Jump to content

Покровство святых

«Когда мы празднуем нашими праздничными собраниями день рождения этого великого мужа, предтечи Господня, блаженного Иоанна , попросим помощи его молитв. Поскольку он друг жениха, видите ли, он может и для нас приобрести чтобы мы могли принадлежать Жениху, чтобы мы могли быть сочтены достойными получить его благодать». – Святой Августин . [1]

Ходатайство святых — это христианское учение , утверждающее, что святые могут ходатайствовать за других. Ходатайствовать — значит встать между двумя сторонами, ходатайствовать перед одной из них от имени другой. В церковном употреблении оба слова понимаются в смысле вмешательства прежде всего Христа и, во вторую очередь, Пресвятой Девы , ангелов и святых от имени людей. [2] Доктрины придерживаются католическая , восточная православная церкви , Ассирийская церковь Востока , восточные православные церкви , а также некоторые лютеране и англиканцы (в основном евангелистско-католические или англо-католические церкви соответственно). [3] Практику обращения к святым заступничества можно найти в христианских писаниях, начиная с III века. [4] [5] [6]

IV века В Апостольском Символе веры говорится о вере в общение святых , которую некоторые церкви интерпретируют как поддержку заступничества святых. Однако подобные практики вызывают споры в иудаизме , исламе и протестантизме .

Библейская основа [ править ]

Заступничество живых за живых [ править ]

Согласно Посланию к Римлянам , живые могут ходатайствовать за живых:

«Умоляю вас , братия, Господа Иисуса Христа и любви Духа, подвизаться со мной в молитвах за меня к Богу» ( Римлянам 15:30 ).

Мария ходатайствует на свадьбе в Кане и совершает первое чудо Иисуса. «На третий день состоялась свадьба в Кане Галилейской. Там была мать Иисуса, а также Иисус и ученики Его были приглашены на свадьбу. Когда вино кончилось, мать Иисуса сказала Ему: «У них нет еще вина. «Женщина, почему вы вовлекаете меня?» Иисус ответил: «Мой час еще не пришел». Мать его сказала слугам: делайте, что он вам скажет» (Иоанна 2:1–5). [7]

Когда Бог был недоволен четырьмя мужчинами, пытавшимися дать совет патриарху Иову, он сказал им: «Раб Мой Иов будет молиться за вас, и Я приму его молитву и не поступлю с вами по глупости вашей» ( Иов 42:8). [8]

Моисей говорит Богу: «Прости грехи этим людям, как Ты простил их со времени их выхода из Египта доныне». Господь ответил: «Я простил им, как ты просил» (Числа 14:19–20).

Старейшины церкви могут ходатайствовать за больных. «Болен ли кто-нибудь из вас? Пусть призовут старейшин церкви, чтобы они помолились над ним и помазали его елеем во имя Господне. И молитва, вознесенная с верой, исцелит больного; воскресит его Господь. Если же они согрешили, простятся им» (Иакова 5:14–15).

Заступничество живых за мёртвых [ править ]

Некоторые интерпретируют 2-е Тимофею 1:16–18 как поддержку молитвы за умерших: «Да помилует Господь дом Онисифора , ибо он часто утешал меня и не стыдился уз моих: Но, будучи в Риме, он очень усердно искал меня и нашел меня. Да даст ему Господь обрести милость от Господа в тот день; и во многом он послужил мне в Ефесе, ты хорошо знаешь».

Во Второканонической книге 2 Маккавеев 12:43–46 прямо говорится о молитве живых за умерших: «И, собрав собрание, послал в Иерусалим двенадцать тысяч драхм серебра для жертвы за грехи мертвых, думая хорошо и благоговейно о воскресении (ибо, если бы он не надеялся, что убитые воскреснут, то казалось бы излишним и напрасным молиться за мертвых), и потому что он считал, что усопшие с благочестием, для них приготовлена ​​великая благодать. Поэтому молиться за умерших, чтобы они могли быть освобождены от грехов, — святая и полезная мысль».

