Jump to content

Агиография

Страница из жития святого Мартина Сульпиция Севера

Агиография ( ɒ / ˌ h æ ɡ i ˈ r ə fi « / ; от древнегреческого святой ἅγιος , hagios » и -γραφία , -graphia «письмо») [1] представляет собой биографию святого лидера, а также, в более широком смысле, восхваляющую и или церковного идеализированную биографию проповедника, священника, основателя, святого, монаха, монахини или иконы любой из мировых религий. [2] [3] [4] Раннехристианские жития могли состоять из биографии или vita , описания деяний или чудес святого (от латинского vita , жизнь, с которого начинается название большинства средневековых биографий), рассказа о мученической смерти святого (называемого passio ) или сочетание этих.

Христианские агиографии сосредоточены на жизни и особенно чудесах , приписываемых мужчинам и женщинам, канонизированным Римско -католической церковью , Восточной православной церковью , Восточными православными церквями и Церковью Востока . Другие религиозные традиции, такие как буддизм , [5] Индуизм , [6] даосизм , [7] Ислам , сикхизм и джайнизм также создают и поддерживают агиографические тексты (такие как «Сикх Джанамсакхи »), касающиеся святых, гуру и других людей, которые, как полагают, наделены священной силой.

Агиографические произведения, особенно средневековые , могут включать в себя записи институциональной и местной истории , а также свидетельства популярных культов , обычаев и традиций . [8]

Однако, когда речь идет о современных, нецерковных произведениях, термин «агиография» сегодня часто используется как уничижительная ссылка на биографии и истории, авторы которых воспринимаются как некритичные или чрезмерно почтительные по отношению к своему предмету.

христианство

[ редактировать ]

Разработка

[ редактировать ]

Агиография составляла важный литературный жанр в ранней христианской церкви , предоставляя некоторую информационную историю наряду с более вдохновляющими историями и легендами . Агиографическое описание отдельного святого могло состоять из биографии ( vita ), описания деяний или чудес святого, рассказа о мученической кончине святого ( passio ) или представлять собой их комбинацию.

Жанр житий святых впервые зародился в Римской империи легенды о христианских мучениках , когда записывались . Даты их смерти легли в основу мартирологов . В IV веке существовало три основных типа каталогов житий святых:

  • ежегодный календарный каталог, или менея (по- μηναῖον гречески , менеон означает «ежемесячный» ( прил . нейт ), букв. «лунный»), жизнеописания святых, которые следует читать на проповедях ;
  • синаксарий («то, что собирает»; греческое συναξάριον , от σύναξις , синаксис , т.е. «сбор», «сбор», «сборник»), или краткая версия житий святых, упорядоченная по датам;
  • патерикон («отцов»; греческий πατερικόν ; на греческом и латыни патер означает «отец»), или биографии конкретных святых, выбранные составителем каталога.

Самые ранние жития святых были посвящены отцам-пустынникам , которые жили аскетами, начиная с IV века. Жизнь Антония Египетского обычно считается первым примером этого нового жанра христианской биографии. [9]

В Западной Европе агиография была одним из наиболее важных средств изучения вдохновляющей истории в Средние века . «Золотая легенда о Якобе де Ворагине» собрала большой средневековый агиографический материал, в котором особое внимание уделялось рассказам о чудесах. Жития часто писались с целью пропаганды культа местных или национальных государств и, в частности, для развития паломничества для посещения реликвий . Бронзовые Гнезненские двери Гнезненского собора в Польше — единственные романские двери в Европе, на которых изображена жизнь святого. Житие святого Адальберта Пражского , похороненного в соборе, показано в 18 сценах, вероятно, основанных на утерянной иллюминированной копии одного из его житий.

Болландистское общество продолжает изучение, академические собрания, оценку и публикацию материалов , касающихся жизни христианских святых (см. Acta Sanctorum ).

Средневековая Англия

[ редактировать ]

Многие важные агиографические тексты, написанные в средневековой Англии, были написаны на народном англо-нормандском диалекте . С появлением латинской литературы в Англии в VII и VIII веках жанр жития святого становился все более популярным. Если сравнить его с популярными героическими поэмами, такими как «Беовульф» , можно обнаружить, что они имеют определенные общие черты. В «Беовульфе » главный герой сражается против Гренделя и его матери , тогда как святой, такой как Афанасий , сражается с фигурами , Антоний (один из первоисточников агиографического мотива) или персонаж Гутлака не менее существенными в духовном смысле. Оба жанра затем сосредотачиваются на фигуре героя-воина, но с той разницей, что святой относится к духовному типу.

