Jump to content

Народ аймара

аймара
Народ аймара в провинции Жужуй , ок. 1870.
Общая численность населения
2,324,675 [1] [2] [3] [4]
Регионы со значительной численностью населения
 Боливия 1,598,807 [1]
 Перу 548,292 [2]
 Чили 156,754 [3]
 Аргентина 20,822 [4]
Языки
Аймара Испанский
Религия
Большинство :
католицизм
Меньшинство :
Родственные этнические группы
Кечуа , Урус

Аймара или Аймара ( Аймара : аймара слушай ), люди — коренные жители Анд и Альтиплано регионов Южной Америки . Около 2,3 миллиона человек живут на северо-западе Аргентины , Боливии , Чили и Перу . Их предки жили в этом регионе на протяжении многих столетий, прежде чем стали подданными Империи инков в конце 15 или начале 16 века, а затем во время испанского завоевания Перу в 16 веке. После испано-американских войн за независимость (1810–1825 гг.) Аймара стали подданными новых наций Боливии и Перу. После войны на Тихом океане (1879–1883 ​​гг.) Чили аннексировала территорию с населением аймара. [5]

Аймара Пончо , 17 или 18 век.

Ранняя история

[ редактировать ]

Ранняя история народа аймара неясна. Выдвигались различные гипотезы. [6] Археологические данные бассейна Титикака на Альтиплано (высокая равнина) происходят с места расположения древнего города Тиуанако . Исследование радиоуглеродного датирования предполагает, что древний город был основан примерно в 110 году нашей эры. [7] Легенды о происхождении народа аймара с точки зрения временных рамок кажутся археологам противоречивыми. Археолог Карлос Мамани Кондори предполагает, что это связано с тем, что традиция аймара может рассматривать течение времени как континуум, а не с точки зрения предыстории и истории. [8] Аймара, возможно, были поселенцами из других мест, а не строителями древнего города. [6] Педро Сьеса де Леон (1518-1554), испанский летописец Перу, писал, что люди аймара, с которыми он познакомился, не знали, кто построил древний город. [9]

эпоха инков

[ редактировать ]

Регион, где расположены Тиуанако и современные аймары, Альтиплано, был завоеван инками при Уайна Капаке (годы правления 1493–1523 гг.), хотя точная дата этого захвата неизвестна. Скорее всего, инки какое-то время имели сильное влияние на регион Аймара. Хотя аймары были завоеваны инками, они сохранили некоторую степень автономии в рамках империи.

Испанцы прибыли в западные части Южной Америки в 1535 году. Вскоре после этого, к 1538 году, они подчинили себе народ аймара. Первоначально аймара исповедовали свою собственную особую культуру, теперь свободную от влияния инков (ранее завоеванную испанцами), но аккультурация и ассимиляция со стороны испанцев были быстрыми. Многие аймара в это неспокойное время стали чернорабочими на шахтах и ​​сельскохозяйственных полях. В последующую колониальную эпоху аймара были организованы в одиннадцать племен: канчи, каранга, чарка, колла, коллагуа, коллахуая, омасуйо, лупака, квиллака, урбина и пикаса. Аймара использовал многие сельскохозяйственные и технологические приемы испанцев, такие как использование плугов, тягловых животных, пшеницы, ячменя, овец, крупного рогатого скота и дощатых лодок для рыбалки. Тем не менее, аймара по-прежнему занимались традиционными занятиями, такими как выращивание альпак, выращивание местных сельскохозяйственных культур и ловля рыбы сетями. [10]

В ответ на колониальную эксплуатацию испанцами сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, сбора коки, домашнего труда аймара (вместе с другими) подняли восстание в 1629 году. За этим последовало более значительное восстание аймара в 1780 году, в котором Аймара почти захватил город Ла-Пас , и многие испанцы были убиты. Два года спустя это восстание было остановлено испанцами. Однако восстания против испанского правления периодически продолжались вплоть до обретения Перу независимости в 1821 году. [10]

Война на Тихом океане , начавшаяся в 1879 году, привела к тому, что Чили уже к 1880 году оккупировала территорию Перу с населением аймара. [5] [11] Департамент Тарапака был официально аннексирован в 1883 году , а Арика - в 1929 году . [11] По сравнению с народом мапуче из Араукании , который также был включен в состав Чили в конце 19 века, чилийская элита относилась к аймара как к «иностранным элементам», в отличие от мапуче, которых считали «исконными» чилийцами. [5] Еще одно различие между группами состоит в том, что земли аймара не подвергались колонизации в такой степени, как земли мапуче. [11] Аймара в Чили внесли свою собственность на землю, в основном пастбища, в чилийские реестры в начале 20 века. [11] Сегодня большинство чилийских аймара живут в городах побережья, а не на своих исконных внутренних территориях. [11]

