Jump to content

Литтон Стрейчи

Литтон Стрейчи
Исследование лица и рук Стрейчи, сделанное Кэррингтоном.
Исследование лица и рук Стрейчи, сделанное Кэррингтоном.
Рожденный Джайлз Литтон Стрейчи
( 1880-03-01 ) 1 марта 1880 г.
Лондон, Англия
Умер 21 января 1932 г. ( 1932-01-21 ) (51 год)
Хэм, Уилтшир , Англия
Занятие Автор, критик
Альма-матер
Родители сэр Ричард Стрейчи
Джейн Грант

Джайлз Литтон Стрейчи ( / ˈ l z ˈ l ɪ t ən ˈ s t r i / ; [1] 1 марта 1880 — 21 января 1932) — английский писатель и критик. Один из основателей Bloomsbury Group и автор книги «Выдающиеся викторианцы» , он создал новую форму биографии, в которой психологическая проницательность и сочувствие сочетаются с непочтительностью и остроумием. Его биография «Королева Виктория» (1921) была удостоена Мемориальной премии Джеймса Тейта Блэка .

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Молодость

[ редактировать ]

Стрейчи родился 1 марта 1880 года в Стоуи-Хаус, Клэпхэм Коммон , Лондон, пятый сын и 11-й ребенок генерал-лейтенанта сэра Ричарда Стрейчи , офицера британских колониальных вооруженных сил, и его второй жены, бывшей Джейн Грант , которая стала ведущий сторонник женского избирательного движения. Его назвали Джайлз Литтон в честь Джайлса Стрейчи начала XVI века и первого графа Литтона , который был другом Ричарда Стрейчи, когда он был вице-королем Индии в конце 1870-х годов. Граф Литтон был также крестным отцом Литтона Стрейчи. [2] Всего у Стрейчи было тринадцать детей, десять из которых дожили до взрослого возраста, включая сестру Литтона Дороти Стрейчи и младшего брата, психоаналитика Джеймса Стрейчи .

Когда Литтону было четыре года, семья переехала из Стоуи-Хауса в дом 69 по Ланкастер-Гейт , к северу от Кенсингтонских садов . [3] Это был их дом, пока сэр Ричард не вышел на пенсию 20 лет спустя. [4] Леди Стрейчи увлекалась языками и литературой, с раннего возраста заставляла своих детей ставить пьесы и писать стихи. Она думала, что у Литтона есть потенциал стать великим художником, поэтому решила, что он получит самое лучшее образование, которое возможно, чтобы стать «просвещенным». [5] К 1887 году он начал изучать французский язык и всю жизнь восхищался французской культурой. [2]

Стрейчи получил образование в нескольких школах, начиная с Паркстона , Дорсет. Это была небольшая школа с широким спектром внеклассных занятий, где актерские способности Стрейчи превосходили навыки других учеников; он был особенно убедителен при изображении женских ролей. Он рассказал матери, как ему нравится одеваться женщиной в реальной жизни, чтобы сбивать с толку и развлекать других. [6]

В 1893 году леди Стрейчи решила, что ее сыну следует начать более серьезное образование, и отправила его в школу Эбботсхолм в Рочестере , Дербишир, где ученики должны были каждый день заниматься физическим трудом. Стрейчи, всегда обладавший хрупким телосложением, возражал против этого требования и через несколько месяцев его перевели в Лимингтон-колледж , где он стал жертвой диких издевательств. [2] [7] Однако сэр Ричард посоветовал своему сыну «улыбаться и терпеть мелкие издевательства». [8] Стрейчи в конце концов адаптировался к школе и стал одним из ее лучших учеников. В 1960-е годы его именем был назван один из четырех «домов» школы. Его здоровье, похоже, также улучшилось за три года, которые он провел в Лимингтоне, хотя различные болезни продолжали его беспокоить. [9]

Сыновья и дочери сэра Ричарда Стрейчи и леди Стрейчи. Слева направо: Марджори, Доротея , Литтон, Джоан Пернел, Оливер , Дик, Ральф, Филиппа , Элинор, Джеймс.