Подражание жизни Христа было тогда эталоном, по которому оценивали святых, а подражание жизни святых было эталоном, по которому мерило себя население в целом. В англосаксонской и средневековой Англии агиография стала главным литературным жанром для обучения преимущественно неграмотной аудитории. Агиография снабжала священников и богословов классическими справочниками в форме, которая позволяла им использовать риторические инструменты, необходимые для представления своей веры на примере жизни святых.

Из всех английских агиографов никто не был более плодовитым и так осознавал важность этого жанра, как аббат Эльфрик из Эйншема . Его работа «Жития святых». [10] содержит набор проповедей в дни святых, которые раньше соблюдались английской церковью. Текст состоит из двух предисловий, одного на латыни и одного на древнеанглийском , и 39 жизней, начинающихся 25 декабря с Рождества Христова и заканчивающихся тремя текстами, к которым не привязаны дни святых. Текст охватывает весь год и описывает жизнь многих святых, как английских, так и континентальных, и восходит к некоторым из самых ранних святых ранней церкви.

Известны два случая, когда жития святых были адаптированы в народные пьесы в Британии. Это на корнуоллском языке произведения Beunans Meriasek и Beunans Ke о жизни святых Мериасека и Кеа соответственно. [11]

Другие примеры агиографий из Англии включают:

Средневековая Ирландия

[ редактировать ]
Календарные записи на 1 и 2 января Мартиролога Оэнгуса.

Ирландия примечательна своей богатой агиографической традицией и большим количеством материалов, созданных в средние века. языке агиографа Ирландские агиографы писали в основном на латыни, в то время как некоторые из житий более поздних святых были написаны на родном ирландском . Особого внимания заслуживают жития святого Патрика , святого Колумбы (на латыни)/Колума Силле (ирландского) и святой Бригитты/Бриджит — трех святых покровителей Ирландии. Самая ранняя из дошедших до нас «Жизни» была написана Когитосом . Кроме того, несколько ирландских календарей, относящихся к праздникам христианских святых (иногда называемых мартирологами или праздниками ), содержали сокращенные изложения житий святых, которые были составлены из множества различных источников. Яркие примеры включают Мартиролог Таллахта и Фелира Кенгуссо . Такие агиографические календари сыграли важную роль в составлении списков местных ирландских святых, подражая континентальным календарям.

Восточное православие

[ редактировать ]
Визуальное житие святой Параскевы ( Печский Патриархат , 1719–20).
Пример греческой православной визуальной агиографии. Это одна из самых известных сохранившихся византийских мозаик в соборе Святой Софии Христос Пантократор в окружении Девы Марии и Иоанна Крестителя, созданная в XII веке.

В X веке византийский монах Симеон Метафраст первым изменил жанр житий святых на нечто иное, придав ему нравоучительный и панегирический характер. Его каталог житий святых стал эталоном для всех западных и восточных агиографов, которые создавали относительные биографии и образы идеальных святых, постепенно отходя от реальных фактов их жизни. Жанр житий святых с течением времени вобрал в себя ряд повествовательных сюжетов и поэтических образов (часто дохристианского происхождения, например, битвы драконов и др.), средневековых притч , рассказов и анекдотов .

Жанр житий святых был введен в славянский мир в Болгарской империи в конце 9 - начале 10 веков, где были созданы первые оригинальные жития о Кирилле и Мефодии , Клименте Охридском и Науме Преславском . Со временем болгары принесли этот жанр в Киевскую Русь вместе с письменностью , а также в переводах с греческого языка. В XI веке они начали составлять оригинальные жизнеописания своих первых святых, например Бориса и Глеба , Феодосия Печерского и др. В XVI веке митрополит Макарий расширил список русских святых и руководил процессом составления их жизнеописаний. . Все они будут собраны в так называемый » каталог «Великие Четьи-Минеи , состоящий из 12 томов по каждому месяцу года. Они были переработаны и расширены святителем Димитрием Ростовским в 1684–1705 гг.

«Житие Александра Невского» было особенно заметным агиографическим произведением той эпохи.

Сегодня произведения в жанре житий святых представляют собой ценный исторический источник и отражение различных социальных идей, мировоззренческих и эстетических представлений прошлого.

