Народ аймара
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Общая численность населения | |
---|---|
2,324,675 [1] [2] [3] [4] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Боливия | 1,598,807 [1] |
Перу | 548,292 [2] |
Чили | 156,754 [3] |
Аргентина | 20,822 [4] |
Языки | |
Аймара • Испанский | |
Религия | |
Большинство : католицизм Меньшинство : | |
Родственные этнические группы | |
Кечуа , Урус |
Аймара или Аймара ( Аймара : аймара ), люди — коренные жители Анд и Альтиплано регионов Южной Америки . Около 2,3 миллиона человек живут на северо-западе Аргентины , Боливии , Чили и Перу . Их предки жили в этом регионе на протяжении многих столетий, прежде чем стали подданными Империи инков в конце 15 или начале 16 века, а затем во время испанского завоевания Перу в 16 веке. После испано-американских войн за независимость (1810–1825 гг.) Аймара стали подданными новых наций Боливии и Перу. После войны на Тихом океане (1879–1883 гг.) Чили аннексировала территорию с населением аймара. [5]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Ранняя история народа аймара неясна. Выдвигались различные гипотезы. [6] Археологические данные бассейна Титикака на Альтиплано (высокая равнина) происходят с места расположения древнего города Тиуанако . Исследование радиоуглеродного датирования предполагает, что древний город был основан примерно в 110 году нашей эры. [7] Легенды о происхождении народа аймара с точки зрения временных рамок кажутся археологам противоречивыми. Археолог Карлос Мамани Кондори предполагает, что это связано с тем, что традиция аймара может рассматривать течение времени как континуум, а не с точки зрения предыстории и истории. [8] Аймара, возможно, были поселенцами из других мест, а не строителями древнего города. [6] Педро Сьеса де Леон (1518-1554), испанский летописец Перу, писал, что люди аймара, с которыми он познакомился, не знали, кто построил древний город. [9]
эпоха инков
[ редактировать ]Регион, где расположены Тиуанако и современные аймары, Альтиплано, был завоеван инками при Уайна Капаке (годы правления 1493–1523 гг.), хотя точная дата этого захвата неизвестна. Скорее всего, инки какое-то время имели сильное влияние на регион Аймара. Хотя аймары были завоеваны инками, они сохранили некоторую степень автономии в рамках империи.
Испанцы прибыли в западные части Южной Америки в 1535 году. Вскоре после этого, к 1538 году, они подчинили себе народ аймара. Первоначально аймара исповедовали свою собственную особую культуру, теперь свободную от влияния инков (ранее завоеванную испанцами), но аккультурация и ассимиляция со стороны испанцев были быстрыми. Многие аймара в это неспокойное время стали чернорабочими на шахтах и сельскохозяйственных полях. В последующую колониальную эпоху аймара были организованы в одиннадцать племен: канчи, каранга, чарка, колла, коллагуа, коллахуая, омасуйо, лупака, квиллака, урбина и пикаса. Аймара использовал многие сельскохозяйственные и технологические приемы испанцев, такие как использование плугов, тягловых животных, пшеницы, ячменя, овец, крупного рогатого скота и дощатых лодок для рыбалки. Тем не менее, аймара по-прежнему занимались традиционными занятиями, такими как выращивание альпак, выращивание местных сельскохозяйственных культур и ловля рыбы сетями. [10]
В ответ на колониальную эксплуатацию испанцами сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, сбора коки, домашнего труда аймара (вместе с другими) подняли восстание в 1629 году. За этим последовало более значительное восстание аймара в 1780 году, в котором Аймара почти захватил город Ла-Пас , и многие испанцы были убиты. Два года спустя это восстание было остановлено испанцами. Однако восстания против испанского правления периодически продолжались вплоть до обретения Перу независимости в 1821 году. [10]
