Jump to content

народ кечуа

народ кечуа
Андский мужчина в традиционной одежде. Писак, Перу .
Общая численность населения
8–9 миллионов
Регионы со значительной численностью населения
 Перу 6,694,300 [1]
 Боливия 2,056,000 [2]
 Эквадор 700,000 [3]
 Аргентина 55,493 [4]
 Колумбия 36,700 [5]
 Чили 14,000 [6]
Языки
Кечуа Испанский
Религия
Большинство :
католицизм
Меньшинство :
Родственные этнические группы
Аймарас
Человек Запустить / Показать
Люди Люди /
Люди
Язык Кечуа /
В стране

Народ кечуа ( / ˈ k ɛ u ə / , [7] [8] США также / ˈ k ɛ w ɑː / ; [9] Испанский: [ˈketʃwa] ) или народ кечуа может относиться к любому из коренных народов Южной Америки , говорящим на языках кечуа , зародившихся среди коренных народов Перу . Хотя большинство говорящих на языке кечуа являются коренными жителями Перу, значительная часть населения проживает в Эквадоре , Боливии , Чили , Колумбии и Аргентине .

Самый распространенный диалект кечуа — южный кечуа . Народ кичва в Эквадоре говорит на диалекте кичва ; В Колумбии народ инга говорит на языке инга-кичва .

Слово на языке кечуа, обозначающее говорящего на языке кечуа, — руна или нуна («человек»); множественное число — рунакуна или нунакуна («люди»). «Носители языка кечуа называют себя руна, что в переводе означает «народ». [10]

Некоторые исторические люди кечуа:

Фестиваль традиционного танца в Куско.

Историческая и социально-политическая подоплека

[ редактировать ]

Всего говорящих на языке кечуа около 5,1 миллиона человек в Перу, 1,8 миллиона в Боливии, 2,5 миллиона в Эквадоре (Hornberger and King, 2001), а по данным Ethnologue (2006), 33 800 в Чили, 55 500 в Аргентине и несколько сотен в Бразилии. имеют лишь слабое чувство общей идентичности. Различные диалекты кечуа в некоторых случаях настолько различны, что взаимопонимание невозможно. На языке кечуа говорили не только инки , но и давние враги Империи инков , такие как уанка ( ванка — диалект кечуа, на котором сегодня говорят в Уанкайо ) и чанка ( диалект чанка аякучо районе ) в Перу, и Каньяри (Каньяри) в Эквадоре. Некоторые из этих людей, например, Ванка, говорили на кечуа до инков Куско , в то время как другие люди, особенно в Боливии, но также и в Эквадоре, переняли кечуа только во времена инков или позже. [ нужна ссылка ]

Кечуа стал вторым официальным языком Перу в 1969 году под военной диктатурой Хуана Веласко Альварадо . В последнее время среди говорящих на языке кечуа наблюдаются тенденции к национальному строительству, особенно в Эквадоре (Кичва), а также в Боливии, где существуют лишь небольшие лингвистические отличия от оригинальной перуанской версии. Показателем этих усилий является головная организация народа кичва в Эквадоре, ЭКУАРУНАРИ ( Эквадор Рунакунапак Рикчаримуй ). Некоторые христианские организации также называют «народом кечуа», например христианская коротковолновая радиостанция HCJB , «Голос Анд» ( La Voz de los Andes ). [11] Термин «Нация кечуа» встречается в таких контекстах, как название Совета по образованию нации кечуа ( Consejo Educativo de la Nación Quechua , CENAQ), который отвечает за обучение кечуа, или двуязычных межкультурных школ в говорящих на кечуа регионах Боливии. . [12] [13] Некоторые носители языка кечуа утверждают, что если бы национальные государства в Латинской Америке были построены по европейскому образцу, они должны были бы быть единой независимой нацией. [ нужна ссылка ]

Материальная культура и социальная история

[ редактировать ]
Женщина и ребенок кечуа в Священной долине
Человек кечуа, играющий на сику -панпиде и каха барабане в Сукре

Несмотря на этническое разнообразие и языковые различия, различные этнические группы кечуа имеют множество общих культурных особенностей. Они также разделяют многие из них с аймара или другими коренными народами центральных Анд .

