Jump to content

Фредрик Барт

Фредрик Барт
Рожденный
Томас Фредрик Вейбай Барт

( 1928-12-22 ) 22 декабря 1928 г.
Умер 24 января 2016 г. ) ( 24.01.2016 ) ( 87 лет
Норвегия
Национальность норвежский
Альма-матер Чикагский университет ( МА )
Кембриджский университет ( доктор философии )
Супруг Избегайте Викана
Научная карьера
Поля Антропология
Учреждения Бостонский университет
Университет Бергена
Докторантура Эдмунд Лич

Томас Фредрик Вейбай Барт (22 декабря 1928 - 24 января 2016) был норвежским социальным антропологом , опубликовавшим несколько этнографических книг с четкой формалистической точкой зрения. Он был профессором кафедры антропологии в Бостонском университете , а ранее занимал профессорские должности в Университете Осло , Бергенском университете (где он основал кафедру социальной антропологии), Университете Эмори и Гарвардском университете . он был назначен государственным стипендиатом . В 1985 году [1] [2] [3]

Биография и основные произведения

[ редактировать ]

Барт родился в Лейпциге , Германия, в семье Томаса Барта, профессора геологии, и его жены Рэнди Томассен. У них также была дочь. Барт и его сестра выросли в Норвегии в академической семье. Их дядей был Эдвард Каурин Барт , профессор зоологии. [1] Фредрик Барт проявил интерес к эволюции и происхождению человека. Когда его отца пригласили прочитать лекцию в Чикагском университете , молодой человек сопровождал его и решил поступить в университет, поступив в 1946 году. [4] В 1949 году он получил степень магистра палеоантропологии и археологии. [5]

Получив степень магистра, Барт вернулся в Норвегию, сохранив связи с факультетом Чикаго. В 1951 году он присоединился к археологической экспедиции в Ирак под руководством Роберта Брейдвуда . Барт остался после окончания экспедиции и проводил этнографические исследования курдского населения . Он провел год в Лондонской школе экономики (LSE), записывая эти данные, и в 1953 году опубликовал свою первую книгу « Принципы социальной организации в Южном Курдистане». [4] : 2–3 

Изначально Барт планировал представить рукопись своих «Принципов социальной организации» в качестве докторской степени. диссертацию, но сделать это не удалось. Он продолжил обучение в аспирантуре, переехав в Кембридж , Англия, чтобы учиться у Эдмунда Лича , с которым он ранее работал в Лондонской школе экономики. Для получения докторской степени Барт проводил полевые исследования в Свате, Пакистан ; его законченная диссертация была опубликована в 1959 году под названием « Политическое лидерство среди Сват Патана» . Вскоре после этого он принял участие в исследовании ЮНЕСКО по пасторальному кочевничеству, в котором основное внимание уделялось народу бассери на территории современного Ирана. На основе этой работы он опубликовал в 1961 году монографию « Кочевники Южной Персии» . [4] : 3–6 

В 1961 году Барта пригласили в Бергенский университет , чтобы он создал кафедру антропологии и возглавил ее. Эта важная и престижная должность дала ему возможность представить в Норвегии социальную антропологию в британском стиле . Единственная другая существующая программа антропологии в Университете Осло была старше и была связана с университетским этнографическим музеем (ныне Музей истории культуры ). Он был основан на викторианском фольклоре и музейном подходе. Основывая отделение в Бергене, Барт надеялся создать современное отделение мирового класса с подходом, аналогичным тем, которые существуют в Англии и США. [4] : 7 

Барт оставался в Бергене с 1961 по 1972 год. За это время его собственная работа развивалась по двум ключевым направлениям. Сначала он разработал исследовательские проекты внутри Норвегии (и опубликовал исследование под названием « Роль предпринимателя в социальных изменениях в Северной Норвегии » в 1963 году). Во-вторых, он начал писать более чисто теоретические работы, которые обеспечили ему международную репутацию в области антропологии. В их число входили «Модели социальной организации» (1966 г.) и особенно небольшой отредактированный том «Этнические группы и границы: социальная организация культурных различий» (1969 г.). Введение Барта в «Этнические группы и границы» стало его самым известным эссе и «в течение ряда лет входил в сотню лучших по индексу цитируемости социальных наук». [4] : 10 

