Jump to content

Римский обряд

Алтарь Санта-Чечилия-ин-Трастевере в Риме , устроенный в 1700 году.

( Римский обряд лат . Ritus Romanus ) [1] — наиболее распространенная ритуальная семья для совершения церковных служб в Латинской церкви , крупнейшей из sui iuris особых церквей , входящих в состав католической церкви . Римский обряд регулирует такие обряды , как Римская месса и Часовая литургия, а также порядок таинств и благословений . совершения [2]

Римский обряд развился на латинском языке в городе Риме , и, хотя отдельные латинские литургические обряды, такие как Амвросианский обряд, сохраняются, римский обряд постепенно был принят почти повсюду в Латинской церкви. В средние века существовало множество местных вариантов, даже если все они не сводились к отдельным обрядам, однако единообразие возросло в результате изобретения книгопечатания и в соответствии с постановлениями Тридентского собора 1545–1563 гг. (см. Quo примум ). Несколько латинских литургических обрядов, сохранившихся до 20-го века, были заброшены после Второго Ватиканского Собора . Римский обряд в настоящее время является самым распространенным литургическим обрядом не только в Католической Церкви, но и в христианстве в целом.

Римский обряд адаптировался на протяжении веков, и историю его евхаристической литургии можно разделить на три этапа: Дотридентская месса , Тридентская месса и месса Павла VI . Сейчас он обычно отмечается в форме, обнародованной Папой Павлом VI в 1969 году и пересмотренной Папой Иоанном Павлом II в 2002 году, но использование Римского Миссала 1962 года остается разрешенным в соответствии с условиями, указанными в папском документе 2021 года Traditionis Custodes .

Сравнение с восточными обрядами

[ редактировать ]

Римский обряд известен своей сдержанностью в выражениях. [3] В своей тридентской форме он отличался также своей формальностью: Тридентский Миссал подробно предписывал каждое движение, вплоть до того, что священник должен вложить свою правую руку в правый рукав альба, прежде чем положить левую руку в левый. рукав ( Ritus servandus в праздновании Missae , I, 3). Сосредоточение внимания на точном моменте претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и привело в римском обряде к тому, что освященная Гостия чаша были показаны народу сразу после Слова установления . Если, как это когда-то было наиболее распространено, священник совершает мессу лицом ad apsidem (к апсиде), ad orientem (к востоку), если апсида находится в восточной части церкви, он показывает ее людям, которые позади него, подняв их над головой. При изображении каждого из них звонят в колокол (когда-то называвшийся «священным колоколом») и, если используются благовония , окуривают хозяина и чашу ( Общая инструкция Римского Миссала , 100). Иногда звонят и во внешние колокола церкви. Другие характеристики, отличающие римский обряд от обрядов В восточно-католических церквях принято преклонять колени и держать обе руки вместе.

Древность римской мессы

[ редактировать ]

В своей книге о римской мессе 1912 года Адриан Фортескью писал: «По сути, Миссал Пия V — это григорианский сакраментарий; он снова составлен из Геласианской книги, которая зависит от Леонинского собрания. Мы находим молитвы нашего Канона в трактат о Сакраментисе и ссылки на него в IV веке. Таким образом, наша месса без существенных изменений восходит к эпохе, когда она впервые возникла из древнейшей литургии из всех. Она все еще пахнет той литургией, времен Цезаря. правил миром и думал, что сможет искоренить веру Христову, когда наши отцы собрались вместе перед рассветом и воспели гимн Христу как Богу. Конечный результат нашего исследования таков: несмотря на нерешённые проблемы, несмотря на более поздних изменений, в христианском мире нет другого обряда, столь почтенного, как наш». В сноске он добавил: «Предрассудок, согласно которому все восточное должно быть старым, является ошибкой. Восточные обряды тоже были изменены позже; некоторые из них довольно поздно. Ни один из ныне используемых восточных обрядов не является столь архаичным, как римская месса». [4]

В той же книге Фортескью признал, что римский обряд претерпел глубокие изменения в ходе своего развития. Его идеи обобщены в статье о «Литургии мессы», которую он написал для Католической энциклопедии (опубликованной между 1907 и 1914 годами), в которой он указал, что самая ранняя форма римской мессы, о чем свидетельствует книга Юстина Мученика . Отчет II века относится к восточному типу, в то время как Леонийские и Геласианские сакраментарии примерно VI века «показывают нам, что практически представляет собой нашу нынешнюю римскую мессу». За это время произошло то, что Фортескью назвал «радикальной переменой». Он процитировал теорию А. Баумстарка о том, что Hanc Igitur , Quam oblationem , Supra quæ и Supplices , а также список святых в Nobis quoque были добавлены к римскому канону мессы под «смешанным влиянием Антиохии и Александрии». и что « св. Лев I начал вносить эти изменения; Григорий I завершил процесс и, наконец, переработал Канон в той форме, в которой он существует до сих пор». [5]