Традиционно идентичность кечуа ориентирована на местные условия и в каждом случае неразрывно связана с сложившейся экономической системой. Оно основано на сельском хозяйстве в низинных районах и на пастушеском земледелии в высокогорных районах Пуны . Типичное андское сообщество простирается на несколько высотных диапазонов и, таким образом, включает выращивание различных пахотных культур и/или домашнего скота. Земля обычно принадлежит местной общине ( айллу ) и либо обрабатывается совместно, либо ежегодно перераспределяется.

Начиная с колониальной эпохи и усиливаясь после обретения южноамериканскими штатами независимости, крупные землевладельцы присваивали всю или большую часть земли и загоняли коренное население в рабство (известное в Эквадоре как Хуасипунго , от кичва васипунку , «парадная дверь»). Тяжелые условия эксплуатации неоднократно приводили к восстаниям коренных фермеров, которые подавлялись насильственно. Крупнейшее из этих восстаний произошло в 1780–1781 годах под предводительством Хуси Кавриила Кунтурканки .

Женщина кечуа прядет шерсть в Перу с детьми

Некоторые фермеры из числа коренных народов повторно оккупировали земли своих предков и изгнали землевладельцев во время захвата правительства диктатурами в середине 20-го века, например, в 1952 году в Боливии ( Виктор Пас Эстенсоро ) и в 1968 году в Перу ( Хуан Веласко Альварадо ). Аграрные реформы включали экспроприацию крупных землевладельцев. В Боливии произошел передел земель коренного населения в их частную собственность. Это нарушило традиционную культуру кечуа и аймара, основанную на общинной собственности, но айллус сохранился до настоящего времени в отдаленных регионах, например, в перуанской общине кечуа Керо .

Борьба за земельные права и по сей день остается политическим центром повседневной жизни кечуа. Этнические группы кичва Эквадора, входящие в ассоциацию ЭКУАРУНАРИ, недавно смогли вернуть себе права собственности на общинные земли или поместья – в некоторых случаях посредством воинственной деятельности. Особенно случай общины Сараяку стал хорошо известен среди кичва низин, которые после многих лет борьбы смогли успешно противостоять экспроприации и эксплуатации тропических лесов для добычи нефти . [ нужна ссылка ]

Различают два основных вида совместной работы. В случае с mink'a люди работают вместе над проектами, представляющими общий интерес (например, строительство коммунальных объектов). Айни , напротив, представляет собой взаимную помощь, когда члены айллу помогают семье реализовать крупный частный проект, например, строительство дома, и, в свою очередь, могут рассчитывать на подобную помощь позже в собственном проекте.

Почти у всех этнических групп кечуа многие традиционные ремесла являются важным аспектом материальной культуры . Это включает в себя традицию ткачества, унаследованную со времен инков или раньше, с использованием хлопка, шерсти ( лам , альпак , гуанако и викуньи ) и множества натуральных красителей , а также с использованием многочисленных тканых узоров ( паллай ). Дома обычно строятся из высушенных на воздухе глиняных кирпичей ( тика , или по-испански саман ) или ветвей и глиняного раствора (« плетень и мазня »), а крыши покрывают соломой, тростником или пуна-травой ( ичу ).

Распад традиционной экономики, например, на региональном уровне из-за горнодобывающей деятельности и сопутствующих пролетарских социальных структур, обычно приводил к утрате как этнической идентичности, так и языка кечуа. Это также является результатом постоянной миграции в крупные города (особенно Лиму ), которая привела к аккультурации там латиноамериканского общества.

Продукты питания и сельскохозяйственные культуры

[ редактировать ]
Женщина кечуа с ламами в департаменте Куско
Девушка в местной одежде с ламой возле Пласа-де-Армас в Куско

Люди кечуа выращивают и едят разнообразные продукты. Они одомашнили картофель и вырастили тысячи сортов картофеля , которые используются в пищу и в медицине. Изменение климата угрожает их картофелю и другим традиционным культурам, но они предпринимают усилия по сохранению и адаптации. [14] [15] Киноа — еще одна основная культура, выращиваемая народом кечуа. [16]

Чарки (происхождение английского слова « вяленый» ) — это вяленое (а иногда и соленое) мясо, приготовленное на языке кечуа. Традиционно его готовили из мяса ламы , которое сушили на солнце и сублимировали под андским солнцем и холодными ночами, но теперь его также часто готовят из конины и говядины, в зависимости от страны. [17] [18]

Пачаманка , слово кечуа, обозначающее технику приготовления пищи в яме, используемую в Перу, включает в себя несколько видов мяса, таких как курица, говядина, свинина, баранина и/или баранина; клубни, такие как картофель, сладкий картофель, юкка , ука / ока ( по-испански ока ) и машва ; другие овощи, такие как кукуруза/кукуруза и фасоль; приправы; и иногда сыр в маленькой кастрюле и/или тамале . [19] [20]

