Десакрализация знаний
Часть серии о |
Духовность |
---|
Контур |
Влияния |
Исследовать |
В традиционалистской философии десакрализация знаний или секуляризация знаний. [примечание 1] [примечание 2] — это процесс отделения знания от его воспринимаемого божественного источника — Бога или Высшей Реальности. Этот процесс отражает сдвиг парадигмы в современной концепции знания , поскольку она отвергла божественные откровения , а также идею духовных и метафизических основ знания, ограничивая знание только эмпирической областью и разумом . Хотя это постоянная тема среди писателей традиционалистской школы , начавшаяся с Рене Генона , французского мистика и интеллектуала, который ранее говорил об «ограничении знания до его низшего уровня», наиболее заметно был исследован процесс десакрализации знания, записано и концептуализировано иранским философом Сейедом Хоссейном Насром в его Гиффордских лекциях 1981 года , которые позже были опубликованы под названием « Знание и священное» .
Происхождение концепции
[ редактировать ]Тема десакрализации знаний была важной темой среди писателей традиционалистской школы. [примечание 3] возвращаясь к французскому мистику и интеллектуалу Рене Генону, который ранее говорил об «ограничении знания до его низшего порядка», то есть о сведении знания к «эмпирическому и аналитическому исследованию». [4] Однако систематическая концептуализация десакрализации знаний была впервые представлена иранским философом Сейедом Хоссейном Насром в его Гиффордских лекциях 1981 года. Эти лекции впоследствии были опубликованы в виде книги под названием «Знание и священное». [5] [6] [примечание 4]
Темы
[ редактировать ]По мнению Насра, десакрализация знаний является одним из наиболее важных аспектов секуляризма , который он определяет как «все, чье происхождение просто человеческое и, следовательно, небожественное, и чья метафизическая основа лежит в [его] онтологическом перерыве между человеком и Богом». [9] Основная идея десакрализации знаний заключается в том, что современная цивилизация утратила трансцендентные измерения знания, основанные на откровении и мышлении , ограничив знание исключительно рациональными и эмпирическими областями. [10] [11]
Центральный тезис [Насра] заключается в том, что истинное знание глубоко и по самой своей сути связано со священным. Эта идея, утверждает он, лежит в основе основных учений каждой традиционной религии, будь то индуизм, буддизм, даосизм, зороастризм, иудаизм, ислам или христианство. Лишь в Новом мире, который он относит к эпохе Возрождения, связь между знанием и священным утрачена. [12]
- Майкл Аллен, Литературно-биографический словарь , 2003 г.
В изложении Насра слова «знать» и «знание» утрачивают свой одномерный характер. По его мнению, познание развивается в иерархическом порядке от эмпирических и рациональных способов познания к высшей форме знания, которую он называет «объединяющим знанием» или « аль-марифа » . [13] Точно так же «познание» начинается с рассуждения и переходит к мышлению. [14] процесс, который влечет за собой достижение духовного знания посредством человеческого интеллекта - воспринимаемой «универсальной способности, которая находится внутри человека, но превосходит его индивидуальность». [15] Наср утверждает, что, хотя люди обладают интеллектом, который является божественным даром, сияющим внутри их существа, они не могут полностью использовать этот дар, потому что они стали слишком далеки от своей изначальной природы или фитры . [16] Он утверждает, что, поскольку знание неотделимо от бытия, оно неразрывно связано со священным, [17] что является синонимом Высшей Реальности. [18] Быть человеком — значит знать, что в конечном итоге означает знание Высшего Я — Бога, который является источником всего знания и сознания. [19] По мнению Насра, именно постсредневековый процесс секуляризации и гуманизма в конечном итоге привел к отделению знания от бытия и разума от Священного, которое «является одновременно Знающим и Знаемым, внутренним сознанием и внешней реальностью». [20]
Познание Абсолюта означает знание существования высших духовных уровней, взаимосвязи явлений природы, взаимосвязи соответствующих им элементов и, самое главное, происхождения всего из самого Абсолюта. Однако осознание (и, следовательно, использование) Разума, согласно Насру, было потеряно вместе с осознанием самого Абсолюта. В реконструкции Насра такое забвение характеризует весь ход человеческого мышления, которое в своих доминирующих проявлениях можно охарактеризовать как непрерывную десакрализацию знания. [21]
- Стефано Бильярди, Выше анализа и изумления. Некоторые современные мусульманские характеристики «чуда» и их интерпретация , 2014 г.
