Пираха люди
Общая численность населения | |
---|---|
800 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Бразилия | |
Языки | |
Пирахан | |
Религия | |
Анимизм [ 1 ] |
Пираха ] (произносится [piɾaˈhɐ̃ ) [ а ] — коренные жители тропических лесов Амазонки в Бразилии. Они являются единственной выжившей подгруппой народа Мура и являются охотниками-собирателями . Они живут в основном на берегах реки Майси в Умайте и Маникоре в штате Амазонас . По состоянию на 2018 год [update], они насчитывают 800 особей. [ 2 ] Народ пираха не себя пираха а , хиайтиихи называет или хиатихи . [ 3 ] примерно переводится как «прямые». [ 4 ]
Пираха говорят на языке пираха . Любой другой язык они называют «кривой головой». [ 5 ] Члены племени пирахан могут свистеть на своем языке , именно так люди пирахан общаются во время охоты в джунглях.
Культура
[ редактировать ]По словам лингвистического антрополога и бывшего христианского миссионера Дэниела Эверетта ,
Пираханы в высшей степени одарены всеми способами, необходимыми для обеспечения их дальнейшего выживания в джунглях: они знают полезность и расположение всех важных растений в своей местности; они понимают поведение местных животных и знают, как их поймать и избежать; и они могут войти в джунгли обнаженными, без инструментов и оружия, а через три дня выйти оттуда с корзинами фруктов, орехов и мелкой дичи. [ 5 ]
Что касается пираханов в отношении исследователей, то их культура занимается исключительно вопросами, которые входят в сферу непосредственного личного опыта, и поэтому не существует истории за пределами живой памяти. У пираха есть простая система родства , которая включает байси (родитель, дедушка или бабушка или старший), ксахайги (брат или сестра, мужчина или женщина), хоаги или хосай (сын), кай (дочь) и пиихи (приемный ребенок, любимый ребенок, ребенок с хотя бы один умерший родитель и многое другое). [ 6 ] : 86–87
Дэниел Эверетт утверждает, что одна из самых сильных ценностей пираха — отсутствие принуждения; никто не говорит другим людям, что делать. [ 7 ] Кажется, нет никакой социальной иерархии ; у пирахан нет официальных лидеров. Их социальная система аналогична системе многих других групп охотников-собирателей в мире, хотя и редка в Амазонии из-за истории садоводства до контакта с Западом (см. Историю Амазонки ).
Хотя пираха каждый день используют каноэ для рыбалки и для переправы через реку, вдоль которой они живут, когда их каноэ изнашиваются, они используют куски коры в качестве временных каноэ. Эверетт пригласил мастера-строителя, который обучал и руководил пираха изготовлением каноэ, чтобы они могли сделать свое собственное. Однако, когда им понадобилось еще одно каноэ, они сказали, что «Пираханы не делают каноэ», и посоветовали Эверетту купить им каноэ. Пираха полагаются на каноэ соседних общин и используют эти каноэ для себя. [ 7 ]
Пираха строят простые хижины, в которых хранят несколько кастрюль, сковородок, ножей и мачете. Изготавливают лишь скребковые приспособления (для изготовления наконечников стрел), рыхлые мешки из пальмовых листьев, луки и стрелы. [ 5 ] Они спят от 15 минут до, самое большее, двух часов в течение дня и ночи и редко спят всю ночь . [ 6 ] : XVIII, 13, 70, 79
Они не запасают пищу в каком-либо количестве, а обычно едят ее, когда получают. [ 5 ] Пираха проигнорировали уроки по консервированию мяса путем соления или копчения. [ 5 ] Они выращивают растения маниоки , которые вырастают из выплюнутых семян, и производят маниоковую муку всего на несколько дней за раз. [ 5 ] Они обменивают бразильские орехи и секс на расходные материалы или инструменты, например, мачете, порох, сухое молоко, сахар, виски. Целомудрие не является культурной ценностью. [ 7 ] Они обменивают бразильские орехи, древесину и сорву (резиновый сок, используемый в жевательной резинке) на язычки от банок из-под газировки, которые используются для ожерелья. [ 5 ] Мужчины носят футболки и шорты, которые получают от торговцев; женщины шьют себе простые хлопчатобумажные платья. [ 5 ]
Их украшением в основном являются ожерелья, используемые в основном для отпугивания духов . [ 6 ] : 74 Концепция рисования им чужда, и когда их просят нарисовать человека, животное, дерево или реку, в результате получаются простые линии. [ 8 ] Однако, увидев новинку, например самолет, ребенок может сделать ее модель, которую вскоре может выбросить. [ 5 ]