Заступничество мёртвых за живых [ править ]

Ранние христиане заимствовали некоторые свои взгляды из иудаизма. «[По крайней мере] некоторые евреи в первом веке верили, что ангелы на небесах молились за тех, кто был на земле, и представляли свои молитвы Богу. Те, кто был на небесах – Ониас, Иеремия и ангелы – были непосредственно вовлечены в то, что происходило. на земле». [9] В Луки 15:7 Иисус говорит, что те, кто на небесах, радуются, когда грешник кается. В Послании к Евреям 12:1 автор называет их «облаком свидетелей». По словам о. Лоуренса, «частью веры Церкви в первом веке было то, что те, кто на небесах, ходатайствовали за тех, кто на земле». [9]

Фома Аквинский цитирует Откровение 8:4: «И дым фимиама по молитвам святых восходил пред Богом от руки Ангела». [10]

И сторонники, и противники заступничества святых цитируют Иов 5:1 : «Если хочешь, воззови, но кто ответит тебе? К кому из святых обратишься?»

Притча Христа о богаче и Лазаре в Луки 16:19–31 указывает на способность мертвых молиться за живых. [11]

Заступничество мертвых за живых показано во 2 Маккавеям 15:14–17 ; заступничество за Израиль покойного первосвященника Онии III плюс заступничество Иеремии , пророка, умершего почти 400 лет назад. «И сказал Ониас, говоря: это человек, любящий братьев и много молящийся за народ и святый город, Иеремия, пророк Божий » . [12]

Католический взгляд [ править ]

Святой Себастьян умоляет Иисуса (вверху слева) сохранить жизнь могильщику, пораженному чумой во время Юстиниановой чумы . ( Жоссе Лиферинксе , ок. 1497–99)

Католическая доктрина поддерживает ходатайственную молитву за святых. Эта практика является применением учения о Причастии святых . Одним из первых оснований для этого была вера в то, что мученики сразу же представали перед Богом и могли получить милость и благословения для других, что естественно и немедленно приводило к их прямому призыву. Дальнейшее подкрепление получил культ ангелов, который, хотя и был дохристианским по своему происхождению, был сердечно принят верующими доапостольской эпохи. [13]

Григорий Назианзин сказал о своем покойном отце: «Я вполне уверен, что его заступничество теперь более полезно, чем его наставления в прежние дни, поскольку он ближе к Богу теперь, когда он стряхнул свои телесные оковы и освободил свои разум из глины, которая его затмила»; [14] и Иероним писал: «Если апостолы и мученики, еще находясь в теле, могут молиться за других в то время, когда им еще приходится беспокоиться о себе, то тем более после того, как их венцы, победы и триумфы завоеваны! Один человек Моисей получает от Бога прощение для шестисот тысяч вооруженных людей, а Стефан, подражатель Господу и первый мученик во Христе, просит прощения для своих гонителей, и уменьшится их сила после того, как они начнут быть со Христом; ?" [10]

Учение о ходатайстве и призывании было изложено на Тридентском соборе , который учит, что «...святые, царствующие вместе со Христом, возносят свои молитвы Богу за людей. Хорошо и полезно просительно взывать к ним, и прибегать к их молитвам, помощи и помощи для получения благ от Бога через Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего, Который один есть Искупитель и Спаситель наш». [10]

Ходатайственная молитва за святых, которые еще не были беатифицированы, также может практиковаться отдельными лицами, и свидетельства чудес, происходящих в результате такой молитвы, очень часто производятся во время формального процесса беатификации и канонизации .

Согласно Катехизису Католической Церкви:

956 Заступничество святых. «Более соединяясь со Христом, обитающие на небесах крепче закрепляют всю Церковь в святости. ...Они не перестают ходатайствовать за нас перед Отцом, предлагая заслуги, приобретенные ими на земле через одного посредник между Богом и людьми, Христос Иисус... Итак, их братская забота очень помогает нашей слабости». [15]

- Катехизис Католической Церкви – Причастие святых

Некоторые католические учёные оценивали призывание и заступничество святых , критически относясь к средневековым тенденциям воображать, что святые на небесах раздают милости кому пожелают, и вместо этого видеть в должной преданности святым средство ответа на действие Бога в нас через эти творческие модели подобия Христу. [16]

В экуменических беседах было достигнуто согласие, что «просьба святых ходатайствовать за нас выражает солидарность церкви, в которой все призваны оказывать друг другу взаимную поддержку. Аналогично тому, что делается среди живых людей, просьба, направленная к Святой, молящийся за нас, является точным выражением солидарности в Иисусе Христе на протяжении веков и в различных формах человеческого существования». [17]

Ходатайственная молитва святым также играет важную роль в Восточных и Восточных Православных церквях, таких как Коптская Православная Церковь . [18] Кроме того, некоторые англо-католики верят в заступничество святых.

