Jump to content

Эрнест Геллнер

Эрнест Геллнер
Рожденный ( 1925-12-09 ) 9 декабря 1925 г.
Париж , Франция
Умер 5 ноября 1995 г. ) ( 1995-11-05 ) ( 69 лет
Прага , Чехия
Альма-матер Баллиол-колледж, Оксфорд
Эра Философия 20-го века
Область Западная философия
Школа Критический рационализм
Учреждения Эдинбургский университет
Лондонская школа экономики
Королевский колледж, Кембридж
Центрально-Европейский университет
Основные интересы
Политическая философия , философия науки , антропология , национализм
Известные идеи
Теория национализма Геллнера
Критика философии обычного языка

Эрнест Андре Геллнер ФРАИ (9 декабря 1925 – 5 ноября 1995) был британско - чешским философом и социальным антропологом, после его смерти описала которого The Daily Telegraph как одного из самых энергичных интеллектуалов в мире, а The Independent – ​​как «однозначного человека». человек, борец за критический рационализм ». [1]

Его первая книга «Слова и вещи» (1959) вызвала появление ведущего в «Таймс» и месячной переписки на странице писем по поводу его нападок на лингвистическую философию . Будучи профессором философии, логики и научного метода в Лондонской школе экономики в течение 22 лет, профессором социальной антропологии Уильяма Уайза в Кембриджском университете в течение восьми лет и главой нового Центра изучения национализма в Праге , Геллнер всю свою жизнь боролся – в своих произведениях, преподавании и политической активности – против того, что он считал закрытыми системами мышления, в частности, коммунизма , психоанализа , релятивизма и диктатуры свободного рынка . [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ] Среди других вопросов социальной мысли, теория модернизации и национализм были двумя его центральными темами, а его мультикультурная перспектива позволяла ему работать в рамках трех отдельных цивилизаций : западной , исламской и русской . Его считают одним из ведущих теоретиков по проблеме национализма . [2]

Геллнер родился в Париже. [3] Анне, урожденной Фантл, и Рудольфу, юристу, городской интеллигентной немецкоязычной австрийской еврейской паре из Богемии (которая с 1918 года входила в состав недавно созданной Чехословакии ). Юлиус Геллнер был его дядей. Он вырос в Праге , посещал начальную школу с чешским языком обучения , а затем поступил в англоязычную гимназию. Это была Франца Кафки трехкультурная Прага : антисемитская , но «потрясающе красивая», город, по которому он позже тосковал годами. [4]

В 1939 году, когда Геллнеру было 13 лет, появление Адольфа Гитлера в Германии убедило его семью покинуть Чехословакию и переехать в Сент-Олбанс , к северу от Лондона , где Геллнер посещал современную школу для мальчиков Сент-Олбанса, ныне школу Верулам (Хартфордшир). В возрасте 17 лет он выиграл стипендию в Баллиол-колледже в Оксфорде в результате того, что он назвал «португальской колониальной политикой», которая заключалась в сохранении «мирных условий для туземцев путем привлечения способных людей снизу в Баллиол». [4]

«Прага — потрясающе красивый город, и в первый период моей ссылки, то есть во время войны, я постоянно мечтал о ней, в прямом смысле: это была сильная тоска». [4]

В Баллиоле он изучал философию, политику и экономику (PPE) и специализировался на философии. Через год он прервал учебу, чтобы служить в 1-й чехословацкой бронетанковой бригаде , которая принимала участие в осаде Дюнкерка (1944–45) , а затем вернулся в Прагу, чтобы проучиться там в университете в течение половины семестра.

В этот период Прага потеряла над ним свою власть: предвидя приход к власти коммунистов , он решил вернуться в Англию. Одним из его воспоминаний о городе 1945 года был коммунистический плакат с надписью: «Все с чистым щитом в партию », что якобы означало, что приветствуются те, у кого были хорошие показатели во время оккупации. На самом деле, сказал Геллнер, это означало прямо противоположное:

Если ваш щит совсем грязный, мы его вам почистим; с нами вы в безопасности; Вы нам нравитесь тем больше, потому что чем грязнее ваш послужной список, тем больше мы вас держим. Итак, все ублюдки, все ярко выраженные авторитарные личности быстро вошли в партию, и она быстро приобрела такой характер. Так что мне было совершенно ясно, что будет дальше, и это избавило меня от эмоциональной власти, которую раньше имела надо мной Прага. Я мог предвидеть, что сталиноидная диктатура наступит : она пришла в 48-м. Точную дату я не мог предвидеть, но то, что она должна была наступить, было совершенно очевидно по разным причинам... Я не хотел участвовать в этом, ушел так быстро, как только мог, и забыл об этом. [4]

Он вернулся в Баллиол-колледж в 1945 году, чтобы получить степень, выиграв премию Джона Локка и получив награду первой степени в 1947 году. В том же году он начал свою академическую карьеру в Эдинбургском университете в качестве ассистента профессора Джона Макмюррея на кафедре Моральная философия. Он перешел в Лондонскую школу экономики в 1949 году, поступив на факультет социологии под руководством Морриса Гинзберга . Гинзберг восхищался философией и считал, что философия и социология очень близки друг другу.

