Спросите и Эмбла

В скандинавской мифологии Аск и Эмбла ( древнескандинавский : Askr ok Embla ) — мужчина и женщина соответственно — были первыми двумя людьми, созданными богами. Пара засвидетельствована как в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, так и в « Прозаической Эдде» , составленной в 13 веке. В обоих источниках три бога, один из которых — Один , находят Аска и Эмблу и даруют им различные телесные и духовные дары. Для объяснения этих двух фигур был предложен ряд теорий, и время от времени они встречаются в популярной культуре.
Этимология
[ редактировать ]
Древнескандинавское Askr буквально означает « ясень », но этимология слова «эмбла» два варианта значения слова «эмбла» неясна, и обычно предлагаются . Первое значение, « вяз », проблематично. [ нужны разъяснения ] , и достигается путем образования *Elm-la от *Almilōn и впоследствии от almr («вяз»). Второе предложение — « виноградная лоза », которое достигается через *Ambilō , что может быть связано с греческим термином ἄμπελος ( ámpelos ), который сам по себе означает «лоза, лиана ». [1] Последняя этимология привела к появлению ряда теорий.
Лингвист Гунлёг Йозефссон утверждает, что название Эмбла происходит от корней eim + la, что означает «зажигатель огня» или «несущий дым», склоняясь к любому полу. Она связывает это с древней практикой разведения огня с помощью пожарного плуга считался магическим и священным способом разведения огня , который в народных верованиях Скандинавии . с давних времен Она символически отождествляет возникновение огня при вспашке с моментом оргазма и, следовательно, оплодотворения и размножения. [2]
Согласно Бенджамину Торпу , « Гримм говорит, что слово эмбла, эмла, означает занятую женщину, от амр, амбр, амл, амбл, усердный труд; такое же родство с Мешиа и Мешиане , древними персидскими именами первых мужчины и женщины, которые также были созданы из деревьев». [3]
Сертификаты
[ редактировать ]В строфе 17 «Поэтической Эдды» поэмы «Вёлуспа» , провидица читающая стихотворение, утверждает, что Хонир , Лодурр и Один однажды нашли Аска и Эмблу на суше. Провидица говорит, что эти двое были способны на очень малое, им не хватало Орлёга , и говорит, что три бога дали им три дара:
- Древнескандинавский:
- И они не ели, ни они, ни хофе,
- не было ни паники, ни добра.
- Инд дал Одина, ОН дал Хёнира,
- Лодр и Лито внимательно осмотрелись. [4]
- Бенджамина Торпа : Перевод
- Духа у них не было, ума у них не было,
- ни крови, ни движущих сил, ни красивого цвета кожи.
- Дух дал Одина, разум дал Хёниру,
- кровь дала Лодуру и красивый цвет. [5]
- Генри Адамса Беллоуза : Перевод
- Души у них не было, разума у них не было,
- Ни тепла, ни движения, ни приятного цвета;
- Душа дала Отину, разум дал Хёниру,
- Тепло придало Лотуру красивый оттенок. [6]
Значение этих даров вызывает разногласия среди ученых, поэтому переводы различаются. [7]
Согласно главе 9 «Прозаическая Эдда» книги Gylfaginning , три брата Вили, Ве и Один являются создателями первых мужчины и женщины. Однажды братья гуляли по пляжу и нашли там два дерева. Они взяли дерево и из него создали первых людей; Спросите и Эмбла. Один из троих дал им дыхание жизни, второй дал им движение и разум, а третий дал им форму, речь, слух и зрение. Далее три бога дали им одежду и имена. Аск и Эмбла стали прародителями всего человечества и получили дом в стенах Мидгарда . [8]
Теории
[ редактировать ]
Индоевропейское происхождение
[ редактировать ]Протоиндоевропейская означающего основа этого дуэта была выдвинута на основе этимологии слова embla, «лоза». В индоевропейских обществах аналогия происходит от сверления огня и полового акта . Лозы использовались в качестве легковоспламеняющейся древесины: их помещали под сверло из более твердой древесины, что приводило к возгоранию. Дальнейшие свидетельства ритуального разжигания огня в Скандинавии были теоретически обоснованы на основании изображения на каменной плите на могиле бронзового века в Кивике , Скания , Швеция . [9]
Яан Пухвел комментирует, что «древние мифы изобилуют банальными «первыми парами», похожими на тип Адама и его побочного продукта Евы . В индоевропейской традиции они варьируются от ведических Яма и Ями, иранских Машья и Машьянаг до исландских. Аскр и Эмбла, с деревьями или камнями в качестве предпочтительного сырья, а также зубы дракона или другое костное вещество, иногда добавляемое для пущей меры». [10]
В своем исследовании сравнительных доказательств происхождения человечества от деревьев в индоевропейском обществе Андерс Хултгорд отмечает, что «мифы о происхождении человечества от деревьев или древесины, по-видимому, особенно связаны с древней Европой, Индо-Европой и Индо- Европеоязычные народы Малой Азии и Ирана, напротив, культуры Ближнего Востока демонстрируют почти исключительно тип антропогонических историй, которые выводят происхождение человека из глины, земли или крови посредством божественного акта творения». [11]
Другие потенциальные германские аналоги
[ редактировать ]Две деревянные фигуры — « болотные фигуры Браака» — «высотой больше человеческого роста» были раскопаны в торфяном болоте в Брааке в Шлезвиге , Германия . Фигуры изображают обнаженного мужчину и обнаженную женщину. Хильда Эллис Дэвидсон комментирует, что эти фигуры могут представлять «Лорда и Леди» ванов , группы скандинавских богов, и что «еще одно воспоминание об [этих деревянных божествах] может сохраниться в традиции создания Аска и Эмблы, мужчина и женщина, основавшие человеческий род, сотворенные богами из деревьев на берегу моря». [12]
Фигура по имени Эск ( древнеанглийское «ясень») появляется как сын Хенгеста в англосаксонской генеалогии королей Кента . Это привело к появлению ряда теорий о том, что эти фигуры могли иметь более раннюю основу в доскандинавской германской мифологии . [13]
Были предложены связи между Аском и Эмблой и королями вандалов Асси и Амври, что засвидетельствовано в работе Павла Диакона 7-го века нашей эры Origo Gentis Langobardorum . Там они просят бога Годана (Одина) о победе. Имя Амбри , как и Эмбла, вероятно, происходит от *Ambilō . [9]
Каталог гномов
[ редактировать ]Строфа, предшествующая описанию создания Аска и Эмблы в «Вёлуспа», представляет собой каталог гномов , а строфа 10 считается описывающей создание человеческих форм из земли. Потенциально это может означать, что гномы создали людей и что три бога дали им жизнь. [14] Кэролайн Ларрингтон предполагает, что в древнескандинавских произведениях люди метафорически обозначаются как деревья (примеры включают «ювелирные деревья» для женщин и «деревья битвы» для мужчин) из-за того, что человечество произошло от деревьев; Спросите и Эмбла. [15]
Современные изображения
[ редактировать ]Аск и Эмбла были предметом ряда упоминаний и художественных изображений.
