Jump to content

Водно-болотные угодья и острова в германском язычестве

Тиссё в Зеландии находился религиозный центр. , где в эпоху викингов [1]

Видное место занимали водно-болотные угодья и острова в германском язычестве , как и в других языческих европейских культурах, выступая в качестве мест религиозной практики и верований от скандинавского бронзового века до христианизации германских народов .

Отложения таких предметов, как еда, оружие и снаряжение для верховой езды, были обнаружены в таких местах, как реки, болота и острова, которые менялись во времени и в разных местах. Интерпретации этих находок различаются в зависимости от предлагаемых объяснений, включая попытки поблагодарить, успокоить или попросить помощи у сверхъестественных существ, которые, как считалось, либо жили на водно-болотных угодьях, либо к ним можно было добраться через них. литературных источниках говорится , что помимо полезных существ, В древнеанглийских некоторые водно-болотные угодья также были населены вредными существами, такими как никоры и тирсы, с которыми сражался герой Беовульф .

Ученые утверждают, что в V веке нашей эры религиозное значение водных мест уменьшилось из-за действий недавно сформировавшегося аристократического класса воинов, который продвигал более централизованную культуру залов. Их культовая роль еще больше снизилась после внедрения институционализированного христианства в германоязычных регионах, когда был издан ряд законов, направленных на подавление сохраняющегося поклонения в этих местах. Несмотря на это, некоторые аспекты языческих религиозных практик и концепций, похоже, сохранились и после установления христианства посредством адаптации и ассимиляции с новой верой, например, сохранение захоронений в святых местах.

Предыстория и происхождение

[ редактировать ]
, Солнечная колесница Трундхольм найденная в бывшем болоте Трундхольм-Моуз в Зеландии , ок. 1400 г. до н. э. , Национальный музей Дании . [2]

Как и в других частях Европы, отложения водно-болотных угодий в районах, позднее заселенных германскими народами , таких как Англия и Скандинавия , происходили в Новом каменном веке и продолжаются на протяжении всего бронзового века (когда в Скандинавии начинаются залежи оружия), железного века и вплоть до Эпоха викингов . [3] [4] [5] [6] На протяжении этого длительного периода наблюдались значительные региональные и временные различия: в разных местах в разные моменты времени откладывались разные типы предметов. [7] Водно-болотные угодья имеют еще большее значение для археологов, поскольку заболоченные и кислые условия сохраняют органический материал, который в противном случае разложился бы, например одежду и древесину. [8] [9]

Доримский и римский железный век

[ редактировать ]

Отложения водно-болотных угодий были обнаружены в континентальных германских областях, таких как Обердорла в Тюрингии , которая использовалась в качестве ритуального места с периода Гальштата до, по крайней мере, периода Меровингов , следуя тенденциям, наблюдаемым в других местах, в преемственности практики отложения, несмотря на миграции или языковые изменения в этом районе. . [6] Крупные склады оружия были обнаружены в таких местах, как Хьортспринг , Одал , Эсбёль и Скедемоссе , при этом Хьортспринг был старейшим из подобных объектов, произошедшим примерно за 400 лет до того, как отложения стали широко происходить по всей Северной Европе . Жертвоприношения животных в Скедемосе и Хьортспринге примерно современны и датируются примерно 300 годом до нашей эры. Было высказано предположение, что интенсификация отложения в позднем доримском железном веке в таких местах, как Скедемос, возникла в результате культурных контактов с кельтскими народами, которые в то время начали расселяться по Европе и имели аналогичные методы отложения. [6]

Болотные тела, обычно связанные с культурными обычаями ранних германских народов, группируются примерно в период с 600 г. до н.э. по 300 г. н.э. и включают таких людей, как человек Толлунд и человек Остерби . [10] На протяжении I тысячелетия н. э. младенцы целиком или частично оседали по всей германской территории как в естественных водно-болотных угодьях, таких как болота, так и в искусственных «колодцах». [примечание 1] в таких поселениях, как Треллеборг , которые можно было воспринимать как «возделываемые болота», действовавшие как водно-болотные угодья, построенные в поселениях для ухода за ними населением. [12] Причина смерти найденных младенцев остается неясной. [13] Человеческие свидетельства также связаны с рассказом Тацита « Германия» о ритуальном омовении бога Нертуса , после которого те, кто его чистил, утонули. [14] [15] Он также утверждает, что германские народы топили людей, нарушавших определенные социальные правила. Учитывая, что болотные тела обычно не имеют признаков смерти в результате утопления, было высказано предположение, что эти точные детали могут быть неточными. [8] Несмотря на количество известных находок, следует отметить, что человеческие останки встречаются особенно редко по сравнению с другими типами отложений. [16]