Он нанял меня, потому что я был философом. Хотя формально он был профессором социологии, он не нанимал собственных студентов, так что я получил от этого пользу, а он предполагал, что любой философ будет таким же эволюционным хобхаузанцем, как и он сам. Ему потребовалось некоторое время, чтобы понять, что это не так. [5]

Леонард Трелони Хобхаус был предшественником Гинзберга на посту профессора социологии Мартина Уайта в Лондонской школе экономики. » (1901) Хобхаус В своей книге «Разум в эволюции предположил, что общество следует рассматривать как организм, продукт эволюции, с индивидуумом в качестве его базовой единицы, подтекстом которого было то, что общество будет совершенствоваться с течением времени по мере его развития. Телеологическая точка зрения, которую Геллнер твердо придерживался против.

Гинзберг... был совершенно неоригинален и лишен какой-либо остроты. Он просто воспроизвел эволюционно- рационалистическое видение, которое уже было сформулировано Хобхаусом и которое, кстати, было своего рода экстраполяцией его собственной личной жизни: начиная с Польши и заканчивая довольно влиятельным профессором Лондонской школы экономики. Он развивался, у него было представление о великой цепи бытия , где низшей формой жизни был пьяный польский крестьянин-антисемит, а следующей ступенью было польское дворянство, немного лучше, или Штедтль, еще лучше. А затем он приехал в Англию, сначала в Университетский колледж под руководством Доуса Хикса , который был вполне рационален (не совсем рационален — похоже, у него все еще были некоторые антисемитские предрассудки), и, наконец, оказался в Лондонской школе экономики с Хобхаусом, который был настолько рационален. эта рациональность вылетела из его ушей. И вот Гинзберг экстраполировал это, и, по его мнению, все человечество перешло к еще большей рациональности, от пьяного польского крестьянина до Т.Л. Хобхауса и Хэмпстедского сада. [5]

Геллнером Критика лингвистической философии в книге «Слова и вещи » (1959) была сосредоточена на Дж. Л. Остине и более поздних работах Людвига Витгенштейна , критикуя их за неспособность подвергнуть сомнению свои собственные методы. Книга принесла Геллнеру признание критиков. Он получил докторскую степень. в 1961 году защитил диссертацию на тему «Организация и роль берберской Завии» стал профессором философии , логики и научного метода и всего год спустя . Книга «Мысль и перемены» была опубликована в 1965 году, а в книге «Государство и общество в советской мысли» (1988) он исследовал возможность либерализации марксистских режимов.

Он был избран членом Британской академии в 1974 году. Он переехал в Кембридж в 1984 году, чтобы возглавить кафедру антропологии , занять кафедру Уильяма Вайза и стать научным сотрудником Королевского колледжа в Кембридже , что обеспечило ему непринужденную атмосферу, где он любил пить пиво. и играл в шахматы со студентами. Описанный в Оксфордском национальном биографическом словаре как «блестящий, напористый, непочтительный, озорной, иногда извращенный, с острым остроумием и любовью к иронии», он пользовался большой популярностью среди своих учеников и был готов проводить много дополнительных часов в день, обучая их. и считался превосходным оратором и талантливым учителем. [3]

Его «Плуг, меч и книга» (1988) исследовали философию истории , а «Условия свободы » (1994) пытались объяснить крах социализма аналогией, которую он назвал «модульным человеком». В 1993 году он вернулся в Прагу, теперь избавленную от коммунизма, и в новый Центральноевропейский университет , где стал главой Центра изучения национализма, программы, финансируемой Джорджем Соросом , американским филантропом- миллиардером , для изучения подъема национализма. национализма в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы . [6] 5 ноября 1995 года, вернувшись с конференции в Будапеште , у него случился сердечный приступ, и он умер в своей квартире в Праге, за месяц до своего 70-летия. [ нужна ссылка ]

Геллнер был членом Американской академии искусств и наук и Американского философского общества . [7] [8]

Слова и вещи

[ редактировать ]
Геллнер обнаружил свой интерес к лингвистической философии еще в Баллиоле.