Морских свинок также иногда выращивают ради мяса. [16] Другие продукты и сельскохозяйственные культуры включают мясо лам и альпак, а также фасоль, ячмень, острый перец, кориандр и арахис. [14] [16]

Примеры недавних преследований кечуа

[ редактировать ]
Хилария Супа , правозащитница и перуанский политик

До настоящего времени кечуа продолжают становиться жертвами политических конфликтов и этнических преследований. Во внутреннем конфликте в Перу в 1980-х годах между правительством и Сендеро Луминосо около трех четвертей из примерно 70 000 погибших составляли кечуа, тогда как военные партии без исключения составляли белые и метисы (люди смешанного происхождения, как туземцы, так и испанцы). [21]

Политика принудительной стерилизации под руководством Альберто Фухимори затронула почти исключительно женщин кечуа и аймара, общая численность которых превышает 200 000 человек. [22] Программа стерилизации длилась более пяти лет, с 1996 по 2001 год. В этот период женщин принуждали к принудительной стерилизации. [23] Стерилизации зачастую проводились в опасных и антисанитарных условиях, поскольку врачей заставляли выполнять операции в рамках нереальных государственных квот, что не позволяло должным образом информировать женщин и получать их согласие. [24] Боливийский кинорежиссер Хорхе Санхинес затронул проблему принудительной стерилизации в 1969 году в своем художественном фильме на языке кечуа « Явар Мальку» .

В последние годы кечуа были исключены из регионального экономического роста своей страны. Всемирный банк определил восемь стран на континенте, в которых наблюдается один из самых высоких уровней неравенства в мире. Кечуа страдают от такого серьезного неравенства, поскольку у многих из них ожидаемая продолжительность жизни намного ниже, чем в среднем по региону, а многие общины не имеют доступа к базовым медицинским услугам. [25]

Воспринимаемая этническая дискриминация продолжает играть роль на парламентском уровне. Когда вновь избранные перуанские члены парламента Хилария Супа Уаман и Мария Сумире принесли присягу на языке кечуа — впервые в истории Перу на языке коренных народов — президент перуанского парламента Марта Хильдебрандт и член парламента Карлос Торрес Каро отказались их принятие. [26]

Мифология

[ редактировать ]

Практически все кечуа в Андах номинально были католиками с колониальных времен . Тем не менее, во многих регионах сохраняются традиционные религиозные формы, смешанные с христианскими элементами – полностью интегрированный синкретизм . Этнические группы кечуа также разделяют традиционные религии с другими народами Анд, особенно веру в Мать-Землю ( Пачамаму ), которая дарует плодородие и которой регулярно приносят всесожжения и возлияния. Также важны горные духи ( апу ), а также меньшие местные божества ( вака ), которых до сих пор почитают, особенно на юге Перу.

Кечуа смирились со своим повторяющимся историческим опытом трагедии в форме различных мифов. К ним относятся фигура Накака или Пиштако («мясника»), белого убийцы, который высасывает жир из тел коренных народов, которых он убивает, [27] и песня о кровавой реке. [28] В своем мифе Виракучапампе о [29] Люди Q'ero описывают победу Апу над испанцами. Из мифов, живущих и сегодня, об инкарри, особенно интересен миф распространенный на юге Перу; он образует культурный элемент, связывающий группы кечуа по всему региону от Аякучо до Куско . [29] [30] [31] Некоторые кечуа считают, что классические продукты региона, такие как кукурузное пиво , чича , листья коки и местный картофель , имеют религиозное значение, но это убеждение неодинаково в разных общинах.

Вклад в современную медицину

[ редактировать ]

Известно, что хинин , который в природе содержится в коре хинного дерева, используется народом кечуа при симптомах, похожих на малярию .

При жевании кока действует как мягкий стимулятор и подавляет голод, жажду, боль и усталость; его также используют для облегчения высотной болезни . Листья коки жуют во время работы на полях, а также во время перерывов в строительных проектах в провинциях Кечуа. Листья коки являются сырьем, из которого химическим путем извлекается кокаин , один из наиболее исторически важных экспортных товаров Перу.