Германский железный век

[ редактировать ]
Чертежи оружия, найденные в Нидам-Мозе , ок. III-V вв. н.э. [9]

Фибулы и брактеаты также размещались внутри или по краям водно-болотных угодий в период с V по первую половину VI века. [5] Крупные складирования оружия перестают происходить после окончания периода миграции, и лишь небольшие складирования продолжаются в эпоху викингов, причем в других местах, чем раньше. [17] Постепенное сокращение отложений водно-болотных угодий примерно в V веке нашей эры Терри Ганнелл связал с централизацией религиозных традиций и ростом известности залов и элиты воинов-мужчин. Он также предполагает, что в этот период женские фигуры, связанные с водоемами, стали менее заметными, и их представление как правительниц царств мертвых было заменено развивающимися идеями Валхёлля . [18] Точно так же было высказано предположение, что стабилизация элитного класса в VI веке нашей эры привела к уменьшению количества конфликтов, в результате чего на водно-болотных угодьях стало меньше военных трофеев. [4]

Отложение артефактов на водно-болотных угодьях практиковалось в Великобритании до появления англосаксонского поселения и продолжалось в англосаксонский период . [5] Находки состоят в основном из оружия, но также включают и другие предметы, такие как конское снаряжение, украшения и инструменты. [19] Во время христианизации англосаксонской Англии в 7 веке н.э. и последующего установления институционализированного христианства в 10 веке н.э. некоторые практики водно-болотных угодий были объявлены незаконными в попытках их подавить, в результате чего частота отложений на водно-болотных угодьях продолжалась все реже. [20]

Эта попытка подавить обычаи, воспринимаемые как языческие, аналогична в этот период в континентальной Европе в таких случаях, как Indiculus superstitionum et paganiarum , который включает поклонение в список осуждаемых практик, считающихся языческими, или суеверий со всей Саксонии. [21] Другие примеры включают лангобардский закон, составленный в 727 году нашей эры, который предусматривал штраф за поклонение деревьям и колодцам, а также Capitulatio de partibus Saxoniae, составленный в 769 году нашей эры, который дополнительно запрещает поклонение у колодцев. [22]

В других случаях значение практики водно-болотных угодий было изменено, чтобы соответствовать контексту новой религии. [20] Определенные источники и колодцы были связаны с конкретными святыми, а крещения иногда совершались в реках. Более того, реки продолжали выступать в качестве границ прибрежных мест: монастыри часто строились так, чтобы к ним можно было попасть через реки. Далее утверждалось, что концепция водно-болотных угодий как дома для сверхъестественных существ оставалась широко распространенной, например, в рассказах об англосаксонском святом Гутлаке из Кроуленда, таких как латинское Vita Santi Guthlaci и стихотворения «Гутлак A и B», в которых святой предпочитает жить в болоте, где обитают злые духи. [20]

Эпоха викингов и позже

[ редактировать ]
Англосаксонский сакс из Беагнота , найденный в Темзе и датируемый 9-10 веками нашей эры. [23]