С публикацией в 1959 году своей первой книги « Слова и вещи » Геллнер добился известности и даже дурной славы среди своих коллег-философов, а также за пределами дисциплины, за свою яростную атаку на «лингвистическую философию», как он предпочитал называть философию обычного языка. , тогда доминирующий подход в Оксбридже (хотя сами философы отрицали, что они были частью какой-либо единой школы). Впервые он столкнулся с сильной идеологией лингвистической философии еще в Баллиоле:

[В то время ортодоксия, которую лучше всего описать как лингвистическая философия, вдохновленная Витгенштейном, кристаллизовалась и казалась мне полностью и совершенно ошибочной. Основная идея Витгенштейна заключалась в том, что не существует общего решения проблем, кроме обычаев общества. Сообщества являются высшими. Он не так выразился, но именно это и имелось в виду. И это не имеет смысла в мире, в котором сообщества нестабильны и четко не изолированы друг от друга. Тем не менее Витгенштейну удалось продать эту идею, и она была с энтузиазмом принята как неоспоримое открытие. Сейчас людям очень сложно понять, какая была тогда атмосфера. Это было Откровение . Это не вызывало сомнений. Но для меня было совершенно очевидно, что это неправильно. Для меня это было очевидно в тот момент, когда я столкнулся с этим, хотя изначально, если все ваше окружение и все яркие люди в нем считают что-то правдой, вы предполагаете, что, должно быть, ошибаетесь, не понимая этого должным образом, и они, должно быть, ошибаются. верно. И поэтому я исследовал это дальше и, наконец, пришел к выводу, что я все понял правильно, и это была чушь, и это действительно так. [5]

«Слова и вещи» резко критикуют работы Людвига Витгенштейна , Дж. Л. Остина , Гилберта Райла , Энтони Флю , П. Ф. Стросона и многих других. Райл отказался рецензировать книгу в философском журнале Mind (который он редактировал), а Бертран Рассел (написавший одобрительное предисловие) выразил протест в письме в The Times . Последовал ответ от Райла и продолжительная переписка. [9]

Социальная антропология

[ редактировать ]

В 1950-е годы Геллнер обнаружил в себе огромную любовь к социальной антропологии . Крис Ханн, директор Института социальной антропологии Макса Планка , пишет, что, следуя упрямому эмпиризму Бронислава Малиновского , Геллнер внес значительный вклад в эту тему в течение следующих 40 лет, начиная от «концептуальной критики в анализе родства до структур для понимания политического порядка вне государства в племенном Марокко ( «Святые Атласа» , 1969), от сочувственного изложения работ советских антропологов-марксистов до изящного синтеза дюркгеймовских и веберовских традиций в западной социальной теории и от грандиозной разработки «теории общества»; структуры человеческой истории» до новаторского анализа этничности и национализма ( «Мысль и изменение» , 1964; «Нации и национализм» , 1983). [3] Он также подружился с мароккано-французским социологом Полем Пасконом , работами которого он восхищался. [10]

Национализм

[ редактировать ]

В 1983 году Геллнер опубликовал книгу «Нации и национализм» . Для Геллнера « национализм — это прежде всего политический принцип, согласно которому политическая и национальная единицы должны быть конгруэнтны». [11] Геллнер утверждает, что национализм появился и стал социологической необходимостью только в современном мире. В прежние времена («агрограмотный» этап истории) у правителей было мало стимулов навязывать культурную однородность управляемым . Но в современном обществе работа становится технической; нужно управлять машиной, а для этого нужно научиться. Существует потребность в безличном, бесконтекстном общении и высокой степени культурной стандартизации.

Кроме того, индустриальное общество подчеркивается тем фактом, что существует постоянный рост: типы занятости меняются, и необходимо приобретать новые навыки. Таким образом, общее профессиональное обучение предшествует специализированному профессиональному обучению. На территориальном уровне существует конкуренция за перекрывающиеся территории водосбора (например, Эльзас-Лотарингия ). Чтобы сохранить контроль над ресурсами, а также свое выживание и прогресс, государство и культура по этим причинам должны быть конгруэнтны. Поэтому национализм является необходимостью.

Избранные работы

[ редактировать ]
  • Слова и вещи: критический анализ лингвистической философии и исследование идеологии , Лондон: Голланц; Бостон: Маяк (1959). См. также переписку в «Таймс» с 10 по 23 ноября 1959 г.
  • Мысль и изменение (1964)
  • Популизм: его значение и характеристики (1969). С Гицэ Ионеску [ ro ] . Нью-Йорк: Макмиллан.
  • Святые Атласа (1969)
  • Современная мысль и политика (1974)
  • Дьявол в современной философии (1974)
  • Легитимация веры (1974)
  • Зрелища и затруднения (1979)
  • Советская и западная антропология (1980) (редактор)
  • Мусульманское общество (1981)
  • Нации и национализм (1983)
  • Релятивизм и социальные науки (1985)
  • Психоаналитическое движение (1985)
  • Концепция родства и другие эссе (1986)
  • Культура, идентичность и политика (1987)
  • Государство и общество в советской мысли (1988)
  • Плуг, меч и книга (1988)
  • Постмодернизм, разум и религия (1992)
  • Разум и культура (1992)
  • Условия свободы (1994)
  • Антропология и политика: Революции в Священной роще (1995)
  • Либерализм в наше время: очерки в честь Хосе Г. Меркиора (1996)
  • Национализм (1997)
  • Язык и одиночество: Витгенштейн, Малиновский и дилемма Габсбургов (1998)

