Jump to content

Эффективность молитвы

Ребенок молится перед обедом в США во время Великой депрессии 1936 года.

Эффективность молитвы изучается по крайней мере с 1872 года, как правило, посредством экспериментов , чтобы определить, ли молитва или ходатайственная молитва оказывает измеримое влияние на здоровье человека, за которого возносится молитва. Исследование, проведенное в 2006 году, показывает, что ходатайственная молитва у пациентов с шунтированием сердца не имела заметного эффекта. [1]

В то время как некоторые религиозные группы утверждают, что сила молитвы очевидна, другие задаются вопросом, можно ли измерить ее эффект. [2] [3] [4] Доктор Фред Рознер , специалист по еврейской медицинской этике , выразил сомнение в том, что молитва когда-либо может быть подвергнута эмпирическому анализу. [5] Основные философские вопросы касаются вопроса эффективности молитвы – например, ли статистические выводы и фальсифицируемость достаточны , чтобы «доказать» или «опровергнуть» что-либо, и находится ли эта тема вообще в сфере науки . [6]

По данным The Washington Post , «...молитва является наиболее распространенным дополнением к традиционной медицине, намного превосходя иглоукалывание, травы, витамины и другие альтернативные средства». По сравнению с другими областями, изучаемыми с научной точки зрения, тщательно контролируемых исследований молитвы относительно немного. Эта область остается крошечной: ежегодно во всем мире на такие исследования тратится около 5 миллионов долларов. [7]

Исследования ходатайственной молитвы

[ редактировать ]

Исследования от первого лица

[ редактировать ]
Боливийская женщина аймара молится

Исследования могут подтвердить, что этот опыт влияет на тех, кто молится, включая определенные физиологические последствия. Примером исследования медитативной молитвы было исследование Бернарди, опубликованное в Британском медицинском журнале в 2001 году. В нем сообщалось, что при молитве по четкам или чтении йога -мантр с определенной скоростью чувствительность барорефлекса значительно увеличивается у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. [8]

В исследовании, опубликованном в 2008 году, использовалась , многомерная модель личности Айзенка основанная на невротизме и психотизме, для оценки психического здоровья старшеклассников на основе их самооценки частоты молитв. Для учащихся как католических, так и протестантских школ более высокий уровень молитвы был связан с улучшением психического здоровья, что измерялось более низкими показателями психотизма. Однако среди учеников католических школ более высокий уровень молитвы был также связан с более высокими показателями невротизма. [9]

Человек в инвалидной коляске, ищущий чуда в Лурде, Франция , где сообщалось о чудесах исцеления в Лурдской Богоматери .

Также было высказано предположение, что если человек знает, что за него или за нее молятся, это может поднять настроение и повысить моральный дух, тем самым способствуя выздоровлению. (См. Эффект ожидания субъекта .) Исследования показали, что молитва может снизить психологический стресс, независимо от бога или богов, которым человек молится, и этот результат согласуется с множеством гипотез относительно того, что может вызвать такой эффект. Согласно исследованию CentraState Healthcare System , «психологические преимущества молитвы могут помочь уменьшить стресс и тревогу, способствовать более позитивному мировоззрению и укрепить волю к жизни». [10] Другие практики, такие как йога , тай-чи и медитация, также могут оказать положительное влияние на физическое и психологическое здоровье.

В исследовании 2001 года Мейзенхельдер и Чендлер проанализировали данные, полученные от 1421 пресвитерианского пастора, опрошенных по почте, и обнаружили, что частота молитв, о которых они сами сообщали, хорошо коррелировала с их самооценкой здоровья и жизненной силы. [11] Этой методологии исследования свойственны проблемы с самоотбором , предвзятостью отбора и остаточными искажениями , и авторы признали, что направление воспринимаемых взаимосвязей между молитвой и здоровьем «остается неубедительным из-за ограничений корреляционного исследования».

