Внешние камни
Внешние камни | |
---|---|
![]() Экстернштайн, вид с северо-востока | |
Координаты: 51 ° 52'08 "N 8 ° 55'02" E / 51,8690 ° N 8,9173 ° E | |
Расположение | возле Детмольда |
Диапазон | Тевтобургский Вальд |
Экстернштайне ) ( [ˈɛkstɐnʃtaɪnə] — характерное из песчаника скальное образование , расположенное в Тевтобургском лесу , недалеко от города Хорн-Бад-Майнберг в округе Липпе немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия . Это образование представляет собой гору, состоящую из нескольких высоких узких скальных колонн, которые резко поднимаются над окружающими лесистыми холмами.
Согласно популярной традиции, восходящей к идее, предложенной Герману Гамельману в 1564 году, Экстернштайн идентифицируется как священное место языческих саксов, а также местонахождение идола Ирминсула, который, как сообщается, был разрушен Карлом Великим ; однако нет никаких археологических свидетельств, подтверждающих использование этого места в соответствующий период.
Камни использовались в качестве места скита в средние века, и, по крайней мере, в период высокого средневековья были местом христианской часовни. Рельеф Экстернштайне — средневековое изображение «Снятия с креста» . Остается спорным, использовалось ли это место для христианского богослужения в VIII — начале X веков.
Имя
[ редактировать ]Этимология имени Экстерн- неясна, в старых текстах оно пишется как «Эстерн» или «Восточный» ( -steine означает «камни» или «скалы»). Латинизированное написание буквы x впервые зафиксировано в 16 веке, но стало общепринятым только в конце 19 века.
Самые старые зарегистрированные формы имени — Агистерстен и Эггестеренштайн , оба датированы 1093 годом. Другие формы имени включают Эгестеренштайн (12 век), Эгестернштейн (1366 г. ), Эгерстейн (1369 г.) , Эгестерстен ( 1385 г.), Эгестернстейн (15 век), Эйгестернштейн (151 г.), Экстернштайн (1533 г.), Эгестернштайн (1583 г.), Агистерштейн ( 1592). [ 1 ]
Хамельман (1564) дает латинизированное название rupes picarum (« скала сорок » ), связывая это название с вестфальским словом Eckster « сорока » (стандартное немецкое Elster ). Утверждается, что Экстер «сорока» является фактической этимологией имени Шредера (1964), который также соединяет другие вестфальские топонимы Externbrock, Externmühle, Exter , Extern, Exten an der Exter . Другие ученые отождествляют ассоциацию с сороками с народной этимологией ; Плассманн (1961) связывает это имя с гигантским Экке или Эккой из «Эккенлид» , средневековой поэмы Теодерихового цикла . [ 2 ] Бахлоу (1962, 1965) связывает название с гидронимом Экстер . [ 3 ]
Более поздние лингвистические исследования приписывают гораздо более высокую вероятность иному объяснению. Германское слово ag означает «острый, заостренный или заостренный». В Средней Нижней Германии Эгге использовался для обозначения длинных скалистых хребтов. Сегодня его можно найти в Эггегебирге , например, , который расположен к югу от Тевтобургского леса. Эта последняя область была также известна как Оснинг ( Оснегге ). Таким образом, вместо того, чтобы отражать мифологические ассоциации, их название, вероятно, дала начало физической геологии камней. [ 4 ] : 11–12
Геология
[ редактировать ]Экстернштайне расположены на северо-восточном склоне Тевтобургского леса . Это естественное обнажение песчаника в регионе, который в остальном практически лишен горных пород. Формирование простирается на несколько сотен метров. Он начинается внутри леса с камней, большей частью покрытых почвой. Он заканчивается серией из 13 хорошо заметных и в основном отдельно стоящих колонн. В научных целях им были присвоены номера I–XIII с северо-запада на юго-восток, причем наиболее впечатляющими являются камни IV. Самая крупная из них — скала I (подразделяется на Ia и Ib), известная также как Гроттенфельс из-за своей пещеры. Следующий, II, также известен как Турмфелс (башня) и возвышается на 37,5 м (123 фута) над окружающей местностью. Скала III называется Треппенфельс (лестница). Большой разрыв разделяет породы III и IV. Последний также известен как Вакельштайнфельсен из-за незакрепленного валуна на его вершине. [ 4 ] : 1
