народ кечуа
Общая численность населения | |
---|---|
8–9 миллионов | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Перу | 6,694,300 [1] |
Боливия | 2,056,000 [2] |
Эквадор | 700,000 [3] |
Аргентина | 55,493 [4] |
Колумбия | 36,700 [5] |
Чили | 14,000 [6] |
Языки | |
Кечуа • Испанский | |
Религия | |
Большинство : католицизм Меньшинство : | |
Родственные этнические группы | |
Аймарас |
Человек | Запустить / Показать |
---|---|
Люди | Люди / Люди |
Язык | Кечуа / В стране |
Народ кечуа ( / ˈ k ɛ tʃ u ə / , [7] [8] США также / ˈ k ɛ tʃ w ɑː / ; [9] Испанский: [ˈketʃwa] ) или народ кечуа может относиться к любому из коренных народов Южной Америки , говорящим на языках кечуа , зародившихся среди коренных народов Перу . Хотя большинство говорящих на языке кечуа являются коренными жителями Перу, значительная часть населения проживает в Эквадоре , Боливии , Чили , Колумбии и Аргентине .
Самый распространенный диалект кечуа — южный кечуа . Народ кичва в Эквадоре говорит на диалекте кичва ; В Колумбии народ инга говорит на языке инга-кичва .
Слово на языке кечуа, обозначающее говорящего на языке кечуа, — руна или нуна («человек»); множественное число — рунакуна или нунакуна («люди»). «Носители языка кечуа называют себя руна, что в переводе означает «народ». [10]
Некоторые исторические люди кечуа:
- Народ чанка жил в регионах Уанкавелика , Аякучо и Апуримак в Перу.
- Народ уанка из региона Хунин в Перу говорил на кечуа раньше, чем это сделали инки.
- Инки основали крупнейшую империю доколумбовой эпохи .
- Чинча — вымершее торговое королевство на островах Чинча в Перу.
- Колла Оруро населяли департаменты Потоси , и Ла - Пас в Боливии.
- Каньяри Эквадора переняли язык кечуа от инков.
Историческая и социально-политическая подоплека
[ редактировать ]Всего говорящих на языке кечуа около 5,1 миллиона человек в Перу, 1,8 миллиона в Боливии, 2,5 миллиона в Эквадоре (Hornberger and King, 2001), а по данным Ethnologue (2006), 33 800 в Чили, 55 500 в Аргентине и несколько сотен в Бразилии. имеют лишь слабое чувство общей идентичности. Различные диалекты кечуа в некоторых случаях настолько различны, что взаимопонимание невозможно. На языке кечуа говорили не только инки , но и давние враги Империи инков , такие как уанка ( ванка — диалект кечуа, на котором сегодня говорят в Уанкайо ) и чанка ( диалект чанка аякучо районе ) в Перу, и Каньяри (Каньяри) в Эквадоре. Некоторые из этих людей, например, Ванка, говорили на кечуа до инков Куско , в то время как другие люди, особенно в Боливии, но также и в Эквадоре, переняли кечуа только во времена инков или позже. [ нужна ссылка ]
Кечуа стал вторым официальным языком Перу в 1969 году под военной диктатурой Хуана Веласко Альварадо . В последнее время среди говорящих на языке кечуа наблюдаются тенденции к национальному строительству, особенно в Эквадоре (Кичва), а также в Боливии, где существуют лишь небольшие лингвистические отличия от оригинальной перуанской версии. Показателем этих усилий является головная организация народа кичва в Эквадоре, ЭКУАРУНАРИ ( Эквадор Рунакунапак Рикчаримуй ). Некоторые христианские организации также называют «народом кечуа», например христианская коротковолновая радиостанция HCJB , «Голос Анд» ( La Voz de los Andes ). [11] Термин «Нация кечуа» встречается в таких контекстах, как название Совета по образованию нации кечуа ( Consejo Educativo de la Nación Quechua , CENAQ), который отвечает за обучение кечуа, или двуязычных межкультурных школ в говорящих на кечуа регионах Боливии. . [12] [13] Некоторые носители языка кечуа утверждают, что если бы национальные государства в Латинской Америке были построены по европейскому образцу, они должны были бы быть единой независимой нацией. [ нужна ссылка ]
Материальная культура и социальная история
[ редактировать ]Несмотря на этническое разнообразие и языковые различия, различные этнические группы кечуа имеют множество общих культурных особенностей. Они также разделяют многие из них с аймара или другими коренными народами центральных Анд .
