Биография
Биография , , или просто биография — это подробное описание жизни человека. Оно включает в себя нечто большее, чем просто базовые факты, такие как образование, работа, отношения и смерть; он изображает опыт человека в отношении этих жизненных событий. В отличие от профиля или резюме ( резюме ), биография представляет историю жизни субъекта, освещая различные аспекты его жизни, включая интимные подробности опыта, и может включать анализ личности субъекта.
Биографические произведения обычно являются научно-популярными , но художественная литература также может быть использована для изображения жизни человека. Одна из углубленных форм биографического освещения называется написанием наследия. Работы в различных средствах массовой информации, от литературы до кино, образуют жанр, известный как биография.
Авторизованная биография пишется с разрешения, при сотрудничестве, а иногда и при участии субъекта или его наследников. Автобиография писателя пишется самим человеком, иногда с помощью соавтора или -призрака .
История
Поначалу биографические сочинения рассматривались просто как раздел истории, посвященный конкретной личности, имеющей историческое значение. Самостоятельный жанр биографии, в отличие от общеисторического сочинения, начал формироваться в 18 в. и приобрел современный вид на рубеже 20 в. [1]
Историческая биография
Биография — самый ранний литературный жанр в истории. По словам египтолога Мириам Лихтхайм , письменность сделала свои первые шаги к литературе в контексте погребальных надписей частных гробниц. Это были памятные биографические тексты, повествующие о карьере умерших высоких королевских чиновников. [2] Самые ранние биографические тексты относятся к 26 веку до нашей эры.
В XXI веке до нашей эры в Месопотамии была составлена еще одна знаменитая биография о Гильгамеше . Одна из пяти версий могла быть исторической.
Из этого же региона пару столетий спустя, согласно другой известной биографии , ушел Авраам . Он и трое его потомков стали героями древнееврейских биографий, как художественных, так и исторических.
Одним из первых римских биографов был Корнелий Непот , опубликовавший в 44 г. до н.э. свой труд «Excellentium Imperatorum Vitae» («Жизнеописания выдающихся полководцев»). Более длинные и обширные биографии были написаны на греческом языке Плутархом в его «Параллельных жизнеописаниях », опубликованных около 80 года нашей эры. В этом произведении известные греки поставлены в пару со знаменитыми римлянами, например, ораторами Демосфеном и Цицероном или полководцами Александром Великим и Юлием Цезарем. ; сохранилось около пятидесяти биографий из этого произведения. Другой известный сборник древних биографий — De vita Caesarum («О жизни цезарей») Светония , написанный около 121 года нашей эры во времена императора Адриана . Тем временем на восточной периферии империи Евангелие описывало жизнь Иисуса .
В раннем средневековье (с 400 по 1450 год нашей эры) в Европе наблюдался спад осведомленности о классической культуре. В это время единственными хранилищами знаний и записей ранней истории в Европе были хранилища Римско-католической церкви . Отшельники , монахи и священники использовали этот исторический период для написания биографий. Их сюжетами обычно были отцы церкви , мученики , папы и святые . Их работы должны были вдохновлять людей и служить средством обращения в христианство (см. Агиографию ). Одним из значительных светских примеров биографии этого периода является жизнь Карла Великого , написанная его придворным Эйнхардом .
В средневековой Западной Индии существовал санскритский джайнский литературный жанр написания полуисторических биографических повествований о жизни известных людей, называемых Прабандхами . Прабандхи были написаны в основном джайнскими учеными, начиная с 13 века, и были написаны на разговорном санскрите (в отличие от классического санскрита ). [3] Самый ранний сборник, явно названный «Прабандха», — это Джинабхадры » «Прабандхавали (1234 г. н.э.).
