Люди Пиароа
Береги себя, Деарууа | |
---|---|
Общая численность населения | |
14,494 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Венесуэла , Колумбия | |
Языки | |
Пиароа , Макиритаре , Ябарана и испанский. [1] | |
Религия | |
Коренное население , Шаманизм , Христианство | |
Родственные этнические группы | |
Вкус [2] |
Часть серии о |
Права коренных народов |
---|
Права |
Правительственные организации |
Организации Объединенных Наций Инициативы |
Международные договоры |
НПО и политические группы |
Проблемы |
Страны |
Категория |
Народ Пиароа , проживающая , известный между собой как Хуоттуха или Деарууа , — южноамериканская коренная этническая группа среднего бассейна Ориноко на территории современной Колумбии и Венесуэлы на территории, большей, чем Бельгия, примерно ограниченной Суапуре , Паргуаса. (север), Вентуари (юго-восток), Манапьяре (северо-восток) и правый берег Ориноко ( запад). Их нынешнее население составляет около 15 000 человек (INE 2002) , из которых, по оценкам, 2 500 человек проживают на левом берегу реки Ориноко в Колумбии, в нескольких резервациях между Вичада (север) и Гуавиаре (юг). [3]
Поскольку Пиароа (Уоттуя или Деарууа) были обнаружены миссионерами и исследователями около 1780 г. [4] они представляли собой автономное общество со множеством отдельных небольших самоуправляемых деревень, разбросанных по очень обширной территории. Этнологи и лингвисты 18-го века ошибочно идентифицировали уоттуху как три разных племени, принадлежащих к семье Салибан : Атуре, Пиароа и Куакуа, на самом деле это были три разных региональных диалекта одной и той же этнической группы Пиароа с севера, центра и юга. [5]
В последние годы население, проживающее на традиционной территории, начало восстанавливать свое культурное наследие и суверенитет, назначая официальных лидеров, учреждая адмиралтейский суд (трибунал), создавая законы, защищающие их окружающую среду, и нанося на карту свои деревни, реки, ручьи, тропы, кладбища, горы, долины, памятники, охраняемые территории, общественные центры и конукосы (знакомые садовые участки) на своем родном языке и на испанском языке. Под давлением незаконных вторжений на их территорию в 2016–2019 годах на севере, юге и западе бывших FARC и партизанских группировок ELN из Колумбии, занимавшихся незаконной деятельностью, такой как добыча полезных ископаемых и вырубка лесов, а также из-за провала национального правительства под руководством Венесуэлы Конституция, глава VIII: Права коренных народов защищать свой народ или свою территорию, Пиароа учредила особую юридическую юрисдикцию коренных народов. [6] в который входят все их люди, живущие на первоначальной территории и на традиционной суверенной территории. В 2020 году Пиароа, живущий на реке Катаньяпо, успешно и мирным путем вывел более 200 вооруженных колумбийских негосударственных субъектов и созвал собрание представителей местной юрисдикции. [7]
Имя
[ редактировать ]Пиароа — термин неизвестного происхождения (вероятно, латинский), который стал названием языка и, таким образом, общим названием (экзонимом) народа уоттуджа деарухуа. Этническая группа официально называет себя « Хуоттуя » (английское написание), некоторые, в основном мужчины, также известны как Деарува или Деарухуа (хозяева леса). На их языке Uwottüja, Huottöja или Wothuha означает «знающие люди леса», обычно пишется Huttųją ( написание NTM ) и Wötʰïhä ( написание IPA ), или De'atʰïhä (стражи леса). [3] [8]
Территория
[ редактировать ]Воспользовавшись специальными законами для коренного населения Венесуэлы, принятыми в 2004 году, [9] В соответствии с Конституцией Колумбии 1991 года и Декларацией Организации Объединенных Наций о правах коренных народов в 2007 году пиароа провозгласили свою автономию и суверенный статус, создав специальную юридическую юрисдикцию и суд в соответствии с их правами на самоопределение в качестве коренных народов в 2020 году. [10] Первоначально Пиароа занимала площадь около 33 000 квадратных километров, и эта территория была признана правительством Венесуэлы с 1990-х годов. [5] Под давлением вооруженных негосударственных субъектов, незаконная добыча золота и другая незаконная оккупация их территории, а также отсутствие защиты со стороны правительства или вооруженных сил побудили несколько организаций, созданных Пиароа и другими защитниками прав коренных народов, предпринять шаги по созданию многогранный автономный правительственный орган со своей особой юридической юрисдикцией, призванный защищать свои дома, семьи и окружающую среду от вторжения или злоупотреблений. [11]
Общество
[ редактировать ]Считая конкуренцию духовным злом и восхваляя сотрудничество, Пиароа одновременно придерживаются строгого равенства и поддерживают индивидуальную автономию ; каждое сообщество управляется независимо и часто сотрудничает между собой. [12] Пиароа также решительно настроены против авторитаризма и против накопления ресурсов, которое, по их мнению, дает членам возможность ограничивать свою свободу. [12] Хуоттюя подражают смирению, пацифизму и положительным моральным ценностям; Пиароа моногамны и редко расстаются или разводятся.
