Jump to content

Люди Апинаже

Апинаже
Апинайе
Отец Апинаже держит сына на руках
Общая численность населения
2,277 (2014) [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Бразилия
 Токантинс 2,277
Языки
Апинайе , португальский
Религия
Анимизм [ 2 ]

Апинаже , живущий (также известные как Апинайе, Афотиге, Аоге, Апинаже, Отоге, Упинаже, Пинаже, Пинаре, Уитиш, Утинше и Западная Тимбира) — коренной народ Бразилии , называемый Ге в штате Токантинс , на востоке центральной Бразилии. [ 1 ]

До 20-го века существовало три основные группы апинаже, известные как Рыркойойре, Кокоджойре и Криджобрейре, каждая со своей землей и политическим разделением, что в общей сложности занимало более половины нынешней территории. [ 3 ] В настоящее время три отдельные группы Апинаже живут вместе, хотя Сан-Жозе контролируется Крижобрейре, а Мариазинья возглавляет Кокошуаре. [ 3 ] В первой четверти девятнадцатого века в Апинаже наблюдался успешный экономический рост, чему способствовали экстенсивное животноводство и добыча пальмового масла бабах, что привело к увеличению миграции. В конце 20 века иммигранты вторглись на земли Апинаже. Их земли были разделены, когда прошли такие автомагистрали, как шоссе Белен-Бразилиа и Трансамазонское шоссе . Часть их земель, разделенных Трансамазонским шоссе, была у них отнята, и племя работает над ее возвращением. [ 1 ] Земельные права Апинаже были признаны федеральным правительством Бразилии в Конституции 1988 года. [ 3 ]

Коренное население Апинаже имело контакты с иезуитами, военными оркестрами и исследователями, что аналогично опыту других групп коренного населения. Между 1633 и 1658 годами иезуиты путешествовали вверх по реке Токантинс, чтобы «[убедить] индейцев «спуститься» по реке к деревням Пара». [ 4 ] Это открыло возможность дальнейших встреч. В одной из своих экспедиций капитан-генерал Д. Луис Маскареньяс в 1740 году столкнулся с «воинственным» народом апинаже. [ 3 ] Еще одно столкновение между португальскими поселенцами и апинаже произошло в 1774 году, когда Антониу Луис Таварес Лиссабон и его группа исследователей путешествовали по реке Токантинс. [ 3 ] Эти ранние контакты не сильно нарушили образ жизни народа апинаже. Лишь в 19 веке коренная группа пострадала от колонизации. Это произошло из-за сокращения их территории и сокращения населения в связи с созданием поселений португальцами. [ 3 ] Да Матта (1982) считает, что апинаже были спасены от вымирания главным образом благодаря тому, что территория, на которой они располагались, не имела истинной экономической ценности. [ 5 ]

Конфликт

[ редактировать ]

В начальный период колонизации Апинаже было зарегистрировано как враждебно настроенное по отношению к европейским экспедициям. Это побудило к строительству военного поста Алкобаса в 1780 году. [ 4 ] Однако вскоре он был заброшен из-за успешных набегов Апинаже. Это только побудило к дальнейшим укреплениям. В 1791 году «на реке Арапари был основан еще один военный пост», и то же самое произошло в 1797 году со строительством поста Сан-Жуан-дас-Дуас-Баррас. [ 4 ] Независимо от предыдущих конфликтов, апинаже участвовали в войне за независимость 1823 года, отправив «250 воинов присоединиться к войскам Хосе Диаса де Маттоса». [ 5 ] Самый последний конфликт произошел во время строительства Трансамазонского шоссе в 1985 году, которое должно было быть построено на землях коренных народов. При поддержке воинов Крахо, Ксеренте, Ксаванте и Каяпо бразильское государство признало их земли, а маршрут шоссе был изменен, чтобы не проходить через эту территорию коренных народов. [ 4 ]

Первые школы

[ редактировать ]

Школы существовали в районе Апинаже еще в начале 19 века. [ 3 ] однако неясно, предназначалась ли их цель коренным народам или обычным поселенцам. Первые учебные материалы по языку апинаже были подготовлены миссионерами Летнего института лингвистики, в данном случае миссионеркой Патрисией Хэм. [ 3 ] Государственная поддержка школ коренных народов была предусмотрена Конституцией 1988 года. [ 3 ] Нынешняя школьная система Апинаже показывает, что дети начинают учиться на родном языке вплоть до 4-го класса, когда вводится португальский язык. [ 3 ] Школы находятся в ведении общины Апинаже, а в состав преподавательского состава входят инструкторы и помощники некоренного происхождения. [ 3 ] Эти школы также подтверждают гипотезу о том, что уровень передачи инфекции высок; дети являются одноязычными до тех пор, пока не достигнут возраста, когда они смогут начать изучать другой язык, в результате чего большинство населения становится двуязычным. Похоже, что язык апинайе по-прежнему является важной частью культуры группы и, следовательно, имеет возможность продолжать процветать.

