Вроцлавский собор
Архикафедральный собор Святого Иоанна Предтечи | |
---|---|
Архикафедральный собор Св. Иоанн Креститель | |
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | католик |
Провинция | Вроцлавская архиепископия |
Обряд | Римский обряд |
Год освящен | 1272 |
Расположение | |
Расположение | Соборный остров , Вроцлав |
Географические координаты | 51 ° 06'51 ″ с.ш. 17 ° 02'46 ″ в.д. / 51,11417 ° с.ш. 17,04611 ° в.д. |
Архитектура | |
Стиль | Готика |
Завершенный | 1272 (хор), 1341 (неф), 1951 г. (реконструкция) |
Технические характеристики | |
Направление фасада | запад |
Шпиль (и) | 2 |
Высота шпиля | 98 м (322 фута) |
Материалы | камень, кирпич |
Назначен | 1994-09-08 |
Часть | Вроцлав – исторический центр города |
Справочный номер. | МП 1994 № 50 поз. 425 [ 1 ] |
Архикафедральный собор Святого Иоанна Крестителя ( польский : Archikatedra św. Jana Chrzciciela , немецкий : Breslauer Dom, Kathedrale St. Yogannes des Täufers ) — резиденция Вроцлавской архиепархии и достопримечательность города Вроцлав в Польше . Собор готический , расположенный на Соборном острове , представляет собой храм с неоготическими дополнениями. Нынешний собор — четвертая церковь, построенная на этом месте.
Наряду со Старым городом Вроцлава он признан историческим памятником Польши . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Первая церковь на месте нынешнего собора была построена при правлении Пршемысловичей в середине 10 века. Это здание из камня с одним нефом длиной около 25 м (82 фута), включая характерный трансепт и апсиду . После польского завоевания Силезии и основания Вроцлавской епархии под предводительством пястовского князя Болеслава I Хроброго в 1000 году эта богемская церковь была заменена более крупной базиликой с тремя нефами, склепом и башнями на восточной стороне. Однако первый собор был вскоре разрушен, вероятно, вторгшимися войсками герцога Богемии Бретислава около 1039 года. на его месте была построена более крупная церковь в романском Вскоре во времена князя Казимира I стиле , которая расширилась подобно Плоцкому собору на по приказу епископа Вальтера Малоннского в 1158 году.
После окончания первого монгольского нашествия в Польшу церковь снова была в значительной степени перестроена в современном кирпичной готики стиле . Это было первое здание города, построенное из кирпича, когда в 1244 году началось строительство нового хора и амбулатория . Неф с ризницей и подвалы выдающихся западных шпилей были добавлены при епископе Нанкере до 1341 года.

19 июня 1540 года пожар уничтожил крышу, которую 16 лет спустя восстановили в стиле ренессанс . Еще один пожар, произошедший 9 июня 1759 года, сжег башни, крышу, ризницу и деру. Повреждения медленно устранялись в течение следующих 150 лет. Между 1873 и 1875 годами Карл Людеке перестроил интерьер и западную сторону в неоготическом стиле. Дальнейшие работы были проведены в начале 20 века Хьюго Хартунгом, особенно над башнями, разрушенными во время пожара 1759 года.
Собор сильно пострадал (около 70% здания) во время осады Бреслау и сильных бомбардировок Красной Армии в последние дни Второй мировой войны . Части внутреннего убранства были сохранены и сейчас выставлены в Национальном музее в Варшаве . Первоначальная реконструкция церкви продолжалась до 1951 года, когда ее заново освятил архиепископ Стефан Вышинский . В последующие годы были перестроены и отремонтированы дополнительные аспекты. Первоначальная коническая форма башен была восстановлена только в 1991 году.
В соборе находится самый большой орган в Польше, построенный в 1913 году компанией EF Walcker & Sons из Людвигсбурга , Баден-Вюртемберг , Германия, для Зала Столетия — ранее самого большого органа в мире.
Архитектура и обстановка
[ редактировать ]
Нынешний собор представляет собой трехнефную в готическом стиле базилику , окруженную амбулаторием. Собор имеет три входа: главный западный портал и два последующих входа с севера и юга.
Часовни
[ редактировать ]- За хором находятся три часовни:
- Часовня Святой Елизаветы на юге была построена в 1682–1700 годах как мавзолей епископа Фридриха Гессен-Дармштадтского . Часовня была посвящена святой Елизавете Венгерской , культ которой был популярен в городе со времен средневековья. Это прекрасный образец архитектуры в стиле барокко, являющийся контрапунктом Часовни курфюрста. Дизайн, вероятно, был работой Джакоме Скианци, которому также приписывают росписи купола, которые, наряду с настенными росписями Андреаса Ковальского, изображают смерть, погребение и небесную славу святой Елизаветы. Статую Святой Елизаветы создал Эрколе Феррата , ученик Бернини . Напротив алтаря на другой стороне часовни находится могила кардинала, работа Доменико Гуиди , еще одного ученика Бернини. На нем изображен коленопреклоненный кардинал в окружении аллегорий Истины и Вечности. Над дверью в церковь установлен бюст кардинала, выполненный мастерской Бернини.