В средневековой исламской цивилизации ( ок. 750–1258 гг. н.э. подобные традиционные мусульманские биографии Мухаммеда и других важных фигур ранней истории ислама ) начали писаться , положив начало традиции пророческих биографий . Ранние биографические словари публиковались как сборники известных исламских деятелей, начиная с 9 века. Они содержали больше социальных данных для значительной части населения, чем другие произведения того периода. Самые ранние биографические словари первоначально были сосредоточены на жизни исламских пророков и их сподвижников , причем одним из таких ранних примеров была «Книга основных классов» Ибн Саада аль-Багдади . А затем началось документирование жизни многих других исторических личностей (от правителей до ученых), живших в средневековом исламском мире. [4]
К позднему Средневековью биографии в Европе стали менее ориентированными на церковь, поскольку биографии королей , рыцарей и тиранов начали появляться . Самой известной из таких биографий была «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори . Книга представляла собой отчет о жизни легендарного короля Артура и его рыцарей Круглого стола . Вслед за Мэлори новый акцент на гуманизме в эпоху Возрождения способствовал сосредоточению внимания на светских предметах, таких как художники и поэты, и поощрял письмо на местном языке.
Джорджо Вазари « Жизнеописания художников» (1550 г.) стали знаковой биографией, посвященной светской жизни. Вазари сделал своих героев знаменитостями, поскольку « Жизнеописания» стали одним из первых «бестселлеров». Заслуживают внимания два других события: развитие книгопечатания в 15 веке и постепенный рост грамотности .
Биографии на английском языке начали появляться во время правления Генриха VIII . Джона Фокса Книга «Деяния и памятники» (1563 г.), более известная как «Книга мучеников Фокса» , была, по сути, первым биографическим словарем в Европе, за которым следовала Томаса Фуллера » «История достойных людей Англии (1662 г.), с отчетливой сосредоточиться на общественной жизни.
(1724 г.), оказавшая влияние на формирование популярных представлений о пиратах, Книга Чарльза Джонсона «Всеобщая история пиратов» является основным источником биографий многих известных пиратов. [5]
Известным ранним сборником биографий выдающихся мужчин и женщин Соединенного Королевства была Biography Britannica (1747–1766) под редакцией Уильяма Олдиса .
Американская биография следовала английской модели, включая точку зрения Томаса Карлейля о том, что биография является частью истории. Карлейль утверждал, что жизни великих людей необходимы для понимания общества и его институтов. Хотя исторический импульс оставался сильным элементом ранней американской биографии, американские писатели выработали особый подход. Возникла довольно дидактическая форма биографии, стремившаяся сформировать индивидуальный характер читателя в процессе определения национального характера. [6] [7]
Возникновение жанра
Первой современной биографией и произведением, оказавшим значительное влияние на эволюцию жанра, была « Джеймса Босуэлла » Жизнь Сэмюэля Джонсона , биография лексикографа и литератора Сэмюэля Джонсона, опубликованная в 1791 году. [8] [ ненадежный источник? ] [9] [10]
Хотя личное знакомство Босуэлла со своим предметом началось только в 1763 году, когда Джонсону было 54 года, Босуэлл посредством дополнительных исследований охватил всю жизнь Джонсона. Сама по себе она является важным этапом в развитии современного жанра биографии и считается величайшей биографией, написанной на английском языке . Работа Босуэлла была уникальной по уровню исследований, включавших изучение архивов, рассказы очевидцев и интервью, ее убедительное и привлекательное повествование, а также честное описание всех аспектов жизни и характера Джонсона – формула, которая служит основой биографического исследования. литературы по сей день. [11]
Биографическое письмо, как правило, находилось в застое в XIX веке - во многих случаях произошел возврат к более привычному агиографическому методу восхваления мертвых, подобному биографиям святых, созданным в средние века. различие между массовой биографией и литературной биографией К середине века начало формироваться среднего класса , отражающее разрыв между высокой культурой и культурой . Однако количество печатных биографий быстро росло благодаря расширению читающей публики. Эта революция в издательском деле сделала книги доступными для более широкой аудитории читателей. Кроме того, в мягкой обложке впервые были опубликованы доступные издания популярных биографий . Периодические издания начали публиковать серию биографических очерков. [12]
Автобиографии стали более популярными, поскольку с развитием образования и дешевой полиграфией начали развиваться современные концепции славы и знаменитостей. Автобиографии были написаны такими авторами, как Чарльз Диккенс (который включил автобиографические элементы в свои романы) и Энтони Троллоп (его «Автобиография» вышла посмертно и быстро стала бестселлером в Лондоне). [13] ), философы, такие как Джон Стюарт Милль , церковники – Джон Генри Ньюман – и артисты – П. Т. Барнум .
