Эрнест Геллнер
Эрнест Геллнер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Париж , Франция | 9 декабря 1925 г.
Умер | 5 ноября 1995 г. Прага , Чехия | ( 69 лет
Альма-матер | Баллиол-колледж, Оксфорд |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Критический рационализм |
Учреждения | Эдинбургский университет Лондонская школа экономики Королевский колледж, Кембридж Центрально-Европейский университет |
Основные интересы | Политическая философия , философия науки , антропология , национализм |
Известные идеи | Теория национализма Геллнера Критика философии обычного языка |
Часть серии о |
Политическая и юридическая антропология |
---|
Социальная и культурная антропология |
Эрнест Андре Геллнер ФРАИ (9 декабря 1925 – 5 ноября 1995) был британско - чешским философом и социальным антропологом, после его смерти описала которого The Daily Telegraph как одного из самых энергичных интеллектуалов в мире, а The Independent – как «однозначного человека». человек, борец за критический рационализм ». [1]
Его первая книга «Слова и вещи» (1959) вызвала появление ведущего в «Таймс» и месячной переписки на странице писем по поводу его нападок на лингвистическую философию . Будучи профессором философии, логики и научного метода в Лондонской школе экономики в течение 22 лет, профессором социальной антропологии Уильяма Уайза в Кембриджском университете в течение восьми лет и главой нового Центра изучения национализма в Праге , Геллнер всю свою жизнь боролся – в своих произведениях, преподавании и политической активности – против того, что он считал закрытыми системами мышления, в частности, коммунизма , психоанализа , релятивизма и диктатуры свободного рынка . [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ] Среди других вопросов социальной мысли, теория модернизации и национализм были двумя его центральными темами, а его мультикультурная перспектива позволяла ему работать в рамках трех отдельных цивилизаций : западной , исламской и русской . Его считают одним из ведущих теоретиков по проблеме национализма . [2]
Фон
[ редактировать ]Геллнер родился в Париже. [3] Анне, урожденной Фантл, и Рудольфу, юристу, городской интеллигентной немецкоязычной австрийской еврейской паре из Богемии (которая с 1918 года входила в состав недавно созданной Чехословакии ). Юлиус Геллнер был его дядей. Он вырос в Праге , посещал начальную школу с чешским языком обучения , а затем поступил в англоязычную гимназию. Это была Франца Кафки трехкультурная Прага : антисемитская , но «потрясающе красивая», город, по которому он позже тосковал годами. [4]
В 1939 году, когда Геллнеру было 13 лет, появление Адольфа Гитлера в Германии убедило его семью покинуть Чехословакию и переехать в Сент-Олбанс , к северу от Лондона , где Геллнер посещал современную школу для мальчиков Сент-Олбанса, ныне школу Верулам (Хартфордшир). В возрасте 17 лет он выиграл стипендию в Баллиол-колледже в Оксфорде в результате того, что он назвал «португальской колониальной политикой», которая заключалась в сохранении «мирных условий для туземцев путем привлечения способных людей снизу в Баллиол». [4]

В Баллиоле он изучал философию, политику и экономику (PPE) и специализировался на философии. Через год он прервал учебу, чтобы служить в 1-й чехословацкой бронетанковой бригаде , которая принимала участие в осаде Дюнкерка (1944–45) , а затем вернулся в Прагу, чтобы проучиться там в университете в течение половины семестра.
В этот период Прага потеряла над ним свою власть: предвидя приход к власти коммунистов , он решил вернуться в Англию. Одним из его воспоминаний о городе 1945 года был коммунистический плакат с надписью: «Все с чистым щитом в партию », что якобы означало, что приветствуются те, у кого были хорошие показатели во время оккупации. На самом деле, сказал Геллнер, это означало прямо противоположное:
Если ваш щит совсем грязный, мы его вам почистим; с нами вы в безопасности; Вы нам нравитесь тем больше, потому что чем грязнее ваш послужной список, тем больше мы вас держим. Итак, все ублюдки, все ярко выраженные авторитарные личности быстро вошли в партию, и она быстро приобрела такой характер. Так что мне было совершенно ясно, что будет дальше, и это избавило меня от эмоциональной власти, которую раньше имела надо мной Прага. Я мог предвидеть, что сталиноидная диктатура наступит : она пришла в 48-м. Точную дату я не мог предвидеть, но то, что она должна была наступить, было совершенно очевидно по разным причинам... Я не хотел участвовать в этом, ушел так быстро, как только мог, и забыл об этом. [4]
Он вернулся в Баллиол-колледж в 1945 году, чтобы получить степень, выиграв премию Джона Локка и получив награду первой степени в 1947 году. В том же году он начал свою академическую карьеру в Эдинбургском университете в качестве ассистента профессора Джона Макмюррея на кафедре Моральная философия. Он перешел в Лондонскую школу экономики в 1949 году, поступив на факультет социологии под руководством Морриса Гинзберга . Гинзберг восхищался философией и считал, что философия и социология очень близки друг другу.
