Jump to content

Пираха люди

Пирахан
Общая численность населения
800
Регионы со значительной численностью населения
Бразилия
Языки
Пирахан
Религия
Анимизм [ 1 ]

Пираха ] (произносится [piɾaˈhɐ̃ ) [ а ] коренные жители тропических лесов Амазонки в Бразилии. Они являются единственной выжившей подгруппой народа Мура и являются охотниками-собирателями . Они живут в основном на берегах реки Майси в Умайте и Маникоре в штате Амазонас . По состоянию на 2018 год , они насчитывают 800 особей. [ 2 ] Народ пираха не себя пираха а , хиайтиихи называет или хиатихи . [ 3 ] примерно переводится как «прямые». [ 4 ]

Пираха говорят на языке пираха . Любой другой язык они называют «кривой головой». [ 5 ] Члены племени пирахан могут свистеть на своем языке , именно так люди пирахан общаются во время охоты в джунглях.

Культура

[ редактировать ]

По словам лингвистического антрополога и бывшего христианского миссионера Дэниела Эверетта ,

Пираханы в высшей степени одарены всеми способами, необходимыми для обеспечения их дальнейшего выживания в джунглях: они знают полезность и расположение всех важных растений в своей местности; они понимают поведение местных животных и знают, как их поймать и избежать; и они могут войти в джунгли обнаженными, без инструментов и оружия, а через три дня выйти оттуда с корзинами фруктов, орехов и мелкой дичи. [ 5 ]

Что касается пираханов в отношении исследователей, то их культура занимается исключительно вопросами, которые входят в сферу непосредственного личного опыта, и поэтому не существует истории за пределами живой памяти. У пираха есть простая система родства , которая включает байси (родитель, дедушка или бабушка или старший), ксахайги (брат или сестра, мужчина или женщина), хоаги или хосай (сын), кай (дочь) и пиихи (приемный ребенок, любимый ребенок, ребенок с хотя бы один умерший родитель и многое другое). [ 6 ] : 86–87 

Дэниел Эверетт утверждает, что одна из самых сильных ценностей пираха — отсутствие принуждения; никто не говорит другим людям, что делать. [ 7 ] Кажется, нет никакой социальной иерархии ; у пирахан нет официальных лидеров. Их социальная система аналогична системе многих других групп охотников-собирателей в мире, хотя и редка в Амазонии из-за истории садоводства до контакта с Западом (см. Историю Амазонки ).

Хотя пираха каждый день используют каноэ для рыбалки и для переправы через реку, вдоль которой они живут, когда их каноэ изнашиваются, они используют куски коры в качестве временных каноэ. Эверетт пригласил мастера-строителя, который обучал и руководил пираха изготовлением каноэ, чтобы они могли сделать свое собственное. Однако, когда им понадобилось еще одно каноэ, они сказали, что «Пираханы не делают каноэ», и посоветовали Эверетту купить им каноэ. Пираха полагаются на каноэ соседних общин и используют эти каноэ для себя. [ 7 ]

Пираха строят простые хижины, в которых хранят несколько кастрюль, сковородок, ножей и мачете. Изготавливают лишь скребковые приспособления (для изготовления наконечников стрел), рыхлые мешки из пальмовых листьев, луки и стрелы. [ 5 ] Они спят от 15 минут до, самое большее, двух часов в течение дня и ночи и редко спят всю ночь . [ 6 ] : XVIII, 13, 70, 79

Они не запасают пищу в каком-либо количестве, а обычно едят ее, когда получают. [ 5 ] Пираха проигнорировали уроки по консервированию мяса путем соления или копчения. [ 5 ] Они выращивают растения маниоки , которые вырастают из выплюнутых семян, и производят маниоковую муку всего на несколько дней за раз. [ 5 ] Они обменивают бразильские орехи и секс на расходные материалы или инструменты, например, мачете, порох, сухое молоко, сахар, виски. Целомудрие не является культурной ценностью. [ 7 ] Они обменивают бразильские орехи, древесину и сорву (резиновый сок, используемый в жевательной резинке) на язычки от банок из-под газировки, которые используются для ожерелья. [ 5 ] Мужчины носят футболки и шорты, которые получают от торговцев; женщины шьют себе простые хлопчатобумажные платья. [ 5 ]

