Jump to content

Спросите и Эмбла

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

«Хенир, Лодур и Один создают Аскра и Эмблу» (1895) Лоренца Фрёлиха .

В скандинавской мифологии Аск и Эмбла ( древнескандинавский : Askr ok Embla ) — мужчина и женщина соответственно — были первыми двумя людьми, созданными богами. Пара засвидетельствована как в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, так и в « Прозаической Эдде» , составленной в 13 веке. В обоих источниках три бога, один из которых — Один , находят Аска и Эмблу и даруют им различные телесные и духовные дары. Для объяснения этих двух фигур был предложен ряд теорий, и время от времени они встречаются в популярной культуре.

Этимология

[ редактировать ]
Изображение «Аск и Эмбла» (1919) Роберта Энгельса.

Древнескандинавское Askr буквально означает « ясень », но этимология слова «эмбла» два варианта значения слова «эмбла» неясна, и обычно предлагаются . Первое значение, « вяз », проблематично. [ нужны разъяснения ] , и достигается путем образования *Elm-la от *Almilōn и впоследствии от almr («вяз»). Второе предложение — « виноградная лоза », которое достигается через *Ambilō , что может быть связано с греческим термином ἄμπελος ( ámpelos ), который сам по себе означает «лоза, лиана ». [1] Последняя этимология привела к появлению ряда теорий.

Лингвист Гунлёг Йозефссон утверждает, что название Эмбла происходит от корней eim + la, что означает «зажигатель огня» или «несущий дым», склоняясь к любому полу. Она связывает это с древней практикой разведения огня с помощью пожарного плуга считался магическим и священным способом разведения огня , который в народных верованиях Скандинавии . с давних времен Она символически отождествляет возникновение огня при вспашке с моментом оргазма и, следовательно, оплодотворения и размножения. [2]

Согласно Бенджамину Торпу , « Гримм говорит, что слово эмбла, эмла, означает занятую женщину, от амр, амбр, амл, амбл, усердный труд; такое же родство с Мешиа и Мешиане , древними персидскими именами первых мужчины и женщины, которые также были созданы из деревьев». [3]

Сертификаты

[ редактировать ]

В строфе 17 «Поэтической Эдды» поэмы «Вёлуспа» , провидица читающая стихотворение, утверждает, что Хонир , Лодурр и Один однажды нашли Аска и Эмблу на суше. Провидица говорит, что эти двое были способны на очень малое, им не хватало Орлёга , и говорит, что три бога дали им три дара:

Древнескандинавский:
И они не ели, ни они, ни хофе,
не было ни паники, ни добра.
Инд дал Одина, ОН дал Хёнира,
Лодр и Лито внимательно осмотрелись. [4]
Бенджамина Торпа : Перевод
Духа у них не было, ума у ​​них не было,
ни крови, ни движущих сил, ни красивого цвета кожи.
Дух дал Одина, разум дал Хёниру,
кровь дала Лодуру и красивый цвет. [5]
Генри Адамса Беллоуза : Перевод
Души у них не было, разума у ​​них не было,
Ни тепла, ни движения, ни приятного цвета;
Душа дала Отину, разум дал Хёниру,
Тепло придало Лотуру красивый оттенок. [6]

Значение этих даров вызывает разногласия среди ученых, поэтому переводы различаются. [7]

Согласно главе 9 «Прозаическая Эдда» книги Gylfaginning , три брата Вили, Ве и Один являются создателями первых мужчины и женщины. Однажды братья гуляли по пляжу и нашли там два дерева. Они взяли дерево и из него создали первых людей; Спросите и Эмбла. Один из троих дал им дыхание жизни, второй дал им движение и разум, а третий дал им форму, речь, слух и зрение. Далее три бога дали им одежду и имена. Аск и Эмбла стали прародителями всего человечества и получили дом в стенах Мидгарда . [8]

«Спросите и Эмбла» (1948) Стига Бломберга

Индоевропейское происхождение

[ редактировать ]

Протоиндоевропейская означающего основа этого дуэта была выдвинута на основе этимологии слова embla, «лоза». В индоевропейских обществах аналогия происходит от сверления огня и полового акта . Лозы использовались в качестве легковоспламеняющейся древесины: их помещали под сверло из более твердой древесины, что приводило к возгоранию. Дальнейшие свидетельства ритуального разжигания огня в Скандинавии были теоретически обоснованы на основании изображения на каменной плите на могиле бронзового века в Кивике , Скания , Швеция . [9]

Яан Пухвел комментирует, что «древние мифы изобилуют банальными «первыми парами», похожими на тип Адама и его побочного продукта Евы . В индоевропейской традиции они варьируются от ведических Яма и Ями, иранских Машья и Машьянаг до исландских. Аскр и Эмбла, с деревьями или камнями в качестве предпочтительного сырья, а также зубы дракона или другое костное вещество, иногда добавляемое для пущей меры». [10]