Он нанял меня, потому что я был философом. Хотя формально он был профессором социологии, он не нанимал собственных студентов, так что я получил от этого пользу, а он предполагал, что любой философ будет таким же эволюционным хобхаузанцем, как и он сам. Ему потребовалось некоторое время, чтобы понять, что это не так. [5]
Леонард Трелони Хобхаус был предшественником Гинзберга на посту профессора социологии Мартина Уайта в Лондонской школе экономики. » (1901) Хобхаус В своей книге «Разум в эволюции предположил, что общество следует рассматривать как организм, продукт эволюции, с индивидуумом в качестве его базовой единицы, подтекстом которого было то, что общество будет совершенствоваться с течением времени по мере его развития. Телеологическая точка зрения, которую Геллнер твердо придерживался против.
Гинзберг... был совершенно неоригинален и лишен какой-либо остроты. Он просто воспроизвел эволюционно- рационалистическое видение, которое уже было сформулировано Хобхаусом и которое, кстати, было своего рода экстраполяцией его собственной личной жизни: начиная с Польши и заканчивая довольно влиятельным профессором Лондонской школы экономики. Он развивался, у него было представление о великой цепи бытия , где низшей формой жизни был пьяный польский крестьянин-антисемит, а следующей ступенью было польское дворянство, немного лучше, или Штедтль, еще лучше. А затем он приехал в Англию, сначала в Университетский колледж под руководством Доуса Хикса , который был вполне рационален (не совсем рационален — похоже, у него все еще были некоторые антисемитские предрассудки), и, наконец, оказался в Лондонской школе экономики с Хобхаусом, который был настолько рационален. эта рациональность вылетела из его ушей. И вот Гинзберг экстраполировал это, и, по его мнению, все человечество перешло к еще большей рациональности, от пьяного польского крестьянина до Т.Л. Хобхауса и Хэмпстедского сада. [5]
Геллнером Критика лингвистической философии в книге «Слова и вещи » (1959) была сосредоточена на Дж. Л. Остине и более поздних работах Людвига Витгенштейна , критикуя их за неспособность подвергнуть сомнению свои собственные методы. Книга принесла Геллнеру признание критиков. Он получил докторскую степень. в 1961 году защитил диссертацию на тему «Организация и роль берберской Завии» стал профессором философии , логики и научного метода и всего год спустя . Книга «Мысль и перемены» была опубликована в 1965 году, а в книге «Государство и общество в советской мысли» (1988) он исследовал возможность либерализации марксистских режимов.
