Аспергиллум
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2016 г. ) |


Аспергиллум [1] («маленький разбрызгиватель», [2] реже — aspergilium , аспергил или аспергер ) — христианский богослужебный инвентарь, используемый для окропления святой водой . Он бывает трех видов: свежесрезанная ветка иссопа , пучок, похожий на кисть, который окунают в святую воду и встряхивают, и перфорированный металлический шар, похожий на булаву, с ручкой. У некоторых есть губки или внутренние резервуары, из которых при встряхивании вытекает святая вода, а другие необходимо периодически окунать в асперсорий (ведро со святой водой, известное историкам искусства как ситула ).
Использование
[ редактировать ]христианство
[ редактировать ]Аспергиллум используется в римско-католических , лютеранских и англиканских церемониях, включая обряд крещения и во время пасхального сезона . [3] Кроме того, священник будет использовать аспергиллум для освящения свечей во время Сретения и пальм во время Вербного воскресенья . Мессы [4] На панихиде , если присутствует гроб, священник окропит гроб святой водой. Аспергиллум можно использовать и другими способами, когда уместно окропление святой водой, например, при благословении дома, когда священник благословляет вход в дом во время благословения флота . [5] или в рамках церемонии освящения алтаря и церковного здания . Священник держит аспергиллум в правой руке, а служитель держит аспергиллум. Название происходит от латинского глагола aspergere «посыпать». [2]
Форма аспергиллума различается в Восточной Православной Церкви . В Греческой Православной Церкви аспергиллум ( рандистирион ) имеет форму стоящего сосуда с сужающейся крышкой. В верхней части крышки имеются отверстия, из которых агиасмос выливается (святая вода). В Русской Православной Церкви аспергиллум имеет форму метелочки, сделанной из ткани или волос. Иногда веточки базилика окропляют святой водой. В некоторых восточных православных церквях аспергиллум не используется, но священник наливает святую воду в ладонь правой руки и выливает ее на верующих.
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]
Происхождение можно найти в книге Левит, главе 14 Ветхого Завета :
И вышел священник из стана, и увидел священник, и увидел, что язва от проказы у прокаженного исцелена. И повелевает священник, и берет за исцелившегося двух живых птиц непорочных, кедровое дерево, кокк червленый и иссоп . И приказывает священник, и закалывает одну птицу в глиняном сосуде на живой воде. Он берет живую птицу, и кедровое дерево, и кокку червленую, и иссоп, и обмакивает их и живую птицу в кровь птицы, зарезанной на живой воде. И окропи семь раз его очищенного от проказы, и он очистится, и выпустит живую птицу на поле.
Комментарий Адама Кларка:
Из кедрового дерева, иссопа, чистой птицы и алой шерсти или филе делали аспергиллум, или инструмент для окропления. Рукоятью служил кедр, к нему прикреплялись иссоп и живая птица посредством алой шерсти или малиновой ленты. Птица была так привязана к этой ручке, что ее хвост должен был быть направлен вниз, чтобы его можно было окунуть в кровь убитой птицы. Все это служило инструментом для пролития этой крови, и когда это дело было сделано, живую птицу отпускали на свободу и позволяли ей лететь, куда бы она ни пожелала. [6] [ нужна полная цитата ]
Кларк снова из 5-го стиха:
Над проточной водой – Буквально «живая», то есть родниковая вода. Смысл, по-видимому, таков; немного воды (около четверти бревна, яичной скорлупы и половины, по словам раввинов) брали из источника и наливали в чистый глиняный сосуд, и над этой водой убивали птицу, чтобы капала кровь в это... [7] [ нужна полная цитата ]
Кроме того, эти обряды, проводимые священником, не излечивали кожные заболевания. По словам Луки , больной приходил к священнику после того, как исцелился (Лк. 5:14). Задача священника заключалась в том, чтобы сделать церемониально чистым человека, исключенного из стана, от своего народа и от Бога. Посредством этих церемониальных очищений, которые проходили в два этапа с интервалом в неделю, больной человек восстанавливался в общении с Богом и Его народом. [8]
Эта процедура представляла собой первый этап чистки, проходившей за пределами лагеря. Мужчина вымыл себя, свою одежду и побрился. Две птицы были пойманы. Кровь одного из них использовалась для очищения человека. Смерть этой птицы означала конец прежней жизни человека за пределами лагеря, а полет на свободу другой птицы означал его освобождение от последствий болезни. Тогда этот человек может снова войти в лагерь». [8]
Средневековый период
[ редактировать ]С IX века для священника стало традицией окроплять («окроплять») святой водой алтарь, прихожан и умерших, в гробу или могиле. [9] Во время мессы эта церемония проводилась перед Святым Причастием и обычно сопровождалась пением 51-го псалма . [10] Для этого священник использовал либо веточку иссопа, либо аспергиллум погружался в ситулу, небольшое ведро, сделанное из таких металлов, как бронза, дерево или слоновая кость . [9] [10]
Другое использование
[ редактировать ]Аспергиллы также используются в современном язычестве , особенно для очищения ритуальной территории в Викке , как часть заклинания или во время фестиваля Колесо Года в неоязыческом колдовстве . Чаще всего используется лунаризированная, соленая или дождевая вода. [ нужна ссылка ]
Aspergillus , род плесени , был назван в 1729 году итальянским священником и биологом Пьетро Антонио Микели . При рассмотрении под микроскопом клетки плесени напоминали аспергиллум. [11]
Галерея
[ редактировать ]- Аспергиллум открылся, чтобы показать губку, которая находится внутри.
- царя Михаила I Фёдоровича Сосуд для святой воды с аспергиллом, дар российского Сергея (Москва, фото Прокудина-Горского )
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Aspergillum , Словарь Мерриам-Вебстера . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ло Белло, Энтони (24 января 2020 г.). Происхождение католических слов. Дискурсивный словарь . Издательство Католического университета Америки. п. 52. ИСБН 9780813232300 . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ «Каковы практики поминания и подтверждения крещения?» (PDF) . Евангелическо-лютеранская церковь в Америке . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Крамп, Уильям Д. (22 февраля 2021 г.). Энциклопедия пасхальных торжеств во всем мире . МакФарланд, Инкорпорейтед, Издательство. п. 219. ИСБН 9781476680545 . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ Типография правительства США, изд. (1974). Слушания в подкомитете по паркам и отдыху Комитета по внутренним и островным делам Сената США, Девяносто третий Конгресс, вторая сессия . Соединенные Штаты. Конгресс. Сенат. Комитет по внутренним и островным делам. Подкомитет по паркам и отдыху. п. 39 . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Адам Кларк, 1831, том. я п. 52
- ^ Адам Кларк, 1831, том. я п. 529
- ^ Перейти обратно: а б Библия для изучения Реформации
- ^ Перейти обратно: а б Материя, Э. Энн; Хеффернан, Томас (апрель 2005 г.). Литургия средневековой церкви . Публикации Института Средневековья. ISBN 9781580445030 .
- ^ Перейти обратно: а б Литтл, Чарльз Т.; Муж Тимати (1987 г.р.). Европа в средние века . Метрополитен-музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк). ISBN 9780870994470 . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ Беннетт, Джоан В. (2010). «Обзор рода Aspergillus». В Мачиде — Масаюки; Гоми, Кацуя (ред.). Aspergillus: молекулярная биология и геномика (PDF) . Уаймондхэм, Норфолк, Великобритания: Caister Academic. ISBN 978-1-904455-53-0 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2016 г. Проверено 13 мая 2016 г.