Выдающиеся викторианцы
«Выдающиеся викторианцы» — книга Литтона Стрейчи (одного из старейших членов Bloomsbury Group ), впервые опубликованная в 1918 году и состоящая из биографий четырёх ведущих деятелей викторианской эпохи . Его слава основана на непочтительности и остроумии, с которыми Стрейчи обрушился на трех мужчин и женщину, которые до этого считались героями: кардинал Мэннинг , Флоренс Найтингейл , Томас Арнольд и генерал Чарльз Гордон . Хотя Найтингейл на самом деле хвалят и ее репутация повышается, другие темы в книге представлены в менее чем лестном свете, например, интриги кардинала Мэннинга против кардинала Ньюмана .
Книга сделала имя Стрейчи и прочно поставила его в высший ряд биографов .
Фон
[ редактировать ]Стрейчи разработал идею « Выдающихся викторианцев» в 1912 году, когда он время от времени жил за счет журналистики и писал дилетантские пьесы и стихи для своих друзей из Блумсбери. Он переехал жить в деревню в Ист-Илсли и начал работу над книгой, которая тогда называлась «Викторианские силуэты» , содержащей миниатюрные биографии дюжины известных викторианских личностей. В ноябре 1912 года он написал Вирджинии Вулф , что их викторианские предшественники «кажутся мне набором лицемеров с неуклюжими ртами». Изучив жизнь кардинала Мэннинга , он понял, что ему будет трудно управлять двенадцатью жизнями. В следующем году он переехал в Уилтшир , где оставался до 1915 года, к этому времени он завершил половину книги. [1] Одной из тем, которую он рассматривал, но отверг, была Изабелла Битон . Он решил не писать о ней, потому что не смог найти достаточно соответствующего материала. [2]
К тому времени наступило военное время , и антивоенная деятельность Стрейчи и борьба с призывом в армию отнимали у него время. Он ужесточил свои взгляды и пришел к выводу, что достойные люди викторианской эпохи не просто были лицемерами, но и завещали его поколению «глубоко злую» систему, «с помощью которой стремятся решать международные споры силой». [1]
К 1917 году работа была готова к публикации, и Стрейчи связался с Джеффри Уитвортом из Chatto & Windus . Критик Фрэнк Артур Суиннертон был очарован этой работой, и она была опубликована 9 мая 1918 года, получив почти все восторженные отзывы. [1]
Краткое содержание
[ редактировать ]Каждая из жизней сильно отличается от других, хотя есть и общие нити, например, повторяющееся появление Уильяма Юарта Гладстона и Артура Хью Клафа . Каждая история разворачивается на определенном фоне.
В истории кардинала Мэннинга предысторией является создание Оксфордского движения и переход влиятельной группы духовенства англиканской церкви в католическую церковь . Это подробно описано, чтобы объяснить Движение и его главных героев, особенно враждебные отношения Мэннинга с Джоном Генри Ньюманом . Стрейчи критикует закулисные манипуляции Мэннинга в попытке помешать Ньюману стать кардиналом.
В основе истории Флоренс Найтингейл лежат махинации военного министерства и тупость военных и политиков. Под влиянием Зигмунда Фрейда Стрейчи изображает Флоренс Найтингейл как энергичную, целеустремленную женщину, которая лично невыносима и достойна восхищения в своих достижениях. [3]
Доктора Арнольда называют образцом, создавшим систему государственных школ . Стрейчи описывает это как образование, основанное на часовне и классике, с префектурной системой для поддержания порядка. Он указывает, что не Арнольд был ответственен за одержимость спортом, но ясно дает понять, что Арнольд был виноват в игнорировании науки. Хотя в то время Арнольда уважали, в ретроспективе Стрейчи считает его подход очень разрушительным. Стрейчи также высмеивает усилия Арнольда по моральному улучшению широкой публики, например, его неудачную еженедельную газету.