Геологическое образование состоит из твердого, устойчивого к эрозии песчаника (так называемого Оснингсандштейна ), заложенного в раннемеловом периоде около 100 миллионов лет назад, недалеко от края большого мелководного моря, которое в то время покрывало большую часть Северной Европы. . Около 70 миллионов лет назад эти первоначально горизонтальные слои сложились почти вертикально. Образовавшиеся трещины в камне предоставили широкие возможности для различных форм выветривания . Тысячи лет эрозии смыли камни с окружающей почвы, а затем образовали поверхность камня. [ 4 ] : 1
Столбы видоизменялись и украшались людьми на протяжении веков. Большинство этих изменений находится на юго-западной стороне. [ 4 ] : 1
Пруд, который сейчас находится у подножия образования, является искусственным и был создан в 19 веке. [ 4 ] : 1
Описание рукотворных сооружений
[ редактировать ]
Гроттенфельс . (I) представляет собой рукотворный «грот», состоящий из трех камер, соединенных переходами Над входом в главную камеру находится резьба, которая в отличие от других здесь представляет собой не барельеф , а просто выемку в камне в виде крылатого существа. Судя по всему, на нем должен был быть рельеф, сделанный из какого-то другого материала, а затем вставленный в камень. Размер основной камеры составляет 11 на 3,5 метра (36 на 11 футов) с высотой потолка 2,5 метра (8 футов 2 дюйма). Боковая камера имеет ту же высоту, но ее размеры 2 на 5 метров (6 футов 7 дюймов на 16 футов 5 дюймов). В главном зале находится надпись, датированная 1115 годом, свидетельствующая о том, что здесь был освящен алтарь. В третью комнату, так называемую Куппельгрот, можно попасть из главной комнаты и через небольшой проход снаружи. Эта комната довольно узкая по сравнению с двумя другими и благодаря куполообразному потолку больше напоминает пещеру. Рядом с внешним входом, в нише, находится еще один рельеф, сильно разрушенный. На нем изображена стоящая фигура, держащая пояс в левой руке и ключ в правой руке. Это было истолковано как изображение Святой Петр . [ 4 ] : 4–9
На внешней стороне скалы I также находится рельеф Кройцабнамерельеф (изображающий снятие Христа с креста ). [ 4 ] : 4
Ниже боковой камеры, рядом с прудом, находится так называемый Саргштейн (надгробный камень). В песчанике высечена арочная ниша с открытым каменным саркофагом внизу. Это тип структуры, известный как Аркозолиум . На вершине этой скалы находится платформа, на которую ведет неровная лестница. [ 4 ] : 9
Вершина скалы Iа превращена в платформу, на которую ведет каменная лестница, начинающаяся между скалами I и II. Прямоугольная камера высечена в вершине скалы II, известной как Höhenkammer (высокая камера). До него можно добраться по лестнице в скале III и деревянной конструкции, соединяющей скалы II и III. Судя по всему, платформа уменьшилась по сравнению с первоначальным размером из-за камнепадов. В камере есть следы деревянных колышков, которые, вероятно, когда-то поддерживали деревянные стены и/или деревянный потолок. На востоке Хёэнкаммера находится апсида с круглым окном и алтарем. На западе находится ниша с высеченными в скале колоннами. На севере расположены пилястры и арочные окна. Северо-западный конец отмечен резным изображением бородатого мужчины (вероятно, датируемого эпохой Возрождения или барокко). Остатки указывают на наличие в прошлом лестниц на скале. [ 4 ] : 9–10
Наконец, скала IV была украшена гербом графов Липпе . [ 4 ] : 11
История
[ редактировать ]
Предыстория
