Рунный камень
обычно Рунический камень представляет собой выступающий камень с рунической надписью, но этот термин также может применяться к надписям на валунах и скальных породах . Традиция установки рунических камней в качестве памятника умершим зародилась в IV веке и продолжалась до XII века, но большинство дошедших до нас рунических камней датируются поздней эпохой викингов . Хотя большинство из них расположены в Скандинавии , особенно в Швеции , существуют также разбросанные рунные камни в местах, которые посещали скандинавы . При возведении рунические камни обычно были ярко окрашены, хотя это уже не так заметно, поскольку цвет потускнел.
История
[ редактировать ]Традиция поднимать камни с руническими надписями впервые появилась в IV и V веках в Норвегии и Швеции, и эти ранние рунические камни обычно размещались рядом с могилами. [2] [3] хотя их точная функция как памятных памятников подвергается сомнению. [4] Самые ранние датские рунические камни появились в VIII и IX веках, а в Скандинавии насчитывается около 50 рунных камней периода миграции . [5] Большинство рунических камней было установлено в период 950–1100 гг. н. э. , а затем их возводили в основном в Швеции и в меньшей степени в Дании и Норвегии . [2]
Эта традиция упоминается как в «Саге об Инглингах» , так и в «Хавамале» :
В память о влиятельных людях следует воздвигнуть курган, а всем другим воинам, прославившимся мужественностью, — стоячий камень — обычай, который сохранялся еще долго после . времен Одина
- — Сага об Инглингах [6]
Сын лучше,
хоть и поздно он родился,
И его отец до смерти погиб;
Камни памяти
редко стою у дороги
Спасти, когда родственник чтит своих родственников.- Шум [7]
Распространению рунических камней могло способствовать событие, произошедшее в Дании в 960-х годах. Король Харальд Блютуз только что крестился, и, чтобы отметить приход нового порядка и новой эпохи, он приказал построить рунический камень . [8] Надпись гласит
Конунг Харальд приказал построить этот памятник в память о Горме , его отце, и в память о Тюрве , его матери; тот Харальд, который завоевал себе всю Данию и Норвегию и сделал датчан христианами . [8] [9]
Рунный камень имеет три стороны, две из которых украшены изображениями. С одной стороны изображено животное, являющееся прототипом рунических животных, которых обычно гравируют на рунических камнях, а с другой стороны — старейшее в Дании изображение Иисуса . Вскоре после того, как этот камень был изготовлен, что-то произошло в рунической традиции Скандинавии. Десятки вождей и могущественных скандинавских кланов сознательно пытались подражать королю Харальду, и из Дании волна рунических камней распространилась на север через Швецию. В большинстве районов эта причуда угасла через поколение, но в центральных шведских провинциях Уппланд и Сёдерманланд мода продлилась до 12 века. [8]
Распределение
[ редактировать ]Среди примерно 6000 рунических надписей Скандинавии насчитывается около 3000 рунических камней. [3] Рунные камни есть и в других частях света, поскольку традиция поднятия рунических камней следовала за скандинавами, куда бы они ни пошли, от острова Мэн ( Мэнские рунные камни ) на западе до Черного моря на востоке ( Рунный камень Березани ) и от От Емтланда на севере до Шлезвига на юге. [2]
Рунические камни распределены в Скандинавии неравномерно: в Дании их 250, в Норвегии — 50, а в Исландии нет ни одного. [5] В Швеции насчитывается около 1700 [5] и 2500 [3] [8] в зависимости от определения. Шведский район Уппланд имеет самую высокую концентрацию: 1196 надписей на камне, тогда как Сёдерманланд занимает второе место с 391 надписью. [8]
За пределами Скандинавии остров Мэн выделяется своими 30 руническими камнями 9-го и начала 11-го веков. [10] Разбросанные рунные камни также были найдены в Англии, Ирландии, Шотландии и на Фарерских островах . [3] За исключением рунного камня на Березани нет , рунических камней в Восточной Европе , что, вероятно, связано с отсутствием доступных камней и тем, что местное население, вероятно, не очень уважительно относилось к камням иностранцев. [11]
Рунические камни размещались в выбранных местах ландшафта, таких как места сборов , дороги, мостовые конструкции и броды. В средневековых церквях часто встречаются рунические камни, которые использовались в качестве строительного материала, и ведутся споры о том, были ли они изначально частью церкви или были перенесены туда. На юге Скании рунические камни могут быть связаны с большими поместьями, на земле которых также были построены церкви. В долине Меларен рунные камни, по-видимому, расположены так, что отмечают важные части владений поместья, такие как двор, могильное поле и границы соседних поместий. Рунические камни обычно появляются в виде одиночных памятников, реже - парами. В некоторых случаях, например, в памятнике Хуннестаду , они являются частью более крупных памятников вместе с другими поднятыми камнями. [2]
