Сакраментарный
В Западной церкви раннего епископом и высокого средневековья сакраментарием была книга, используемая служб и мессы священником или для литургических . Сакраментарии включают только слова, сказанные или спетые им, в отличие от миссалов более поздних столетий, которые включают все тексты мессы, независимо от того, читали ли они их епископом, священником или кем-то еще. Кроме того, сакраментарии, в отличие от миссалов, включают тексты для служб, отличных от мессы, таких как рукоположение, освящение церкви или алтаря, изгнание нечистой силы и благословения, которые позже были включены в Папские послания и ритуалы . [1]
В конце 20-го века слово «сакраментарий» использовалось в Соединенных Штатах и некоторых других англоязычных странах для английского перевода Римского Миссала , особенно тех, в которых, как и в более ранних сакраментариях, опускались части Мессы, не произносимые священником.
Упадок сакраментального
[ редактировать ]Другие книги, используемые при служении Мессы, включали Graduale (тексты в основном из Псалмов с добавлением музыкальных нот), Evangeliarium или Евангелие и Эпистолярий с текстами из других частей Нового Завета , в основном Послания (письма) Святой Павел .
В эпоху позднего Средневековья эти книги начали объединять, чтобы священники могли проводить мессу без помощи хора и других служителей. Это привело к появлению пленума Миссале («полный или законченный Миссал »), содержащего все тексты Мессы (без музыки хоровых партий).
Папа Пий V опубликовал в 1570 году официальную версию такого Миссала, известную как Римский Миссал .
По повелению Собора Второго Ватиканского Папа Павел VI значительно увеличил объём Священного Писания, читаемого на Мессе, и, в меньшей степени, молитвенных формул. Это потребовало возвращения к организации чтений в отдельной книге, известной как Лекционарий . Отдельная книга Евангелий с текстами, взятыми из Лекционария, рекомендуется, но не является обязательной. Римский Миссал по-прежнему включает сложные рубрики, а также антифоны и т. д., которых не было в сакраментариях.
Текстовые группы
[ редактировать ]Из текстуальных групп сакраментариев римского обряда , сохранившихся до сих пор, полностью или частично, наиболее важными являются три, известные под названиями Леонин, Геласиан и Григориан.
Леонийский сакраментарий
[ редактировать ]«Леонинский сакраментарий» — самый старый. Известен только один ее манускрипт, написанный в седьмом веке. Эта рукопись была найдена в библиотеке кафедрального капитула Вероны, была опубликована Джозефом Бьянкини в 1735 году и была им произвольно приписана Папе Льву I (440–461). В силу этой атрибуции книга до сих пор носит название «Леонин». Он представляет собой чисто римское использование без галльских элементов. Но это не книга, составленная для использования у алтаря. Об этом свидетельствует путаница его частей. Это фрагмент, не содержащий ни канона, ни ординара мессы, а собрание реквизитов (сборников, секретов, предисловий, постпричастий и Orationes super populum) различных месс с формами рукоположения, упорядоченных в соответствии с гражданским годом. Он начинается в середине шестой апрельской мессы и заканчивается благословением шрифта «In ieunio mensis decimi» (т. е. зимние угольные дни ). Каждый месяц проводятся группы Месс, часто очень большие, по каждому празднику и случаю. Так, например, в июне мы находим двадцать восемь месс св. Петра и св. Павла, одну за другой, каждая из которых озаглавлена: «Item alia»; четырнадцать - в честь Святого Лаврентия, двадцать три - в годовщину епископской хиротонии и так далее. Очевидно, писатель собрал столько альтернативных месс для каждого случая, сколько смог найти. Во многих случаях он проявляет невнимательность. Многие из его месс in natali episcoporum не имеют никакого отношения к этой годовщине и на самом деле представляют собой мессы по воскресеньям после Пятидесятницы ; в середине мессы св. Корнилия и св. Киприана он поставил предисловие к мессе св. Евфимии, мессу нового гражданского года вставила среди мученических; Мессы ко дню святого Стефана (26 декабря) с явными намеками на Рождество проводятся в августе, очевидно, из-за путаницы с праздником обретения его мощей (3 августа). [1]