Восточное православие

[ редактировать ]

Восточные православные церкви также имеют свои агиографические традиции. Например, агиографии Эфиопской православной церкви Тевахедо на языке геэз известны как гадл (Жизнь святого). [19] Существует около 200 житий местных святых. [20] Они являются одними из наиболее важных средневековых эфиопских письменных источников, и некоторые из них содержат точную историческую информацию. [21] Они написаны учениками святых. Некоторые из них были написаны спустя много времени после смерти святого, но другие были написаны вскоре после его кончины. [22] [23] Сохранились фрагменты древненубийской агиографии святого Михаила. [24]

Еврейские агиографические сочинения распространены в талмудических и каббалистических сочинениях, а затем и в хасидском движении. [25]

Агиография в исламе началась на арабском языке с биографических написаний о Пророке Мухаммеде в 8 веке нашей эры, традиция, известная как сира . Примерно с 10 века нашей эры также возник жанр, известный как манакиб , который включал биографии имамов ( мадхахиб ) , основавших различные школы исламской мысли ( мазхаб ) о шариате , и святых суфиев . Со временем в жанре манакиба стали преобладать жития о суфиях и их чудесах . [26]

Точно так же под влиянием ранних исламских исследований хадисов и другой биографической информации о Пророке, персидские ученые в одиннадцатом веке нашей эры начали писать персидские агиографии , опять же в основном о суфийских святых.

Исламизация турецких регионов привела к развитию турецких биографий святых, начиная с 13 века нашей эры и набирая обороты примерно в 16 веке. Производство оставалось динамичным и шло в ногу с научным развитием историко-биографической литературы до 1925 года, когда Мустафа Кемаль Ататюрк (ум. 1938) наложил запрет на суфийские братства. Когда в 1950-х и 1980-х годах Турция ослабила правовые ограничения на исламскую практику, суфии вернулись к публикации агиографии, и эта тенденция продолжается и в 21 веке. [27]

Другие группы

[ редактировать ]

