Jump to content

Яномами

Яномами
Женщина яномами и ее ребенок, июнь 1997 г.
Общая численность населения
примерно 35 339 [1] [2]
Регионы со значительной численностью населения
 Венесуэла (юго-восток) 16,069 (2009)
 Бразилия (север) 19,420 (2011)
Языки
Яномаманские языки
Религия
Шаманизм

Яномами , , также пишется Йономамо или Яномама , представляет собой группу из примерно 35 000 коренных жителей которые живут примерно в 200–250 деревнях в тропических лесах Амазонки на границе между Венесуэлой и Бразилией .

Этимология [ править ]

Этноним был создан антропологами яномами на основе слова янымами , которое в выражении яномами тхэпэ означает «человеческие существа». Этому выражению противопоставляются категории яро (охотничьи животные) и яи (невидимые или безымянные существа), а также напэ (враг, чужак, неиндейец). [1]

По словам этнолога Жака Лизо :

Яномами - это самоназвание индейцев ... этот термин относится к общинам, расселенным к югу от Ориноко, [тогда как] вариант Яномави используется для обозначения общин к северу от Ориноко. Термин санума соответствует диалекту, зарезервированному для культурной подгруппы, находящейся под сильным влиянием соседнего народа йекуана . Другие наименования, применяемые к Яномами, включают Вайка или Вайка, Гуиака, Шириана , Ширишана , Гуахарибо или Гуахарибо, Яноама , Нинам и Ксаматари или Шаматари . [3]

Яномамо и Яномама — варианты написания. Сторонники работы о племени антрополога Наполеона Шаньона обычно используют Яномамо , а те, кто выступает против его работы или придерживается нейтральной позиции, обычно используют Яномами или Яномаму . [4]

История [ править ]

Первое сообщение о яномами относится к 1654 году, когда испанская экспедиция под командованием Аполинара Диаса де ла Фуэнте посетила некоторых людей е'куана, живущих на реке Падамо . Диас написал:

В разговоре с индейцем Ураманави я спросил вождя Йони, дошел ли он по Ориноко до ее истоков; он ответил да, и что он отправился воевать против индейцев гуахарибо [яномами], которые были очень храбры... и которые не будут дружить ни с какими индейцами. [5]

Примерно с 1630 по 1720 год другие речные коренные народы, проживавшие в том же регионе, были уничтожены или сокращены в результате экспедиций по охоте за рабами конкистадоров и бандейрантов . [6] Как это повлияло на яномами, неизвестно. Устойчивый контакт с внешним миром начался в 1950-х годах с прибытием членов миссии «Новые племена». [7] а также католические миссионеры из Общества Иисуса и салезианцы Дона Боско . [8]

В Рорайме в 1970-е годы были реализованы проекты развития в рамках «Плана национальной интеграции», начатого бразильскими военными правительствами того времени. Это означало открытие участка дороги по периметру (1973–76) и различные программы колонизации на землях, традиционно занимаемых яномами. В тот же период в рамках проекта исследования ресурсов Амазонки RADAM (1975) были обнаружены важные месторождения полезных ископаемых в регионе. Это спровоцировало прогрессивное движение золотоискателей, которое после 1987 года приняло форму настоящей золотой лихорадки . Сотни подпольных взлетно-посадочных полос были открыты золотодобытчиками в основных притоках реки Бранку в период с 1987 по 1990 год. Число золотодобытчиков в районе Яномами в Рорайме тогда оценивалось в 30–40 тысяч человек, что примерно в пять раз превышает численность коренного населения, проживавшего там. . Хотя интенсивность этой золотой лихорадки значительно снизилась с 1990 года, разведка золота продолжается и сегодня на земле яномами, распространяя насилие и серьезные проблемы со здоровьем и социальными проблемами. [1]

Растущее давление со стороны фермеров, скотоводов и золотодобытчиков, а также тех, кто заинтересован в обеспечении безопасности бразильской границы путем строительства дорог и военных баз вблизи общин яномами, привело к кампании по защите прав яномами жить на охраняемой территории. В 1978 году была создана Комиссия сторонников яномами (CCPY). Первоначально называвшаяся Комиссией по созданию парка яномами, это бразильская неправительственная некоммерческая организация, занимающаяся защитой территориальных, культурных, гражданских и политических прав яномами. CCPY посвятила себя длительной национальной и международной кампании по информированию и повышению осведомленности общественного мнения, а также оказанию давления на правительство Бразилии с целью разграничения территории, подходящей для нужд яномами. Спустя 13 лет земли коренных народов яномами были официально разграничены в 1991 году, одобрены и зарегистрированы в 1992 году, что обеспечило коренным народам конституционное право на исключительное использование почти 96 650 квадратных километров (37 320 квадратных миль), расположенных в штатах Рорайма и Амазонас . [9]

был Биосферный заповедник Альто-Ориноко-Касикиаре создан в 1993 году с целью сохранения традиционной территории и образа жизни народов яномами и екуана . [10] Однако, хотя конституция Венесуэлы признает права коренных народов на владения их предков , лишь немногие получили официальное право собственности на свои территории, и правительство объявило, что откроет большие части тропических лесов Амазонки для легальной добычи полезных ископаемых. [11]

Организация [ править ]

Расположение народов яномами

Яномами признают себя не единой группой, а скорее отдельными личностями, связанными со своими политически автономными деревнями. Сообщества яномами группируются вместе, потому что они имеют одинаковый возраст и родство, а милитаристские коалиции переплетают сообщества воедино. У яномами есть общие исторические связи с носителями карибского языка, которые проживали недалеко от реки Ориноко и переселились в высокогорные районы Бразилии и Венесуэлы, места, которые яномами в настоящее время занимают. [12]

Зрелые мужчины обладают наибольшим политическим и религиозным авторитетом. Туксава . (староста) действует как лидер каждой деревни, но ни один лидер не возглавляет всех тех, кто относится к яномами Старосты получают политическую власть, демонстрируя умение урегулировать споры как внутри деревни, так и с соседними общинами. Для действий, в которых участвует сообщество, обычно требуется согласие зрелых мужчин, но участие отдельных лиц не требуется. [13] Группы местного происхождения также играют важную роль в регулировании браков и разрешении споров внутри деревень.