В 1974 году Барт переехал в Осло , где стал профессором социальной антропологии и главой городского Музея истории культуры. В этот период антропология менялась. Марксизм и интерпретативные подходы становились все более центральными, в то время как внимание Барта к стратегии и выбору было поглощено экономикой и связанными с ней дисциплинами. [4] : 9  Барт переключился на изучение значений и ритуалов, развитых в этнических группах, и провел исследования в Папуа-Новой Гвинее , где он проводил полевые исследования с бактаманами . Он опубликовал несколько работ, основанных на этих исследованиях, а именно « Ритуалы и знания среди бактаманов Новой Гвинеи» (1975). Он также продолжил обучение на Ближнем Востоке, проводя полевые исследования в Омане вместе со своей женой Унни Викан . Результатом этого стала его книга «Сохар: культура и общество в оманском городе» в 1983 году .

Барт получил государственную стипендию от правительства Норвегии в 1985 году. Он покинул страну, чтобы занять две должности в Соединенных Штатах — в Университете Эмори с 1989 по 1996 год и в Бостонском университете с 1997 по 2008 год. [6] : 7  К этому времени Барт и его жена «почувствовали, что мы оба выполнили свою долю физически напряженных полевых работ» и решили начать этнографический проект на Бали . [4] : 14  Примерно в это же время у него появился интерес к антропологии знания, интерес, который он исследовал в своей книге «Балийские миры» (1993). Совсем недавно он также проводил исследования в Бутане .

Барт был членом Норвежской академии наук и литературы . [7] В 1997 году он был избран иностранным почётным членом Американской академии искусств и наук . [8]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Барт был женат в 1949–1972 годах на Мэри («Молли») Алли (27 апреля 1926 - декабрь 1998). [9] и он снова женился 30 января 1974 года на Унни Викан , профессоре социальной антропологии в Университете Осло , Норвегия. [6] : 7  Его сестра Тон Барт (25 января 1924 - 10 октября 1980) была замужем в 1945–1963 годах за Теркелем Розенквистом (1921–2011), также академиком, [10] и в 1963 году она снова вышла замуж за норвежского политика Консервативной партии Видкуна Хвединга (1921–2001). Барт умер в Норвегии 24 января 2016 года в возрасте 87 лет. [11]

Основные идеи и вклад

[ редактировать ]

Он был хорошо известен среди антропологов своим транзактным анализом политических процессов в долине Сват на севере Пакистана, а также исследованием микроэкономических процессов и предпринимательства в районе Дарфура в Судане . Последний считается классическим примером формалистического анализа в экономической антропологии . За свою долгую карьеру Барт также опубликовал известные исследования, основанные на полевых исследованиях на Бали , Новой Гвинее и в нескольких странах Ближнего Востока, тематически охватывающие широкий спектр тем. [2]

Этническая принадлежность

[ редактировать ]

Барт был влиятельным ученым в области этнической принадлежности. Андреас Виммер писал в 2008 году: «Сравнительное исследование этнической принадлежности прочно опирается на основы, заложенные Фредриком Бартом в его известном [1969] введении к сборнику этнографических тематических исследований». [12] Будучи редактором книги «Этнические группы и границы» (1969), Барт изложил подход к изучению этнической принадлежности , который фокусировался на продолжающихся переговорах о границах между группами людей. По мнению Барта, такие группы не были прерывистыми культурными изолятами или логическими априорами , к которым люди естественным образом принадлежат.

Барт расстался с антропологическими представлениями о культурах как ограниченных сущностях и об этничности как первобытных связях. Он сосредоточился на интерфейсе и взаимодействии между группами, которые породили идентичности. [2]

Книга «Этнические группы и границы» , которую он редактировал, концентрируется на взаимосвязях этнических идентичностей. Барт пишет во введении (стр. 9):

... категориальные этнические различия не зависят от отсутствия мобильности, контактов и информации, но влекут за собой социальные процессы исключения и инкорпорации, посредством которых отдельные категории сохраняются, несмотря на изменение участия и членства в ходе индивидуальной жизненной истории.

Он подчеркивает использование группами категорий – т.е. этнических ярлыков – которые обычно сохраняются, даже когда отдельные члены пересекают границы или разделяют идентичность с людьми более чем в одной группе.