По мнению Насра, современная наука свела множество областей реальности к психофизической. Говорят, что в отсутствие духовного видения наука занимается изменениями только в материальном мире. Согласно этой точке зрения, поскольку современная наука отвергла представление об иерархии бытия , научные теории и открытия больше не способны оценить истины, принадлежащие более высокому порядку реальности. Таким образом, Наср рассматривает современную науку как «неполную» или «поверхностную науку», которая занимается только определенными частями реальности и обесценивает другие. [22] Считается, что оно основано на различении познающего субъекта и познаваемого объекта. Эта точка зрения утверждает, что современная наука утратила свой символический дух и трансцендентальное измерение, поскольку она отказалась от роли интеллекта в поисках знания и истины, приняв чисто количественный метод. [23] [24] Наср обвиняет секуляризм в десакрализации науки и знаний. Говорят, что в этом процессе наука и знание разделяются, теряя единообразие, которое они имели в форме традиционных священных знаний . [25] По мнению Насра, структура реальности остается постоянной, но человеческое восприятие и видение этой реальности меняются. Современная западная философия, лишенная ощущения постоянства, свела реальность к временному процессу. По мнению Джейн И. Смит , этот редукционизм — это то, что Наср определяет как десакрализацию знания и утрату чувства священного. [26] что требует выбора между формой знания, которая имеет тенденцию фокусироваться на изменениях, множественности и внешнем виде, и «той, которая объединяет изменения в вечном, множественность в единстве и внешние факты во внутренних принципах». [27]
Историческое развитие
[ редактировать ]Процесс десакрализации знаний начался еще у древних греков . [30] По мнению Насра, рационалисты и скептики древнегреческих философских традиций сыграли важную роль в процессе десакрализации, сводя знание либо к рассуждению, либо к когнитивным упражнениям. [31] Заменив разум разумом и чувственным знанием внутреннее просветление , греки положили начало процессу десакрализации знания. [32] К другим важным этапам процесса десакрализации относится формирование философских систем эпохи Возрождения , развивших концепцию независимой и самотворящей природы. [33] Однако этот процесс достиг своей кульминации в мысли Рене Декарта . [34] «отец современной западной философии», который «сделал мышление индивидуального эго центром реальности и критерием всего знания». [35] После этого знание в конечном итоге укоренилось в cogito . [36] Согласно Словарю литературной биографии :
Наср анализирует современную десакрализацию знаний и последующее затмение человеческого интеллекта...] Корни кризиса, говорит он, уходят корнями в рационалистов и скептиков Древней Греции, но более непосредственным и серьезным по своему эффекту был гуманизм. эпохи Возрождения, сместившей фокус познания с Бога на человека и со священного космоса на светский порядок, и полномасштабного рационализма Просвещения, сведшего человеческое знание только к разуму. Наср утверждает, что эпистемология со времен Декарта пошла по все более редукционистской траектории, в которой традиционная доктрина познания, основанная на мышлении и откровении, была заменена идолопоклонством разума. Рационализм уступил место эмпиризму с его тенденцией вообще отвергать метафизику; За эмпиризмом последовали различные формы иррационализма, включая экзистенциализм и деконструктивизм. Общий ход современной истории был путем десакрализации и упадка, лишения человечества разума и лишения космоса красоты и смысла. [12]
- Майкл Аллен, Литературно-биографический словарь , 2003 г.
В своем вкладе в том «Библиотеки живых философов» , посвященный жизни и мысли Насра, Лю Шу-сянь , неоконфуцианский философ, пишет:
Критика Насром современной европейской философии также представила очень интересную перспективу. Он указывал, что индивидуум Декарта имел в виду не Атман или божественное Я, а скорее «иллюзорное» я, которое ставило свой опыт и сознание мышления в основу всей эпистемологии и онтологии и в источник уверенности. После юмовского сомнения Кант учил агностицизму, который в характерной субъективной манере отрицал интеллекту возможность познания сущности вещей. Эта ситуация в дальнейшем переросла в гегелевскую и марксистскую диалектику, поскольку они отрицали, что за видимостью стоит что-то неизменное, и эта потеря чувства постоянства была характерна для господствующей мысли современной западной философии. В аналитической философии и последовавших за ней иррациональных философиях священное качество знания было полностью уничтожено. [39]
- Лю Шу-сянь, Размышления о традициях и современности: ответ Сейеду Хоссейну Насру с неоконфуцианской точки зрения , 2000 г.