Домашняя жизнь [ править ]

Вид с воздуха на сябоно яномами на севере Бразилии. Отдаленные постройки предназначены для уединения молодоженов или могут использоваться для приготовления дичи и рыбы.

Группы яномами живут в деревнях, обычно состоящие из их детей и больших семей. Деревни различаются по размеру, но обычно в них проживает от 50 до 400 человек. В этой преимущественно общинной системе вся деревня живет под общей крышей, называемой шабоно . Шабонос имеет характерную овальную форму с открытой площадкой в ​​центре площадью в среднем 100 ярдов (91 м). Укрытие шабоно укреплено образует периметр деревни, если оно не частоколом .

Под крышей существуют перегородки, обозначенные только опорными столбами, разделяющими отдельные дома и помещения. Шабоно строятся из сырья из окружающего тропического леса, такого как листья, лозы и стволы деревьев. Они подвержены серьезному повреждению от дождей, ветров и насекомых . В результате новые шабоно каждые 4–6 лет строятся .

Яномами можно отнести к садоводам-собирателям, которые в значительной степени зависят от тропических лесов ресурсов ; они занимаются подсечным садоводством , выращивают бананы , собирают фрукты, охотятся на животных и рыбу. Зерновые культуры составляют до 75% калорий в диете Яномами. Белок поставляется из диких ресурсов, полученных в результате собирательства, охоты и рыбалки. Когда почва истощается, яномами часто переезжают, чтобы избежать чрезмерно используемых участков — практика, известная как вахтовое возделывание . [14]

Женщины яномами в Венесуэле

В детстве дети остаются рядом со своими матерями; большую часть воспитания детей выполняют женщины. Группы яномами являются известным примером примерно пятидесяти документально подтвержденных обществ, открыто признающих полиандрию . [15] хотя полигиния среди амазонских племен также наблюдалась. [ нужна ссылка ] Многие союзы моногамны. Полигамные семьи состоят из большой патриархальной семейной ячейки, основанной на одном мужчине, и меньших матрифокальных подсемей: семейной ячейки каждой женщины, состоящей из женщины и ее детей. Жизнь в деревне сосредоточена вокруг небольшой матрилокальной семейной ячейки, тогда как более крупная патрилокальная ячейка имеет большее политическое значение за пределами деревни.

Говорят, что мужчины яномами проводят значительные промежутки времени в службе невесты, живя со своими родственниками мужа, и брак с левиратом или сороратом . в случае смерти супруга может практиковаться [13] Родственные группы, как правило, локализуются в деревнях, и их генеалогическая глубина довольно невелика. Родство имеет решающее значение при заключении брака, и между родственными группами, обменивающимися женщинами, развиваются очень прочные связи. Их систему родства можно описать с точки зрения классификационной модели ирокезов . Цитируя антрополога Наполеона Шаньона : «Короче говоря, каждого в обществе яномамо называют каким-то термином родства, который можно перевести на то, что мы бы назвали кровными родственниками». [16]

Интерьер Яномами-сябоно: круглая структура с отдельными подразделениями для каждой семьи вокруг центрального общего пространства.

Яномами известны как охотники, рыболовы и садоводы. Женщины выращивают в садах кулинарные бананы и маниоку в качестве основных культур. Мужчины выполняют тяжелую работу по расчистке лесных участков для садов. Еще одним источником пищи для яномами являются личинки . [17] Часто яномами срубают пальмы, чтобы облегчить рост личинок. Традиционная диета яномами очень бедна пищевой солью. Их кровяное давление характерно одно из самых низких среди всех демографических групп. [18] По этой причине яномами стали объектом исследований, направленных на то, чтобы связать гипертонию с потреблением натрия . [ нужна ссылка ]

Ритуалы — очень важная часть культуры яномами. Яномами отмечают хороший урожай большим пиром, на который приглашаются жители близлежащих деревень. Жители деревни Яномами собирают большое количество еды, что помогает поддерживать хорошие отношения с соседями. Они также украшают свое тело перьями и цветами. Во время пира яномами много едят, а женщины танцуют и поют до поздней ночи. [ нужна ссылка ]

Галлюциногены или энтеогены , известные как якоана или эбене , используются шаманами Яномами в рамках ритуалов исцеления больных членов общины. Якоана также относится к дереву, из которого она получена, Virola elongata . Йопо , полученный из другого растения с галлюциногенным действием ( Anadenanthera peregrina ), обычно выращивается шаманами в саду. Ксаматари чтобы также смешивают измельченную кору Virola elongata с порошкообразными семенами йопо, получить лекарство эбене . Препараты облегчают общение с хекурами , духами, которые, как полагают, управляют многими аспектами физического мира. Женщины не занимаются этой практикой, известной как шапури . [19]

Народ яномами практикует ритуальный эндоканнибализм , при котором поедают кости умерших родственников. [20] Тело заворачивают в листья и кладут в лес на некотором расстоянии от сябоно; затем после того, как насекомые съели мягкие ткани (обычно от 30 до 45 дней), кости собирают и кремируют . Затем пепел смешивают с банановым супом, который пьет вся община. Пепел можно хранить в тыкве , и ритуал повторять ежегодно, пока пепел не исчезнет. Все личные вещи умершего также сжигаются, поскольку считается, что в них могут обитать злые духи. [21] В повседневном разговоре нельзя упоминать умершего человека, за исключением ежегодного «дня памяти», когда сжигается прах умершего и люди вспоминают жизнь своих умерших родственников. Эта традиция призвана укрепить народ яномами и сохранить дух этого человека живым. Среди яномами также известно детоубийство по причине инвалидности, супружеской измены и изнасилования. [22]

