Yanoama
Автор | Этторе Биокка, Хелена Валеро (в титрах не указан) |
---|---|
Язык | итальянский |
Издатель | Леонардо да Винчи |
Дата публикации | 1965 |
ОКЛК | 253337729 |
Яноама: История Хелены Валеро, девушки, похищенной индейцами Амазонии (оригинальное итальянское название Яноама: из истории женщины, похищенной индейцами ) [ 1 ] это биография смешанной расы. - метиски Хелены Валеро, женщины [ 2 ] [ 3 ] которая была схвачена в 1930-х годах девочкой Кохорочиветари, племенем народа яномами коренного , живущим в тропических лесах Амазонки на границе между Венесуэлой и Бразилией . Она прожила с Яномами около двух десятилетий (по разным оценкам, 20, [ 4 ] 22, [ 5 ] [ 6 ] или 24 [ 7 ] годы). Живя с Яноама, Валеро дважды женился и родил четверых детей (трех сыновей и одну дочь). Она сбежала в 1956 году. [ 7 ] тому, кого она называет «белым человеком» в стране своего рождения. После того, как ее семья отвергла ее и она жила в нищете на миссии, Валеро решила вернуться к жизни с яномами. [ 7 ] [ 8 ]
Валеро рассказала историю своей жизни итальянскому биологу и антропологу Этторе Биокка , который опубликовал отчет в 1965 году. В книге Валеро рассказывает о жизни в лесу: охотник-собиратель, живущий в Амазонке; обычаи, предания, ритуалы и обряды культуры яномами; а также отношения и войны между отдельными людьми, семьями и племенами. [ 4 ] [ 6 ] [ 9 ] В книгу включены подробные сведения о жизни нескольких племен яномами.
По словам Джеймса Клиффорда , его подлинность не подвергается сомнению антропологами. [ 10 ]
Сборник
[ редактировать ]Этторе Биокка, итальянский антрополог. [ 7 ] собрал информацию об опыте Валеро среди яноама из магнитофонных записей. [ 4 ] [ 11 ] он создавал Валеро между 1962 и 1963 годами. Биокка использовал трехсторонний метод: задавал одни и те же вопросы, несколько раз слушал одни и те же истории и сравнивал каждую историю с другими. Он не нашел несоответствия.
Биокка также опубликовал другие тома отчетов Валеро, которые содержат много информации о культуре Яноама. [ 12 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Часть первая (от похищения до жизни с намоэтери)
[ редактировать ]Хелена — девушка испанского происхождения («белая девушка» в книге), которая живет рядом с рекой недалеко от леса Амазонки со своей семьей фермеров, ведущих натуральное хозяйство . Когда она находится в подростковом возрасте (от 11 до 13 лет), [ 8 ] [ 13 ] на семью нападают местные воины («индейцы» в книге). Она ранена и взята в плен одним из племен яноама, и они забирают ее жить к себе.
Она живет в племени Шаматери. После того, как отец случайно дал ребенку ядовитые яйца жабы, отец хочет убить Хелену, чтобы она сбежала в лес и впоследствии жила там семь месяцев.
В конце концов она достигает племени под названием Намоетери. Поначалу ее не приняли хорошо. Она непреднамеренно совершает ошибку, оскорбляя их, и считает, что ее жизнь в опасности. Она снова убегает в лес, но позже ее ловят.
Часть вторая (жизнь с Фусиве, главой Намоэтери)
[ редактировать ]Фусиве, человек, который ловит Елену, является вождем племени Намоэтери. Со временем она влюбляется в него и в конечном итоге становится его третьей (из четырех) и второй самой молодой женой. Фусиве рассказывает ей множество историй и мифов из традиции Яноама. Хелена также рассказывает о военных происшествиях, интригах, предательствах и политических конфликтах Яноама. После рождения двух сыновей Фусиве убит противостоящим племенем.
Часть третья (от Акаве до «белого человека»)
[ редактировать ]После смерти Фусиве противостоящее племя замышляет убить ее сыновей из страха, что они вырастут и отомстят за смерть своего отца. Хелена отвозит их в далекое племя, которого не волновали проблемы племени Намоэтери.