Современная биография
Науки психология и социология были на подъеме на рубеже 20-го века и сильно повлияли на биографии нового века. [14] Упадок теории истории «великого человека» был показателем нового мышления. Человеческое поведение можно было бы объяснить с помощью дарвиновских теорий. «Социологические» биографии рассматривали действия своих субъектов как результат окружающей среды и имели тенденцию преуменьшать индивидуальность. Развитие психоанализа привело к более глубокому и всестороннему пониманию биографического предмета и побудило биографов уделять больше внимания детству и юности . Очевидно, что эти психологические идеи изменили способ написания биографий по мере развития культуры автобиографии, в которой рассказ собственной истории стал формой терапии. [12] Традиционная концепция героев и повествований об успехе исчезла из-за одержимости психологическими исследованиями личности.
Британский критик Литтон Стрейчи произвел революцию в искусстве биографического письма своей работой 1918 года «Выдающиеся викторианцы» , состоящей из биографий четырех ведущих фигур викторианской эпохи : кардинала Мэннинга , Флоренс Найтингейл , Томаса Арнольда и генерала Гордона . [15] Стрейчи намеревался вдохнуть жизнь в викторианскую эпоху , чтобы ее могли читать будущие поколения. До этого момента, как заметил Стрейчи в предисловии, викторианские биографии были «такими же знакомыми, как кортеж гробовщика», и носили тот же вид «медленного похоронного варварства». Стрейчи бросил вызов традиции «двух толстых томов … непереваренных масс материала» и нацелился на четыре знаковых фигуры. Его рассказ разрушил мифы, которые сложились вокруг этих заветных национальных героев, которых он считал не чем иным, как «группой лицемеров с неуклюжими ртами». Книга получила всемирную известность благодаря своему дерзкому и остроумному стилю, лаконичности и фактической точности, художественной прозе. [16]
В 1920-х и 1930-х годах писатели-биографисты стремились извлечь выгоду из популярности Стрейчи, подражая его стилю. В этой новой школе участвовали иконоборцы, научные аналитики и вымышленные биографы, в том числе Гамалиэль Брэдфорд , Андре Моруа и Эмиль Людвиг . Роберт Грейвс ( I, Клавдий , 1934) выделялся среди тех, кто следовал модели «разоблачения биографий» Стрейчи. В первые десятилетия века эта тенденция в литературной биографии сопровождалась в популярной биографии своего рода «вуайеризмом знаменитостей». Обращение этой последней формы к читателям было основано больше на любопытстве, чем на морали или патриотизме. К началу Первой мировой войны стали популярными дешевые переиздания в твердом переплете. Десятилетия 1920-х годов стали свидетелями биографического «бума».