Фортескью заключил:

Итак, в заключение этого абзаца мы видим, что в Риме евхаристическая молитва была фундаментально изменена и переработана в какой-то неопределенный период между четвертым, шестым и седьмым веками. В это же время исчезли молитвы верующих перед Приношением, мирное целование было перенесено на после Посвящения, а Эпиклесис был опущен или искалечен в нашей молитве «Прошения». О различных теориях, предложенных для объяснения этого, кажется разумным сказать вместе с Раушеном: «Хотя вопрос никоим образом не решен, тем не менее, существует так много сторонников теории Дрюса, что на данный момент ее следует считать правильной. Мы должен тогда признать, что между 400 и 500 годами в римском каноне произошла великая трансформация» (Euch. u. Busssakr., 86).

В той же статье Фортескью рассказал о многих изменениях, которые претерпел римский обряд мессы с VII века (см. Дотридентская месса ), в частности, за счет привнесения галльских элементов, заметных главным образом в вариациях курса. года. Этот настой Фортескью назвал «последним изменением со времен Григория Великого» (умершего в 604 году).

Евхаристическая молитва, обычно используемая в византийском обряде, приписывается святому Иоанну Златоусту , который умер в 404 году, ровно за два столетия до папы Григория Великого. Восточно -сирийская евхаристическая молитва Аддаи и Мари , которая используется до сих пор, безусловно, намного старше.

Литургия и традиции

[ редактировать ]

Римский Миссал

[ редактировать ]
Издание Римского Миссале 2002 г.

Римский Миссал ( лат . Missale Romanum ) — литургическая книга , содержащая тексты и правила для совершения Мессы в римском обряде Католической Церкви.

До высокого средневековья на мессе использовалось несколько книг: Сакраментарий с молитвами , одна или несколько книг для чтения Священных Писаний и одна или несколько книг для антифонов и других песнопений. Постепенно появились рукописи, включавшие в себя части более чем одной из этих книг, что в конечном итоге привело к созданию версий, которые сами по себе были полными. Такая книга называлась Пленумом Миссале (англ. «Полный Миссал» ). В ответ на реформы, к которым призывал Тридентский собор , Папа Пий V обнародовал в Апостольской конституции Quo primum от 14 июля 1570 года издание Римского миссала, которое должно было быть обязательным для использования во всей Римско-католической церкви, за исключением случаев, когда традиционный литургический обряд, возраст которого, как можно доказать, насчитывает не менее двух столетий. Версия мессы издания 1570-х годов стала известна как Тридентская месса . В последующие столетия были внесены различные относительно незначительные изменения, кульминацией которых стало издание 1962 года, обнародованное Папой Иоанном XXIII. . В том же году Папа Иоанн XXIII открыл Второй Ватиканский собор , участвовавшие в нем епископы в конечном итоге призвали к обновлению и реформе литургии. Издание Римского Миссала 1969 года было обнародовано Папой Павлом VI и выпущено в ответ на решение собора, внесшее несколько серьезных изменений, включая упрощение ритуалов и разрешение переводов на местные народные языки. Версия мессы из этого миссала, известная в просторечии как Месса Павла VI , в настоящее время используется во всем мире.

Устройство церквей

[ редактировать ]

В римском обряде мессы больше нет пульпитума , или перегородки , разделительной стены, характерной для некоторых средневековых соборов в Северной Европе, а также иконостаса или занавеса, которые сильно влияют на ритуал некоторых других обрядов. В крупных храмах средневековья и раннего Возрождения зона у главного алтаря, отведенная для духовенства, была отделена от нефа (площади для мирян ) посредством перегородки, идущей от пола до балки, поддерживавшей храм. большой крест (крест) церкви, иногда увенчанный чердаком или поющей галереей. Однако примерно к 1800 году в Римском обряде были совершенно заброшены крестовые перегородки, хотя некоторые прекрасные образцы сохранились.