По словам Эверетта, у пирахан нет представления о высшем духе или боге; [ 9 ] однако они верят в духов, которые иногда могут принимать форму предметов в окружающей среде. Этими духами могут быть ягуары, деревья или другие видимые и осязаемые предметы, включая людей. [ 6 ] : 112, 134–142 Эверетт сообщил об одном инциденте, когда пираха сказали, что « Сигагаи , одно из существ, живущих над облаками, стоял на пляже и кричал на нас, говоря, что он убьет нас, если мы пойдем в джунгли». Эверетт и его дочь ничего не видели, но пираха настаивали на том, что Шигагаи все еще находится на пляже. [ 6 ] : xvi – xvii
Принятие западной культуры
[ редактировать ]В документальном фильме 2012 года под названием «Грамматика счастья» , который транслировался на Смитсоновском канале , сообщалось, что для общины пираха была открыта школа, где они изучают португальский язык и математику. По данным FUNAI, школа находится в ведении Министерства образования Бразилии . [ 10 ] Помимо знакомства с культурой формальной школы, в документальном фильме также сообщается, что правительство Бразилии установило в отдаленном районе современную медицинскую клинику, электричество и телевидение.
Язык
[ редактировать ]Лингвист-антрополог Дэниел Эверетт , написавший первую грамматику пираха, утверждает, что в их языке и культуре есть связанные пары курьезов. [ 5 ]
Проработав с этим языком 30 лет, Эверетт заявляет, что в нем нет относительных предложений или грамматической рекурсии . Эверетт указывает на рекурсию идей: в истории могут быть второстепенные идеи внутри других идей. Он также отметил, что разные эксперты имеют разные определения рекурсии. [ 7 ] Если в языке отсутствует грамматическая рекурсия, то это предлагается в качестве контрпримера теории Хомского, Хаузера и Фитча (2002) о том, что рекурсия — это особенность, которой должны обладать все человеческие языки.
Пирахан, пожалуй, уступает только ротокасу в Новой Гвинее по наименьшему количеству фонем среди всех языков мира. Женщины иногда произносят s как h , еще больше сокращая список. [ 6 ] : 178–179. Эверетт утверждает, что пираха, ротокас и гавайский имеют по 11 фонем.
Их язык — уникальный живой язык (он родственен Мура , на котором больше не говорят). Джон Колапинто объясняет: «Не связанный ни с каким другим существующим языком и основанный всего на восьми согласных и трех гласных, язык Пираха имеет одну из самых простых известных звуковых систем. Тем не менее, он обладает таким сложным набором тонов, ударений и длин слогов, что его носители могут вообще отказаться от гласных и согласных и петь, напевать или насвистывать разговоры». [ 5 ] Питер Гордон пишет, что язык имеет очень сложную структуру глаголов: «К основе глагола добавляется до 15 потенциальных мест для морфологических маркеров, которые кодируют аспектные понятия, например, были ли события засвидетельствованы, уверен ли говорящий в их возникновении, желательно, независимо от того, было ли оно проксимальным или дистальным, и так далее. Ни один из маркеров не кодирует такие характеристики, как лицо, число, время или род». [ 8 ]
Любопытно, хотя и не беспрецедентно, [ 11 ] в языке нет кардинальных или порядковых числительных. Некоторые исследователи, такие как Питер Гордон из Колумбийского университета , утверждают, что пираха неспособны научиться считать . Его коллега Дэниел Л. Эверетт, с другой стороны, утверждает, что пираха когнитивно способны считать; они просто предпочитают не делать этого. Они верят, что их культура совершенна и не нуждается ни в чем из внешних культур. Эверетт говорит: «Главное то, что пираха не брали взаймы никаких чисел — и они хотят научиться считать. Они попросили меня провести для них уроки бразильских чисел, поэтому в течение восьми месяцев я каждый вечер тратил по часу, пытаясь научить их как считать. И это ни к чему не привело, за исключением нескольких детей. Некоторые дети учились достаточно хорошо, но как только кто-то начинал хорошо учиться, их отгоняли с занятий. веселое время, чтобы поесть попкорна и посмотреть, как я что-то пишу на доске». [ 7 ]
В языке нет слов для точных чисел, а есть понятия для обозначения малого и большего количества.