Когда в 1897 году Стрейчи исполнилось 17 лет, леди Стрейчи решила, что он готов бросить школу и поступить в университет, но поскольку она считала, что он слишком молод для Оксфорда, она решила, что ему следует сначала поступить в более мелкое учебное заведение — Ливерпульский университет . Там Стрейчи подружился с профессором современной литературы Уолтером Рэли , который, помимо того, что был его любимым учителем, также стал самой влиятельной фигурой в его жизни до того, как он поступил в Кембридж . В 1899 году Стрейчи сдал экзамен на стипендию Крайст-Черч , желая поступить в Бэллиол-колледж в Оксфорде , но экзаменаторы установили, что академические достижения Стрейчи не были выдающимися, и были поражены его «застенчивостью и нервозностью». [10] Они рекомендовали Линкольн-колледж как более подходящее учебное заведение, совет, который леди Стрейчи восприняла как оскорбление, решив тогда вместо этого поступить в Тринити-колледж в Кембридже . [11]

Кембридж

[ редактировать ]

Стрейчи был принят в качестве пенсионера в Тринити-колледж в Кембридже 30 сентября 1899 года. [12] Он стал экспонентом в 1900 году и ученым в 1902 году. В 1902 году он выиграл медаль канцлера за английский стих. [13] и получил степень бакалавра после того, как в июне 1903 года выиграл второй курс по истории. Однако он не ушел из Тринити, а оставался до октября 1905 года, чтобы работать над диссертацией, которая, как он надеялся, принесет ему стипендию. [2] Стрейчи часто болел, и ему приходилось неоднократно покидать Кембридж, чтобы вылечиться от сердцебиения . мучившего его [14]

Годы Стрейчи в Кембридже были счастливыми и продуктивными. Среди первокурсников Тринити было трое, с которыми Стрейчи вскоре стал тесно связан: Клайв Белл , Леонард Вульф и Саксон Сидни-Тернер . Вместе с другим студентом, Эй. Дж. Робертсоном, эти студенты образовали группу под названием «Полуночное общество», которая, по мнению Белла, была источником группы Блумсбери . [15] Другими близкими друзьями в Кембридже были Тоби Стивен и его сестры Ванесса и Вирджиния Стивен (позже Белл и Вульф соответственно).

Стрейчи также принадлежал к Обществу Conversazione, Кембриджским апостолам , к которым Теннисон , Халлам , Морис и Стерлинг когда-то принадлежали . Апостолы сформулировали элитарную доктрину «высшей содомии», которая отличала гомосексуальные действия интеллектуалов от гомосексуальных действий «обычных» мужчин. [16] : 20–23  В эти годы Стрейчи очень активно писал стихи, большая часть которых сохранилась, а некоторые были опубликованы в то время. Стрейчи также познакомился с другими людьми, оказавшими на него большое влияние, в том числе с Дж. Лоузом Дикинсоном , Джоном Мейнардом Кейнсом , Уолтером Лэмбом (братом художника Генри Лэмба ), Джорджем Мэллори , Бертраном Расселом. [17] и Дж. Э. Мур . Особенно важное влияние оказала философия Мура с ее предположением, что summum bonum заключается в достижении высокого качества человечности, переживании восхитительных состояний ума и углублении опыта посредством созерцания великих произведений искусства. [2]

Летом 1903 года Стрейчи подал заявление на должность в отделе образования государственной службы. Хотя рекомендательные письма, написанные для него теми, у кого он учился, показали, что он пользовался большим уважением в Кембридже, ему не удалось получить назначение, и он решил попробовать получить стипендию в Тринити-колледже. [2] С 1903 по 1905 год он написал 400-страничную диссертацию об Уоррене Гастингсе , индийском империалисте XVIII века, но эта работа не обеспечила Стрейчи стипендию и привела к его возвращению в Лондон. [2]

Картина Доры Кэррингтон с изображением «Мельничного дома», Тидмарш , Пэнгборн , в верхней части Темзы , где большая часть произведений королевы Виктории. была написана

После того, как Стрейчи покинул Кембридж в 1905 году, его мать выделила ему спальню-гостиную по адресу Ланкастер-Гейт, 69. После того, как семья переехала в дом 67 по Белсайз Гарденс в Хэмпстеде , а затем в другой дом на той же улице, ему были назначены другие няни. [2] Но когда ему исполнилось 30, семейная жизнь начала его раздражать, и он стал чаще ездить в деревню, зарабатывая на жизнь написанием рецензий и критических статей для The Spectator и других периодических изданий. В 1909 году он провел несколько недель в оздоровительном курорте в Сальтшёбадене , недалеко от Стокгольма в Швеции. В этот период он также некоторое время жил в коттедже на Дартмуре и примерно в 1911–1912 годах провел целую зиму в Ист-Илсли на Беркшир-Даунс . За это время он решил отрастить бороду, которая стала его самой характерной чертой. [2] 9 мая 1911 года он писал матери:

Главная новость — я отрастил бороду! Его цвет вызывает большое восхищение, и его обычно считают чрезвычайно эффектным, хотя было замечено, что некоторые невоспитанные люди смеются. Это красно-коричневый цвет самого распространенного оттенка, и он делает меня похожим на французского поэта-декадента — или на кого-то столь же выдающегося. [18]

Стрейчи, фотография леди Оттолин Моррелл в 1911 или 1912 году.