Протестантские взгляды [ править ]

За исключением нескольких ранних протестантских церквей, большинство современных протестантских церквей решительно отвергают ходатайство мертвых за живых, но выступают за ходатайство живых за живых согласно Римлянам 15:30.

Лютеранские взгляды [ править ]

«Писание не учит призывать святых или просить их о помощи. Ибо оно ставит перед нами одного только Христа как посредника, искупительную жертву, первосвященника и ходатая» ( Аугсбургское исповедание ( лютеранское ), статья XXI). [19]

Лютеранские конфессии одобряют почитание святых посредством благодарения Бога за примеры Его милосердия, использования святых как примеров для укрепления веры верующих, подражания их вере и другим добродетелям. [20] [21] [22] Хотя Аугсбургское исповедание отвергает обращение к святым с просьбой о помощи, оно утверждает, что «они молятся за Вселенскую Церковь вообще» в жизни и на небесах. [23] В Аугсбургском исповедании подчеркивается, что Христос — единственный Посредник между Богом и человеком и, следовательно, единственный, кому и через кого христиане должны молиться. [а] Хотя большинство лютеранских конфессий этого не делают, Евангелическая общинная лютеранская церковь — лютеранская деноминация с евангелически-католической церковностью — подтвердила веру в заступничество святых. [3]

Что касается конкретно Девы Марии , Мартин Лютер , существовавшей до Тридентского Собора, выступал за использование версии « Радуйся, Мария» в знак почтения и преданности ей. [26] 1522 года сохранилась Аве Мария. Таким образом, в лютеранском Betbüchlein (Молитвеннике) [27]

взгляды Англиканские

Первые англиканские символы веры, Десять статей (1536 г.), защищали практику молитвы святым. [28] в то время как Королевская книга , официальное изложение религии, выпущенное в 1543 году, посвящает целый раздел важности молитвы Аве Мария («Радуйся, Мария»). [29] Однако Тридцать девять статей (1563 г.) осуждают «обращение к святым» как «забавную вещь, напрасно изобретенную и не основанную ни на каких гарантиях Писания, а скорее противоречащую Слову Божьему» (статья XXII). [30]

Богословы Англиканской общины проводят четкое различие между «римским» учением о призывании святых и тем, что они считают «патристическим» учением о заступничестве святых, разрешая последнее, но запрещая первое. [31] Епископ Уильям Форбс назвал англиканскую практику защитой святых , что означает «просить святых молиться вместе с ними и от их имени, а не молиться им». [32]

взгляды Кальвинистские

Как и лютеране, строгие кальвинисты понимают «общение святых», упомянутое в Апостольском Символе веры, как состоящее из всех верующих, включая тех, кто умер. [33] но призывание усопших святых рассматривается как нарушение Первой Заповеди . [34] В частности, Жан Кальвин в «Институтах христианина» ( [35] ), считает, что Библия демонстрирует, что центральным принципом поклонения является прямое обращение к Богу. Кальвин цитирует Псалом 44: «Если мы забыли имя нашего Бога или простерли руки к чужому богу, неужели Бог не отыщет это?» Следующий принцип, который Кальвин выводит из Библии, заключается в том, что всякая молитва должна совершаться только через ходатайство Христа. Кальвин учит, что в Послании к Евреям 13:15 христианам напоминают, что «без вмешательства Его священства наши уста не будут достаточно чисты, чтобы это сделать». прославляйте имя Божие». Кальвин говорит, что благодаря заступничеству Христа христиане могут присоединиться к апостолу Павлу и «молиться непрестанно» (1 Фес:5:17). Напротив, Кальвин считает, что практика молитвы святых является проявлением «недоверия, потому что они либо не довольствуются Христом как ходатаем, либо вообще лишили Его этой чести».