Хотя учёным известно, где было обнаружено 95% всех рунических камней, только около 40% были обнаружены на их первоначальном месте. Остальные были найдены в церквях, на дорогах, мостах, могилах, фермах и водных путях. [12] С другой стороны, ученые сходятся во мнении, что камни не были перемещены очень далеко от своего первоначального места. [13]
Влияние религии
[ редактировать ]Во многих районах 50% каменных надписей имеют следы христианства, но в Уппланде, где самая высокая концентрация рунических надписей в мире, около 70% из 1196 каменных надписей являются явно христианскими, о чем свидетельствуют выгравированные кресты. или добавлены христианские молитвы , и лишь несколько рунических камней не являются христианскими. [8]
Ученые предположили, что причина, по которой в Уппланде было воздвигнуто так много христианских рунических камней, заключается в том, что этот район был центром конфликта между скандинавским язычеством и недавно обращенным в христианство королем Швеции . Вполне возможно, что вожди пытались продемонстрировать свою преданность королю и продемонстрировать свою христианскую веру миру и Богу, добавляя христианские кресты и молитвы на свои рунические камни. Против этой теории говорит тот факт, что Норвегия, Дания и Гёталанд не имели соответствующего развития в традиции рунических камней. При этом ни один рунный камень не заявляет о том, что к королю имелось какое-либо отношение. [15] Кроме того, рунные камни, похоже, показывают, что обращение было довольно мирным процессом. [16]
По другой теории, это была светская мода, популярная среди определенных кланов, но не среди них всех. [15] Как только некоторые кланы в южном Уппланде начали собирать рунные камни , соседние кланы последовали их примеру . Однако в тех частях, где эти кланы были менее влиятельными, поднятие рунических камней не достигло такой же популярности. [17] Некоторые ученые отмечают длительные экспедиции викингов и значительное накопление богатства в этом районе. В это время шведские вожди близ Стокгольма заработали значительные состояния за счет торговли и грабежей как на Востоке, так и на Западе. Они видели датские камни Еллинга или вдохновлялись ирландскими высокими крестами и другими памятниками. [8]
Рунные камни показывают различные способы, которыми христианство изменило скандинавское общество, и одно из величайших изменений заключалось в том, что умершего больше не хоронили на могильном поле клана среди его предков. Вместо этого его похоронили на кладбище церкви. [18] а рунный камень будет служить памятником в усадьбе, [19] но для некоторых семей перемен было меньше, поскольку у них были построены церкви рядом с полем семейной могилы. [20]
Надписи
[ редактировать ]Основное назначение рунического камня заключалось в том, чтобы обозначить территорию, объяснить наследование, похвастаться постройками, прославить умерших родственников и рассказать о важных событиях. В некоторых частях Упланда рунические камни, по-видимому, также служили социальными и экономическими маркерами. [15]
Практически все рунные камни поздней эпохи викингов используют одну и ту же формулу. В тексте рассказывается в память о том, кто воздвиг рунный камень, кто его воздвиг и зачастую как связаны друг с другом покойный и тот, кто поднял рунный камень. Также надпись может рассказать о социальном статусе умершего, возможном зарубежном путешествии, месте смерти, а также молитве, как в следующем примере: [21] Рунный камень Линсберга U 241 :
И Данр, Хускарл и Свейн приказали воздвигнуть камень в память об Ульфрике, отце их отца. Он получил два платежа в Англии . Да поможет Бог и Божья мать душам отца и сына. [21] [22]
Сборщики камней
[ редактировать ]Большинство рунных камней было поднято мужчинами, и только один из восьми рунических камней поднят одной женщиной, в то время как не менее 10% подняты женщиной вместе с несколькими мужчинами. Обычно рунические камни поднимали сыновья и вдовы умершего, но их могли поднимать и сестры и братья. Почти только в Уппланде, Сёдерманланде и Эланде женщины поднимали рунические камни вместе с родственниками-мужчинами. Неизвестно, почему многие люди, такие как сестры, братья, дяди, родители, хускарлы и деловые партнеры, могут быть перечислены на рунических камнях, но возможно, что это потому, что они являются частью наследников. [21]