Крупные реформы, вызванные Боливийской революцией 1952 года, привели к большей интеграции аймара в основное боливийское общество. Это также привело к тому, что многие аймара оторвались от своих коренных общин или больше не связаны с ними. Большинство боливийских аймара сегодня занимаются сельским хозяйством, строительством, добычей полезных ископаемых и работают на фабриках. Хотя сейчас все больше людей занимаются профессиональной деятельностью. Язык аймара (наряду с кечуа ) теперь является официальным языком в Боливии, и наблюдается рост программ помощи аймара и их родным землям. [10]

Пуэрта дель Соль, Тиуанако , Боливия

Лингвисты узнали, что когда-то на языке аймара говорили гораздо севернее, по крайней мере, до центральной части Перу. Большинство андских лингвистов полагают, что вполне вероятно, что аймара возникли или объединились как народ в этой области (см. «География» ниже).

Аймарас захватили и вытеснили Уру , более старое население из регионов озер Титикака и Поопо . Уру жили в этом районе еще в 1930-х годах. [12]

География

[ редактировать ]
Распределение аймара по муниципалитетам Боливии

Большинство современных носителей языка аймара проживают в бассейне озера Титикака , на территории от озера Титикака через реку Десагуадеро до озера Поопо ( Оуро, Боливия ), также известного как Альтиплано . Они находятся к югу от озера. Столица древней цивилизации аймара неизвестна. Согласно исследованию антрополога Корнеллского университета Джона Мурры , существовало по меньшей мере семь различных королевств . Столицей королевства Лупака может стать город Чукуито , расположенный на берегу озера Титикака.

Нынешним городским центром региона Аймара может быть Эль-Альто , город с населением 750 000 человек недалеко от столицы Боливии Ла-Паса . На протяжении большей части 20-го века центром космополитической культуры аймара мог быть Чукиаго-Марка (Ла-Пас). Столица Боливии могла быть перенесена из Сукре в Ла-Пас во время правления генерала Хосе Мануэля Пандо (умершего в 1917 году) и во время гражданской войны в Боливии.

Распространение доиспанских народов в Чили. Север находится справа от карты.

Культура

[ редактировать ]
Вифала , флаг Аймара
Традиционная церемония аймара в Копакабане, на берегу озера Титикака в Боливии.

Флаг Аймара известен как Вифала ; он состоит из семи цветов, соединенных диагональными полосами.

Родным языком аймара является аймара . Многие аймары говорят на испанском как на втором или первом языке, хотя он является преобладающим языком в районах их проживания. У языка аймара есть один выживший родственник, на котором говорит небольшая изолированная группа численностью около 1000 человек далеко на севере, в горах внутри страны от Лимы в Центральном Перу (в деревне Тупе и ее окрестностях, провинция Яуйос, департамент Лима). Этот язык, две разновидности которого известны как джакару и кавки, [13] принадлежит к той же семье, что и Аймара. Некоторые лингвисты называют этот язык «центральным аймара». «Южный аймара» — язык, на котором говорят наиболее широко, на нем говорят жители региона Титикака.

Большая часть современной городской культуры аймара развивалась в рабочих кварталах аймара в Ла-Пасе , таких как Чиджини и соседний Эль-Альто . Женщины кечуа и аймара в Перу и Боливии переняли стиль ношения котелков в 1920-х годах. По легенде, партия котелков была отправлена ​​из Европы в Боливию через Перу для использования европейцами, работающими на строительстве железных дорог. Их отдавали коренным народам, если они были слишком малы для строителей. [14] Роскошное, элегантное и космополитичное платье Аймара Чола, которое является иконой Боливии (котелок, агуайо , тяжелая поллера, юбки, ботинки, украшения и т. д.), зародилось и развивалось в Ла-Пасе. Это городская традиция в одежде. Этот стиль одежды стал частью этнической идентификации женщин аймара. Многие аймара живут и работают крестьянами в окрестностях Альтиплано. Еще одна недавняя инновация, основанная на красочной эстетике Чола, — это здания, спроектированные в « неоандском » стиле, сосредоточенные в Эль-Альто. [15]

Аймара веками выращивали и жевали растения коки , используя их листья в традиционной медицине, а также в ритуальных подношениях богу-отцу Инти (Солнцу) и богине-матери Пачамаме (Земле). В течение прошлого столетия во время нарковойн из-за этого растения возник конфликт с государственными властями. Чиновники провели уничтожение коки , чтобы предотвратить добычу и изоляцию наркотика кокаина . Однако ритуальное использование коки играет центральную роль в религиях коренных народов как аймара, так и кечуа. Кока используется в ритуальных церемониях лечения ятири . С конца 20 века его ритуальное использование стало символом культурной самобытности.