То, что коллекция римская, очевидно. Он полон местных отсылок к Риму. Например, один из сборников, который должен был произнести епископ в годовщину своего посвящения, мог быть использован только папой Римским: «Господи Боже... Который, хотя Ты и не перестаешь обогащать многими дарами Твою Церковь, распространил во всем мире, тем не менее, Ты более благосклонно смотришь на престол Твоего благословенного Апостола Петра, так как Ты желал, чтобы он был наиболее возвышен и т. д.» В предисловии к святым Иоанну и Павлу говорится, что они похоронены «в пределах этого города»; мессы покровителей Рима, святых Петра и Павла, постоянно намекают на город. [1]
Луи Дюшен пришел к выводу, что леонинская книга представляет собой частное собрание молитв, скопированных без особой разведки из официальных книг Рима примерно в 538 году. Пасхальная месса), в которой говорится о недавнем избавлении от врагов. Этот намек, по его мнению, относится к снятию осады Рима Витигом и его готами во время Пасхи 538 года. Другой писатель приписывал намек вторжению Алариха в 402 году и считал, что компиляция была составлена между 366 и 461 годами. Другой считал, что книга была написана при папе Феликсе III (483–492). Еще один предполагает, что эта книга представляет собой сборник римских месс, составленный в шестом или седьмом веке для использования в Галлии, так что составители римских книг, которые в то время внедряли римский обряд в Галлии, могли иметь источник, из которого можно было черпать информацию. их материал. Он предлагает Григория Турского (умер в 594 г.) как возможного составителя. [1]
Геласианский сакраментарий
[ редактировать ]« Геласианский сакраментарий » содержит все необходимое священнику, возглавляющему римскую титулярную или приходскую церковь. Архетип, ныне утерянный, вероятно, был написан в середине VII века, возможно, для церкви Святого Петра в цепях в Риме. Он содержит изменения, внесенные Григорием Великим (590–604) в канон Мессы (в частности, вставку молитвы Hanc igitur ), но еще не содержит ни Agnus Dei, официально утвержденного Папой Сергием I (годы правления 687–687–687 гг.), 701) или мессы по четвергам Великого поста, добавленные Папой Григорием II (годы правления 715–731).
Старейшая сохранившаяся копия сакраментария, книги, которую сейчас часто называют Старым Геласианским сакраментарием , Рег. Ватикана. лат. 316, был изготовлен в VII или начале VIII века для использования в аббатстве Сен-Дени в Париже. Он включает пять вставных разделов, которые знакомят с литургическими обычаями Галлии с момента копирования рукописи, но вставки легко отличить от римских разделов текста.
Старое Геласианское Сакраментарий состоит из трех книг. Книга I включает мессы по праздникам и воскресеньям от сочельника до октавы Пятидесятницы (в то время не было специальных месс в период после Пятидесятницы), а также рукоположения, молитвы за все обряды оглашения, благословение купели и масло на пасхальном бдении, освящении храмов и приеме монахинь. Книга II включает в себя «Общество святых» в течение года, « Общество святых » и адвентистские мессы. Книга III включает в себя большое количество месс с пометкой просто «В воскресенье» (т. е. в любое воскресенье), канон Мессы, то, что сегодня можно было бы назвать вотивными мессами (например, для путешественников, во время беды, для королей и т. д.). далее), заупокойные мессы, некоторые благословения (святой водой, фруктами, деревьями и т. д.) и различные молитвы для особых случаев.
Геласианский сакраментарий был пересмотрен в 8-м веке по инициативе Пипина Короткого , работа, которая, вероятно, была предпринята в аббатстве Флавиньи и завершена между 760 и 770 годами. Сакраментарий, ныне утерянный, иногда называют Сакраментарием короля Пипина . Семейство рукописей, скопированных с него, обычно называют франкскими геласианскими или восьмого века геласианскими сакраментариями . Самой точной копией считается Сакраментарий Геллоне , Bibliothèque nationale de France MS Latin 12048, скопированный около 780 года. Сохранилось около дюжины других рукописей франкского геласианского типа.
Франкский Геласиан представляет собой тщательную переработку материала Старого Геласианского Сакраментария и некоторых других сакраментариев григорианского типа, обычно называемого григорианским типом 2 (известного сегодня только по единственной дошедшей до нас рукописи, Падуэнскому Сакраментарию , Падуя, Bibl. Cap., треска Д.47). Сакраментарий Геллоне разделен на две части. Первая часть включает Темпоральную и Санкторальную в одну непрерывную серию, следующую обычной григорианской структуре, с каноном мессы, совершаемой на Пасху. Вторая часть включает епископские благословения и другие епископские материалы, молитвы для монашеского использования, чин крещения и краткое изложение Martyrologium Hieronymianum .