- Готическая капелла Марии непосредственно за хором была построена архитектором Пешелем по приказу епископа Пшецлава Погожельского в 1354–1365 годах. Помимо могилы ее основателя, в ней также находится могила епископа Иоганна IV Рота работы Петра. Фишер Старший из Нюрнберга. Известная история времен Второй мировой войны касалась знаменитой красивой мраморной статуи Богородицы с младенцем, созданной Карлом Иоганном Штайнхойзером в 1854 году и хранившейся в часовне. Когда русские разбомбили собор, пламя чудесным образом остановилось перед упавшей статуей, сохранив от разрушения три задних часовни. Несмотря на падение, бомбардировку и всеобщие разрушения, статуя осталась невредимой.
- в северном стиле барокко Часовня курфюрста , или Часовня Тела Христова , была построена с 1716 по 1724 год как мавзолей епископа Палатина графа Франциска Людовика Нойбургского . Франциск Людовик также был епископом Трира и Магдебурга , что делало его одним из выборщиков, имеющих право выбирать императора Священной Римской империи , отсюда и название часовни. Проектировщиком выступил венский архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах . Декоративные картины были работы Карло Карлоне , а скульптуры - Фердинанда Брокоффа .
- Часовня Святого Иоанна Крестителя , примыкающая к северо-восточной башне собора, была построена в 1408 году и позже перестроена как мавзолей епископа Иоганна V Турцо .
- Часовня Искупителя , ныне Часовня Святого Причастия , была построена в 1671-72 годах по приказу каноника Иоганна Якоба Брунетти по проекту Карло Росси. Лепной декор выполнен Доменико Антонио Росси. В часовне хранятся эпитафии ее основателя и его брата, вспомогательного епископа Иоганна Брунетти. Он расположен в четвертом отсеке южного прохода.
- Часовня Воскресения , бывшая Погребальная часовня , была построена в 1749 году на пожертвование декана Иоганна Кристофа фон Руммерскирха по возможному проекту Бартоломеуса Виттвера. Экран представлял собой работу Феликса Антона Шеффлера: лепнину и картины Рафаэля Джозефа Альберта Шаля и Теодора Хамахера . Он расположен во втором отсеке северного нефа.
- Часовня Св. Казимира , ранее посвященная Св. Леопольду , раньше была домом для знаменитого триптиха, заказанного в 1468 году каноником Петером фон Вартенбергом. Однако после Второй мировой войны картину отправили в Национальный музей Варшавы .
Колокола
[ редактировать ]Масса | Тон | Год актерского состава | Кастер | |
---|---|---|---|---|
Маленький колокольчик | ~ 600 кг | да | 1921 | Миттельдойче Штальверке Лауххаммер АГ |
Средний колокол | ~ 850 кг | гис' | 1921 | Миттельдойче Штальверке Лауххаммер АГ |
Большой колокол | ~ 1400 кг | е' | 1921 | Миттельдойче Штальверке Лауххаммер АГ |
Самый большой колокол | ~ 2500 кг | цис' | 1921 | Миттельдойче Штальверке Лауххаммер АГ |
Захоронения
[ редактировать ]- Князь-епископ Пшецлав Погожельский , 1376 г.
- герцог Генрих VIII Легницкий .
- Герцог и епископ Конрад IV Старший , 1447 г.
- Принц-епископ Иоганн IV Рот , 1506 г.
- Принц-епископ Иоганн V Турцо , 1520 г.
- Мария Казимира Собеска, внучка польского короля Яна III Собеского , 1723 г.
- Принц-епископ пфальцграф Франциск Людовик Нойбургский , 1732 г.
- Протонотарий апостольский Кароль Милик , 1951
- Архиепископ Болеслав Коминек , 1974 г.
- Епископ Винсенти Урбан , 1983
- Архиепископ Адольф Бертрам , 1991 г.
Галерея
[ редактировать ]-
Восточная сторона собора Святого Иоанна во Вроцлаве, 18 век.
-
Главный портал
-
Статуя Мадонны с Младенцем на Кафедральной площади Вроцлава
-
Архитектурные детали у входа в собор
-
Архитектурная деталь - статуи Святого Иоанна Крестителя.
-
Вид сзади
-
Башни собора
-
Купол часовни Тела Христова
-
Барочный интерьер собора
-
Вид на вход
-
Часовня Святой Елизаветы
-
Mater Adoramus (Поклоняющаяся Богоматерь)
-
Неф внутри собора
-
Витраж с изображением святого Иоанна Кантия.
-
Витраж блаженная Бронислава
-
Витраж благословенный Винцентий Кадлубек
-
Вид на собор вечером
-
Вид на собор ночью
-
Собор в 2023 году
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Распоряжение Президента Республики Польша от 8 сентября 1994 года о признании историческим памятником , МП, 1994, т. 50, № 1. 425
- Бедекер, Карл, Северная Германия , 14-е издание, Лейпциг и Лондон, 1904, с. 190.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт архиепархии (на польском языке)
- Видел через Google Maps
- Достопримечательности Вроцлава.
- «Вроцлавский собор» - Сферические панорамы (на польском языке)
- Святой собор Иоанн Креститель – Дом Св. Йоханнес на сайте polska-org.pl (на польском языке)
- Римско-католические соборы в Польше
- Церкви во Вроцлаве
- Церкви-базилики в Польше
- Готическая архитектура во Вроцлаве
- Захоронения Дома Собеских
- Захоронения династии Пястов
- Римско-католические церкви построены в 1951 году.
- Церкви ХХ века в Польше
- Восстановленные здания и сооружения во Вроцлаве
- Восстановленные церкви в Польше
- Католические церкви, посвященные Иоанну Крестителю
- Соборы, посвященные Иоанну Крестителю
- Церкви Иоанна Крестителя в Польше