Война на Тихом океане , начавшаяся в 1879 году, привела к тому, что Чили уже к 1880 году оккупировала территорию Перу с населением аймара. [5] [11] Департамент Тарапака был официально аннексирован в 1883 году , а Арика - в 1929 году . [11] По сравнению с народом мапуче из Араукании , который также был включен в состав Чили в конце 19 века, чилийская элита относилась к аймара как к «иностранным элементам», в отличие от мапуче, которых считали «исконными» чилийцами. [5] Еще одно различие между группами состоит в том, что земли аймара не подвергались колонизации в такой степени, как земли мапуче. [11] Аймара в Чили внесли свою собственность на землю, в основном пастбища, в чилийские реестры в начале 20 века. [11] Сегодня большинство чилийских аймара живут в городах побережья, а не на своих исконных внутренних территориях. [11]
Крупные реформы, вызванные Боливийской революцией 1952 года, привели к большей интеграции аймара в основное боливийское общество. Это также привело к тому, что многие аймара оторвались от своих коренных общин или больше не связаны с ними. Большинство боливийских аймара сегодня занимаются сельским хозяйством, строительством, добычей полезных ископаемых и работают на фабриках. Хотя сейчас все больше людей занимаются профессиональной деятельностью. Язык аймара (наряду с кечуа ) теперь является официальным языком в Боливии, и наблюдается рост программ помощи аймара и их родным землям. [10]
Лингвисты узнали, что когда-то на языке аймара говорили гораздо севернее, по крайней мере, до центральной части Перу. Большинство андских лингвистов полагают, что вполне вероятно, что аймара возникли или объединились как народ в этой области (см. «География» ниже).
Аймарас захватили и вытеснили Уру , более старое население из регионов озер Титикака и Поопо . Уру жили в этом районе еще в 1930-х годах. [12]
География
[ редактировать ]Большинство современных носителей языка аймара проживают в бассейне озера Титикака , на территории от озера Титикака через реку Десагуадеро до озера Поопо ( Оуро, Боливия ), также известного как Альтиплано . Они находятся к югу от озера. Столица древней цивилизации аймара неизвестна. Согласно исследованию антрополога Корнеллского университета Джона Мурры , существовало по меньшей мере семь различных королевств . Столицей королевства Лупака может стать город Чукуито , расположенный на берегу озера Титикака.
Нынешним городским центром региона Аймара может быть Эль-Альто , город с населением 750 000 человек недалеко от столицы Боливии Ла-Паса . На протяжении большей части 20-го века центром космополитической культуры аймара мог быть Чукиаго-Марка (Ла-Пас). Столица Боливии могла быть перенесена из Сукре в Ла-Пас во время правления генерала Хосе Мануэля Пандо (умершего в 1917 году) и во время гражданской войны в Боливии.
Культура
[ редактировать ]Флаг Аймара известен как Вифала ; он состоит из семи цветов, соединенных диагональными полосами.
Родным языком аймара является аймара . Многие аймары говорят на испанском как на втором или первом языке, хотя он является преобладающим языком в районах их проживания. У языка аймара есть один выживший родственник, на котором говорит небольшая изолированная группа численностью около 1000 человек далеко на севере, в горах внутри страны от Лимы в Центральном Перу (в деревне Тупе и ее окрестностях, провинция Яуйос, департамент Лима). Этот язык, две разновидности которого известны как джакару и кавки, [13] принадлежит к той же семье, что и Аймара. Некоторые лингвисты называют этот язык «центральным аймара». «Южный аймара» — язык, на котором говорят наиболее широко, на нем говорят жители региона Титикака.