Он был избран членом Британской академии в 1974 году. Он переехал в Кембридж в 1984 году, чтобы возглавить кафедру антропологии , занять кафедру Уильяма Вайза и стать научным сотрудником Королевского колледжа в Кембридже , что обеспечило ему непринужденную атмосферу, где он любил пить пиво. и играл в шахматы со студентами. Описанный в Оксфордском национальном биографическом словаре как «блестящий, напористый, непочтительный, озорной, иногда извращенный, с острым остроумием и любовью к иронии», он пользовался большой популярностью среди своих учеников и был готов проводить много дополнительных часов в день, обучая их. и считался превосходным оратором и талантливым учителем. [3]
Его «Плуг, меч и книга» (1988) исследовали философию истории , а «Условия свободы » (1994) пытались объяснить крах социализма аналогией, которую он назвал «модульным человеком». В 1993 году он вернулся в Прагу, теперь избавленную от коммунизма, и в новый Центральноевропейский университет , где стал главой Центра изучения национализма, программы, финансируемой Джорджем Соросом , американским филантропом- миллиардером , для изучения подъема национализма. национализма в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы . [6] 5 ноября 1995 года, вернувшись с конференции в Будапеште , у него случился сердечный приступ, и он умер в своей квартире в Праге, за месяц до своего 70-летия. [ нужна ссылка ]
Геллнер был членом Американской академии искусств и наук и Американского философского общества . [7] [8]
Слова и вещи
[ редактировать ]
С публикацией в 1959 году своей первой книги « Слова и вещи » Геллнер добился известности и даже дурной славы среди своих коллег-философов, а также за пределами дисциплины, за свою яростную атаку на «лингвистическую философию», как он предпочитал называть философию обычного языка. , тогда доминирующий подход в Оксбридже (хотя сами философы отрицали, что они были частью какой-либо единой школы). Впервые он столкнулся с сильной идеологией лингвистической философии еще в Баллиоле:
[В то время ортодоксия, которую лучше всего описать как лингвистическая философия, вдохновленная Витгенштейном, кристаллизовалась и казалась мне полностью и совершенно ошибочной. Основная идея Витгенштейна заключалась в том, что не существует общего решения проблем, кроме обычаев общества. Сообщества являются высшими. Он не так выразился, но именно это и имелось в виду. И это не имеет смысла в мире, в котором сообщества нестабильны и четко не изолированы друг от друга. Тем не менее Витгенштейну удалось продать эту идею, и она была с энтузиазмом принята как неоспоримое открытие. Сейчас людям очень сложно понять, какая была тогда атмосфера. Это было Откровение . Это не вызывало сомнений. Но для меня было совершенно очевидно, что это неправильно. Для меня это было очевидно в тот момент, когда я столкнулся с этим, хотя изначально, если все ваше окружение и все яркие люди в нем считают что-то правдой, вы предполагаете, что, должно быть, ошибаетесь, не понимая этого должным образом, и они, должно быть, ошибаются. верно. И поэтому я исследовал это дальше и, наконец, пришел к выводу, что я все понял правильно, и это была чушь, и это действительно так. [5]
«Слова и вещи» резко критикуют работы Людвига Витгенштейна , Дж. Л. Остина , Гилберта Райла , Энтони Флю , П. Ф. Стросона и многих других. Райл отказался рецензировать книгу в философском журнале Mind (который он редактировал), а Бертран Рассел (написавший одобрительное предисловие) выразил протест в письме в The Times . Последовал ответ от Райла и продолжительная переписка. [9]
Социальная антропология
[ редактировать ]В 1950-е годы Геллнер обнаружил в себе огромную любовь к социальной антропологии . Крис Ханн, директор Института социальной антропологии Макса Планка , пишет, что, следуя упрямому эмпиризму Бронислава Малиновского , Геллнер внес значительный вклад в эту тему в течение следующих 40 лет, начиная от «концептуальной критики в анализе родства до структур для понимания политического порядка вне государства в племенном Марокко ( «Святые Атласа» , 1969), от сочувственного изложения работ советских антропологов-марксистов до изящного синтеза дюркгеймовских и веберовских традиций в западной социальной теории и от грандиозной разработки «теории общества»; структуры человеческой истории» до новаторского анализа этничности и национализма ( «Мысль и изменение» , 1964; «Нации и национализм» , 1983). [3] Он также подружился с мароккано-французским социологом Полем Пасконом , работами которого он восхищался. [10]
Национализм
[ редактировать ]В 1983 году Геллнер опубликовал книгу «Нации и национализм» . Для Геллнера « национализм — это прежде всего политический принцип, согласно которому политическая и национальная единицы должны быть конгруэнтны». [11] Геллнер утверждает, что национализм появился и стал социологической необходимостью только в современном мире. В прежние времена («агрограмотный» этап истории) у правителей было мало стимулов навязывать культурную однородность управляемым . Но в современном обществе работа становится технической; нужно управлять машиной, а для этого нужно научиться. Существует потребность в безличном, бесконтекстном общении и высокой степени культурной стандартизации.
Кроме того, индустриальное общество подчеркивается тем фактом, что существует постоянный рост: типы занятости меняются, и необходимо приобретать новые навыки. Таким образом, общее профессиональное обучение предшествует специализированному профессиональному обучению. На территориальном уровне существует конкуренция за перекрывающиеся территории водосбора (например, Эльзас-Лотарингия ). Чтобы сохранить контроль над ресурсами, а также свое выживание и прогресс, государство и культура по этим причинам должны быть конгруэнтны. Поэтому национализм является необходимостью.