Традиционная одежда

[ редактировать ]
Женщина кечуа из Алауси, Эквадор
Женщина кечуа продает сувениры в Куско

Многие женщины коренных народов носят красочные традиционные наряды и шляпы-котелки . Женщины кечуа и аймара носят шляпу с 1920-х годов, когда ее привезли в страну британские железнодорожники. Их до сих пор широко носят. [32]

Традиционная одежда, которую сегодня носят женщины кечуа, представляет собой смесь стилей доиспанских времен и испанской колониальной крестьянской одежды. Начиная с полового созревания, девочки кечуа начинают носить несколько слоев юбок и юбок; чем больше юбок и юбок носит молодая женщина, тем более желанной невестой она будет из-за богатства ее семьи (представленного количеством юбок и юбок). Замужние женщины также носят несколько слоев нижних юбок и юбок. Молодые мужчины кечуа обычно носят одежду в западном стиле, наиболее популярными из которых являются синтетические футбольные рубашки и спортивные штаны. В некоторых регионах женщины также обычно носят одежду в западном стиле. Мужчины постарше до сих пор носят темные шерстяные штаны ручной работы длиной до колена. Также носят тканый пояс, называемый чумпи , который защищает поясницу при работе в поле. Мужское красивое платье включает в себя шерстяной жилет, похожий на джуюну без рукавов, которую носят женщины, но называемый чалеко . Чалекос может быть богато украшен.

Самая отличительная часть мужской одежды — пончо ручной работы . Почти у каждого мужчины и мальчика кечуа есть пончо, обычно красного цвета, украшенное замысловатым узором. Каждый район имеет свой характерный узор. В некоторых общинах, таких как Уийок, Патаканча и во многих деревнях долины Ларес, пончо носят как повседневную одежду. Однако большинство мужчин надевают пончо в особых случаях, таких как фестивали, деревенские собрания, свадьбы и т. д.

Как и у женщин, стандартной обувью являются ахота, сандалии из переработанных шин. Они дешевы и долговечны.

Чуллу . носят часто Это вязаная шапка-ушанка. Первый чуллу, который получает ребенок, традиционно вяжет его отец. В регионе Аусангате чулло часто богато украшают белыми бусинами и большими кистями, называемыми тикас. Мужчины иногда носят фетровую шляпу, называемую сомбреро, поверх чуллу, украшенную центилло , тонко украшенными лентами на шляпе. С древних времен мужчины носили небольшие плетеные мешочки, называемые чуспа, в которых хранились листья коки . [33]

Этнические группы, говорящие на языке кечуа

[ редактировать ]
Текущее распространение языков кечуа (сплошной серый цвет) и исторические размеры Империи инков, Тавантинсую (заштрихованный)

Следующий список этнических групп кечуа представляет собой лишь выборку, и границы могут различаться. В одних случаях это сельские общины численностью всего несколько сотен человек, в других – этнические группы численностью более миллиона человек.

Низменности

[ редактировать ]

Хайлендс

[ редактировать ]

Хайлендс

[ редактировать ]

