Силезская архитектура
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2009 г. ) |
Часть серии о |
Культура Верхней Силезии |
---|
Кухня |
Литература |
Силезская архитектура – это название сооружений, построенных в Силезии на протяжении веков, а также сооружений силезских архитекторов по всему миру. Это название также применяется к зданиям, построенным в его географических пределах до образования Силезии как герцогства (ранее 1172 года) или до того, как этим территориям было присвоено это название, и во многом зависит от исторического момента. Из-за исторического, географического разнообразия и разнообразия поколений силезская архитектура оказала множество влияний. [1]
Романская архитектура
[ редактировать ]Романское искусство в Силезии появилось с христианизацией региона. Первое известное строение, остатки церкви на острове Тумском во Вроцлаве , было построено в середине 10 века. Около 1000 года Болеслав I Польский основал на том же месте трехнефный собор, стилизованный под собор в Гнезно . [1] Известны немногие другие постройки того времени. Ротонда в Цешине (Тешине) моравско-чешского происхождения датируется 1050 годом.
XII век был временем великого прогресса. Были построены первые монастыри и монастыри во Вроцлаве и Любенже , а качество работ значительно улучшилось, поскольку строители переняли архитектурные стили Южной Германии и Мааса . Выдающимися достижениями этой эпохи были собор и монастырская церковь бенедиктинского ордена во Вроцлаве, причем последняя была самым великолепным романским зданием в Силезии. Он был спроектирован по образцу материнской церкви в Тынеце недалеко от Кракова , тогда как на его западную работу повлияли тюрингские традиции. Церковь первого цистерцианского монастыря в Любёнже, построенная монахами из Пфорты в Тюрингии , была первой из многих кирпичных построек в Силезии.
Начало 13 века ознаменовалось большим ростом строительной активности, вызванным большим притоком немецких поселенцев ( Ostsiedlung ). В это время возникло большинство городских церквей в Силезии, построенных из камня или кирпича. Примерами были Глогов , Ныса , Еленя-Гура или Зембице . Эти позднероманские силезские церкви представляли собой смесь местных, саксонско -тюрингских и богемских традиций. известно всего семь примеров того времени В Верхней Силезии , а в Нижней Силезии — 67 , включая светские постройки.
Силезская готика
[ редактировать ]Вестники готической архитектуры были связаны со строительной деятельностью цистерцианцев и покровительством Генриха I Бородатого . Два монастыря в Тшебнице (Требниц) и Генрикуве (Генрихау), а также две резиденции во Вроцлаве и Легнице (Лигниц) были ранними примерами и относились к архитектурным стандартам Южной Германии и вдоль Рейна . Вероятно, они указывают на династическую связь между Генрихом I и домом Андексов . Характерными атрибутами всех этих зданий было сочетание кирпичных конструкций и деталей из камня, которые, скорее всего, были привезены через Альцеллу в Саксонии.
Татарские нашествия 1241 г. привели к децентрализации Силезии. Баронский патронаж уменьшился, тогда как епископский, а затем и муниципальный патронаж увеличился. Самым важным строительным проектом того времени был Вроцлавский собор, ставший первым чисто готическим зданием в Силезии. Еще одним важным сооружением той эпохи была часовня Св. Ядвиги в Тшебнице. Оба здания отражают ранние французские традиции, импортированные через Саксонию, Богемию и Австрию. Большинство нищенствующих орденов построили свои монастыри во второй половине 13 века, особенно во Вроцлаве, Глогове, Бжеге и Стшелине . Тогда же появились первые зальные церкви . Самыми оригинальными были Зембице и Злоторыя (Гольдберг). Башня, оставшаяся от замка в Пруднике, считается старейшим частным оборонительным сооружением в Польше (около 1255 г.). [2]
Городам Силезии понадобилось примерно 50 лет после ее основания, чтобы обрести независимость. В 14 веке многие из этих городов начали строить свои большие приходские церкви, и при содействии нового чешского государя началась динамичная программа сакрального развития. Доминирующими теперь были чешские, моравские , южногерманские и нижнеавстрийские архитектурные традиции, но смешанные с местными традициями, которые предпочитали более простые формы. Самым характерным творением всего XIV века оставалась базиликальная городская церковь с длинным нефом и без трансепта. Этот стиль, скорее всего, произошел от цистерцианского аббатства в Златой Коруне (Голденкрон) в Богемии . Хотя Силезия теперь была частью Богемии, государства Священной Римской империи , парлерская готика почти не имела влияния. Архитектурные украшения можно найти только в трех церквях, вероятно, все они построены мастером-строителем Клаусом Бриннером.