Избранные работы
[ редактировать ]- Слова и вещи: критический анализ лингвистической философии и исследование идеологии , Лондон: Голланц; Бостон: Маяк (1959). См. также переписку в «Таймс» с 10 по 23 ноября 1959 г.
- Мысль и изменение (1964)
- Популизм: его значение и характеристики (1969). С Гицэ Ионеску . Нью-Йорк: Макмиллан.
- Святые Атласа (1969)
- Современная мысль и политика (1974)
- Дьявол в современной философии (1974)
- Легитимация веры (1974)
- Зрелища и затруднения (1979)
- Советская и западная антропология (1980) (редактор)
- Мусульманское общество (1981)
- Нации и национализм (1983)
- Релятивизм и социальные науки (1985)
- Психоаналитическое движение (1985)
- Концепция родства и другие эссе (1986)
- Культура, идентичность и политика (1987)
- Государство и общество в советской мысли (1988)
- Плуг, меч и книга (1988)
- Постмодернизм, разум и религия (1992)
- Разум и культура (1992)
- Условия свободы (1994)
- Антропология и политика: Революции в Священной роще (1995)
- Либерализм в наше время: очерки в честь Хосе Г. Меркиора (1996)
- Национализм (1997)
- Язык и одиночество: Витгенштейн, Малиновский и дилемма Габсбургов (1998)
Ресурсы о Геллнере и его исследованиях
[ редактировать ]- Холл, Джон А. Эрнест Геллнер: интеллектуальная биография . Версо, (2010). ISBN 9781844676026
- Холл, Джон А. (ред.) Состояние нации: Эрнест Геллнер и теория национализма . Издательство Кембриджского университета, 1998.
- Малешевич, Синиша и Марк Хаугард (редакторы), Эрнест Геллнер и современная социальная мысль. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2007.
- Руини, Андреа Эрнест Геллнер: интеллектуальный профиль , Кароччи, Рим, 2011 г. ( http://www.carocci.it/index.php?option=com_carocci&task=schedalibro&Itemid=72&isbn=9788843061969 ).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стерлинг, Пол (9 ноября 1995 г.). «Некролог Эрнеста Геллнера». «Дейли телеграф» .
- ^ ЭРИКСЕН, ТОМАС ХИЛЛАНД (январь 2007 г.). «Национализм и Интернет». Нации и национализм . 13 (1): 1–17. дои : 10.1111/j.1469-8129.2007.00273.x .
- ^ Jump up to: а б с Крис Ханн, некролог, заархивированный 13 февраля 2006 г. в Wayback Machine , The Independent , 8 ноября 1995 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Интервью Геллнера» . Проверено 5 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Интервью раздел 2» . Проверено 5 ноября 2015 г.
- ^ Программа исследований национализма в CEU
- ^ «Эрнест Андре Геллнер» . Американская академия искусств и наук . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ Т. П. Ущанов, Странная смерть философии обычного языка . Этот спор описал писатель Вед Мехта в книге «Муха и бутылка для мух» (1963).
- ^ «Некролог: Пол Паскон». Антропология сегодня . 1 (6): 21–22. 1985. JSTOR 3033252 .
- ^ Геллнер, Национализм , 1983, с. 1
Ссылки
[ редактировать ]- Некролог «Философ национализма Эрнест Геллнер умер в возрасте 69 лет», написанный Эриком Пейсом, The New York Times, 10 ноября 1995 г.
- Дэвис, Джон. Некролог в The Guardian , 7 ноября 1995 г.
- Димонье, Симеон. Сравнительное исследование историзма у Карла Маркса и Эрнеста Геллнера (Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2012)
- Холл, Джон А. Эрнест Геллнер: интеллектуальная биография (Лондон: Verso, 2010)
- Холл, Джон А. и Ян Джарви (редакторы). Социальная философия Эрнеста Геллнера (Амстердам: Rodopi BV, 1996)
- Холл, Джон А. (редактор) Состояние нации: Эрнест Геллнер и теория национализма (Кембридж: Cambridge University Press, 1998)
- Леснофф, Майкл. Эрнест Геллнер и современность (Кардифф: University of Wales Press, 2002)
- Люкс, Стивен. «Геллнер, Эрнест Андре (1925–1995)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, получено 23 сентября 2005 г. (требуется подписка).
