Пемон
Общая численность населения | |
---|---|
в. 31 440 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Венесуэла | 30,148 (2011) [1] |
Бразилия | 792 (2014) [2] |
Гайана | в. 500 [3] |
Языки | |
Пемон , испанский | |
Религия | |
традиционная племенная религия, католицизм [4] |
Пемон живущие или Пемон (Пемонг) — коренные народы, в районах Венесуэлы , Бразилии и Гайаны . [5] Народ пемон разделен на множество диалектов и традиций: арекуна , камаракото и таурепанг. [4]
Люди
[ редактировать ]Пемоны являются частью более крупной карибской языковой семьи и включают шесть групп, включая арекуна, ингарико , камаракото, туалипанг, мапойо и макуши /макуси (макуси или макуси в Бразилии). Хотя этнографические данные об этих группах скудны, Айрис Майерс подготовила одно из самых подробных описаний Макуши. [6] в 1940-х годах, и на ее работы в значительной степени полагаются при сравнении исторической и современной жизни Макуши. [7]
Пемоны впервые встретились жителями Запада в 18 веке и были обращены миссионерами в христианство . [5] Их общество основано на торговле и считается эгалитарным и децентрализованным, а в Венесуэле финансирование за счет нефтедолларов помогло финансировать общественные проекты, а также развиваются возможности экотуризма. [5] В Венесуэле пемоны живут на плато Гран-Сабана, луговом усеянном столовыми горами, где водопад Анхель , самый высокий водопад в мире, падает с Ауянтепуи в национальном парке Канайма . [5]
В Бразилии пемоны живут среди других коренных народов недалеко от границ Венесуэлы и Гайаны в деревнях на территориях коренных жителей Сан-Маркос и Рапоса-Серра-ду-Сол. По оценке 2014 года, насчитывается 792 пемона. [8]
Макукси , , которые также говорят на языке пемон, проживают в Бразилии и Гайане в районах, близких к границе с Венесуэлой.
Образ жизни
[ редактировать ]На язык и народ пемонов чрезвычайно повлияли туристические и исторические события, такие как создание лагеря Канайма, основанного семьей Бултон недалеко от города Канайма, где установлена демографическая концентрация народа пемон. Многие люди-пемоны работают в гостиницах и сфере туризма. Это глубоко повлияло на традиции народа пемонов, поскольку они оказались католическим большинством населения и оставили после себя язык и веру своих предков, тем не менее, многие люди пемоны, известные как «чаманцы», до сих пор исповедуют исконную религию, в основном для здравоохранения. .
Язык
[ редактировать ]Пемон (по -испански : Pemon) — карибский язык, на котором говорят в основном в Венесуэле , особенно в Гран-Сабана регионе штата Боливар . проживало 15 094 говорящих на языке пемон По данным переписи 2001 года, в Венесуэле . Он разделен на три основных диалекта: Арекуна, Камаракото и Таурепанг. [4]
Мифы
[ редактировать ]У пемонов очень богатая мифическая традиция, которая слита с их нынешней христианской верой. Мифология пемонов включает в себя богов, обитающих в столовых горах луга, называемых тепуи . [5] Горы закрыты для живых, так как они также являются домом для духов предков, называемых мавари . [5] Первым инородцем, серьезно изучившим мифы и язык пемонов, был немецкий этнолог Теодор Кох-Грюнберг , посетивший Рорайму в 1912 году.
Важные мифы описывают происхождение солнца и луны, создание гор тепуи , которые резко возвышаются над саваннами Гран-Сабаны , и деятельность героя-создателя Макунаимы. Макунаима описывается как отдельный человек или группа братьев, сыновей Солнца Вэй и женщины, сделанной из глины. Он отправляется на поиски своего отца, который был пленником злых духов. Найдя своего отца, Макунаима находит «дерево мира», которое срубает, и образовавшийся пень становится горой Рорайма . Падение дерева вызвало великий катаклизм с наводнениями и пожарами, и Макунаима воссоздал людей. Макунаима также превратил людей и животных в камень, что является частью описания мира природы Пемоном. [9]
Миссионерская работа среди американских индейцев повлияла на веру пемонов; и Джечикрай - это пемонская адаптация Иисуса Христа. [9]
Спор о камне «Куэка»
[ редактировать ]В 1999 году Вольфганг Кракер фон Шварценфельд организовал транспортировку красного каменного валуна весом около 35 метрических тонн из венесуэльского национального парка Канайма в берлинский Тиргартен для своего проекта «глобального камня». С тех пор продолжается спор о попытке Пемона вернуть камень, в котором участвуют власти и посольства Германии и Венесуэлы. [10] [11] [12]
16 апреля 2020 года камень Куэка наконец был возвращен Венесуэле. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись 2011 года – Структура коренного населения» . Перепись 2011 года в Венесуэле (на испанском языке) . Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ «Таурепанг» . Экологический партнер . Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ «Пемон, Арекуна в Гайане» . Проект Джошуа . Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Пемон: введение, расположение». Каждая культура. (получено 30 июня 2011 г.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж См. стр. 112, 113 и 178 Венесуэлы: Пемон , в Condé Nast Traveler , декабрь 2008 г.
- ^ Майерс, Ирис (1993). «Макуши на гвиано-бразильской границе в 1944 году: исследование культурных контактов». Антропологика . 90 :3–99.
- ^ Шахт, Райан (2013). «Маниока и макуши: общая история устойчивости и трансформации» . Еда и идентичность в странах Карибского бассейна : 15–29.
- ^ «Таурепанг — коренные народы Бразилии» . pib.socioambiental.org . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Таурепанг — коренные народы Бразилии» . pib.socioambiental.org . Проверено 3 марта 2021 г.
- ↑ Spiegel онлайн, 10 июля 2011 г.: Камень Куэка - группа коренных народов Венесуэлы сражается за Берлин.
- ^ Universidad del Zulia и FundaCine, 2007: Etapontok Ro Etomo (Борьба продолжается) (испанский)
- ↑ Berliner Zeitung, 9 августа 2000 г.: Индийцы хотят вернуть себе «божественный камень» (нем. «Коренные народы хотят вернуть священный камень»)
- ^ «Священный венесуэльский камень вернулся домой после перерыва в Берлине» . АП НОВОСТИ . 17 апреля 2020 г. Проверено 2 мая 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Теодор Кох-Грюнберг 1917 – «Vom Roraima Zum Orinoco» («От Рораймы до Ориноко»).
- Дэвид Джон Томас 1982 - «Порядок без правительства: Общество индейцев пемон Венесуэлы» (University of Illinois Press)