Те, кто почтил память
[ редактировать ]Подавляющее большинство, 94%, воздвигнуто в память о мужчинах, но, вопреки распространенному мнению, подавляющее большинство рунических камней воздвигнуто в память о людях, умерших дома. Самые известные рунические камни, о которых люди склонны думать, — это те, которые рассказывают о зарубежных путешествиях, но они включают только ок. 10% всех рунных камней, [21] и обычно их воздвигали в память о тех, кто не вернулся из экспедиций викингов, а не как дань уважения тем, кто вернулся. [23] Эти рунные камни содержат примерно то же сообщение, что и большинство рунических камней, а именно: люди хотели почтить память одного или нескольких умерших родственников. [21]
Экспедиции на Восток
[ редактировать ]Первым человеком, который, как известно ученым, пал на восточном пути, был Восточный Геат Эйвиндр, судьба которого упоминается на Кельвестенском руническом камне 9-го века . [21] Эпитафия гласит:
Стиггр/Стигр построил этот памятник в память об Эйвиндре, своем сыне. Он пал на востоке вместе с Эйвислом. Цветной Викинг и Гримульфр. [23] [24]
К несчастью для историков, камни редко указывают на то, где погибли люди. [23] О Рунном камне Смула в Вестергётланде нам сообщается только, что они погибли во время военной кампании на Востоке: «Гулли/Колли воздвиг этот камень в память о братьях своей жены Асбьорне и Юли, очень хороших доблестных людях. И они погибли на востоке в свите». [23] [25] Другой мастер рун из той же провинции лаконично заявляет о руническом камне Далум : «Токи и его братья воздвигли этот камень в память о своих братьях. Один умер на западе, другой на востоке». [23] [26]
Страна, которая упоминается на большинстве рунических камней, — это Византийская империя , которая в то время включала большую часть Малой Азии и Балкан , а также часть Южной Италии. Если человек умирал в Византийской империи, независимо от того, как он умер и в какой провинции, это событие отмечалось как «он умер в Греции». Иногда исключение могло быть сделано для Южной Италии, которая была известна как земля лангобардов , например, Олейв Инги, который, как предполагается, был членом Варяжской гвардии и о котором рунический камень Джулафорса в Сёдерманланде говорит: «Инга поднял этот камень в память об Олейре, о ней... Он направил свою корму на восток и встретил свой конец в земле лангобардов». [23] [27]
Другие скандинавы погибли в Гардарики (Россия и Украина), такие как Сигвидр на Рунном камне Эста , который, как сообщил его сын Ингифастр, бежал в Новгород ( Хольмгард ): «Он пал в Холмгарде, командир корабля вместе с моряками». [23] [28] Были и другие, которые умерли недалеко от дома, и, похоже, с Эстонией были тесные контакты из-за многих личных имен, таких как Æistfari («путешественник в Эстонию»), Æistulfr («Волк эстонцев») и Æistr («эстонец»). ). Одним из рунических камней, сообщающих о смертях в Эстонии, является рунный камень Энгбю , который сообщает, что Бьёрн умер в Виронии ( Вирланде ). [23]
Согласно руническим камням, было много способов умереть. сообщает Рунный камень Ода , что Бергвид утонул во время путешествия в Ливонию . [23] а Рунный камень Сьонхема сообщает, что готландец Хродфусс был предательски убит кем-то, что, вероятно, было народом на Балканах . [29] Самыми известными руническими камнями, повествующими о восточных путешествиях, являются Рунические камни Ингвара , повествующие об экспедиции Ингвара Далекопутешественника в Серкланд , то есть мусульманский мир. Это закончилось трагедией, поскольку ни один из более чем 25 рунических камней, воздвигнутых в память о нем, не упоминает ни одного выжившего. [30]
Экспедиции на Запад
[ редактировать ]Другие викинги отправились на запад. Англо-саксонские правители платили большие суммы, данегельды , викингам, в основном выходцам из Дании и прибывшим к английским берегам в 990-е годы и первые десятилетия XI века. То, что могло быть частью Данегельда, было найдено в ручье Сёдра-Бетби в Сёдерманланде, Швеция. На этом месте также находится рунический камень с текстом: «[...] поднимите камень в память о Йорундре, его сыне, который был на западе с Ульфом, сыном Хакона». [30] [31] Не исключено, что путешествие на запад связано с английскими серебряными сокровищами. [30] Другие рунные камни более явно связаны с Данегельдами. Ульф Борреста , живший в Валлентуне, несколько раз путешествовал на запад. [30] как сообщается на Рунном камне Иттергарде :