Женщины несут ответственность за многие домашние обязанности и работу по дому, за исключением охоты и убийства дичи ради еды. Хотя женщины не охотятся, они работают в садах и собирают фрукты, клубни , орехи и другие продукты дикой природы. Садовые участки разделены на семьи, и на них выращивают бананы , бананы, сахарный тростник , манго , сладкий картофель , папайю , маниоку , кукурузу и другие культуры . [23] Женщины яномами возделывают землю до тех пор, пока сады не перестанут быть плодородными, а затем перемещают свои участки. Ожидается, что во время сбора урожая женщины будут нести на спине от 70 до 80 фунтов (32–36 кг) урожая, используя ремни из коры и плетеные корзины . [24]

По утрам, пока мужчины отправляются на охоту, женщины и маленькие дети отправляются на поиски термитников и других личинок, которые позже будут зажарены в семейных очагах. Женщины также охотятся за лягушками , наземными крабами или гусеницами или даже ищут лозы, из которых можно сплести корзины. В то время как некоторые женщины собирают эти небольшие источники пищи, другие женщины отправляются на рыбалку по несколько часов в течение дня. [25] Женщины также готовят маниоку , измельчая корни и выжимая токсичный сок , затем обжаривая муку, чтобы сделать лепешки (известные по-испански как касабе ), которые они готовят на небольшой куче углей. [26]

Ожидается, что женщины яномами возьмут на себя ответственность за детей, которые должны помогать своим матерям по дому с самого раннего возраста, а матери во многом полагаются на помощь своих дочерей. Мальчики обычно переходят под ответственность членов сообщества мужского пола примерно после 8 лет.

Используя небольшие нити коры и корней , женщины яномами плетут и украшают корзины. Они используют эти корзины для перевозки растений, урожая и еды, чтобы принести их обратно шабоно . [24] Они используют красную ягоду, известную как оното или уруку, для окраски корзин, а также для окраски своего тела и набедренных повязок. [25] После того, как корзины расписаны, их дополнительно декорируют жевательным углем. [27]

созревание и менструация половое Женское

Начало менструации символизирует начало женственности . У девочек обычно менструация начинается в возрасте от 12 до 13 лет. [28] [29] Девочек часто обручают до менархе , и брак может быть заключен только после того, как у девушки начнутся менструации, хотя табу часто нарушается, и многие девушки становятся сексуально активными до этого времени. [28] [ нужен лучший источник ] Слово яномами, обозначающее менструацию ( роо ), на английском языке буквально переводится как «сидение на корточках», поскольку они не используют прокладки или ткани для впитывания крови. Из-за убеждения, что менструальная кровь ядовита и опасна, девочек прячут в небольшой палатке из листьев. В конструкции, над которой сидят на корточках девушки, проделана глубокая дыра, чтобы «избавиться» от крови. Эти конструкции считаются изолирующими экранами. [30]

Девушка яномами в Сидеа, Бразилия, август 1997 года.

Мать одежды немедленно уведомляется, и она вместе со старшими подругами девочки несет ответственность за то, чтобы избавиться от ее старой хлопчатобумажной и заменить ее новой, которая символизирует ее женственность и готовность к замужеству. [30] В течение недели первой менструации девочку кормят палочкой, потому что ей запрещено каким-либо образом прикасаться к еде. Находясь в заключении, ей приходится говорить шепотом, и она может говорить только с близкими родственниками, такими как сестры или ее мать, но никогда с мужчинами. [20]

До наступления менструации к девочкам относятся как к детям , и они несут ответственность только за помощь своим матерям в работе по дому. Когда они приближаются к возрасту менструации, мужчины ищут их в качестве потенциальных жен . Половое созревание не считается важным периодом для детей яномами мужского пола, в отличие от девочек. Ожидается, что после первой менструации девочки оставят детство, войдут во взрослую жизнь и возьмут на себя обязанности взрослой женщины яномами. После того как у молодой девушки наступают месячные, ей запрещается показывать свои гениталии , и она должна быть прикрыта набедренной повязкой . [20]

Менструальный цикл у женщин яномами возникает нечасто из-за постоянного кормления грудью или родов и только в это время считается очень важным явлением. [31] [ нужен лучший источник ]

Язык [ править ]

Языки яномаман включают четыре основных разновидности: нинам , санума , вайка и яномамо . Также существует множество местных вариаций и диалектов, из-за которых люди из разных деревень не всегда могут понимать друг друга. Многие лингвисты считают, что семья яномаман является изолированным языком , не связанным с другими языками коренных народов Южной Америки, в то время как другие считают, что язык яномами является частью группы макро-дже. [21] Происхождение языка неясно.

Насилие [ править ]

Традиционная роспись лица

В ранних антропологических исследованиях культура яномами описывалась как пронизанная насилием. Народ яномами имеет историю агрессивных действий не только по отношению к другим племенам, но и друг к другу. [32] [33]

Влиятельная этнография антрополога Наполеона Шаньона описала яномами как живущих в «состоянии хронической войны». [17] В рассказе Шаньона и подобных описаниях яномами они изображались агрессивными и воинственными, что вызвало споры среди антропологов и вызвало огромный интерес к яномами. Дебаты были сосредоточены вокруг степени насилия в обществе яномами и вопроса о том, следует ли лучше всего объяснить насилие и войну как неотъемлемую часть культуры яномами или, скорее, как реакцию на конкретные исторические ситуации. В 1985 году антрополог Жак Лизо , проживший среди яномами более двадцати лет, заявил:

Я хотел бы, чтобы моя книга помогла пересмотреть преувеличенное представление о насилии яномами. Яномами — воины; они могут быть жестокими и жестокими, но также могут быть деликатными, чувствительными и любящими. Насилие носит спорадический характер; он никогда не доминирует в общественной жизни в течение какого-либо периода времени, и долгие минуты покоя могут разделить два взрыва. Когда кто-то знаком с обществами равнин Северной Америки или обществами Чако в Южной Америке, он не может сказать, что культура яномами организована вокруг войны, как это делает Шаньон. [19]