В 1911 году Х.Э.Л. Фишер , бывший президент Британской академии и Совета по образованию, искал человека, который мог бы написать короткий однотомный обзор французской литературы. Фишер прочитал одну из рецензий Стрейчи («Два француза», Independent Review (1903)) и попросил его написать план объемом в 50 000 слов, взяв за Дж. В. Маккейла (1909). » Латинскую литературу образец « [2] «Вехи французской литературы» , посвященные «Ж[ане] М[арии] С[траши]», его матери, были опубликованы 12 января 1912 года. Несмотря на почти полную колонку похвал в литературном приложении к «Таймс» от 1 февраля и продажи, к апрелю 1914 года тираж составил почти 12 000 экземпляров в Британской империи и Америке, книга не принесла Стрейчи ни славы, которой он жаждал, ни денег, в которых он так нуждался. [2]

Выдающиеся викторианцы и более поздняя карьера

[ редактировать ]

Вскоре после публикации « Ориентир » мать Стрейчи и его друг Гарри Нортон [19] поддерживал его материально. Каждый предоставил ему по 100 фунтов стерлингов, что вместе с его доходом от « Эдинбургского обозрения» и других периодических изданий позволило ему арендовать небольшой коттедж с соломенной крышей «Лакет» за пределами деревни Локеридж , недалеко от Мальборо, Уилтшир . Он жил там до 1916 года и именно там написал первые три части « Выдающихся викторианцев» . [2]

Теория биографии Стрейчи теперь была полностью разработана и зрела. На него большое влияние оказал Достоевский , чьи романы он читал и рецензировал в Констанс Гарнетт переводах . Влияние Фрейда было важным в более поздних работах Стрейчи, особенно в «Элизабет и Эссекс» , но не на этом более раннем этапе. [2]

В 1916 году Литтон Стрейчи вернулся в Лондон и жил со своей матерью по адресу 6 Belsize Park Gardens , Хэмпстед , куда она теперь переехала. Однако поздней осенью 1917 года его брат Оливер и его друзья Гарри Нортон, Джон Мейнард Кейнс и Саксон Сидни-Тернер согласились платить арендную плату за Милл-хаус в Тидмарше , недалеко от Пэнгборна , Беркшир.

С 1904 по 1914 год Стрейчи публиковал в журнале The Spectator рецензии на книги и театры . Под псевдонимом «Игнотус» он также опубликовал несколько рецензий на драмы.

Во время Первой мировой войны Стрейчи подал заявление о признании отказником от военной службы по убеждениям , но в итоге ему было предоставлено освобождение от военной службы по состоянию здоровья. Большую часть войны он провел с единомышленниками, такими как леди Оттолайн Моррелл и семья Блумсбери .

Дора Кэррингтон, Ральф Партридж, Литтон и Оливер Стрейчи и Фрэнсис Партридж; снимок Оттолин Моррелл, 1923 год.

Его первым большим успехом и самым известным достижением стал сборник «Выдающиеся викторианцы» (1918), сборник из четырех кратких биографий викторианских героев. В отличие от любой биографии своего времени, «Выдающиеся викторианцы» исследуют карьеру и психологию исторических деятелей, используя такие литературные приемы, как парадокс, антитезис, гипербола и ирония. За этой работой последовала другая в том же стиле, «Королева Виктория» (1921). [20]

Дора Кэррингтон; Стивен Томлин; Уолтер Джон Герберт («Себастьян») Спротт; Литтон Стрейчи, июнь 1926 года.