Атрибуция Папы Геласиуса (годы правления 492–496), вероятно, происходит из Liber Pontificalis , в которой говорится, что Геласий написал различные предисловия к таинствам и молитвам, но Геласий не составил более поздний сакраментарий, носящий его имя. [3]
Наряду с сакраментариями геласианского типа, которые все представляют собой гибриды римских и франкских практик, сохранились несколько более старых галликанских сакраментариев периода Меровингов, все они основаны на смеси галликанских и некоторых ирландских традиций с небольшим акцентом на римские практики.
Григорианский сакраментарий
[ редактировать ]Больше всего нам известно о третьей из этих книг, так называемом «Григорианском Сакраментарии», состоящем из трех частей:
- Ординарий мессы;
- Проперсы на год, начинающийся с сочельника. Они следуют церковному году; праздники святых (дни месяца гражданского года) включены в это примерное место. Римские станции отмечены. По воскресеньям после Крещения и Пятидесятницы до сих пор нет месс;
- молитвы о рукоположении.
Карл Великий, стремясь ввести римский обряд в своем королевстве, между 781 и 791 годами написал папе Адриану I с просьбой прислать ему богослужебник Римской церкви. [4] . Книга, присланная Папой, является ядром Григорианского Сакраментария. Затем его переписывали множество раз, так что существует множество его версий, каждая из которых содержит дополнения, сделанные разными переписчиками. Оригинальную книгу, посланную Адрианом Карлу Великому, легко отличить от разных изданий, поскольку первым, кто дополнил книгу Адриана из других источников, был добросовестный человек, который тщательно отметил, с чего начинаются его дополнения, добавив примечание: «Пока предыдущая книга Таинств является конечно, это отредактировано святым Папой Григорием». В более ранних версиях мы можем считать первую часть, вплоть до этой примечания, книгой, присланной Адрианом.
Однако его приписывание папе Григорию I (590–604) показывает нам, что Григорий многое сделал для реформирования литургии. Постоянная традиция приписывает ему такое же произведение, как и Геласию. Иоанн Диакон (VIII век) в своем «Житии Григория» выражает эту традицию: «Он собрал Сакраментарий Геласия в одну книгу, многое оставив, мало изменив, что-то добавив». Сам папа Адриан, посылая книгу Карлу Великому, сказал, что она была составлена «нашим святым предшественником, божественно говорящим папой Григорием». Тот факт, что основная основа этого таинства восходит к святому Григорию, даже задолго до его времени, не подлежит сомнению. Мы не сомневаемся, что он внес такие изменения, какие хвалит ему его биограф, и что эти изменения сохраняются в этой книге. Но его творчество не осталось нетронутым, с его времени в него вносились дополнения. Например, добавление его собственного праздника, а также других праздников, которые не отмечались до седьмого века. Книга, посланная Папой Адрианом Карлу Великому, претерпела неизбежное развитие на протяжении столетий с тех пор, как Григорий закончил ее. Он представляет собой римский обряд того времени, когда он был послан – восьмого века. Во Франкском королевстве копии делались для церквей, а дополнения к другим мессам и молитвам добавлялись в соответствии с запросами конкретной церкви. Эти дополнения были взяты частично из Геласианской книги, частично из галликанских источников. Хотя поначалу дополнения тщательно отличались от оригинальной книги, в конечном итоге они были включены в нее. Между девятым и одиннадцатым веками книга, включая дополнения, вернулась в Рим, заняла место первоначального чистого римского обряда и, таким образом, стала основой Римский Миссал . [1]
Конкретные рукописи
[ редактировать ]Неполный список важных таинств с 7 по 13 века.
6/7 века
[ редактировать ]- Веронский сакраментарий или Леонинский сакраментарий, «Вероненсе» или «Леонинум», Верона, Biblioteca Capitolare Cod. LXXXV (альт. 80), приписываемый Папе Льву Великому (440–461), но на самом деле скопированный с римских памфлетов ( libelli Missarum ) V и VI веков. Это единственная рукопись такого типа.
- Старый Геласианский сакраментарий , Ватикан. лат. 316, приписываемый Папе Геласию I (492–496), но на самом деле возникший в VI веке и в своем нынешнем виде датируемый началом VIII века. Это единственный свидетель пресвитериальной литургии Рима VI века с вставками, в которых представлены литургические практики Галлии с момента копирования рукописи.