[ редактировать ]Археологические раскопки обнаружили несколько каменных орудий верхнего палеолита , датируемых примерно 10 700 г. до н.э. из 9600 г. до н.э. Под навесом скалы VIII были найдены микролиты аренсбургской культуры , такие как наконечники стрел или лезвия. Также были обнаружены следы пожаров. Таким образом, этот район часто посещали группы кочевников, которые использовали камни в качестве временного убежища. [ 4 ] : 13
Это место связано с археоастрономическими предположениями; круглое отверстие над «алтарным камнем» в Хёэнкаммере было идентифицировано в этом контексте как обращенное в сторону восхода солнца во время летнего солнцестояния. [ 5 ]
Однако не было обнаружено никаких археологических свидетельств, подтверждающих использование этого места между концом верхнего палеолита и периодом Каролингов (9 век). В 1990-е годы были проанализированы артефакты, найденные при раскопках, проведенных Юлиусом Андре в 1934/35 году. Найденные предметы были отнесены либо к мезолитической культуре Аренсбурга (см. выше), либо к средневековому периоду, при этом свидетельства оккупации в бронзовом или железном веке явно отсутствовали: все найденные керамические и металлические предметы были моложе периода Каролингов, некоторые каменные. артефакты были отнесены к аренсбургской культуре. [ 6 ]
Средний возраст
[ редактировать ]Археологические раскопки на этом месте в 1930-х годах предоставили доказательства использования этого места с конца 10 по 15 века. Кроме того, стена из сухого камня к востоку от скалы II (сегодня не сохранившаяся) могла быть связана со зданиями, упомянутыми здесь в средневековых документах. Некоторые дополнительные записи все еще существуют сегодня в фотографиях, но их невозможно поместить в контекст из-за потери письменных материалов во время Второй мировой войны . Термолюминесцентное датирование пещер подтверждает эти выводы. В главной и боковой камере последние крупные костры использовались в 14 или 15 веках (один уже в 11/12 веках). Эти испытания показали, что в Куппельгроте последний крупный пожар произошел в 10 веке. Один (весьма неопределенный) результат, возможно, даже указывал на VIII век (фактический результат: 735 с погрешностью +/- 180 лет). [ 4 ] : 14–16 [ 7 ]

Однако первое упоминание о камнях содержится в документе, датированном примерно 1129 годом, где упоминается ферма «Хольцхаузен или Эгестеренштайн». Настоятель Верденского аббатства , которому принадлежала ферма, проезжал здесь и разместился там. Возможно, в это время в Экстернштайне служили мессу. Возможное более раннее упоминание встречается в документе, датированном 1093 годом, но он сохранился только в двух экземплярах, датированных 1374 и 1380 годами. В нем записана покупка фермы в Хольцхаузене, включая Агистерштайн, аббатом Абдингхофклостера [ аббатства) в Падерборне. от саксонской дворянки по имени Ида. Историки считают это правдоподобным, поскольку в 16 веке у аббатства все еще была усадьба в Хольцхаузене. Однако надпись в главном зале грота упоминает освящение Генриха II в 1115 году , что считается отсылкой к Генриху II. фон Верль , епископ Падерборна с 1084 по 1127 год. Это подразумевает противоречие, поскольку либо аббат, либо епископ отвечали за любое местное место поклонения. Историки, однако, предположили, что это может быть признаком того, что аббатство на самом деле не претендовало на Экстернштайн для себя, оставляя их в ведении епископа. [ 4 ] : 13–14
Некоторые авторы утверждают, что церковная резьба и изменения на камнях могут указывать на использование этого места в качестве христианского святилища начала 9 века. [ 8 ] В частности, рельеф Экстернштайна был предметом споров среди искусствоведов, ранее широко считалось, что он имеет каролингское происхождение (9 век), а с 1950-х годов научный консенсус относит его к 12 веку. [ 9 ] Со стилистической точки зрения сегодня историки относят рельеф к периоду с 1160 по 1170 годы. [ 4 ] : 4 Даже если предположить, что этот рельеф относится к глубокому средневековью, он представляет собой старейший монументальный рельеф, вырезанный на естественной скале, найденной к северу от Альп. [ 10 ] : 118