- Малесевич, Синиша и Марк Хогард (редакторы). Эрнест Геллнер и современная социальная мысль (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2007)
- О'Лири, Брендан. Некролог в The Independent , 8 ноября 1995 г.
- Стирлинг, Пол. Некролог в The Daily Telegraph , 9 ноября 1995 г.
- Документы «Социальная и политическая значимость мысли Геллнера сегодня» и веб-трансляция конференции, организованной факультетом политологии и социологии Национального университета Ирландии в Голуэе , состоявшейся 21–22 мая 2005 г. (10-летие со дня смерти Геллнера).
- Kyrchanoff, Maksym. Natsionalizm: politika, mezhdunarodnye otnosheniia, regionalizatsiia (Voronezh, 2007) [1] Detailed review of Gellner's works for students. In Russian language.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Страница ресурса Геллнера (в Лондонской школе экономики )
- Этика и логика , Труды Аристотелевского общества LV (1954–1955), 157–178.
- Каталог статей Геллнера в Архивном отделе Лондонской школы экономики .
- Видеоматериалы Геллнера в репозитории Dspace в Кембридже ( файлы MP4 ).
- Специальный выпуск журнала «Социальная эволюция и история » «Интеллектуальное наследие Эрнеста Геллнера» (приглашенный редактор Питер Скальник).
- Специальный выпуск журнала Thesis Eleven [2] Эрнест Геллнер и историческая социология (приглашенный редактор Синиша Малешевич).
- «Слова и дела Эрнеста Геллнера» , Чегледи, Андре П.
- лингвистической философии Обзор Слова и вещи» « 1959 года на книгу Эй. Дж. Эйера для The Spectator [через Wayback Machine ]
- «Слова и идеи» Обзор книгу «Слова и вещи» на Айрис Мердок для The Partisan Review
- Работы Эрнеста Геллнера или о нем в Internet Archive
- 1925 рождений
- 1995 смертей
- Британские антропологи XX века
- Британские писатели-мужчины XX века
- Британские философы XX века
- Теоретики образования 20-го века
- Британские преподаватели 20-го века
- Британские эссеисты XX века
- Английские историки XX века
- Академики Лондонской школы экономики
- Академики Эдинбургского университета
- Выпускники Баллиол-колледжа в Оксфорде
- Аналитические философы
- Антропологи религии
- Британские антикапиталисты
- Британские антикоммунисты
- Британские теоретики образования
- Британские специалисты по этике
- Британские логики
- Британские писатели-мужчины научной литературы
- Британские писатели-социологи
- Британские социологи
- Британские социологи
- Академический состав Центрально-Европейского университета
- Критические рационалисты
- Критики альтернативной медицины
- Культурные антропологи
- Чешские антикоммунисты
- Чешские евреи
- Чешские учёные
- Чехословацкие беженцы
- Экономические антропологи
- Стипендиаты Королевского колледжа Кембриджа
- Члены Британской академии
- Члены Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии.
- Еврейские антропологи
- Еврейские педагоги
- Еврейские специалисты по этике
- Еврейские историки
- Еврейские писатели-публицисты
- Еврейские философы
- Еврейские беженцы
- Еврейские социологи
- Еврейские социологи
- Евреи, иммигрировавшие в Великобританию, спасаясь от нацизма
- Теоретики грамотности и общества
- Члены Американского философского общества
- Философия обычного языка
- Люди, получившие образование в школе Сент-Олбанс, Хартфордшир.
- Философы культуры
- Философы экономики
- Философы образования
- Философы истории
- Философы языка
- Философы лингвистики
- Философы логики
- Британские философы религии
- Философы социальных наук
- Философы войны
- Ученые философии
- Писатели-философы
- Ученые популизма
- Политические философы
- Политические социологи
- Президенты Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии
- Теоретики революции
- Теоретики риторики
- Ученые национализма
- Социальные антропологи
- Социальные философы
- Социологи образования
- Социологи религии
- Социологи науки
- Историки-теоретики
- Теоретики западной цивилизации
- Уильям Вайз, профессора социальной антропологии
- Писатели об активизме и социальных изменениях
- Писатели о коммунизме
- Писатели о глобализации
- Писатели о религии и науке
- Писатели из Праги