Сокращение отложений, наблюдаемое в Скандинавии во время германского железного века, не было постоянным: отложения таких предметов, как оружие, украшения, монеты и инструменты, снова появлялись на поверхности в конце 8-го века до начала 11-го века нашей эры, когда отложения снова уменьшаются. совпало с ростом утверждения христианства. [5] [24] Хранение оружия в эпоху викингов продолжает практику, наблюдавшуюся ранее в германском железном веке, при этом было обнаружено лишь небольшое количество предметов, и часто в других местах, чем раньше. [17] Эти места включают водно-болотные угодья в регионах, населенных диаспорой викингов , в таких регионах, как Ирландия и современные Франция и Нидерланды . [25] В соответствии с этим, византийский De Administando Imperio описывает русских викингов, совершающих жертвоприношения на острове Святого Григория на реке Днепр , что связано с находками скандинавских мечей в этом регионе. [26] Другие письменные отчеты включают рассказ андалузского путешественника X века Ибрагима ибн Якуба , который описывает, что жители Хедебю бросали лишних детей в море. [27] Размещение оружия в заболоченных местах может быть отражено в названиях рек в скандинавской мифологии, таких как Гейрвимул («Тот, кто покачивается копьями»), Нёт («Жалящий») и Слидр («Опасно острый»). Из этих трех рек Гейрвимул и Нот протекают вокруг святилищ или домов богов, в то время как Слид течет через земли людей, прежде чем впасть в Хель , и явно описывается как текущая с мечами и секирами . [28]

«Скулделев-2» , один из серии кораблей, затопленных, чтобы заблокировать доступ к фьорду Роскилле.

В случае Англии заселение северогерманских народов совпадает с увеличением отложений водно-болотных угодий в регионе. Предметы, относящиеся как к англосаксонскому , так и к скандинавскому художественным стилям, были найдены, главным образом, в Темзе , Ли и Уитеме . Известные находки включают Сеакс Беагнота , Кольцо реки Нене . [19] И в Англии, и в Скандинавии отложения часто скапливаются вокруг мест пересечения рек, таких как мосты и броды. Среди мест с наибольшим количеством обнаруженного оружия - датское озеро Тиссё , возле которого было обнаружено поселение, добраться до которого в эпоху викингов можно было только по деревянному мосту длиной 50 м. На этом месте также находятся два девиантных захоронения, датированные 11 веком нашей эры. [1] еще не обнаружены Однако отложения на английском озере с аналогичным названием Тайсмир . [29] Из-за близкого сходства между отложениями на конкретных ландшафтных особенностях в Англии и других местах утверждалось, что относительно небольшое количество находок в Англии является результатом недостаточной представленности в археологических данных, будь то из-за отсутствия открытий или отчетов, скорее чем более низкая распространенность практики осаждения. [25] Как и в случае с ранее введенными законами, законы, изданные в Англии Кнутом Великим между 1020 и 1023 годами нашей эры, запрещали поклонение рекам, колодцам и источникам, что соответствует археологическим данным о отложениях на этих водно-болотных угодьях. Было высказано предположение, что это может относиться к практикам в Англии либо только скандинавов, либо что миграции скандинавов- язычников привели к возрождению англосаксонских языческих обычаев. [30] [31]

Религиозное намерение

[ редактировать ]

Хотя некоторые ученые интерпретируют отложения водно-болотных угодий как случайные, например, оставшиеся после сражений, размеры отложений и состояние предметов внутри них позволяют предположить, что эта идея не объясняет большинство находок. [32] [33] Вместо этого их обычно интерпретировали как вотивные подношения , в отличие от отложений на засушливых землях, которые рассматривались как клады , которые будут обнаружены позже. [32] [34] Кроме того, было высказано предположение, что размещение оружия является попыткой не допустить, чтобы существа на заболоченных территориях причинили вред тем, кто пытается пересечь их, обеспечивая безопасный проход. [32]

Многие археологи традиционно различают «жертвоприношения военной добычи», состоящие из оружия и снаряжения для верховой езды, и «жертвоприношения плодородия», состоящие из всего остального, например сельскохозяйственной продукции, керамики, останков животных и людей. Обычно предполагается, что склады оружия должны быть благодарны богам за победу в битве. С другой стороны, «жертвы плодородия» обычно рассматриваются как часть взаимного процесса даяния. Ученые часто полагают, что жертвоприношения с оружием совершаются победителями, в благодарность богам даруя им боевое снаряжение побежденной стороны. [17] Альтернативное предположение состоит в том, что оно было направлено на подавление силы оружия, которое было бы запятнано его связью с убийством. [24] Однако это разделение на два отдельных класса было оспорено, поскольку было высказано предположение, что эта строгая дихотомия может не совсем соответствовать представлениям тех, кто дает показания. [17]