Сторонние исследования

[ редактировать ]

Различные контролируемые исследования затрагивали тему эффективности молитвы, по крайней мере, со времен Фрэнсиса Гальтона в 1872 году. [12] что породило целую серию комментаторских дебатов, продолжавшуюся несколько лет. [13] Тщательно контролируемые исследования молитвы относительно немногочисленны: каждый год во всем мире на такие исследования тратится 5 миллионов долларов. [7] Самое крупное исследование, проведенное в рамках проекта STEP 2006 года, не выявило существенных различий между пациентами, выздоравливающими после операции на сердце, независимо от того, молились ли за пациентов или нет. [1] [5] [14]

В сторонних исследованиях сообщалось либо о нулевых , либо о коррелирующих результатах, либо о противоречивых результатах, согласно которым у получателей молитвы ухудшались показатели здоровья. Например, метаанализ нескольких исследований, связанных с дистанционным заступническим исцелением, опубликованный в «Анналах внутренней медицины» в 2000 году, проанализировал 2774 пациента в 23 исследованиях и обнаружил, что 13 исследований показали статистически значимые положительные результаты, 9 исследований не показали никакого эффекта, а 1 исследование показало отрицательный результат. [15]

2003 года Обзор доказательств обнаружил доказательства гипотезы о том, что «молитва улучшает физическое выздоровление после острой болезни». [16] Он пришел к выводу, что, хотя «ряд исследований» проверял эту гипотезу, «только три имеют достаточную строгость для рассмотрения здесь» (Byrd 1988, Harris et al. 1999 и Sicher et al. 1998). Во всех трех случаях «самые убедительные результаты были получены по переменным, которые оценивались наиболее субъективно», что вызывает опасения по поводу возможного непреднамеренного разоблачения лиц, оценивающих результаты. Были проведены другие мета-исследования более широкой литературы, показавшие доказательства только отсутствия эффекта или потенциально небольшого эффекта. Например, метаанализ 14 исследований, проведенный в 2006 году, пришел к выводу, что «нет заметного эффекта», в то время как системный обзор ходатайственной молитвы 2007 года сообщил о неубедительных результатах, отметив, что 7 из 17 исследований имели «небольшой, но значительный эффект», но обзор отметили, что три наиболее методологически строгих исследования не смогли дать значимых результатов. [17] [18]

Вера и скептицизм

[ редактировать ]

Медицинские взгляды

[ редактировать ]

Большинство [а] ученые отвергают практикующих « исцеление верой ». [19] [20] [6] [21] Верующие утверждают, что исцеление верой не претендует на научные претензии и поэтому к нему следует относиться как к вопросу веры, не поддающемуся научной проверке. [22] Критики отвечают, что утверждения о медицинских методах лечения должны быть проверены с научной точки зрения, потому что, хотя вера в сверхъестественное сама по себе обычно не считается предметом науки, [23] [24] [б] Тем не менее, утверждения о воспроизводимых эффектах подлежат научному исследованию. [20] [22]

Ученые и врачи обычно считают, что исцелению верой не хватает биологического правдоподобия или эпистемического обоснования. [6] : 30–31  что является одним из критериев, используемых для оценки того, являются ли клинические исследования этичными и финансово оправданными. [26] Кокрейновский обзор ходатайственной молитвы показал, что «хотя некоторые результаты отдельных исследований предполагают положительный эффект ходатайственной молитвы, большинство этого не делает». [27] Авторы пришли к выводу: «Мы не убеждены, что следует проводить дальнейшие испытания этого вмешательства, и предпочли бы, чтобы любые ресурсы, доступные для такого исследования, использовались для изучения других вопросов здравоохранения». [27]

В статье в « Медицинском журнале Австралии» говорится: «Одна из распространенных критических замечаний в отношении исследований молитв заключается в том, что молитва стала популярным терапевтическим методом, для которого не существует известного правдоподобного механизма». [28]

Медицинские работники скептически относятся к новым утверждениям исследований, пока они не будут экспериментально воспроизведены и подтверждены. Например, исследование 2001 года, проведенное исследователями, связанными с Колумбийским университетом, вызвало противоречия после заявлений об успехе в популярных средствах массовой информации. [29] [30]

Хотя различные медицинские исследования расходятся друг с другом, врачи не прекратили изучать молитву. Частично это может быть связано с тем, что молитва все чаще используется для пациентов как средство выживания. [31]

Скептицизм в отношении объема молитвы

[ редактировать ]
Семья на молитве

В дебатах/интервью Newsweek с христианским евангелистом Риком Уорреном атеист Сэм Харрис заметил, что большинство непрофессиональных представлений об эффективности молитвы (личные впечатления в отличие от эмпирических исследований) были связаны с ошибкой выборки, потому что «мы знаем, что у людей ужасное чутье». вероятности». То есть люди более склонны признавать подтверждения своей веры, чем признавать опровержения.