Их украшением в основном являются ожерелья, используемые в основном для отпугивания духов . [ 6 ] : 74  Концепция рисования им чужда, и когда их просят нарисовать человека, животное, дерево или реку, в результате получаются простые линии. [ 8 ] Однако, увидев новинку, например самолет, ребенок может сделать ее модель, которую вскоре может выбросить. [ 5 ]

По словам Эверетта, у пирахан нет представления о высшем духе или боге; [ 9 ] однако они верят в духов, которые иногда могут принимать форму предметов в окружающей среде. Этими духами могут быть ягуары, деревья или другие видимые и осязаемые предметы, включая людей. [ 6 ] : 112, 134–142  Эверетт сообщил об одном инциденте, когда пираха сказали, что « Сигагаи , одно из существ, живущих над облаками, стоял на пляже и кричал на нас, говоря, что он убьет нас, если мы пойдем в джунгли». Эверетт и его дочь ничего не видели, но пираха настаивали на том, что Шигагаи все еще находится на пляже. [ 6 ] : xvi – xvii

Принятие западной культуры

[ редактировать ]

В документальном фильме 2012 года под названием «Грамматика счастья» , который транслировался на Смитсоновском канале , сообщалось, что для общины пираха была открыта школа, где они изучают португальский язык и математику. По данным FUNAI, школа находится в ведении Министерства образования Бразилии . [ 10 ] Помимо знакомства с культурой формальной школы, в документальном фильме также сообщается, что правительство Бразилии установило в отдаленном районе современную медицинскую клинику, электричество и телевидение.

Лингвист-антрополог Дэниел Эверетт , написавший первую грамматику пираха, утверждает, что в их языке и культуре есть связанные пары курьезов. [ 5 ]

Проработав с этим языком 30 лет, Эверетт заявляет, что в нем нет относительных предложений или грамматической рекурсии . Эверетт указывает на рекурсию идей: в истории могут быть второстепенные идеи внутри других идей. Он также отметил, что разные эксперты имеют разные определения рекурсии. [ 7 ] Если в языке отсутствует грамматическая рекурсия, то это предлагается в качестве контрпримера теории Хомского, Хаузера и Фитча (2002) о том, что рекурсия — это особенность, которой должны обладать все человеческие языки.

Пирахан, пожалуй, уступает только ротокасу в Новой Гвинее по наименьшему количеству фонем среди всех языков мира. Женщины иногда произносят s как h , еще больше сокращая список. [ 6 ] : 178–179.  Эверетт утверждает, что пираха, ротокас и гавайский имеют по 11 фонем.

Их язык — уникальный живой язык (он родственен Мура , на котором больше не говорят). Джон Колапинто объясняет: «Не связанный ни с каким другим существующим языком и основанный всего на восьми согласных и трех гласных, язык Пираха имеет одну из самых простых известных звуковых систем. Тем не менее, он обладает таким сложным набором тонов, ударений и длин слогов, что его носители могут вообще отказаться от гласных и согласных и петь, напевать или насвистывать разговоры». [ 5 ] Питер Гордон пишет, что язык имеет очень сложную структуру глаголов: «К основе глагола добавляется до 15 потенциальных мест для морфологических маркеров, которые кодируют аспектные понятия, например, были ли события засвидетельствованы, уверен ли говорящий в их возникновении, желательно, независимо от того, было ли оно проксимальным или дистальным, и так далее. Ни один из маркеров не кодирует такие характеристики, как лицо, число, время или род». [ 8 ]

Любопытно, хотя и не беспрецедентно, [ 11 ] в языке нет кардинальных или порядковых числительных. Некоторые исследователи, такие как Питер Гордон из Колумбийского университета , утверждают, что пираха неспособны научиться считать . Его коллега Дэниел Л. Эверетт, с другой стороны, утверждает, что пираха когнитивно способны считать; они просто предпочитают не делать этого. Они верят, что их культура совершенна и не нуждается ни в чем из внешних культур. Эверетт говорит: «Главное то, что пираха не брали взаймы никаких чисел — и они хотят научиться считать. Они попросили меня провести для них уроки бразильских чисел, поэтому в течение восьми месяцев я каждый вечер тратил по часу, пытаясь научить их как считать. И это ни к чему не привело, за исключением нескольких детей. Некоторые дети учились достаточно хорошо, но как только кто-то начинал хорошо учиться, их отгоняли с занятий. веселое время, чтобы поесть попкорна и посмотреть, как я что-то пишу на доске». [ 7 ]

В языке нет слов для точных чисел, а есть понятия для обозначения малого и большего количества.