взгляды Методистские

Статья XIV Методистских статей о религии 1784 года, перекликающаяся с англиканскими « Тридцатью девятью статьями» , отвергает обращение к святым, объявляя это учение «любимой вещью, напрасно изобретенной и не основанной ни на каких доказательствах Священного Писания, а скорее противоречащей Слову Бог". [36]

Параллели в других религиях [ править ]

Иудаизм [ править ]

Есть свидетельства еврейской веры в заступничество, как в форме отцовских благословений, переданных от Авраама его детям, так и во 2-й книге Маккавеев , где Иуда Маккавей видит мертвых Ониаса и Иеремию, дающих благословение еврейской армии. В древнем иудаизме также было популярно молиться о заступничестве Михаила , несмотря на раввинский запрет обращаться к ангелам как к посредникам между Богом и его народом. Были написаны две молитвы, умоляющие его как князя милосердия заступиться за Израиль: одну составил Элиэзер ха-Калир, а другую - Иуда бен Самуил хе-Хасид. [37] Те, кто выступает против этой практики, считают, что только Богу можно возносить молитвы . [ нужна ссылка ]

В наше время одно из величайших разногласий в еврейской теологии ( хашкафа ) связано с вопросом о том, можно ли просить помощи у цадика – чрезвычайно праведного человека. Основной конфликт связан с практикой умолять уже умершего цадика ходатайствовать перед Всевышним. [38] Эта практика распространена в основном среди евреев- хасидов , но также встречается в разной степени и среди других общин, обычно харидитов . Самая сильная оппозиция наблюдается в основном среди секторов современного ортодоксального иудаизма, Дор Дайм и Талмиде ха Рамбам , а также среди представителей литовской общины харедитов. Те, кто выступает против этой практики, обычно делают это из-за проблемы идолопоклонства , поскольку еврейский закон строго запрещает использовать посредника ( мелиц ) или агента ( сарсур ) между собой и Всевышним. [ нужна ссылка ]

Точка зрения тех еврейских групп, которые выступают против использования ходатаев, обычно мягче в отношении обращения к Всевышнему только в «заслугах» ( цехут ) цадика .

Те евреи, которые поддерживают использование ходатаев, утверждают, что их мольбы к и через Бога цадику — это не молитва или поклонение, или, альтернативно, они все еще молятся Богу , а во вторую очередь общаются с цадиком . Конфликт между группами, по существу, связан с тем, что представляет собой молитву, поклонение, посредника ( мелиц ) и агента ( сарсур ).

Ислам [ править ]

Тавассуль – это практика использования кого-либо в качестве средства или посредника в мольбе, обращенной к Богу. Примером этого может быть такой: «О мой Господь, помоги мне в [такой-то нужде] из-за моей любви к Твоему Пророку». [39] [40]

Некоторые шииты практикуют поиск заступничества у святых, в частности у Али зятя Мухаммеда и сына Али Хусейна . По мнению Мухаммада аль-Бакира , валайат по отношению к Али рассматривается как важнейший критерий как веры, так и спасения. [41]

Мандеизм [ править ]

Имена утр (небесных существ в Мире Света ) в мандейских молитвах, таких как канонические молитвы Коласты . Некоторые из этих молитв, такие как Асиет Малкиа ( молитва Коласта 105) и Табахатан (молитва Коласта 170), молитва [42] имеют длинные списки предков, утр и пророков, таких как Адам и Иоанн Креститель . [43] [44]

Религия Серер [ править ]

В религии народа серер в Сенегале , Гамбии и Мавритании некоторые из их древних умерших воспринимаются, по аналогии, как святые святые, называемые пангулами на языке серер . Эти древние предки выступают посредниками между живым миром и своим верховным божеством Ругом . [45]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. Заступничество святых подверглось критике в Аугсбургском исповедании, статья XXI: О поклонении святым . Эта критика была опровергнута католической стороной в « Опровержениях» . [24] что, в свою очередь, было опровергнуто лютеранской стороной в « Апологии Аугсбургского исповедания» . [25]