С тех пор Стрейчи больше не нуждался в финансовой помощи. Он продолжал жить в Тидмарше до 1924 года, когда он переехал в Хэм Спрей Хаус недалеко от Мальборо, Уилтшир . Это был его дом на всю оставшуюся жизнь. [2]

Стрейчи умер от рака желудка 21 января 1932 года в возрасте 51 года. Сообщается, что его последними словами были: «Если это умирает, то я не особо об этом думаю». [21]

Личная жизнь и сексуальность

[ редактировать ]

Стрейчи открыто говорил о своей гомосексуальности со своими друзьями из Блумсбери и имел отношения с множеством мужчин, включая Ральфа Партриджа . [ нужна ссылка ]

Дора Кэррингтон и Литтон Стрейчи в Ham Spray

У художницы Доры Кэррингтон и Стрейчи на протяжении всей жизни были открытые, любящие, но платонические отношения. В конце концов они вместе поселились в Ham Spray House, где Кэррингтон рисовала, а Стрейчи обучал ее литературе. [22] В 1921 году Кэррингтон согласился жениться на Партридже не по любви, а для того, чтобы обеспечить трехсторонние отношения. В конце концов Партридж завязал отношения с Фрэнсис Маршалл, еще одной участницей Bloomsbury. [23] Вскоре после смерти Стрейчи Кэррингтон покончила с собой. Партридж вышла замуж за Маршалла в 1933 году. Стрейчи в основном интересовался в сексуальном плане Партриджем, а также другими молодыми людьми. [24] включая тайные садомазохистские отношения с Роджером Сенхаусом , впоследствии главой издательства Secker & Warburg . [25] Письма Стрейчи под редакцией Пола Леви были опубликованы в 2005 году. [26]

[ редактировать ]

Вирджинии Вульф Муж Леонард Вульф сказал, что в ее экспериментальном романе «Волны» «в Невилле есть что-то от Литтона». Говорят также, что Литтон был вдохновителем персонажа Сент-Джона Херста в ее романе «Путешествие наружу» . Майкл Холройд описывает Стрейчи как вдохновителя Седрика Фёрбера в фильме Уиндема Льюиса « Самоосужденный » . В романе Льюиса «Обезьяны Божьи» он представлен в образе Мэтью Планкетта, которого Холройд описывает как «злостно искаженную и веселую карикатуру на Литтона». [27] В конечной заметке в романе Э. М. Форстера « Морис » Форстер отмечает, что студент Кембриджа Рисли в романе основан на Стрейчи.

Джонатан Прайс в роли Стрейчи, Стивен Уоддингтон в роли Ральфа Партриджа и Эмма Томпсон в роли Доры Кэррингтон в фильме «Кэррингтон»

Стрейчи сыграл Джонатан Прайс в фильме «Кэррингтон» (1995). [28] который получил приз жюри Каннского кинофестиваля в том же году, а Прайс получил награду за лучшую мужскую роль за свою роль. В фильме «Аль-сюр-де-Гранада» (2003) Стрейчи сыграл Джеймс Флит .

Стрейчи сыграл Эд Бёрч в мини-сериале « Жизнь на квадратах» 2015 года . [29]

Стрейчи сыграл Саймон Рассел Бил в на BBC Radio 3 пьесе Элизабет и Эссекс» « Робина Брукса 2020 года . [30]

Работает

[ редактировать ]
Синяя мемориальная доска, Гордон-сквер, 51

Академические труды и биографии

[ редактировать ]

