Водно-болотные угодья и острова в германском язычестве
Видное место занимали водно-болотные угодья и острова в германском язычестве , как и в других языческих европейских культурах, выступая в качестве мест религиозной практики и верований от скандинавского бронзового века до христианизации германских народов .
Отложения таких предметов, как еда, оружие и снаряжение для верховой езды, были обнаружены в таких местах, как реки, болота и острова, которые менялись во времени и в разных местах. Интерпретации этих находок различаются в зависимости от предлагаемых объяснений, включая попытки поблагодарить, успокоить или попросить помощи у сверхъестественных существ, которые, как считалось, либо жили на водно-болотных угодьях, либо к ним можно было добраться через них. литературных источниках говорится , что помимо полезных существ, В древнеанглийских некоторые водно-болотные угодья также были населены вредными существами, такими как никоры и тирсы, с которыми сражался герой Беовульф .
Ученые утверждают, что в V веке нашей эры религиозное значение водных мест уменьшилось из-за действий недавно сформировавшегося аристократического класса воинов, который продвигал более централизованную культуру залов. Их культовая роль еще больше снизилась после внедрения институционализированного христианства в германоязычных регионах, когда был издан ряд законов, направленных на подавление сохраняющегося поклонения в этих местах. Несмотря на это, некоторые аспекты языческих религиозных практик и концепций, похоже, сохранились и после установления христианства посредством адаптации и ассимиляции с новой верой, например, сохранение захоронений в святых местах.
История
[ редактировать ]Предыстория и происхождение
[ редактировать ]Как и в других частях Европы, отложения водно-болотных угодий в районах, позднее заселенных германскими народами , таких как Англия и Скандинавия , происходили в Новом каменном веке и продолжаются на протяжении всего бронзового века (когда в Скандинавии начинаются залежи оружия), железного века и вплоть до Эпоха викингов . [3] [4] [5] [6] На протяжении этого длительного периода наблюдались значительные региональные и временные различия: в разных местах в разные моменты времени откладывались разные типы предметов. [7] Водно-болотные угодья имеют еще большее значение для археологов, поскольку заболоченные и кислые условия сохраняют органический материал, который в противном случае разложился бы, например одежду и древесину. [8] [9]
Доримский и римский железный век
[ редактировать ]Отложения водно-болотных угодий были обнаружены в континентальных германских областях, таких как Обердорла в Тюрингии , которая использовалась в качестве ритуального места с периода Гальштата до, по крайней мере, периода Меровингов , следуя тенденциям, наблюдаемым в других местах, в преемственности практики отложения, несмотря на миграции или языковые изменения в этом районе. . [6] Крупные склады оружия были обнаружены в таких местах, как Хьортспринг , Одал , Эсбёль и Скедемоссе , при этом Хьортспринг был старейшим из подобных объектов, произошедшим примерно за 400 лет до того, как отложения стали широко происходить по всей Северной Европе . Жертвоприношения животных в Скедемосе и Хьортспринге примерно современны и датируются примерно 300 годом до нашей эры. Было высказано предположение, что интенсификация отложения в позднем доримском железном веке в таких местах, как Скедемос, возникла в результате культурных контактов с кельтскими народами, которые в то время начали расселяться по Европе и имели аналогичные методы отложения. [6]
Болотные тела, обычно связанные с культурными обычаями ранних германских народов, группируются примерно в период с 600 г. до н.э. по 300 г. н.э. и включают таких людей, как человек Толлунд и человек Остерби . [10] На протяжении I тысячелетия н. э. младенцы целиком или частично оседали по всей германской территории как в естественных водно-болотных угодьях, таких как болота, так и в искусственных «колодцах». [примечание 1] в таких поселениях, как Треллеборг , которые можно было воспринимать как «возделываемые болота», действовавшие как водно-болотные угодья, построенные в поселениях для ухода за ними населением. [12] Причина смерти найденных младенцев остается неясной. [13] Человеческие свидетельства также связаны с рассказом Тацита « Германия» о ритуальном омовении бога Нертуса , после которого те, кто его чистил, утонули. [14] [15] Он также утверждает, что германские народы топили людей, нарушавших определенные социальные правила. Учитывая, что болотные тела обычно не имеют признаков смерти в результате утопления, было высказано предположение, что эти точные детали могут быть неточными. [8] Несмотря на количество известных находок, следует отметить, что человеческие останки встречаются особенно редко по сравнению с другими типами отложений. [16]