Американская профессиональная историография отводит биографии ограниченную роль, предпочитая вместо этого подчеркивать более глубокие социальные и культурные влияния. Политические биографы исторически включали в свою работу морализирующие суждения, при этом до середины 1920-х годов научная биография была редким жанром. Аллан Невинс в 1930-х годах внес основной вклад в многотомный словарь американской биографии . Невинс также спонсировал серию длинных политических биографий. Более поздние биографы стремились показать, как политические деятели балансировали власть и ответственность. Однако многие биографы обнаружили, что их сюжеты не так морально чисты, как они первоначально думали, а молодые историки после 1960 года были склонны быть более критичными. Исключением является Роберт Ремини , чьи книги об Эндрю Джексоне боготворят своего героя и отражают критику. Изучение принятия решений в политике важно для ученых-политических биографов, которые могут использовать разные подходы, например, сосредотачиваясь на психологии/личности, бюрократии/интересах, фундаментальных идеях или социальных силах. Однако большая часть документации отдает предпочтение первому подходу, в котором особое внимание уделяется личностям. Биографы часто игнорируют избирательные блоки и законодательные позиции политиков, а также организационные структуры бюрократии. Более многообещающий подход — определить местонахождение идей человека через интеллектуальную историю, но в последнее время это стало сложнее из-за философской поверхностности политических деятелей. Политическая биография может быть разочаровывающей и сложной для интеграции с другими областями политической истории. [17]
Ученый-феминистка Кэролайн Хейлбрун заметила, что женские биографии и автобиографии начали менять характер во время второй волны феминистского активизма. Она процитировала Нэнси Милфорд биографию « Зельда » 1970 года как «начало нового периода женской биографии, потому что «[только] в 1970 году мы были готовы прочитать не то, что Зельда уничтожила Фицджеральда , а Фицджеральд ее: он узурпировал ее повествование». Хайльбрун назвала 1973 год поворотным моментом в женской автобиографии с публикацией Мэй Сартон «Журнала одиночества», поскольку это был первый случай, когда женщина рассказала историю своей жизни, а не как поиск «красоты даже в боли» и превращение «ярости в духовное принятие», но признавая то, что раньше было запрещено женщинам: их боль, их ярость и их «открытое признание стремления к власти и контролю над своей жизнью». [18]
Последние годы
В последние годы мультимедийная биография стала более популярной, чем традиционные литературные формы. Наряду с документальными биографическими фильмами Голливуд выпустил множество коммерческих фильмов, основанных на жизни известных людей. Популярность этих форм биографии привела к увеличению количества телеканалов, посвященных биографии, в том числе A&E , The Biography Channel и The History Channel .
Также появились компакт-диски и онлайн-биографии. В отличие от книг и фильмов, они часто не содержат хронологического повествования: вместо этого они представляют собой архивы множества отдельных медиаэлементов, связанных с отдельным человеком, включая видеоклипы, фотографии и текстовые статьи. Биография-Портреты были созданы в 2001 году немецким художником Ральфом Ультцёффером . Медиавед Лев Манович говорит, что такие архивы служат примером формы базы данных, позволяющей пользователям ориентироваться в материалах разными способами. [19] Общие техники «жизненного письма» являются предметом научных исследований. [20]
В последние годы возникли споры о том, все ли биографии являются вымыслом, особенно когда авторы пишут о деятелях прошлого. Президент Колледжа Вольфсона Оксфордского университета Гермиона Ли утверждает, что вся история рассматривается с точки зрения, которая является продуктом современного общества, и в результате биографические истины постоянно меняются. Итак, история, о которой пишут биографы, будет не такой, как все произошло; оно будет таким, каким они его запомнили. [21] Также возникли споры о важности пространства в жизнеописании. [22]
Дэниел Р. Мейстер в 2017 году утверждал, что:
- Биографические исследования становятся независимой дисциплиной, особенно в Нидерландах. Эта голландская школа биографии отодвигает изучение биографии от менее научной традиции жизнеописания к истории, поощряя своих практиков использовать подход, адаптированный из микроистории. [23]
Биографическое исследование
Биографическое исследование определяется Миллером как исследовательский метод, который собирает и анализирует всю жизнь человека или ее часть посредством углубленного и неструктурированного интервью, а иногда и подкрепляется полуструктурированным интервью или личными документами. [24] Это способ рассмотрения социальной жизни в процедурных, а не статических терминах. Информация может быть получена из «устной истории, личного рассказа, биографии и автобиографии» или «дневников, писем, меморандумов и других материалов». [25] Основная цель биографических исследований - дать подробные описания людей или «концептуализировать структурные типы действий», что означает «понять логику действий или то, как люди и структуры взаимосвязаны». [26] Этот метод можно использовать для понимания жизни человека в его социальном контексте или понимания культурных явлений.
