Таннгриснир и Таннгньостр

Таннгриснир ( древнескандинавский : [ˈtɑnːˌɡrisnez̠] , буквальное значение «точильщик зубов» или «тот, который скрипит зубами») и Таннгнйостр ( [ˈtɑnːˌɡnjoːstz̠] , «тонкие зубы» или «тот, у которого есть промежутки между зубами») — это козы , которые тянуть колесницу бога Тора в скандинавской мифологии . Они засвидетельствованы в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, и « Прозаической Эдде» , написанной Снорри Стурлусоном в 13 веке.
В Прозаической Эдде рассказывается, что, когда Тор готовит коз, их плоть обеспечивает пищу богу, и после того, как Тор воскрешает их своим молотом Мьёльниром , они возвращаются к жизни на следующий день. Согласно тому же источнику, Тор однажды ночевал в доме крестьян-фермеров и делился с ними своей козьей мукой, однако один из их детей, Уьяльфи , сломал одну из костей, чтобы высосать костный мозг , в результате чего один из них хромал. козлов после воскресения. В результате Тор оставляет Оьялфи и его сестру Рёскву своими слугами. Ученые связали постоянно пополняющихся коз с пожираемым по ночам зверем Сахримниром в скандинавской мифологии и скандинавских народных верованиях, связанных с селедочными костями и колдовством.
Этимология
[ редактировать ]Древнескандинавское имя Таннгриснир переводится как «обнажающий зубы, рычащий», а Таннгнйостр — «точил зубы». Ученый Рудольф Симек отмечает, что на момент записи эти имена были молодыми и, возможно, были изобретением Снорри. [ 1 ] Tanngnjóstr иногда переводят на английский язык как Tanngiost . [ 2 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Поэтическая Эдда
[ редактировать ]
Козы Тора упоминаются в двух стихотворениях «Поэтической Эдды» , хотя по имени они не упоминаются. В «Поэтическая Эдда» стихотворении «Химисквида » Тор охраняет козлов, которые описаны как имеющие «великолепные рога», с человеком по имени Эгиль в царстве Мидгард, прежде чем Тор и бог Тир продолжают путь в зал йотуна Хюмира . [ 3 ] Позже в том же стихотворении Тор упоминается как «повелитель коз». [ 4 ]
Убив Хюмира и его многоголовое войско, козлы Тора падают «полумертвыми» из-за хромоты. В стихотворении говорится, что в этом виноват Локи, но что «вы это уже слышали», и что другой, более мудрый, чем поэт, мог бы рассказать историю о том, как Тору отплатил лавовик со своими детьми. [ 5 ]
В строфе из «Поэтическая Эдда» стихотворения «Тримсквида» описывается поездка Тора на козле в Ётунхейм :
- Бенджамина Торпа : Перевод
- Тотчас козлов погнали домой,
- поспешил к следам; им пришлось быстро бежать.
- Скалы дрожали, земля пылала;
- Сын Одина поехал в Ётунхейм. [ 6 ]
- Генри Адамса Беллоуза : Перевод
- Потом домой коз в зал пригнали,
- Они рванули поводья и быстро бежали;
- Горы лопнули, земля сгорела огнем,
- И сын Одина искал Йотунхейм. [ 7 ]
Проза Эдда
[ редактировать ]В главе 21 » Прозаической Эдды книги «Гилфагиннинг восседающая на троне фигура Хай раскрывает, что у бога Тора есть два козла, которые управляют его колесницей, и что эти козы носят имена Таннгнйостр и Таннгриснир. [ 8 ]
В главе 44 восседающая на троне Третья неохотно рассказывает историю, в которой Тор и Локи едут в колеснице Тора, запряженной двумя его козлами. Локи и Тор останавливаются в доме крестьянина-фермера, и там им дают ночлег. Тор забивает своих коз, снимает с них шкуры и кладет в горшок. Когда козы готовы, Локи и Тор садятся ужинать. Тор приглашает крестьянскую семью разделить с ним трапезу, и они это делают. [ 9 ]

По окончании трапезы Тор кладет козлиные шкуры на противоположную сторону костра и приказывает крестьянам бросить кости козла на козлиные шкуры. Крестьянский сын Оьялфи берет одну из костей козьего окорока и разрезает ее ножом, ломая кость, чтобы добраться до костного мозга . [ 9 ]
Переночевав в крестьянском доме, Тор просыпается и одевается до рассвета. Тор берет свой молот Мьёльнир, поднимает его и благословляет козлиные шкуры. Воскресшие, козлы стоят, но один из двух козлов хромает на заднюю ногу. Заметив эту новую хромоту, Тор восклицает, что кто-то плохо обращался с костями его козлов; что кто-то сломал окорок во время еды накануне вечером. Третий отмечает, что нет необходимости растягивать историю, ибо:
- Каждый может себе представить, как испугался крестьянин, когда увидел, как Тор опускает брови на глаза; что же касается того, что можно было увидеть из самих глаз, то он думал, что упадет в обморок при одном только взгляде. Тор стиснул руки на древке молота так, что костяшки пальцев побелели, и мужик сделал, как и следовало ожидать, и все его домочадцы горячо кричали, просили милости, предлагали искупить свою вину всем своим имуществом. [ 9 ]