В языке может не быть уникальных слов для обозначения цветов , что противоречит гипотезе Берлина и Кея об универсальности названий цветов . Не существует неанализируемых корневых слов для цвета; все записанные цветные слова представляют собой составные слова, такие как mii sai [ 7 ] или бии сай, «подобный крови», что указывает на то, что цвета в языке представляют собой сравнения прилагательных, которые не применяются последовательно. [ 12 ]
Предполагается, что весь набор местоимений языка был недавно заимствован из одного из языков тупи-гуарани , и что до этого в языке вообще не было местоимений. Однако многие лингвисты считают это утверждение сомнительным из-за отсутствия доказательств. Однако, если бы местоимения существовали на более ранней стадии Пирахана, это не повлияло бы на утверждение Эверетта о важности простоты системы сегодня. В областях лексики, более подверженных заимствованиям, встречается несколько заимствований тупи-гуарани (например, существительные, относящиеся к предметам культуры).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ По словам Дэниела Эверетта, это пи-да-ХАН. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эверетт, Дэниел. «От языков под угрозой к жизни под угрозой» .
- ^ «Интервью: Как миссионер стал атеистом» . profil.at (на немецком языке). 27 марта 2018 г. Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Эппс, Терпение; Майкл, Лев, ред. (2023). Амазонские языки: языковые изоляты . Берлин: Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-043273-2 .
- ^ Пуллум, Джеффри К. (26 августа 2004 г.). «Натуралы: Дэн Эверетт на Пираха» . Языковой журнал . Проверено 22 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Колапинто, Джон (16 апреля 2007 г.). «Переводчик. Неужели отдаленное амазонское племя перевернуло наше понимание языка?» . Житель Нью-Йорка . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эверетт, Дэниел Л. (2008). Не спи, здесь Змеи . Книги Пантеона. ISBN 978-0-375-42502-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эверетт, Дэниел Л. (11 июня 2007 г.). «Рекурсия и человеческое мышление: почему у пирахан нет чисел» . Беседа. Edge.org . Включает обсуждение Клуба Реальности . Edge Foundation, Inc. Архивировано из оригинала 8 августа 2019 года . Проверено 6 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Гордон, Питер. Числовое познание без слов: данные из Амазонии, подтверждающие онлайн-материалы , с. 5. Наука, 2004.
- ^ Эверетт, Дэниел. «Вымирающие языки и утраченные знания». Архивировано 16 мая 2010 г. в Wayback Machine , The Long Now Foundation , Сан-Франциско, 20 марта 2009 г. Соответствующую информацию см. в стенограмме выступления или воспроизведите главу 8 видео на странице 33. :40.
- ^ Грамматика счастья (телевизионный документальный фильм). Смитсоновский канал. 2012. Архивировано из оригинала 18 ноября 2013 г.
- ^ Пуллум, Джеффри К. (26 августа 2004 г.). «Языковой журнал: The Straight Ones: Дэн Эверетт на Пирахе» . Itre.cis.upenn.edu . Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ Эверетт, Дэниел (2007). «КУЛЬТУРНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ В ПИРАХИ: Ответ Невинсу, Песецки и Родригесу» (PDF) . ЛингБазз . Проверено 7 марта 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гордон, Питер (2004). «Числовое познание без слов: данные из Амазонии». Наука . 306 (5695): 496–9. Бибкод : 2004Sci...306..496G . дои : 10.1126/science.1094492 . ПМИД 15319490 . S2CID 8941874 .