Взаимозависимость этнических групп является ключевым аргументом как во введении, так и в последующих главах. Поскольку этнические идентичности являются взаимозависимыми, они являются продуктом непрерывного так называемого приписывания (ср. Аскриптивное неравенство ) и самоприписывания, Барт подчеркивает интеракциональную перспективу социальной антропологии на уровне вовлеченных людей, а не на социоструктурном уровне. Этническая идентичность формируется и поддерживается посредством реляционных процессов включения и исключения. [2]

Литература

[ редактировать ]
Биографии
  • Льюис, Герберт С. (2017). «L'anthropologue nomade: Biography intellectuelle de Frederik Barth» , в BEROSE - Международной энциклопедии истории антропологии , Париж.
  • Томас Хилланд Эриксен Фредрик Барт: интеллектуальная биография University of Chicago Press 2015 ISBN   9780745335360
Избранная библиография
  • Балийские миры. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1993. ISBN   0-226-03833-5
  • Космологии в процессе становления: генеративный подход к культурным различиям во внутренней части Новой Гвинеи. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987. ISBN   0-521-34279-1
  • Сохар, культура и общество в оманском городе. Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1983. ISBN   0-8018-2840-6
  • Ритуалы и знания бактаманов Новой Гвинеи. Осло: Университетское издательство, 1975. ISBN   0-300-01816-9
  • Этнические группы и границы. Социальная организация культурных различий . Осло: Universitetsforlaget, 1969. ISBN   978-0-04-572019-4 (переизданный Лонг-Гроув, Иллинойс: Waveland Press, 1998)
  • Модели социальной организации . Лондон, Королевский антропологический институт, 1966.
  • Кочевники Южной Персии; племя бассери Конфедерации Хамсе. Осло: Университетское издательство, 1962.
  • Политическое лидерство среди патанов Свата . Лондон: Атлон Пресс, 1959.
  1. ^ Jump up to: а б Росволд, Кнут А. (9 августа 2012 г.). «Биография Фредрика Барта» . Большой норвежский лексикон (на норвежском языке). Kunnskapsforlaget . Проверено 27 октября 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Сивертс, Хеннинг (13 февраля 2009 г.). «Расширенная биография Фредрика Барта» . Норвежский биографический лексикон (на норвежском языке). Kunnskapsforlaget . Проверено 27 октября 2013 г.
  3. ^ Дженкинс, Ричард (2016). «Фредрик Барт: этнограф этнографа и теоретик теоретика: Фредрик Барт: этнограф этнографа и теоретик теоретика». Нации и национализм . 22 (3): 411–414. дои : 10.1111/нана.12231 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Барт, Фредрик (2007). «Обзор: шестьдесят лет антропологии». Ежегодный обзор антропологии . 36 : 1–16. дои : 10.1146/annurev.anthro.36.081406.094407 .
  5. ^ Андерсон, Астрид (2012). Фредрик Барт: Библиография . Осло: Университетская библиотека, Осло. стр. 7.
  6. ^ Jump up to: а б Андерсон, Астрид (2012). Фредрик Барт: Библиография . Осло: Университетская библиотека в Осло.
  7. ^ «Группа 2: Kulturfag og estetiske fag» (на норвежском языке). Норвежская академия наук и литературы . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 28 октября 2009 г.
  8. ^ «Книга участников, 1780–2010: Глава B» (PDF) . Американская академия искусств и наук . Проверено 18 мая 2011 г.
  9. ^ Сивертс, Хеннинг (13 февраля 2009 г.). «Расширенная биография Фредрика Барта» . Норвежский биографический лексикон (на норвежском языке). Осло: Kunnskapsforlaget . Проверено 27 октября 2013 г.
  10. ^ Стенструп, Бьёрн, изд. (1973). «Розенквист, Теркель» . Кто есть кто? (на норвежском языке). Осло: Ашехог. стр. 470 . Проверено 2 июня 2011 г.
  11. ^ «Фредрик Барт мертв» . www.dn.no. 25 января 2016 г.
  12. ^ Виммер, Андреас (2008). «Создание и разрушение этнических границ: теория многоуровневого процесса». Американский журнал социологии . 113 (4): 970–1022. дои : 10.1086/522803 . ISSN   0002-9602 . S2CID   3178127 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd0eefa7cb5f2cff45d07b0fcb14d08f__1713265920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/8f/bd0eefa7cb5f2cff45d07b0fcb14d08f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fredrik Barth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)