Люди Апинаже
Апинайе | |
---|---|
![]() Отец Апинаже держит сына на руках | |
Общая численность населения | |
2,277 (2014) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
![]() | 2,277 |
Языки | |
Апинайе , португальский | |
Религия | |
Анимизм [ 2 ] |
Апинаже , живущий (также известные как Апинайе, Афотиге, Аоге, Апинаже, Отоге, Упинаже, Пинаже, Пинаре, Уитиш, Утинше и Западная Тимбира) — коренной народ Бразилии , называемый Ге в штате Токантинс , на востоке центральной Бразилии. [ 1 ]
История
[ редактировать ]До 20-го века существовало три основные группы апинаже, известные как Рыркойойре, Кокоджойре и Криджобрейре, каждая со своей землей и политическим разделением, что в общей сложности занимало более половины нынешней территории. [ 3 ] В настоящее время три отдельные группы Апинаже живут вместе, хотя Сан-Жозе контролируется Крижобрейре, а Мариазинья возглавляет Кокошуаре. [ 3 ] В первой четверти девятнадцатого века в Апинаже наблюдался успешный экономический рост, чему способствовали экстенсивное животноводство и добыча пальмового масла бабах, что привело к увеличению миграции. В конце 20 века иммигранты вторглись на земли Апинаже. Их земли были разделены, когда прошли такие автомагистрали, как шоссе Белен-Бразилиа и Трансамазонское шоссе . Часть их земель, разделенных Трансамазонским шоссе, была у них отнята, и племя работает над ее возвращением. [ 1 ] Земельные права Апинаже были признаны федеральным правительством Бразилии в Конституции 1988 года. [ 3 ]
Контакт
[ редактировать ]Коренное население Апинаже имело контакты с иезуитами, военными оркестрами и исследователями, что аналогично опыту других групп коренного населения. Между 1633 и 1658 годами иезуиты путешествовали вверх по реке Токантинс, чтобы «[убедить] индейцев «спуститься» по реке к деревням Пара». [ 4 ] Это открыло возможность дальнейших встреч. В одной из своих экспедиций капитан-генерал Д. Луис Маскареньяс в 1740 году столкнулся с «воинственным» народом апинаже. [ 3 ] Еще одно столкновение между португальскими поселенцами и апинаже произошло в 1774 году, когда Антониу Луис Таварес Лиссабон и его группа исследователей путешествовали по реке Токантинс. [ 3 ] Эти ранние контакты не сильно нарушили образ жизни народа апинаже. Лишь в 19 веке коренная группа пострадала от колонизации. Это произошло из-за сокращения их территории и сокращения населения в связи с созданием поселений португальцами. [ 3 ] Да Матта (1982) считает, что апинаже были спасены от вымирания главным образом благодаря тому, что территория, на которой они располагались, не имела истинной экономической ценности. [ 5 ]
Конфликт
[ редактировать ]В начальный период колонизации Апинаже было зарегистрировано как враждебно настроенное по отношению к европейским экспедициям. Это побудило к строительству военного поста Алкобаса в 1780 году. [ 4 ] Однако вскоре он был заброшен из-за успешных набегов Апинаже. Это только побудило к дальнейшим укреплениям. В 1791 году «на реке Арапари был основан еще один военный пост», и то же самое произошло в 1797 году со строительством поста Сан-Жуан-дас-Дуас-Баррас. [ 4 ] Независимо от предыдущих конфликтов, апинаже участвовали в войне за независимость 1823 года, отправив «250 воинов присоединиться к войскам Хосе Диаса де Маттоса». [ 5 ] Самый последний конфликт произошел во время строительства Трансамазонского шоссе в 1985 году, которое должно было быть построено на землях коренных народов. При поддержке воинов Крахо, Ксеренте, Ксаванте и Каяпо бразильское государство признало их земли, а маршрут шоссе был изменен, чтобы не проходить через эту территорию коренных народов. [ 4 ]
Первые школы
[ редактировать ]Школы существовали в районе Апинаже еще в начале 19 века. [ 3 ] однако неясно, предназначалась ли их цель коренным народам или обычным поселенцам. Первые учебные материалы по языку апинаже были подготовлены миссионерами Летнего института лингвистики, в данном случае миссионеркой Патрисией Хэм. [ 3 ] Государственная поддержка школ коренных народов была предусмотрена Конституцией 1988 года. [ 3 ] Нынешняя школьная система Апинаже показывает, что дети начинают учиться на родном языке вплоть до 4-го класса, когда вводится португальский язык. [ 3 ] Школы находятся в ведении общины Апинаже, а в состав преподавательского состава входят инструкторы и помощники некоренного происхождения. [ 3 ] Эти школы также подтверждают гипотезу о том, что уровень передачи инфекции высок; дети являются одноязычными до тех пор, пока не достигнут возраста, когда они смогут начать изучать другой язык, в результате чего большинство населения становится двуязычным. Похоже, что язык апинайе по-прежнему является важной частью культуры группы и, следовательно, имеет возможность продолжать процветать.