Антропологи, работающие в традициях экологов, такие как Марвин Харрис , утверждали, что культура насилия развилась среди яномами в результате конкуренции, возникшей из-за нехватки питательных ресурсов на их территории. [34] [35] Однако в исследовании 1995 года «Война яномами», проведенном Р. Брайаном Фергюсоном , были рассмотрены все задокументированные случаи боевых действий среди яномами, и сделан вывод:

Хотя некоторые яномами действительно участвовали в интенсивных войнах и других кровавых конфликтах, такое насилие не является выражением самой культуры яномами. Скорее, это продукт конкретных исторических ситуаций: яномами ведут войну не потому, что западная культура отсутствует, а потому, что она присутствует, и присутствует в определенных конкретных формах. Все войны яномами, о которых мы знаем, происходят в пределах того, что Нил Уайтхед и я называем «племенной зоной», обширной территории, находящейся вне государственного административного контроля, населенной негосударственными людьми, которые должны реагировать на далеко идущие последствия присутствия государства. [36]

Фергюсон подчеркивает идею о том, что, вопреки описанию Шаньоном яномами как незатронутых западной культурой, яномами испытали на себе последствия колонизации задолго до того, как их территория стала доступной для жителей Запада в 1950-х годах, и что они усвоили множество влияний и материалов западной культуры через торговые сети гораздо раньше. [32]

Лоуренс Кили поставил под сомнение анализ Фергюсона, написав, что характер и скорость изменений, вызванных контактом с цивилизацией, не совсем понятны, и что болезни, предметы торговли, оружие и перемещение населения, вероятно, существовали как возможные факторы, способствующие войнам до появления цивилизации. [37]

Процент смертности мужчин в результате боевых действий в двух подгруппах яномами по сравнению с другими коренными этническими группами Новой Гвинеи и Южной Америки , а также некоторыми промышленно развитыми странами.

Насилие является одной из основных причин смерти яномами. До половины всех мужчин яномами умирают насильственной смертью в постоянных конфликтах между соседними общинами за местные ресурсы. Часто эти столкновения приводят к тому, что яномами покидают свои деревни в поисках новых. [30] Женщины часто становятся жертвами физического насилия и гнева. Войны между деревнями являются обычным явлением, но не слишком часто затрагивают женщин. Когда племена яномами сражаются и совершают набеги на близлежащие племена, женщин часто насилуют , избивают и возвращают в шабоно , чтобы они были приняты в сообщество захватчиков. Жен могут часто избивать, чтобы они оставались послушными и верными своим мужьям. [32] Сексуальная ревность является причиной большей части насилия. [31] Женщин избивают дубинками, палками, мачете и другими тупыми или острыми предметами. Сжигание клейменной палкой происходит часто и символизирует силу мужчины или доминирование над женой. [20]

Известно, что мужчины яномами убивали детей во время набегов на вражеские деревни. [38] Хелена Валеро , бразильянка, похищенная воинами яномами в 1930-х годах, стала свидетельницей набега караветари на ее племя:

Они убили так много людей. Я плакала от страха и жалости, но ничего не могла поделать. Они вырвали детей у их матерей, чтобы убить их, в то время как другие крепко держали матерей за руки и запястья, пока они выстраивались в ряд. Все женщины плакали... Мужчины стали убивать детей; маленькие, большие, многих из них убили. [38]

После увеличения числа угроз и нападений на яномами, с которыми не вступали в контакт, член парламента Джоэния Вапичана , Дарио Копенава Яномами и некоторые другие лидеры коренных народов Бразилии встретились с Мишель Бачелет , Верховным комиссаром ООН по правам человека , чтобы оценить неспособность правительства защитить их конституционные права. 13 сентября 2021 года в своем докладе Совету ООН по правам человека Мишель Бачелет заявила, что она «встревожена недавними нападениями на членов группировок Яномами и Мундуруку » в Бразилии «со стороны нелегальных шахтеров Амазонки». [39] [40] [41]

Споры [ править ]

Золото было найдено на территории яномами в начале 1970-х годов, и последующий приток старателей привел к болезням, алкоголизму и насилию. Культура яномами находилась под серьезной угрозой.

В середине 1970-х годов в страну яномами начали приезжать гаримпейрос (небольшие независимые золотоискатели). Там, где поселились эти гаримпейрос , они убивали членов племени яномами, конфликтовавших за землю. Кроме того, методы добычи полезных ископаемых, используемые гаримпейросами, привели к ухудшению состояния окружающей среды . Несмотря на существование FUNAI , федерального агентства, представляющего права и интересы коренного населения, яномами не получили достаточной защиты от правительства от этих навязчивых сил. В некоторых случаях можно упомянуть, что правительство поддерживает проникновение горнодобывающих компаний на земли яномами. В 1978 году военизированное правительство под давлением антропологов и международного сообщества приняло план по разграничению земель для яномами. Однако эти заповедники представляли собой небольшие «островные» участки земли, не учитывавшие образ жизни яномами, торговые сети и тропы, а границы их определялись исключительно концентрацией месторождений полезных ископаемых. [42] более 40 000 гаримпейрос . В 1990 году на территорию яномами прибыло [43] В 1992 году правительство Бразилии во главе с Фернандо Коллор де Мелло демаркировало территорию коренного населения яномами по рекомендациям бразильских антропологов и Survival International кампании , которая началась в начале 1970-х годов. Люди, не принадлежащие к яномами, продолжают прибывать на землю; правительства Бразилии и Венесуэлы не имеют адекватных программ правоприменения для предотвращения въезда посторонних. [44]

Этические разногласия возникли по поводу крови яномами, взятой для изучения такими учеными, как Наполеон Шаньон и его коллега Джеймс Нил . Хотя религиозная традиция яномами запрещает хранить любые телесные вещества после смерти этого человека, доноров не предупредили, что образцы крови будут храниться неопределенно долго для экспериментов. Несколько видных делегаций яномами направили письма учёным, изучающим их, с требованием вернуть образцы их крови. По состоянию на июнь 2010 года эти образцы находились в процессе извлечения из хранилища для отправки на Амазонку в ожидании решения о том, кому их доставить и как предотвратить при этом любые потенциальные риски для здоровья. [45] В 2015 году образцы крови были возвращены и захоронены яномами. [46]

В 2000 году Патрик Тирни опубликовал «Тьму в Эльдорадо» , обвинив антропологов в неоднократном причинении вреда, а в некоторых случаях и смерти, членам народа яномами, которых они изучали в 1960-х годах. [47] Это положило начало горячим дебатам. Было установлено, что утверждения книги в значительной степени сфабрикованы Тирни, и Американская антропологическая ассоциация в конце концов проголосовала 846 голосами против 338 в 2005 году за отмену отчета 2002 года об обвинениях в неправомерных действиях ученых, изучающих народ яномами. [48] В 2010 году бразильский режиссер Хосе Падилья вновь обратился к спору о «Тьме в Эльдорадо» в своем документальном фильме «Секреты племени» .