Григорианское пение — традиционное песнопение римского обряда. Будучи совершенно одноголосным, оно не имеет плотных гармоний современного песнопения в Русской и Грузинской церквях. За исключением таких произведений, как градуалы и аллелуии , здесь нет таких длинных мелизм , как в коптском христианстве . Однако музыка римского обряда стала очень сложной и продолжительной, когда Западная Европа приняла полифонию . Пока хор пел одну часть мессы, священник тихо произносил эту часть про себя и продолжал другие части, или же правила предписывали ему сесть и дождаться окончания пения хора. стало нормальным Поэтому в Тридентской мессе для священника читать мессу, а не петь ее, в отличие от практики всех восточных обрядов. Месса пелась только в особых случаях и во время главной мессы в монастырях и соборах.

Римский обряд мессы

[ редактировать ]
Современные формы римско-обрядовой мессы

Католическая церковь рассматривает мессу или Евхаристию как «источник и вершину христианской жизни», на которую другие таинства . ориентированы [6] В мессе вспоминаются , жизнь Иисуса Тайная вечеря и жертвенная смерть на кресте на Голгофе . Предполагается, что рукоположенный служитель ( священник или епископ ) действует от лица Кристи , поскольку он вспоминает слова и жесты Иисуса Христа на Тайной Вечере и возглавляет собрание во славу Бога . Месса состоит из двух частей: Литургии Слова и Литургии Евхаристии .

Хотя внешне он похож на англиканскую мессу или лютеранскую мессу , [7] [8] различие между своей собственной и их мессами на основании того, что она считает обоснованностью приказов их Католическая церковь проводит духовенства, и в результате обычно не разрешает общение между членами этих церквей. [9] [10] В письме 1993 года епископу Йоханнесу Гензельману из Евангелическо-лютеранской церкви в Баварии кардинал Ратцингер (впоследствии Папа Бенедикт XVI) подтвердил, что «теология, ориентированная на концепцию преемственности [епископов], подобную той, которая существует в католической и в Православная церковь никоим образом не должна отрицать дарующее спасение присутствие Господа [ Heilschaffende Gegenwart des Herrn ] в лютеранской [ evangelische ] Вечере Господней». [11] В Декрете об экуменизме , изданном II Ватиканским собором в 1964 году, записано, что Католическая церковь отмечает свое понимание того, что, когда другие религиозные группы (такие как лютеране, англиканцы и пресвитериане ) «празднуют Его смерть и воскресение в Вечере Господней, они заявляют, что это означает жизнь в общении со Христом и ожидание Его пришествия во славе». [10]

В рамках фиксированной структуры, описанной ниже, которая характерна для римского обряда , чтения Священного Писания, антифоны, которые поются или произносятся во время входной процессии или при Причастии, а также некоторые другие молитвы, меняются каждый день в соответствии с литургическим календарем. [12]

Вступительные обряды

[ редактировать ]
Священник совершает мессу в базилике Святой Марии , Бангалор.

Входит священник крестоносцев с дьяконом , если он есть, и алтарниками (которые могут выступать в роли , свечников и тюриферов ). Священник крестится с людьми и официально приветствует их. Из вариантов, предложенных для Вступительных чинов, тот, который предпочитают литургики, соединит хвалу вступительного гимна с Славой Богу . последующей [13] Здешний Kyrie eleison с давних времен был провозглашением милости Божией. [14] Закон о покаянии, установленный Тридентским собором, также по-прежнему разрешен здесь, с оговоркой, что он не должен обращать прихожан на себя во время этих обрядов, которые направлены на объединение собравшихся в одну хвалебную конгрегацию. [15] [16] Вступительные обряды завершаются совместной молитвой.

Литургия Слова

[ редактировать ]

По воскресеньям и в торжественные дни даются три чтения Священного Писания. В другие дни их всего два. Если есть три чтения, то первое — из Ветхого Завета (термин более широкий, чем « Еврейские Писания », поскольку оно включает в себя Второканонические книги ) или из Деяний апостолов во время Пасхи . За первым чтением следует псалом, который читается или поется в ответ. Второе чтение — из посланий Нового Завета , обычно из одного из посланий Павла . Затем поется евангельское возглас, когда Евангелие переносят, иногда с благовониями и свечами, на амвон; если не поется, его можно опустить. Заключительным чтением и кульминацией Литургии Слова является провозглашение Евангелия диаконом или священником. По всем воскресеньям и Святым Дням , а лучше всего во время всех Месс, затем читается проповедь или проповедь , основанная на каком-либо аспекте чтений или самой литургии. [17] Проповедь предпочтительно носит моральный и поучительный характер. [18] Наконец, Никейский Символ веры или, особенно от Пасхи до Пятидесятницы , Апостольский Символ веры исповедуется по воскресеньям и торжествам, [19] и следует Всеобщая Молитва или Молитва верующих. [20] Обозначение «верных» происходит от того, что оглашенных не осталось ни для этой молитвы, ни для последующих.