Эта динамичная программа сакрального развития длилась весь XIV век, и начиная примерно с 1370 года многие крупные города добавили цеховые и семейные часовни к своим приходским церквям . В конце века все строительные проекты монастырей были прекращены, а с распространением гуситских войн на Силезию большая часть строительных работ значительно сократилась.
Расширение ратуши во Вроцлаве после 1480 года ознаменовало большие перемены в истории архитектуры Силезии. Поскольку было очевидно, что местные мастерские, представленные Гансом Бертольдом, не могут оправдать ожиданий, город решил пригласить экспертов из Саксонии и Лужицы вокруг мастера-строителя Пауля Пройсса. В начале нового века это влияние Саксонии и Лужицы было особенно заметно в западных частях Силезии, где Конрад Пфлюгер и Вендель Роскопф из Гёрлица построили ратуши и церкви в Левенберге (Львук-Слёнский), Бунцлау (Болеславец), Сагане ( Жагань) или Грёдицберг (Гродзец), все в традициях Бенедикта Рида из Праги . Позже Лукас Шлейервебер из Швайдница ( Свидница ) продолжил этот стиль Гёрлица и построил здания в других частях Средней Силезии.
Ренессанс и маньеризм
[ редактировать ]Эпоха Возрождения началась с воцарением Иоганна В. Турзо на посту епископа Бреслау . Как великий покровитель искусств, он представил новый стиль в Силезии, заказав две фундаментные плиты (1505, 1509) в своей резиденции в Яуерниге ( Яворник , сегодня в Чешской Республике) и портал ризницы (1517) на соборе в Бреслау. Последний, вероятно, был выполнен местным художником, тогда как большинство других проектов раннего Возрождения были выполнены итальянцами из Тичино , так называемыми « комасками ». Наибольшего успеха добились члены семьи Парр (Пар, Бахр или Парио), которые построили укрепления в Болкенхайне ( Больков ) в 1539 году, а затем работали в Бриге.
Самыми старыми сохранившимися сегодня постройками эпохи Возрождения являются дом « К золотой короне » (1521–28) во Вроцлаве (снесен в 1906 году и перестроен после Второй мировой войны) и замок Карла I, герцога Мюнстерберг-Ольского в Зомбковице-Слёнских (Франкенштейн). , построенный после 1524 года Бенедиктом Ридом. Многие здания того времени все еще демонстрируют переход от готики к ренессансу, например, замок в Войновице (Вонвиц) или ратуши в Болеславце (Бунцлау), Львувеке-Слёнском (Лёвенберг) и Гродзце (Грёдицберг). Большинство из этих зданий, вероятно, было построено Венделем Роскопфом, учеником Бенедикта Рида и автором коллекции исключительных домов эпохи Возрождения в Гёрлице. Вероятно, он также был строителем Дворца Рыбиш во Вроцлаве, который был завершен неназванным итальянским художником после 1526 года.
Высокая строительная активность в средние века привела к тому, что города были насыщены церквями. Только в исключительных случаях планировались новые церкви, например, церковь Св. Блазиуса (сегодня Св. Мария) в Олау ( Олава ), построенная Бернхардом Нюроном в 1587 году. В то время большинство силезских церквей стали протестантскими , и интерес сместился к небольшим изменениям церкви. церковные интерьеры. Большим исключением было преобразование средневековой церкви в Ротсюрбене ( Жоравина ) Гансом Шнайдером, в результате которого появился один из лучших образцов протестантской церковной архитектуры в Средней Европе.
Гораздо более последовательным было развитие светских построек. Первым однородным зданием эпохи Возрождения стали ворота замка Легница, построенные в 1533 году Георгом фон Амбергом . Однако изюминкой силезской архитектуры того времени были замок Бжег и его замковые ворота, которые считаются символом силезского Возрождения. Он был построен между 1544 и 1570 годами Францикусом Парром, фигуративные архитектурные скульптуры, самый большой ансамбль в Силезии, были выполнены саксонским мастером Андреасом Вальтером д.А.. На нем изображены Георг II Бригский , его жена Барбара фон Бранденбург и его линия. предков. Скорее всего, он был создан по образцу дрезденского Георгенгофа, который Парр посетил в 1530 году, и итальянских образцов.
