Люди Яруро
Пуме | |
---|---|
Общая численность населения | |
7,269 [1] (2001) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Венесуэла | |
Языки | |
Пуме , испанский [2] | |
Религия | |
традиционная племенная религия |
Народ Яруро (или Пуме , в зависимости от их самоопределения ) [3] — стран Карибского бассейна коренные народы , родом из экорегиона Льянос в Венесуэле , расположенного к западу от реки Ориноко . [4] [5] [6] [7] Люди пуме делятся на две подгруппы: речные пуме , живущие вдоль основных речных стоков реки Ориноко, и более кочевые саванные пуме , проживающие на Льяносе. [7] [8] [9] [10]
Имя
[ редактировать ]Слово «Яруро» использовалось ранними испанскими исследователями и колонистами. [11] для обозначения пуме и до сих пор широко используется в Венесуэле. Этот термин использовался соседними коренными народами, такими как гуахибо, хиви и чирикоа, которые, вероятно, являются источником этого названия, принятого испанцами. «Яруро», вероятно, происходит от глагола «йоро» на языке пуме, который означает «давать». [12] Термин «Яруро» носит уничижительный характер и относится к просьбам о материальных благах или еде от посторонних, которых пуме считают богатыми, и его значение в американском английском можно перевести как «Gimmees». Люди называют себя пуме (что означает «настоящий человек»), что также служит названием их языка. «Яруро» было заменено на «Пуме» в большинстве антропологической литературы, а также в некоторых словах, используемых правительством Венесуэлы, которые чувствительны к проблемам коренных народов. Исторически они также были известны под другими именами, такими как Лларуро, Яруру и Юапин. [2]
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Язык Пуме классифицируется не . [2] [13] [14] хотя он считается макро-чибчанским языком . [4] [15] [16] По языку пуме было опубликовано несколько хороших лингвистических исследований. [17] [18] [19] Сегодня на нем широко говорят люди пуме, особенно среди саванны-пуме, которые в основном говорят только на одном языке. [20] В большинстве популяций реки Пуме есть по крайней мере некоторые представители, в основном мужчины, которые владеют двумя языками: испанским и пуме. [10] Части Библии были переведены на язык Пуме в 1999 году. [2]
Жилье
[ редактировать ]Саванна Пуме — это мобильная группа охотников-собирателей, которые меняют свое основное место жительства в каждый засушливый и влажный сезон. [7] [8] [9] [21] Они живут в небольших постройках в тени кустарников в засушливый сезон и в более прочных постройках, покрытых пальмовыми листьями, в сезон дождей. [9] [22] [23] В дополнение к этим двум основным сезонным переездам пуме строят временные лагеря для рыбалки, сбора сырья и организации переездов в свои основные лагеря в сезон дождей и засухи. [8] [9] [24] Речные Пуме раньше были немного кочевниками (хотя и не в такой степени, как Саванны Пуме), но в настоящее время ведут оседлый образ жизни. [7] [23] [25] Многие реки Пуме теперь строят более гибридные формы архитектуры, сочетая традиционные материалы и дизайн с влиянием Криолло. [26]
Пропитание
[ редактировать ]Саваннские пуме — это в первую очередь охотники-собиратели , которые питаются совершенно разной диетой в каждый сухой и влажный сезон. Река Пуме — садоводы, которые также занимаются рыбной ловлей, охотой и сбором дикорастущих растений. [7] Мужчины саванны-пуме в сезон дождей охотятся в основном на мелкую наземную дичь, например, на броненосцев, ящериц тегу, других мелких ящериц и кроликов. [8] [21] [27] Мужчины очень редко добывают более крупную дичь, такую как капибара, олени, муравьеды или кайманы. [21] [27] Вся охота в Savanna Pumé осуществляется с использованием лука и стрел. Женщины собирают несколько дикорастущих клубней, которые являются основным продуктом питания в сезон дождей. [8] [9] [21] [28] [29] Оба пола также выполняют некоторую работу в саду, в результате которой в качестве пищевой добавки используется маниок, не уменьшая при этом поиска диких растений. [29] [30] Садоводство типично для окутанных систем, используемых многими тропическими народами по всему миру, однако сады саванны Пуме довольно малы по сравнению с садами реки Пуме или других южноамериканских групп. [29] В прошлом сообщалось о добыче черепашьих яиц. [31] но сегодня это очень редко, возможно, из-за чрезмерной эксплуатации в течение последних 200 лет. [4] Другие промысловые животные, например, охотившиеся на ламантинов, признаны потенциально съедобными, но пуме не сообщает о недавних сообщениях об их употреблении в пищу. В засушливый сезон мужчины-пуме ловят рыбу, используя луки и стрелы, крючок и леску, а также рыбный яд. [7] [9] [21] [32] [33] Сухой сезон также открывает возможности для охоты на птиц и отлова небольшого количества черепах и черепах. [7] [8] [21] Женщины в сопровождении некоторых мужчин собирают дикие манго в огромных количествах в засушливый сезон, а также несколько других видов мелких фруктов, которые гораздо менее важны. [21] [34] [35] В рационе реки Пуме меньше сезонных изменений. Они больше полагаются на разнообразие выращиваемых культур, могут ловить рыбу круглый год в крупных реках, охотиться и собирать продукты, а также могут работать по найму у местных криолло. [7] [10] [23] [25] [36] [37] Река Пуме успешно выращивает небольшое количество кур и свиней. [7] животные, которых Savanna Pumé редко выращивает более пары месяцев, прежде чем их потребляют в периоды голода. [8]
Материальная культура