Несмотря на то, что его иногда называют одним из самых миролюбивых обществ в мире, [12] современные антропологи сообщают, что отношения Пиароа с соседними племенами на самом деле «недружественные, отмеченные физической или магической войной». [13] Между пиароа и уэньепи в регионах Верхнее Суапуре и Гуавиарито вспыхнул жестокий конфликт, когда оба племени боролись за контроль над глиняными карьерами в долине Гуанай. Глина из этой долины — ценный товар, лучшая глина для изготовления гончарных изделий в регионе. Постоянные войны также существуют между уоттуйей и карибами, которые вторглись на территорию Пиароа с востока в поисках пленников. [13]
Антрополог Джоанна Оверинг также отмечает, что социальная иерархия минимальна и что было бы трудно сказать, что существует какая-либо истинная форма мужского доминирования, несмотря на то, что лидерами традиционно являются мужчины. [12] В результате индивидуализма в руководстве от сообщества к сообществу, отсутствия центральной формы управления и равенства между полами, Пиароа были описаны некоторыми антропологами как функционирующее анархическое общество. [12]
Религия
[ редактировать ]Традиционная религия Пиароа включает в себя шаманизм и сосредоточена вокруг бога-творца по имени Вахари, который, как говорят, воплотился в виде тапира . Уоттуха находились под влиянием религии еще в конце 1700-х годов с миссией в Сан-Фернандо-де-Атабапо, в 1940-х годах - салезианцами и иезуитами , затем - миссионерами протестантских евангелических конфессий, включая баптистов и пресвитерианцев . В 2006 году национальное правительство Венесуэлы негативно оценило влияние миссий «Новые племена», особенно тех, которые находились глубоко в лесах, изгнав большинство иностранных христианских миссионеров. [5] За прошедшие годы около 50% пиароа (по оценкам, 80%) обратились в христианство , а влияние шаманов на местные общины ослабло, оставив деревенского старосту или вождя ответственным за ежедневное передвижение, поскольку новые поколения пиароа становятся более образованный, модернизированный и организованный. [14]
Самым изолированным и независимым деревням, живущим в самом сердце традиционной территории на реках Верхний Куао , Верхний Катаньяпо и Верхняя Паргуаза, удалось сохранить вместе с землей культуру, обычаи, наследие и свою духовность. Возрождение общественного интереса к шаманизму Пиароа и использованию энтеогенных растений обеспечивает положительное развитие туризма аяуаска (ягэ) и йопо среди общин Деарууа. Многие Пиароа сегодня признают, что влияние церкви, монархии, политики и нарушения их прав человека со стороны государства, начавшиеся в середине восемнадцатого века, исказили их коренное космовидение как народа. Пиароа продолжают идентифицировать себя, во-первых, как уоттуха, во-вторых, как венесуэльцы или колумбийцы и, в-третьих, как христиане или нехристиане, с большим безразличием ко всему, кроме Пиароа. Коренные жители Пиароа в целом не доверяют правительству, тем, кто верит в христианство или вступает в брак с другими людьми. этнос, как правило, не ассоциируется с более традиционными пиароа, использующими шаманов, однако даже христианские пиароа поддерживают идеи, инициативы, проекты и программы в знак солидарности со своим народом в продвижении их оригинальной культуры, самобытности и языка, включая шаманизм и мифологию. [5]
Экономика
[ редактировать ]Пиароа занимаются многими формами натурального хозяйства ; жители сельских общин также ловят рыбу, собирают фрукты и охотятся на мелкую дичь. Охота и собирательство, как правило, не используются в коммерческих целях, однако рыболовство и сбор некоторых фруктов используются в качестве дополнения или получения дохода. С 1980-х годов пиароа начали выращивать анон, маниоку, какао, купуасу, манаку, морише и другие местные растения в качестве коммерческих агролесомелиоративных культур. Некоторые также разводят скот, делают корзины, нанизывают бусы и собирают виноградную лозу (для мебели из ротанга). Оплачиваемая и почасовая оплата труда также распространена среди пиароа, которые работают во всех секторах экономики. [14]
Какао, собираемое Пиароа с 2008 года, стало всемирно известным благодаря усилиям ремесленных производителей шоколада в Канаде, Германии, Франции, США и Венесуэле после того, как его нашли такие охотники за какао, как Кастроново . Сегодня почти 25% всех традиционных деревень Пиароа, расположенных глубоко в лесах, занимаются выращиванием органического какао, выращенного в дикой природе. Неизвестно, дикий эндемичный сорт какао, впервые обнаруженный Александром фон Гумбольдтом существует ли сегодня в 1800 году. Пиароа из деревни в деревню сажают все три разных сорта Криолло, Форастеро и Тринитарио, которые пересаживают в дикую природу для выращивания под пологом леса или в качестве замены кануко, чтобы заполнить пустоту в лесу, образовавшуюся в результате выращивания маниока (маниоки). .