Одним из «мощных инструментов» десакрализации в истории является теория эволюции . [40] что, по мнению Насра, «представляет собой отчаянную попытку заменить набор горизонтальных материальных причин в одномерном мире, чтобы объяснить эффекты, причины которых принадлежат другим уровням реальности, вертикальным измерениям существования». [41] Он говорит, что теория эволюции и ее использование модернистами и либеральными теологами, включая Ауробиндо Гозе и Пьера Тейяра де Шардена, были «главной силой» в процессе десакрализации знаний. [42] По мнению Дэвида Баррелла , «корни предательства» можно найти «по другую сторону Декарта», в высокой схоластике , включающей в себя мысли Фомы Аквинского , Бонавентуры и Дунса Скота . По мнению Насра, их синтезы «имели тенденцию становиться чрезмерно рационалистическими, заключая интуиции метафизического порядка в силлогистические категории, которые должны были скрывать, а не раскрывать их, собственно говоря, интеллектуальный, а не чисто рациональный характер». [43]
Эффекты
[ редактировать ]Согласно традиционной точке зрения, экстернализация и десакрализация знаний привели к убеждению, что все, что можно понять, — это наука с точки зрения информации, количественной оценки , анализа и их последующих технологических последствий. Вопросы религии, Бога, вечной жизни и природы души находятся за пределами научного знания и, следовательно, являются лишь вопросами веры. [45] Утверждается, что десакрализованные знания затронули все области культуры, включая искусство, науку и религию, а также оказали влияние на человеческую природу. [46] В этом отчете утверждается, что эффект десакрализованного, светского знания ощущается в системе ценностей , мыслительных процессах и структуре чувств. [47] Наср говорит, что десакрализованные знания и наука влияют на использование технологий и приводят к экологическим катастрофам . Это приводит к сильно раздробленной науке, чье незнание божественного разрушает внешнюю и внутреннюю духовную среду людей. [48] [49]
Прием
[ редактировать ]По мнению Лю Шу-сяня , процесс десакрализации знаний не так плох, как предполагал Наср. Шу-сянь говорит, что существует острая необходимость в десакрализации знаний в области эмпирической науки, поскольку поиск уверенности больше не является жизнеспособной целью. [50] По словам Дэвида Харви , мысль Просвещения стремилась к демистификации и десакрализации знаний, а также социальной организации, чтобы освободить людей от их оков. [51] Свенд Бринкманн говорит о необходимости десакрализации знаний; «Если познание является человеческой деятельностью, оно всегда уже где-то находится – в какой-то культурной, исторической и социальной ситуации». [52] По мнению Дэвида Баррелла , ученые более спокойно относятся к критике Насра «философской парадигмы Просвещения» в явно постмодернистском мире. Те, кто утверждает, что «если знание не может быть обеспечено, как Декарт, его невозможно обеспечить вообще», возможно, придерживаются современных предположений . [53]
Другие научные направления
[ редактировать ]Десакрализация Маслоу
[ редактировать ]Концепция десакрализации американского психолога Абрахама Маслоу (1966) основана на «типе науки, которой не хватает эмоций, радости, удивления, трепета и восторга». Он призвал учёных вновь привнести в свою работу ценности, творчество, эмоции и ритуалы. Для этого наука должна быть ресакрализована, а значит, должна быть пропитана ритуалом, страстью и человеческими ценностями. Астрономам, например, нужно не только изучать звезды, но и поражаться звездам. Психологи должны ценить, волноваться, трепетать и испытывать привязанность к людям, которых они исследуют. [54]
Другие аккаунты