[ редактировать ]Население саванны Пуме производит большую часть своих материальных технологий, за исключением некоторых рыночных товаров, получаемых посредством торговли, в основном с реками Пуме, которые имеют больший доступ к этим рыночным товарам. [7] [21] [38] Такие предметы, как кастрюли, стальные ножи, мачете, лопаты и использованная одежда, являются основными внешними товарами, получаемыми Саванной Пуме посредством торговли. Другие востребованные товары на рынке включают спички, табак, нейлоновые гамаки, точильные камни и другие инструменты. Велосипеды впервые стали обычным явлением в 2006 году. Учитывая экономические трудности в Венесуэле, неясно, имеют ли Саванна Пуме хотя бы минимальный доступ к некоторым из этих товаров, как это было в начале 2000-х годов. Некоторые общины реки Пуме являются бенефициарами государственных программ, которые включают в себя снабжение промышленными продуктами.
Саванны Пуме строят свои дома в основном из материалов, собранных на льяносе; дерево, солома из пальмовых листьев и виноградные лозы, используемые для скрепления каркаса дома. Пальмы Морише ( Mauritia flexuosa ) являются важнейшим ресурсом, необходимым для производства пальмовой соломы, кровельного материала, а также других важных технологий. [22] Их распределение является важным фактором в определении количества земли, необходимой Savanna Pumé для планирования будущего переезда из районов с ограниченной доступностью мориша и другого пальмового сырья. Некоторое количество цинковой пластины можно использовать для кровли, и она широко используется повторно во время переездов в лагеря. Архитектурное дерево и солому часто перевозят вместе с лагерями для восстановления новых построек. [9] Традиционная архитектура по-прежнему распространена в общинах Саванны Пуме, хотя в строительстве домов на реке Пуме все чаще преобладают современные строительные материалы.
Волокна, изготовленные из листьев пальмы морише, а также из цельных листьев, являются одним из наиболее важных сырьевых материалов, используемых при производстве саванна-пуме. [22] [39] В реке Пуме в основном используются волокна пальм маканиллы ( Astrocaryum jauri ). [22] Волокна пальмовых листьев используются для изготовления веревок, веревок, гамаков, корзин-контейнеров, плетеных циновок и многих разнообразных плетеных контейнеров и предметов для существования, хранения и других важных технологий. Сбор этого сырья наиболее распространен в засушливый сезон, когда женщины обрабатывают и накапливают тонкие волокна пальмовых листьев, необходимые для изготовления и плетения веревок и веревок. Пальмовое сырье и продукты остаются важным предметом торговли в культуре Пуме, как в Саванне, так и в реке Пуме.
Технология женского быта включает переноску корзин из цельных пальмовых листьев с ручками для переноски, деревянные палки-копатели и палки-копатели со стальными наконечниками. [7] [21] Женщины могут включать в себя синтетические мешки для переноски растительной пищи (особенно для сбора диких манго и маниока) или тканевые мешки или одежду в качестве дополнительного переноса дополнительных ресурсов. В большинстве случаев сбор корнеплодов предполагает использование только традиционных корзин из пальмовых листьев. Для сбора диких клубней в сезон дождей используются деревянные палки-копатели без наконечников, поскольку первичные клубни ( Dracontium margaretae ) находятся близко к поверхности земли. Палки-копатели со стальными наконечниками в основном используются для сбора глубоко растущих клубней (в основном Myrossma cannifolia ) в конце сезона дождей и в некоторые периоды засушливого сезона. Женщины используют эти же технологии в садоводстве. И мужчины, и женщины также используют небольшие лопаты и мачете для работы в саду и сбора урожая. [29] [30]
В технологии натурального хозяйства мужчин, по крайней мере, в Savanna Pumé, используются луки и стрелы. [7] [24] [27] для наземной охоты и большого количества рыбалки, современная леска и крючки (при наличии в торговле), специализированные гарпуны или стрелы для кайманов или черепах, а также ножи и мачете. Луки изготавливаются из пальмового дерева ( Astrocaryum jauri .) и имеют длину (~ 2 м), как и большинство местных луков Южной Америки. Тетивы изготавливаются из полукультивированного бромилиевого волокна ( Ananas lucidus ). Стрелы (длиной также около 2 м) изготавливаются из одомашненных тростей для стрел, деревянных передних древков, оперенных перьями ангинга и изготовленных из бромилиевого волокна и искусственной древесной смолы ( Symphonia glubulifera ). Собранные, проданные и повторно используемые куски металла используются для наконечников стрел, вероятно, по крайней мере, с середины 19 века. Сообщается, что кость использовалась до того, как металл стал настолько распространенным, и до сих пор иногда используются две птичьи стрелы с деревянными наконечниками. [5] [27] Некоторые мужчины из реки Пуме имеют доступ к оружию для охоты. Поскольку большая часть добычи в саваннах - это роющая дичь (броненосцы, ящерицы тегу и маленькие ящерицы амейва), мачете и особенно луки часто используются в качестве орудий копания для поимки этой дичи. [27] В засушливый сезон небольшие плоты, сделанные из стеблей листьев пальмы морише, используются для поиска кайманов и черепах в сезонных лагунах. [7] На реке Пуме каноэ-долблены используются для рыбалки, преследования кайманов и черепах в основных водосборах Льяноса, а также для транспорта.