Скульптура, изображающая этих двоих, созданная Стигом Бломбергом в 1948 году, стоит в Сёльвесборге на юге Швеции.
Аск и Эмбла изображены на двух из шестнадцати деревянных панелей работы Дагфина Веренскиолда на мэрии Осло . [16]
«Спросите Эмблу» — это название стихотворения, части которого цитируются Р. Х. Эшем, одним из главных героев А. С. Байетта романа «Владение: Романс» , получившего Букеровскую премию в 1990 году.
В видеоигре Fire Emblem Heroes два главных враждующих королевства — это Аскр и Эмбла, в которых оказывается Призыватель, игрок, поскольку на момент начала игры королевство находилось в состоянии войны с Эмблианской Империей. Позже выясняется, что оба королевства названы в честь пары Древних Драконов; причем Аскр - мужчина, а Эмбла - женщина.
В видеоигре Valheim разработчики назвали комплект брони в честь Эмблы, как указано в записи в блоге разработки от 21 ноября 2023 года: «Мы назвали этот комплект в честь одного из двух первых людей в скандинавской мифологии: Эмбла».
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Симек 2007 , с. 74.
- ^ Йозефссон, Гунлёг (2001). «Была ли Эмбла лианой? О древнескандинавском мифе о сотворении мира, каким он встречается с нами в Вёлуспе» . Архив скандинавской филологии (на шведском языке). 116 : 71–96. ISSN 0066-7668 .
- ^ Торп (1907:337).
- ^ Дронке (1997:11).
- ^ Торп (1866:5).
- ^ Беллоуз (1936:8).
- ^ Шахматы (1985:93).
- ^ Бьок (2006:18).
- ^ Jump up to: а б Симек (2007:74).
- ^ Пухвель (1989 [1987]: 284).
- ^ Хултгард (2006:62).
- ^ Дэвидсон (1975:88–89).
- ^ Фруктовый сад (1997:8).
- ^ Линдоу (2001:62–63).
- ^ Ларрингтон (1999:279).
- ^ Муниципалитет Осло (26 июня 2001 г.). «Иггдрасильфрисен» (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 25 января 2009 г. Проверено 8 сентября 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- Беллоуз, Генри Адамс (Пер.) (1936). Поэтическая Эдда . Издательство Принстонского университета . Нью-Йорк: Американо-скандинавский фонд.
- Бьок, Джесси (Пер.) (2006). Прозаическая Эдда . Классика пингвинов . ISBN 0-14-044755-5
- Дэвидсон, HR Эллис (1975). Скандинавская мифология . Пол Хэмлин . ISBN 0-600-03637-5
- Хултгорд, Андерс (2006). «Миф об Аскре и Эмбле в сравнительной перспективе». В Андрене, Андерс; Дженнберт, Кристина; Раудвере, Катарина (редакторы). Древнескандинавская религия в долгосрочной перспективе . Северная академическая пресса. ISBN 91-89116-81-Х
- Дронке, Урсула (Пер.) (1997). Поэтическая Эдда: Том II: Мифологические стихи . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-811181-9
- Ларрингтон, Кэролайн (Пер.) (1999). Поэтическая Эдда . Оксфордская мировая классика . ISBN 0-19-283946-2
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0-304-34520-2
- Пухвель, Яан (1989 [1987]). Сравнительная мифология . Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN 0-8018-3938-6
- Шах, Пол (1985). «Некоторые мысли о Вёлуспе », собранные в Glendinning, RJ Bessason, Heraldur (редакторы). Эдда: Сборник очерков. Издательство Университета Манитобы . ISBN 0-88755-616-7
- Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. Д.С. Брюэр. ISBN 0-85991-513-1 .
- Торп, Бенджамин (Пер.) (1907). Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона . Общество Норрена .
- Торп, Бенджамин (Пер.) (1866). Сёмундар Хиннс Эдда Фроды: Эдда Сэмунда Учёного . Часть I. Лондон: Trübner & Co.