Большая часть современной городской культуры аймара развивалась в рабочих кварталах аймара в Ла-Пасе , таких как Чиджини и соседний Эль-Альто . Женщины кечуа и аймара в Перу и Боливии переняли стиль ношения котелков в 1920-х годах. По легенде, партия котелков была отправлена из Европы в Боливию через Перу для использования европейцами, работающими на строительстве железных дорог. Их отдавали коренным народам, если они были слишком малы для строителей. [14] Роскошное, элегантное и космополитичное платье Аймара Чола, которое является иконой Боливии (котелок, агуайо , тяжелая поллера, юбки, ботинки, украшения и т. д.), зародилось и развивалось в Ла-Пасе. Это городская традиция в одежде. Этот стиль одежды стал частью этнической идентификации женщин аймара. Многие аймара живут и работают крестьянами в окрестностях Альтиплано. Еще одна недавняя инновация, основанная на красочной эстетике Чола, — это здания, спроектированные в « неоандском » стиле, сосредоточенные в Эль-Альто. [15]
Аймара веками выращивали и жевали растения коки , используя их листья в традиционной медицине, а также в ритуальных подношениях богу-отцу Инти (Солнцу) и богине-матери Пачамаме (Земле). В течение прошлого столетия во время нарковойн из-за этого растения возник конфликт с государственными властями. Чиновники провели уничтожение коки , чтобы предотвратить добычу и изоляцию наркотика кокаина . Однако ритуальное использование коки играет центральную роль в религиях коренных народов как аймара, так и кечуа. Кока используется в ритуальных церемониях лечения ятири . С конца 20 века его ритуальное использование стало символом культурной самобытности.
Чайро — традиционное рагу индейцев аймара. Его готовят из чуньо (картофельного крахмала), лука, моркови, картофеля, белой кукурузы, говядины и зерен пшеницы . Он также содержит такие травы, как кориандр и специи. Его родиной является регион Ла-Пас .
Религия и мифология
[ редактировать ]Большинство современных аймара исповедуют синкретическую форму католицизма, наполненную местными обычаями и верованиями. Вскоре после испанского завоевания иезуиты и доминиканские священники начали обращать в свою веру и заниматься прозелитизмом среди аймара. Однако аймара продолжали исповедовать свою родную веру и лишь номинально приняли христианство. Современная духовность аймара включает в себя множество синкретических верований, таких как народное исцеление, гадание, магия и многое другое. Однако, когда дело доходит до верований о загробной жизни, аймара придерживаются более стандартного взгляда, принятого в традиционном христианстве. [10]
В мифологии аймара ламы — важные существа. Говорят, что Небесная лама пьет воду из океана и мочится ею в виде дождя. [16] Согласно эсхатологии ламы вернутся в родники и лагуны, откуда они пришли аймара, в конце времен . [16]
Политика
[ редактировать ]Аймара и другие группы коренных народов сформировали многочисленные движения за большую независимость или политическую власть. К ним относятся Партизанская армия Тупака Катари , возглавляемая Фелипе Киспе , и Движение к социализму , политическая партия, организованная Движением Кокалеро и Эво Моралесом . Эти и другие организации аймара возглавили политическую активность в Боливии, включая Боливийскую газовую войну 2003 года и протесты в Боливии 2005 года .
Киспе заявил, что одна из целей его группы — создание независимого государства коренных народов. Они предложили название Кулласую в честь восточного (и в основном аймара) региона империи инков, который охватывал юго-восточный угол современного Перу и западную Боливию.
Эво Моралес — производитель коки аймара из региона Чапаре. Его партия «Движение к социализму» заключила союзы как с сельскими коренными народами, так и с городским рабочим классом, чтобы сформировать широкую левую коалицию в Боливии. Моралес баллотировался на пост президента на нескольких выборах с конца 20 века, получая все большую поддержку. В 2005 году он одержал неожиданную победу, набрав наибольшее большинство голосов с тех пор, как Боливия вернулась к демократии. Он первый президент Боливии из числа коренного населения. Ему приписывают свержение двух предыдущих президентов Боливии.