Пуме производят множество других традиционных орудий труда из веревок, тканых материалов и дерева. Промышленная одежда и ткани были легко доступны пуме, по крайней мере, с 19 века, а, вероятно, намного раньше. [31] [40] Хотя одежда в западном стиле распространена среди всей саванны и особенно реки Пуме, среди жителей саванны сохранились некоторые традиционные элементы женской одежды, а некоторые пожилые мужчины в последнее время все еще отказываются от брюк в пользу набедренных повязок. [24]
Родство и личные имена
[ редактировать ]Традиционно пуме не используют имена, а используют родственные термины для обозначения друг друга. [41] Даже прозвища не используются. У всех людей пуме есть христианские имена, используемые для взаимодействия с местным населением криолло или данные им правительством Венесуэлы для переписи населения или других административных целей, но они не используют их между собой. Эти имена редко могут использоваться при упоминании людей из отдаленных сообществ, где родственные термины не позволяют точно идентифицировать человека. Испанские имена, используемые Саванной Пуме, часто меняются в детстве, а имена некоторых взрослых также меняются в течение их жизни. Испанские имена иногда используются при разговоре с детьми в возрасте до 14 лет или о них, в первую очередь потому, что родственные термины не могут конкретно идентифицировать конкретных молодых людей. Пуме используют дравидийскую форму классификации родства дакота-ирокезы. [7] [42]
Свадьба
[ редактировать ]К 15 годам большинство девочек Саванны и Ривер Пуме выходят замуж. [20] [43] Мальчики также женятся в молодом возрасте, но ранние браки девочек-пуме особенно важны как демографический показатель относительно быстрого взросления в ответ на жизнь в среде с нехваткой продовольствия, высокой подверженностью болезням и потенциально высоким риском смертности. [10] [20] [43] [44] Девочки-пуме работают меньше, чем девочки в сопоставимых популяциях охотников-собирателей, что позволяет им потенциально тратить больше калорий на рост, а не на поиск пищи, и, таким образом, достигать половой зрелости в более молодом возрасте. Это может увеличить продолжительность их репродуктивной жизни, компенсируя их меньшую продолжительность жизни и высокий уровень младенческой и более поздней детской смертности. [10] [20] [44] Хотя ранние браки являются обычной практикой для охотников-собирателей пуме, нет никаких свидетельств принуждения девочек выйти замуж или начать сексуальные отношения до того, как они почувствуют себя готовыми. [42]
Брак не предполагает официальных церемоний, обмена товарами или открытых переговоров между взрослыми. Он просто заключается в установлении совместного проживания пары. Некоторое влияние родителей на выбор партнеров по браку есть, но это очень гибкая система.