Традиционно идентичность кечуа ориентирована на местные условия и в каждом случае неразрывно связана с сложившейся экономической системой. Оно основано на сельском хозяйстве в низинных районах и на пастушеском земледелии в высокогорных районах Пуны . Типичное андское сообщество простирается на несколько высотных диапазонов и, таким образом, включает выращивание различных пахотных культур и/или домашнего скота. Земля обычно принадлежит местной общине ( айллу ) и либо обрабатывается совместно, либо ежегодно перераспределяется.
Начиная с колониальной эпохи и усиливаясь после обретения южноамериканскими штатами независимости, крупные землевладельцы присваивали всю или большую часть земли и загоняли коренное население в рабство (известное в Эквадоре как Хуасипунго , от кичва васипунку , «парадная дверь»). Тяжелые условия эксплуатации неоднократно приводили к восстаниям коренных фермеров, которые подавлялись насильственно. Крупнейшее из этих восстаний произошло в 1780–1781 годах под предводительством Хуси Кавриила Кунтурканки .
Некоторые фермеры из числа коренных народов повторно оккупировали земли своих предков и изгнали землевладельцев во время захвата правительства диктатурами в середине 20-го века, например, в 1952 году в Боливии ( Виктор Пас Эстенсоро ) и в 1968 году в Перу ( Хуан Веласко Альварадо ). Аграрные реформы включали экспроприацию крупных землевладельцев. В Боливии произошел передел земель коренного населения в их частную собственность. Это нарушило традиционную культуру кечуа и аймара, основанную на общинной собственности, но айллус сохранился до настоящего времени в отдаленных регионах, например, в перуанской общине кечуа Керо .
Борьба за земельные права и по сей день остается политическим центром повседневной жизни кечуа. Этнические группы кичва Эквадора, входящие в ассоциацию ЭКУАРУНАРИ, недавно смогли вернуть себе права собственности на общинные земли или поместья – в некоторых случаях посредством воинственной деятельности. Особенно случай общины Сараяку стал хорошо известен среди кичва низин, которые после многих лет борьбы смогли успешно противостоять экспроприации и эксплуатации тропических лесов для добычи нефти . [ нужна ссылка ]
Различают два основных вида совместной работы. В случае с mink'a люди работают вместе над проектами, представляющими общий интерес (например, строительство коммунальных объектов). Айни , напротив, представляет собой взаимную помощь, когда члены айллу помогают семье реализовать крупный частный проект, например, строительство дома, и, в свою очередь, могут рассчитывать на подобную помощь позже в собственном проекте.
Почти у всех этнических групп кечуа многие традиционные ремесла являются важным аспектом материальной культуры . Это включает в себя традицию ткачества, унаследованную со времен инков или раньше, с использованием хлопка, шерсти ( лам , альпак , гуанако и викуньи ) и множества натуральных красителей , а также с использованием многочисленных тканых узоров ( паллай ). Дома обычно строятся из высушенных на воздухе глиняных кирпичей ( тика , или по-испански саман ) или ветвей и глиняного раствора (« плетень и мазня »), а крыши покрывают соломой, тростником или пуна-травой ( ичу ).
Распад традиционной экономики, например, на региональном уровне из-за горнодобывающей деятельности и сопутствующих пролетарских социальных структур, обычно приводил к утрате как этнической идентичности, так и языка кечуа. Это также является результатом постоянной миграции в крупные города (особенно Лиму ), которая привела к аккультурации там латиноамериканского общества.
