готы
Готи или годи (множественное число годар , фем. gyðja ; древнескандинавский : guþi ) занимало политическое и социальное положение в Исландском Содружестве . Первоначально этот термин имел религиозное значение, относясь к языческому лидеру, ответственному за религиозную структуру и общественные праздники, но этот титул в первую очередь известен как светский политический титул из средневековой Исландии .
Этимология
[ редактировать ]Слово происходит от goð , что означает «бог». [1] Возможно, оно появляется в Ульфиласа на готский язык переводе Библии как gudja, что означает «священник», хотя соответствующая форма этого слова на исландском языке была бы непроверенным * gyði . [2] В Скандинавии сохранилось одно свидетельство в прото-скандинавской форме gudija из норвежского рунного камня Нордхугло ( Rundata N KJ65 U), [3] а в более поздней древнескандинавской форме guþi происходит от трех датских рунических камней: DR 190 Helnæs, DR 192 Flemløse 1 и DR 209 Glavendrup . [4] Есть несколько топонимов, таких как Гудби в Сёдерманланде , Швеция, которые, вероятно, сохранили это название. [5] В противном случае больше не сохранилось никаких свидетельств, кроме Исландии, где годар имел бы историческое значение. [2]
История
[ редактировать ]Материковая Скандинавия
[ редактировать ]память об Алли Бледном, гути святилища Рагнхильд установила этот камень в , почетном Эгне свиты.
Надпись на камне Главендруп [6]
Из языческой эпохи на материковой Скандинавии единственным источником названия являются рунические камни. Норвежский камень Нордхугло, датируемый примерно 400 годом нашей эры, по-видимому, противопоставляет это название магии, используя слово, родственное древнескандинавскому гандру . Надпись Ek gudija ungandiR означает «Я, гудия », за которым следует «тот, кто невосприимчив к колдовству» или «тот, кто не занимается колдовством». [7] Все три датских камня родом из Фюнена . Камни Хелнес и Флемлёсе 1 ранней эпохи викингов не содержат подробностей о функциях гуши , но упоминают гути по имени Рулв, чьё имя также встречается на двух других рунических камнях: утраченном камне Авнслев и камне Флемлёзе 2. начала X века В камне Главендруп этот термин используется для обозначения местного сановника, который был связан с ве , религиозным сооружением. Таким образом, оно присваивает титул одновременно светским и религиозным высшим слоям . [4]
Исландия
[ редактировать ]Наиболее достоверными источниками о годаре в Исландии являются « Законы о серых гусях» , «Ланднамабок» и « Сага о Стурлунгах» . После заселения Исландии хофгоди хоф обычно был богатым и уважаемым человеком в своем районе, поскольку ему приходилось содержать общий зал или , в котором проводились общинные религиозные обряды и праздники. Должность, которой руководил годи, называлась годордом — слово, которое встречается только в исландских источниках. [1] множество независимых годордов Первоначально было создано , пока они не объединились под Альтингом около 930 года. В 964 году система была закреплена конституцией, которая признавала 39 годордов . Роль годара как светских лидеров показана в том, как это слово использовалось как синоним слова höfðingi , что означает вождь . Со временем, и особенно после 1000 года, когда в Исландии произошло обращение в христианство , этот термин потерял все религиозные коннотации и стал означать сюзерена или вождя Исландского Содружества. [2] Годорд . можно было купить, разделить, обменять или унаследовать Если женщина унаследовала годорд, она должна была передать управление мужчине. [1] Офис во многих отношениях рассматривался как частная собственность, но не считался облагаемым налогом и определяется в Законах Серого Гуся как «власть, а не богатство» ( veldi er þat en æigi fe ); тем не менее, годары часто изображаются в сагах озабоченными деньгами и ожидающими оплаты за свои услуги. [1]
Во времена Исландского Содружества в обязанности годи или годордсмадура ( « годорд человека») входила ежегодная организация местных собраний вартинг весной и лейд осенью. В национальном Альтинге они голосовали за членов Логретты , законодательной секции ассамблеи. Когда в 960-х годах были введены четвертные суды, годар стал отвечать за назначение судей в суды Альтинга. Когда в начале 11 века был создан апелляционный суд, они также назначили судей этого суда. Кроме того, у них было несколько формальных и неформальных исполнительных функций, таких как конфискация собственности преступников. Они также играли центральную роль в перераспределении богатства , устраивая пиры, даря подарки, предоставляя ссуды, оказывая гостеприимство, а также устанавливая цены и помогая распределять импортные товары. [1] Держатель годорда потомков Ингольфа Арнарсона , первого скандинава, постоянно поселившегося в Исландии, выполнял церемониальную роль по ежегодному освящению Альтинга и назывался allsherjargoði ( «всенародный годи »). [8] Последователей годи называли ингменами . Каждый свободный землевладелец, владеющий определенным количеством собственности, должен был быть связан с годи , хотя он был волен выбирать, с каким из них — годорд не был географической единицей — и контракт мог быть расторгнут с любой стороны. Годи . помогали своим ингменам возбуждать дела в суде и защищать свои права, а ингмены взамен предоставляли годи вооруженную рабочую силу для его распрей и приводили в исполнение законные приговоры [1]
К 13 веку все годорды контролировались пятью или шестью семьями и часто объединялись под руководством должностных лиц, которые в современных исследованиях известны как сторгодар («великий годар ») или сторхёфдингьяр («великие вожди»). Эти годары боролись за региональную, а иногда и национальную власть, а иногда стремились стать вассалами норвежского короля . Этот институт прекратил свое существование, когда главный годар присягнул на верность королю Норвегии Хокону IV в 1262–1264 годах, подписав Ветхий Завет , а норвежская корона отменила систему годорда . [1]
неоязычество
[ редактировать ]В начале 1970-х годов слова goði , goðorð и allsherjargoði были приняты исландской неоязыческой организацией Ásatrúarfélagið . Вслед за этим годи , годи или готи часто используются в качестве священнического титула современными приверженцами различных конфессий германского неоязычества .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бьок, Джесси Л. (1993). «Годи». Запись в средневековой Скандинавии, энциклопедия (Филлип Пульсиано, ред.), 230–231. Гирлянда: Нью-Йорк и Лондон, ISBN 0-8240-4787-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Исландско-английский словарь Ричарда Клисби и Гудбранда Вигфуссона (1874), стр. 208.
- ^ Статья «Готика» в Национальной энциклопедии (1992).
- ^ Перейти обратно: а б Клаус Дювель (2008). « Руны как явление высших сословий ». Исследования по литературе, языку и истории в Европе . п. 69.
- ^ Хеллквист, Элоф. (1966). Шведский этимологический словарь . Издательство CWK Gleerups, Лунд. стр. 308
- ^ Проект Samnordisk Runtextdatabas Svensk Rundata .
- ^ Терье Спуркланд (2005). Норвежские руны и рунические надписи . п. 49.
- ^ Гуннар Карлссон, Годаменнинг. Исследование роли годаров (вождей) в период Старого Содружества. ISBN 9979-3-2553-4 . 4990 исландских крон. (2004 г.)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адальстейнссон, Йон Хнефилл (1998). « Блот и Тинг : функция Годи десятого века » , в книге «Кусок лошадиной печени: миф, ритуал и фольклор в старых исландских источниках» , стр. 35–56. Рейкьявик. ISBN 9979-54-264-0 .