населения Уменьшение

С 1987 по 1990 год население яномами серьезно пострадало от малярии , отравления ртутью , недоедания и насилия из-за наплыва гаримпейрос, ищущих золото на их территории. [49] Малярия, которая впервые была завезена среди населения яномами золотодобытчиками в 1980-х годах, в настоящее время часто встречается среди населения яномами. [50] Без защиты правительства популяция яномами сократилась, поскольку шахтерам разрешили часто входить на территорию яномами в течение этого трехлетнего периода. [51]

В 1987 году FUNAI президент Ромеро Хука отрицал, что резкий рост смертности яномами был вызван вторжениями гаримпейро , а Хосе Сарни , тогдашний президент Бразилии, также поддержал экономическое предприятие гаримпейрос по поводу земельных прав яномами. [52] Альсида Рита Рамос, антрополог, тесно сотрудничавшая с яномами, говорит, что этот трехлетний период «привел к обвинениям Бразилии в геноциде». [53]

Резня [ править ]

Резня в Хаксиму, также известная как резня в Яномами, — это вооруженный конфликт, произошедший в 1993 году недалеко от Хаксиму, Бразилия, недалеко от границы с Венесуэлой. Группа гаримпейрос убила около 16 яномами. В свою очередь воины яномами убили как минимум двух гаримпейрос и ранили еще двоих.

В июле 2012 года правительство Венесуэлы расследовало еще одну предполагаемую резню. По данным организаций яномами, деревня с населением восьмидесяти человек подверглась нападению с вертолета, и единственными известными выжившими в деревне были трое мужчин, которые случайно оказались на охоте во время нападения. [54] Однако в сентябре 2012 года Survival International , которая поддерживала яномами в этом обвинении, отказалась от своей поддержки, заключив, что сообщение было ложным после того, как журналисты, доставленные в этот район правительством, обнаружили, что этот район не был нарушен, и местные яномами не слышали о предполагаемая резня. [55]

Пандемия COVID-19 [ править ]

3 апреля 2020 года, во время пандемии COVID-19 , у 15-летнего мальчика Яномами из района реки Урарикоэра было подтверждено наличие COVID-19 , и он был помещен в отделение интенсивной терапии больницы общего профиля Рорайма в Боа-Виста , прежде чем умру 10 апреля. [56]

По данным Министерства здравоохранения Бразилии , это была первая подтвержденная смерть яномами и третья смерть от COVID-19 среди коренного племени, что вызвало опасения по поводу воздействия вируса на коренные народы Бразилии. [57] Сообщается, что в январе 2021 года десять детей яномами умерли от COVID-19. [58]

Указ о чрезвычайном положении в 2023 стране г.

В 2023 году президент Луис Инасио Лула да Силва обвинил правительство своего предшественника Жаира Болсонару в совершении геноцида против яномами, сославшись на повсеместный голод и загрязнение источников воды шахтерами, чья незаконная деятельность не ограничивалась при Болсонару. [59] Бразилии Министерство здравоохранения объявило чрезвычайную ситуацию в стране после сообщений о смерти детей яномами из-за недоедания и заражения болезнями. [60]

В январе 2023 года министр здравоохранения коренных народов Вейбе Тапеба сравнил условия Яномами с условиями «концентрационного лагеря». Тапеба заявил, что 20 000 нелегальных золотодобытчиков загрязнили местный водопровод и рыбу в нем и несут ответственность за отравление ртутью . [61]

яномами работающие на , Группы

Дэвид Гуд, сын Яримы и ее мужа, антрополога Кеннета Гуда , создали The Good Project, чтобы помочь поддержать будущее народа яномами. [62] [63]

Базирующаяся в Великобритании неправительственная организация Survival International организовала глобальные кампании по повышению осведомленности о ситуации с правами человека народа яномами. [64]

В 1988 году базирующийся в США Всемирный фонд дикой природы (WWF) профинансировал мюзикл «Яномамо» Питера Роуза и Энн Конлон , чтобы передать то, что происходит с людьми и их естественной средой обитания в тропических лесах Амазонки . [65] В нем рассказывается о членах/женщинах племени яномами, живущих на Амазонке, и его исполняли многие драматические коллективы по всему миру. [66]

Базирующаяся в Германии неправительственная организация Yanomami-Hilfe eV строит медицинские станции и школы для яномами в Венесуэле и Бразилии. [67] Основатель Рюдигер Неберг пересек Атлантический океан в 1987 году на водном велосипеде и вместе с Кристиной Хаверкамп в 1992 году на самодельном бамбуковом плоту, чтобы привлечь внимание к продолжающемуся притеснению народа яномами. [68] [69]

Базирующаяся в Бразилии организация Яномами создала собственную организацию коренных народов Hutukara Associação Yanomami и соответствующий веб-сайт. [70]

Комиссия сторонников яномами ( ) CCPY

CCPY (ранее Комиссия по созданию парка Яномами ) — бразильская неправительственная организация, занимающаяся улучшением здравоохранения и образования для яномами. [71] Основанная в 1978 году фотографом Клаудией Андухар , антропологом Брюсом Альбертом и католическим миссионером Карло Заккини, организация CCPY посвятила себя защите территориальных прав яномами и сохранению культуры яномами. CCPY запустила международную кампанию по пропаганде разрушительных последствий вторжения гаримпейро и поддержала политическое движение за определение территории вдоль границы Бразилии и Венесуэлы как территории коренных народов яномами. [72] Эта кампания в конечном итоге увенчалась успехом. [73]