Низменности

[ редактировать ]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Перу | Проект Джошуа» .
  2. ^ «Боливия | Проект Джошуа» .
  3. ^ «Эквадор | Проект Джошуа» .
  4. ^ «Аргентина | Проект Джошуа» .
  5. ^ «Колумбия | Проект Джошуа» .
  6. ^ «Чили | Проект Джошуа» .
  7. ^ «Кечуа - значение кечуа в словаре современного английского языка Лонгмана» . Ldoceonline.com . Проверено 26 августа 2018 г.
  8. ^ Оксфордские живые словари , британский и мировой английский
  9. ^ Уэллс, Джон К. (2008), Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.), Лонгман, ISBN  9781405881180
  10. ^ «Язык в Перу | Фроммер» .
  11. ^ КУНАН ХРИСТОС ИИСУС БЛАГОСЛОВИТЕЛЬ HCJB : «Народ кечуа».
  12. ^ «ЦЭПО» . Cepos.bo . 28 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 28 июня 2013 года . Проверено 26 августа 2018 г.
  13. ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
  14. ^ Jump up to: а б «Изменение климата угрожает кечуа и их посевам в перуанских Андах – пресс-служба Интер» . Ipsnews.net . 29 декабря 2014 года . Проверено 26 августа 2018 г.
  15. ^ «Кечуа: хранители картофеля» . Сайт Culturesurvival.org . Проверено 26 августа 2018 г.
  16. ^ Jump up to: а б с «Кечуа - Введение, местоположение, язык, фольклор, религия, основные праздники, обряды посвящения» . Everycultural.com . Проверено 26 августа 2018 г.
  17. ^ Келли, Роберт Л.; Томас, Дэвид Херст (1 января 2013 г.). Археология: На Землю . Cengage Обучение. стр. 141–. ISBN  978-1-133-60864-6 .
  18. ^ Благородный, Джудит; Лакаса, Хайме (2010). Введение в кечуа: язык Анд (2-е изд.). Издательство Dog Ear. стр. 325–. ISBN  978-1-60844-154-9 .
  19. ^ Ян, Ина (30 июня 2015 г.). «Перуанские питмастеры закапывают мясо в землю в стиле инков» . Нпр.орг . Проверено 26 августа 2018 г.
  20. ^ «Ока» . Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций . Проверено 26 августа 2018 г.
  21. ^ Орин Старн: Жители деревни с оружием в руках: Война и контрреволюция в Центрально-Южных Андах . В книге Стива Стерна (ред.): «Сияние и другие пути: война и общество в Перу» , 1980–1995 гг. Издательство Университета Дьюка, Дарем и Лондон, 1998 г., ISBN   0-8223-2217-X
  22. ^ [2] [ мертвая ссылка ]
  23. ^ Карранса Ко, Нюста (4 сентября 2020 г.). «Обоснование геноцида и насильственной стерилизации коренных народов Перу» . Исследования и предотвращение геноцида . 14 (2): 90–103. дои : 10.5038/1911-9933.14.2.1740 . ISSN   1911-0359 .
  24. ^ Коварик, Жаклин (25 августа 2019 г.). «В Перу больше не молчат» . Отчет NACLA по Америке . 51 (3): 217–222. дои : 10.1080/10714839.2019.1650481 . ISSN   1071-4839 . S2CID   203153827 .
  25. ^ «Дискриминируются за то, что они говорят на своем родном языке» . Всемирный банк . Проверено 26 февраля 2021 г.
  26. ^ «Архив – Сервинди – Услуги межкультурной коммуникации» . Servindi.org . Проверено 26 августа 2018 г.
  27. ^ Примеры ( анкаш кечуа с испанским переводом) на сайте «Кичва квинтукуна пацаацинан» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2007 года . Проверено 12 мая 2009 г. и (на языке чанка кечуа ) «Накак (Накак)» . Архивировано из оригинала 12 марта 2010 года . Проверено 12 мая 2009 г.
  28. ^ Карневаль фон Тамбобамба . В: Хосе Мария Аргедас: Мечта о понго, история кечуа и традиционные песни кечуа . Редакция университета, Сантьяго-де-Чили, 1969. Онлайн: «Рунасимипи Такикуна» . Архивировано из оригинала 5 июня 2009 года . Проверено 12 мая 2009 г. (на языке чанка кечуа). Немецкий перевод: Джулиана Бамбула Диас и Марио Раззето: поэзия кечуа . Реклам, Лейпциг, 1976, с. 172
  29. ^ Jump up to: а б Томас Мюллер и Хельга Мюллер-Хербон: дети середины . Индейцы Кьеро. Ламув Верлаг, Геттинген, 1993 г., ISBN   3-88977-049-5
  30. ^ Джейкобс, Филип. «Инкарри (Инкаррий, король инков) — из городов Киру (Железный), Пукью и Ваманка » Running.of Получено 26 августа.
  31. ^ Джулиана Бамбула Диас и Марио Разцето: Поэзия кечуа. Reclam, Лейпциг, 1976, стр. 231 и далее.
  32. ^ «Ла-Пас и Тиуанако: цвета, котелки и зародыши ламы — не забудьте свой ноутбук!» . 10 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 года . Проверено 26 августа 2018 г.
  33. ^ «Мое Перу — Путеводитель по культуре и традициям андских сообществ Перу» . Myperu.org . Проверено 26 августа 2018 г.
  34. ^ Барриентос, Бренда. «Рената Флорес и ее музыка — акт сопротивления коренных народов» . www.refinery29.com . Проверено 1 августа 2022 г.
  35. ^ Исума ТВ

Диксон, Мелисса: «Несмотря ни на что: выпускник УМ прокладывает новый курс со стипендией в размере 90 000 долларов» [1]

[ редактировать ]
  1. Монтана Каймин, 2 мая 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e8a0bf3e5712e55d322dddda71016a1__1717647780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/a1/5e8a0bf3e5712e55d322dddda71016a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Quechua people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)