Подобные здания вскоре последовали в Фалькенберге ( Немодлин ), Креппельхофе (Zamek Grodztwo) в Ландешуте ( Каменная Гора ), Сорау ( Жары ) и Плагвице (Плаковице, ныне район Львувек-Слёнски ). Сграффито появилось впервые в 1563 году в Проскау ( Proszków ), всего до наших дней сохранилось 300 экземпляров.
Стилистически ранние здания были связаны с богемскими и лужицкими традициями, представленными Венделем Роскопфом, Бенедиктом Ридом и Гансом Линденером, и все еще находились под влиянием готических идей. Вскоре после этого свою работу сменили постройки комасков из Италии. После 1560 года стили голландского Возрождения, импортированные книгами образцов и мастерами-строителями, такими как Ганс Фредеман де Врис , заменили итальянские элементы. Эти голландские формы впервые были видны в замке Олесница в 1542 году. Известными представителями этой эпохи были Гаспаре Кунео, Герхардт фон Амстердам и Ганс Лукас. Зданиями, находящимися под влиянием этого стиля, были замки в Альт-Вартау ( Варта Болеславецка ) или Гиссмандорф ( Гостишув ), а также большая часть гражданской архитектуры того времени. Время от времени возникали и другие традиции, например, саксонские порталы в Лигнице или богемные крыши в замке Графенорт ( Горжанув ).
Единственным новым развитием сакральной архитектуры в Силезии, полностью принявшим маньеризм, была дворцовая часовня Сидлиско (Каролат), построенная по заказу Валентина фон Зебиша. Его сын Альбрехт создал знаменитые протестантские церкви мира , деятельность которых была ограничена политическими условиями. Без башни, с деревянным каркасом и построенные в кратчайшие сроки, они больше напоминали коммерческую постройку, и ее скромный вид был задуман. Своей простотой они напоминали североевропейский маньеризм, однако уже были творением эпохи барокко.
Силезское барокко
[ редактировать ]Начало и конец барокко ознаменовались двумя войнами: Тридцатилетней и Семилетней . Триумф архитектуры барокко Силезии был тесно связан с подъемом Дома Габсбургов и Контрреформацией , тогда как ее упадок был отмечен импортом классицизма Пруссией в , новым владельцем Силезии после Семилетней войны. Религиозный антагонизм протестантизма и католицизма привел к резкому контрасту консервативного протестантского барокко, находившегося в обороне, и авангарда и воодушевляющего католического барокко, находившегося в наступлении. Запрет на строительство протестантских церквей и насыщение региона светской архитектурой привели к упадку строительных проектов. Как следствие, большинство дворцов в стиле барокко 17 и 18 веков представляли собой переделку существующих построек.
Разрушение светской куртуазной культуры новыми польскими владельцами после 1945 года привело к повсеместному ухудшению дворцов в Силезии, а сохранившиеся сегодня дворцы и остатки в музеях дают лишь искаженное представление об эпохе барокко в Силезии.
Важными покровителями архитектуры барокко были два епископа из Бреслау: Фридрих Гессен-Дармштадтский и Франц Людвиг фон Пфальц-Нойбургский . За 50 лет своего правления оба инициировали множество художественных проектов и поддержали большое количество художников. Цистерцианские монастыри с их обширными владениями выступали важными интеллектуальными и художественными центрами, а аббаты-цистерцианцы использовали искусство как инструмент для проявления своего княжеского статуса. Они создали условия для сотрудничества двух мастерских Михаэля Вильмана и Маттиаса Штайнла, имевшего общеевропейское значение. Иезуиты , как главные сторонники имперской Контрреформации, обогащали своими зданиями в основном общественные центры, к большому неприятию протестантского общества. Они были ответственны за распространение базилик, созданных по образцу Иль Гису , стилистического словаря богемной семьи Динценхоферов и барочного театрализма, обнаруженного, например, в университете Леопольдина в Бреслау. В художественном отношении очень активными были также Премонстранты , августинцы , францисканцы и бенедиктинцы , причем последние отвечали за церковь в Вальштатте ( Легницкое поле ) недалеко от Лигница, выдающийся архитектурный памятник и один из самых известных символов триумфа церкви над неверующими.
Привилегированная высшая католическая знать, часто иммигрировавшая, заложила в это время основу крупных владений, тогда как протестантская буржуазия утратила роль покровительницы архитектуры и компенсировала эту утрату выдающимися достижениями в литературе, музыке и науке.