Небольшой процент мужчин имеет более одной жены, обычно сестры (сороральная полигиния). [42] И среди Саванны, и среди реки Пуме измена встречается редко и является причиной развода. По сравнению со многими коренными народами равнинной Южной Америки, у пуме низкий уровень измен и разводов как среди мужчин, так и среди женщин. [42]
Религия и медицина
[ редактировать ]Пуме часто устраивают ночные танцы под названием тохе в религиозных и социальных целях. [7] [45] [30] Эти 11-часовые танцы проводятся 3-4 вечера в неделю в течение года. У саванны пуме все члены лагеря присутствуют на площади лагеря для танцев. В небольших общинах реки Пуме также проводятся деревенские танцы, но в более крупных речных общинах часто проводятся отдельные танцы, на которых присутствуют большие семьи, которые представляют собой лишь часть большей группы. Танец тохэ включает в себя пение стихов и ответных песен в течение всей ночи, а также увеличение частоты и скорости обращения вокруг центрального столба, возводимого каждый танцевальный вечер на танцевальной площади. На западной стороне площади участники, не танцующие, наблюдают за тохэ . Танцор-мужчина исполняет большую часть пения и ведет энергичный танец. Многие мужчины также поют основные куплеты и ответы припевом. Женщины являются важной частью танца: они поют припевы, присоединяются к танцам вокруг центрального шеста и исполняют специальные танцевальные шаги несколько раз за вечер на большинстве танцев. Танцевальные песни частично шаблонны, но включают значительное количество импровизационного пения. [46] [47] [48] Это ритмически и мелодически сложные композиции. Мужчины сопровождают танец погремушками — единственным музыкальным инструментом, используемым пуме. Танцы могут включать в себя лечебные мероприятия для отдельных людей, страдающих от физических заболеваний и психологических расстройств (депрессия, горе, разочарование). Танцы также могут привести к трансу ведущего танца или других людей. Трансы связаны с одержимостью духами или умершими людьми Пуме. Через этих лиц одержимый сообщает сообществу в целом или отдельным лицам о событиях, актуальных для лагеря или человека, выбранного для контакта. Во время танцев не употребляется еда, но мужчины, женщины и дети выкуривают огромное количество табака. Мужчины также употребляют нюхательный галлюциноген в групповых схватках во время танца ( Anadenanthera peregrina ) и иногда жуют второй галлюциноген ( Banisteriopsis caapi ). [7] Пуме считают танец тоэ одним из центральных институтов своей культуры наряду с языком коренных народов. [30] Танец тохе играет важную роль в групповой солидарности и в укреплении совместной структуры жизни пуме (особенно среди саванны пуме), которая, по-видимому, является важной адаптацией к жизни в этой сложной и сезонно бедной среде.
Некоторые церемонии, о которых сообщалось ранее, по-видимому, больше не практикуются. [7] [49] [50] [26] Названия этих церемоний известны жителям Саванны Пуме, но их формы больше не известны. Специализированная женская церемония, которая до сих пор распространена как в Саванне, так и в реке Пуме, - это аньикуи тохе (младшая сестра тохе). [7] В Саванне Пуме это ночной поединок в исполнении пожилых женщин. Отдельная женщина исполняет это пение самостоятельно, сидя в гамаке, в течение того же периода времени, что и общий танец тохэ, примерно от заката до восхода солнца. Женщины реки Пуме обычно проводят аньикуи тохе в дневное время. [26] и его продолжительность часто короче, чем у версии Savanna Pumé. Женщины саванны-пуме делают тохе «Младшая сестра» только вечером, и это всегда длится всю ночь. Аньикуи тохе поют гораздо реже, чем танцы всей общины саванны пуме. Поскольку версия реки Пуме может быть намного короче и представляет собой дневную церемонию исцеления, этнографы чаще наблюдали ее. Тохэ «Младшая сестра Саванны Пуме» всегда исполняется вечером, когда проводится общинный тохэ. Женщины саванны-пуме, поющие аньикуи тохе, поют непрерывно в течение 11 часов без перерыва в представлении. Они могут курить табак по вечерам в гамаках, но не так усердно, как танцует лидер общины. Женщины не используют никаких музыкальных инструментов во время пения ритмически и мелодически сложных циклов песен младшей сестры тохэ. Цель аникуи тохе, по-видимому, аналогична заявленным причинам тохе для всего сообщества: исцеление и личное понимание текущих вопросов или проблем, затрагивающих сообщество, певицу или ее семью. Практика аньикуи тохе демонстрирует важность женщин в обществе пуме и остается важным культурным элементом саванны и реки Пуме.
У племени Пуме есть ряд эффективных лекарств растительного происхождения, которые используются при лечении ряда заболеваний и легких травм. [26] [50] [49] Они изготавливают мази, помогающие заживлять порезы, другие раны и раздражения кожи, а также готовят другие лекарства от боли, укусов змей и других болезней. Другие лечебные песнопения, прикосновения и часто наблюдаемое «лечение сосанием» могут оказать психологическую помощь при незначительных недугах и нормальных колебаниях настроения. Поддержка сообщества больных или находящихся в бедственном положении людей также может быть рациональным и эффективным средством укрепления здоровья и психологического исцеления. Все пуме знают об эффективности западных лекарств и желают более широкого доступа к ним.
- См. также Пуану , богиню Яруро в мифологии .