- Миссале Франкорум , Ватикан Рег. лат. 257 (7 век), фрагмент унциального кодекса сакраментариев, подобных древнегелазианскому. Фрагмент включает одиннадцать масс. Хотя по форме он римский, он не свободен от галликанских вставок, особенно в рубриках. [5]
7 век
[ редактировать ]- Сакраментарий Папы Григория Великого , предположительно реконструированный ранний сакраментарий, архетип григорианской семьи сакраментариев.
- «Равеннский ролл», Лугано, Archivio del Principe Pio, без номера. Определить даты этого фрагмента, содержащего около 40 молитв, связанных ныне с Адвентом, «чрезвычайно сложно» . Оно может возникнуть в V веке, во времена Петра Хризолога ; сохранившийся фрагмент относится к VII веку. [6]
- «Missale Gallicanum» или так называемый «Missale Gothicum», Ватикан Рег. лат. 317 (ок. 700), сакраментарий меровингско-галликанского типа.
- «Missale Gallicanum Vetus», Ватикан Пал. лат. 493 г. (ок. 700 г.), сакраментарий меровингско-галликанского типа, возможно, связанный с Missale Gothicum.
- Сакраментарий Падуи, Падуя , Капитулярная библиотека трески. Д.47 (между 659 и 681). Эта копия середины IX века является единственным сохранившимся образцом григорианского сакраментария «типа 2».
8 век
[ редактировать ]- Сакраментарий Боббио , Bibliothèque nationale de France MS Latin 13246 (первая четверть VIII века), сакраментарий меровингско-галликанского типа.
- Сакраментарий короля Пипина (между 760 и 770 гг.), ныне утерянный, архетип сакраментария франкского геласианского типа.
- Сакраментарий Геллоне, Национальная библиотека Франции, MS Latin 12048 (ок. 780 г.), самый верный свидетель франкского геласианского типа.
- Григорианский «Адрианум», Камбре, Médiathèque d'agglomération MS 164, копия сакраментария папских литургий, отправленная Карлу Великому Папой Адрианом I между 784 и 791 годами. Копия была изготовлена в 811–812 годах для Хильдоарда, епископа Камбре, и, вероятно, является прямой копией ныне утерянного оригинала.
- Сакраментарий Рейнау , Центральная библиотека Цюриха MS Rh 30 (ок. 795/800), сакраментарий франкского геласианского типа.
- Сакраментарий Святого Галла , Геласианский Ремедиус-Сакраментарий, Санкт-Галлен, Stiftsbibliothek Cod. Санг. 348 г. (ок. 800 г.), сакраментарий франкского геласианского типа.
- Сакраментарий Ангулема , Национальная библиотека Франции. 816 г., сакраментарий франкского геласианского типа.
- «Сакраментарий Филлипса», Берлин, Staatsbibliothek zu Berlin Phill. 1667 г. (8 или 9 век), сакраментарий составного геласианско-григорианского типа.
9 век
[ редактировать ]- Сакраментарий Майнца , Бодлианская библиотека MS Auct. Д. 1. 20 (2-я четверть 9 века)
- Сакраментарий Мармутье, иногда называемый Сакраментарием Отена или « Кодексом Августодуненсис », Отен , Bibliothèque муниципальная MS 19 (ранее 19 бис) (ок. 845—850), сакраментарий григорианского типа Адрианума, с «Предисловием» или Praefatiuncula (возможно, автор Алкуин ) и другие дополнения
- Сакраментарий епископа Дрого , Национальная библиотека Франции MS lat. 9428 (между 826 и 855)
- «Кодекс Оттобонианус», Библиотека Ватикана Отт. лат. 313 (до 850 г.), сакраментарий григорианского типа Адрианума, с «Предисловием» или Praefatiuncula (возможно, написанным Алкуином ) и другими дополнениями.
- «Королевский кодекс 337», рег. Библиотеки Ватикана. лат. 337 (до 850 г.), сакраментарий григорианского типа Адрианума, в котором отсутствует Praefatiuncula , но есть другие дополнения.
- Сакраментарий Амьена , Национальная библиотека Франции MS lat. 9432 (вторая половина 9 века)
- Сакраментарий Карла Лысого , Национальная библиотека Франции MS lat. 1141 г. (ок. 870 г.), фрагмент тщательно освещенного сакраментария.
- Сакраментарий Нонантолы, «Нонантоленсис», Национальная библиотека Франции MS lat. 2292 г. (ок. 870 г.), сакраментарий типа григорианского Адриана.