Германский железный век
[ редактировать ]Фибулы и брактеаты также размещались внутри или по краям водно-болотных угодий в период с V по первую половину VI века. [5] Крупные складирования оружия перестают происходить после окончания периода миграции, и лишь небольшие складирования продолжаются в эпоху викингов, причем в других местах, чем раньше. [17] Постепенное сокращение отложений водно-болотных угодий примерно в V веке нашей эры Терри Ганнелл связал с централизацией религиозных традиций и ростом известности залов и элиты воинов-мужчин. Он также предполагает, что в этот период женские фигуры, связанные с водоемами, стали менее заметными, и их представление как правительниц царств мертвых было заменено развивающимися идеями Валхёлля . [18] Точно так же было высказано предположение, что стабилизация элитного класса в VI веке нашей эры привела к уменьшению количества конфликтов, в результате чего на водно-болотных угодьях стало меньше военных трофеев. [4]
Отложение артефактов на водно-болотных угодьях практиковалось в Великобритании до появления англосаксонского поселения и продолжалось в англосаксонский период . [5] Находки состоят в основном из оружия, но также включают и другие предметы, такие как конское снаряжение, украшения и инструменты. [19] Во время христианизации англосаксонской Англии в 7 веке н.э. и последующего установления институционализированного христианства в 10 веке н.э. некоторые практики водно-болотных угодий были объявлены незаконными в попытках их подавить, в результате чего частота отложений на водно-болотных угодьях продолжалась все реже. [20]
Эта попытка подавить обычаи, воспринимаемые как языческие, аналогична в этот период в континентальной Европе в таких случаях, как Indiculus superstitionum et paganiarum , который включает поклонение в список осуждаемых практик, считающихся языческими, или суеверий со всей Саксонии. [21] Другие примеры включают лангобардский закон, составленный в 727 году нашей эры, который предусматривал штраф за поклонение деревьям и колодцам, а также Capitulatio de partibus Saxoniae, составленный в 769 году нашей эры, который дополнительно запрещает поклонение у колодцев. [22]
В других случаях значение практики водно-болотных угодий было изменено, чтобы соответствовать контексту новой религии. [20] Определенные источники и колодцы были связаны с конкретными святыми, а крещения иногда совершались в реках. Более того, реки продолжали выступать в качестве границ прибрежных мест: монастыри часто строились так, чтобы к ним можно было попасть через реки. Далее утверждалось, что концепция водно-болотных угодий как дома для сверхъестественных существ оставалась широко распространенной, например, в рассказах об англосаксонском святом Гутлаке из Кроуленда, таких как латинское Vita Santi Guthlaci и стихотворения «Гутлак A и B», в которых святой предпочитает жить в болоте, где обитают злые духи. [20]
Эпоха викингов и позже
[ редактировать ]Сокращение отложений, наблюдаемое в Скандинавии во время германского железного века, не было постоянным: отложения таких предметов, как оружие, украшения, монеты и инструменты, снова появлялись на поверхности в конце 8-го века до начала 11-го века нашей эры, когда отложения снова уменьшаются. совпало с ростом утверждения христианства. [5] [24] Хранение оружия в эпоху викингов продолжает практику, наблюдавшуюся ранее в германском железном веке, при этом было обнаружено лишь небольшое количество предметов, и часто в других местах, чем раньше. [17] Эти места включают водно-болотные угодья в регионах, населенных диаспорой викингов , в таких регионах, как Ирландия и