна» . www.wrotapomorza.pl . РОБиДЗ в Гданьске. Архивировано из оригинала 14 февраля 2007 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Лех Кржижановский; Михал Возняк; Марек Шак; Вацлав Гурский (1995). Красивый исторический Гданьск . Экскалибур. стр. 769. ISBN 9788390343150 .
- ^ «Краткая история» . www.domschhumannow.pl . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Эпитафия Эдварда Блемке» . www.bazylikamariacka.pl . Архивировано из оригинала 21 октября 2007 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Радослав Сикора. «Гусары в соборе в Оливе» . www.hussar.com.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 26 июля 2009 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Казимира Калита Сквиржиньска; Ева Принц-Поммеренке. «Замки и усадьбы эпохи Возрождения» . www.pomorskiezamki.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 29 августа 2007 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «История» . zamek.szczecin.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 20 января 2010 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «В гостях у Влоцлавека» . visitkujawsko-pomorskie.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Петр Гергонь. «Дробин — Церковь Святого Станислава» . www.sztuka.net (на польском языке). Архивировано из оригинала 3 октября 2011 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Агнешка Бонкала; Магдалена Курса. "Голубь" . www.pl.pulawy.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 12 января 2007 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Каменица Целеевская» . www.muzeumnadwislanskie.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Приходская церковь - Казимеж-Дольны» . www.kazimierzdolny.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Виды Казимежа» . www.lawconference.umcs.lublin.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Доходные дома Пшибылы в Казимеже-Дольном» . www.architektura.friko.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 13 декабря 2009 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Люблин, Церковь Св. Иосифа Обручника» . www.zabytkowe.koscioly.sl.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 4 октября 2009 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Каменице в Люблине» . www.tnn.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 1 октября 2011 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Ренессансная усадьба Краковского Капитула в Пабянице» . www.sztuka.net (на польском языке). Архивировано из оригинала 3 октября 2011 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б "Ратуша" . www.poznan.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Павел Гергонь. «Ян Михалович из Уржендова» . www.sztuka.net (на польском языке). Архивировано из оригинала 3 октября 2011 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ридтовская доходный дом № 52 – восточный фасад» . www.pascal.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 24 февраля 2012 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Рыцарский замок в Седлиско» . www.ziemialubuska.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «История парафии» . www.zamosc.opoka.org.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Церковь Богоматери Благодати» . Электронный гид / Сокровища Варшавы онлайн . Проверено 24 марта 2009 г.
- ^ «Рынек 36 (Доходный дом Под Мурзинек)» . www.zapiecek.com (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Каменица под Мурзинкеем № 36 - Строна Декерта» . www.pascal.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 24 февраля 2012 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Королевский замок» . Электронный гид / Сокровища Варшавы онлайн . Проверено 23 июля 2008 г.
- ^ Урсула Фидецка. «Каменице Пжирынкове» . www.roztocze.net (на польском языке). Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Косцёл Катедральный» . www.katedra.zamosc.opoka.org.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 5 апреля 2010 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Синагога» . www.zamosc.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 9 февраля 2009 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Ратуш» . www.zamosc.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 9 февраля 2009 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Баранув-Сандомерский» . zamki.res.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «История» . www.zamek.brzeg.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 4 августа 2010 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Замок герцогов Бжеских» . www.zamkipolskie.com (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Анджей Потоцкий (2008). Жемчужина Ярослава . Ассоциация "Про Карпаты". стр. 16.
- ^ «Ратуш Пилата» . www.kalwaria.eu (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «История» . www.mariacki.com (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 марта 2010 г. Проверено 28 декабря 2009 г. ... циборий, созданный в 1551-1554 годах скульптором и архитектором Яном Марией Моской по имени Падовано, нанятый тогдашними временными сторонниками церкви Анджеем Марстеллой и Георгием Пипаном. (...) ...балюстрада и ажурные ворота, отлитые в 1595 году из бронзы Михалом Оттом, который украсил их гербами Польши и Литвы.
- ^ Jump up to: а б с «История виллы Деций» . www.villa.org.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 20 августа 2009 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Зигмунт Мышковский г. Ястшембец (1562-1615)» . www.akromer.republika.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 22 января 2010 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Прелатовка» . e-przewodniki.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Каплица Мариацка» . www.pascal.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 24 февраля 2012 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «История» . www.krasiczyn.com.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 27 февраля 2010 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Оригинальное здание 16-го века было реконструировано между 1841 и 1846 годами и оформлено в неоготическом стиле Фридрихом Августом Штюлером для Францишека Велопольского. Источник: «Ксенж Вельки» . www.zamkipolskie.com (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Церкви, православные храмы, синагоги» . www.poland.gov.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Синагога» . www.pascal.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 24 февраля 2012 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Замок князей Олесницких» . www.zamkipolskie.com (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Пинчув: часовня Святой Анны» . Heritage.ekai.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Монастырь и церковь кармелитов» . www.kki.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 27 декабря 2009 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Перемышль, архикафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи» . www.zabytkowe.koscioly.sl.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Базылика» . www.bernardyni.rzeszow.pl (на польском языке) . Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Часовня Тенчинских – консервация» . swbartlomiej.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 19 ноября 2009 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Ренессансный замок под названием «Маленький Вавель» » . www.ucha-beskidzka.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 26 октября 2004 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Помник Острожских» . matrix.jasna.tarnow.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 20 августа 2011 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Замок Кшижтопор будет отреставрирован» . www.rp.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д "9. Западная Пьержа Рынка" . wroclaw.gazeta.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 19 февраля 2012 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Церковь Святой Троицы в Жоравине» . slaskwroclaw.info (на польском языке). Архивировано из оригинала 17 июля 2011 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Эльжбета Пилечка (2005). Средневековые Артусские суды в Пруссии: свидетельства формирования нового буржуазного сознания (на польском языке). Издательство Университета Николая Коперника. ISBN 83-231-1810-8 .
- ^ Jump up to: а б «Постоянная выставка» . www.mhw.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Влияние Замка на архитектуру Варшавы» (на польском языке). Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 г. Проверено 28 декабря 2009 г.
- ^ «Дворец Казимежовских, Вилла Регия» . warszawa1939.pl (на польском языке) . Проверено 17 февраля 2008 г.
- ^ Ежи Лилейко (1984). Повседневная жизнь Варшавы под Васами (на польском языке). Варшава. ISBN 83-06-01021-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Адам Милобедский. Польская архитектура 17 века . Аркады. стр. 354.