В начале 13 века временный контроль над территорией перешел от аббатства к дому Липпе . С 1366 года хорошо документирован церковный контроль Абдингхофа над часовней в Экстернштайне. Это продолжалось до 17 века. В этом месте находился скит , в котором люди были названы отшельниками в 1385 и 1469 годах. В документе 1385 года также упоминается «Верхний алтарь», вероятно, имея в виду алтарь в Хёэнкаммере . [ 4 ] : 13–14 [ 11 ]
Сохраняется противоречие между использованием Экстернштайне как простой придорожной закусочной для путешественников и скита, с одной стороны, и наличием монументального рельефа и Аркозолиума, с другой. Возможно, это действительно была реконструкция Гроба Господня . Останки, видимые сегодня, указывают на возможность того, что Экстернштайн был предназначен для паломников, которые не могли поехать в Иерусалим. С этой целью многие средневековые церкви создали копии Гроба Господня . Однако неясно, кто мог построить его здесь и почему нет письменных свидетельств столь относительно сложной затеи. [ 4 ] : 16

Ранний современный период
[ редактировать ]Это место находилось в пределах графства Липпе , бывшего графства в составе герцогства Саксонского , которое приобрело имперскую юрисдикцию к 1413 году, на протяжении всего периода раннего Нового времени. Эрмитаж, видимо, стал убежищем бандитов и в начале 16 века был распущен правителями. Это было примерно в то время, когда Реформация (1538 г.), и церковная деятельность на этом месте прекратилась. в Липпе началась [ 4 ] : 14
Первоначальные утверждения, связывающие Экстернштайне с саксонским языческим богослужением, были сделаны Германом Хамельманном , который в своем Delineatio Oppidorum Westfaliae (1564 г.) утверждал, что взял информацию от старых авторитетов (которые сейчас невозможно восстановить или идентифицировать).
- Хорн... из соседней скалы Верев, уточняет древний памятник, о котором упоминали древние писатели. Однажды я читал, что из этой скалы Пикаса, идола язычников, Карл Великий соорудил жертвенник, освященный и украшенный портретами апостолов.
- «Хорн знаменит «Сорочьей скалой», древним памятником, упомянутым более старыми писателями. Я читал, что Карл Великий из этой сорокиной скалы, тогда еще языческого идола, соорудил освященный алтарь, украшенный изображениями апостолов». [ 12 ]
Около 1592 года в пещерах жил местный лесничий графа. Около 1660 года Герман Адольф, граф Липпе, спроектировал эту территорию для использования в качестве охотничьего домика и Люстшлосса . Это была крепость с двумя приземистыми круглыми башнями, примыкающими к центральной сторожке, построенная на восточном берегу Экстернштайна. Раскопанный фундамент показывает относительно тонкие стены, что указывает на то, что эти стены никогда не предназначались как укрепления, а были просто декоративными. Лестница рядом со скалой открыла доступ к смотровой площадке наверху. Вероятно, с этой эпохой связаны бородатая фигура на платформе и герб, вставленный в скалу IV. [ 4 ] : 18
18 и 19 века
[ редактировать ]

Сооружение использовалось редко и пришло в упадок в 18 веке. В 1810 году его снесли по требованию графини Полины . [ 11 ]
Старая дальняя торговая дорога, пролегавшая между скалами III и IV, была расширена и заасфальтирована в 1813 году. Неустойчивый Вакельштайн был закреплен железными крюками. В то же время были построены новые лестницы, а мост между скалами II и III открыл доступ к Хёэнкаммеру . [ 4 ] : 18, 21
Эти улучшения и лучший доступ по дороге сделали Экстернштайне все более популярным туристическим направлением, продолжая тенденцию 18 века. На смену фахверковым постройкам 17 века пришли новые здания, в том числе несколько отелей. [ 4 ] : 21
Ручей Вимбеке , протекающий мимо камней, был перекрыт плотиной и образовал искусственный пруд в 1836 году. Позже пруд был осушен для раскопок 1934/5 года и восстановлен после 1945 года.