Чайро — традиционное рагу индейцев аймара. Его готовят из чуньо (картофельного крахмала), лука, моркови, картофеля, белой кукурузы, говядины и зерен пшеницы . Он также содержит такие травы, как кориандр и специи. Его родиной является регион Ла-Пас .

Религия и мифология

[ редактировать ]

Большинство современных аймара исповедуют синкретическую форму католицизма, наполненную местными обычаями и верованиями. Вскоре после испанского завоевания иезуиты и доминиканские священники начали обращать в свою веру и заниматься прозелитизмом среди аймара. Однако аймара продолжали исповедовать свою родную веру и лишь номинально приняли христианство. Современная духовность аймара включает в себя множество синкретических верований, таких как народное исцеление, гадание, магия и многое другое. Однако, когда дело доходит до верований о загробной жизни, аймара придерживаются более стандартного взгляда, принятого в традиционном христианстве. [10]

В мифологии аймара ламы — важные существа. Говорят, что Небесная лама пьет воду из океана и мочится ею в виде дождя. [16] Согласно эсхатологии ламы вернутся в родники и лагуны, откуда они пришли аймара, в конце времен . [16]

Политика

[ редактировать ]
Урок грамотности в Эль-Альто

Аймара и другие группы коренных народов сформировали многочисленные движения за большую независимость или политическую власть. К ним относятся Партизанская армия Тупака Катари , возглавляемая Фелипе Киспе , и Движение к социализму , политическая партия, организованная Движением Кокалеро и Эво Моралесом . Эти и другие организации аймара возглавили политическую активность в Боливии, включая Боливийскую газовую войну 2003 года и протесты в Боливии 2005 года .

Киспе заявил, что одна из целей его группы — создание независимого государства коренных народов. Они предложили название Кулласую в честь восточного (и в основном аймара) региона империи инков, который охватывал юго-восточный угол современного Перу и западную Боливию.

Эво Моралес — производитель коки аймара из региона Чапаре. Его партия «Движение к социализму» заключила союзы как с сельскими коренными народами, так и с городским рабочим классом, чтобы сформировать широкую левую коалицию в Боливии. Моралес баллотировался на пост президента на нескольких выборах с конца 20 века, получая все большую поддержку. В 2005 году он одержал неожиданную победу, набрав наибольшее большинство голосов с тех пор, как Боливия вернулась к демократии. Он первый президент Боливии из числа коренного населения. Ему приписывают свержение двух предыдущих президентов Боливии.