Внешнее давление
[ редактировать ]Пуме поддерживали контакты с европейцами, по крайней мере, с 17 века. [8] [11] [29] [31] [40] Наибольшее количество контактов было между общинами реки Пуме, поскольку они расположены на основных транспортных маршрутах внутри Льяноса. Ранняя миссионерская работа и последующее развитие привели к резким изменениям среди групп, ближайших к населенным пунктам непуме. Отсутствие значительного экономического развития в большей части этого региона привело к тому, что большинство общин пуме минимально пострадали от некоторых быстрых изменений, затронувших традиционное население в других частях Венесуэлы и во всем мире. Особенно это касается саванны пуме, живущей вдали от основных притоков реки Ориноко. [51] [52] Все пуме претерпели изменения во многих сферах своей жизни, особенно в 20 веке. [38] Увеличение оккупации некоторых частей Льяноса произошло с 1960-х годов. [7] Возможности наемного труда открыли доступ к рыночным товарам, но также привели к появлению алкоголя, евангелистско-христианскому миссионерскому влиянию и конфликтам с некоторыми криолло (но, конечно, не со всеми), что считалось нежелательным результатом более тесного контакта с более широкой венесуэльской культурой и экономикой. В некоторых высококультурных сообществах пуме проблемы, связанные с употреблением алкоголя, привели к небольшому количеству или полному отсутствию выступлений тохе и участию деревень в танцах, что считается социально деструктивным для членов сообщества, которые до сих пор ценят этот жизненно важный аспект культуры пуме. Большинство общин пуме не имеют четких прав собственности на земли, которые они занимают. Мандаты администрации Чавеса отдавали приоритет землевладению как цели оказания помощи коренному населению по всей Венесуэле. Эта программа имела переменный успех по всей стране, однако только некоторым общинам пуме была предоставлена правовая защита некоторых или всех их земель. Сами пуме выражают желание защитить свои земли от возможных посягательств. Они также подчеркивают важность сохранения своей традиционной культуры, языка и танцев, а также доступа к некоторой внешней помощи, такой как медицинская помощь, инструменты и другие рыночные товары.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Национальный статистический институт-Апуре. Перепись коренных общин, коренного населениязарегистрированы по группам в зависимости от пола и коренного населенияпринадлежность к состоянию Апуре. http://www.portalapure.com/ КОРЕННЫЕ.html. Проверено 16 января 2005 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Пуме». Этнолог. Проверено 14 сентября 2013 г.
- ^ Сатурн, Сильвана; Зент, Стэнфорд (2016). «Этноэкологические аспекты земледелия среди пуме» . Бюллетень музея Эмилио Гоэльди в Параэнсе. Гуманитарные науки (на испанском языке). 11 (3): 653–676. дои : 10.1590/1981.81222016000300007 . ISSN 1981-8122 .
- ^ Jump up to: а б с «Яруро». Британская энциклопедия. Проверено 14 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Петрулло, Винченцо (1939). «Ярурос реки Капанапаро, Венесуэла». Бюллетень Бюро американской этнологии . 123 (11). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт: 161–290.
- ^ Беснере, Анри Ле (1948). «Некоторые аспекты реки Капанапаро и ее индейцев ярурос». Отчет Общества естественных наук Ла Саля . VIII (21): 9–20.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Митрани, Филипп (1988). «Пуме (Яруро)». В Лизо, Дж. (ред.). Аборигены Венесуэлы, Том III, Современная этнология II . Фонд естественных наук Ла Саль, Каракас.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Грагсон, Теодор Л. (1989). Выделение времени для существования и поселения в деревне Чири Хономе Пуме в Льяносе Апуре, Венесуэла . доктор философии диссертация. Кафедра антропологии Пенсильванского государственного университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гривз, Рассел Д. (2015) [2006]. «Фуражирское ландшафтное использование и организация проживания». Ин Селлет, Ф.; Гривз, РД; Ю, П.Л. (ред.). Археология и этноархеология мобильности . Университетское издательство Флориды, Гейнсвилл. стр. 127–152.
- ^ Jump up to: а б с д и Крамер, Карен Л.; Гривз, Рассел Д. (2007). «Изменение моделей детской смертности и рождаемости среди собирателей и садоводов пуме». Американский антрополог . 109 (4): 713–726. дои : 10.1525/AA.2007.109.4.713 .
- ^ Jump up to: а б Гилидж, Фелипе Сальвадор (1965). Очерк американской истории, 3 тома . Перевод А. Товара. Библиотека Национальной академии истории 72. Источники по колониальной истории Венесуэлы, Каракас.
- ^ Обрегон Муньос, Уго; Диас Посо, Хорхе; Хесус Перес, Луис (1984). Яруро-испанский лексико, испанско-яруро . Корпорация развития региона Льянос, правительство штата Апуре, COPIHER Маракай.
- ^ Мошони, Эстебан Эмилио (1975). Коренные народы Венесуэлы в поисках своего окончательного освобождения . Центральный университет Венесуэлы, факультет экономических и социальных наук, отдел публикаций, Каракас.
- ^ Обрегон Муньос, Уго (1981). «Изменчивость языков коренных народов Венесуэлы и некоторые проблемы лингвистического планирования». Антропологический . 56 : 3–24.
- ^ Ки, Мэри Ричи (1979). Группировка языков южноамериканских индейцев. Арс Лингвистика 2 . Гюнтер Нарр Верлаг, Тюбинген.
- ^ Лукотка, Честмир (1968). Классификация языков южноамериканских индейцев. Справочная серия Vol. 7 . Калифорнийский университет, Латиноамериканский центр, Лос-Анджелес.
- ^ Мошони, Эстебан Эмилио; Мошони, Хорхе Карлос (2000). Руководство по языкам коренных народов Венесуэлы, Томо II . Фонд Биготт.
- ^ Мошони, Эстебан Эмилио (1966). Морфология глагола Яруро . Университет Венесуэлы, Совет по научному и гуманистическому развитию, Каракас.