современные Франция и Нидерланды . [25] В соответствии с этим, византийский De Administando Imperio описывает русских викингов, совершающих жертвоприношения на острове Святого Григория на реке Днепр , что связано с находками скандинавских мечей в этом регионе. [26] Другие письменные отчеты включают рассказ андалузского путешественника X века Ибрагима ибн Якуба , который описывает, что жители Хедебю бросали лишних детей в море. [27] Размещение оружия в заболоченных местах может быть отражено в названиях рек в скандинавской мифологии, таких как Гейрвимул («Тот, кто покачивается копьями»), Нёт («Жалящий») и Слидр («Опасно острый»). Из этих трех рек Гейрвимул и Нот протекают вокруг святилищ или домов богов, в то время как Слид течет через земли людей, прежде чем впасть в Хель , и явно описывается как текущая с мечами и секирами . [28]
В случае Англии заселение северогерманских народов совпадает с увеличением отложений водно-болотных угодий в регионе. Предметы, относящиеся как к англосаксонскому , так и к скандинавскому художественным стилям, были найдены, главным образом, в Темзе , Ли и Уитеме . Известные находки включают Сеакс Беагнота , Кольцо реки Нене . [19] И в Англии, и в Скандинавии отложения часто скапливаются вокруг мест пересечения рек, таких как мосты и броды. Среди мест с наибольшим количеством обнаруженного оружия - датское озеро Тиссё , возле которого было обнаружено поселение, добраться до которого в эпоху викингов можно было только по деревянному мосту длиной 50 м. На этом месте также находятся два девиантных захоронения, датированные 11 веком нашей эры. [1] еще не обнаружены Однако отложения на английском озере с аналогичным названием Тайсмир . [29] Из-за близкого сходства между отложениями на конкретных ландшафтных особенностях в Англии и других местах утверждалось, что относительно небольшое количество находок в Англии является результатом недостаточной представленности в археологических данных, будь то из-за отсутствия открытий или отчетов, скорее чем более низкая распространенность практики осаждения. [25] Как и в случае с ранее введенными законами, законы, изданные в Англии Кнутом Великим между 1020 и 1023 годами нашей эры, запрещали поклонение рекам, колодцам и источникам, что соответствует археологическим данным о отложениях на этих водно-болотных угодьях. Было высказано предположение, что это может относиться к практикам в Англии либо только скандинавов, либо что миграции скандинавов- язычников привели к возрождению англосаксонских языческих обычаев. [30] [31]
Религиозное намерение
[ редактировать ]Хотя некоторые ученые интерпретируют отложения водно-болотных угодий как случайные, например, оставшиеся после сражений, размеры отложений и состояние предметов внутри них позволяют предположить, что эта идея не объясняет большинство находок. [32] [33] Вместо этого их обычно интерпретировали как вотивные подношения , в отличие от отложений на засушливых землях, которые рассматривались как клады , которые будут обнаружены позже. [32] [34] Кроме того, было высказано предположение, что размещение оружия является попыткой не допустить, чтобы существа на заболоченных территориях причинили вред тем, кто пытается пересечь их, обеспечивая безопасный проход. [32]
Многие археологи традиционно различают «жертвоприношения военной добычи», состоящие из оружия и снаряжения для верховой езды, и «жертвоприношения плодородия», состоящие из всего остального, например сельскохозяйственной продукции, керамики, останков животных и людей. Обычно предполагается, что склады оружия должны быть благодарны богам за победу в битве. С другой стороны, «жертвы плодородия» обычно рассматриваются как часть взаимного процесса даяния. Ученые часто полагают, что жертвоприношения с оружием совершаются победителями, в благодарность богам даруя им боевое снаряжение побежденной стороны. [17] Альтернативное предположение состоит в том, что оно было направлено на подавление силы оружия, которое было бы запятнано его связью с убийством. [24] Однако это разделение на два отдельных класса было оспорено, поскольку было высказано предположение, что эта строгая дихотомия может не совсем соответствовать представлениям тех, кто дает показания. [17]