- Сакраментарий Эхтернаха , Национальная библиотека Франции MS lat. 9433 (между 895 и 898)
- Сакраментарий Монцы , Монца, Biblioteca Capitolare Cod. F. 1/101 (CXXVI) (9 или 10 век), сакраментарий составного геласианско-григорианского типа.
- Сакраментарий Памелия , раннее современное издание ныне утерянных рукописей из Западной Германии, Бельгии и Нидерландов, опубликованное Якобом ван Памеле в 1571 году.
10 век
[ редактировать ]- Сакраментарий аббатства Петерсхаузен (около Райхенау ), Библиотека Гейдельбергского университета, Код IXb (ок. 980 г.)
- Сакраментарий Фульды , Геттинген, Universitätsbibliothek cod. теол. 231 (ок. 975 г.), наиболее важный свидетель составных геласианско-григорианских сакраментариев, возникших в X веке. Это первое из серии сакраментариев, скопированных и украшенных в Фульде на экспорт.
- Сакраментарий Фульды , Мюнхен, Баварская государственная библиотека, Clm 10077 (между 960 и 999 гг.)
- Сакраментарий Святого Гереона, Национальная библиотека Франции. 817
- Сакраментарий Ратольдуса, Национальная библиотека Франции Lat. 12052, несомненно, составлен в аббатстве Корби во Франции.
- Сакраментарий Лорша , Библиотека Ватикана. Пал. лат. 495 (конец 10 века)
- Леофрик Миссал , Бодлианская библиотека MS Bodl. 579 г. (10 и 11 вв.). Самая ранняя часть этой сложной рукописи представляет собой сакраментарий X века.
11 век
[ редактировать ]- Сакраментарий епископа Вармондо
- Сакраментарий Фижака
- Сакраментарий Венеции
- Сакраментарий Зальцбурга
- Сакраментарий аббатства Сен-Вандриль
- Сакраментарий Регенсбурга
- Сакраментарий Мемориала епископа Сигеберта (1022–1036)
- Сакраментарий Вердена , Национальная библиотека Франции Лат. 18005 (11 век)
- Сакраментарий Вердена , Мюнхен, Баварская библиотека Клм. 10077 (11 век)
- Сакраментарий Тынец , Краков, Национальная библиотека Rps BOZ 8 (между 1072 и 1075 гг.)
12 век
[ редактировать ]13 век
[ редактировать ]- Сакраментарий аббата Бертольда ( аббатство Вайнгартен ) — 1217 г.
- Сакраментарий Генриха Сакристы - ок. 1220
Кроме того:
- Сакраментарий Биаски ( Амброзианский обряд )
- Сакраментарий Святого Павла
- Сакраментарий Брешии
- Сакраментарий Эссена
- Сакраментарий Шантильи
- Сакраментарий Йены
- Сакраментарий Праги
- Сакраментарий Бове
- Сакраментарий Ремедиус - геласианского типа
- Сакраментарий Мэри Лэтч
Благословительный
[ редактировать ]Благословение — это родственный тип книги, содержащий собрание благословений или благословений, используемых в Римско-католической церкви , в основном собранных из тех, кто находится в сакраментариях. [7]
Англосаксонское примеров благословение святого Этельволда — самый известный из относительно нечастых иллюминированных рукописей , в основном относящихся к раннему средневековью.
См. также
[ редактировать ]- Обычное (литургия)
- Предсоборные обряды после Второго Ватиканского Собора
- Дотридентская месса
- Папский
- Ординал (литургия)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Католическая энциклопедия, Литургические книги
- ^ (на английском языке) Оскар Галецкий; W: Ф. Реддавей; Дж. Х. Пенсон (1950). Кембриджская история Польши . Издательство Кембриджского университета. п. 68. ИСБН 1-00-128802-5 .
- ^ Палаццо, Эрикс (1998). История богослужебных книг с начала до тринадцатого века . Перевод Бомонта, Мадлен. Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса.
- ^ https://www.uu.nl/en/special-collections/collections/manuscripts/other-medieval/sacramentary-fragment
- ^ Кардинал Шустер, Альфредо Ильдельфонсо (1930). Сакраментарий (Liber Sacramentorum): Исторические и литургические заметки о римском Миссале; [Том. V (части 8 и 9); пер. Артур Левелис-Марк и У. Фэрфакс-Чолмели . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Братья Бензигер.
- ^ Кардинал Шустер, Альфредо Ильдельфонсо (1930). Сакраментарий (Liber Sacramentorum): Исторические и литургические заметки о римском миссале . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Братья Бензигер.
- ^ Благословение - в Католической энциклопедии статья