Продукты питания и сельскохозяйственные культуры
[ редактировать ]Люди кечуа выращивают и едят разнообразные продукты. Они одомашнили картофель и вырастили тысячи сортов картофеля , которые используются в пищу и в медицине. Изменение климата угрожает их картофелю и другим традиционным культурам, но они предпринимают усилия по сохранению и адаптации. [14] [15] Киноа — еще одна основная культура, выращиваемая народом кечуа. [16]
Чарки (происхождение английского слова « вяленый» ) — это вяленое (а иногда и соленое) мясо, приготовленное на языке кечуа. Традиционно его готовили из мяса ламы , которое сушили на солнце и сублимировали под андским солнцем и холодными ночами, но теперь его также часто готовят из конины и говядины, в зависимости от страны. [17] [18]
Пачаманка , слово кечуа, обозначающее технику приготовления пищи в яме, используемую в Перу, включает в себя несколько видов мяса, таких как курица, говядина, свинина, баранина и/или баранина; клубни, такие как картофель, сладкий картофель, юкка , ука / ока ( по-испански ока ) и машва ; другие овощи, такие как кукуруза/кукуруза и фасоль; приправы; и иногда сыр в маленькой кастрюле и/или тамале . [19] [20]
Морских свинок также иногда выращивают ради мяса. [16] Другие продукты и сельскохозяйственные культуры включают мясо лам и альпак, а также фасоль, ячмень, острый перец, кориандр и арахис. [14] [16]
Примеры недавних преследований кечуа
[ редактировать ]До настоящего времени кечуа продолжают становиться жертвами политических конфликтов и этнических преследований. Во внутреннем конфликте в Перу в 1980-х годах между правительством и Сендеро Луминосо около трех четвертей из примерно 70 000 погибших составляли кечуа, тогда как военные партии без исключения составляли белые и метисы (люди смешанного происхождения, как туземцы, так и испанцы). [21]
Политика принудительной стерилизации под руководством Альберто Фухимори затронула почти исключительно женщин кечуа и аймара, общая численность которых превышает 200 000 человек. [22] Программа стерилизации длилась более пяти лет, с 1996 по 2001 год. В этот период женщин принуждали к принудительной стерилизации. [23] Стерилизации зачастую проводились в опасных и антисанитарных условиях, поскольку врачей заставляли выполнять операции в рамках нереальных государственных квот, что не позволяло должным образом информировать женщин и получать их согласие. [24] Боливийский кинорежиссер Хорхе Санхинес затронул проблему принудительной стерилизации в 1969 году в своем художественном фильме на языке кечуа « Явар Мальку» .
В последние годы кечуа были исключены из регионального экономического роста своей страны. Всемирный банк определил восемь стран на континенте, в которых наблюдается один из самых высоких уровней неравенства в мире. Кечуа страдают от такого серьезного неравенства, поскольку у многих из них ожидаемая продолжительность жизни намного ниже, чем в среднем по региону, а многие общины не имеют доступа к базовым медицинским услугам. [25]
Воспринимаемая этническая дискриминация продолжает играть роль на парламентском уровне. Когда вновь избранные перуанские члены парламента Хилария Супа Уаман и Мария Сумире принесли присягу на языке кечуа — впервые в истории Перу на языке коренных народов — президент перуанского парламента Марта Хильдебрандт и член парламента Карлос Торрес Каро отказались их принятие. [26]
Мифология
[ редактировать ]Практически все кечуа в Андах номинально были католиками с колониальных времен . Тем не менее, во многих регионах сохраняются традиционные религиозные формы, смешанные с христианскими элементами – полностью интегрированный синкретизм . Этнические группы кечуа также разделяют традиционные религии с другими народами Анд, особенно веру в Мать-Землю ( Пачамаму ), которая дарует плодородие и которой регулярно приносят всесожжения и возлияния. Также важны горные духи ( апу ), а также меньшие местные божества ( вака ), которых до сих пор почитают, особенно на юге Перу.
Кечуа смирились со своим повторяющимся историческим опытом трагедии в форме различных мифов. К ним относятся фигура Накака или Пиштако («мясника»), белого убийцы, который высасывает жир из тел коренных народов, которых он убивает, [27] и песня о кровавой реке. [28] В своем мифе Виракучапампе о [29] Люди Q'ero описывают победу Апу над испанцами. Из мифов, живущих и сегодня, об инкарри, особенно интересен миф распространенный на юге Перу; он образует культурный элемент, связывающий группы кечуа по всему региону от Аякучо до Куско . [29] [30] [31] Некоторые кечуа считают, что классические продукты региона, такие как кукурузное пиво , чича , листья коки и местный картофель , имеют религиозное значение, но это убеждение неодинаково в разных общинах.
Вклад в современную медицину
[ редактировать ]Известно, что хинин , который в природе содержится в коре хинного дерева, используется народом кечуа при симптомах, похожих на малярию .
При жевании кока действует как мягкий стимулятор и подавляет голод, жажду, боль и усталость; его также используют для облегчения высотной болезни . Листья коки жуют во время работы на полях, а также во время перерывов в строительных проектах в провинциях Кечуа. Листья коки являются сырьем, из которого химическим путем извлекается кокаин , один из наиболее исторически важных экспортных товаров Перу.