Период романтического национализма 1860-1870 -х годов вдохновил на появление большого количества публикаций, размышляющих о древней истории этого места. Многие из них были предоставлены местными историками-любителями и опубликованы в Zeitschrift für vaterländische Geschichte und Althertumskunde Westfalens . Работы Вильгельма Энгельберта Гиферса (1817–1880) были переизданы в виде короткой монографии в 1867 году. [ 13 ] Местный историк-любитель Готхильф Август Бенджамин Ширенберг (1808–1894), кажется, был первым, кто отождествил упомянутого Хамельманном «языческого идола» с саксонским Ирминсулом .
Первые археологические раскопки были проведены в 1881 и 1888 годах, но результаты были ограниченными. Густав Ширенберг тщетно искал доказательства битвы в Тевтобургском лесу в 1881 году. В 1888 году Вестфальский Альтертумсферайн под руководством Конрада Мертенса рассматривал возможную реконструкцию Гроба Господня. [ 4 ] : 23
20 век
[ редактировать ]С 1912 по 1953 год по дороге Экстернштайне курсировал трамвай, которым управляла компания Paderborner Elektrowerke und Straßenbahn AG (PESAG). Остановка располагалась прямо возле камней. [ 4 ] : 20–1
С введением системы нумерации дорог в 1932 году дорога, проходящая между камнями, стала частью Fernverkehrsstraße Nr. 1 ( Аахен – Кенигсберг ). В 1936 году трасса была перенесена на юго-восток, чтобы защитить камни. Сейчас это Bundesstraße 1 .
В 1926 году Экстернштайн был объявлен «одним из старейших и важнейших заповедников Липпе» и взят под охрану. [ 14 ] Сегодня заповедник занимает площадь около 11 гектаров (27 акров) и является частью природного заповедника «Тевтобургский лес» Экстернштайне. [ 15 ]
Вильгельма Теудта особенно интересовал Экстернштайн, который, как он предположил, был местом расположения центрально-саксонского святилища, Ирминсула и древней солнечной обсерватории. С середины 1920-х годов он популяризировал их, называя «германским Стоунхенджем». [ 6 ] : 69 Теудт популяризировал идентификацию этого места как саксонского Ирминсула, разрушенного Карлом Великим. [ 16 ] Тойдт мог сослаться на более чем 40 публикаций по Externsteine, включая одиннадцать существенных монографий, большинство из которых он считал устаревшими. [ 17 ] В 1932 году эта территория была раскопана (в третий раз) Августом Штиереном но никаких «культурных остатков» обнаружено не было. [ 6 ] : 69
В период нацистского правления Экстернштайн стал центром националистической пропаганды. В 1933 году был основан «Фонд Экстернштейна», президентом которого стал Генрих Гиммлер . Интерес к этому месту был поддержан подразделением Аненербе в составе СС , которое изучало камни на предмет их ценности для германского фольклора и истории. [ 18 ]
После прихода к власти нацистов Теудту было поручено провести дополнительные раскопки на этом месте, а Юлиус Андрее возглавил работы, проводимые там Рейхсарбайтсдиенстом в 1934/35 году. [ 19 ] Тойдт думал, что Экстернштайн служил обсерваторией до тех пор, пока не был разрушен Карлом Великим. Он инициировал снос туристической инфраструктуры (трамвая, отелей) и создание неподалеку «священной рощи» или Хейлигтума . СС использовали для этого проекта сербских военнопленных. [ 6 ] : 70