Посмертные публикации

[ редактировать ]
  • Персонажи и комментарии , изд. Джеймс Стрейчи (1933)
  • Зрительские очерки , изд. Джеймс Стрейчи (1964)
  • Эрминтруда и Эсмеральда. Развлечения , илл. Эрте (1969)
  • Литтон Стрейчи сам по себе: автопортрет , изд. Майкл Холройд (1971) ( ISBN   978-0-349-11812-3 )
  • Действительно интересный вопрос и другие статьи , под ред. Пол Леви (1972)
  • Короткий Стрейчи , изд. Майкл Холройд и Пол Леви (1980)
  • Письма Литтона Стрейчи , изд. Пол Леви (2005) (( ISBN   0-670-89112-6 )
  • Неопубликованные работы Литтона Стрейчи: Ранние статьи , изд. Тодд Эйвери (2011)
  1. ^ Литтон Стрейчи , Оксфордский словарь для продвинутых учащихся . По состоянию на 23 августа 2013 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Чарльз Ричард Сандерс, Литтон Стрейчи: его разум и искусство , Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1957.
  3. С мая 1959 года бывший дом Стрейчи был частью Дуглас-Хауса, большого Клуба американских сил, который сейчас занимает дома № 66–71 Ланкастер-Гейт.
  4. ^ Майкл Холройд , Литтон Стрейчи: Биография , Пингвин, 1971. ( ISBN   0-374-52465-3 ).
  5. ^ Мэри Стокс, Моя банальная книга . Питер Стокс, 1970 год.
  6. ^ Холройд, стр. 72–73.
  7. ^ Холройд, 93.
  8. ^ Холройд, 94.
  9. ^ Холройд, 96.
  10. ^ Холройд, 129.
  11. ^ Холройд, 130.
  12. ^ «Стрейчи, Джайлз Литтон (STRY899GL)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
  13. ^ «Университетская разведка». Таймс . № 36711. Лондон. 10 марта 1902 г. с. 11.
  14. ^ Холройд, 147–153.
  15. ^ Холройд, 136–137.
  16. ^ Таддео, Джули Энн (18 июля 2002 г.). Литтон Стрейчи и поиск современной сексуальной идентичности . Рутледж; 1 издание. ISBN  978-1-56023-359-6 .
  17. В своей «Автобиографии» Рассела весьма забавляли выдающиеся викторианцы , но ему не нравился цинизм Стрейчи в отношении жизни. Рассел пишет на странице 73 (George Allen and Unwin Ltd., 1971): «Возможно, именно такое отношение [к жизни] сделало его не великим человеком».
  18. ^ Письма Литтона Стрейчи , изд. Пол Леви, 2005 (( ISBN   0-670-89112-6 )
  19. ^ Генри Тертиус Джеймс Нортон, «HTJN», которому выдающиеся викторианцы , посвящены
  20. ^ «Литтон Стрейчи | Британский биограф» . Британская энциклопедия . Проверено 15 января 2018 г.
  21. ^ Ратледж, LW (1989). Гей-компаньон у камина . Публикации Элисон . п. 181 . ISBN  9781555831646 .
  22. ^ Холройд, 447.
  23. ^ Холройд, 485.
  24. ^ Фрэнсис Партридж, поклонница Блумсбери – Guardian Unlimited. Проверено 23 декабря 2007 г.
  25. ^ «Последний секрет Блумсбери» . «Дейли телеграф» . Лондон. 14 марта 2005 г. Проверено 29 декабря 2016 г.
  26. ^ Леви, Пол (14 марта 2005 г.). «Последний секрет Блумсбери» . «Дейли телеграф» . Лондон. ISSN   0307-1235 . Проверено 15 января 2018 г.
  27. ^ Ринтул, MC (1993). Словарь реальных людей и мест в художественной литературе . Лондон: Рутледж. ISBN  0-415-05999-2 .
  28. ^ Тунзельманн, Алекс фон (2 сентября 2010 г.). «Кэррингтон: что за ручная кладь | История катушки» . Хранитель . Лондон . Проверено 15 января 2018 г.
  29. ^ «Жизнь на площадях» . IMDb. 27 июля 2015 года . Проверено 1 марта 2021 г.
  30. ^ «BBC Radio 3 – Драма на канале 3, Элизабет и Эссекс» .
  31. ^ Стрейчи, Литтон (19 июня 2012 г.). Элизабет и Эссекс . ИБТаурис. ISBN  9781780760490 . Проверено 1 марта 2021 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Белл, Миллисент. «Выдающиеся викторианцы Литтона Стрейчи» в книге Мейерс, Джеффри (ред.) «Искусство биографа» , Лондон: Macmillan, 1989, 53–55.
  • Димент, Г. «Набоков и Стрейчи». Сравнительное литературоведение 27.4 (1990): 285–97.
  • Фернс, Джон. Литтон Стрейчи, Бостон: Твейн, 1988.
  • Фромм, Гарольд. «Холройд/Стрейчи/Шоу: искусство и архивы в литературной биографии», The Hudson Review , 42.2 (1989): 201–221.
  • Хаттерсли, Рой. «Элегантные и энергичные убийства персонажей Литтона Стрейчи навсегда уничтожили претензии викторианской эпохи на моральное превосходство», New Statesman (12 августа 2002 г.)
  • Холройд, Майкл . Литтон Стрейчи , 1994 г., ISBN   0-09-933291-4 (мягкая обложка)
  • Каллич, Мартин. Психологическая среда Литтона Стрейчи, Нью-Йорк: Bookman Associates, 1961.
  • Маккарти, Десмонд. Литтон Стрейчи: Искусство биографии, «Санди Таймс» 5 ноября 1933 г.: 8.
  • Сандерс, Чарльз Ричард. Литтон Стрейчи: его ум и искусство, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1957.
  • Таддео, Джули Энн Таддео. Литтон Стрейчи и поиск современной сексуальной идентичности , Бингемтон: Harrington Park Press, 2002.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 24d21d1cbc4fce638d10067a8af707c6__1719958680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/c6/24d21d1cbc4fce638d10067a8af707c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lytton Strachey - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)