Люди Атакамы
Кунц Ликанантай | |
---|---|
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 30,369 (2017) [1] |
![]() | 13,936 (2010) [2] |
Языки | |
Испанский , ранее Кунза | |
Религия | |
Христианин, инков культ [ нужна ссылка ] |
Народ Атакама , также называемый Атакаменьо , является коренным народом из пустыни Атакама и региона Альтиплано на севере Чили и Аргентины , а также на юге Боливии , в основном в регионе Антофагаста .
Согласно аргентинской переписи населения 2010 года, 13 936 человек были идентифицированы как атакаменьо первого поколения в Аргентине . [2] в то время как по состоянию на 2002 год в Чили проживало 21 015 жителей Атакаменьо. [3]
Другие названия включают Кунза и Ликанантаи . [а]

История
[ редактировать ]Истоки культуры Атакаменьо можно проследить до 500 года нашей эры. Жители Тиуанако были первыми известными завоевателями. В начале 15-го века Атакаменьо были завоеваны императором Топа инков Инка Юпанки , который ввел новый социальный порядок, культ солнца инков и различные обычаи, включая использование листьев коки . Режим инков построил дороги от Салар-де-Атакама до территории, которая сейчас является северо-востоком Аргентины. [4]
В 1536 году в этот район прибыли первые испанские конкистадоры Диего де Альмагро , и в 1557 году он был окончательно аннексирован под испанский контроль. [5] В 18 веке Атакаменьо Томас Панири присоединился к восстаниям, возглавляемым перуанцем Тупаком Амару II и боливийцем Тупаком Катари . В 1824 году регион стал частью Боливии , а в 1883 году попал в руки Чили. В 2007 году население Атакаменьо оценивалось в 21 015 человек. [4]
В 2021 году Химена Анса была избрана представителем народа Атакаменьо на зарезервированное место в Конституционном собрании . [6]
Культура
[ редактировать ]Атакаменьо защищали свои деревни мощными каменными стенами, известными как пукара , слово на языке кечуа . Они также разработали керамическое ремесло, работу с медью (с использованием меди, добытой из Чукикаматы ) и работу с золотом. Многие из исторических поселений до сих пор существуют под теми же названиями, в том числе Китор , Чиу-Чиу , Ласана , Тури , Топайин , Сускес , Калама , Токонао , Антофагаста-де-ла-Сьерра , а также одно из самых важных поселений в регионе, Сан-Педро. де Атакама .
Язык
[ редактировать ]Исходным языком Атакаменьос был недавно вымерший язык Кунзы .
- Мумия найдена в пустыне Атакама
- Деформированный череп Атакаменьо
- Поселение Тулор в пустыне Атакама.
Кухня
[ редактировать ]Атакаменьо были пастухами ламини , которые наилучшим образом использовали скудную воду и редкую местность, используя свой домашний скот - ламу и альпаку - как в качестве вьючных животных, так и для получения мяса, шкур и шерсти.
Как и многие другие жители Анд, Атакаменьо создали террасное земледелие, чтобы предотвратить сток воды . Они выращивали различные культуры, в том числе тыкву, кабачки, перец чили, фасоль, табак, дыню, кукурузу и, прежде всего, картофель и киноа. Они удобряли посевы гуано морских птиц, которое перевозили вглубь страны на ламах. Они также ели мясо своего скота и покупали рыбу и моллюсков у прибрежных народов в обмен на чарки , сушеное соленое мясо, которое они производили.
Керамика
[ редактировать ]В первый период, между 400 и 900 годами нашей эры, Атакаменьо производило розовую глазурованную керамику, в том числе антропоморфные кувшины, а также золотые украшения и чашки.
Во второй период, между 900 и 1200 годами нашей эры, использовалась керамика с черной глазурью, что свидетельствует о влиянии культуры Тиуанако . Артефакты включали таблетки для вдыхания галлюциногенов из дерева Уилько и кактуса Сан-Педро с вырезанными изображениями человеческих фигурок, кондоров и религиозных предметов.
В третьем периоде, с 1200 по 1500 годы нашей эры, проявляется влияние цивилизации инков со строительством каменных крепостей «пукара».
Религия
[ редактировать ]Курение галлюциногенных веществ было центральной частью религиозной культуры Атакаменьо. Считалось, что церемонии курения приближают людей к богам, позволяя курильщику обрести силу птиц, кошек или змей. Для хранения лекарства использовались мелко вырезанные таблетки, которые затем вдыхали с помощью деревянных или костяных трубок. Атакаменьо также переняли инков культ солнца и построили алтари на высоких местах, особенно на вулкане Ликанкабур , который считался священным и домом их многочисленных богов. Они верили в жизнь после смерти и хоронили своих умерших со всем необходимым в путешествии.