С 1990 по 2010 год экотуризм стал основным экономическим фактором среди Пиароа, в который входили студенты, академические учреждения, дипломатические чиновники, миссионеры, неправительственные организации, исследователи и несколько постоянных путешественников, затронувших их сообщества. Пиароа признал потенциал туризма в 2004 году, приняв новые законы о коренных народах и туризме; но сожалеют о нынешнем состоянии государственных дел в Венесуэле как о том, что оно не способствует их экономике, людям и туризму, который в 2015 году упал на 98% по сравнению с 10 годами ранее. [5]
Язык
[ редактировать ]Пиароа говорят на языке Wötʰïhä ivene, или языке пиароа , который принадлежит к языковой семье салибан . [15] [16] Поскольку язык пиароа является фонетическим, в основном неписьменным до 1930-х годов и фонетически несовместимым со звуками испанского или английского языков, их официальный алфавит был основан на библейских переводах, разработанных Летним институтом лингвистики (SIL) в 1950-х годах. разработали свой собственный алфавит на основе принятых кодов латинского языка ISO 639-3 PID, руководящих принципов института, элементарного словаря и ряда читателей учебной программы начальной школы. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Пиароа». Этнолог. Проверено 7 марта 2012 г.
- ^ Хаммарстрем, Харальд. (2011) Заметки о языке мако (пиароан) нижнего Вентуари, Венесуэла . Тетради по этнолингвистике 3(1). 1-11.
- ^ Jump up to: а б Братья и святые. 2007. «Пиароа», журнал « Здоровье коренных народов Венесуэлы».
- ^ Гилии, Филиппо Сальвадор (1780). Очерк американской истории, или, скорее, естественной, гражданской и священной истории королевств и материковых провинций Испании в Южной Америке . Исследовательский институт Гетти. Рим: Луиджи Перего, наследнику Ватиканского принтера Сальвиони в Сапиенце.
- ^ Jump up to: а б с д и Райт, Дэвид. «Фонд Хуоттуя» . Хуоттюя (Пиароа) . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ «Особая юрисдикция коренных народов как сопротивление территории Хуоттоя» . Региональное движение за землю и территорию (на испанском языке) . Проверено 4 октября 2021 г.
- ^ «Хортимио, «властелин земли»: Всегда на передовой в Катаньяпо» . Agenda Propia (на испанском языке). 17.11.2020 . Проверено 4 октября 2021 г.
- ^ Морено, Симеон. «Коренной какау» . Де'Арууа Какао . Проверено 4 октября 2021 г.
- ^ «Демократия и права человека в Венесуэле» . www.cidh.org . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ «Особая юрисдикция коренных народов в Венесуэле» . Докплеер . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ Бонта, Брюс. «Насилие вторгается в Пиароа» . Мирные общества . Университет Северной Каролины, Гринсборо . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гребер, Дэвид. 2004 «Фрагменты анархической антропологии».
- ^ Jump up to: а б Стэнфорд и Зент, Эгли. «Политическая экология этнических границ и отношений среди пиароа Среднего Ориноко» . Академия .
- ^ Jump up to: а б Уинстон, Роберт (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 371. ИСБН 0-7566-0520-2 .
- ^ Оверинг, Дж. 1988. «Los Wothuha», в журнале «Аборигены Венесуэлы», под редакцией Дж. Лизо. Фонд Ла Саль.
- ^ «Пиароа (уязвимый язык коренных народов)» . Вымирающие языки . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ «WALS Online — язык Piaroa» . wals.info . Проверено 4 октября 2021 г.