Ссылки [ править ]

  1. ^ В день рождения святого Иоанна Крестителя , проповедь 293B:5:1. «Против суеверных летних ритуалов». Произведения Августина, Проповеди о святых , (1994), Проповеди 273–305, Джон Э. Ротель, изд., Эдмунд Хилл, Пер., ISBN   1-56548-060-0 ISBN   978-1-56548-060-5 стр. 165. [1] Комментарий редактора (там же, прим. 16, с. 167): «Так значит «его благодать» означает благодать Иоанна? Явно не в обычном понимании такой фразы, как если бы Иоанн был источником благодати. ... Но в том смысле, что благодать Иоанна — это благодать быть другом жениха, и это та благодать, которую мы просим его получить и для нас, да, это действительно означает благодать Иоанна». [2]
  2. ^ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Покровство . Новый Адвент . Проверено 6 ноября 2023 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Во что мы верим» . Евангелическая община церковно-лютеранской церкви . Архивировано из оригинала 18 мая 2007 года . Проверено 12 мая 2022 г.
  4. ^ «О заступничестве и призывании святых» . www.orthodoxinfo.com .
  5. ^ «Покров Святых» . Архивировано из оригинала 19 июня 2009 г. Проверено 6 сентября 2009 г.
  6. ^ «Почему мы молимся о заступничестве Святых?» . news.assyrianchurch.org .
  7. ^ «Иоанна 2:1–5 NIV – Библейские ворота» .
  8. ^ «Иов 42:8 NIV – Библейские ворота» .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фарли, отец Лоуренс. «Молитва святым» . www.oca.org . Проверено 27 апреля 2023 г.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Покровское дело» . newadvent.org .
  11. ^ «4 библейских доказательства молитв святым и за умерших» . Национальный католический реестр . Проверено 16 февраля 2020 г.
  12. ^ «Заступничество святых явлено» . Католические ответы . Проверено 9 сентября 2023 г.
  13. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Поклонение Пресвятой Деве Марии» . newadvent.org .
  14. ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Речь 18 (Григорий Назианзен)» . www.newadvent.org . Проверено 27 апреля 2023 г.
  15. ^ Катехизис Католической Церкви – Общение святых . Проверено 24 ноября 2018 г.
  16. ^ Патрисия А. Салливан. «Новая интерпретация призыва и заступничества святых». Теологические исследования 66, № 2 (2005): 381–400. https://theologicalstudies.net/2005-all-volumes-and-table-of-contents/ .
  17. ^ Фиоренца, Фрэнсис Шюсслер (2011). Систематическое богословие: взгляды римско-католической церкви . Крепость Пресс. п. 447. ИСБН  978-1-4514-0792-1 .
  18. ^ «О ходатайствах | Коптская православная епархия Лос-Анджелеса» . www.lacopts.org . Проверено 27 апреля 2023 г.
  19. ^ Колб, Роберт; Венгерт, Тимоти Дж.; Аранд, Чарльз П. (4 августа 2000 г.). Книга согласия: Исповедь евангелическо-лютеранской церкви . Крепость Пресс. ISBN  978-1-4514-1732-6 .
  20. ^ Аугсбургское исповедание XXI 1
  21. ^ Апология Аугсбургского исповедания XXI 4–7.
  22. ^ «Лютеранская церковь – Синод штата Миссури – Христианская циклопедия» . lcms.org .
  23. ^ «Статья XXI (IX): О призывании святых» . Книга Согласия. 10 декабря 2019 года . Проверено 17 мая 2022 г.
  24. ^ «Римское опровержение 1530 года» . bookofconcord.org . 28 декабря 2019 г.
  25. ^ Апология Аугсбургского исповедания, статья XXI: О призыве святых.
  26. ^ Сочинения Лютера , 10 II, 407–409.
  27. ^ Джонсон, Максвелл Э. (2015). Церковь в действии: лютеранское литургическое богословие в экуменической беседе . Крепость Пресс. ISBN  978-1-4514-9668-0 .
  28. ^ Шофилд, Джон (2006). Филип Меланхтон и английская Реформация, Ashgate Publishing. п. 68. ISBN   978-0-7546-5567-1