- ^ Кастильо, Клето; Обрегон Муньос, Уго; Диас Посо, Хорхе (2003). Морфология Яруры . Министерство образования, культуры и спорта Боливарианской Республики Венесуэла, Каракас.
- ^ Jump up to: а б с д Крамер, Карен Л.; Гривз, Рассел Д. (2010). «Синхронность между ростом и репродуктивными моделями женщин: ранние инвестиции в рост среди собирателей пуме». Американский журнал физической антропологии . 141 (2): 235–244. дои : 10.1002/ajpa.21139 . ПМИД 19844999 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гривз, Рассел Д. (1997). Этноархеологическое исследование натуральной мобильности, ориентации ресурсов и технологической организации среди собирателей пуме в Венесуэле . доктор философии Диссертация, факультет антропологии, Университет Нью-Мексико, Альбукерке.
- ^ Jump up to: а б с д Грагсон, Тед Л. (1992). «Использование пальм индейцами пуме на юго-западе Венесуэлы». Принципы . 36 (3): 133–142.
- ^ Jump up to: а б с Беснере, Анри Ле (1948). «Некоторые аспекты реки Капанапаро и ее индейцев ярурос». Отчет Общества естественных наук Ла Саль . VIII (21): 9–20.
- ^ Jump up to: а б с Гривз, Рассел Д. (2007). «Этноархеология охоты и собирательства: собиратели пуме Венесуэлы». Экспедиция . 49 (1): 18–27.
- ^ Jump up to: а б Беснере, Анри Ле (1954). «Вклад в изучение индейцев яуро (Венесуэла): некоторые наблюдения о территории, среде обитания и населении». Журнал Общества американистов . XLIII : 109–122. дои : 10.3406/jsa.1954.2417 .
- ^ Jump up to: а б с д Баррето, Дейзи (2007). Пуме (Яруро). В: Фрейре Г., Тиллетт А., редакторы. Здоровье коренных народов Венесуэлы, том II . Боливарианское правительство Венесуэлы, Министерство народной власти по здравоохранению, Редакция Arte, Каракас. стр. 247–329.
- ^ Jump up to: а б с д и Гривз, Рассел Д. (1997). Охота и многофункциональное использование лука и стрел: этноархеология технологической организации среди охотников-пуме Венесуэлы. В: Технология снарядов под редакцией Х. Кнехта . Пленум Пресс, Нью-Йорк. стр. 287–320.
- ^ Грагсон, Тед Л. (1997). «Использование подземных органов растений и их использование при выборе среды обитания у индейцев пуме в Венесуэле». Экономическая ботаника . 51 (4): 377–384. дои : 10.1007/bf02861048 . S2CID 40652083 .
- ^ Jump up to: а б с д и Гривз, Рассел Д.; Крамер, Карен Л. (2014). «Использование диких и домашних растений охотниками-собирателями: археологические последствия для смешанной экономики до интенсификации сельского хозяйства». Журнал археологической науки . 41 : 263–27. дои : 10.1016/j.jas.2013.08.014 .
- ^ Jump up to: а б с д Крамер, Карен Л.; Гривз, Рассел Д. (2016). «Диверсифицировать или заменить: что происходит с дикими продуктами, когда в рацион охотников-собирателей вводятся культигены». В Коддинге, Брайан Ф.; Крамер, Карен Л. (ред.). Почему Фураж? Охотники и собиратели в XXI веке . Санта-Фе, Альбукерке: Школа перспективных исследований Press, University of New Mexico Press. стр. 15–42. ISBN 9780826356963 .
- ^ Jump up to: а б с Шаффанжон, Жан (1889). Ориноко и Каура: связь путешествий, совершенных в 1886 и 1887 годах . Библиотека Hachete et Cie., Париж.
- ^ Грагсон, Тед Л. (1992). «Стратегическая закупка рыбы Пуме: южноамериканская «рыболовная культура» ». Экология человека . 20 (1): 109–130. дои : 10.1007/bf00889698 . S2CID 153629471 .
- ^ Грагсон, Тед Л. (1992). «Рыбалка в водах Амазонии: местное натуральное хозяйство в тропических лесах». Американский антрополог . 94 (2): 428–440. дои : 10.1525/aa.1992.94.2.02a00100 .
- ^ Хилтон, Чарльз Э.; Гривз, Рассел Д. (2004). «Возраст, пол и транспорт ресурсов у венесуэльских собирателей». В Мелдраме, Д. Джеффри; Хилтон, Чарльз Э. (ред.). От двуногого к страйдеру: появление у современного человека ходьбы, бега и транспорта ресурсов . Нью-Йорк: Клювер. стр. 163–18 . ISBN 0-306-47999-0 .
- ^ Хилтон, Чарльз Э.; Гривз, Рассел Д. (2008). «Сезонность и половые различия в расстоянии путешествия и транспортировке ресурсов у венесуэльских собирателей». Современная антропология . 49 (1): 144–153. дои : 10.1086/524760 . S2CID 145780950 .