Харрис также раскритиковал существующие эмпирические исследования за то, что они ограничиваются молитвами за относительно не чудесные события, такие как выздоровление после операции на сердце. Чтобы решить эту проблему, он предложил простой эксперимент: [32]

Заставьте миллиард христиан помолиться за одного человека с ампутированной конечностью. Заставьте их молиться, чтобы Бог восстановил эту недостающую конечность. Это происходит с саламандрами каждый день, предположительно без молитвы; это в силах Бога. Мне кажется интересным, что верующие люди склонны молиться только за условия, которые являются самоограничивающими.

Религиозно-философские вопросы

[ редактировать ]
«Моление Мадонне с четками » , Караваджо , 1606–1607 гг.

Существуют религиозные и философские возражения против самого изучения эффективности молитвы. Некоторые интерпретируют Второзаконие (6:16: «Не испытывай Господа Бога твоего» [33] ) означает, что молитва не может или не должна подвергаться проверке.

Религиозная точка зрения возражает против утверждения о том, что молитва подлежит экспериментальному планированию или статистическому анализу, а также против других предположений во многих экспериментах, например, что тысяча молитв статистически отличается от одной. Возражения также включают жалобу на то, что религия обычно имеет дело с уникальными, неконтролируемыми событиями; Статистика и наука в целом имеют дело с повторяющимися явлениями, которые можно отбирать или контролировать и которые подчиняются общим законам.

Религиозные возражения также включают в себя жалобы на то, что, когда молитва начинает измеряться, она перестает быть настоящей молитвой, как только она подвергается эксперименту, и что концепция проведения молитвенных экспериментов отражает неправильное понимание цели молитвы. Эксперимент STEP 2006 года показал, что некоторые из ходатаев, принимавших в нем участие, жаловались на скриптовый характер навязываемых им молитв: [34] говоря, что они обычно не так совершают молитву:

До начала этого исследования посредники сообщили, что они обычно получают информацию о возрасте, поле пациента и отчеты о состоянии его здоровья; разговаривать с членами семьи или пациентом (не по факсу от третьего лица); использовать индивидуальные молитвы по своему выбору; и молитесь в течение разного периода времени в зависимости от просьбы пациента или семьи.

Что касается ожидания ответа на молитву, философ XVIII века Уильям Пейли писал: [35]

Молиться об особых милостях — значит диктовать Божественную Мудрость и имеет привкус самонадеянности; и ходатайствовать за других людей или за нации — значит предполагать, что их счастье зависит от нашего выбора и что процветание сообществ зависит от наших интересов.

В 20 веке философ Бертран Рассел считал, что религия и наука «давно находятся в состоянии войны, претендуя на одну и ту же территорию, идеи и преданность». Он также считал, что война была решительно выиграна наукой. [36] Почти 40 лет назад 22-летний Рассел также написал: «Ибо, хотя я уже давно перестал верить в действенность молитвы, я был настолько одинок и так нуждался в какой-то поддержке, такой как христианский Бог, что я взял снова произнести молитвы, когда я перестал верить в их эффективность». [37]

Биолог-эволюционист XXI века Ричард Докинз , описывая, как Ричард Суинберн объяснил отрицательные результаты эксперимента STEP «тем, что Бог отвечает на молитвы, только если они возносятся по уважительным причинам», [38] находит один предсказуемый результат молитвы: [39]

