Фредрик Барт
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2009 г. ) |
Фредрик Барт | |
---|---|
Рожденный | Томас Фредрик Вейбай Барт 22 декабря 1928 г. |
Умер | 24 января 2016 г. Норвегия | ( 87 лет
Национальность | норвежский |
Альма-матер | Чикагский университет ( МА ) Кембриджский университет ( доктор философии ) |
Супруг | Избегайте Викана |
Научная карьера | |
Поля | Антропология |
Учреждения | Бостонский университет Университет Бергена |
Докторантура | Эдмунд Лич |
Часть серии о |
Политическая и юридическая антропология |
---|
Социальная и культурная антропология |
Томас Фредрик Вейбай Барт (22 декабря 1928 - 24 января 2016) был норвежским социальным антропологом , опубликовавшим несколько этнографических книг с четкой формалистической точкой зрения. Он был профессором кафедры антропологии в Бостонском университете , а ранее занимал профессорские должности в Университете Осло , Бергенском университете (где он основал кафедру социальной антропологии), Университете Эмори и Гарвардском университете . он был назначен государственным стипендиатом . В 1985 году [1] [2] [3]
Биография и основные произведения
[ редактировать ]Барт родился в Лейпциге , Германия, в семье Томаса Барта, профессора геологии, и его жены Рэнди Томассен. У них также была дочь. Барт и его сестра выросли в Норвегии в академической семье. Их дядей был Эдвард Каурин Барт , профессор зоологии. [1] Фредрик Барт проявил интерес к эволюции и происхождению человека. Когда его отца пригласили прочитать лекцию в Чикагском университете , молодой человек сопровождал его и решил поступить в университет, поступив в 1946 году. [4] В 1949 году он получил степень магистра палеоантропологии и археологии. [5]
Получив степень магистра, Барт вернулся в Норвегию, сохранив связи с факультетом Чикаго. В 1951 году он присоединился к археологической экспедиции в Ирак под руководством Роберта Брейдвуда . Барт остался после окончания экспедиции и проводил этнографические исследования курдского населения . Он провел год в Лондонской школе экономики (LSE), записывая эти данные, и в 1953 году опубликовал свою первую книгу « Принципы социальной организации в Южном Курдистане». [4] : 2–3
Изначально Барт планировал представить рукопись своих «Принципов социальной организации» в качестве докторской степени. диссертацию, но сделать это не удалось. Он продолжил обучение в аспирантуре, переехав в Кембридж , Англия, чтобы учиться у Эдмунда Лича , с которым он ранее работал в Лондонской школе экономики. Для получения докторской степени Барт проводил полевые исследования в Свате, Пакистан ; его законченная диссертация была опубликована в 1959 году под названием « Политическое лидерство среди Сват Патана» . Вскоре после этого он принял участие в исследовании ЮНЕСКО по пасторальному кочевничеству, в котором основное внимание уделялось народу бассери на территории современного Ирана. На основе этой работы он опубликовал в 1961 году монографию « Кочевники Южной Персии» . [4] : 3–6
В 1961 году Барта пригласили в Бергенский университет , чтобы он создал кафедру антропологии и возглавил ее. Эта важная и престижная должность дала ему возможность представить в Норвегии социальную антропологию в британском стиле . Единственная другая существующая программа антропологии в Университете Осло была старше и была связана с университетским этнографическим музеем (ныне Музей истории культуры ). Он был основан на викторианском фольклоре и музейном подходе. Основывая отделение в Бергене, Барт надеялся создать современное отделение мирового класса с подходом, аналогичным тем, которые существуют в Англии и США. [4] : 7
Барт оставался в Бергене с 1961 по 1972 год. За это время его собственная работа развивалась по двум ключевым направлениям. Сначала он разработал исследовательские проекты внутри Норвегии (и опубликовал исследование под названием « Роль предпринимателя в социальных изменениях в Северной Норвегии » в 1963 году). Во-вторых, он начал писать более чисто теоретические работы, которые обеспечили ему международную репутацию в области антропологии. В их число входили «Модели социальной организации» (1966 г.) и особенно небольшой отредактированный том «Этнические группы и границы: социальная организация культурных различий» (1969 г.). Введение Барта в «Этнические группы и границы» стало его самым известным эссе и «в течение ряда лет входил в сотню лучших по индексу цитируемости социальных наук». [4] : 10
В 1974 году Барт переехал в Осло , где стал профессором социальной антропологии и главой городского Музея истории культуры. В этот период антропология менялась. Марксизм и интерпретативные подходы становились все более центральными, в то время как внимание Барта к стратегии и выбору было поглощено экономикой и связанными с ней дисциплинами. [4] : 9 Барт переключился на изучение значений и ритуалов, развитых в этнических группах, и провел исследования в Папуа-Новой Гвинее , где он проводил полевые исследования с бактаманами . Он опубликовал несколько работ, основанных на этих исследованиях, а именно « Ритуалы и знания среди бактаманов Новой Гвинеи» (1975). Он также продолжил обучение на Ближнем Востоке, проводя полевые исследования в Омане вместе со своей женой Унни Викан . Результатом этого стала его книга «Сохар: культура и общество в оманском городе» в 1983 году .