Характерным для эпохи барокко в Силезии было прославление вымерших Силезских Пястов и их преемников — Габсбургов . Мать последнего правящего герцога Силезских Пястов, принцесса Луиза Ангальт-Дессау , построила в Лигнице мавзолей Пястов в память об угасшей династии, на котором изображена уникальная программа поэта Даниэля Каспера фон Лоэнштейна . Цистерцианцы считали себя хранителями наследия Пястов и воздвигли памятные программы в Леубусе и Грюссау ( аббатства Любёнж и Кшешув ), но также отдавали дань уважения Габсбургам в университете Бреслау, в Леубусе и Лобрисе ( Люборадз ).
Ранний период эпохи барокко (1640–80) ознаменовался деятельностью итальянских мастеров, которые после Тридцатилетней войны заполнили пробелы во всей Священной Римской империи. Сначала были изменены церкви Св. Матьяша в Бреслау (1654 г.) и цистерцианские церкви, такие как Грюссау (1670 г.), позже это коснулось всех церквей. Первыми реконструированными дворцами (все около 1640 г.) были резиденции в Зульце ( Бяла ), Жирова , Оберглогау ( Глогувек ), дворец Геберштейн в Графенорте ( Горжанув ) Карло Лураго (1653–57) и дворец в Проскау ( Прушков ) Г. Сереньи между 1677 и 1683 годами. Дворец в Сагане, основанный Альбрехтом фон Валленштейном и позже принадлежавший семье фон Лобковичей , был построен по богемным стандартам. Семинар иезуитов в Нейсе (1656–58) был построен Мельхиором Вернером , который представлял первое поколение силезских архитекторов после войны.
Важным для протестантской европейской архитектуры были три Церкви Мира в Глогау, Яуере и Швайднице. Его конструктору, военному инженеру Альбрехту фон Зебишу из Бреслау, пришлось столкнуться с рядом политических ограничений, определенных Вестфальским миром . Церкви должны быть построены вне городских стен, без камней и без башен. В результате появились церкви, спроектированные по образцу Нидерландов и Франции, но с местными традициями. Вторым вариантом протестантских церквей были так называемые пограничные церкви , простые здания из дешевых материалов, расположенные за пределами Силезии в соседних странах и используемые в качестве убежищ для подавленных силезских протестантов.
Между 1680 и 1740 годами Силезское барокко вступило в период расцвета. Дворец в Сухлау ( Сулов ), построенный в 1680 году, был первым зданием, построенным с учетом всех репрезентативных стилистических элементов эпохи барокко. Семья Альтанов построила несколько дворцовых ансамблей в Вёлфельсдорфе ( Вильканув ) и Миттельвальде ( Мендзылесье ), Конрад Эрнст Максимилиан фон Хохберг расширил замок Фюрстенштайн ( Ксенж ; 1718–25, осуществили Ф. А. Хаммершмидт и Ф. А. Шеффлер), 10 лет спустя Мартин Франц расширил Коценау. дворец ( Хоцианов ) и создал один из лучших садов в стиле барокко в Силезии, и даже некоторые Palais entre cour et jardin появились в Грёдицберге и Бризе (Иоганн Блазиус Пейнтнер из Австрии). Однако целые ландшафтные сады редко сохраняются и известны только благодаря иллюстрациям Фридриха Бернхарда Вернера .
После 1680 года все крупные силезские монастыри были изменены. Особое значение здесь имеет аббатство Лебус с его знаменитыми представительскими залами Михаэля Вильмана, Ф.А. Шеффлера, доктора философии. Бентум и Франц Йозеф Мангольдт . Часовня Святой Елизаветы в соборе Бреслау была самым значительным произведением итальянского барокко и последней крупной работой, выполненной итальянцами. 30 лет спустя Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах создал подвеску, часовню курфюрстов, которая уже предвосхитила неоклассические идеи.
Идеи богемного барокко распространяли члены семьи Динценхофер и ее ученики. Первой церковью этого типа была иезуитская церковь в Лигнице, построенная Кристофом и Килианом Игнацем Динценхоферами между 1714 и 1727 годами. Более поздние работы можно найти в Нейсе, Либентале ( Любомере ), Лейбусе или Бриге. В основном их распространяли силезец Кристоф Хакнер из Яуера, Мартин Франц из Ревеля/Таллинна и его ученики Карл Мартин Франц из Лигница (Легница) и Иоганн Инноценц Тёппер из Нойштадта (Прудник).