Через некоторое время она снова выходит замуж, на этот раз за человека по имени Акаве. Она рожает ему двоих детей: мальчика и девочку. Там ее жизнь неоднородна, поскольку они с Акаве часто переезжают из одной деревни в другую. Акаве также довольно плохо с ней обращается.
Ее жизнь снова находится под угрозой, когда племя, убившее Фусиве, переезжает жить рядом с ней. Это, в сочетании с безумием ее мужа, убеждает ее вернуться к белым мужчинам.
Последняя глава озаглавлена «Злой мир белого человека». Хелена с горечью вспоминает, что среди белых о ней никто не заботится и что она часто голодает. Через некоторое время Хелена решает вернуться к Яномами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Биокка, Этторе (1965). Яноама: из рассказа о женщине, похищенной индейцами (PDF) . «All' Insegna dell'Orizzonte» (на итальянском языке). Том 23. Бари: Леонардо да Винчи. OCLC 253337729 .
- ^ Фергюсон, Р. Брайан (1995). Война яномами: политическая история . Школа американской исследовательской прессы. п. 197. ИСБН 978-0-933452-38-1 .
Валеро, девочка-метис, была схвачена Яномамо в 1932 или 1933 году.
- ^ Справочник по латиноамериканским исследованиям . Издательство Университета Флориды. 1971. с. 133. ИСБН 978-0-8130-0355-9 .
Правдивая история Хелены Валеро, метиски, которая жила среди яноама Верхнего Ориноко почти 20 лет после того, как была похищена ими в детстве.
- ^ Jump up to: а б с Шапиро, Джудит (декабрь 1971 г.). «Яноама: рассказ о белой девушке, похищенной амазонскими индейцами - рецензия ЮДИТ ШАПИРО, Чикагский университет» . Американский антрополог . 73 (6): 1331–1333. дои : 10.1525/aa.1971.73.6.02a00270 .
- ^ Кластр, Пьер (1969). «Дикая этнография (О Яноаме)» . Тот человек . 9 (1): 58–65.
- ^ Jump up to: а б Митчелл, Саймон (сентябрь 1970 г.). «РЕЦЕНЗИИ КНИГИ - Яноама: История женщины, похищенной бразильскими индейцами, Этторе Биокка». Мужчина . Новая серия, том. 5 (3): 551–552. дои : 10.2307/2799005 . JSTOR 2799005 .
- ^ Jump up to: а б с д Донован, Кори (2003). «Настоящая этнография против антропологической фантастики: сравнение Шабоно и Яноама» . Устойчивое действие .
- ^ Jump up to: а б Валеро (1996), «Введение: два непримиримых мира» . Жак Лизо
- ^ Уоллес, Дэвид Рейнс (12 ноября 2000 г.). «Левая рука тьмы» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года.
- ^ Пратт, Мэри Луиза (1986). «Полевая работа в общих местах». В Клиффорде, Джеймс; Маркус, Джордж Э. (ред.). Письменная культура: Поэтика и политика этнографии (PDF) . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 27–50. ISBN 978-0-520-05729-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
- ^ Валеро (1996), Предисловие Этторе Биокка.
- ^ Биокка, Этторе (1965). Путешествие среди индейцев: Альто-Рио-Негро – Альто-Ориноко. Записки биолога. Том второй: Индейцы Яноама [ Путешествие между индейцами: Высокий Рио-Негро – Высокий Ориноко. Заметки биолога. Том второй: Индейцы яноама ] (PDF) . Рим : Национальный исследовательский совет.
- ^ Валеро (1996), с. 23.
Библиография
[ редактировать ]- Биокка, Этторе (1970). Яноама: Рассказ о белой девушке, похищенной индейцами Амазонии, рассказанный Этторе Биокка . Нью-Йорк: EP Dutton & Company. ISBN 978-0525238881 .
- Валеро, Хелена; Биокка, Этторе (1996). Яноама: история Хелены Валеро, девушки, похищенной амазонскими индейцами . Пер. Луиджи Кокко. Нью-Йорк: Коданша Интернэшнл. ISBN 978-1568361086 .