Некоторые взрослые особи, брошенные в болота, были интерпретированы как казненные в наказание или принесенные в жертву. Другие, возможно, были похоронены там обычным способом. [10] Было высказано предположение, что увольнение младенцев было оправдано отчаянием и к нему прибегали только в крайних случаях. В соответствии с этим большинство свидетельств младенцев датируется периодом миграции – временем широкомасштабных распрей и перемещений населения. [35] Напротив, также утверждалось, что детоубийство было социально приемлемым из-за таких факторов, как высокий уровень детской смертности, неспособность рассматривать детей как полноценных людей до тех пор, пока они не достигли определенных этапов, таких как первое грудное вскармливание, и что это безопаснее для матери, чем аборты. [36] Было отмечено сходство между современными практиками захоронения младенцев на водно-болотных угодьях и практиками в местах поселений, например, в столбах и под очагами, которые были более распространены. [37] Было высказано предположение, что в анимистическом мышлении германских язычников в I тысячелетии нашей эры, когда границы между некоторыми объектами и живыми существами были размыты, в определенных контекстах человеческие тела и младенцы могли восприниматься как одушевленные объекты, которые можно было использовались в качестве ритуальных инструментов как в целости, так и в разобранном виде. [38] Было также высказано предположение, что размещение тел в болотах было способом предотвратить их возвращение в виде таких существ, как драуги . [8]
Заметными отклонениями от этих рассуждений являются корабли Скулделева , которые были намеренно затоплены в оборонительных целях, блокируя вход во фьорд Роскилле , а не выполняя религиозную функцию. [39]
- Фигурки из болота Браак , ок. II-IV вв. до н.э. , Государственный археологический музей земли Шлезвиг-Гольштейн в замке Готторф. [45] [46]
Население сверхъестественными существами
[ редактировать ]В таких источниках, как «Гримнисмал», озера и болота описываются как жилища женских богов. [50] Фригг живет в Фенсалире («Залы Фена»), а Сага живет в Сёкквабеккре («Затонувшие скамейки»), где она пьет с Одином под волнами. [51] Сверхъестественные существа также описываются как обитающие в водных местах, называемых бруннарами (что переводится по-разному как «озера», «колодцы» и «пруды»). К ним относятся Урдарбруннр (где живут три норны и боги встречаются, чтобы вынести приговор) и Мимисбруннр (связанный с мудрым существом Мимиром ). [50] [52]
Боги и другие сверхъестественные существа также описываются как живущие в водоемах на островах. В начале Grímnismál описывается, как два брата заблудились во время рыбалки и оказались в затруднительном положении, после чего о них позаботились Один и Фригг . замаскированные [53] Богов также можно рассматривать как находящихся в определенных географических местах, таких как Эгир на Лесё и Нерт в священной роще на острове в море. [54] [55] [56] В о Гаутреке саге Старкадр встречает Одина среди других богов на острове недалеко от Хордаланда , а в саге о Йомсвикинге поклясться граф Хакон отправляется на остров, чтобы Торгерду Хёлгабрруду и Ирпе . [57]
В древнеанглийских источниках также описываются явно вредные существа, живущие на водно-болотных угодьях. [58] В «Беовульфе» одноименный герой убивает девять зверей в море во время соревнований по плаванию с Бреккой Брондинг . Позже он отправляется в озеро на болотах, в котором живет мать Гренделя , чтобы сразиться с ней, и находит ее живущей в зале под водой. [59] В соответствии с этим, болота описываются в «Максимах II» как характерное место обитания юров , типа существ, в который входит Грендель . [58] [60] Никоры также фигурируют в стихотворении, где они живут под поверхностью водоемов и представлены как устрашающие и опасные существа. [58] Точно так же имя Фенрира , волка, которому в Вёлуспе предсказали, что он съест Одина в Рагнарёке , вероятно, переводится как «житель Фена». [61]
Топономия
[ редактировать ]Германские топонимы, связанные с водой, которые, как было предложено, произошли от их исторической роли в языческой религиозной практике:
Пункты пропуска
[ редактировать ]Англия
- Уифорд ( Wēoh ford), деревня в Стаффордшире. [62]
- Уифордби ( поселение Веофорд ), деревня в Лестершире. [62] [63]