А Ульф получил три платежа в Англии. Это было последнее, что заплатил Тости . Затем Торкетилл заплатил. Тогда Кнут заплатил. [30] [32]
Тости, возможно, был шведским вождем Скогларом Тости упоминает только , которого Снорри Стурлусон в Хеймскрингле и который, по словам Снорри, был «великим воином», который «длительное время находился в военных экспедициях». Торкетиллем был Торкель Высокий , один из самых известных вождей викингов, часто останавливавшийся в Англии. Кнут — это не кто иной, как Канут Великий , ставший королем Англии в 1016 году. [30]
Канут отправил домой большую часть викингов, которые помогли ему завоевать Англию, но оставил у себя сильного телохранителя, тингалида . Быть частью этих сил считалось большой честью, и на Рунном камне Хэггебю в Уппланде сообщается, что Гейри «сидел в свите Ассамблеи на западе». [30] [33] а в Руническом камне Ландерида упоминается Оьялфи, «который был с Кнутром». [30] [34] Некоторые шведские викинги не хотели ничего другого, кроме как путешествовать с датчанами, такими как Торкелль и Канут Великий, но они не добрались до места назначения. Свейн, пришедший из Хусби-Сьюхундры в Уппланде, умер на полпути в Англию, как поясняется на руническом камне, воздвигнутом в его память : «Он умер в Ютландии . Он намеревался отправиться в Англию». [35] [36] Другие викинги, такие как Гудвер, нападали не только на Англию, но и на Саксонию , как сообщает Рунный камень Гринда в Сёдерманланде: [37]
Всего насчитывается около 30 рунических камней, повествующих о людях, отправившихся в Англию. [37] см. Рунные камни Англии . Некоторые из них очень лаконичны и рассказывают лишь о том, что викинг был похоронен в Лондоне или в Бате, Сомерсет . [37]
Конверсия
[ редактировать ]Шведы, путешествовавшие по Дании, Англии или Саксонии и Византийской империи, сыграли важную роль в распространении христианства в Швеции . [39] и два рунических камня рассказывают о мужчинах, крещенных в Дании, например, рунический камень в Амно, на котором написано: «Он умер в крестильных одеждах в Дании». [40] [41] Аналогичное сообщение содержится и на другом руническом камне в Валлентуне недалеко от Стокгольма, где говорится, что два сына ждали, пока они не окажутся на смертном одре, прежде чем обратиться: «Они умерли в (своих) крестильных одеждах». [37] [42] Крещальные одежды или крестильную одежду, hvitavaðir , давали скандинавам-язычникам при их крещении, а в Уппланде есть по меньшей мере семь камней, свидетельствующих о том, что новообращенные умерли в таких одеждах. [40] [43]
Язык, которым пользовались миссионеры, встречается на нескольких рунических камнях, и они предполагают, что миссионеры использовали довольно единообразный язык, когда проповедовали. [39] Выражение «свет и рай» представлено на трёх рунических камнях, два из которых расположены в Уппланде, а третий — на датском острове Борнхольм . На руническом камне U 160 в Рисбиле написано: «Пусть Бог и Божья мать помогут его духу и душе; даруй ему свет и рай». [39] [44] и Борнхольмский рунический камень также обращается к Святому Михаилу : «Пусть Христос и Святой Михаил помогут душам Аудбьорна и Гуннхильдр попасть в свет и рай». [39] [45]
Христианская терминология была наложена на более раннюю языческую, и поэтому Рай заменил Валгаллу , обращения к Тору и магические чары были заменены Святым Михаилом, Христом , Богом и Богородицей . [39] Святой Михаил, который был лидером Небесной армии, взял на себя роль Одина как психопомпа и повёл мёртвых христиан к «свету и раю». [46] Обращения к Святому Михаилу есть на одном рунном камне в Уппланде, одном на Готланде , трех на Борнхольме и одном на Лолланде . [39]
Существует также рунический камень Богесунд, свидетельствующий об изменении того, что людей больше не хоронили на семейном могильном поле: «Он умер в Эйкрее (?). Он похоронен на кладбище». [19] [47]
Другие виды рунических камней
[ редактировать ]Еще один интересный класс рунных камней — это продвижение рунного камня как самого себя. Хвастовство было добродетелью в скандинавском обществе, привычкой, которой часто предавались герои саг, и это иллюстрируется руническими камнями того времени. Сотни людей вырезали камни с целью рекламы своих достижений или положительных качеств. Достаточно нескольких примеров:
- U 1011 : «Вигмунд вырезал этот камень в память о себе, умнейшем из людей. Да поможет Бог душе Вигмунда, капитана корабля. Вигмунд и Офрид вырезали этот памятник при его жизни».