В своем исследовании сравнительных доказательств происхождения человечества от деревьев в индоевропейском обществе Андерс Хултгорд отмечает, что «мифы о происхождении человечества от деревьев или древесины, по-видимому, особенно связаны с древней Европой, Индо-Европой и Индо- Европеоязычные народы Малой Азии и Ирана, напротив, культуры Ближнего Востока демонстрируют почти исключительно тип антропогонических историй, которые выводят происхождение человека из глины, земли или крови посредством божественного акта творения». [11]

Другие потенциальные германские аналоги

[ редактировать ]

Две деревянные фигуры — « болотные фигуры Браака» — «высотой больше человеческого роста» были раскопаны в торфяном болоте в Брааке в Шлезвиге , Германия . Фигуры изображают обнаженного мужчину и обнаженную женщину. Хильда Эллис Дэвидсон комментирует, что эти фигуры могут представлять «Лорда и Леди» ванов , группы скандинавских богов, и что «еще одно воспоминание об [этих деревянных божествах] может сохраниться в традиции создания Аска и Эмблы, мужчина и женщина, основавшие человеческий род, сотворенные богами из деревьев на берегу моря». [12]

Фигура по имени Эск ( древнеанглийское «ясень») появляется как сын Хенгеста в англосаксонской генеалогии королей Кента . Это привело к появлению ряда теорий о том, что эти фигуры могли иметь более раннюю основу в доскандинавской германской мифологии . [13]

Были предложены связи между Аском и Эмблой и королями вандалов Асси и Амври, что засвидетельствовано в работе Павла Диакона 7-го века нашей эры Origo Gentis Langobardorum . Там они просят бога Годана (Одина) о победе. Имя Амбри , как и Эмбла, вероятно, происходит от *Ambilō . [9]

Каталог гномов

[ редактировать ]

Строфа, предшествующая описанию создания Аска и Эмблы в «Вёлуспа», представляет собой каталог гномов , а строфа 10 считается описывающей создание человеческих форм из земли. Потенциально это может означать, что гномы создали людей и что три бога дали им жизнь. [14] Кэролайн Ларрингтон предполагает, что в древнескандинавских произведениях люди метафорически обозначаются как деревья (примеры включают «ювелирные деревья» для женщин и «деревья битвы» для мужчин) из-за того, что человечество произошло от деревьев; Спросите и Эмбла. [15]

Современные изображения

[ редактировать ]

Аск и Эмбла были предметом ряда упоминаний и художественных изображений.

Скульптура, изображающая этих двоих, созданная Стигом Бломбергом в 1948 году, стоит в Сёльвесборге на юге Швеции.

Аск и Эмбла изображены на двух из шестнадцати деревянных панелей работы Дагфина Веренскиолда на мэрии Осло . [16]

«Спросите Эмблу» — это название стихотворения, части которого цитируются Р. Х. Эшем, одним из главных героев А. С. Байетта романа «Владение: Романс» , получившего Букеровскую премию в 1990 году.

В видеоигре Fire Emblem Heroes два главных враждующих королевства — это Аскр и Эмбла, в которых оказывается Призыватель, игрок, поскольку на момент начала игры королевство находилось в состоянии войны с Эмблианской Империей. Позже выясняется, что оба королевства названы в честь пары Древних Драконов; причем Аскр - мужчина, а Эмбла - женщина.

В видеоигре Valheim разработчики назвали комплект брони в честь Эмблы, как указано в записи в блоге разработки от 21 ноября 2023 года: «Мы назвали этот комплект в честь одного из двух первых людей в скандинавской мифологии: Эмбла».

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Симек 2007 , с. 74.
  2. ^ Йозефссон, Гунлёг (2001). «Была ли Эмбла лианой? О древнескандинавском мифе о сотворении мира, каким он встречается с нами в Вёлуспе» . Архив скандинавской филологии (на шведском языке). 116 : 71–96. ISSN   0066-7668 .
  3. ^ Торп (1907:337).
  4. ^ Дронке (1997:11).
  5. ^ Торп (1866:5).
  6. ^ Беллоуз (1936:8).
  7. ^ Шахматы (1985:93).
  8. ^ Бьок (2006:18).
  9. ^ Jump up to: а б Симек (2007:74).
  10. ^ Пухвель (1989 [1987]: 284).
  11. ^ Хултгард (2006:62).
  12. ^ Дэвидсон (1975:88–89).
  13. ^ Фруктовый сад (1997:8).
  14. ^ Линдоу (2001:62–63).
  15. ^ Ларрингтон (1999:279).
  16. ^ Муниципалитет Осло (26 июня 2001 г.). «Иггдрасильфрисен» (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 25 января 2009 г. Проверено 8 сентября 2008 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bed48e3eaa5b9d026c30f24e26d2d3a3__1715513940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/a3/bed48e3eaa5b9d026c30f24e26d2d3a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ask and Embla - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)