Другие богословы присоединились к скептикам, вдохновленным NOMA , и заявили, что изучение молитвы таким образом — пустая трата денег, поскольку сверхъестественные влияния по определению находятся за пределами досягаемости науки. Но, как правильно признал Фонд Темплтона, когда финансировал исследование, предполагаемая сила ходатайственной молитвы, по крайней мере в принципе, находится в пределах досягаемости науки. Двойной слепой эксперимент можно провести, и он был проведен. Это могло бы дать положительный результат. А если бы это было так, можете ли вы себе представить, что хоть один религиозный апологет отверг бы это утверждение на том основании, что научные исследования не имеют никакого отношения к религиозным вопросам? Конечно, нет.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Несмотря на отсутствие общепринятых критериев разграничения, мы обнаруживаем удивительное согласие практически всех философов и ученых в том, что такие области, как астрология, креационизм, гомеопатия, биолокация, психокинез, исцеление верой, ясновидение или уфология, либо являются лженауками, либо, по крайней мере, лишены эпистемологической базы. заслуживают того, чтобы к ним относились серьезно». Мартин Манер, 2013. [6] : 30–31 
  2. ^ «Вера» в исцеление верой относится к иррациональной вере, не подкрепленной доказательствами, что таинственные сверхъестественные силы могут искоренить болезнь. Наука имеет дело с доказательствами, а не с верой. Брюс Фламм, 2004. [25]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэри, Бенедикт (31 марта 2006 г.). «Долгожданное медицинское исследование ставит под сомнение силу молитвы» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 12 марта 2013 года.
  2. ^ Ходатайственная молитва: современное богословие, библейское учение и философская мысль Филипа Клементса-Джевери, 2005 г. ISBN   0-7546-3828-6 стр. 24-27
  3. ^ Работы доктора Джона Тиллотсона , Том 10 Джона Тиллотсона, Томаса Берча, 2009 г. ISBN   0-217-76300-6 страниц 99–105.
  4. Разговор с Богом: богословие молитвы Уэйна Р. Спира, 2002 г. ISBN   1-884527-13-2 страницы 58–61
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Реализованная религия: исследование взаимосвязи между религией и здоровьем Теодор Дж. Чемберлен, Кристофер Алан Холл, 2007 г. ISBN   1-890151-53-X страницы 33–35
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Манер, Мартин (2013). Пильуччи, Массимо; Будри, Мартен (ред.). Философия лженауки, пересматривающая проблему демаркации (Online-Ausg. Ed.). Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 30. ISBN  9780226051826 . Проверено 18 апреля 2018 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бурштейн, Мишель (6 декабря 2008 г.). «Исследование роста здоровья и религиозности, несмотря на критику» . Проверено 18 ноября 2016 г. - черезwashingtonpost.com. Хотя эта область остается небольшой (по оценкам экспертов, на такие исследования во всем мире тратится около 5 миллионов долларов), обе стороны считают, что ставки огромны.
  8. ^ Бернарди Л., Слейт П., Бандинелли Г. и др. (2001). «Влияние молитвы с четками и мантр йоги на вегетативные сердечно-сосудистые ритмы: сравнительное исследование» . БМЖ . 323 (7327): 1446–1449. дои : 10.1136/bmj.323.7327.1446 . ПМК   61046 . ПМИД   11751348 .
  9. ^ Фрэнсис, Лесли; Роббинс, Мэнди; Льюис, Кристофер Алан; Барнс, Л. Филип (2008). «Молитва и психологическое здоровье: исследование среди шестиклассников, посещающих католические и протестантские школы в Северной Ирландии» (PDF) . Психическое здоровье, религия и культура . 11 (1): 85–92. дои : 10.1080/13674670701709055 . S2CID   56432949 .
  10. ^ Разум и дух. Архивировано 1 февраля 2009 г. в Wayback Machine из раздела Библиотеки здравоохранения системы здравоохранения CentraState . По состоянию на 18 мая 2006 г.
  11. ^ Мейзенхельдер, Дженис Белл; Чендлер, Эмили Н. (2001). «Частота молитвы и функциональное здоровье пресвитерианских пасторов». Журнал научного изучения религии . 40 (2): 323–330. дои : 10.1111/0021-8294.00059 .
  12. ^ Гальтон, Фрэнсис. Статистические исследования эффективности молитвы . Двухнедельный обзор 1872 г.; 12: 125–35.
  13. ^ Тиндалл, Джон; Гальтон, сэр Фрэнсис; Литтлдейл, Ричард Фредерик; Маккош, Джеймс; Минс, Джон О. (Джон Оливер); Конгрегационалистское издательское общество (1876 г.). Дебаты о молитвенной шкале . Мичиганский университет. Бостон, Конгрегационалистское издательское общество.
  14. ^ Бенсон, Х., Дусек, Дж. А., Шервуд, Дж. Б., Лам, П., Бетеа, К. Ф., Карпентер, В., Левицкий, С., Хилл, ПК, Клем, Д. В., Джайн, МК, Друмель, Д., Копецкий С.Л., Мюллер П.С., Марек Д., Роллинз С. и Хибберд П.Л. (2006). Исследование терапевтических эффектов ходатайственной молитвы (ШАГ) у пациентов с шунтированием сердца: многоцентровое рандомизированное исследование неопределенности и уверенности в получении ходатайственной молитвы. Американский кардиологический журнал, 151 (4), 934–942. https://doi.org/10.1016/j.ahj.2005.05.028
  15. ^ Джон А. Эстин и др. Эффективность «дистанционного исцеления». Систематический обзор рандомизированных исследований. Анналы внутренней медицины , 6 июня 2000 г., том. 132 нет. 11 903–910 [1]
  16. ^ Пауэлл Л.Х., Шахаби Л., Торесен CE (январь 2003 г.). «Религия и духовность. Связь с физическим здоровьем». Американский психолог . 58 (1): 36–52. CiteSeerX   10.1.1.404.4403 . дои : 10.1037/0003-066X.58.1.36 . ПМИД   12674817 .
  17. ^ Ходж, Дэвид Р. (2007). «Систематический обзор эмпирической литературы по ходатайственной молитве». Исследование практики социальной работы . 17 (2): 174–187. дои : 10.1177/1049731506296170 . S2CID   43547918 .
  18. ^ Мастерс, К.; Спилманс, Г.; Гудсон, Дж. (август 2006 г.). «Есть ли очевидные эффекты заступнической молитвы на расстоянии? Метааналитический обзор». Анналы поведенческой медицины . 32 (1): 21–26. CiteSeerX   10.1.1.599.3036 . дои : 10.1207/s15324796abm3201_3 . ПМИД   16827626 . S2CID   3672308 .
  19. ^ Эрзинклиоглу, Закария (2000). Каждый контакт оставляет след: научные открытия в двадцатом веке . Книги Карлтона. п. 60. ИСБН  9781842221617 . Например, большинство ученых отвергают идею исцеления верой — феномена, которому имеется определенное количество доказательств.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хасани, Садри (2010). От атомов к галактикам: концептуальный физический подход к научному познанию . ЦРК Пресс. п. 641. ИСБН  9781439882849 . Проверено 18 апреля 2018 г. Существуют также виды деятельности, которые, хотя и не классифицируются (или не заявляются) как научные, имеют последствия, выходящие за пределы научных территорий. Примерами этой категории деятельности являются утверждения о том, что нас посетили инопланетяне на неопознанных летающих объектах, все психические явления и исцеление верой. Мы изучаем природу всей этой деятельности под общим названием лженаука. . .
  21. ^ См. также:

    Питт, Джозеф К.; Пера, Марчелло (2012). Рациональные изменения в науке: очерки научных рассуждений . Springer Science & Business Media. ISBN  9789400937796 . Проверено 18 апреля 2018 г. Такие примеры лженауки, как теория биоритмов, астрология, дианетика, креационизм, целительство верой, могут показаться академическому читателю слишком очевидными примерами лженауки.

    Зербе, Майкл Дж. (2007). Композиция и риторика науки: привлечение доминирующего дискурса . СИУ Пресс. п. 86. ИСБН  9780809327409 . [Т] авторы журнала «Индикаторы науки и техники» Национального научного фонда 2002 года посвятили целый раздел своего отчета обеспокоенности тем, что общественность все больше доверяет псевдонауке, такой как астрология, НЛО и похищение инопланетянами, экстрасенсорное восприятие, обращение мертвых, вера. исцеление и горячие линии для экстрасенсов.

    Роберт Коган (1998). Критическое мышление: шаг за шагом . Университетское издательство Америки. п. 217 . ISBN  9780761810674 . Исцеление верой, пожалуй, самая опасная лженаука.

    Леонард, Билл Дж .; Крейншоу, Джилл Ю. (2013). Энциклопедия религиозных противоречий в Соединенных Штатах: AL . АВС-КЛИО. ISBN  9781598848670 . Проверено 18 апреля 2018 г. Некоторые подходы к исцелению верой также широко считаются псевдонаучными, в том числе подходы христианской науки, вуду и спиритуализма.