Сами аймары проводят существенные различия между боливийскими и чилийскими аймарами, чтобы определить по национальности, кто имеет право голоса по местным вопросам (и кто исключен из процесса принятия решений). [5]
Известные люди
[ редактировать ]- Грегория Апаза , революционер
- Элизия Крэмптон , американский музыкант
- Хайме Эскаланте , учитель
- Пато Хоффманн , актер
- Тупак Катари , революционер
- Ремедиос Лоза , телеведущая и политик
- Фредди Мамани , боливийский архитектор
- Эво Моралес , 65-й президент Боливии
- Роберто Мамани Мамани , современный боливийский художник.
- Розмери Молло , медсестра по репродуктивному здоровью
- Роза Паломино , правозащитница
- Бартолина Сиса , революционерка
- Венди Сулка , перуанская певица
- Рамиро Вака — боливийский футболист.
- Сезар , боливийский футболист.
- Диего Каюпил — чилийский футболист.
- Луис Хименес Касерес , чилийский политик, традиционный член Конституционного собрания Чили
- Изабелла Мамани , чилийский политик, член Конституционного собрания Чили.
- Хавьер Гарсиа Чоке , чилийский политик
- Хауме Куэльяр — испано-боливийский футболист.
- Хоселито Вака — боливийский футболист.
- Роберто Фернандес — боливийский футболист.
- Диего Виреар — боливийский футболист.
См. также
[ редактировать ]- катаризм
- Кимса Чата
- Социалистическая группа аймара
- Вифала
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Характеристика населения Боливии по данным переписи населения и жилищного фонда 2012 года» . Национальный институт статистики Республики Боливия . п. 29. Архивировано из оригинала 1 августа 2021 г. Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Перу: Социально-демографический профиль» (PDF) . Национальный институт статистики и информатики . п. 214.
- ^ Jump up to: а б «Обобщение результатов переписи населения 2017 года» (PDF) . Национальный институт статистики, Сантьяго-де-Чили . п. 16.
- ^ Jump up to: а б «Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2010 года: окончательные результаты: серия B № 2: том 1» (PDF) (на испанском языке). ИНДЕКС. п. 281. Архивировано из оригинала (PDF) 8 декабря 2015 года . Проверено 5 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Вергара, Хорхе Иван; Гундерманн, Ганс (2012). «Конституция и внутренняя динамика региональной идентичности в Тарапаке и Лос-Лагосе, Чили» . Чунгара (на испанском языке). 44 (1). Университет Тарапаки : 115–134. дои : 10.4067/s0717-73562012000100009 .
- ^ Jump up to: а б Броуман, Дэвид Л. (октябрь 1994 г.). «Археолингвистика бассейна Титикака: Уру, Пукина и Аймара 750–1450 гг. Н.э.» . Мировая археология . 26 (2): 235 . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ Марш, Эрик (2012). « Байесовская переоценка самых ранних радиоуглеродных дат из Тиуанако, Боливия» . Радиоуглерод . 54 (2): 203. Проверено 4 августа 2024 года .
- ^ Агилар, Джозеф (2013). «13». В Шмидте, Питер (ред.). Смерть предыстории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 285. ИСБН 9780199684595 .
{{cite book}}
:|access-date=
требует|url=
( помощь ) ; Более одного из|author1=
и|last1=
указано ( помощь ) - ^ Чопик-младший, Гарри (1946). Стюард, Джулиан (ред.). Справочник южноамериканских индейцев: Андские цивилизации . Типография правительства США. п. 501. ИСБН 9781404741430 .
- ^ Jump up to: а б с д Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. п. 160. ИСБН 1-57958-468-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Гонсалес Кортес, Эктор; Гундерманн Крёлль, Ганс (2022). «Земельная собственность среди аймара чилийского Альтиплано, 1880-2020» . Географический журнал Norte Grande (на испанском языке). 83 (83): 67–86. дои : 10.4067/S0718-34022022000300067 .