Псевдобиографию Л. Рона Хаббарда, составленную Церковью Саентологии, обычно описывают как сильно выдуманную агиографию. [28] [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «житие» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  2. ^ Рико Дж. Монж (2016). Рико Дж. Монж, Керри П.С. Сан-Кирико и Рэйчел Дж. Смит (ред.). Агиография и религиозная истина: тематические исследования авраамических и дхармических традиций . Издательство Блумсбери. стр. 7–22. ISBN  978-1474235792 .
  3. ^ Жанетт Блониген Клэнси (2019). За пределами приходской веры: исповедь католика . Wipf и Stock Publishers. п. 137. ИСБН  978-1532672828 .
  4. ^ Рапп, Клаудия (2012). «Агиография и культ святых в свете эпиграфики и возгласов». Византийская религиозная культура . Брилл Академик. стр. 289–311. дои : 10.1163/9789004226494_017 . ISBN  978-9004226494 .
  5. ^ Джонатан Августин (2012), Буддийская агиография в ранней Японии , Routledge, ISBN   978-0415646291
  6. ^ Дэвид Лоренцен (2006), Кто изобрел индуизм? , Йода Пресс, ISBN   978-8190227261 , стр. 120–121
  7. ^ Роберт Форд Кампани (2002), Жить до тех пор, пока небо и земля: перевод и исследование традиций божественного трансцендентного Ге Хонга , University of California Press, ISBN   978-0520230347
  8. ^ Дэвис, С. (2008). Архив и рукописи: содержание и использование: по источникам (3-е изд.). Аберистуит, Великобритания: Департамент информационных исследований Аберистуитского университета. п. 5.20. ISBN   978-1906214159
  9. ^ Талбот, Алиса-Мэри (21 ноября 2012 г.). «Житие» . Academic.oup.com . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199252466.013.0082 . Проверено 21 апреля 2024 г.
  10. ^ Эльфрик из Эйншема . Жития святых . Проверено 1 декабря 2018 г.
  11. ^ Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 203–205. ISBN  1851094407 . Проверено 23 ноября 2009 г.
  12. ^ Барбара Йорк , Женские монастыри и англосаксонские королевские дома (Continuum, 2003) с. 22
  13. Stowe MS 944. Архивировано 3 января 2014 г. на archive.today , Британская библиотека.
  14. ^ Г. Хикс, Dissertatio Epistolaris in Linguarum veterum septentrionalium thesaurus grammatico-criticus et археологический (Оксфорд 1703–05), стр. 115
  15. ^ Джон Лиланд , The Collectanea британских дел , Том 2. с. 408 .
  16. ^ Люуза, РМ (2006). «Годовая работа по изучению древнеанглийского языка» (PDF) . Староанглийское новостное письмо . 39 (2). Институт средневековья, Университет Западного Мичигана: 8.
  17. ^ Тэтлок, JSP (1939). «Даты легенд о святых Артуре». Зеркало . 14 (3): 345–365. дои : 10.2307/2848601 . JSTOR   2848601 . S2CID   163470282 . п. 345
  18. ^ Джонс, Дэвид, изд. (1995). Святой Ричард Чичестерский: источники его жизни . Льюис: Общество звукозаписи Сассекса. п. 8. ISBN  0854450408 .
  19. ^ Келли, Саманта (2020). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . Брилл. ISBN  978-9004419582 .
  20. ^ Кефьялев Мерахи. Святые и монастыри в Эфиопии. 2 тома. Том. 2, Аддис-Абеба: Коммерческая типография, 2003 г.
  21. ^ Тамрат, Таддессе (1970). Агиографии и реконструкция средневековой истории Эфиопии .
  22. ^ «Жития эфиопских святых» . Ссылка на Эфиопию . Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 4 марта 2017 г.
  23. ^ Галадевос (2015). Жизнь и борьба нашей матери Валатта Петрос: африканская биография эфиопской женщины семнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0691164212 .
  24. ^ ван Гервен Оэй, Винсент У.Дж.; Лэнни, Винсент Пьер-Мишель; Руффини, Джон; Цакос, Александрос; Вебер-Тум, Керстин; Вешенфельдер, Петра (2016). Старнубийские тексты Аттири . пунктумные книги. дои : 10.21983/P3.0156.1.00 .
  25. ^ «Агиография», Еврейская виртуальная библиотека .
  26. ^ Ч. Пеллат, «Манакиб», в Энциклопедии ислама , изд. П. Бирман, Th. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель и В. П. Хайнрихс, 2-е изд., 12 томов (Лейден: Брилл, 1960–2005), дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0660 .
  27. ^ Александр Папас, «Агиография, персидская и турецкая», в Энциклопедии ислама, Три , изд. Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас и Эверетт Роусон (Лейден: Брилл, 2007–), дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23914 .
  28. ^ Такер, Рут А. (1989). Другое Евангелие: культы, альтернативные религии и движение Нью Эйдж . Зондерван . ISBN  0310259371 . ОЛ   9824980М .
  29. ^ Льюис, Джеймс Р.; Хаммер, Олав (2007). Изобретение священной традиции . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-86479-4 . Проверено 8 августа 2016 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • ДеВиз, Девин. Исламизация и родная религия в Золотой Орде: Баба Туклес и обращение в ислам в историко-эпической традиции . Государственный колледж, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2007.
  • Иден, Джефф. Святые воины Шелкового пути: Легенды Караханидов . Брилл: Лейден, 2018.
  • Хеффернан, Томас Дж. Священная биография: Святые и их биографы в средние века. Издательство Оксфордского университета, 1992.
  • Иванович, Милош (2019). «Сербские жития о войне и политической борьбе династии Неманичей (с двенадцатого по четырнадцатый век)». Реформа и обновление в средневековой Восточной и Центральной Европе: политика, право и общество . Клуж-Напока: Румынская академия, Центр трансильванских исследований. стр. 103–129.
  • Марикович, Ана и Ведриш, ред. Трпимира. Идентичность и инаковость в агиографии и культе святых (Bibliotheca Hagiotheca, Series Colloquia 1). Загреб: Агиотека, 2010.
  • Ренард, Джон. Друзья Бога: исламские образы благочестия, преданности делу и служения . Беркли: Калифорнийский университет Press, 2008.
  • Воше, Андре , Святость на Западе в последние века Средневековья (1198–1431) ( БЕФАР , 241). Рим, 1981. [Англ. перев.: Святость в позднем средневековье . Кембридж, 1987 г.; Италия. перевод: La santità nel Medioevo . Болонья, 1989].
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e96712f5b622acdeea29831daf568380__1720216500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/80/e96712f5b622acdeea29831daf568380.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hagiography - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)