Некоторые взрослые особи, брошенные в болота, были интерпретированы как казненные в наказание или принесенные в жертву. Другие, возможно, были похоронены там обычным способом. [10] Было высказано предположение, что увольнение младенцев было оправдано отчаянием и к нему прибегали только в крайних случаях. В соответствии с этим большинство свидетельств младенцев датируется периодом миграции – временем широкомасштабных распрей и перемещений населения. [35] Напротив, также утверждалось, что детоубийство было социально приемлемым из-за таких факторов, как высокий уровень детской смертности, неспособность рассматривать детей как полноценных людей до тех пор, пока они не достигли определенных этапов, таких как первое грудное вскармливание, и что это безопаснее для матери, чем аборты. [36] Было отмечено сходство между современными практиками захоронения младенцев на водно-болотных угодьях и практиками в местах поселений, например, в столбах и под очагами, которые были более распространены. [37] Было высказано предположение, что в анимистическом мышлении германских язычников в I тысячелетии нашей эры, когда границы между некоторыми объектами и живыми существами были размыты, в определенных контекстах человеческие тела и младенцы могли восприниматься как одушевленные объекты, которые можно было использовались в качестве ритуальных инструментов как в целости, так и в разобранном виде. [38] Было также высказано предположение, что размещение тел в болотах было способом предотвратить их возвращение в виде таких существ, как драуги . [8]

Заметными отклонениями от этих рассуждений являются корабли Скулделева , которые были намеренно затоплены в оборонительных целях, блокируя вход во фьорд Роскилле , а не выполняя религиозную функцию. [39]

Население сверхъестественными существами

[ редактировать ]
Грендель, обитающий в болотах, изображенный Дж. Р. Скелтоном в « Историях Беовульфа» 1908 года.

В таких источниках, как «Гримнисмал», озера и болота описываются как жилища женских богов. [50] Фригг живет в Фенсалире («Залы Фена»), а Сага живет в Сёкквабеккре («Затонувшие скамейки»), где она пьет с Одином под волнами. [51] Сверхъестественные существа также описываются как обитающие в водных местах, называемых бруннарами (что переводится по-разному как «озера», «колодцы» и «пруды»). К ним относятся Урдарбруннр (где живут три норны и боги встречаются, чтобы вынести приговор) и Мимисбруннр (связанный с мудрым существом Мимиром ). [50] [52]

Боги и другие сверхъестественные существа также описываются как живущие в водоемах на островах. В начале Grímnismál описывается, как два брата заблудились во время рыбалки и оказались в затруднительном положении, после чего о них позаботились Один и Фригг . замаскированные [53] Богов также можно рассматривать как находящихся в определенных географических местах, таких как Эгир на Лесё и Нерт в священной роще на острове в море. [54] [55] [56] В о Гаутреке саге Старкадр встречает Одина среди других богов на острове недалеко от Хордаланда , а в саге о Йомсвикинге поклясться граф Хакон отправляется на остров, чтобы Торгерду Хёлгабрруду и Ирпе . [57]

В древнеанглийских источниках также описываются явно вредные существа, живущие на водно-болотных угодьях. [58] В «Беовульфе» одноименный герой убивает девять зверей в море во время соревнований по плаванию с Бреккой Брондинг . Позже он отправляется в озеро на болотах, в котором живет мать Гренделя , чтобы сразиться с ней, и находит ее живущей в зале под водой. [59] В соответствии с этим, болота описываются в «Максимах II» как характерное место обитания юров , типа существ, в который входит Грендель . [58] [60] Никоры также фигурируют в стихотворении, где они живут под поверхностью водоемов и представлены как устрашающие и опасные существа. [58] Точно так же имя Фенрира , волка, которому в Вёлуспе предсказали, что он съест Одина в Рагнарёке , вероятно, переводится как «житель Фена». [61]

Топономия

[ редактировать ]

Германские топонимы, связанные с водой, которые, как было предложено, произошли от их исторической роли в языческой религиозной практике:

Пункты пропуска

[ редактировать ]

Англия

Гудено в Ютландии

Норвегия

Швеция

водно-болотные угодья

[ редактировать ]

Дания

Англия

Швеция

Значение водных мест

[ редактировать ]
Один с Синфьётли трупом . Иллюстрация из шведского издания «Поэтической Эдды» Фредрика Сандера 1893 года.