- Рунный камень Фрёсё : «Сын Остмана Гудфаста построил мост и христианизировал Емтланд»
- Доктор 212: «Эскилл Скулкасон воздвиг себе этот камень. Всегда будет стоять этот памятник, сделанный Эскиллом»;
- U 164 : «Ярлабанки при жизни поставил этот камень. И он проложил эту дорогу ради своей души. И он владел всем Тэби сам. Да поможет Бог его душе».
Другие рунные камни, о чем свидетельствуют две из трех предыдущих надписей, увековечивают память о благочестивых деяниях относительно новых христиан. В них мы можем видеть добрые дела, которые совершали люди, которые могли себе позволить заказать рунные камни. Другие надписи намекают на религиозные убеждения. Например, один читает:
- У 160 : «Ульвшаттил, Ге и Уне приказали воздвигнуть этот камень в память об Ульве, их добром отце. Он жил в Сколхамре. Бог и Божья Мать спасут его дух и душу, одарят его светом и раем».
Хотя большинство рунических камней были созданы для увековечивания памяти мужчин, многие говорят о женщинах, часто представленных как сознательные землевладельцы и благочестивые христианки:
- Sö 101 : «Сигрид, мать Алрика, дочь Орма, построила этот мост для своего мужа Хольмгерса, отца Сигерда, для его души»
как важные члены больших семей:
- Бр Олсен;215: «Маэль-Ломчон и дочь Дубх-Гаэля, на которой Адильс должен был жениться, воздвигли этот крест в память о Маэль-Мюйре, его приемной матери. Лучше оставить хорошего приемного сына, чем плохого»
и столь же скучающие по близким людям:
- N 68 : «Ганнор, дочь Титрика, построила мост в память о своей дочери Астрид. Она была самой умелой девушкой в Хаделанде».
- Камни Еллинга , которые положили начало великой тенденции рунических камней в Скандинавии. [ по мнению кого? ]
- Рунный камень Gs 13 документирует шведского викинга начала XI века, умершего в Финляндии.
- из Рунный камень Кингитторсуак Гренландии .
- Рунный камень из Тирстеда в Национальном музее Дании
- Рунный камень с рисунка Тёрстеда 1765 года.
В качестве источников
[ редактировать ]Единственные существующие скандинавские тексты, датированные периодом до 1050 г. [48] (кроме немногочисленных находок надписей на монетах) встречаются среди рунических надписей, некоторые из которых были выцарапаны на кусках дерева или металлических наконечниках копий, но по большей части они обнаружены на настоящих камнях. [49] Кроме того, рунные камни обычно остаются в своей первоначальной форме. [48] и в исходных местах, [50] поэтому их значение как исторических источников невозможно переоценить. [48]
Надписи редко предоставляют убедительные исторические свидетельства о событиях и идентифицируемых людях, но вместо этого дают представление о развитии языка и поэзии, родстве и привычках давать имена, поселениях, изображениях из скандинавского язычества , топонимах и коммуникациях, викингах, а также торговые экспедиции и, что немаловажно, распространение христианства . [51] Хотя камни служат скандинавским историкам основным источником информации о раннем скандинавском обществе, мало что можно узнать, изучая камни по отдельности. Богатую информацию, которую предоставляют камни, можно найти в различных движениях и причинах установки камней в каждом регионе соответственно. Примерно десять процентов известных рунических камней сообщают о путешествиях и смерти людей за границу. Эти рунические надписи совпадают с некоторыми латинскими источниками, такими как «Анналы святого Бертена» и сочинениями Людпранда Кремонского , которые содержат ценные сведения о скандинавах/ русах, посетивших Византию. [52]
Образы
[ редактировать ]Надпись обычно располагается внутри полосы, которая часто имеет форму змеи, дракона или четвероногого зверя. [2]
Скандинавские легенды
[ редактировать ]Судя по изображениям шведских рунических камней, самой популярной скандинавской легендой в этом районе была легенда о Сигурде, убийце драконов. [53] Он изображен на нескольких рунических камнях , но самой известной из них является надпись Рамсунда . Сама надпись является обычной и рассказывает о строительстве моста, но орнамент изображает Сигурда, сидящего в яме, пронзающего своим мечом, выкованным Регином тело дракона , который также образует руническую полосу, на которой руны выгравированы. В левой части надписи лежит обезглавленный Регин, а вокруг него все его кузнечные инструменты. Справа от Регина сидит Сигурд и только что обжег большой палец на сердце дракона, которое жарит. Он кладет большой палец в рот и начинает понимать язык болотных синиц , сидящих на дереве. Они предупреждают его о планах Регина. Лошадь Сигурда Грани также показана привязанной к дереву. [54]
