Закругленный

Хрунгнир ( древнескандинавский : [ˈhruŋɡnez̠] , «дракон») — йотунн в скандинавской мифологии . Он описан как сделанный из камня и в конечном итоге убит в поединке с богом грома Тором .
Перед своей кончиной Хрунгнир заключил пари с Одином , в котором Один ставит свою голову на своего коня Слейпнира , который быстрее коня Хрунгнира Гуллфакси . Во время гонки, которую побеждает Слейпнир, Хрунгнир входит в Асгард , где напивается и оскорбляет. Устав от него, боги призывают бога Тора сразиться с Хрунгниром. Он убит молотом Тора Мьёльниром .
Хрунгнир сравним с хуррианцем Улликумми , каменным великаном, который вырос так быстро, что достиг небес. Он был убит богом-громовержцем Тешубом , который также эквивалентен лувийскому Таркунцу и хеттскому Таркунне .
Имя
[ редактировать ]Древнескандинавское имя Хрунгнир переводится как «буян». [ 1 ] или как «большой человек, сильный человек», «шумящий». [ 2 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Проза Эдда
[ редактировать ]В «Скальдскапармале» («Язык поэзии»), написанном в 13 веке нашей эры Снорри Стурлусоном , бог Один изображается едущим на своем коне Слейпнире в Ётунхейм , когда он встречает гиганта Хрунгнира, восседающего на его коне Гуллфакси (Золотогривый). [ 3 ] У них есть короткий словесный обмен мнениями о качестве их лошади, во время которого Один заявляет о своей готовности поставить свою голову (свою жизнь) на результат. Хрунгнир заявляет, что у него есть «лошадь, которая, должно быть, очень быстроходна, ее зовут Галлфакси». Затем Хрунгнир злится, прыгает на свою лошадь и следует за Одином в гонке к Асгарду , «намереваясь отплатить ему за его хвастовство». [ 4 ] Хотя Слейпнир оказывается самой быстрой лошадью, гонка очень близка, и Один не может удержать Хрунгнира от места богов, Асгарда. Там асы (боги) приглашают Хрунгнира выпить. [ 5 ]
Хрунгнир настолько опьянен, что угрожает удалить «Вал-холл и унести его в Страну великанов» и «похоронить Асгард и убить всех богов», помимо прекрасных богинь Фрейи и Сиф , которых он намеревается оставить себе. Затем боги призывают бога грома Тора изгнать незваного гостя, и они вдвоем соглашаются на дуэль. [ 1 ] [ 3 ] Тор прибывает на встречу со своим слугой Оьялфи , а Хрунгнира сопровождает Моккуркальфи («Туманный теленок»), могучее существо из глины с сердцем кобылы. Но гигант Моккуркалфи, как говорят, «весьма напуган» и «обмочился» при виде Тора, тогда как Хрунгнир, чье сердце, голова и щит кажутся каменными, «стоит без охраны». После того, как бой окончен и Хрунгнир в конечном итоге побеждён, Тор оказывается застрявшим под . ногой ётуна Трехлетний сын Тора Магни — единственный, кто способен поднять гигантскую ногу среди всех нынешних асов (богов). В награду Тор предлагает ему лошадь Хрунгнира Гуллфакси . [ 6 ] [ 3 ]
Затем он увидел Тора в ярости, он летел с огромной скоростью, размахнулся своим молотом и бросил его с большого расстояния в Хрунгнира. Хрунгнир обеими руками поднял точильный камень и швырнул его в ответ. Он встретил в полете молот, точильный камень, и точильный камень разломился надвое. Один кусок упал на землю, и из него вышли все точильные камни. Другой кусок врезался в голову Тора, так что он упал вперед на землю, но молот Миоллнир попал в середину головы Хрунгнира и разбил его череп на мелкие осколки, и он упал вперед на Тора, так что его нога легла на шею Тора. Тьялфи напал на Моккуркальфи, и тот пал без особой славы.
— Художественная литература , 17, пер. А. Фолкс, 1987.