Поняв, насколько напугал он крестьян, Тор успокаивается и принимает от них поселение на своих детей Уьяльфи и Рёскву. Двое детей стали его слугами и остаются таковыми с тех пор. Оставив коз, все четверо отправились в землю Ётунхейм . [ 9 ] Козы снова упоминаются в главе 48, где Тор описывается как отправляющийся в Мидгард , царство человечества, в образе маленького мальчика, без коз и товарищей. [ 10 ]
В главе 75 «Прозаическая Эдда» книги Skáldskaparmál имена обоих коз появляются среди списка имен коз. [ 11 ]
Теории и интерпретации
[ редактировать ]Ученый Рудольф Симек связывает Таннгриснир и Таннгньостр со зверем Сехримниром (пожираемым каждую ночь богами и эйнхериями и обновляющимся каждый день), отмечая, что это может указывать на жертвенные обряды в шаманских практиках. [ 12 ]
В скандинавском фольклоре в сказках иногда фигурируют ведьмы , которые волшебным образом пополняют запасы еды, причем пищей обычно является селедка. Однако, опасаясь, что человек истощится, если его будут кормить одним и тем же кусочком снова и снова, народные сказки описывают перелом костей селедки при ее употреблении в пищу в качестве меры предосторожности. Тематическое сходство между этим народным верованием и древнескандинавскими сказками о Таннгриснире и Таннгнйостре – разрушение костей и омоложение с помощью еды – побудило ученых Реймунда Квиделанда и Хеннинга Земсдорфа подчеркнуть связь между ними. [ 13 ]
Современное влияние
[ редактировать ]Таннгриснир и Таннгньостр были адаптированы в комиксах Marvel как Зубогнашер и Зубошлифовщик . [ 14 ]
В экранизации манги « Speed Racer » есть гоночный автомобиль, названный в честь Таннгриснира, которым управляет Готорм Даннескьёльд, который соответствующим образом одет как викинг и спонсируется компанией Thor-Axine, имея в виду колесницу.
В коллекционной карточной игре Yu-Gi-Oh и Таннгриснир, и Таннгньостр представлены как карты монстров «Северного зверя». Они предназначены для использования в сочетании с другими картами, представляющими других персонажей и существ из скандинавской мифологии, включая их хозяина Тора.
В Рика Риордана книге «Магнус Чейз и боги Асгарда : Меч лета» появились и Таннгриснир, и Таннгньостр. В книге их зовут Марвин и Отис соответственно, и они обычно приносятся в жертву богу Тору, чтобы они переродились на следующий день.
В песне Хейдеволка «Een Met de Storm» «дондербог» (бог грома) едет в «боккенкаре» (козлиной повозке) по облакам, намекая на двух козлов Тора.
В видеоигре God of War 2018 года Grip of Tanngiost — это навершие клинка, наносящее электрошоковый урон, которое можно использовать на топоре Левиафана.
Оба козла появляются в датском сериале комиксов «Вальхалла» и в основанном на нем анимационном фильме . Бог Тор забивает и готовит одного из баранов, но настоятельно предостерегает от перелома костей. Локи уговаривает Тьяльфе (Þjálfi) высосать костный мозг из кости ноги одной из коз. Когда на следующее утро Тор воскрешает козлов, он обнаруживает, что один из козлов хромает на ногу, и приходит в ярость. В результате Тор оставляет Тьяльфе и его сестру своими слугами.
Оба козла появляются в игре Super Auto Pets как Тандгност и Тандгриснер. Есть еда под названием Плод Иггдрасиля, которая призывает их обоих.
См. также
[ редактировать ]- Хейдрун , коза, живущая на вершине зала загробной жизни Валгаллы.
- Возрождение в скандинавской религии
- Святочный козел , скандинавская Святочная традиция.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Симек (2007:310).
- ^ Как можно увидеть у Фолкса (1995:254).
- ^ Ларрингтон (1999:79).
- ^ Ларрингтон (1999:81.
- ^ Ларрингтон (1999:83).
- ^ Торп (1866: 64-65).
- ^ Белоуз (1823:179).
- ^ Фолкс (1995:22).
- ^ Jump up to: а б с д Фолкс (1995:38).
- ^ Фолкс (1995:46).
- ^ Фолкс (1995:164).
- ^ Симек (2007:273).
- ^ Квиделанд и Земсдорф (2010:170).
- ^ Саймонсон, Уолт . Тор , «Что-то старое, что-то новое». Комиксы Marvel , 1984, т. 1, #339
Ссылки
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри Адамс (1923). Поэтическая Эдда . Американо-скандинавский фонд .
- Фолкс, Энтони (Пер.) (1995). прошлом В Обыватель . ISBN 0-460-87616-3 .
- Квиделанд, Реймунд; Земсдорф, Хеннинг К. (2010). Скандинавские народные верования и легенды . Университет Миннесоты . ISBN 978-0-8166-1967-2 .
- Ларрингтон, Кэролайн (Пер.) (1999). Поэтическая Эдда . Оксфордская мировая классика . ISBN 0-19-283946-2 .
- Симек, Рудольф (2007) Словарь северной мифологии . Анджела Холл (пер.). Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1 .
- Торп, Бенджамин (1866). Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона . Общество Норрена .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Таннгрисниром и Таннгньостром, на Викискладе?