Большой человек (антропология)
Часть серии о |
Политическая и юридическая антропология |
---|
Социальная и культурная антропология |
Крупный мужчина – очень влиятельная личность в племени , особенно в Меланезии и Полинезии . Такой человек может не иметь формального племенного или другого авторитета (например, посредством материального имущества или наследования прав), но может сохранить признание благодаря умелому убеждению и мудрости. У большого человека есть большая группа последователей, как из его клана , так и из других кланов. Он предоставляет своим последователям защиту и экономическую помощь, взамен получая поддержку, которую использует для повышения своего статуса.
«Система» большого человека
[ редактировать ]Американский . антрополог Маршалл Салинс изучил феномен большого человека В своем часто цитируемом [1] В статье 1963 года «Бедняк, богач, большой человек, вождь: политические типы в Меланезии » Салинс использует аналитически построенные идеальные типы иерархии и равенства, чтобы сравнить крупномасштабное иерархическое общество вождей и подчиненных полинезийского типа с Система бигменов меланезийского типа. [2]
Последняя состоит из сегментированных родословных групп, локально скрепляемых фракционными лидерами, которые конкурируют за власть в социальной структуре горизонтально расположенных и принципиально равных группировок (фракций). Здесь лидерство не приписывается, а скорее достигается посредством действий и конкуренции «с другими амбициозными людьми».
Полномочия и обязанности
[ редактировать ]Положение большого человека редко закрепляется как унаследованное положение на вершине иерархии. Скорее, «большие люди» обычно конкурируют друг с другом в продолжающемся процессе взаимности и перераспределения материальных и политических ресурсов. Распространение информации о его силе и возможностях – тем самым создавая репутацию и признание среди посторонних – требует предоставления ресурсов в качестве дани соответствующим крупным людям из других групп. В то же время он должен обеспечить ресурсы для своих последователей, чтобы сохранить их удовлетворение и уверенность в своем лидерстве. Таким образом, «большой человек» подчиняется транзакционному порядку, основанному на его способности эффективно балансировать эти взаимно противоположные задачи.
Понятия о роли и о том, что она влечет за собой, относительно изменчивы и могут различаться в зависимости от группы. Как правило, любая власть, которой может обладать большой человек, не определена формально и не признается всеми другими. Его положение обычно не передается по наследству, и его потомкам не гарантируется право на преемственность или какой-либо иной повышенный статус.
На острове Малаита на Соломоновых островах система больших людей угасает. [ нужна ссылка ] но систему больших людей можно увидеть на политическом уровне. Каждые четыре года на национальных выборах на Соломоновых Островах эту систему можно ясно увидеть, особенно на Меланезийских островах. [ нужна ссылка ]
В Папуа-Новой Гвинее
[ редактировать ]Первое использование этого термина можно найти в английском переводе книги « Dreißig Jahre in der Südsee » (1907) Ричарда Паркинсона . Этот термин часто можно встретить во многих исторических работах, посвященных Папуа-Новой Гвинее . Эндрю Стрэтерн [3] применяет концепцию «больших людей» к сообществу в Маунт-Хагене , Папуа-Новая Гвинея.
Традиционно среди народов, не говорящих на австронезийском языке , власть приобретала человек (так называемый «большой человек»), признанный «наиболее способным в социальной, политической, экономической и церемониальной деятельности». [4] Его функцией было не командовать, а влиять на общество своим примером. Ожидалось, что он будет выступать в качестве переговорщика с соседними группами и периодически перераспределять еду (обычно производимую его женами). В этом смысле его считали обеспечивающим благополучие своего сообщества.
Такая система до сих пор встречается во многих частях Папуа-Новой Гвинеи и других частях Меланезии .
См. также
[ редактировать ]- Большой человек (политология)
- Культ личности
- Старейшина (административный титул)
- Теория великого человека
- Мока биржа
- Монархия
- Политический лидер
- Ром баро
- Вязы (Мапуче)
- готы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеймс Уитли («Социальное разнообразие в Греции темных веков», Ежегодник Британской школы в Афинах 86 (1991: 341–365) применил этнографическую модель Салинса к нестабильности моделей расселения во время греческих темных веков , 10-8 вв. до н.э.
- ^ Маршалл Салинс (апрель 1963 г.). «Бедняк, богач, большой человек, вождь; политические типы в Меланезии и Полинезии» (PDF) . Сравнительные исследования в обществе и истории . 5 (3): 285–303. дои : 10.1017/S0010417500001729 . S2CID 145254059 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2013 года.
- ^ Стратерн, Эндрю (2007). Веревка Мока: бигмены и церемониальный обмен в Маунт-Хаген, Новая Гвинея . Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521099578 . OCLC 698948824 .
- ^ Вайко, Джон Д. (1993). Краткая история Папуа-Новой Гвинеи , Мельбурн: Издательство Оксфордского университета, ISBN 0-19-553164-7 , стр.9
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Большие люди: Крис Боулер, Бен Смит, Алекс Томас и Джон Чжан». Эссе Джона Чжана в 18-м выпуске Scroop .