Вода как обозначение пограничных пространств

[ редактировать ]

Водно-болотные угодья, приливные регионы, а также сезонные и приливные острова интерпретировались как концептуально отличающиеся друг от друга когнитивные ландшафты многих прошлых культур. Аналогичным образом, водотоки, острова и мосты часто служили маркерами территорий, естественными барьерами, пунктами пересечения и облегчением путешествий. Было высказано предположение, что эти качества побудили ранних германцев рассматривать их как пограничные пространства, в которых более вероятны сверхъестественные встречи. [69] Вода также часто описывается как отделяющая земли живых от земель мертвых и богов, например, Гьёлль , который упоминается в «Гилфагиннинге» как отмечающий границу с Хель . [70] [71]

Представление о том, что земли мертвых отделены от земель живых, часто повторяется по всему миру и подтверждается по всей Северо-Западной Европе, начиная с VI века нашей эры. Византийский описывает , историк Прокопий что жители Нидерландов переправляют души умерших на остров у побережья. Точно так же в «Беовульфе» и «Прозаической Эдде» тела Скильда Скифинга и Бальдра кладут на корабли и отправляют в море. В последнем случае корабль сгорает, а бога позже находят в Хель . Точно так же в прозаическом разделе «Frá dauða Sinfjtla » лодочник, которого некоторые ученые называют Одином, переправляет тело Синфьятли через фьорд. Эти текстовые источники были связаны с более широкими свидетельствами, такими как археологические находки захоронений кораблей , которые происходят в Северной Европе железного века , что, вероятно, отражает идею о том, что те, кто умер, могли добраться до страны мертвых на лодке. [72] Точно так же множество могил железного века было обнаружено на необитаемых островах, а многие могильные поля железного века и эпохи викингов отделены от поселений ручьями. Кроме того, вокруг некоторых курганов, например, в Борре в Вестфолле , есть рвы, которые в определенное время года заполнялись водой, что делало их временными островами, до которых можно было добраться по мостам, построенным над рвами. [73]

Было высказано предположение, что водоемы, такие как Оденсьо, рассматривались как проходы в потусторонний мир, где обитали боги и другие существа, подобно верованиям, связанным с саайве в южносаамской традиции. [74] Похожие верования были отмечены в более позднем североевропейском фольклоре, например, люди достигали земель эльфов , прыгнув в пруды, реки или море в исландском фольклоре . [75]

Отражение мифических мест в религиозных объектах

[ редактировать ]

Мимисбрунн связан с водами Мимлинга в Германии, а также Мимесёа и Мимесжёна в Швеции . Утверждалось, что эти имена предполагают, что, как и в случае с Мимисбрунном, существовала вера в мудрое пророческое существо, живущее под этими водами. [52]

Адам Бременский описывает в Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum, что в храме в Уппсале языческие жертвоприношения приносились на месте дерева и источника или колодца ( fons ). [59] [76] Было отмечено сходство между этим местом, Иггдрасилем и колодцами (« бруннар »), расположенными под его корнями. Было отмечено, что сочетание деревьев и колодцев распространено на языческих религиозных объектах в отчетах с VI века нашей эры до времен Карла Великого . [76]

Связь с другими практиками

[ редактировать ]