[ редактировать ]Несколько других ученых обсуждали тему секуляризации знаний в ряде других контекстов. В статье 1989 года британский историк науки Джон Хедли Брук , например, описал секуляризацию знания в контексте научных разработок восемнадцатого века, утверждая, что процесс секуляризации науки очевиден в изменениях теорий материи. небесная механика, науки о Земле и науки о жизни. [55] Брэд С. Грегори , профессор истории Университета Нотр-Дам , в своей статье 2019 года стремился изучить влияние эпохи Реформации на область знаний, пытаясь продемонстрировать, как «религиозные разногласия» внутри христианской традиции открыли путь путь к секуляризации знаний. [56]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Аднан Аслан , например, комментирует: «Процесс секуляризации впервые начался, когда была проведена линия между царством священного и царством профанного». Люди заявили о своей свободе от Бога, восстав против Небес. В результате «священные качества человеческого познания были проигнорированы, тем самым положив начало процессу секуляризации знания». [1]
- ↑ В своем обзоре книги « Знание и священное » Джеральд Ларго утверждает, что Наср анализирует «причины интеллектуального и духовного хаоса современности, а именно, затмение разумного измерения и секуляризацию знаний». [2]
- ↑ По словам Алии Сохаил Хан, традиционалисты осудили «светскую философию» и сциентизм «как единственный законный способ познания различных уровней реальности». Опираясь на традиционалистскую концепцию, она утверждает, что «вырождение науки в сциентизм десакрализирует знания, а также язык». Единственная зависимость от науки в форме «научного материализма» приводит к усеченному взгляду на реальность и Истину, стиранию духовных, моральных и этических сторон жизни. Она говорит, что традиционалисты критиковали современную науку за «ее редукционизм, имперское тщеславие и претензии на то, что она является единственным способом познания». В отличие от постмодернистской критики, которая фокусируется исключительно на социальных и политических последствиях современности, их основная критика современной науки заключалась в том, что ей не хватает метафизических принципов и она не связана с трансцендентальным порядком и духовной перспективой. Их большая часть работ основана на «примате трансцендентности, священного знания, ценности, истины и смысла, созданных посредством интуиции и откровения». [3]
- ↑ Дамиан Ховард утверждает: «В «Знании и священном » Наср, вместо того, чтобы начать с основ перенниалистской метафизики, чувствует необходимость подробно объяснить «десакрализацию знания» и последующее «повторное открытие священного». Другими словами, он пытается объяснить западному читателю, почему они не смогут постичь истину его существенного учения». [7] Ален Даниэлу: «Интенсивный и хорошо документированный анализ процесса десакрализации на Западе можно найти в первой главе книги Сейеда Хоссейна Насра «Знание и священное», озаглавленной «Знание и его десакрализация» (Буффало, штат Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка). Пресс, 1989).» [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аслан 1998 , с. 119.
- ^ Ларго 1982 , с. 219.
- ^ Хан 2017 , стр. 70, 74, 75–76.
- ^ Чаттопадхьяя и Гупта 2005 , с. 300.
- ^ Аллен 2003 , с. 195.
- ^ Аслан 1998 , с. 21.
- ^ Ховард 2011 , с. 93.
- ^ Дэниел 2005 , с. 116.
- ^ Зебири 1998 , с. 53.
- ^ Даннер 1982 , стр. 247.
- ^ Хир 1993 , с. 145
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аллен 2003 , с. 195.
- ^ Алькатири 2016 , с. 210.
- ^ Алькатири 2016 , с. 210.
- ^ Итон 1983 , стр. 4, 10.
- ^ Баррелл 2000 , с. 646.
- ^ Стоун 2005 , с. 1801.
- ^ Итон 1983 , с. 3.
- ^ Стоун 2005 , с. 1801.
- ^ Итон 1983 , с. 3.
- ^ Бильярди 2014a , с. 120.
- ^ Видиянто 2017 , стр. 251, 252.
- ^ Видиянто 2017 , с. 252.
- ^ Бильярди 2014 , с. 169.
- ^ Стенберг 1996 , с. 278.
- ^ Смит 1991 , с. 84.
- ^ Джавад 2005 , стр. 58–59.
- ^ Наср 1989 , с. 34
- ^ Аслан 1998 , с. 120
- ^ Алатас 1995 , с. 97.
- ^ Бильярди 2014a , с. 120.
- ^ Итон 1983 , с. 4
- ^ Бильярди 2014a , с. 120
- ^ Итон 1983 , с. 4.
- ^ Хир 1993 , с. 145.
- ^ Хир 1993 , с. 145
- ^ Наср 1989 , с. 38
- ^ Аслан 1998 , с. 121
- ^ Шу-сянь 2000 , с. 258.
- ^ Бильярди 2014a , с. 120
- ^ Наср 1989 , с. 151.
- ^ Зальцман 2000 , с. 595.
- ^ Баррелл 2000 , с. 642.
- ^ Ховард 2011 , с. 107
- ^ Зальцман 2000 , с. 589.
- ^ Аслан 1998 , с. 119.
- ^ Хан 2017 , с. 80.
- ^ Бильярди 2014a , с. 121
- ^ Бильярди 2014 , с. 169
- ^ Шу-сянь 2000 , с. 264.
- ^ Харви 1991 , с. 13.
- ^ Бринкманн 2012 , с. 32.
- ^ Баррелл 2000 , с. 642.
- ^ Файст, Файст и Робертс 2014 , стр. 272.
- ^ Брук 1989 , стр. 45–47.