Критические проблемы
На пути к написанию хороших биографий существует множество непризнанных ошибок, и они в основном касаются отношений между, во-первых, личностью и контекстом и, во-вторых, частным и публичным. Пол Джеймс пишет:
Проблемы с такими традиционными биографиями разнообразны. В биографиях публичное обычно рассматривается как отражение частного, при этом частная сфера считается основополагающей. Это странно, учитывая, что чаще всего биографии пишутся о публичных людях, которые проецируют свою персону . То есть для таких субъектов доминирующие участки представления себя в повседневной жизни уже сформированы в результате того, что можно было бы назвать процессом «самобиификации». [27]
Книжные награды
Некоторые страны предлагают ежегодную премию за написание биографии, например:
- Премия Дрейни-Тейлора за биографию - Канада
- Национальная биографическая премия - Австралия
- Пулитцеровская премия за биографию или автобиографию - США.
- Премия Уитбрида за лучшую биографию – Великобритания
- Премия Дж. Р. Акерли за автобиографию - Великобритания
- Гонкуровская премия за биографию – Франция
См. также
- Историография
- Историография науки
- Историография Соединенного Королевства
- Историография Соединенных Штатов
- Юридическая биография
- Коллекция писем
- Психобиография
Примечания
- ^ Кендалл .
- ^ Мириам Лихтхайм, Древнеегипетская литература , Беркли: Калифорнийский университет Press, 2006, том I, стр. 3.
- ^ Такер, Джаянт Премшанкар (1970). Лагхупрабандхасанграхах . Восточный институт. п. 18.
- ^ Навас 2006 , с. 110.
- ^ Джонсон 2002 , с. ?.
- ^ Каспер 1999 , с. ?.
- ^ Стоун 1982 , с. ?.
- ^ Батлер 2012 .
- ^ Ингрэм и др. 1998 , стр. 319–320.
- ^ Тернбулл 2019 .
- ^ Броклхерст, Стивен (16 мая 2013 г.). «Джеймс Босуэлл: человек, который заново изобрел биографию» . Новости Би-би-си . Проверено 1 февраля 2016 года .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каспер 1999 .
- ^ Робертс 1883 , с. 13.
- ^ Стоун 1982 .
- ^ Леви, Пол (20 июля 2002 г.). «Струнный квартет в четырех частях» . Хранитель . Лондон . Проверено 1 февраля 2016 года .
- ^ Джонс 2009 .
- ^ Джек П. Грин, изд. Энциклопедия американской политической истории (Scribner's, 1984) 1:2-4.
- ^ Хайльбрун 1988 , стр. 12, 13.
- ^ Манович 2001 , с. 220.
- ^ Хьюз 2009 , с. 159.
- ^ Дерхам 2014 .
- ^ Обратите внимание на 2003 год .
- ^ Магистратура 2018 , с. 2.
- ^ Миллер 2003 , с. 15.
- ^ Робертс 2002 .
- ^ Зинн 2004 , с. 3.
- ^ Джеймс 2013 , с. 124.
Ссылки
- Батлер, Пол (19 апреля 2012 г.). «Жизнь Джонсона Джеймса Босуэлла: первая современная биография» . Библиотеки Университета Мэри Вашингтон . Архивировано из оригинала 11 ноября 2014 года . Проверено 1 февраля 2016 года .
- Каспер, Скотт Э. (1999). Построение американской жизни: биография и культура в Америке девятнадцатого века . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 978-0-8078-4765-7 .
- Дерхэм, Кэти (2014) [Впервые опубликовано в 2014 году]. Искусство жизни: биографии — вымысел? (MP4) (Видео). Стивен Фрирз , Гермиона Ли , Рэй Монк . Институт искусств и идей . Проверено 1 февраля 2016 года .
- Хайльбрун, Кэролайн Г. (1988). Написание женской жизни . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 978-0-393-02601-6 .