После демаркации территории коренных народов яномами в 1992 году программы здравоохранения CCPY совместно с ныне несуществующей неправительственной организацией URIHI («Яномами» означает «лес») преуспели в снижении заболеваемости малярией среди бразильских яномами, обучая медицинских работников общины яномами тому, как для диагностики и лечения малярии. В период с 1998 по 2001 год заболеваемость малярией среди бразильских индейцев яномами снизилась на 45%. [74] [75]

В 2000 году CCPY спонсировала проект по развитию рынка фруктовых деревьев, выращенных яномами. Этот проект был направлен на то, чтобы помочь яномами в переходе к все более малоподвижному образу жизни из-за экологического и политического давления. [76] В рамках отдельного проекта CCPY по просьбе лидеров яномами создала школы яномами, в которых преподают португальский язык, с целью помочь яномами в их навигации по бразильской политике и на международных аренах в их борьбе за защиту земельных прав. Кроме того, в этих деревенских школах яномами рассказывают о бразильском обществе, включая использование денег, хорошее производство, [ нужны разъяснения ] и ведение учета. [52]

В популярной культуре [ править ]

  • Репутация яномами как жестоких людей была драматизирована в Руджеро Деодато скандальном фильме «Канонибал Холокост» , в котором туземцы, очевидно, практиковали эндоканнибализм и участвовали в племенной войне против соседнего племени якумо . [77] [78]
  • Питер Роуз и Энн Конлон , Яномамо , [79] музыкальное развлечение, опубликованное Йозефом Вайнбергером, Лондон (1983). [80]
  • В христианском фильме 2008 года «Яй Ванонабалева: Враг-бог» один из яномами рассказывает историю и культуру своего народа. [81]
  • В 1979 году чилийский видеохудожник Хуан Дауни выпустил фильм «Смеющийся аллигатор» . [82] 27-минутный документальный фильм о его двухмесячном пребывании на Амазонке с яномами.
  • Иллюзионист Дэвид Блейн представил Яномами в своем телевизионном фильме 1997 года « Волшебный человек» . [83]
  • В 2021 году «Последний лес» [84] Режиссер Луис Болоньези представляет яномами в документальном фильме / драме, изображающем их образ жизни и борьбу с золотоискателями. В нем, в частности, фигурирует активист коренных народов Дави Копенава Яномами .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с «Яномами — коренные народы Бразилии» . pib.socioambiental.org . Архивировано из оригинала 19 июня 2018 года.
  2. ^ Создано Мигелем Анхелем (29 октября 2014 г.). «Яномами воюют с чужаками в обмен на женщин, — говорит исследователь» . Международный (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года.
  3. ^ Жак Лизо, Diccionario Yanomami-Espanol, Центральный университет Венесуэлы, факультет социальной и научной экономики, Каракас, 1975.
  4. ^ Икин, Эмили (17 февраля 2013 г.). «Кто настоящие дикари?» . Журнал «Нью-Йорк Таймс» . п. 32. ISSN   0362-4331 . Проверено 03 июля 2024 г.
  5. ^ Франсиско Микелена и Рохас, представитель Exploracion, Нелли Арвело-Химинес и Орасио Биорд Кастильо, ред., 1989. Икитос, Перу: IIAP-CETA; стр. 171–172.
  6. ^ Джон Хемминг, Красное золото: завоевание бразильских индейцев, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1978.
  7. ^ Ричи, Марк Эндрю. Дух тропического леса: история шамана яномамо. ISBN   0-9646952-3-5
  8. ^ Смильянич, Мария Инес (январь 2002 г.). «Посланники дона Боско среди масирипивайтери. Миссионерское влияние на социальную и культурную систему западных яномами (Амазонас, Бразилия)» . Журнал общества американцев . 2002 (88): 137–158. дои : 10.4000/jsa.2763 . S2CID   161453622 .
  9. ^ «CCPY — Комиссия в поддержку яномами» . proyanomami.org.br (на бразильском португальском языке). Бразилиа . Архивировано из оригинала 18 мая 2006 года.
  10. ^ «ЮНЕСКО - Справочник биосферных заповедников МАБ» . ЮНЕСКО . Венесуэла . Архивировано из оригинала 9 марта 2007 года . Проверено 2 апреля 2017 г.
  11. ^ «Венесуэльские племена протестуют против жестоких шахтёрских банд» . SurvivalInternational.org . 18 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2023 г.
  12. ^ Рано, Джон (2000). Ксиликсана Яномами Амазонки: история, социальная структура и динамика населения . Гейнсвилл, Флорида: Университетское издательство Флориды. п. 4.
  13. ^ Перейти обратно: а б Хамес, Байерле, Раймонд Б., Джон. «Сводка по культуре: Яноама» . Нью-Хейвен, Коннектикут . Проверено 10 декабря 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  14. ^ Хамес, РБ; Байерле, Дж. (1995). Краткое описание культуры: Яноама . Нью-Хейвен, Коннектикут: файлы области человеческих отношений. п. 3.
  15. ^ Старквезер и Хэймс, 2012 г.
  16. ^ Шаньон, Северная Каролина (1967). Яномамо Война, социальная организация и брачные союзы . Анн-Арбор, Мичиган: Университетские микрофильмы.
  17. ^ Перейти обратно: а б Яномамо: свирепые люди (Шаньон 1968; Шаньон 1977; Шаньон 1983; Шаньон 1992; Шаньон 1998; Шаньон 2012)
  18. ^ «Индейцы яномами в исследовании INTERSALT» (по состоянию на 14 января 2007 г.)
  19. ^ Перейти обратно: а б Лизо, Жак. 1985. Сказки о яномами: повседневная жизнь в венесуэльском лесу , Кембриджские исследования по социальной антропологии, издательство Кембриджского университета, Вустер; ISBN   0-521406722 ; стр. xiv–xv. Оригинальный том на французском языке: «Круг огней: факты и истории индейцев яномами» (1976).