Традиционная одежда
[ редактировать ]Многие женщины коренных народов носят красочные традиционные наряды и шляпы-котелки . Женщины кечуа и аймара носят шляпу с 1920-х годов, когда ее привезли в страну британские железнодорожники. Их до сих пор широко носят. [32]
Традиционная одежда, которую сегодня носят женщины кечуа, представляет собой смесь стилей доиспанских времен и испанской колониальной крестьянской одежды. Начиная с полового созревания, девочки кечуа начинают носить несколько слоев юбок и юбок; чем больше юбок и юбок носит молодая женщина, тем более желанной невестой она будет из-за богатства ее семьи (представленного количеством юбок и юбок). Замужние женщины также носят несколько слоев нижних юбок и юбок. Молодые мужчины кечуа обычно носят одежду в западном стиле, наиболее популярными из которых являются синтетические футбольные рубашки и спортивные штаны. В некоторых регионах женщины также обычно носят одежду в западном стиле. Мужчины постарше до сих пор носят темные шерстяные штаны ручной работы длиной до колена. Также носят тканый пояс, называемый чумпи , который защищает поясницу при работе в поле. Мужское красивое платье включает в себя шерстяной жилет, похожий на джуюну без рукавов, которую носят женщины, но называемый чалеко . Чалекос может быть богато украшен.
Самая отличительная часть мужской одежды — пончо ручной работы . Почти у каждого мужчины и мальчика кечуа есть пончо, обычно красного цвета, украшенное замысловатым узором. Каждый район имеет свой характерный узор. В некоторых общинах, таких как Уийок, Патаканча и во многих деревнях долины Ларес, пончо носят как повседневную одежду. Однако большинство мужчин надевают пончо в особых случаях, таких как фестивали, деревенские собрания, свадьбы и т. д.
Как и у женщин, стандартной обувью являются ахота, сандалии из переработанных шин. Они дешевы и долговечны.
Чуллу . носят часто Это вязаная шапка-ушанка. Первый чуллу, который получает ребенок, традиционно вяжет его отец. В регионе Аусангате чулло часто богато украшают белыми бусинами и большими кистями, называемыми тикас. Мужчины иногда носят фетровую шляпу, называемую сомбреро, поверх чуллу, украшенную центилло , тонко украшенными лентами на шляпе. С древних времен мужчины носили небольшие плетеные мешочки, называемые чуспа, в которых хранились листья коки . [33]
Этнические группы, говорящие на языке кечуа
[ редактировать ]Следующий список этнических групп кечуа представляет собой лишь выборку, и границы могут различаться. В одних случаях это сельские общины численностью всего несколько сотен человек, в других – этнические группы численностью более миллиона человек.
- Инка (исторический)
Перу
[ редактировать ]Низменности
[ редактировать ]Хайлендс
[ редактировать ]Эквадор
[ редактировать ]Хайлендс
[ редактировать ]Низменности
[ редактировать ]Боливия
[ редактировать ]Известные люди
[ редактировать ]- Тупак Амару II , революционер
- Анхелика Мендоса де Аскарса , правозащитница
- Кимберли Барзола , общественный организатор и художница
- Бенджамин Брэтт , американский актёр перуанского происхождения.
- Манко Капак , Сапа Инка
- Лузмила Карпио , музыкант, активистка
- Мартин Чамби , фотограф
- Рената Флорес Ривера , [34] Музыкант
- Освальдо Гуаясамин , эквадорский художник.
- Ольянта Умала , бывший президент Перу
- Джош Китон , американский актёр перуанского происхождения.
- Корианка Килчер , актриса
- Нэнси Иза Морено , лидер кичвы [35]
- Дельфин Кишпе , музыкант, эквадорский политик
- Изкиа Сичес , врач, чилийский политик [ нужна ссылка ]
- Магали Солье , актриса
- Диего Киспе Тито , художник
- Франсиско Тито Юпанки , Скульптор, Святой
- Алехандро Толедо , бывший президент Перу
См. также
[ редактировать ]- Голова
- Инкарри
- Янантин
- Красивая жизнь
- Андский текстиль
- Куспас
- Просто сухой
- Восточный округ
- кечуанские языки
- Коренные народы Аргентины
- Коренные народы Боливии
- Коренные народы Перу
- Коренные народы Эквадора
- Фильм «Тайна инков» с разговором и пением на языке кечуа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перу | Проект Джошуа» .
- ^ «Боливия | Проект Джошуа» .
- ^ «Эквадор | Проект Джошуа» .
- ^ «Аргентина | Проект Джошуа» .
- ^ «Колумбия | Проект Джошуа» .
- ^ «Чили | Проект Джошуа» .
- ^ «Кечуа - значение кечуа в словаре современного английского языка Лонгмана» . Ldoceonline.com . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ Оксфордские живые словари , британский и мировой английский
- ^ Уэллс, Джон К. (2008), Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.), Лонгман, ISBN 9781405881180
- ^ «Язык в Перу | Фроммер» .