Утверждалось, что использование водных мест следует рассматривать в контексте более широких священных ландшафтов в сознании германских народов, которые также включали другие важные особенности, связанные с религиозной практикой, такие как курганы , храмы , холмы, поля и рощи. . [77]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хотя Эриксен упоминал их как колодцы, отмечается, что они, вероятно, не использовались бы в качестве колодцев из-за риска заражения от захороненных тел животных и людей. [11]
  1. ^ Перейти обратно: а б Лунд 2010 , стр. 58.
  2. ^ Солнечная Колесница .
  3. ^ Фреденгрен 2011 , стр. 110.
  4. ^ Перейти обратно: а б Раффилд 2014 , с. 636.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Лунд 2010 , стр. 51.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Моникандер 2010 , с. 97.
  7. ^ Моникандер 2010 , стр. 96–99.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Симек 2008 , с. 41.
  9. ^ Перейти обратно: а б Рау 2007 , с. 141.
  10. ^ Перейти обратно: а б Бротуэлл 1996 , с. 161.
  11. ^ Эриксен 2017 , стр. 349–350.
  12. ^ Эриксен 2017 , стр. 339, 343, 349.
  13. ^ Эриксен 2017 , стр. 352.
  14. ^ Ворон 2010 , стр. 110.
  15. ^ Грин 1998 , с. 177.
  16. ^ Эриксен 2017 , стр. 343.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Моникандер 2010 , с. 96.
  18. ^ Ганнелл 2015 , стр. 58–59.
  19. ^ Перейти обратно: а б Лунд 2010 , стр. 53–54.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Лунд 2010 , стр. 15–16.
  21. ^ Санмарк 2004 , с. 157.
  22. ^ Сундквист 2017 , с. 175.
  23. ^ Лунд 2010 , стр. 54.
  24. ^ Перейти обратно: а б Моникандер 2010 , с. 99.
  25. ^ Перейти обратно: а б Раффилд 2014 , с. 637.
  26. ^ Раффилд 2014 , с. 644.
  27. ^ Эриксен 2017 , стр. 342.
  28. ^ Перейти обратно: а б Лунд 2010 , стр. 52.
  29. ^ Лунд 2010 , стр. 55,58.
  30. ^ Лунд 2010 , стр. 15.
  31. ^ Санмарк 2004 , с. 151.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Сэмпл 2010 , с. 31.
  33. ^ Раффилд 2014 , с. 639.
  34. ^ Лунд 2010 , стр. 32.
  35. ^ Эриксен 2017 , стр. 346.
  36. ^ Эриксен 2017 , стр. 341–342.
  37. ^ Эриксен 2017 , стр. 346–349.
  38. ^ Эриксен 2017 , стр. 351.
  39. ^ Сэйерс 2004 , с. 87.
  40. ^ Певан 2019 , с. 12.
  41. ^ Повозка Дейбьерга .
  42. ^ Шульте 2009 , с. 7.
  43. ^ АсингхЛиннеруп 2007 , с. 31.
  44. ^ Мосгаард .
  45. ^ Олдхаус-Грин 2012 , стр. 59–60.
  46. ^ Хансен 2010 , стр. 76–77, 103.
  47. ^ Котел Гундеструпа .
  48. ^ Лоойенга 2003 , с. 78.
  49. ^ Гребень Vimose .
  50. ^ Перейти обратно: а б с Лунд 2010 , стр. 56.
  51. ^ Хайде 2014 , с. 109.
  52. ^ Перейти обратно: а б Симек 2008 , стр. 216–217.
  53. ^ Хайде 2011 , с. 61.
  54. ^ Хайде 2014 , с. 108.
  55. ^ Симек 2008 , с. 230.
  56. ^ Хайде 2011 , стр. 61–62.
  57. ^ Хайде 2011 , стр. 62–63.
  58. ^ Перейти обратно: а б с Сэмпл 2010 , с. 30.
  59. ^ Перейти обратно: а б с Лунд 2010 , стр. 57.
  60. ^ Абрам 2019 .
  61. ^ Симек 2008 , стр. 80–81.
  62. ^ Перейти обратно: а б Лунд 2010 , стр. 55.
  63. ^ Уифордби .
  64. ^ Хайде 2011 , с. 73.
  65. ^ Хайде 2011 , с. 74.
  66. ^ Грэм-Кэмпбелл, 2018 .
  67. ^ Сундквист 2015 , с. 340.
  68. ^ Хайде 2011 , с. 67.
  69. ^ Семпл 2010 , стр. 31–32.
  70. ^ Хайде 2011 , стр. 59–61.
  71. ^ Симек 2008 , с. 111.
  72. ^ Хайде 2011 , с. 59.
  73. ^ Хайде 2011 , с. 60.
  74. ^ Хайде 2011 , стр. 66, 68.
  75. ^ Хайде 2011 , с. 64.
  76. ^ Перейти обратно: а б Сундквист 2017 , стр. 173–175.
  77. ^ Семпл 2010 , стр. 25, 42.

вторичный

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b94dd74374963f3d07f254ad4df67878__1713430320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/78/b94dd74374963f3d07f254ad4df67878.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wetlands and islands in Germanic paganism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)