Барт получил государственную стипендию от правительства Норвегии в 1985 году. Он покинул страну, чтобы занять две должности в Соединенных Штатах — в Университете Эмори с 1989 по 1996 год и в Бостонском университете с 1997 по 2008 год. [6] : 7 К этому времени Барт и его жена «почувствовали, что мы оба выполнили свою долю физически напряженных полевых работ» и решили начать этнографический проект на Бали . [4] : 14 Примерно в это же время у него появился интерес к антропологии знания, интерес, который он исследовал в своей книге «Балийские миры» (1993). Совсем недавно он также проводил исследования в Бутане .
Барт был членом Норвежской академии наук и литературы . [7] В 1997 году он был избран иностранным почётным членом Американской академии искусств и наук . [8]
Личная жизнь
[ редактировать ]Барт был женат в 1949–1972 годах на Мэри («Молли») Алли (27 апреля 1926 - декабрь 1998). [9] и он снова женился 30 января 1974 года на Унни Викан , профессоре социальной антропологии в Университете Осло , Норвегия. [6] : 7 Его сестра Тон Барт (25 января 1924 - 10 октября 1980) была замужем в 1945–1963 годах за Теркелем Розенквистом (1921–2011), также академиком, [10] и в 1963 году она снова вышла замуж за норвежского политика Консервативной партии Видкуна Хвединга (1921–2001). Барт умер в Норвегии 24 января 2016 года в возрасте 87 лет. [11]
Основные идеи и вклад
[ редактировать ]Он был хорошо известен среди антропологов своим транзактным анализом политических процессов в долине Сват на севере Пакистана, а также исследованием микроэкономических процессов и предпринимательства в районе Дарфура в Судане . Последний считается классическим примером формалистического анализа в экономической антропологии . За свою долгую карьеру Барт также опубликовал известные исследования, основанные на полевых исследованиях на Бали , Новой Гвинее и в нескольких странах Ближнего Востока, тематически охватывающие широкий спектр тем. [2]
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Барт был влиятельным ученым в области этнической принадлежности. Андреас Виммер писал в 2008 году: «Сравнительное исследование этнической принадлежности прочно опирается на основы, заложенные Фредриком Бартом в его известном [1969] введении к сборнику этнографических тематических исследований». [12] Будучи редактором книги «Этнические группы и границы» (1969), Барт изложил подход к изучению этнической принадлежности , который фокусировался на продолжающихся переговорах о границах между группами людей. По мнению Барта, такие группы не были прерывистыми культурными изолятами или логическими априорами , к которым люди естественным образом принадлежат.
Барт расстался с антропологическими представлениями о культурах как ограниченных сущностях и об этничности как первобытных связях. Он сосредоточился на интерфейсе и взаимодействии между группами, которые породили идентичности. [2]
Книга «Этнические группы и границы» , которую он редактировал, концентрируется на взаимосвязях этнических идентичностей. Барт пишет во введении (стр. 9):
... категориальные этнические различия не зависят от отсутствия мобильности, контактов и информации, но влекут за собой социальные процессы исключения и инкорпорации, посредством которых отдельные категории сохраняются, несмотря на изменение участия и членства в ходе индивидуальной жизненной истории.
Он подчеркивает использование группами категорий – т.е. этнических ярлыков – которые обычно сохраняются, даже когда отдельные члены пересекают границы или разделяют идентичность с людьми более чем в одной группе.
Взаимозависимость этнических групп является ключевым аргументом как во введении, так и в последующих главах. Поскольку этнические идентичности являются взаимозависимыми, они являются продуктом непрерывного так называемого приписывания (ср. Аскриптивное неравенство ) и самоприписывания, Барт подчеркивает интеракциональную перспективу социальной антропологии на уровне вовлеченных людей, а не на социоструктурном уровне. Этническая идентичность формируется и поддерживается посредством реляционных процессов включения и исключения. [2]
Литература
[ редактировать ]- Биографии
- Льюис, Герберт С. (2017). «L'anthropologue nomade: Biography intellectuelle de Frederik Barth» , в BEROSE - Международной энциклопедии истории антропологии , Париж.