Археологические центры и музеи
[ редактировать ]Сан-Педро-де-Атакама
[ редактировать ]Сан-Педро-де-Атакама был основным поселением-оазисом Атакаменьос и центром их культурного развития. Сегодня туризм является основным видом экономической деятельности наряду с сельским хозяйством.
Археологический музей Р.П. Густаво Ле Пейджа
[ редактировать ]Археологический музей Р.П. Густаво Ле Пейджа, расположенный в Сан-Педро-де-Атакама, хранит большую часть исторических и археологических находок народа Атакаменьо. Он был основан бельгийским священником -иезуитом Густаво Ле Пейджем, который переехал в Сан-Педро в 1955 году и увлекся культурой Атакаменьо. За прошедшие годы он собрал широкий спектр артефактов из древних захоронений, мастерских и поселений, поместив их в музей, носящий его имя, который он основал в 1963 году. Сейчас коллекция содержит мумии и более 380 000 предметов керамики, текстиля и металлические артефакты.
Сообщества
[ редактировать ]Сообщества Атакаменьо, проживающие в настоящее время в Аргентине, включают:
- Жужуй, Аргентина
- Сообщество аборигенов Портико-де-лос-Андес ( Сускес )
- Сообщество аборигенов Катуа
- Сообщество аборигенов Корансули
- Сообщество аборигенов Уанкар
- Сообщество аборигенов Олароз-Чико
- Сообщество аборигенов долины Пискуно ( Сан-Хуан-де-Кильакес )
- Сообщество аборигенов Эль Торо (из Росарио де Сускес )
- Сообщество аборигенов Лос-Манантиалес (из Пастос-Чикос )
- Сообщество аборигенов Пасо-де-Джама
- Сообщество аборигенов Тазгл Хот Спрингс ( Пост Сей )
- Провинция Сальта, Аргентина
- Сообщество Серро-Негро (из Ла Пома )
- Уголок гвардейского сообщества (Атакама)
- Сообщество Типан (Атакама)
- Сообщество корралитос Антай-Ликан (Атакама)
- Сообщество коренных народов Атакамы Рангела (Колла-Атакама)
- Провинция Катамарка, департаменты Антофагаста-де-ла-Сьерра и Санта-Мария.
- Коренная община Антофалла (в Антофалле и Лоро Хуаси ) (Колла-Атакама)
- Алихилан
- Любители
- Андалуала
- Анильяко
- якорь
- Антофалла
- Апояко
Сообщества Атакаменьо, проживающие в настоящее время в Чили, включают:
- калама , Чили Сообщества
- Тайра.
- Потерянный.
- Святой Франциск Кьючиу.
- Айкина.
- Каспана.
- Ялкинча.
- Ликан Татаи.
- Помидоры.
- Группа.
- Сан-Педро-де-Атакама , Чили Общины
- Рио-Гранде.
- Это больно.
- Матанчилла.
- Катарпа.
- Китор.
- Сан-Педро-де-Атакама.
- Йайе.
- Проверять.
- Последователь
- Лараш.
- Койо.
- Солор.
- Солкор.
- Токонао.
- Чайка.
- Талабре.
- Релаксация.
- Штраф.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется Ликан-антай.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Обобщение результатов переписи населения 2017 года» (PDF) . Национальный институт статистики, Сантьяго-де-Чили . п. 16.
- ^ Перейти обратно: а б «Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2010 года: окончательные результаты: серия B № 2: том 1» (PDF) . ИНДЕК (на испанском языке). п. 281. Архивировано из оригинала (PDF) 8 декабря 2015 года . Проверено 5 декабря 2015 г.
- ↑ Данные переписи населения Чили 2002 года, Национальный институт статистики Чили, получены 17 мая 2015 года.
- ^ Перейти обратно: а б Коренные народы Чили Атакаменьо
- ^ Исмали, Пальма; Герреро, Альваро; Сифуэнтес, Мариангелес; Флорес, Родриго; Сулета, Алехандра; Гусман, Каролина (2017). Наранхо Иностроса-Игайман, Карола (ред.). Социокультурное исследование коренных фамилий Атакаменьо или ликан антай, 2017 год (PDF) (Отчет) (на испанском языке). КОНАДИ .
- ^ «Мачи, лидеры и юристы, связанные с конфликтом в южной макрозоне, получают места, зарезервированные для коренных народов | Ex-Ante» . www.ex-ante.cl (на испанском языке). 17 мая 2021 г. Проверено 11 июля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биоэтика
- Археология колониального разрыва: мурос, чульпа, неевреи, бабушки и дедушки в Испании, Боливии и Чили в сравнительной перспективе