С 1950-х годов Экстернштайн превратился в популярную туристическую достопримечательность. Участок трамвайной линии, соединяющийся с Экстернштайне, был закрыт в 1953 году. В 1958 году количество посетителей составляло около 224 000 человек в год. [ 20 ]
Сегодня
[ редактировать ]Сегодня камни ежегодно посещают от полутора до миллиона человек, что делает Экстернштайне одним из наиболее часто посещаемых заповедников Вестфалии. [ нужна ссылка ] Это место также по-прежнему представляет интерес для различных неоязычников и националистических движений. [ нужны разъяснения ]
часто проводились частные собрания или праздники Из-за своей репутации «языческого священного места» в популярной культуре, в день летнего солнцестояния и Вальпургиевой ночи . Эта тенденция была заметна с 1980-х годов, но в конце 2000-х растущее число посетителей стало рассматриваться как проблема: на сайте их было более 3500. Муниципалитеты Липпе ( Landesverband Lippe ) отреагировали запретом кемпинга, употребления алкоголя и открытого огня на территории в 2010 году и закрыли парковку на территории. Представитель подчеркнул, что решение направлено не против "эзотериков, друидов и лозоходцев", а против массовых вечеринок запоев. [ 21 ]
С 2006 года участок Экстернштайн является Nationaler Geotop (национальный геотоп). [ 4 ] : 27
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Х. Бек, Дж. Удольф, «Экстернштайн: ономастика» в «Реальном лексиконе германской древности», том. 8 (1994), 46-48 .
- ^ Плассманн соединяет суффикс -istra с лексемой agis «змей», связывая легенду о Теодерихе, убивающем великана Экку, с древним мифом Драхенкампфа о герое, убивающем демона-змея.
- ^ Плассманн (1961), Бахлоу (1962, 1965) и Шредер, Немецкая ономастика , 2-е изд. (1964), цитируется по Х. Беку, Дж. Удольфу, «Экстернштайн: Ономастика» в Reallexikon der Germanischen Antiquity vol. 8 (1994), 46-48 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В верность, Эльке; Клетка, Майкл (2012). Экстернштайне (нем.) . Ассоциация Родины Липпе. ISBN 978-3-941726-18-5 .
- ^ Вольфхард Шлоссер / Ян Черни. Звезды и камни. Практическая астрономия древности (нем.). Научное книжное общество. Дармштадт. 1996. с.93-95.
- ^ Jump up to: а б с д Галле, Ута (2013), «Важные раскопки нацистской эпохи», в музее Фокке, Бремен (редактор), « Раскопки в Германии - археология под свастикой» , Научное книжное общество, стр. 65–73, ISBN 978-3-534-25919-9
- ^ «Экстернштайне раскрывают одну из своих тайн (нем.)» . Гейдельбергский университет. 20 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ Вальтер Маттес. Корви и Экстернштайн. Судьба дохристианского святилища времен Каролингов (нем.). Ураххаус . Штутгарт. 1982. стр. 172 и далее.
- ^ Отто Шмитт: О датировке рельефа Экстернштайна (немецкий). В: Освальд Гетц (ред.): Материалы для Георга Сварценски от 11 января 1951 года . Манн, Берлин, 1951, с. 26-38; Фриц Саксль: «Английские скульптуры XII века». изд. Ханнс Сварценски. Фабер и Фабер, Лондон, 1954 г.; Отто Галл: Новые исследования проблемы внешних камней (немецкий). В: Вестфалия. 32 (1955), с. 141-164. Для особого мнения: Вальтер Маттес / Рольф Шпекнер: Рельеф на Экстернштайне. Произведение искусства Каролингов и его духовная основа (немецкий). 3-е изд., Остфильдерн перед Штутгартом, 1997.
- ^ Памятник Герману - данные, факты, предыстория (немецкий) . Скрипторий. 2008. ISBN 978-3-932610-39-4 .