Острова
[ редактировать ]Норвегия
- Годейяр (Острова богов), острова в Салтене [64]
- Хельгёйя (Святой остров), остров на озере Мьёса. [65]
Швеция
- Хельго (Святой остров), Исландия в Меларене [66]
- Фрёсон (Остров, посвященный богу Фрейру ), остров в Емтланде . [67]
водно-болотные угодья
[ редактировать ]Дания
- Гудена (Божий ручей), река в Ютландии. [28]
- Тиссё ( Тирское или божье озеро), озеро в Зеландии. [50]
Англия
- Тайсмир ( Tīw 's mere), озеро в Вустершире. [59]
Швеция
Значение водных мест
[ редактировать ]Вода как обозначение пограничных пространств
[ редактировать ]Водно-болотные угодья, приливные регионы, а также сезонные и приливные острова интерпретировались как концептуально отличающиеся друг от друга когнитивные ландшафты многих прошлых культур. Аналогичным образом, водотоки, острова и мосты часто служили маркерами территорий, естественными барьерами, пунктами пересечения и облегчением путешествий. Было высказано предположение, что эти качества побудили ранних германцев рассматривать их как пограничные пространства, в которых более вероятны сверхъестественные встречи. [69] Вода также часто описывается как отделяющая земли живых от земель мертвых и богов, например, Гьёлль , который упоминается в «Гилфагиннинге» как отмечающий границу с Хель . [70] [71]
Представление о том, что земли мертвых отделены от земель живых, часто повторяется по всему миру и подтверждается по всей Северо-Западной Европе, начиная с VI века нашей эры. Византийский описывает , историк Прокопий что жители Нидерландов переправляют души умерших на остров у побережья. Точно так же в «Беовульфе» и «Прозаической Эдде» тела Скильда Скифинга и Бальдра кладут на корабли и отправляют в море. В последнем случае корабль сгорает, а бога позже находят в Хель . Точно так же в прозаическом разделе «Frá dauða Sinfjtla » лодочник, которого некоторые ученые называют Одином, переправляет тело Синфьятли через фьорд. Эти текстовые источники были связаны с более широкими свидетельствами, такими как археологические находки захоронений кораблей , которые происходят в Северной Европе железного века , что, вероятно, отражает идею о том, что те, кто умер, могли добраться до страны мертвых на лодке. [72] Точно так же множество могил железного века было обнаружено на необитаемых островах, а многие могильные поля железного века и эпохи викингов отделены от поселений ручьями. Кроме того, вокруг некоторых курганов, например, в Борре в Вестфолле , есть рвы, которые в определенное время года заполнялись водой, что делало их временными островами, до которых можно было добраться по мостам, построенным над рвами. [73]
Было высказано предположение, что водоемы, такие как Оденсьо, рассматривались как проходы в потусторонний мир, где обитали боги и другие существа, подобно верованиям, связанным с саайве в южносаамской традиции. [74] Похожие верования были отмечены в более позднем североевропейском фольклоре, например, люди достигали земель эльфов , прыгнув в пруды, реки или море в исландском фольклоре . [75]
Отражение мифических мест в религиозных объектах
[ редактировать ]Мимисбрунн связан с водами Мимлинга в Германии, а также Мимесёа и Мимесжёна в Швеции . Утверждалось, что эти имена предполагают, что, как и в случае с Мимисбрунном, существовала вера в мудрое пророческое существо, живущее под этими водами. [52]
Адам Бременский описывает в Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum, что в храме в Уппсале языческие жертвоприношения приносились на месте дерева и источника или колодца ( fons ). [59] [76] Было отмечено сходство между этим местом, Иггдрасилем и колодцами (« бруннар »), расположенными под его корнями. Было отмечено, что сочетание деревьев и колодцев распространено на языческих религиозных объектах в отчетах с VI века нашей эры до времен Карла Великого . [76]
Связь с другими практиками
[ редактировать ]Утверждалось, что использование водных мест следует рассматривать в контексте более широких священных ландшафтов в сознании германских народов, которые также включали другие важные особенности, связанные с религиозной практикой, такие как курганы , храмы , холмы, поля и рощи. . [77]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Лунд 2010 , стр. 58.