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Хорошо, Кеннет, с Дэвидом Чаноффом (1988) «В сердце» . Лондон: Фонд Улверскрофта.
  21. ^ Перейти обратно: а б Левератто, Юрий (5 декабря 2023 г.). «Происхождение яномами» . neperos.com . Архивировано из оригинала 24 апреля 2024 года.
  22. ^ Толедо, Марсело (06 января 2016 г.). «В Бразилии активисты защищают детоубийство среди коренных племен — Worldcrunch» . worldcrunch.com . Фолья де Сан-Паулу . Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года.
  23. ^ Наполеон А. Шаньон (1992). Яномамо . Нью-Йорк: Издательство Harcourt Brace College. Четвертое издание.
  24. ^ Перейти обратно: а б Кеннет Гуд (1991). В сердце: стремление одного человека к любви и знаниям среди яномами . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
  25. ^ Перейти обратно: а б Альсида Рита Рамос (1995). Воспоминания Санумы: этнография яномами во времена кризиса. Мэдисон: Издательство Висконсинского университета.
  26. ^ Шварц, Дэвид М. с Виктором Энглебертом. Исчезающие народы Яномами Народ Амазонки . Нью-Йорк: Книги Лотропа, Ли и Шепарда.
  27. ^ Круз, Валдир (2002). Лица тропического леса: Яномами . Нью-Йорк: Книги PowerHouse.
  28. ^ Перейти обратно: а б Шангон, Наполеон (февраль 2013 г.). Благородные дикари: Моя жизнь среди двух опасных племен — яномамо и антропологов . Саймон и Шустер. ISBN  978-0684855110 .
  29. ^ Биокка, Этторе (октябрь 1969 г.). Яноама: рассказ о молодой женщине, похищенной амазонскими индейцами . Аллен и Анвин. ISBN  978-0045720187 .
  30. ^ Перейти обратно: а б с Шаньон, Наполеон А. (1992). Яномамо . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
  31. ^ Перейти обратно: а б Шаньон, Наполеон А. (1974). Изучение Яномамо . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Р. Брайан Фергюсон (1995). Война яномами: политическая история . Санта-Фе: Школа американской исследовательской прессы.
  33. ^ Рамос, А.Р. (1987), Размышления о яномами: этнографические изображения и поиск экзотики. Культурная антропология, 2: 284–304. дои : 10.1525/can.1987.2.3.02a00020
  34. ^ Харрис, Марвин. 1984. «Культурно-материалистическая теория групповой и деревенской войны: тест Яномамо». в книге «Война, культура и окружающая среда» , Р.Б. Фергюсон (редактор), стр. 111–40. Орландо: Академическая пресса.
  35. ^ Марвин Харрис. 1979. «Яномамо и причина войны в бандах и деревенских обществах». В Бразилии: антропологические перспективы, очерки в честь Чарльза Уэгли. М. Марголис и В. Картер (ред.), стр. 121–32. Издательство Нью-Йоркского Колумбийского университета .
  36. ^ Фергюсон, Р. Брайан. 1995. Война яномами: политическая история . САР Пресс. п. 6
  37. ^ Лоуренс Х. Кили (1996). Война до цивилизации: миф о мирном дикаре. Издательство Оксфордского университета.
  38. ^ Перейти обратно: а б Кристин Филдер, Крис Кинг (2006). « Сексуальный парадокс: взаимодополняемость, репродуктивный конфликт и возникновение человека ». ЛУЛУ ПР. стр.156. ISBN   1-4116-5532-X
  39. ^ «Совет по правам человека открывает сорок восьмую очередную сессию, заслушивая глобальный доклад Верховного комиссара по правам человека и ее отдельные новости по Венесуэле, Афганистану, Никарагуа и Шри-Ланке» . Совет ООН по правам человека . 13 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 15 сентября 2021 года . Проверено 17 января 2022 г.
  40. ^ «Экологический кризис: Верховный комиссар призывает к лидерству государств-членов Совета по правам человека» . Совет ООН по правам человека . 13 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 18 сентября 2021 года . Проверено 17 января 2022 г.
  41. ^ «Дави Яномами предупреждает, что неконтактированные яномами в Бразилии «могут скоро быть истреблены» » . SurvivalInternational.org . 24 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 31 марта 2024 года . Проверено 17 января 2022 г.
  42. ^ Раббен, Линда (2004). Бразильские индейцы и натиск цивилизации . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 96.
  43. ^ Коттак, Конрад Филлип (2004) Антропология: исследование человеческого разнообразия , 10-е изд., стр. 10. 464, Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
  44. ^ Шаньон, Н. Яномамо: Тематические исследования в области культурной антропологии. 6-е издание, Wadsworth Publishing, 1 января 2012 г.; стр. 231–232.
  45. ^ Кузен-Франкель, Дженнифер (2010). «Исследователи возвращают образцы крови яномамо» . Наука . 328 (5983): 1218. Бибкод : 2010Sci...328.1218C . дои : 10.1126/science.328.5983.1218 . ПМИД   20522749 .
  46. ^ «Бразилия: Образцы крови возвращены Яномами спустя почти 50 лет» . SurvivalInternational.org . 13 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 30 апреля 2023 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
  47. ^ Ящик, Скотт. "Неважно" . Insidehighered.com . Архивировано из оригинала 23 августа 2005 г.
  48. ^ «ААА отменяет принятие отчета об Эльдорадо» . Американская антропологическая ассоциация . 2005. Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года . Проверено 30 августа 2013 г.
  49. ^ Рамос, Альсида (1995). Соблазненные и брошенные: Укрощение бразильских индейцев . Айова-Сити: Университет Айовы.
  50. ^ Гренфелл П., Фанелло С.И., Магрис М., Гонсалвес Дж., Мецгер В.Г., Вивас-Мартинес С., Кертис С., Вивас Л. Анемия и малярия в общинах яномами с разным доступом к здравоохранению. Trans R Soc Trop Med Hyg. Июль 2008 г.;102(7):645-52. doi: 10.1016/j.trstmh.2008.02.021. Epub, 10 апреля 2008 г. PMID 18405929.