  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Популярные заблуждения III: Исцеление верой» . 26 сентября 2006 г. Проверено 30 апреля 2018 г. Естественно, этот результат вызвал горькие жалобы со стороны многих верующих, которые утверждают, что Бога не следует подвергать испытанию. В ответ на исследование MANTRA английский епископ сказал: «Молитва — это не пенни в игровом автомате. Нельзя просто положить монету и вытащить плитку шоколада». Аналогичным образом, в статье о молитвенных исследованиях в «Нью-Йорк Таймс» от 10 октября 2004 года преподобный Рэймонд Дж. Лоуренс-младший из Нью-Йоркской пресвитерианской больницы цитирует слова: «Невозможно подвергнуть Бога испытанию, и именно это вы делаете, когда разрабатываете исследование, чтобы увидеть, отвечает ли Бог на ваши молитвы. Все это унижает религию и продвигает инфантильную теологию о том, что Бог готов чудесным образом бросить вызов законам природы в ответ на молитву. "
  23. ^ Мартин, Майкл (1994). «Лженаука, паранормальные явления и научное образование» (PDF) . Наука и образование . 3 (4): 364. Бибкод : 1994Sc&Ed...3..357M . дои : 10.1007/BF00488452 . S2CID   22730647 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2019 года . Проверено 30 марта 2018 г. Исцеления, предположительно вызванные религиозной верой, в свою очередь, считаются паранормальными явлениями, но связанные с ними религиозные практики и верования не являются псевдонаучными, поскольку они обычно не имеют научных претензий.
  24. ^ Гулд, Стивен Джей (март 1997 г.). «Непересекающиеся магистратуры» . Естественная история . Том. 106. стр. 16–22. Переиздано в Гулд, Стивен Джей (1998). «Непересекающиеся магистратуры» . Гора моллюсков Леонардо и рацион червей . Нью-Йорк: Новая Гармония. стр. 269–83.
  25. ^ Фламм, Брюс (сентябрь – октябрь 2004 г.). «Чудо-исследование Колумбийского университета: недостатки и мошенничество» . Скептический исследователь . Комитет скептических расследований . Архивировано из оригинала 6 ноября 2009 г.
  26. ^ Вендлер, Дэвид (2017). «Этика клинических исследований» . Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2017 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Робертс, Линн; Ахмед, Иршад; Дэвисон, Эндрю (15 апреля 2009 г.). «Ходатайственная молитва об облегчении недугов» . Кокрейновская база данных систематических обзоров (2): CD000368. дои : 10.1002/14651858.CD000368.pub3 . ПМК   7034220 . ПМИД   19370557 .
  28. ^ "eMJA: Молитва как лекарство: многому ли мы научились?" . Проверено 21 декабря 2007 г.
  29. Skeptical Inquirer. Архивировано 29 февраля 2008 г. в Wayback Machine , сентябрь/октябрь 2004 г.
  30. ^ Репродуктивная медицина , ноябрь 2004 г.
  31. ^ Вахольц, Эми; Самбамурти, Уша (май 2011 г.). «Национальные тенденции в использовании молитв как средства решения проблем со здоровьем: изменения с 2002 по 2007 год». Психология религии и духовности . 3 (2): 67–77. дои : 10.1037/a0021598 .
  32. ^ «Дебаты о Боге» Сэма Харриса, Рика Уоррена, Newsweek - RichardDawkins.net
  33. ^ «Отрывок из Библейских ворот: Второзаконие 6:16 - Новая американская стандартная Библия» . Проверено 18 ноября 2016 г.
  34. ^ Бенсон Х., Дусек Дж.А., Шервуд Дж.Б. и др. (апрель 2006 г.). «Исследование терапевтического эффекта ходатайственной молитвы (ШАГ) у пациентов с шунтированием сердца: многоцентровое рандомизированное исследование неопределенности и уверенности в получении ходатайственной молитвы». Американский кардиологический журнал . 151 (4): 934–942. дои : 10.1016/j.ahj.2005.05.028 . ПМИД   16569567 .
  35. ^ Уильям Пейли, 1835, моральная и политическая философия Пейли Uriah Hunt Press, Филадельфия, стр. 157
  36. ^ Бертран Рассел, Религия и наука Oxford University Press, 1997. ISBN   0-19-511551-1 стр. xi
  37. ^ Бертран Рассел, Сборник статей Бертрана Рассела: Кембриджские эссе , опубликованные Routledge, 1983 ISBN   0-04-920067-4
  38. ^ Ричард Суинберн, Ответ на статистическое исследование эффекта петиционной молитвы , первоначально в журнале Science and Theology News 2006.
  39. ^ Докинз, «Бог как иллюзия», с. 65

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e158a34b57af98432cc8f3b1aa3e635e__1720805520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/5e/e158a34b57af98432cc8f3b1aa3e635e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Efficacy of prayer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)