- ^ Солнечная Колесница .
- ^ Фреденгрен 2011 , стр. 110.
- ^ Перейти обратно: а б Раффилд 2014 , с. 636.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лунд 2010 , стр. 51.
- ^ Перейти обратно: а б с Моникандер 2010 , с. 97.
- ^ Моникандер 2010 , стр. 96–99.
- ^ Перейти обратно: а б с Симек 2008 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Рау 2007 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б Бротуэлл 1996 , с. 161.
- ^ Эриксен 2017 , стр. 349–350.
- ^ Эриксен 2017 , стр. 339, 343, 349.
- ^ Эриксен 2017 , стр. 352.
- ^ Ворон 2010 , стр. 110.
- ^ Грин 1998 , с. 177.
- ^ Эриксен 2017 , стр. 343.
- ^ Перейти обратно: а б с д Моникандер 2010 , с. 96.
- ^ Ганнелл 2015 , стр. 58–59.
- ^ Перейти обратно: а б Лунд 2010 , стр. 53–54.
- ^ Перейти обратно: а б с Лунд 2010 , стр. 15–16.
- ^ Санмарк 2004 , с. 157.
- ^ Сундквист 2017 , с. 175.
- ^ Лунд 2010 , стр. 54.
- ^ Перейти обратно: а б Моникандер 2010 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б Раффилд 2014 , с. 637.
- ^ Раффилд 2014 , с. 644.
- ^ Эриксен 2017 , стр. 342.
- ^ Перейти обратно: а б Лунд 2010 , стр. 52.
- ^ Лунд 2010 , стр. 55,58.
- ^ Лунд 2010 , стр. 15.
- ^ Санмарк 2004 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б с Сэмпл 2010 , с. 31.
- ^ Раффилд 2014 , с. 639.
- ^ Лунд 2010 , стр. 32.
- ^ Эриксен 2017 , стр. 346.
- ^ Эриксен 2017 , стр. 341–342.
- ^ Эриксен 2017 , стр. 346–349.
- ^ Эриксен 2017 , стр. 351.
- ^ Сэйерс 2004 , с. 87.
- ^ Певан 2019 , с. 12.
- ^ Повозка Дейбьерга .
- ^ Шульте 2009 , с. 7.
- ^ АсингхЛиннеруп 2007 , с. 31.
- ^ Мосгаард .
- ^ Олдхаус-Грин 2012 , стр. 59–60.
- ^ Хансен 2010 , стр. 76–77, 103.
- ^ Котел Гундеструпа .
- ^ Лоойенга 2003 , с. 78.
- ^ Гребень Vimose .
- ^ Перейти обратно: а б с Лунд 2010 , стр. 56.
- ^ Хайде 2014 , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б Симек 2008 , стр. 216–217.
- ^ Хайде 2011 , с. 61.
- ^ Хайде 2014 , с. 108.
- ^ Симек 2008 , с. 230.
- ^ Хайде 2011 , стр. 61–62.
- ^ Хайде 2011 , стр. 62–63.
- ^ Перейти обратно: а б с Сэмпл 2010 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с Лунд 2010 , стр. 57.
- ^ Абрам 2019 .
- ^ Симек 2008 , стр. 80–81.
- ^ Перейти обратно: а б Лунд 2010 , стр. 55.
- ^ Уифордби .
- ^ Хайде 2011 , с. 73.
- ^ Хайде 2011 , с. 74.
- ^ Грэм-Кэмпбелл, 2018 .
- ^ Сундквист 2015 , с. 340.
- ^ Хайде 2011 , с. 67.