Еще один важный персонаж легенды о Нибелунгах — Гуннар . имеет Рунный камень Вестерлюнг три стороны, и на одной из них изображен человек, руки и ноги которого окружены змеями. Он держит руки вытянутыми, сжимая какой-то предмет, возможно, арфу, но эта часть повреждена из-за отслаивания. [54] Изображение, по-видимому, изображает более старую версию легенды о Гуннарре, в которой он играл на арфе пальцами, которая появляется в архаичной эддической поэме Atlakviða . [55]
Скандинавские мифы
[ редактировать ]Самым популярным скандинавским богом был Тор . [56] а Рунный камень Алтуны в Уппланде показывает рыболовную экспедицию Тора, когда он пытался поймать Змея Мидгарда . [57] Два столетия спустя исландец Снорри Стурлусон напишет: «Мидгартский змей укусил бычью голову, и крюк застрял в нёбе. Когда он это почувствовал, он вздрогнул так сильно, что оба кулака Тора врезались в планширь. . Тогда Тор разгневался, принял на себя всю свою божественную силу и так сильно уперся пятками, что его ноги прошли насквозь через дно лодки, и он уперся ими в морское дно». (перевод Янссона). [58] Рунный камень Алтуны также включает в себя ступню, проходящую через доски. [59]
Оказывается, Рагнарек изображен на камне Ледберг в Эстергётланде . На одной из сторон изображен крупный воин в шлеме, которого у ног укусил зверь. Предполагается, что этим зверем является Фенрир , брат Змея Мидгарда, напавший на Одина . Внизу иллюстрации изображен распростертый мужчина с вытянутыми руками и без ног. Есть близкая параллель с иллюстрацией в Кирке Андреасе на острове Мэн. На мэнской иллюстрации Один изображен с копьем и с одним из своих воронов на плечах, и на Одина нападают так же, как на камень Ледберг. К духовному содержанию камня добавляется магическая формула, известная во всем мире языческим скандинавам. [59]
На одном из камней памятника Хуннестад в Скании находится изображение женщины верхом на волке, использующей змей в качестве поводьев. Камень может быть иллюстрацией великанши Хиррокин («огнеморщинистой»), которую боги призвали помочь спустить на воду « погребальный корабль Бальдра Хрингхорни» слишком тяжелый для них . Это был тот самый волк называют «лошадью Валькирии» , которого на рунном камне Рёк . [59]
Цвет
[ редактировать ]Сегодня большинство рунических камней окрашены красным фалу , поскольку красный цвет позволяет легко различить орнамент, и это уместно, поскольку красная краска также использовалась для нанесения рун в эпоху викингов. [60] Фактически, одним из древнескандинавских слов, обозначающих «письмо рунами», было fá , и первоначально оно означало «рисовать» на прото-норвежском языке ( faihian ). [61] Более того, в «Хавамале » Один говорит: «Так я пишу/и раскрашиваю руны» [60] [62] а в Guðrúnarkviða II Гудрун говорит : «В чаше были руны всех видов / Написанные и покрасневшие, я не мог их прочитать». [63] [64]
Есть несколько рунических камней, где заявлено, что они были изначально нарисованы. На руническом камне в Сёдерманланде написано: «Здесь будут стоять эти камни, окрашенные рунами». [60] [65] на втором руническом камне в той же провинции написано: «Асбьёрн вырезал, а Ульф раскрасил». [60] [66] а на третьем руническом камне в Седерманланде написано: «Асбьорн вырезал камень, нарисованный как маркер и связанный рунами». [61] [67] Иногда первоначальные цвета сохраняются необычайно хорошо, особенно если рунические камни использовались в качестве строительного материала в церквях вскоре после их изготовления. Один рунический камень в церкви Кёпинг на Эланде был обнаружен полностью закрашенным, а цвет слов чередовался между черным и красным . [60]
Самыми распространенными красками были красная охра , свинцовый сурик , сажа , карбонат кальция и другие цвета земли , которые были связаны жиром и водой. Похоже также, что викинги импортировали свинцовые белила , зеленый малахит и синий азурит из континентальной Европы . [60] С помощью электронного микроскопа химики смогли проанализировать следы цвета на рунических камнях, и в одном случае они обнаружили ярко-красную киноварь , которая была импортным роскошным цветом. Однако доминирующими цветами были белый и свинцовый сурик. [68] Есть даже сведения, где руны были окрашены кровью, как в «Саге о Греттисе» , где Вёльва Турид вырезала руны на корне дерева и окрашивала их собственной кровью, чтобы убить Греттира, а также в «Саге об Эгилсе» , где Эгилл Скаллагримссон вырезал руны эля на роге для питья. и окрасил их собственной кровью, чтобы проверить, не отравлен ли напиток. [69]
Сохранение и уход
[ редактировать ]Обнаженные рунные камни сталкиваются с несколькими угрозами для поверхности скалы с надписями.