- ^ Лидс, Энтони (1961). «Зарождающееся садоводство тропических лесов Яруро: возможности и ограничения». В Уилберте, Дж. (ред.). Эволюция садоводческих систем в Южной Америке: причины и последствия . Antropológica, Приложение № 2. Редакция Сукре, Каракас.
- ^ Лидс, Энтони (1964). «Некоторые проблемы этноистории Яруро». Труды и воспоминания XXV Международного конгресса американистов . 2 : 157–175.
- ^ Jump up to: а б Крамер, Карен Л.; Гривз, Рассел Д. (2007). «Изменение моделей детской смертности и рождаемости среди собирателей и садоводов пуме». Американский антрополог . 109 (4): 713–726. дои : 10.1525/aa.2007.109.4.713 .
- ^ Грагсон, Тед Л. (1995). «Эксплуатация пуме Mauritia flexuosa (Palmae) в Льяносе в Венесуэле». Журнал этнобиологии . 15 (2): 177–188.
- ^ Jump up to: а б Крево, Жюль (1883). Путешествие по Южной Америке, III. Через Новую Гранаду и Венесуэлу . Париж: Книготорговец Hachette et cie.
- ^ Ю, Пэй-Лин (1997). Голодная молния: заметки женщины-антрополога из Венесуэлы . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 0-8263-1807-Х .
- ^ Jump up to: а б с д Крамер, Карен Л.; Гривз, Рассел Д. (2011). «Послебрачное проживание и двусторонние родственные связи среди охотников-собирателей: собиратели пуме, живущие в лучшем из обоих миров». Человеческая природа . 22 (1–2): 41–63. дои : 10.1007/s12110-011-9115-7 . ПМИД 22388800 . S2CID 38463819 .
- ^ Jump up to: а б Крамер, Карен Л.; Гривз, Рассел Д.; Эллисон, Питер Т. (2009). «Ранняя репродуктивная зрелость среди собирателей пуме: значение модели объединенной энергии для быстрой истории жизни». Американский журнал биологии человека . 21 (4): 430–437. дои : 10.1002/ajhb.20930 . ПМИД 19402033 . S2CID 37260071 .
- ^ Jump up to: а б Крамер, Карен Л.; Гривз, Рассел Д. (2011). «Усилия несовершеннолетних по обеспечению существования, уровни активности и модели роста: среднее детство среди собирателей пуме». Человеческая природа . 22 (3): 303–326. дои : 10.1007/s12110-011-9122-8 . ПМИД 22388878 . S2CID 9401363 .
- ^ Коллейн, Жан-Поль; Де Клиппель, Кэтрин (1993). La noche Pumé (документальный фильм, около 59 мин). ACME, RTBF и SEPT/ARTE.
- ^ Обрегон Муньос, Уго; Диас Посо, Хорхе (1979). «Церемониальные песни Ярурос». Антропологический . 52 : 3–38.
- ^ Арец, Изабель (1991). «Пумы или Яруро». Музыка аборигенов Венесуэлы . Каракас: FUNDEF-CONAC, Armitano Graphics. стр. 302–308.
- ^ ле Беснере, Генри (1955) [запись 1949 года, исполнение Пуме из Венесуэлы]. Индийские песни из Венесуэлы: сеанс шаманизма (звукозапись). Париж: Отдел этномузыкологии Музея человека. МХ.54-7-8.
- ^ Jump up to: а б Митрани, Филипп (1979). Здоровье и болезнь в концепции Яруро . Католический университет Андреса Белло. стр. 329–390.
- ^ Jump up to: а б Митрани, Филипп (1979). «Попытка систематизировать медицинскую практику Яруро». Материалы 42-го Международного конгресса американистов . 6 : 373–386.
- ^ Ю, Пэй-Лин; Гривз, Рассел Д. «Использование и самоопределение традиционных охотников-собирателей пуме в Венесуэле». Ежеквартальный журнал «Культурное выживание» . 23 (4): 78–79.
- ^ Гривз, Рассел Д.; Дилл, Алисса (2003). «Пуме претендует на Венесуэлу». Ежеквартальный журнал «Культурное выживание» . 27 (2): 58.
Ссылки
[ редактировать ]- Беснере, Анри ле. 1954. Вклад в изучение индейцев яуро (Венесуэла): некоторые наблюдения о территории, среде обитания и численности населения. Журнал Общества американистов XLIII: 109-122.
- Баррето, Дейзи Дж. и Педро Дж. Ривас 2007. «Пуме (Яруро)». В книге «Здоровье коренных народов Венесуэлы» , том 2, под редакцией Г. Фрейре и А. Тилле, стр. 247–329. Управление здравоохранения коренных народов, Министерство народной власти здравоохранения, Боливарианское правительство Венесуэлы, Каракас.