Сами аймары проводят существенные различия между боливийскими и чилийскими аймарами, чтобы определить по национальности, кто имеет право голоса по местным вопросам (и кто исключен из процесса принятия решений). [5]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Характеристика населения Боливии по данным переписи населения и жилищного фонда 2012 года» . Национальный институт статистики Республики Боливия . п. 29. Архивировано из оригинала 1 августа 2021 г. Проверено 28 марта 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Перу: Социально-демографический профиль» (PDF) . Национальный институт статистики и информатики . п. 214.
  3. ^ Jump up to: а б «Обобщение результатов переписи населения 2017 года» (PDF) . Национальный институт статистики, Сантьяго-де-Чили . п. 16.
  4. ^ Jump up to: а б «Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2010 года: окончательные результаты: серия B № 2: том 1» (PDF) (на испанском языке). ИНДЕКС. п. 281. Архивировано из оригинала (PDF) 8 декабря 2015 года . Проверено 5 декабря 2015 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д Вергара, Хорхе Иван; Гундерманн, Ганс (2012). «Конституция и внутренняя динамика региональной идентичности в Тарапаке и Лос-Лагосе, Чили» . Чунгара (на испанском языке). 44 (1). Университет Тарапаки : 115–134. дои : 10.4067/s0717-73562012000100009 .
  6. ^ Jump up to: а б Броуман, Дэвид Л. (октябрь 1994 г.). «Археолингвистика бассейна Титикака: Уру, Пукина и Аймара 750–1450 гг. Н.э.» . Мировая археология . 26 (2): 235 . Проверено 4 августа 2024 г.
  7. ^ Марш, Эрик (2012). « Байесовская переоценка самых ранних радиоуглеродных дат из Тиуанако, Боливия» . Радиоуглерод . 54 (2): 203. Проверено 4 августа 2024 года .
  8. ^ Агилар, Джозеф (2013). «13». В Шмидте, Питер (ред.). Смерть предыстории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 285. ИСБН  9780199684595 . {{cite book}}: |access-date= требует |url= ( помощь ) ; Более одного из |author1= и |last1= указано ( помощь )
  9. ^ Чопик-младший, Гарри (1946). Стюард, Джулиан (ред.). Справочник южноамериканских индейцев: Андские цивилизации . Типография правительства США. п. 501. ИСБН  9781404741430 .
  10. ^ Jump up to: а б с д Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. п. 160. ИСБН  1-57958-468-3 .
  11. ^ Jump up to: а б с д и Гонсалес Кортес, Эктор; Гундерманн Крёлль, Ганс (2022). «Земельная собственность среди аймара чилийского Альтиплано, 1880-2020» . Географический журнал Norte Grande (на испанском языке). 83 (83): 67–86. дои : 10.4067/S0718-34022022000300067 .
  12. ^ Аарон И. Наар, Los Hombres del Lago » . Примечание. Этот документальный фильм рассказывает о самой маленькой общине Уру-Муратос, Пуньяка Тинтамария. В фильме, рассказанном бывшим лидером Даниэлем Маурисио Чоке, рассказывается история их общины, обычаи, и текущие проблемы: их постоянная бедность, нехватка земли и представительства, загрязнение озера Поопо и последствия глобального потепления . Посмотрите 12-минутный отрывок из фильма на YouTube .
  13. Марта Хардман уже давно утверждает, что джакару и кавки — два отдельных языка, но большинство других лингвистов считают их двумя тесно связанными диалектами.
  14. ^ Пейтман, Роберт (2006). Боливия (Культуры мира, второе) . Маршалл Кавендиш. п. 70. ИСБН  9780761420668 .
  15. ^ Банерджи, Шрея (17 октября 2015 г.). «На фотографиях: красочные андские особняки Боливии» . Новости Би-би-си . Проверено 3 сентября 2023 г.
  16. ^ Jump up to: а б Монтесино Агирре, Соня (2015). «Пламя». Мифы Чили: Энциклопедия существ, призраков и чар (на испанском языке). Каталония . п. 415. ИСБН  978-956-324-375-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Адельсон, Лори и Артур Трахт. Ткачество аймара: церемониальный текстиль колониальной Боливии XIX века . [Вашингтон, округ Колумбия]: Служба передвижных выставок Смитсоновского института, 1983. ISBN   0-86528-022-3
  • Бюхлер, Ханс К. СМИ в масках: праздники аймара и социальное взаимодействие в горной местности Боливии . Подходы к семиотике , 59. Гаага: Мутон, 1980. ISBN   90-279-7777-1
  • Бюхлер, Ханс К. и Юдит-Мария Бюхлер. Боливийская аймара . Тематические исследования в области культурной антропологии . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1971. ISBN   0-03-081380-8
  • Картер, Уильям Э. Сообщества Аймара и аграрная реформа в Боливии . Гейнсвилл: Университет Флориды Press, 1964.
  • Иген, Джеймс. Аймара Южной Америки, Первые народы. Миннеаполис: Lerner Publications Co, 2002. ISBN   0-8225-4174-2
  • Форбс, Дэвид. «Об индейцах аймара в Боливии и Перу», Журнал Лондонского этнологического общества . Том 2 (1870): 193–305.
  • Колата, Алан Л. Архивировано 13 сентября 2019 г. в Wayback Machine Долина духов: Путешествие в затерянное царство аймара. Архивировано 13 сентября 2019 г. в Wayback Machine . Нью-Йорк: Уайли, 1996. ISBN   0-471-57507-0
  • Хардман, Марта Джеймс. Язык аймара в его социальном и культурном контексте: сборник очерков по аспектам языка и культуры аймара . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды, 1981. ISBN   0-8130-0695-3
  • Левеллен, Тед К. Крестьяне в переходный период: меняющаяся экономика перуанского народа аймара: общий системный подход . Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1978. ISBN   0-89158-076-X
  • Мурра, Джон . «Королевство аймара в 1567 году», Этноистория 15, вып. 2 (1968) 115–151.
  • Орта, Андрей. Катехизация культуры: миссионеры, аймара и «новый евангелизм» . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2004. ISBN   0-231-13068-6
  • Ривера Кусиканки, Сильвия. Угнетенные, но не побежденные: крестьянская борьба среди аймара и чечва в Боливии, 1900-1980 гг . Женева: Научно-исследовательский институт социального развития ООН, 1987.
  • Чопик, Гарри . Аймара Чукуито, Перу . 1951.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: caa59e6e800b4f737aad5241314519a5__1722755160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/a5/caa59e6e800b4f737aad5241314519a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aymara people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)