  51. ^ Хемминг, Джон. «Рорайма: самая северная граница Бразилии» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 27 января 2023 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б Раббен, Линда (2004). Бразильские индейцы и натиск цивилизации . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 103.
  53. ^ Рамос, Альсида (1995). Воспоминания Санумы: этнография яномами во времена кризиса . Мэдисон, Висконсин: Издательство Университета Висконсина. п. xvi.
  54. ^ «Венесуэла расследует предполагаемую резню коренных жителей Амазонки» . МеркоПресс . 30 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 9 апреля 2013 г.
  55. ^ Уоттс, Джонатан (11 сентября 2012 г.). «Группа предвыборной кампании отказывается от утверждений о «резне» яномами» . Хранитель . Архивировано из оригинала 31 октября 2013 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
  56. ^ Каур, Хармит; Альберти, Миа (10 апреля 2020 г.). «Умер мальчик из отдаленного амазонского племени, что вызывает обеспокоенность по поводу воздействия Covid-19 на коренное население» . CNN . Архивировано из оригинала 10 апреля 2020 года.
  57. ^ Филлипс, Том (10 апреля 2020 г.). «Первая смерть яномами от Covid-19 вызывает опасения у коренных народов Бразилии» . Хранитель . Рио-де-Жанейро .
  58. ^ Милхоранс, Флавия (8 февраля 2021 г.). «Смерть детей яномами от Covid усиливает страх перед коренными народами Бразилии» . Хранитель . Рио-де-Жанейро . Архивировано из оригинала 8 февраля 2021 года . Проверено 23 января 2023 г.
  59. ^ Гоцци, Лаура (24 января 2023 г.). «Бразилия вывозит по воздуху голодающих людей племени яномами из джунглей» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 25 января 2023 г.
  60. ^ «Бразилия объявляет чрезвычайную ситуацию в связи со смертью детей яномами от недоедания» . Рейтер . 22 января 2023 года. Архивировано из оригинала 13 мая 2023 года . Проверено 23 января 2023 г.
  61. ^ «Призывы к действию, поскольку коренные народы яномами в Бразилии сталкиваются с кризисом» . Аль-Джазира на английском языке . 24 января 2023 года. Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 25 января 2023 г.
  62. ^ «Помощь будущим лидерам тропических лесов Амазонки» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  63. ^ Кремер, Уильям (29 августа 2013 г.). «Возвращение в тропический лес: поиски сына своей амазонской матери» . Журнал BBC News . Би-би-си . Архивировано из оригинала 29 августа 2013 года . Проверено 29 августа 2013 г.
  64. ^ «ЯНОМАМИ СКОРАЯ ЗДОРОВЬЯ» . SurvivalInternational.org . Архивировано из оригинала 22 апреля 2024 года . Проверено 9 апреля 2013 г.
  65. ^ «Мюзиклы для школы» . www.wwf.org.uk. ​Архивировано из оригинала 14 апреля 2015 года.
  66. ^ «Яномамо» . Международный музыкальный театр . 31 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 24 января 2018 года.
  67. ^ Хаверкамп, Кристина. «Кампании и проекты» . Яномами-Хилфе э.В. Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 9 апреля 2013 г.
  68. ^ Хаверкамп, Кристина. «Путешествие на бамбуковом плоту (1992)» . Яномами-Хилфе э.В. Архивировано из оригинала 12 мая 2013 года . Проверено 9 апреля 2013 г.
  69. ^ Спретер, Иона; АФП; КНА, Католическое информационное агентство КНА (3 апреля 2020 г.). «Искатель приключений: Рюдигер Неберг мертв» . Время (на немецком языке). ISSN   0044-2070 . Архивировано из оригинала 27 января 2023 года . Проверено 25 апреля 2024 г.
  70. ^ «EXPANSÃO DA RADIOFONIA YANOMAMI» [РАСШИРЕНИЕ ЯНОМАМИ РАДИОФОНИЯ]. hutukara.org (на бразильском португальском языке). Архивировано из оригинала 21 апреля 2024 года . Проверено 9 апреля 2013 г.
  71. ^ «КПКИ» . www.wald.org .
  72. ^ Бервик, Деннисон . «Дикари, жизнь и убийства яномами». Архивировано 26 сентября 2019 г. в Wayback Machine Macfarlane Walter & Ross (1992). ISBN   0921912331
  73. ^ Копенава, Дави (15 ноября 2013 г.). Падающее небо . Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674726116 – через Google Книги.
  74. ^ Маколи, Кэмерон (2005). «Агрессивное активное выявление случаев заболевания: стратегия борьбы с малярией, основанная на бразильской модели». Социальные науки и медицина . 60 (3): 563–573. doi : 10.1016/j.socscimed.2004.05.025 . ПМИД   15550304 .
  75. ^ Работа URIHI в районе Яномами, 2000–2004 гг.
  76. ^ Поузи, Даррелл (2006). Воздействие человека на Амазонию: роль традиционных экологических знаний в сохранении и развитии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 241.
  77. ^ «Каннибальский Холокост - тот, который идет до конца !!!» . www.cannibalholocaust.net .
  78. ^ Эндрю Н. Возницкий. «Эндоканнибализм яномами» . Саммит Таймс.
  79. ^ «Яномамо» . Роуз-Конлон Музыка.
  80. ^ «Книга хора Яномамо» . Йозеф Вайнбергер.
  81. ^ «Обзор Яя Ванонабалева» . Сосредоточьтесь на семье.
  82. ^ «Смеющийся аллигатор | www.li-ma.nl» . www.li-ma.nl .
  83. ^ «Дэвид Блейн — Волшебник (1997)» . Ютуб.
  84. ^ «Последний лес» . IMDB .

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

СМИ, связанные с Яномами, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b0fa08eb8c6f24dac8ae7dd59135464__1719958920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/64/9b0fa08eb8c6f24dac8ae7dd59135464.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yanomami - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)