- Грагсон, Тед Л. 1989. «Выделение времени на пропитание и поселение в деревне Цири Хономе Пуме в Льяносе Апуре, Венесуэла». доктор философии диссертация. Университет штата Пенсильвания, Питтсбург
- Гривз, Рассел Д. (2007). «Этноархеология охоты и собирательства: собиратели пуме Венесуэлы». Экспедиция . 49 (1): 18–27.
- Гривз, Рассел Д. 1997. «Этноархеологическое исследование мобильности средств к существованию, ориентации ресурсов и технологической организации среди собирателей пуме в Венесуэле». доктор философии диссертация. Альбукерке: Университет Нью-Мексико.
- Гривс Рассел Д. 1997. Охота и многофункциональное использование лука и стрел: этноархеология технологической организации среди охотников на пуме в Венесуэле. В «Технологии снарядов» под редакцией Х. Кнехта, стр. 287–320. Пленум Пресс, Нью-Йорк.
- Гривз, Рассел Д.; Крамер, Карен Л. (2014). «Использование диких и домашних растений охотниками-собирателями: археологические последствия для смешанной экономики до интенсификации сельского хозяйства». Журнал археологической науки . 41 : 263–271. дои : 10.1016/j.jas.2013.08.014 .
- Хилтон, Чарльз Э.; Гривз, Рассел Д. (2008). «Сезонность и половые различия в расстоянии путешествия и транспортировке ресурсов у венесуэльских собирателей». Современная антропология . 49 (1): 144–153. дои : 10.1086/524760 . S2CID 145780950 .
- Крамер, Карен Л. (2008). «Ранняя половая зрелость среди собирателей пуме в Венесуэле: последствия подросткового материнства для фитнеса». Американский журнал физической антропологии . 136 (3): 338–350. дои : 10.1002/ajpa.20817 . ПМИД 18386795 .
- Крамер, Карен Л. и Рассел Д. Гривз. 2016. «Диверсифицировать или заменить: что происходит, когда культигены вводятся в рацион охотников-собирателей». В книге «Почему фураж?» Охотники и собиратели в XXI веке , под редакцией Б. Ф. Коддинга и К. Л. Крамера, стр. 15–42. Школа перспективных исследований и издательство Университета Нью-Мексико, Санта-Фе, Альбукерке.
- Крамер, Карен Л.; Гривз, Рассел Д. (2011). «Усилия несовершеннолетних по обеспечению существования, уровни активности и модели роста: среднее детство среди собирателей пуме». Человеческая природа . 22 (3): 303–326. дои : 10.1007/s12110-011-9122-8 . ПМИД 22388878 . S2CID 9401363 .
- Крамер, Л. Крамер; Гривз, Рассел Д. (2011). «Послебрачное проживание и двусторонние родственные связи среди охотников-собирателей: собиратели пуме, живущие в лучшем из обоих миров». Человеческая природа . 22 (1–2): 41–63. дои : 10.1007/s12110-011-9115-7 . ПМИД 22388800 . S2CID 38463819 .
- Крамер, Л. Крамер; Гривз, Рассел Д. (2010). «Синхронность между ростом и репродуктивными моделями женщин: ранние инвестиции в рост среди собирателей пуме». Американский журнал физической антропологии . 141 (2): 235–244. дои : 10.1002/ajpa.21139 . ПМИД 19844999 .
- Крамер, Карен Л.; Гривз, Рассел Д.; Эллисон, Питер Т. (2009). «Ранняя репродуктивная зрелость среди собирателей пуме: влияние модели объединенной энергии на историю быстрой жизни». Американский журнал биологии человека . 21 (4): 430–37. дои : 10.1002/ajhb.20930 . ПМИД 19402033 . S2CID 37260071 .
- Лидс, Энтони. 1961. «Зарождающееся садоводство тропических лесов Яруро: возможности и ограничения». В книге «Эволюция садоводческих систем в Южной Америке: причины и последствия » под редакцией Дж. Уилберта, стр. 13–46. Antropológica, Приложение № 2. Редакция Сукре, Каракас.
- Лидс, Энтони (1964). «Некоторые проблемы этноистории Яруро». Труды и воспоминания XXV Международного конгресса американистов . 2 : 157–175.
- Митрани, Филипп. 1988. "Пуме (Яруро)" В «Аборигенах Венесуэлы, Том III, Современная этнология II» под редакцией Жака Лизо, стр. 147–213. Фонд естественных наук Ла Саль, издательство Монте Авила, Каракас.
- Канал Оробитг, Джемма. 1998. Пуме и их мечты: исследование группы индейцев с равнин Венесуэлы . Социальные порядки, Издания современных архивов, Паисес Бажос, Амстердам,
- Петрулло, Винченцо. 1939. «Ярурос реки Капанапаро, Венесуэла». Антропологические статьи 11, Бюллетень Бюро американской этнологии 123. стр. 161–290. Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия
- Ю, Пей-Лин. 1997. Голодная молния: заметки женщины-антрополога из Венесуэлы. Университет Нью-Мексико Пресс, Альбукерке.