В Швеции лишайник растет примерно 2 мм ( 1 ⁄ 16 дюйма) в год. В более идеальных условиях он может расти значительно быстрее. Многие рунные камни расставлены вдоль дорог, а дорожная пыль приводит к ускорению роста лишайников, что делает лишайники серьезной проблемой. Маленькие корневые нити лишайника прорываются сквозь скалу и отрывают крошечные кусочки, делая породу пористой, и со временем разрушают надписи. Водоросли и мох также приводят к тому, что камень становится пористым и крошится. [70]
Вода, попадающая в трещины и щели камня, может привести к падению целых секций либо из-за замерзания, либо из-за сочетания грязи, органических веществ и влаги, что может вызвать эффект углубления под поверхностью камня. [70]
Правильные методы консервации замедляют скорость разложения. Один из методов борьбы с проблемой лишайника, водорослей и мха — намазать весь камень мелкозернистой влажной глиной. Затем его оставляют на несколько недель, что удушает органическое вещество и убивает его. [70]
См. также
[ редактировать ]- Аллитеративный стих
- Баутил
- Олений камень
- Камень Эльтанг
- Англия Рунические Камни
- Похороны
- Рунические камни Греции
- Камень героя
- Ингвар рунические камни
- Йотунвиллюр
- Разрешение
- Kurgan stelae
- Список рунических камней
- Древнескандинавская орфография
- Над руническими камнями озера
- Петроглифы
- Картина камень
- Пирейский лев
- Звезды
- Белый
- Варяжские рунические камни
- Рунные камни викингов
Примечания
[ редактировать ]- ^ «О жизни в Швеции в языческие времена» ( Оскара Монтелиуса 1905), стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б с д и «Рунстен», Национальная энциклопедия (1995), том 16, стр. 91-92.
- ^ Jump up to: а б с д Зильмер 2005:38
- ^ Кеслинг, Йонас. 2021. « Воспоминания, высеченные в камнях? Исследования коллективной памяти и ранние скандинавские рунические камни, или Замечания о банальности «погребальных камней» . Журнал скандинавско-канадских исследований / Études scandinaves au Canada 28: 38–77.
- ^ Jump up to: а б с Олстад, Лиза (16 декабря 2002 г.). «Мемориальный камень в честь себя» . forskning.no . Проверено 20 апреля 2008 г.
- ^ Сага об Инглингах в английском переводе, в Northvegr.
- ^ Беллоуз 1936:44
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Харрисон и Свенссон 2007: 192
- ^ Запись DR 42 в Rundata .
- ^ Страница 1995: 207–44.
- ^ Прицак 1987:306.
- ^ Сойер, Б. 2000:26
- ^ Зилмер 2005:39
- ^ Ларссон 1999: 176
- ^ Jump up to: а б с Харрисон и Свенссон 2007: 195
- ^ Янссон 1987: 120
- ^ Харрисон и Свенссон 2007: 195ff.
- ^ Янссон 1987: 116
- ^ Jump up to: а б Янссон 1987:118
- ^ Янссон 1987: 119
- ^ Jump up to: а б с д и ж Харрисон и Свенссон 2007: 196
- ^ Запись U 241 в Rundata .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Харрисон и Свенссон 2007: 197
- ^ Запись «Глаз 8» в Rundata .
- ^ Запись Vg 184 в Rundata .
- ^ Запись Vg 197 в Rundata .
- ^ Запись Sö 65 в Rundata .
- ^ Запись Sö 171 в Rundata .
- ^ Харрисон и Свенссон 2007: 197ff.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Харрисон и Свенссон 2007: 198
- ^ Запись Sö 260 в Rundata .
- ^ Запись U 344 в Rundata .
- ^ Запись U 668 в Rundata .