Ресурсы о Геллнере и его исследованиях

[ редактировать ]
  • Холл, Джон А. Эрнест Геллнер: интеллектуальная биография . Версо, (2010). ISBN   9781844676026
  • Холл, Джон А. (ред.) Состояние нации: Эрнест Геллнер и теория национализма . Издательство Кембриджского университета, 1998.
  • Малешевич, Синиша и Марк Хаугард (редакторы), Эрнест Геллнер и современная социальная мысль. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2007.
  • Руини, Андреа Эрнест Геллнер: интеллектуальный профиль , Кароччи, Рим, 2011 г. ( http://www.carocci.it/index.php?option=com_carocci&task=schedalibro&Itemid=72&isbn=9788843061969 ).

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Стерлинг, Пол (9 ноября 1995 г.). «Некролог Эрнеста Геллнера». «Дейли телеграф» .
  2. ^ ЭРИКСЕН, ТОМАС ХИЛЛАНД (январь 2007 г.). «Национализм и Интернет». Нации и национализм . 13 (1): 1–17. дои : 10.1111/j.1469-8129.2007.00273.x .
  3. ^ Jump up to: а б с Крис Ханн, некролог, заархивированный 13 февраля 2006 г. в Wayback Machine , The Independent , 8 ноября 1995 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д «Интервью Геллнера» . Проверено 5 ноября 2015 г.
  5. ^ Jump up to: а б с «Интервью раздел 2» . Проверено 5 ноября 2015 г.
  6. ^ Программа исследований национализма в CEU
  7. ^ «Эрнест Андре Геллнер» . Американская академия искусств и наук . Проверено 16 марта 2022 г.
  8. ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 16 марта 2022 г.
  9. ^ Т. П. Ущанов, Странная смерть философии обычного языка . Этот спор описал писатель Вед Мехта в книге «Муха и бутылка для мух» (1963).
  10. ^ «Некролог: Пол Паскон». Антропология сегодня . 1 (6): 21–22. 1985. JSTOR   3033252 .
  11. ^ Геллнер, Национализм , 1983, с. 1
  • Некролог «Философ национализма Эрнест Геллнер умер в возрасте 69 лет», написанный Эриком Пейсом, The New York Times, 10 ноября 1995 г.
  • Дэвис, Джон. Некролог в The Guardian , 7 ноября 1995 г.
  • Димонье, Симеон. Сравнительное исследование историзма у Карла Маркса и Эрнеста Геллнера (Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2012)
  • Холл, Джон А. Эрнест Геллнер: интеллектуальная биография (Лондон: Verso, 2010)
  • Холл, Джон А. и Ян Джарви (редакторы). Социальная философия Эрнеста Геллнера (Амстердам: Rodopi BV, 1996)
  • Холл, Джон А. (редактор) Состояние нации: Эрнест Геллнер и теория национализма (Кембридж: Cambridge University Press, 1998)
  • Леснофф, Майкл. Эрнест Геллнер и современность (Кардифф: University of Wales Press, 2002)
  • Люкс, Стивен. «Геллнер, Эрнест Андре (1925–1995)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, получено 23 сентября 2005 г. (требуется подписка).
  • Малесевич, Синиша и Марк Хогард (редакторы). Эрнест Геллнер и современная социальная мысль (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2007)
  • О'Лири, Брендан. Некролог в The Independent , 8 ноября 1995 г.
  • Стирлинг, Пол. Некролог в The Daily Telegraph , 9 ноября 1995 г.
  • Документы «Социальная и политическая значимость мысли Геллнера сегодня» и веб-трансляция конференции, организованной факультетом политологии и социологии Национального университета Ирландии в Голуэе , состоявшейся 21–22 мая 2005 г. (10-летие со дня смерти Геллнера).
  • Kyrchanoff, Maksym. Natsionalizm: politika, mezhdunarodnye otnosheniia, regionalizatsiia (Voronezh, 2007) [1] Detailed review of Gellner's works for students. In Russian language.
[ редактировать ]
Академические офисы
Предшественник Уильям Вайз, профессор социальной антропологии Кембриджского университета
1984–1992
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 18b0d3bf5785b9d68dddb5d25b051eb7__1721991180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/b7/18b0d3bf5785b9d68dddb5d25b051eb7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ernest Gellner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)