- ^ Семпл 2010 , стр. 31–32.
- ^ Хайде 2011 , стр. 59–61.
- ^ Симек 2008 , с. 111.
- ^ Хайде 2011 , с. 59.
- ^ Хайде 2011 , с. 60.
- ^ Хайде 2011 , стр. 66, 68.
- ^ Хайде 2011 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Сундквист 2017 , стр. 173–175.
- ^ Семпл 2010 , стр. 25, 42.
Ссылки
[ редактировать ]вторичный
[ редактировать ]- Абрам, Кристофер (20 декабря 2019 г.). «Дома, в болотах с Гренделькином» . Встреча с Беовульфом . Издательство Манчестерского университета. стр. 120–144. ISBN 978-1-5261-3644-2 .
- Олдхаус-Грин, Миранда Дж. (2012). Археология изображений: иконология и космология в железном веке и римской Европе (1-е издание в мягкой обложке). Лондон: Рутледж. ISBN 9780415252539 .
- Асингх, Полина; Линнеруп, Нильс (2007). Человек из Граубалле: новый взгляд на тело из книги железного века . Орхус: Издательство Орхусского университета. ISBN 978-87-88415-29-2 .
- Бротуэлл, Д. (1996). «Европейские болотные тела: современное состояние исследований и сохранения» . Человеческие мумии . Человек во льду. Том. 3. Спрингер. стр. 161–172. дои : 10.1007/978-3-7091-6565-2_16 . ISBN 978-3-7091-7352-7 .
- Эриксен, Слушайте оригинальные статьи Не все матери любят своих детей? Депонированные младенцы как одушевленные объекты в скандинавском железном веке Марианна Хем (2017). «Разве не все матери любят своих детей? В скандинавском железном веке младенцев хранили как одушевленные предметы» . Мировая археология . 49 (3): 338–356. дои : 10.1080/00438243.2017.1340189 . hdl : 10852/65628 . S2CID 197856941 .
- Фреденгрен, Кристина (сентябрь 2011 г.). «Там, где бьют блуждающие воды - осадочный ландшафт долины Меларен в позднем бронзовом веке и раннем железном веке Скандинавии» . Журнал археологии водно-болотных угодий . 10 (1): 109–135. дои : 10.1179/jwa.2011.10.1.109 . ISSN 1473-2971 . S2CID 140197450 .
- Грэм-Кэмпбелл, Джеймс (сентябрь 2018 г.). «Возвращение к Хельго: новый взгляд на раскопанные свидетельства Хельго, центральная Швеция. Хелен Кларк и Кристина Ламм. 300 мм. Стр. xii + 134, множество черно-белых и цветных изображений, планов, таблиц. Ассоциация содействия развитию Государственного археологического музея eV Замок Готторф, Шлезвиг, 2017 г. isbn9783947386017 «Цена не указана (hbk)» . Журнал антикваров . 98 :341-342. дои : 10.1017/S0003581518000513 . ISSN 0003-5815 .
- Грин, Миранда (1998). «Люди как ритуальные жертвы в поздней предыстории Западной Европы» (PDF) . Оксфордский журнал археологии . 17 (2): 169–190. дои : 10.1111/1468-0092.00057 .
- Ганнелл, Терри (2015). «Пантеон? Какой пантеон? Концепции семьи богов в дохристианских скандинавских религиях» . Скрипта Исландика . 66 . Исландское общество.
- Хансен, Свенд (2010). Археологические находки из Германии: буклет к фотовыставке (PDF) . Немецкий археологический институт. Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2013 г.
- Хайде, Эльдар (2011). «Святые острова и потусторонний мир: места за пределами воды» . Изолированные острова в средневековой природе, культуре и сознании . стр. 57–80. дои : 10.1515/9786155053252-007 . ISBN 9786155053252 .
- Хайде, Эльдар (2014). «Противоречивая космология в древнескандинавских мифах и религии – но все же система?» . Маал ог Минне . 106 (1). ISSN 1890-5455 . Проверено 23 апреля 2022 г.