- ^ КУНАН ХРИСТОС ИИСУС БЛАГОСЛОВИТЕЛЬ HCJB : «Народ кечуа».
- ^ «ЦЭПО» . Cepos.bo . 28 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 28 июня 2013 года . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Изменение климата угрожает кечуа и их посевам в перуанских Андах – пресс-служба Интер» . Ipsnews.net . 29 декабря 2014 года . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ «Кечуа: хранители картофеля» . Сайт Culturesurvival.org . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Кечуа - Введение, местоположение, язык, фольклор, религия, основные праздники, обряды посвящения» . Everycultural.com . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ Келли, Роберт Л.; Томас, Дэвид Херст (1 января 2013 г.). Археология: На Землю . Cengage Обучение. стр. 141–. ISBN 978-1-133-60864-6 .
- ^ Благородный, Джудит; Лакаса, Хайме (2010). Введение в кечуа: язык Анд (2-е изд.). Издательство Dog Ear. стр. 325–. ISBN 978-1-60844-154-9 .
- ^ Ян, Ина (30 июня 2015 г.). «Перуанские питмастеры закапывают мясо в землю в стиле инков» . Нпр.орг . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ «Ока» . Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ Орин Старн: Жители деревни с оружием в руках: Война и контрреволюция в Центрально-Южных Андах . В книге Стива Стерна (ред.): «Сияние и другие пути: война и общество в Перу» , 1980–1995 гг. Издательство Университета Дьюка, Дарем и Лондон, 1998 г., ISBN 0-8223-2217-X
- ^ [2] [ мертвая ссылка ]
- ^ Карранса Ко, Нюста (4 сентября 2020 г.). «Обоснование геноцида и насильственной стерилизации коренных народов Перу» . Исследования и предотвращение геноцида . 14 (2): 90–103. дои : 10.5038/1911-9933.14.2.1740 . ISSN 1911-0359 .
- ^ Коварик, Жаклин (25 августа 2019 г.). «В Перу больше не молчат» . Отчет NACLA по Америке . 51 (3): 217–222. дои : 10.1080/10714839.2019.1650481 . ISSN 1071-4839 . S2CID 203153827 .
- ^ «Дискриминируются за то, что они говорят на своем родном языке» . Всемирный банк . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ «Архив – Сервинди – Услуги межкультурной коммуникации» . Servindi.org . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ Примеры ( анкаш кечуа с испанским переводом) на сайте «Кичва квинтукуна пацаацинан» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2007 года . Проверено 12 мая 2009 г. и (на языке чанка кечуа ) «Накак (Накак)» . Архивировано из оригинала 12 марта 2010 года . Проверено 12 мая 2009 г.
- ^ Карневаль фон Тамбобамба . В: Хосе Мария Аргедас: Мечта о понго, история кечуа и традиционные песни кечуа . Редакция университета, Сантьяго-де-Чили, 1969. Онлайн: «Рунасимипи Такикуна» . Архивировано из оригинала 5 июня 2009 года . Проверено 12 мая 2009 г. (на языке чанка кечуа). Немецкий перевод: Джулиана Бамбула Диас и Марио Раззето: поэзия кечуа . Реклам, Лейпциг, 1976, с. 172
- ^ Jump up to: а б Томас Мюллер и Хельга Мюллер-Хербон: дети середины . Индейцы Кьеро. Ламув Верлаг, Геттинген, 1993 г., ISBN 3-88977-049-5
- ^ Джейкобс, Филип. «Инкарри (Инкаррий, король инков) — из городов Киру (Железный), Пукью и Ваманка » Running.of Получено 26 августа.
- ^ Джулиана Бамбула Диас и Марио Разцето: Поэзия кечуа. Reclam, Лейпциг, 1976, стр. 231 и далее.
- ^ «Ла-Пас и Тиуанако: цвета, котелки и зародыши ламы — не забудьте свой ноутбук!» . 10 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 года . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ «Мое Перу — Путеводитель по культуре и традициям андских сообществ Перу» . Myperu.org . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ Барриентос, Бренда. «Рената Флорес и ее музыка — акт сопротивления коренных народов» . www.refinery29.com . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ Исума ТВ
Диксон, Мелисса: «Несмотря ни на что: выпускник УМ прокладывает новый курс со стипендией в размере 90 000 долларов» [1]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кичуа , Фонд «Народы мира»
- Всемирный справочник меньшинств и коренных народов - Боливия: Хайленд Аймара и кечуа , УВКБ ООН
- ↑ Монтана Каймин, 2 мая 2024 г.