Экономическое развитие

[ редактировать ]

Женщины Апинаже выращивают натуральные сады, а мужчины валят деревья и сажают рис. Обычные культуры включают бананы, фасоль, фасоль, папайю, арахис, тыкву, сладкий картофель, арбузы и ямс. Семьи апинаже выращивают крупный рогатый скот, свиней и кур. Охота и рыбалка дополняют домашнее питание. Раньше орехи бабасу продавались за наличные. [ 6 ]

Языковая семья

[ редактировать ]

Семья — самая большая языковая семья в группе Macro-Jê . Он содержит восемь языков, некоторые из которых имеют множество диалектов. Языки этой семьи сконцентрированы в основном в «саваннических регионах Бразилии от южных частей штатов Пара и Мараньян на юг до Санта-Катарины и Риу-Гранди-ду-Сул ». [ 7 ] К сожалению, многие другие языки группы Macro-Jê вымерли, поскольку их расположение на восточном побережье означало первый контакт с европейцами, который, как написано выше, был жестоким и пагубным для многих коренных общин. [ 7 ]

Люди апинаже говорят на языке апинае , языке макро-дже . На нем говорит большая часть племени в тринадцати деревнях. Некоторые жители Апинаже также говорят по-португальски . [ 8 ]

Литература

[ редактировать ]

Существует описательная грамматика этого языка, написанная исследователем Кристиан Кунья де Оливейра в ее диссертации «Язык народа апинаже Центральной Бразилии». Оливейра предоставляет подробное описание и анализ фонологии, морфологии и синтаксиса апинайе. Другие лингвисты также внесли свой вклад в описательную грамматику языка, в том числе в статье Кэллоу 1962 года, в которой обсуждается порядок слов; Фонологический анализ Берджесса и Хэма, включая такие темы, как соотношение согласных и гласных, тон и перечень различных звуков языка; и анализ номинальных категорий Кэллоу 1962 года и анализ вербальных категорий Хэма и др. 1979 года. [ 9 ]

Педагогические грамматики были созданы для использования в двуязычных классах с целью преподавания молодым учащимся как национальной культуры, так и культуры коренных народов. [ 10 ] В книге Соузы и др. «Межкультурная двуязычная школа Апинаже: для образования за пределами этнических границ» этот процесс подробно обсуждается, а также исследуется ценность наличия педагогической грамматики апинаже в классе. Существует неразрывная связь между языком и культурой, и изучение языка апинайе помогает детям построить более прочную связь как со своей коренной культурой, так и с национальной культурой Бразилии. [ 10 ] Возможно, это также является одной из причин того, что этот язык в настоящее время имеет статус «развивающегося» по шкале EGID, как упоминалось выше, поскольку передача языка детям этой культуры жизненно важна для ее выживания. [ 11 ]

Проекты документации

[ редактировать ]

В разделе «Благодарности» книги «Язык народа апинаже Центральной Бразилии» Оливейра благодарит Национальный фонд Индии (FUNAI) за помощь с документацией, необходимой для исследования. Поэтому язык апинайе был частью небольшого проекта документации, чтобы обеспечить исследование, необходимое для этой диссертации и описательной грамматики. В противном случае проекты документации для этого языка будут недоступны.

Этнография

[ редактировать ]

Последнее этнографическое исследование народа апинаже, проведенное в 2017 году, посвящено анализу системы образования (Соуза и др.). Наиболее известной этнографией языка и народа апинайе является диссертация Оливейры (2005 г.). Этому предшествовала работа Да Матты (1982), в которой исследуются обычаи и традиции Апинаже. Курт Нимуэндажу был немецким антропологом и этнологом, написавшим «Апинайе» (1939). Книга основана на социальной структуре коренной группы, но также включает минимальную информацию о языковом формировании языка апинайе.

См. также

[ редактировать ]
  • Уайка , охотник из легенды Апинаже

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с «Апинаже: Введение». Архивировано 24 мая 2011 года в Wayback Machine Povos Indígenas no Brasil. (получено 25 апреля 2011 г.)
  2. ^ «Апинайе: аспекты космологии». Архивировано 23 июля 2011 года в Wayback Machine Povos Indígenas no Brasil. (получено 25 апреля 2011 г.)
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кунья де Оливия, Кристиана (2005). Язык народа апинаже в Центральной Бразилии . Университет Орегона.
  4. ^ Jump up to: а б с д Мария Элиза Ладейра и Жилберто Азанья. «История» . Коренные народы Бразилии . Социально-экологический институт.
  5. ^ Jump up to: а б Да Матта, Роберто (1982). Разделенный мир: социальная структура апинайе . Издательство Гарвардского университета.
  6. ^ «Апинайе: Продуктивная деятельность». Архивировано 23 июля 2011 года в Wayback Machine Povos Indígenas no Brasil. (получено 25 апреля 2011 г.)
  7. ^ Jump up to: а б Мур, Денни (2005). «Бразилия: языковая ситуация». Энциклопедия языков и лингвистики 2 .
  8. ^ "Апинайе". Этнолог. (получено 25 апреля 2011 г.)
  9. ^ Драйер, Мэтью С.; Хаспельмат, Мартин. «Язык апинайе» . ВАЛС Онлайн . Архивировано из оригинала 29 апреля 2015 г. Проверено 26 июня 2018 г.
  10. ^ Jump up to: а б МАГАЛЬЯЕС де Соуза, Розинеида; Алвес де Алмейда, Северина; Мендонса Лира, Хайро Роберто; Гимарайнш Соуза, Джейн; Дос Сантос, Элизеу Хосе (2017). «Межкультурная двуязычная школа Апинаже: для образования за пределами этнических границ». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  11. ^ Льюис, Пол; Саймонс, Гэри Ф.; Фенниг, Чарльз Д. (2017). «Этнолог: Языки мира, двадцатое издание» . СИЛ Интернешнл.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 167733bee674202ae89fc8dbadd69246__1694050140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/46/167733bee674202ae89fc8dbadd69246.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Apinajé people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)