- Эверетт, Дэниел (2005). «Культурные ограничения грамматики и познания в Пираха: еще один взгляд на конструктивные особенности человеческого языка» (PDF) . Современная антропология . 46 (4): 621–46. дои : 10.1086/431525 . hdl : 2066/41103 . S2CID 2223235 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2007 г.
- Эверетт, Дэниел Л. (2003). «Документирование языков, находящихся под угрозой исчезновения: взгляд из бразильской Амазонии» (PDF) . Языковая документация и описание . 1 : 140–158.
- Невинс, Эндрю; Песецкий, Дэвид; Родригес, Силин (2009). «Исключительность пираха: переоценка» (PDF) . Язык . 85 (2): 355–404. дои : 10.1353/lan.0.0107 . hdl : 1721.1/94631 . S2CID 15798043 .
- Эверетт, Дэниел (2009). «Культура и грамматика пираха: ответ на некоторую критику» (PDF) . Язык . 85 (2): 405–442. дои : 10.1353/lan.0.0104 . S2CID 59069607 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 октября 2009 г.
- Невинс, Эндрю; Песецкий, Дэвид; Родригес, Силин (2009). «Доказательства и аргументация: ответ Эверетту (2009)» (PDF) . Язык . 85 (3): 671–681. дои : 10.1353/lan.0.0140 . S2CID 16915455 . [ нужна полная цитата ]
- Невинс, Эндрю; Песецкий, Дэвид; Родригес, Силин (2007). «Исключительность пираха: переоценка» . Базз (LingBuzz) . (версия статьи 2007 г.)
- Эверетт, Дэниел (2007). «Культурные ограничения грамматики в ПИРАХИ: ответ Невинсу, Песецки и Родригесу (2007)» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) (ответ на версию Невинса и др. 2007 г.) - Хаузер, М.; Хомский, Н.; Фитч, WT (2002). «Языковой факультет: что это такое, у кого он есть и как он развивался?». Наука . 298 (5598): 1569–79. дои : 10.1126/science.298.5598.1569 . ПМИД 12446899 .
- фон Бредов, Рафаэла (3 мая 2006 г.). «Бразильское племя пираха: жизнь без чисел и времени» . Шпигель онлайн . Проверено 15 декабря 2014 г.
- Штраус, Стивен (20 августа 2004 г.). «Жизнь без цифр» . Глобус и почта . Проверено 15 декабря 2014 г.
- Баттерворт, Брайан (21 октября 2004 г.). «Что происходит, когда ты не умеешь считать больше четырех?» . Хранитель' . Проверено 15 декабря 2014 г.
- Бивер, Селеста (19 августа 2004 г.). «Язык может формировать человеческое мышление» . Новый учёный . Проверено 15 декабря 2014 г.
- Дуглас, Кейт (18 марта 2006 г.). «Народ потерял дар речи» . Новый учёный . Проверено 15 декабря 2014 г.
- Дэвис, Элизабет (7 мая 2006 г.). «Открытие тайных звуков языка: жизнь без времени и чисел» . Независимый . Архивировано из оригинала 14 июня 2006 года . Проверено 15 декабря 2014 г.
- Колапинто, Джон (16 апреля 2007 г.). «Переводчик: Изменило ли отдаленное амазонское племя наше понимание языка» . Житель Нью-Йорка . Проверено 14 февраля 2024 г. (длинная статья о работе Пираха и Дэниела Эверетта с ними, с сопровождающим слайд-шоу, заархивировано 4 января 2013 г. на archive.today . Исправления добавлены онлайн.)
- Бауэр, Брюс (4 декабря 2005 г.). «Вызов Пираха: амазонское племя переносит грамматику в странное место» . Новости науки . дои : 10.2307/4017032 . JSTOR 4017032 . Проверено 10 декабря 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Карта Google места, где Дэниел Эверетт жил с пираха. [ нужна ссылка ]
- Разговор с Аугусто и Япохеном Пираха Беседа с Хосе Аугусто и Япохеном Пираха, которые представляют руководство племени Пираха. (Португальский с английскими субтитрами.)