  29. ^ «Необходимое учение и эрудиция для любого христианина: о молитве за души усопших» . www.anglicanhistory.org . 1543 . Проверено 27 апреля 2023 г.
  30. ^ Тридцать девять статей , Статья XXII: «О чистилище».
  31. ^ Сокол, Дэвид Ф. (2001). Англиканская молитвенная жизнь: Ceum Na Corach, истинный путь . iUniverse. п. 14. ISBN  978-0-595-19171-0 . В 1556 году статья XXII частично гласила: «Римское учение о… призывании святых — это напрасно выдуманная забавная вещь, не основанная ни на каких гарантиях Священного Писания, а скорее противоречащая слову Божьему». Термин «doctrina Romanensium», или римское учение, был заменен на «doctrina scholasticorum» доктрины авторов школы в 1563 году, чтобы обновить осуждение после Тридентского собора. Как пишет Э. Дж. Бикнелл, призыв может означать одно из двух: простую просьбу к святому о его молитвах (заступничестве), «ora pro nobis» или просьбу о какой-то конкретной пользе. В средние века святые стали считаться авторами благословений. Такая точка зрения была осуждена, но первая была подтверждена.
  32. ^ Митчикан, Джонатан А. (26 августа 2016 г.). «Неконкурентная Мэри – работа над бисером» . Работа с бисером . Проверено 27 августа 2016 г. Шотландский священник Уильям Форбс (1558–1634) утверждал, что англикане могли призывать святых, не нарушая Статей, просто ясно давая понять, пусть даже в уме, что они просят святых молиться вместе с ними и на от их имени, а не молясь им. Forbes назвал эту пропаганду противопоставлением призыву.
  33. Гейдельбергский катехизис. Архивировано 15 апреля 2021 г. в Wayback Machine , вопрос 55.
  34. Гейдельбергский катехизис. Архивировано 15 апреля 2021 г. в Wayback Machine , вопрос 94.
  35. Книга 3, глава 20 «Молитвы» — постоянное проявление веры. Ежедневная выгода, получаемая от этого
  36. ^ «Филип Шафф: Символы веры христианского мира, Том III. Символы веры евангелических протестантских церквей. Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Статья 14 «Чистилища» . Проверено 27 апреля 2023 г.
  37. ^ Барух Апок. Эфиопский, ix. 5
  38. ^ "Можно ли попросить умершего цадика помолиться за меня?" на сайте Хабад.орг
  39. ^ Замхари, Ариф (2011). Ритуалы исламской духовности: исследование групп Меджлиса Зикра в Восточной Яве . АНУ Э Пресс. п. 70. ИСБН  978-1921666247 .
  40. ^ доктор философии Коэли Фицпатрик; Уокер, Адам Хани (25 апреля 2014 г.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего [2 тома] . АВС-КЛИО. стр. 300–301. ISBN  9781610691789 .
  41. ^ Собхани, аятолла Джафар (27 сентября 2001 г.). Реза Шах-Каземи (ред.). доктрины шиитского ислама; Сборник верований и практик имамитов . Перевод Резы Шаха-Каземи. Лондон: Издательство IBTauris. стр. 132–137. ISBN  978-1-86064-780-2 .
  42. ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2010). Великий стебель душ: реконструкция истории Мандея . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN  978-1-59333-621-9 .
  43. ^ Дроуэр, ES (1959). Канонический молитвенник мандеев . Лейден: Э. Дж. Брилл.
  44. ^ Дроуэр, Этель Стефана. 1937. Мандеи Ирака и Ирана . Оксфорд в Clarendon Press.
  45. ^ Гравран, Генри , «Провидец цивилизации», том. II: Pangool , Nouvelles éditionsafricaines, Дакар , 1990, стр. 305–402.

Внешние ссылки [ править ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c23349c790f6842781066c8fbe4e8d8__1717810680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/d8/4c23349c790f6842781066c8fbe4e8d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Intercession of saints - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)