- ^ Аарон И. Наар, Los Hombres del Lago » . Примечание. Этот документальный фильм рассказывает о самой маленькой общине Уру-Муратос, Пуньяка Тинтамария. В фильме, рассказанном бывшим лидером Даниэлем Маурисио Чоке, рассказывается история их общины, обычаи, и текущие проблемы: их постоянная бедность, нехватка земли и представительства, загрязнение озера Поопо и последствия глобального потепления . Посмотрите 12-минутный отрывок из фильма на YouTube .
- ↑ Марта Хардман уже давно утверждает, что джакару и кавки — два отдельных языка, но большинство других лингвистов считают их двумя тесно связанными диалектами.
- ^ Пейтман, Роберт (2006). Боливия (Культуры мира, второе) . Маршалл Кавендиш. п. 70. ИСБН 9780761420668 .
- ^ Банерджи, Шрея (17 октября 2015 г.). «На фотографиях: красочные андские особняки Боливии» . Новости Би-би-си . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Монтесино Агирре, Соня (2015). «Пламя». Мифы Чили: Энциклопедия существ, призраков и чар (на испанском языке). Каталония . п. 415. ИСБН 978-956-324-375-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адельсон, Лори и Артур Трахт. Ткачество аймара: церемониальный текстиль колониальной Боливии XIX века . [Вашингтон, округ Колумбия]: Служба передвижных выставок Смитсоновского института, 1983. ISBN 0-86528-022-3
- Бюхлер, Ханс К. СМИ в масках: праздники аймара и социальное взаимодействие в горной местности Боливии . Подходы к семиотике , 59. Гаага: Мутон, 1980. ISBN 90-279-7777-1
- Бюхлер, Ханс К. и Юдит-Мария Бюхлер. Боливийская аймара . Тематические исследования в области культурной антропологии . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1971. ISBN 0-03-081380-8
- Картер, Уильям Э. Сообщества Аймара и аграрная реформа в Боливии . Гейнсвилл: Университет Флориды Press, 1964.
- Иген, Джеймс. Аймара Южной Америки, Первые народы. Миннеаполис: Lerner Publications Co, 2002. ISBN 0-8225-4174-2
- Форбс, Дэвид. «Об индейцах аймара в Боливии и Перу», Журнал Лондонского этнологического общества . Том 2 (1870): 193–305.
- Колата, Алан Л. Архивировано 13 сентября 2019 г. в Wayback Machine Долина духов: Путешествие в затерянное царство аймара. Архивировано 13 сентября 2019 г. в Wayback Machine . Нью-Йорк: Уайли, 1996. ISBN 0-471-57507-0
- Хардман, Марта Джеймс. Язык аймара в его социальном и культурном контексте: сборник очерков по аспектам языка и культуры аймара . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды, 1981. ISBN 0-8130-0695-3
- Левеллен, Тед К. Крестьяне в переходный период: меняющаяся экономика перуанского народа аймара: общий системный подход . Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1978. ISBN 0-89158-076-X
- Мурра, Джон . «Королевство аймара в 1567 году», Этноистория 15, вып. 2 (1968) 115–151.
- Орта, Андрей. Катехизация культуры: миссионеры, аймара и «новый евангелизм» . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2004. ISBN 0-231-13068-6
- Ривера Кусиканки, Сильвия. Угнетенные, но не побежденные: крестьянская борьба среди аймара и чечва в Боливии, 1900-1980 гг . Женева: Научно-исследовательский институт социального развития ООН, 1987.
- Чопик, Гарри . Аймара Чукуито, Перу . 1951.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Аймара на английском языке
- Общество: очерк
- Мировоззрение аймара, отраженное в концепции времени
- НПО «Правильно»
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Аарон И. Наар, Los Hombres del Lago , документальный фильм. В нем рассказывается о Пуньяка Тинтамария, самой маленькой общине Уру-Муратос. В фильме, рассказанном бывшим лидером сообщества Даниэлем Морисио Чоке, рассказывается история сообщества, обычаи и текущие проблемы: бедность, нехватка земли и представительства, загрязнение озера Поопо и последствия глобального потепления.