Поводом для активизации строительной деятельности в первой половине XVIII века стало выполнение Альтрансштадтского договора , который требовал реституции 104 и возведения 6 новых протестантских церквей, так называемых Гнаденкирхен (церкви милосердия). Отмена строительного регулирования, за исключением возведения за пределами городских стен, вызвала неоднородность этой группы. Церкви в Сагане, Фрейштадте ( Кожухов ) и Миличе ( Милич ) были деревянными, церкви в Хиршберге и Ландешуте работы Мартина Франца созданы по образцу церкви Катарины в Стокгольме , тогда как протестантская церковь в Тешене (Цешин, Тешин) построена по образцу католической церкви. Иезуитские церкви были исключением.
Крупнейшие столичные ансамбли проводились в Нейсе, Бреслау и Лигнице. Важные дворцы, сочетающие в себе жилые и профессиональные требования, в Бреслау были построены семьей фон Хацфельд, фон Шпетген, Хорнес и фон Шрейфогель, причем последний был спроектирован Иоганном Лукасом фон Хильдебрандтом . Крупнейшими светскими городскими постройками того времени были Риттеракадемия (рыцарская академия) в Лигнице, построенная для аристократических детей религиозных убеждений, и разрушенная епископальная больница в Нейсе. В эпоху барокко почти ни одна ратуша не была построена, и лишь немногие сохранили свои перестройки в стиле барокко.
Аннексия Пруссией ознаменовала начало конца эпохи барокко в Силезии. Ориентация на новый политический и художественный центр в Берлине повлекла за собой изменения в организации строительной деятельности. Новые художники из Пруссии заняли место умирающих силезских художников (Тауш †1731, Пейнтнер †1732, Хакнер †1741, Франц †1742, Фриш †1745), например Г.Л. Ширмейстер в Ольсе ( Олесница ), Й.М. Польманн в Оппельне (Ополе) или Хр.Фр. Шульце в Бреслау. Вновь созданный отдел строительной инспекции ограничил значение силезских гильдий и скорректировал планы строительства.
Между Первой и Второй Силезской войной были построены почти только склады, казармы, укрепления и протестантские церкви. Такие города, как Козель ( Козле , ныне район Кендзежин-Козле ), Бриг, Бреслау, Глогау, Нейсе и Швайдниц, были преобразованы в крепости. Карлсруэ ( Pokój ) был первым из ряда фредерикианских городских фондов, созданных по образцу Карлсруэ в Бадене . Освобожденное протестантское население в первые годы прусского правления построило большое количество скромных церквей, которые были изображены Фридрихом Бернхардом Вернером. Самым престижным проектом того времени стало строительство замковой церкви в Бреслау, которая была перестроена Карлом Готхардом Лангансом и стала прообразом всех более поздних классических протестантских церквей. Последним словом католиков в Силезии стал монастырский комплекс цистерцианцев в Грюссау (1774–90).
Символом перемен и первой дворцовой постройки после второй половины XVIII в. стала королевская резиденция в Бреслау (1750-53 гг., архитектор Йох. Буман д.А.), которая объединила дворец семьи фон Шпетген и представляла собой смесь фредерикианского рококо и классических компонентов. Фридрих Вильгельм фон Зейдлиц , командующий армией Фридриха , построил Maison de plaisance в Минковском ( Minkowskie ), который был сродни Сан-Суси , а дворец семьи фон Мальцан в Миличе был построен по образцу Нового дворца в Потсдаме .
Неоклассицизм и историзм
[ редактировать ]После Губертусбургского договора длительная фаза политической и экономической стабилизации привела к строительной деятельности, которая продолжалась до поражения Пруссии в 1806 году. Разрушенные города были восстановлены, Верхняя Силезия стала индустриализированной, и было возведено множество оборонительных укреплений. В 1775 году Силезия была разделена на два отдельных строительных департамента, Бреслау и Глогау, которые возглавили полностью независимые управляющие строительством ( Oberbaudirektoren ). Самый важный из этих менеджеров, Карл Готхард Ланганс, разработал свой собственный уникальный неоклассический стиль, имевший европейское значение.