- ^ Jump up to: а б «Экстернштайн: исторические новости и отношения собственности» в Real Lexicon of Germanic Archeology vol. 8 (1994), 40-42 .
- ^ цитируется по переизданию книги Вильгельма Теудта « Германские святилища 1931 года» 1931 года ( стр. 71 ) в 2013 году.
- ^ МЫ Гиферс, Экстернштайн в княжестве Липпе (немецкий) , Регенсберг, 1867.
- ^ bezreg-detmold.nrw.de - "Природа Экстернштайне"
- ^ Заповедник LIP-007 «Экстернштайн»
- ^ Германские святилища. Вклад в раскрытие предыстории, начиная с Экстернштайне, источников Липпе и Тевтобурга (1931). глава 3 «Ирминсуль и наскальная картина». Теудт цитирует поддержку Ганса Шмидта, Vaterländische Blatte , Детмольд, январь 1930 г. ( Все святилище Ирминсуль идентично Экстернштайне ) «Все святилище Ирминсуль идентично Экстернштайне» и упоминает приоритет Групена и Ширенберга ( стр. .69 , цитируется по переизданию 2013 г.).
- ^ Теудт, Германские святилища (1931), стр. 25 (цитируется по переизданию 2013 г.). "Государственная библиотека Детмольда содержит около 40 томов литературы об Экстернштайне близ Горна в Тевтобургском лесу, 11 из которых можно рассматривать как более подробные монографии (объемом до 200 страниц). Все они родом из прошлого века, последний — Киса 1895 года. Для нас, имеющих гораздо более широкое представление о древнегерманской культуре, вся трактовка объект как устаревший, кроме Кисы».
- ^ Ута Холл. «Экстернштайны — германцы до дальнейшего уведомления!» (Немецкий). Билефельд 2002.
- ^ Махсарски, Дирк (2013), « Коллективные разумы и фантазеры» - этнические мирские исследования», в Музее Фокке, Бремен (ред.), Раскопки Германии - археология под свастикой , Научное книжное общество, стр. 50–56, ISBN 978-3-534-25919-9
- ^ Фриц Рунге: Природные заповедники бывшего административного округа Вестфалия и Оснабрюк. Ашендорф. Мюнстер. 3-е изд. 1978. с.143-144. ISBN 3-402-04382-3
- ^ Больше никаких пьянок в Экстернштайне. (Немецкий) В: Mindener Tageblatt. 10 апреля 2010 г.». Штефан Радек из Фонда памятников Региональной ассоциации Липпе [...] В эти дни в Экстернштайне около 25 лет проходят мирные празднования с несколькими десятками участников, сказал Радек. Недавно лет, однако, там было до 3500 человек. В заповеднике были установлены сотни палаток, но палатки, алкоголь и костры были запрещены. Эзотерики, друиды и лозоходцы могут здесь танцевать и создавать музыку». «Великолепная публика» является частью места поклонения. «Но мы не позволим целым ордам с запасами алкоголя на ручных тележках».
Библиография
[ редактировать ]- Бехер, Матиас (2003). Карл Великий . пер. Дэвид С. Бахрах. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-09796-4 .
- Мерфи, Дж. Рональд. 2020. Экстернштайнский рельеф «Снятие с креста». Поклонение 94:346-355.
- Рунге, Фриц (1 января 1973 г.). Вестфальская библиография (на немецком языке). Вестфальско-Нижнерейнский институт газетных исследований, городская и государственная библиотека, Дортмунд . Проверено 5 марта 2010 г.
- Шмидт, Ганс (1973) Путеводитель по Экстернштейну . Детмольд: Hermann Bösmann GmbH Verlag. (на немецком языке)
- Цыбулкин, В.В. и Лисюк, ИП (2010) SS-Anenberbe: Declassified Files Kiev-Khmelnytsky: OJSC Publishing House Podillya, pp. 266–68 (in Russian)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Флаер Externsteine 2014 (на английском языке) от Landesverband Lippe
- Экстернштайн Тевтобурга о величайших загадках мира