- ^ Грегори 2019 , стр. 163–183.
Источники
[ редактировать ]- Алатас, Сайед Фарид (1995). «Сакрализация социальных наук: критика новой темы в академическом дискурсе» . Архивы социальных наук религий . 91 : 89–111. дои : 10.3406/assr.1995.996 . S2CID 144680307 .
- Алькатири, Варда (2016). «В поисках подходящего знания: необходимость онтологического эпистемологического плюрализма» . Международный журнал Азиатской философской ассоциации . 9 (2): 197–230.
- Аллен, Майкл (2003). «Сейед Хоссейн Наср» В Дематтеисе, Филип Б.; МакГенри, Лимон Б. (ред.). Словарь литературной биографии Гейл. ISBN 978-0787660239 .
- Аслан, Аднан (1998). «Необходимость плюралистического подхода в религии». Религиозный плюрализм в христианской и исламской философии: мысль Джона Хика и Сейеда Хоссейна Насра . Рутледж. ISBN 978-0700710256 .
- Бильярди, Стефано (2014). «Современные дебаты о гармонии между исламом и наукой: появление и вызовы нового поколения» . Социальная эпистемология: журнал знаний, культуры и политики . 28 (2): 167–186. дои : 10.1080/02691728.2013.782583 . S2CID 144348104 .
- Бильярди, Стефано (2014a). «Выше анализа и изумления. Некоторые современные мусульманские характеристики «чуда» и их интерпретация» . София . 53 (1): 113–129. дои : 10.1007/s11841-013-0370-4 . S2CID 144001330 .
- Бринкманн, Свенд (2012). Качественные исследования в повседневной жизни: работа с материалами из повседневной жизни . Мудрец. ISBN 978-0857024763 .
- Брук, Джон Хедли (1989). «Наука и секуляризация знаний: перспективы некоторых преобразований восемнадцатого века». Нунций . 4 (1). Брилл: 43–65. дои : 10.1163/182539189x00022 . ISSN 0394-7394 .
- Баррел, Дэвид (2000). «Исламская философская теология». В Хане, Льюис Эдвин; Осье, Рэндалл Э.; Стоун-младший, Люциан В. (ред.). Философия Сейеда Хосейна Насра . Открытый суд. ISBN 978-0812694147 .
- Чаттопадхьяя, ДП; Гупта, АКС (2005). Личность, общество и наука: теоретические и исторические перспективы . Проект истории индийской науки, философии и культуры (PHISPC). ISBN 978-81-87586-20-3 .
- Даниэлу, А. (2005). Индия: цивилизация различий: древняя традиция всеобщей толерантности . Внутренние традиции/Медведь. ISBN 978-1-62055-032-8 .
- Даннер, Виктор (1982). «Рецензии на книгу: Знания и сакральное». Мусульманский мир . 72 (3–4): 247–248.
- Итон, Гай (1983). «Знание и священное: размышления о гиффордских лекциях Сейеда Хосейна Насра» . Исследования в области сравнительного религиоведения . 15 (3–4).
- Файст, Дж.; Файст, Г.; Робертс, Т.А. (2014). Электронная книга: Теории личности . Психология высшего образования Великобритании. Психология. Макгроу-Хилл Образование. ISBN 978-0-07-717187-2 .
- Грегори, Брэд С. (2019). «Эпоха Реформации и секуляризация знаний». В Норде, Филип; Гюнтер, Катя; Вайс, Макс (ред.). Формирования верований: исторические подходы к религии и светскому . Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9780691194165-010 . ISBN 9780691194165 . S2CID 240685414 .
- Генон, Рене (1927). «Темный век». Кризис современного мира . София Переннис; Пересмотренное издание (24 июня 2004 г.). ISBN 978-0900588242 .
- Харви, Дэвид (1991). «Переход от модерна к постмодерну в современной культуре». Состояние постмодерна: исследование истоков культурных изменений . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0631162940 .
- Хир, Николас (1993). «Рецензии на книгу: Знания и сакральное». Философия Востока и Запада . 43 (1): 144–150. дои : 10.2307/1399476 . JSTOR 1399476 .
- Ховард, Дамиан (2011). «Бросая вызов имманентному фрейму». Быть человеком в исламе: влияние эволюционного мировоззрения . Рутледж. ISBN 978-0415603683 .
- Джавад, Хайфа (2005 г.). «Сейед Хосейн Наср и изучение религии в современном обществе» . Американский журнал ислама и общества . 22 (2): 49–68. дои : 10.35632/ajis.v22i2.457 .
