Разочарование
Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( сентябрь 2022 г. ) |
В социальных науках разочарование ( нем . Entzauberung ) – это культурная рационализация и обесценивание религии, наблюдаемое в современном обществе . Этот термин был заимствован у Фридриха Шиллера Максом Вебером для описания характера модернизированного , бюрократического , секуляризованного западного общества . [1] В западном обществе, по мнению Вебера, научное понимание ценится выше, чем вера, и процессы ориентированы на рациональные цели, в отличие от традиционного общества , в котором «мир остается великим заколдованным садом». [2]
Амбивалентность Просвещения
Двойственная оценка Вебером процесса разочарования как положительная, так и отрицательная. [3] был подхвачен франкфуртской школой при исследовании саморазрушительных элементов Просвещения рационализма . [4]
Юрген Хабермас впоследствии стремился найти позитивную основу для современности перед лицом разочарования, хотя и ценил признание Вебером того, как далеко было создано светское общество и до сих пор его «преследуют призраки мертвых религиозных верований». [5]
Ван Хунин писал, что разочарование представляет собой диалектическое напряжение на Западе, которое способствует социальному и материальному прогрессу за счет «авторитета, умеренности, самодостаточности и уверенности в себе». [6]
Некоторые рассматривают разочарование мира как призыв к экзистенциалистской приверженности и индивидуальной ответственности перед коллективной нормативной пустотой. [7]
Сакрализация и десакрализация [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2016 г. ) |
Разочарование связано с идеей десакрализации , в соответствии с которой структуры и институты, которые ранее направляли духовную веру в ритуалы, продвигающие коллективную идентичность, подверглись нападкам, и их популярность пошла на убыль. По мнению Анри Юбера и Марселя Мосса , ритуал жертвоприношения включал два процесса: сакрализация и десакрализация.
Процесс сакрализации наделяет мирское подношение сакральными свойствами – освящением , которое обеспечивает мост связи между мирами сакрального и мирского. После принесения жертвы ритуал должен быть десакрализован, чтобы вернуть миры священного и мирского на свои места. [8]
Разочарование действует на макроуровне , а не на микроуровне сакрализации. Это также разрушает часть процесса, посредством которого хаотические социальные элементы, которые в первую очередь требуют сакрализации, продолжают использовать простое знание в качестве противоядия. Таким образом, разочарование может быть связано с Эмиля Дюркгейма концепцией аномии : отрывом личности от связей, связывающих общество. [9]
Повторное зачарование [ править ]
В последние годы парадигма Вебера подверглась сомнению со стороны мыслителей, которые видят, что процесс повторного очарования действует параллельно с процессом разочарования. [10] Таким образом, чары используются для фундаментального изменения восприятия даже низкооплачиваемой работы в сфере услуг. [11]
Карл Юнг считал, что символы дают нуминозному возможность вернуться из бессознательного в десакрализованный мир. [12] – средство восстановления мифа и чувства целостности, которое он когда-то давал разочарованной современности. [13]
Эрнест Геллнер утверждал, что, хотя разочарование было неизбежным продуктом современности, многие люди просто не могли вынести разочарованного мира, и поэтому сделали выбор в пользу различных «вероучений повторного очарования», таких как психоанализ , марксизм , витгенштейнианство , феноменология и этнометодология . [14] Примечательной особенностью этих реколдовских верований является то, что все они пытались согласовать себя с натурализмом, т. е. они не относились к сверхъестественным силам. [14]
Критика [ править ]
Американский историк религии Джейсон Джозефсон-Сторм бросил вызов господствующим социологическим и историческим интерпретациям как концепции разочарования, так и повторного очарования, назвав первое «мифом». не произошло упадка веры в магию или мистицизм Джозефсон-Сторм утверждает, что в Западной Европе или Соединенных Штатах , даже с поправкой на религиозные убеждения, образование и класс. [15]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Дженкинс 2000 .
- ^ Вебер 1971 , с. 270.
- ^ Каскарди 1992 , с. 19.