Скальдическая поэзия
[ редактировать ]«Хаустленг » («Долгой осенью», 14–20 гг .), стихотворение, написанное скальдом начала X века Ойодольфром из Хвинира и из которого Снорри утверждает, что получил свой собственный отчет, изображает путешествие Тора на дуэль, в то время как космологические элементы реагируют: земля вся низменная» (земля) «побита градом», и «все ястребиные убежища» (небо) горят; «Вдова Свольнира» (супруга Одина, Йорд [Земля]) практически распалась». [ 7 ] [ 8 ] Затем Хрунгнир и Тор сражаются, бросая друг в друга свое оружие (точильный камень йотуна и молот Тора ), и в стихотворении упоминается удаление куска точильного камня из головы Тора. [ 3 ]
Брат Бальдра [Тор] не пощадил там жадного врага людей [Хрунгнира], Горы сотряслись и скалы разбились; небеса наверху сгорели. Я слышал, что наблюдатель [Хрунгнир] темной кости [скалы] земли [моря] повозок [кораблей] Хаки яростно двинулся в противодействие, когда увидел своего воинственного убийцу.
Быстро пролетел бледный кольцевой ледяной [щит] под подошвами скального стража [гиганта]. Узы [боги] вызвали это, дамы боя [валькирии] этого пожелали. Каменному джентльмену [гиганту] не пришлось долго ждать после этого быстрого удара от жесткого сокрушающего множество людей друга [Тора] тролля с молотолицым лицом [Миоллнира].- Þjóðólfr из Хвинира , Haustlöng , 16–17 [Поэт 17] , пер. А. Фолкс, 1987.
По сравнению с рассказом Снорри, Одольфр больше уделяет внимания путешествию Тора на битву, сопровождаемому шумом и пламенем, в то время как Снорри уделяет этому относительно мало внимания, а также описывает путешествие Хрунгнира. [ 9 ] Слуга Тора Ойальфи и глиняный великан Хрунгнира Моккуркальфи отсутствуют в версии Ойодольфа X века. [ 10 ]
В «Рагнарсдрапе » скальд 9-го века Браги Боддасон упоминает «черепокол Хрунгнира». [ 11 ]
И уродливое кольцо [змея] дороги [моря] корабля с боковыми веслами злобно глядело вверх на череп-раскалывателя Хрунгнира.
- Браги Боддасон , Рагнарсдрапа , Поэт 4, пер. А. Фолкс, 1987.
Браги также называет щит «единственным клинком Хрунгнира» и называет Хрунгнира «вором Трудра », дочери Тора. [ 12 ]
Слышишь ли ты, Храфнкетиль, как я восхвалю единственный клинок вора Труда [Хрунгнира], украшенный прекрасными красками, и принца?
— Браги Боддасон , Убить Рагнара , Поэт 49, пер. А. Фолкс, 1987.
Теории
[ редактировать ]По мнению учёного Джона Линдоу , реакция космологических элементов (земля трескается, небо горит) во время путешествия Тора на битву, как сказано в «Хаустленге» , «наводит на мысль о космической природе дуэли Тора с Хрунгниром». [ 13 ] Мотивом дуэли, которая не упоминается скальдом Одольфром 10-го века в Хаустлонге , первоначально могло быть похищение дочери Тора Труда каменным гигантом Хрунгниром, как предполагает более ранний кеннинг скальда 9-го века Браги : 'лист с подошвы вора Трудра [ЩИТ]' ( blað ilja Þrúðar þjófs ). [ 10 ]
Жорж Дюмезиль утверждает, что эта история повествует о том, как Тор посвятил Оьяльфи в убийство глиняного монстра. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Конхобар мак Несса , ирландский король из Ольстерского цикла , который очень похожим образом ранен Четом мак Магахом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Орчард 1997 , с. 91.
- ^ Линдоу 1996 , с. 13 (примечание 9).
- ^ Jump up to: а б с д Линдоу 2001 , с. 185.
- ^ Линдоу 1996 , с. 9.
- ^ Линдоу 1996 , с. 10.
- ^ Орчард 1997 , с. 92.
- ^ Фолкс 1987 , с. 80.
- ^ Линдоу 1996 , с. 3.
- ^ Линдоу 1996 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б Линдоу 1996 , с. 6.
- ^ Фолкс 1987 , с. 73.
- ^ Фолкс 1987 , с. 120.
- ^ Линдоу 1996 , с. 5.
- ^ Дюмезиль 1974 , стр. 68–71.
Библиография
[ редактировать ]- Дюмезиль, Жорж (1974). Боги древних северян . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03507-2 .
- Фолкс, Энтони, пер. (1987). Прошлое (изд. 1995 г.). Обыватель. ISBN 0-460-87616-3 .
- Линдоу, Джон (1996). «Дуэль Тора с Хрунгниром» (PDF) . Альвиссмаль: Исследование средневековой культуры Скандинавии . 6 :3–18.
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-983969-8 .
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл. ISBN 978-0-304-34520-5 .