- Хан, Аалия Сохаил (2017). «Редукция науки к сциентизму» (PDF) . Мусульманский взгляд . 2 (4): 70–87.
- Ларго, Джеральд А. (1982). «Обзор: исламские знания; обзор знаний и священного Сейеда Хоссейна Насра» . Перекрестные течения . 32 (2): 219–221. JSTOR 24458501 .
- Наср, Сейед Хосейн (1989). «Знание и его десакрализация». Знание и Священное . Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 978-0791401774 .
- Зальцман, Джуди Д. (2000). «Концепция духовного знания в философии Сейеда Хосейна Насра». В Хане, Льюис Эдвин; Осье, Рэндалл Э.; Стоун-младший, Люциан В. (ред.). Философия Сейеда Хосейна Насра . Открытый суд. ISBN 978-0812694147 .
- Стоун, Люциан В. младший (2005). «Наср, Сейед Хусейн». В Шуке, Джон Р. (ред.). Словарь современных американских философов . Континуум Томмеса. ISBN 978-1843710370 .
- Шу-сянь, Лю (2000). «Размышления о традициях и современности: ответ Сейеду Хосейну Насру с неоконфуцианской точки зрения». В Хане, Льюис Эдвин; Осье, Рэндалл Э.; Стоун-младший, Люциан В. (ред.). Философия Сейеда Хосейна Насра . Открытый суд. ISBN 978-0812694147 .
- Смит, Джейн И. (1991). «Сейед Хосейн Наср: защитник священного и исламского традиционализма». В Хаддаде, Ивонн (ред.). Мусульмане в Америке . Издательство Оксфордского университета.
- Стенберг, Лейф (1996). «Сейед Хосейн Наср и Зиауддин Сардар об исламе и науке: маргинализация или модернизация религиозной традиции» . Социальная эпистемология: журнал знаний, культуры и политики . 9 (3–4): 273–287. дои : 10.1080/02691729608578819 .
- Видиянто, Асфа (2017). «Традиционная наука и scientia Sacra: Происхождение и размеры концепции науки Сейеда Хосейна Насра» . Интеллектуальный дискурс . 25 (1): 247–272.
- Зебири, Кейт (1998). «Мусульманский антисекуляристский дискурс в контексте мусульманско-христианских отношений» . Ислам и христианско-мусульманские отношения . 9 (1): 47–64. дои : 10.1080/09596419808721138 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алькатири, Варда (2021). «Утрата мировоззрения Таухиди в исламском мире: еще одно экологическое последствие модернизации» . Сравнительные исламские исследования . 14 (1–2): 53–120. doi : 10.1558/cis.20053 . ISSN 1743-1638 . S2CID 247872624 .
- Фуллер, Стив (1997). «Секуляризация науки и новый курс научной политики». Фьючерсы . 29 (6). Эльзевир Б.В.: 483–503. дои : 10.1016/s0016-3287(97)00024-4 . ISSN 0016-3287 .
- Калин, Ибрагим (2000). «Священное против светского: Наср о науке». В Хане, Льюис Эдвин; Осье, Рэндалл Э.; Стоун-младший, Люциан В. (ред.). Философия Сейеда Хосейна Насра . Открытый суд. ISBN 978-0812694147 .
- Грегори, Брэд С. (2015). Непреднамеренная Реформация: как религиозная революция секуляризовала общество . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-26407-6 .
- Картанегара, Мулядхи (2014). «Секуляризация знаний». Основы исламской эпистемологии: философское исследование основы знаний . УБД Пресс. ISBN 978-99917-1-273-4 .
- Харрисон, Питер (2 января 2017 г.). «Наука и секуляризация». Обзор интеллектуальной истории . 27 (1). Информа UK Limited: 47–70. дои : 10.1080/17496977.2016.1255460 . ISSN 1749-6977 . S2CID 148131696 .
- Джун, Рен (2011). «Сакральное знание, история и интеллектуальный эффект десакрализации» . Журнал исследований мусульманского меньшинства Хуэй . 4 (84): 97–104.
- Сиддики, Б.Х. (1994). «Знания: исламская перспектива» . В Ахмаде, Наиме (ред.). Философия в Пакистане . ISBN 978-1-56518-108-3 .
- Саймонс, Массимилиано (2019). «Бруно Латур и секуляризация науки» . Перспективы науки . 27 (6). Массачусетский технологический институт Пресс: 925–954. дои : 10.1162/posc_a_00330 . ISSN 1063-6145 . S2CID 208531593 .