- Хьюз, Кэтрин (2009). «Обзор обучающих текстов по написанию жизнеописаний , под ред. Мириам Фукс и Крейга Хоуз» (PDF) . Журнал исторической биографии . 5 : 159–163. ISSN 1911-8538 . Проверено 1 февраля 2016 года .
- Джонсон, Чарльз (2002). Всеобщая история грабежей и убийств самых известных пиратов . Лондон: Conway Maritime. ISBN 0-85177-919-0 .
- Ингрэм, Аллан; Роусон, Клод; Уэйнгроу, Маршалл; Босуэлл, Джеймс (1998). «Жизнь Джонсона Джеймса Босуэлла: издание оригинальной рукописи в четырех томах. Том 1. 1709–1765». Ежегодник изучения английского языка . 28 : 319–320. дои : 10.2307/3508791 . JSTOR 3508791 .
- Джеймс, Пол (2013). «Заключительные размышления: противостояние противоречиям в биографиях наций и народов» . Гуманитарные исследования . 19 (1): 124.
- Джонс, Малькольм (28 октября 2009 г.). «Босуэлл, Джонсон и рождение современной биографии» . Newsweek . Нью-Йорк. ISSN 0028-9604 . Проверено 31 января 2016 г.
- Кендалл, Пол Мюррей . «Биография» . Британская энциклопедия .
- Ли, Гермиона (2009). Биография: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-953354-1 .
- Манович, Лев (2001). Язык новых медиа . Серия книг Леонардо. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-63255-3 .
- Мейстер, Дэниел Р. (2018). «Биографический поворот и аргументы в пользу исторической биографии». Исторический компас . 16 (1): 2. дои : 10.1111/hic3.12436 . ISSN 1478-0542 .
- Миллер, Роберт Л. (2003). «Биографический метод». В Миллере, Роберт Л.; Брюэр, Джон Д. (ред.). А-Я социальных исследований: словарь ключевых концепций социальных исследований . Лондон: Публикации Sage. стр. 15–17. ISBN 978-0-7619-7133-7 .
- Навас, Джон А. (2006). «Жизнеописание и биографические произведения». В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 110–112. ISBN 978-0-415-96691-7 .
- С уважением, Фредерик , изд. (2003). Картирование себя: пространство, идентичность, дискурс в британской авто/биографии . Сент-Этьен, Франция: Публикации Университета Сент-Этьена. ISBN 978-2-86272269-6 .
- Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1918). « Биография ». Американская энциклопедия . Том. 3. С. 718–719.
- Робертс, Брайан (2002). Биографические исследования . Понимание социальных исследований. Букингем, Англия: Издательство Открытого университета. ISBN 978-0-335-20287-4 .
- Робертс, Чарльз Джордж Дуглас, изд. (6 декабря 1883 г.). «Литературная сплетня» . Неделя . Том. 1, нет. 1. п. 13 .
- Стоун, Альберт Э. (1982). Автобиографические события и оригинальные действия: версии американской идентичности от Генри Адамса до Нейта Шоу . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-7845-3 .
- Тернбулл, Гордон (10 октября 2019 г.). «Босуэлл, Джеймс (1740–1795), юрист, ведущий дневник и биограф Сэмюэля Джонсона» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/2950 . Проверено 14 мая 2020 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Зинн, Йенс О. (2004). Введение в биографические исследования (Рабочий документ 2004/4). Кентербери, Англия: Социальные контексты и меры реагирования на риски. Сеть, Кентский университет.
Дальнейшее чтение
- Госс, Эдмунд Уильям (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 952–954.
- Сидни Ли (1911), Принципы биографии , Лондон: Издательство Кембриджского университета , Викиданные Q107333538
- Соломон, Мейнард (2001). «Биография» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.41156 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
Внешние ссылки
- «Биография» , «В наше время » , дискуссия на BBC Radio 4 с Ричардом Холмсом, Найджелом Гамильтоном и Амандой Форман (22 июня 2000 г.).