Какецио
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2010 г. ) |
Нация Какетиос при Касике Манауре | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() | |
Языки | |
Какецио | |
Религия | |
Традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Аравак , Квиривайр , Джираджара |
Какетио — уроженцы северо-западной Венесуэлы . [1] живший на берегу озера Маракайбо во время испанского завоевания. Они двинулись вглубь страны, чтобы избежать порабощения испанцами, в то время как их численность сильно пострадала от колониальной войны, как и их соседи, кирикире и джираджара . Какетио также проживали на Арубе , Кюрасао и Бонайре , когда эти острова были впервые колонизированы Алонсо де Охеда в 1499 году. Жители этого региона были известны испанцам как какетио, а их язык ( какетио ) принадлежит к аравакской семье языков. Какетио и Хирадхара говорили на одном языке, и их культуры были очень похожи. Язык аравакан или какетио называют «языком-призраком», потому что от него практически не сохранилось никаких следов. Осталось только имя, сохранившееся в текстах 17 века. [2]

Аруба, Кюрасао и Бонайре
[ редактировать ]Когда испанцы прибыли на Арубу около 1500 года, они обнаружили на Арубе Какетио, живших почти так же, как и в каменном веке . Какетио, вероятно, мигрировали на Арубу, Кюрасао и Бонайре на каноэ, сделанных из полых бревен, которые они использовали для рыбалки. Такие переходы с полуострова Парагуана в Венесуэле через 17 миль (27 км) открытого моря до Арубы были бы возможны на каноэ, построенных Какетио в Венесуэле.
Районы расселения в Венесуэле и Колумбии
[ редактировать ]«Эта нация очень большая, но живет на многих территориях, отделенных друг от друга», [3] таково резюме летописца XVI века Хуана де Кастельяноса.
Какетио поселились не только в прибрежном регионе на западе нынешней Венесуэлы, но и, по крайней мере, в двух других регионах: в долине Баркисимето в штате Лара в Колумбии и на территории, которая сейчас называется Восточным Льяносом . В плодородной долине Баркисимето, по словам Николауса Федермана , первого конкистадора, вступившего на их земли, находилось 23 крупных поселения и они могли собрать 30 000 воинов. [4] Согласно совпадающим сообщениям летописцев Хуана де Кастельянос и Гонсало Фернандес де Овьедо -и-Вальдес, они населяли саванны от Рио-Апуре на севере до Рио-Касанаре на юге. [5] [6] Продолжение «Пастбищ Какетио» с запада на восток проходило от края Анд далеко в саванны, возможно, до реки Рио-Мета .
Испанский период
[ редактировать ]В первые годы колонизации испанцы называли уроженцев Арубы какетиос. Кроме того, какетиос на материке были племенем, географически наиболее близким к Арубе, и археологические данные указывают на тесные связи между обеими группами в доколумбовые времена. Возможно, на момент прибытия испанцев в 1499 году на Арубе проживало около 600 человек.
Вместе с Кюрасао и Бонайре Аруба была объявлена неиспользуемым островом в 1513 году, а два года спустя около 2000 какетио с трех островов вместе взятых были насильно привезены на Эспаньолу для работы в шахтах. Эти люди предположительно составляли все население островов, но от 150 до 200 человек были возвращены на Арубу и Кюрасао в 1526 году для работы над экспортом бразильского дерева , квихи и диви-диви . Люди, вернувшиеся на Арубу и Кюрасао, были в основном какетиос, но в эту группу были включены и некоторые араваки с других карибских островов. Из-за сложности пещерных лабиринтов Арубы возможно, что это были в основном туземцы, избежавшие депортации, но они могли быть недавними мигрантами с материка. Кроме того, значительные миграции беглецов с материка на Арубу произошли с 1529 по 1556 год, во время развития венесуэльской колонии (Haviser, 1991).
Голландский период
[ редактировать ]Испанцы пренебрегали Арубой с 1533 года до голландского завоевания 1636 года, когда широко распространены испанский и местные языки (особенно какетио). После голландского завоевания испанцы бежали, а туземцы были депортированы на материк, поскольку считались симпатизирующими испанцам. Однако в том же 1636 году Голландская Вест-Индская компания (WIC) поручила Арубе разводить лошадей и крупный рогатый скот, и для этих начинаний были выбраны местные жители, поскольку они имели хорошую репутацию охотников на диких лошадей. Кроме того, некоторые из участников войны с испанцами к западу от Маракайбо бежали на Арубу.
Значение Арубы уменьшилось после Мирного договора 1648 года между Нидерландами и Испанией , и остров снова остался без внимания. В 1655 году Голландская Вест-Индская компания признала свободных жителей Арубы торговыми партнерами. Этим людям был выделен участок земли, на котором они могли содержать себя за счет обработки; они также рубили и продавали древесину и эксплуатировали морские ресурсы. Александр Оливье Экскемелен , написавший о своем опыте пиратства на Карибах , дает описание образа жизни Арубы во второй половине 17 века. Эксквемелен отмечает, что люди говорили по-испански, были католиками и их часто посещали испанские священники с материка. В качестве примера их прочных связей с материком около 200 жителей согласились покинуть Арубу в 1723 году, чтобы передать венесуэльский город Эль-Каррисаль под церковную юрисдикцию города Коро .
Записи правительства Нидерландов показывают, что последний настоящий уроженец Арубы умер на Арубе примерно в 1862 году. Однако даже сегодня на лицах многих коренных жителей Арубы сохраняются узнаваемые черты. Недавний анализ митохондриальной ДНК на Арубе показал, что ДНК индейцев все еще присутствует в популяции. [7]
Библиография
[ редактировать ]- (1948). Справочник южноамериканских индейцев . Том 4. Вашингтон: Смитсоновский институт.
- Хертог, Йоханнес (1961). История Нидерландских Антильских островов . Девитт.
- Хуткранц, Аке (1979). Религии американских индейцев . М. Сеттерволл, пер. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Стюард, Джулиан и др., ред. (1959). Коренные народы Южной Америки . Нью-Йорк: МакГроу Хилл.
- Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес: Общая и естественная история Индии. Мадрид 1959 год.
- Хуан де Кастельянос: Элегии прославленных людей Индии . Богота, 1997 год.
- Индийская история; Николаус Федерманн. Введение Хуана Фриде. Мюнхен 1965.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Определение КАКЕТИО» . www.merriam-webster.com . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ "Какетио" Британская энциклопедия
- ^ Кастелланос, Хуан де (1997). Элегии прославленных людей Индии . Богота. п. 411.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Федерманн, Николас (1965). Индийская история . Мюнхен. п. 110.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фернандес де Овьедо-и-Вальдес, Гонсало (1959). Общая и естественная история Индии, Том III . Мадрид. стр. 37 ф.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кастелланос, Хуан де (1997). Элегии прославленных людей Индии . Богота. п. 411.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Глэдис, Т.Л., Вевер, Орегон, и Мартинес-Крусадо, Дж.К. (2003). Анализ митохондриальной ДНК на Арубе: сильное материнское происхождение близкородственных индейцев и последствия для заселения северо-западной Венесуэлы . Карибский научный журнал. 39(1):11–22.