- ^ Запись «Глаз 111» в Rundata .
- ^ Харрисон и Свенссон 2007: 198ff.
- ^ Запись U 539 в Rundata .
- ^ Jump up to: а б с д и Харрисон и Свенссон 2007: 199
- ^ Запись Sö 166 в Rundata .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Янссон 1987:113
- ^ Jump up to: а б Янссон 1987:112
- ^ Запись U 699 в Rundata .
- ^ Запись U 243 в Rundata .
- ↑ Монах в аббатстве Святого Галла рассказывает о группе скандинавов, посетивших двор франкского короля Людовика Благочестивого . Они согласились креститься и получили ценные крестильные одежды, но, поскольку одежд не хватало, одежды были разрезаны и разделены между норвежцами. Один из викингов тогда воскликнул, что он крестился 20 раз и всегда получал красивую картошку, но на этот раз ему достались лохмотья, которые больше подходят пастуху, чем воину. (Харрисон и Свенссон 2007:199)
- ^ Запись U 160 в Rundata .
- ^ Запись DR 399 в Rundata .
- ^ Янссон 1987: 114
- ^ Запись U 170 в Rundata .
- ^ Jump up to: а б с Прицак 1987:307
- ^ Сойер, Б. 2000:1
- ^ Прицак 1987:308
- ^ Сойер, Б. 2000:3
- ^ Сойер, П. 1997:139
- ^ Янссон 1987: 144
- ^ Jump up to: а б Янссон 1987:145
- ^ Янссон 1987: 146
- ^ Янссон 1987: 149
- ^ Янссон 1987: 150
- ^ Янссон 1987: 151 и далее
- ^ Jump up to: а б с Янссон 1987:152
- ^ Jump up to: а б с д и ж Харрисон и Свенссон 2007: 208
- ^ Jump up to: а б Янссон 1987:156
- ^ Беллоуз 1936:67
- ^ Янссон 1987:153
- ^ Беллоуз 1936: 459
- ^ Запись Sö 206 в Rundata .
- ^ Запись Sö 347 в Rundata .
- ^ Запись Sö 213 в Rundata .
- ^ Харрисон и Свенссон 2007: 209
- ^ Янссон 1987: 154
- ^ Jump up to: а б с Снедал и Олен 2004: 33–34.
Ссылки
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри А. (1936). Поэтическая Эдда . Издательство Принстонского университета, Принстон, Нью-Йорк.
- Харрисон Д. и Свенссон К. (2007). Жизнь викингов . Fälth & Hässler, Вернамо. ISBN 91-27-35725-2
- Национальная энциклопедия (1995), том 16, стр. 91–92.
- Янссон, Свен Б.Ф. (1987), Руны в Швеции , Гидлундс, ISBN 91-7844-067-Х
- Кеслинг, Йонас. 2021. « Воспоминания, высеченные в камнях? Исследования коллективной памяти и ранние скандинавские рунические камни, или Замечания о банальности «погребальных камней» . Журнал скандинавско-канадских исследований / Études scandinaves au Canada 28: 38–77.
- Ларссон, Матс Г. (1999). Свитёд - Путешествие к истокам Швеции . Атлантида. ISBN 91-7486-421-1
- Пейдж, Раймонд И. (1995). Руны и рунические надписи: Сборник очерков англосаксонских рун и рун викингов . Парсонс, Д. (ред.). Вудбридж: Boydell Press. ISBN 978-0-85115-387-2
- Прицак, О. (1987). Происхождение Руси. Кембридж, Массачусетс: Распространено издательством Гарвардского университета для Гарвардского украинского исследовательского института.
- Сойер, Биргит . (2000). Рунические камни эпохи викингов: обычаи и поминки в раннесредневековой Скандинавии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-926221-7
- Сойер, П. (1997). Оксфордская иллюстрированная история викингов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-285434-8
- Снедал Т. и Олен М. (2004). Шведские руны . Национальное управление древностей, 33 и 34. ISBN 91-7209-366-8
- Стоклунд, Мари; и др., ред. (2006), Руны и их секреты: исследования по рунологии , Копенгаген: Museum Tusculanum Press, ISBN 87-635-0428-6
- Зильмер, Кристель (2005), «Он утонул в море Холмра»: Балтийский трафик в ранних скандинавских источниках (PDF) , издательство Тартуского университета, (дисс.), ISBN 9949-11-089-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Проект Еллинг – Информация о Еллинге и рунических камнях
- Фотографии рунических камней и изображений камней с Готланда.