В сакральной архитектуре теперь доминировала протестантская церковь. После 1763 года маленькие скромные церкви прошлого постепенно заброшены и построены большие монументальные церкви. Новаторским для развития этих церквей стали церкви в Козеле, построенные Джо.М. Польманн и К.Г. Ланганс, а в Польнише-Вартенберге ( Сикув ) — К.Г. Ланганс в 1785 году. Новые стандарты этих неоклассических церквей вскоре были приняты церквями в Вальденбурге ( Валбжих ), Райхенбахе ( Дзержонюв ) и Мюнстерберге ( Зеббице ). Строительная деятельность католической церкви находилась в застое до середины 19 века.
Жилая архитектура 1740–1806 годов характеризовалась динамичными изменениями стилей и типов. Однако новые городские дворцы строились редко. Важнейшим из них был Дворец Хацфельдта в Бреслау — одно из первых неоклассических зданий в Европе, построенное в 1764 году по проекту И. Ганевале и К. Г. Ланганса. Другие дворцы приняли новый стиль после 1770 года. Общественные инициативы затронули в основном военные постройки: монументальные укрепления в Зильберберге ( форт Сребрна-Гура ), Нейсе и Глатце ( крепость Клодзко ), а также новые казармы в Бреслау и Бриге. В соответствии с политикой благосостояния Фридриха II Прусского были построены новые больницы и работные дома (Кройцбург, Бреслау), а с началом индустриализации Верхней Силезии были запланированы целые жилые комплексы.
Новые административные структуры были приняты после закрытия прусского министерства Силезии в 1808 году и реформ Генриха Фридриха Карла фон унд цум Штайна и Карла Августа фон Гарденберга реализации . Отныне каждый строительный проект должен был приниматься отделом строительной инспекции, который сам находился под контролем главного управления королевской полиции. Каждый город назначал своего муниципального архитектора, а местная строительная депутация контролировала технические аспекты каждого проекта. Эти принципы действовали до 1900 года.
После 1820 года положительные результаты этих реформ стали заметны, когда начался новый период строительной деятельности. Большая часть этой деятельности теперь осуществлялась в городах, которые стали доминирующими в формировании архитектурного ландшафта Силезии. Были построены десятки театров, домов различных объединений, школ, больниц и приютов. Важнейшим художественным центром был Бреслау, а самым важным силезским архитектором до 1840 года был Карл Фердинанд Ланганс , сын Карла Готтарда и создатель биржи, театра , ложи «Friedrich zum Goldenen Zepter» в Бреслау и театра в Лигнице . Начал развиваться новый тип жилых домов, и богатая буржуазия стала жить в больших виллах на окраинах городов.
Архитектура того времени была отмечена широким смешением нескольких неоклассических стилей, от палладианства , революционного неоклассицизма (мавзолей Хойма Фридриха Гилли ) в Дихернфурте ( Бжег-Дольны ) или дворца Гогенлоэ со строительством дворца в Каменце Карлом Фридрихом. Шинкель . Летние резиденции прусского короля и его двора в долине Хиршберг были важнейшим явлением в дворцовой архитектуре, где более 30 дворцов, замков и усадеб составляли культурный ландшафт выдающегося значения. В городах городские стены были снесены (впервые в 1807 году в Бреслау) и заменены зеленью, в том числе первыми общественными парками.
Четвертое десятилетие XIX века стало поворотным моментом в истории силезской архитектуры. Фридрих Вильгельм IV Прусский взошел на престол в 1840 году, Карл Фридрих Шинкель умер в 1841 году, а Карл Фердинанд Ланганс наконец переехал в Берлин. Неоклассицизм постепенно сменился историзмом , силезская архитектура все больше и больше связывалась с Берлином, а с возникновением империи Вильгельмина в местной архитектуре стали полностью доминировать немецкие художественные движения. Неоренессанс вскоре был принят в двух вариантах: итальянском и северогерманском, причем последний пропагандировался как «национальный стиль». Этот немецкий ренессанс в основном использовался в государственных строительных проектах, например, в почтовых отделениях. Дворцы и органы самоуправления часто строились в формах необарокко, тогда как неороманский стиль не стал популярным в Силезии.