В языке может не быть уникальных слов для обозначения цветов , что противоречит гипотезе Берлина и Кея об универсальности названий цветов . Не существует неанализируемых корневых слов для цвета; все записанные цветные слова представляют собой составные слова, такие как mii sai [ 7 ] или бии сай, «подобный крови», что указывает на то, что цвета в языке представляют собой сравнения прилагательных, которые не применяются последовательно. [ 12 ]

Предполагается, что весь набор местоимений языка был недавно заимствован из одного из языков тупи-гуарани , и что до этого в языке вообще не было местоимений. Однако многие лингвисты считают это утверждение сомнительным из-за отсутствия доказательств. Однако, если бы местоимения существовали на более ранней стадии Пирахана, это не повлияло бы на утверждение Эверетта о важности простоты системы сегодня. В областях лексики, более подверженных заимствованиям, встречается несколько заимствований тупи-гуарани (например, существительные, относящиеся к предметам культуры).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ По словам Дэниела Эверетта, это пи-да-ХАН. [ нужна ссылка ]
  1. ^ Эверетт, Дэниел. «От языков под угрозой к жизни под угрозой» .
  2. ^ «Интервью: Как миссионер стал атеистом» . profil.at (на немецком языке). 27 марта 2018 г. Проверено 2 апреля 2018 г.
  3. ^ Эппс, Терпение; Майкл, Лев, ред. (2023). Амазонские языки: языковые изоляты . Берлин: Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3-11-043273-2 .
  4. ^ Пуллум, Джеффри К. (26 августа 2004 г.). «Натуралы: Дэн Эверетт на Пираха» . Языковой журнал . Проверено 22 июня 2007 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Колапинто, Джон (16 апреля 2007 г.). «Переводчик. Неужели отдаленное амазонское племя перевернуло наше понимание языка?» . Житель Нью-Йорка . Проверено 14 февраля 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Эверетт, Дэниел Л. (2008). Не спи, здесь Змеи . Книги Пантеона. ISBN  978-0-375-42502-8 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Эверетт, Дэниел Л. (11 июня 2007 г.). «Рекурсия и человеческое мышление: почему у пирахан нет чисел» . Беседа. Edge.org . Включает обсуждение Клуба Реальности . Edge Foundation, Inc. Архивировано из оригинала 8 августа 2019 года . Проверено 6 июля 2016 г.
  8. ^ Jump up to: а б Гордон, Питер. Числовое познание без слов: данные из Амазонии, подтверждающие онлайн-материалы , с. 5. Наука, 2004.
  9. ^ Эверетт, Дэниел. «Вымирающие языки и утраченные знания». Архивировано 16 мая 2010 г. в Wayback Machine , The Long Now Foundation , Сан-Франциско, 20 марта 2009 г. Соответствующую информацию см. в стенограмме выступления или воспроизведите главу 8 видео на странице 33. :40.
  10. ^ Грамматика счастья (телевизионный документальный фильм). Смитсоновский канал. 2012. Архивировано из оригинала 18 ноября 2013 г.
  11. ^ Пуллум, Джеффри К. (26 августа 2004 г.). «Языковой журнал: The Straight Ones: Дэн Эверетт на Пирахе» . Itre.cis.upenn.edu . Проверено 2 июля 2010 г.
  12. ^ Эверетт, Дэниел (2007). «КУЛЬТУРНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ В ПИРАХИ: Ответ Невинсу, Песецки и Родригесу» (PDF) . ЛингБазз . Проверено 7 марта 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d35a32fb65dd0b7ff19bde78a16e9667__1723208880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/67/d35a32fb65dd0b7ff19bde78a16e9667.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pirahã people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)