- ^ Боррадори 2003 , с. 69.
- ^ Коллинз и Маковски 1998 , с. 274.
- ^ «Энцауберунг» . 29 сентября 2023 г.
- ^ Эмбри 1999 , стр. 110–111.
- ^ Белл 2009 , с. 26.
- ^ Белл 2009 .
- ^ Лэнди и Салер 2009 .
- ^ Эндриссат, Ислам и Ноппени, 2015 .
- ^ Юнг 1978 , стр. 83–94.
- ^ Кейсмент 2007 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Холл 2010г .
- ^ Джозефсон-Шторм 2017 , гл. 1.
Цитируемые работы [ править ]
- Белл, Кэтрин (2009) [1997]. Ритуал: перспективы и измерения . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973510-5 .
- Боррадори, Джованна (2003). Философия во время террора: Диалоги с Юргеном Хабермасом и Жаком Деррида . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-06664-6 .
- Каскарди, AJ (1992). Тема современности .
- Кейсмент, Энн (2007). Кому принадлежит Юнг? .
- Коллинз, Рэндалл ; Маковский, Майкл (1998). «Макс Вебер: Разочарование мира». Смит, Мюррей Э.Г. (ред.). Социальная теория раннего Нового времени: избранные интерпретационные материалы . Торонто: Пресса канадских ученых. стр. 251–277. ISBN 978-1-55130-117-4 .
- Эмбри, Лестер, изд. (1999). Шуцианская социальная наука .
- Эндриссат, Нада; Ислам, Гази; Ноппени, Клаус (2015). «Очаровательная работа: новый дух обслуживания в органическом супермаркете». Организационные исследования . 36 (11): 1555–1576. дои : 10.1177/0170840615593588 . ISSN 1741-3044 . S2CID 147215132 .
- Холл, Джон А. (2010). Эрнест Геллнер: интеллектуальная биография . Лондон: Версо.
- Дженкинс, Ричард (2000). «Разочарование, очарование и повторное очарование: Макс Вебер в эпоху тысячелетия» (PDF) . Исследования Макса Вебера . 1 (1): 11–32. ISSN 1470-8078 . JSTOR 24579711 . S2CID 54039647 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 ноября 2018 года . Проверено 25 февраля 2021 г.
- Джозефсон-Сторм, Джейсон А. (2017). Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-40336-6 .
- Юнг, CG (1978). Человек и его символы .
- Лэнди, Джошуа ; Салер, Майкл, ред. (2009). Новое зачарование мира: светская магия в эпоху рационального разума . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- Вебер, Макс (1971) [1920]. Социология религии .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бергер, Питер (1971). Слух об ангелах: современное общество и новое открытие сверхъестественного . Хармондсворт, Англия: Пингвин. ISBN 978-0-14-021180-1 .
- Беннетт, Джейн (2001). Очарование современной жизни: привязанности, пересечения и этика . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-08813-6 .
- Берман, Моррис (1981). Перечарование мира . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-9225-9 .
- Кэмпбелл, Джозеф ; Мойерс, Билл (1988). Сила мифа . Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 978-0-385-24774-0 .
- Во время, Саймон (2002). Современные чары: культурная сила светской магии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01371-1 .
- Росс, Стивен Дэвид (2012). Очарование, за гранью разочарования . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. ISBN 978-1-4384-4510-6 .
- Сватос, Уильям Х. младший (1998). «Разочарование» . В Сватосе, Уильям Х. младший (ред.). Энциклопедия религии и общества . Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс. п. 140. ИСБН 978-0-7619-8956-1 . Архивировано из оригинала 13 февраля 2020 года . Проверено 25 февраля 2021 г.
- Тейлор, Чарльз (2007). Светский век . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02676-6 .
- Вебер, Макс (2004). Оуэн, Дэвид; Стронг, Трейси Б. (ред.). Лекции о призвании . Перевод Ливингстона, Родни. Индианаполис, Индиана: Издательская компания Hackett. ISBN 978-0-87220-665-6 .