Уход Карла Фердинанда Ланганса оставил пробел, который вскоре был заполнен архитекторами из Берлина. Время до 1914 года теперь было отмечено своеобразным соперничеством между архитекторами Силезии и Берлина. Проекты коммунальных и частных зданий, выполненные силезскими архитекторами, четко отражали местные традиции, тогда как проекты правительственных зданий, в которых доминировали архитекторы из Берлина, демонстрировали стилистические концепции без силезских особенностей. Государство (король, император) стало самым престижным заказчиком, по его инициативе были построены многие административные здания (областные советы, архивы), тюрьмы, суды, полицейские здания и академии. Будучи лидером протестантской церкви, король также основал множество церквей. Католическая церковь по-прежнему была одним из крупнейших лидеров, особенно в Верхней Силезии. В 1883 году был создан ответственный за строительство епископства, первым из которых стал Йозеф Эберс. Возводились не только церкви, но и больницы, школы и многие другие здания; около 2000 протестантских и католических учреждений за весь XIX век. После 1850 года евреи стали третьим важным духовным клиентом и построили большие и представительные синагоги, которые могли конкурировать с церквями других конфессий. Самым ярким примером была синагога «Ам Гнев» в Бреслау, построенная Эдвин Опплер в 1872 году. Они также построили множество больниц и домов престарелых. Религиозное уравнивание протестантов, католиков и евреев, типичное для второй половины XIX века в Пруссии, теперь отразилось в архитектурном ландшафте Силезии.
Благодаря прусским реформам в начале 19 в. буржуазия стала доминирующей группой и заменила патрициат, который частично покинул свои городские дворцы и сосредоточился на крупных промышленных инвестициях в Верхней Силезии. Буржуазия также стала главным покровителем и потребителем искусства, инициировала строительство множества театров, музеев и галерей, а также дала толчок украшению городов парками и променадами. Однако их самым большим достижением стало строительство бесчисленного количества многоквартирных домов, что привело к быстрому росту городов и превращению Бреслау в мегаполис. В то же время произошло разделение пригородов на жилые пространства для рабочих, ремесленников, промышленности и богатого среднего класса. Однако это произошло только в Нижней Силезии. Большинство городов Верхней Силезии не имели старого центра города, а часто имели только одну улицу, а также не имели пригородов, а хаотично разбросанных небольших жилых домов для рабочих (так называемых familoki ), которые были тесно связаны с местными угольными шахтами. Исключением была рабочая колония в Никишшахте и особенно Гишевальде , построенная берлинскими архитекторами Георгом и Эмилем Цильманами для Gesellschaft Georg v. Giesche's Erben.
Противоположность верхнесилезским промышленным городкам представляли собой нижнесилезские курорты в Судетском хребте. Силезия была, без сомнения, самой красивой с точки зрения живописности частью Прусского королевства , что послужило причиной быстрого развития нескольких железнодорожных линий к курортам у подножия гор во второй половине XIX века. Эти деревни и города с их эксклюзивными санаториями и отелями были престижным полем работы для архитекторов из Бреслау, но некоторые из них, такие как Гёрберсдорф (силезский Давос), были также выполнены и несилезцами, такими как Эдвин Опплер из Ганновера ( хотя он родился в Силезии). После того, как королевский двор покинул долину Хиршберг (которая также является частью Судетов), регион стал привлекательным для ряда известных людей немецкой интеллигенции, в том числе Нобелевской премии лауреата Герхарта Гауптмана , чья вилла в Агнетендорфе ( Ягнитков ) была спроектирована один из лучших архитекторов Берлина Ганс Гризебах или политэконом Вернер Зомбарт , живший на вилле в Шрайберхау Фрица Шумахера из Гамбурга.
Замки, дворцы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Гливицкая радиобашня
- Башня Райхенбахера ( de:Reichenbacher Turm )
- Tower Толстая башня ( ru:Thick )
Ссылки
[ редактировать ]- Дехио - Справочник памятников искусства в Польше: Силезия , Институт Гердера, Марбург и Крайовы Осродек Бадан и Документация Забытков Варшава, Deutscher Kunstverlag 2005, ISBN 342203109X
- ^ Jump up to: а б Мюнстер, Сандер; Фридрихс, Кристина; Ниблинг, Флориан; Зайдель-Гжесиньска, Агнешка (12 марта 2018 г.). Цифровые исследования и образование в области архитектурного наследия: 5-я конференция, DECH 2017, и первый семинар, UHDL 2017, Дрезден, Германия, 30–31 марта 2017 г., Пересмотренные избранные статьи . Спрингер. п. 37. ИСБН 978-3-319-76992-9 .
- ^ «Башня Вока – музей Прудниковой земли» . www.muzeumprudnik.pl . Проверено 15 октября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с силезской архитектурой , на Викискладе?