История Гордона — это история солдата-индивидуалиста и авантюриста, чьи военные достижения в Китае были бы забыты. Он был наемником, который вступал в конфликты и выходил из них от имени различных сомнительных правительств, но большая часть его опыта была получена в Судане . Последней катастрофой стало то, что египетская оккупация Судана была почти полностью свергнута повстанцами-фундаменталистами, и потребовался кто-то, чтобы восстановить ситуацию в Хартуме . Работа выпала на долю Гордона, чьи инстинкты не сводились к отступлению, и он оказался втянутым в осаду. Британское правительство оказалось перед почти неразрешимой дилеммой, и когда они в конце концов все же отправили экспедицию по оказанию помощи, она прибыла с опозданием всего на два дня. Стрейчи основал историю Гордона на своих дневниках и письмах, чтобы дать представление о сильном человеке, почти находящемся в противоречии с миром. [4]
Критический прием
[ редактировать ]21 мая 1918 года Бертран Рассел написал Глэдис Риндер из Брикстонской тюрьмы , в которой он был заключен за свою антивоенную кампанию: [5] [6]
Это великолепно, вкусно, изысканно цивилизованно. Мне понравилось не меньше, чем любому «Гордону», который сам по себе был для меня совершенно новым. Я часто громко смеялся в своей камере, пока читал книгу. Надзиратель пришел ко мне в камеру и напомнил, что тюрьма – это место наказания.
Американский критик Эдмунд Уилсон писал в « Новой республике» от 21 сентября 1932 года, вскоре после смерти Стрейчи: «Главной миссией Литтона Стрейчи, конечно, было уничтожить раз и навсегда претензии викторианской эпохи на моральное превосходство... ни американцы, ни англичане, с тех пор как появились выдающиеся викторианцы , не могли одинаково относиться к легендам, которые доминировали в их прошлом. Что-то было проколото навсегда».
Значение
[ редактировать ]Публикацией « Выдающиеся викторианцы » Литтон Стрейчи намеревался вдохнуть жизнь в викторианскую эпоху, чтобы ее могли прочитать будущие поколения. До этого момента, как заметил Стрейчи в предисловии, викторианские биографии были «такими же знакомыми, как кортеж гробовщика, и несли ту же атмосферу медленного, похоронного варварства». Стрейчи бросил вызов традиции «двух толстых томов… непереваренных масс материала» и нацелился на четырех почитаемых фигур.
Британский политик-лейборист Рой Хаттерсли писал: «Элегантные и энергичные убийства персонажей Литтона Стрейчи навсегда уничтожили претензии викторианской эпохи на моральное превосходство». [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Пол Леви Струнный квартет в четырех частях The Guardian, суббота, 20 июля 2002 г.
- ^ Граймс, Уильям (17 апреля 2006 г.). «Знакомьтесь с госпожой, которая организовала отечественных инженеров» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ Флоренс Найтингейл, Моника Э. Бэйли и ХГЧ Мэтью, Оксфордский национальный биографический словарь , 2015 г.
- ^ Литтон Стрейчи, выдающиеся викторианцы Чатто и Виндус, 1918 г.
- ^ Избранные письма Бертрана Рассела Бертран Рассел, Николас Гриффин, 2002 г.
- ^ Автобиография Бертрана Рассела (том 1, стр. 73), Джордж Аллен и Анвин Ltd., 1971.
- ^ Хаттерсли, Рой (12 августа 2002 г.). «Элегантные и энергичные убийства персонажей Литтона Стрейчи навсегда уничтожили претензии викторианской эпохи на моральное превосходство» . Новый Государственный деятель . Нет. Неправильная война. newstatesman.com . Проверено 3 февраля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дирда, Майкл (15 февраля 2018 г.). «Литтон Стрейчи – первый из великих литературных биографов» . Австралийский финансовый обзор . Проверено 29 августа 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Выдающиеся викторианцы в стандартных электронных книгах
- Выдающиеся викторианцы в Project Gutenberg
«Выдающиеся викторианцы», Аудиокнига общедоступная, на LibriVox
- Различные выходные данные и издания книги на archive.org.
- Линкольн Эллисон (читатель по политике, Уорикский университет). Литтона Стрейчи Цветное возвышение - Выдающиеся викторианцы : ретроспективный обзор. Архивировано 9 октября 2021 г. в Wayback Machine , июль 2005 г. веб-обзоре подразделения по социальным вопросам