Литургия Евхаристии

[ редактировать ]
Возвышение хосты началось в 14 веке, чтобы показать людям освященную хосту.

Литургия Евхаристии начинается с приготовления алтаря и даров. [21] пока сбор можно забрать. Это завершается словами священника: «Молитесь, братья, чтобы моя и ваша жертва была угодна Богу, Всемогущему Отцу». Прихожане встают и отвечают: «Да примет Господь жертву из рук ваших, во хвалу и славу имени Своего, во благо наше и во благо всей Своей святой Церкви». Затем священник произносит над дарами переменную молитву.

Затем в диалоге с верующими священник вспоминает значение «евхаристии» — благодарения Бога. Далее следует переменная благодарственная молитва, завершающаяся возгласом: « Свят, Свят ... Небо и земля полны славы Твоей. ... Блажен Грядущий во имя Господне. Осанна в вышних». Далее следует анафора , или, точнее, «евхаристическая молитва». Самая старая из анафор римского обряда, зафиксированная со времен Тридентского собора , называется Римским каноном , центральные элементы которого датируются четвертым веком. С литургическим обновлением после Второго Ватиканского Собора было составлено множество других евхаристических молитв, в том числе четыре для детских месс. Центральное место в Евхаристии занимает Повествование об Учреждении , напоминающее слова и действия Иисуса на Тайной вечере , которые он велел своим ученикам сделать в память о нем. [22] Затем община провозглашает свою веру в победу Христа над смертью и свою надежду на вечную жизнь. [23] Со времен ранней церкви важной частью евхаристической молитвы была эпиклезис , призвание Святого Духа для освящения нашего приношения. [24] Священник завершает славословием во славу дела Божия, во время которого народ воздает аминь всей евхаристической молитве. [25]

Обряд причастия

[ редактировать ]
Священник причащает во время мессы на голландском поле на линии фронта в октябре 1944 года.

Все вместе читают или поют « Молитву Господню » («Pater Noster» или «Отче наш»). Священник представляет его короткой фразой и завершает молитвой, называемой эмболией , после чего люди отвечают другим славословием. Агнец Божий Обменяются знаками мира, а затем поется или читается литания « » («Agnus Dei» на латыни), в то время как священник разбивает воинство и помещает кусок в главную чашу; это известно как обряд дробления и смешения.

Из мессы (1893), холст, масло, автор Хоан Феррер Миро.

Затем священник показывает собравшимся освященные элементы, говоря: «Вот Агнец Божий, вот Тот, кто берет на себя грехи мира. Блаженны званые на вечерю Агнца», на что все отвечают: «Господь Я не достоин, чтобы ты вошел под мой кров, но скажи только слово, и душа моя исцелится». Затем проводится Причастие, часто с участием мирян, помогающих с освященным вином. [26] По католическому учению, чтобы причаститься, нужно находиться в состоянии благодати, без смертного греха. [27] Пение всех верующих во время процессии Причастия поощряется, чтобы «выразить духовный союз причащающихся». [28] от хлеба, который делает их едиными. Далее следует время молчания для размышлений, а затем переменная заключительная молитва Мессы.

Заключительный обряд

[ редактировать ]