- Лоойенга, Тинеке (1 января 2003 г.). «О происхождении рун» . Тексты и контексты древнейших рунических надписей . Брилл. стр. 78–104. дои : 10.1163/9789047401285_006 . ISBN 9789004123960 . S2CID 161898526 .
- Лунд, Джули (2010). «Глава 3, У кромки воды» . Сигналы веры в ранней Англии: новый взгляд на англосаксонское язычество . Книги Оксбоу. ISBN 978-1-84217-395-4 . JSTOR j.ctt1cd0nf9.9 .
- Моникандер, Энн (2010). Насилие и вода: культ водно-болотных угодий в Скедемосе в железный век (Диссертация) (на шведском языке). Стокгольмский университет.
- Певан, Эрин Кристин (2019). Вместе с проводником повозки я ищу слово: исследование пола, мифов, церемоний и погребений в социальной истории повозок в эпоху викингов (Диссертация). Университет в Осло.
- Раффилд, Бен (январь 2014 г.). « Река ножей и мечей»: ритуально хранившееся оружие в английских водотоках и водно-болотных угодьях в эпоху викингов» . Европейский журнал археологии . 17 (4): 634–655. дои : 10.1179/1461957114Y.0000000066 . ISSN 1461-9571 . S2CID 162974523 .
- Рау, Андреас (2007). «Замечания о находках деревянных колчанов из Нидам-Мозе, Южная Ютландия» . Археология Балтика . 8 : 141–154.
- Равн, Мортен (2010). «Захоронения в болотах: болотные тела бронзового и раннего железного веков» (PDF) . Акта Археологика . 81 (1).
- Санмарк, Александра (2004). Мощность и конверсия. Сравнительное исследование христианизации в Скандинавии . Университет Упсалы.
- Сэйерс, Уильям (2004). «Обзор кораблей Скулделева 1: Топография, история, консервация и экспозиция. Корабли и лодки Севера 4.1» . Скандинавские исследования . 76 (1): 87–89. ISSN 0036-5637 . JSTOR 40920500 .
- Шульте, Майкл (2009). «Ранние рунические «метрические» надписи – насколько они метричны?» . Универсальность в версификации: междисциплинарные подходы к метрикам . Питер Лэнг. ISBN 9781433105784 .
- Семпл, Сара (2010). «Глава 2. На открытом воздухе» . Сигналы веры в ранней Англии: новый взгляд на англосаксонское язычество . Книги Оксбоу. ISBN 978-1-84217-395-4 . JSTOR j.ctt1cd0nf9.8 .
- Симек, Рудольф (2008). Словарь северной мифологии . Перевод Холла, Анжелы. БОЙ6. ISBN 9780859915137 .
- Сундквист, Олоф (27 ноября 2015 г.). «Арена для высших сил: церемониальные здания и религиозные стратегии правления в Скандинавии позднего железного века». Арена для Высших Сил . Брилл. ISBN 978-90-04-30748-3 .
- Сундквист, Олоф (2017). «Храм, дерево и колодец: топос или космический символизм в культовых местах дохристианской Северной Европы?» . Древнескандинавская мифология – сравнительные перспективы . Кембридж, Массачусетс: Коллекция устной литературы Милмана Пэрри, Гарвардский университет. стр. 139–162. ISBN 9780674975699 .
- «Человек Грауболл» . Музей Мосгаарда . Проверено 14 июня 2023 г.
- «Вагон для теста» . Коллекции Национального музея онлайн . Проверено 14 июня 2023 г.
- «Котел Гундеструпа, Гундеструп» . Коллекции Национального музея онлайн . Проверено 14 июня 2023 г.
- «Герб с рунами из Вимосе» . Коллекции Национального музея онлайн . Проверено 18 июня 2023 г.
- «Солнечная колесница» . Национальный музей Дании . Проверено 20 июня 2023 г.
- «Уифордби: Обзор английских топонимов» . epns.nottingham.ac.uk . Проверено 11 июня 2023 г.