Экономическое развитие
[ редактировать ]Женщины Апинаже выращивают натуральные сады, а мужчины валят деревья и сажают рис. Обычные культуры включают бананы, фасоль, фасоль, папайю, арахис, тыкву, сладкий картофель, арбузы и ямс. Семьи апинаже выращивают крупный рогатый скот, свиней и кур. Охота и рыбалка дополняют домашнее питание. Раньше орехи бабасу продавались за наличные. [ 6 ]
Языковая семья
[ редактировать ]Семья Jê — самая большая языковая семья в группе Macro-Jê . Он содержит восемь языков, некоторые из которых имеют множество диалектов. Языки этой семьи сконцентрированы в основном в «саваннических регионах Бразилии от южных частей штатов Пара и Мараньян на юг до Санта-Катарины и Риу-Гранди-ду-Сул ». [ 7 ] К сожалению, многие другие языки группы Macro-Jê вымерли, поскольку их расположение на восточном побережье означало первый контакт с европейцами, который, как написано выше, был жестоким и пагубным для многих коренных общин. [ 7 ]
Язык
[ редактировать ]Люди апинаже говорят на языке апинае , языке макро-дже . На нем говорит большая часть племени в тринадцати деревнях. Некоторые жители Апинаже также говорят по-португальски . [ 8 ]
Литература
[ редактировать ]Существует описательная грамматика этого языка, написанная исследователем Кристиан Кунья де Оливейра в ее диссертации «Язык народа апинаже Центральной Бразилии». Оливейра предоставляет подробное описание и анализ фонологии, морфологии и синтаксиса апинайе. Другие лингвисты также внесли свой вклад в описательную грамматику языка, в том числе в статье Кэллоу 1962 года, в которой обсуждается порядок слов; Фонологический анализ Берджесса и Хэма, включая такие темы, как соотношение согласных и гласных, тон и перечень различных звуков языка; и анализ номинальных категорий Кэллоу 1962 года и анализ вербальных категорий Хэма и др. 1979 года. [ 9 ]
Педагогические грамматики были созданы для использования в двуязычных классах с целью преподавания молодым учащимся как национальной культуры, так и культуры коренных народов. [ 10 ] В книге Соузы и др. «Межкультурная двуязычная школа Апинаже: для образования за пределами этнических границ» этот процесс подробно обсуждается, а также исследуется ценность наличия педагогической грамматики апинаже в классе. Существует неразрывная связь между языком и культурой, и изучение языка апинайе помогает детям построить более прочную связь как со своей коренной культурой, так и с национальной культурой Бразилии. [ 10 ] Возможно, это также является одной из причин того, что этот язык в настоящее время имеет статус «развивающегося» по шкале EGID, как упоминалось выше, поскольку передача языка детям этой культуры жизненно важна для ее выживания. [ 11 ]
Проекты документации
[ редактировать ]В разделе «Благодарности» книги «Язык народа апинаже Центральной Бразилии» Оливейра благодарит Национальный фонд Индии (FUNAI) за помощь с документацией, необходимой для исследования. Поэтому язык апинайе был частью небольшого проекта документации, чтобы обеспечить исследование, необходимое для этой диссертации и описательной грамматики. В противном случае проекты документации для этого языка будут недоступны.
Этнография
[ редактировать ]Последнее этнографическое исследование народа апинаже, проведенное в 2017 году, посвящено анализу системы образования (Соуза и др.). Наиболее известной этнографией языка и народа апинайе является диссертация Оливейры (2005 г.). Этому предшествовала работа Да Матты (1982), в которой исследуются обычаи и традиции Апинаже. Курт Нимуэндажу был немецким антропологом и этнологом, написавшим «Апинайе» (1939). Книга основана на социальной структуре коренной группы, но также включает минимальную информацию о языковом формировании языка апинайе.
См. также
[ редактировать ]- Уайка , охотник из легенды Апинаже
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Апинаже: Введение». Архивировано 24 мая 2011 года в Wayback Machine Povos Indígenas no Brasil. (получено 25 апреля 2011 г.)
- ^ «Апинайе: аспекты космологии». Архивировано 23 июля 2011 года в Wayback Machine Povos Indígenas no Brasil. (получено 25 апреля 2011 г.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кунья де Оливия, Кристиана (2005). Язык народа апинаже в Центральной Бразилии . Университет Орегона.
- ^ Jump up to: а б с д Мария Элиза Ладейра и Жилберто Азанья. «История» . Коренные народы Бразилии . Социально-экологический институт.
- ^ Jump up to: а б Да Матта, Роберто (1982). Разделенный мир: социальная структура апинайе . Издательство Гарвардского университета.
- ^ «Апинайе: Продуктивная деятельность». Архивировано 23 июля 2011 года в Wayback Machine Povos Indígenas no Brasil. (получено 25 апреля 2011 г.)
- ^ Jump up to: а б Мур, Денни (2005). «Бразилия: языковая ситуация». Энциклопедия языков и лингвистики 2 .
- ^ "Апинайе". Этнолог. (получено 25 апреля 2011 г.)
- ^ Драйер, Мэтью С.; Хаспельмат, Мартин. «Язык апинайе» . ВАЛС Онлайн . Архивировано из оригинала 29 апреля 2015 г. Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б МАГАЛЬЯЕС де Соуза, Розинеида; Алвес де Алмейда, Северина; Мендонса Лира, Хайро Роберто; Гимарайнш Соуза, Джейн; Дос Сантос, Элизеу Хосе (2017). «Межкультурная двуязычная школа Апинаже: для образования за пределами этнических границ».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Льюис, Пол; Саймонс, Гэри Ф.; Фенниг, Чарльз Д. (2017). «Этнолог: Языки мира, двадцатое издание» . СИЛ Интернешнл.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Апинайе, Курт Нимуэндажу
- Произведение искусства Апинаже , Национальный музей американских индейцев.
- Кристиана Кунья де Оливейра, Язык народа апинаже Центральной Бразилии