- Томас Хилланд Эриксен Фредрик Барт: интеллектуальная биография University of Chicago Press 2015 ISBN 9780745335360
- Избранная библиография
- Балийские миры. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1993. ISBN 0-226-03833-5
- Космологии в процессе становления: генеративный подход к культурным различиям во внутренней части Новой Гвинеи. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987. ISBN 0-521-34279-1
- Сохар, культура и общество в оманском городе. Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1983. ISBN 0-8018-2840-6
- Ритуалы и знания бактаманов Новой Гвинеи. Осло: Университетское издательство, 1975. ISBN 0-300-01816-9
- Этнические группы и границы. Социальная организация культурных различий . Осло: Universitetsforlaget, 1969. ISBN 978-0-04-572019-4 (переизданный Лонг-Гроув, Иллинойс: Waveland Press, 1998)
- Модели социальной организации . Лондон, Королевский антропологический институт, 1966.
- Кочевники Южной Персии; племя бассери Конфедерации Хамсе. Осло: Университетское издательство, 1962.
- Политическое лидерство среди патанов Свата . Лондон: Атлон Пресс, 1959.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Росволд, Кнут А. (9 августа 2012 г.). «Биография Фредрика Барта» . Большой норвежский лексикон (на норвежском языке). Kunnskapsforlaget . Проверено 27 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сивертс, Хеннинг (13 февраля 2009 г.). «Расширенная биография Фредрика Барта» . Норвежский биографический лексикон (на норвежском языке). Kunnskapsforlaget . Проверено 27 октября 2013 г.
- ^ Дженкинс, Ричард (2016). «Фредрик Барт: этнограф этнографа и теоретик теоретика: Фредрик Барт: этнограф этнографа и теоретик теоретика». Нации и национализм . 22 (3): 411–414. дои : 10.1111/нана.12231 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Барт, Фредрик (2007). «Обзор: шестьдесят лет антропологии». Ежегодный обзор антропологии . 36 : 1–16. дои : 10.1146/annurev.anthro.36.081406.094407 .
- ^ Андерсон, Астрид (2012). Фредрик Барт: Библиография . Осло: Университетская библиотека, Осло. стр. 7.
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Астрид (2012). Фредрик Барт: Библиография . Осло: Университетская библиотека в Осло.
- ^ «Группа 2: Kulturfag og estetiske fag» (на норвежском языке). Норвежская академия наук и литературы . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 28 октября 2009 г.
- ^ «Книга участников, 1780–2010: Глава B» (PDF) . Американская академия искусств и наук . Проверено 18 мая 2011 г.
- ^ Сивертс, Хеннинг (13 февраля 2009 г.). «Расширенная биография Фредрика Барта» . Норвежский биографический лексикон (на норвежском языке). Осло: Kunnskapsforlaget . Проверено 27 октября 2013 г.
- ^ Стенструп, Бьёрн, изд. (1973). «Розенквист, Теркель» . Кто есть кто? (на норвежском языке). Осло: Ашехог. стр. 470 . Проверено 2 июня 2011 г.
- ^ «Фредрик Барт мертв» . www.dn.no. 25 января 2016 г.
- ^ Виммер, Андреас (2008). «Создание и разрушение этнических границ: теория многоуровневого процесса». Американский журнал социологии . 113 (4): 970–1022. дои : 10.1086/522803 . ISSN 0002-9602 . S2CID 3178127 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Этнические группы и их границы. Введение (на испанском языке)
- Патаны: их идентичность и сохранение (на испанском языке)
- Барт, Фредрик (род. 1928) - запись в онлайн-словаре антропологии AnthroBase
- видеоинтервью Фредрика Барта из фильма Алана Макфарлейна «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ «ПРЕКОВНИКИ»»
- «Обзор: шестьдесят лет в антропологии» Фредрика Барта
- Ресурсы, связанные с исследованием: BEROSE – Международная энциклопедия истории антропологии . «Барт, Фредрик (1928-2016)» , Париж, 2017. (ISSN 2648-2770)
- Бергенский открытый исследовательский архив [ постоянная мертвая ссылка ]
- 1928 рождений
- смертей в 2016 г.
- Антропологи религии
- Норвежские антропологи
- Социальные антропологи
- Академический состав Бергенского университета
- Транзакционный анализ
- Академический состав Университета Осло
- Ученые национализма
- Преподаватели Бостонского университета
- Преподаватели Университета Эмори
- Преподаватели Гарвардского университета
- Члены Американской академии искусств и наук
- Члены-корреспонденты Британской академии
- Члены Европейской академии
- Члены Норвежской академии наук и литературы
- Норвежские эмигранты в Пакистане
- Норвежские эмигранты в Судане
- Норвежские эмигранты в Индонезии
- Гималайские исследования