Священник благословляет присутствующих. Диакон или, в его отсутствие, сам священник затем распускает народ, выбирая формулу, по которой народ «рассылается» для распространения благой вести . Прихожане отвечают: «Слава Богу». Все поют гимн праздника, пока служители проходят в заднюю часть церкви. [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лотт, Дж. Берт (30 августа 2012 г.). Смерть и династия в раннем имперском Риме: ключевые источники с текстом, переводом и комментариями . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781139560306 .
  2. ^ Католический университет Америки (1967). Новая католическая энциклопедия . Том. 12 (1-е изд.). МакГроу-Хилл. п. 612. ИСБН  9780070102354 . Проверено 26 декабря 2022 г. - из Интернет-архива .
  3. ^ «Епископ кратко характеризует «гения римского обряда» как «отмеченного простотой, практичностью, великой трезвостью и самообладанием, серьезностью и достоинством»» ( Джеймс Норман, Справочник по христианской литургии – Региональные обряды V).
  4. ^ О. Адриан Фортескью, Месса: исследование римской литургии , sl, 1912, с. 213
  5. ^ Веб-сайт Нового Адвента.
  6. ^ «Катехизис Католической Церкви – IntraText» . www.vatican.va . Проверено 22 июня 2020 г.
  7. ^ Бахр, Энн Мари Б. (1 января 2009 г.). Христианство . Издательство информационной базы. п. 66. ИСБН  9781438106397 . Англиканцы совершают богослужение, которое можно назвать либо Святой Евхаристией, либо Мессой. Как и лютеранская Евхаристия, она очень похожа на католическую Мессу.
  8. ^ Херл, Джозеф (1 июля 2004 г.). Культовые войны в раннем лютеранстве . Издательство Оксфордского университета. п. 35. ISBN  9780195348309 . Есть свидетельства того, что католическая месса конца XVI века, проводившаяся в Германии, по внешнему виду была очень похожа на лютеранскую мессу.
  9. ^ Димок, Джайлз (2006). 101 вопрос и ответ о Евхаристии . Паулист Пресс. п. 79. ИСБН  9780809143658 . Таким образом, англиканская Евхаристия — это не то же самое, что католическая месса или Божественная литургия, совершаемая восточными католиками или православными. Поэтому католики не могут принимать англиканскую Евхаристию.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Unitatis Redintegratio (Декрет об экуменизме), раздел 22» . Ватикан . Проверено 8 марта 2013 г. Хотя отделившиеся от нас церковные Общины лишены полноты единства с нами, вытекающего из Крещения, и хотя мы верим, что они не сохранили должной реальности евхаристической тайны во всей ее полноте, особенно из-за отсутствия таинства Порядка, тем не менее, когда они вспоминают Его смерть и воскресение в Вечере Господней, они исповедуют, что это означает жизнь в общении со Христом, и ожидают Его пришествия во славе. Поэтому предметом диалога должно быть учение о Вечере Господней, других таинствах, богослужении, служении Церкви.
  11. ^ Рауш, Томас П. (2005). На пути к истинно католической церкви: экклезиология третьего тысячелетия . Литургическая пресса. п. 212. ИСБН  9780814651872 .
  12. ^ Орден мессы .
  13. ^ Григасси, Дэниел (1991). Новый словарь сакраментального богослужения . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. стр. 944ф. ISBN  9780814657881 .
  14. ^ Пеклерс, Кейт (2010). Гений римского обряда . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN  9780814660218 .
  15. ^ Леон-Дюфур, Ксавье (1988). Разделение евхаристического хлеба: Свидетель Нового Завета Ксавье Леон-Дюфур . Континуум. ISBN  978-0225665321 .
  16. ^ Вейль, Луи (1991). Новый словарь сакраментального богослужения . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. стр. 949 и далее. ISBN  9780814657881 .
  17. ^ ГИРМ, пункт 66.
  18. ^ «Проповедь» . Католическая энциклопедия (1910).
  19. ^ ГИРМ, пункт 68.
  20. ^ ГИРМ, пункт 69.
  21. ^ ГИРМ, пункт 73.
  22. ^ Луки 22:19 ; 1 Коринфянам 11:24–25
  23. ^ ГИРМ, параграф 151.
  24. ^ GIRM, пункт 79c.
  25. ^ Юнгманн, С.Дж., Йозеф (1948). Месса римского обряда (PDF) . стр. 101–259.
  26. ^ ГИРМ, параграф 160.
  27. ^ Сборник Катехизиса Католической Церкви № 291 . Проверено 20 августа 2019 г.
  28. ^ ГИРМ, пункт 86.
  29. ^ Католическая сакраментарность (PDF) . ИКЭЛ. 2010.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Балдовин, С.Дж., Джон Ф. (2008). Реформирование литургии: ответ критикам . Литургическая пресса.
  • Буньини, Аннибале (1990). Реформа литургии 1948–1975 гг . Литургическая пресса.
  • Дэвис, Майкл «Краткая история римской мессы» , основанная на книге Адриана Фортескью « Месса: исследование римской литургии».
  • Фоли, Эдвард; Митчелл, Натан Д.; и Пирс, Джоан М. Комментарий к общим инструкциям Римского Миссала . Литургическая пресса.
  • Джонсон, Лоуренс, Дж. (2009). Поклонение в ранней церкви: антология исторических источников . Литургическая пресса.
  • Марини, Пьеро (архиепископ) (2007). Сложная реформа: реализация видения литургического обновления . Литургическая пресса.
  • Мецгер, Марсель (1997). История Литургии: основные этапы . Перевод Бомонта, Мадлен М. The Liturgical Press. ISBN  9780814624333 .
  • Моррилл, Брюс Т., SJ, пишущий редактор. Органы поклонения: исследования в теории и практике . Литургическая пресса.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a58efe7d6026b79a648ff6e7288b9189__1706242380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/89/a58efe7d6026b79a648ff6e7288b9189.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roman Rite - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)