Jump to content

Антропоморфные деревянные культовые фигурки Центральной и Северной Европы.

Идол Бродденбьерга , фигура, сделанная из раздвоенной палки (Тип 2), датируемая примерно 535–520 гг. до н.э.

Антропоморфные деревянные культовые фигурки , иногда называемые полюсными богами , были найдены на многих археологических памятниках Центральной и Северной Европы . Их обычно трактуют как культовые изображения , в некоторых случаях предположительно изображающие божества, иногда имеющие либо вотивную , либо апотропную (защитную) функцию. Многие из них сохранились в торфяниках . Большинство из них представляют собой более или менее грубо обработанные шесты или раздвоенные палки; некоторые имеют форму резных досок. Они были датированы периодами от мезолита до раннего средневековья , включая римскую эпоху и эпоху переселения народов . Большинство из них были найдены в районах германских поселений, но некоторые происходят из районов кельтских поселений и из более поздней части диапазона дат, славянских поселений. Типология была разработана на основе большого количества найденных в Обердорле , Тюрингия , на жертвенном болоте, которое сейчас является Опфермур Фогтей музеем под открытым небом .

Самая старая из фигур — это мезолитическая находка из Виллемстада в Нидерландах, а самая поздняя — 13 века, но большинство датируется примерно ок. 500 г. до н.э. и 500 г. н.э. Они встречаются на западе вплоть до Ирландии (хотя по крайней мере одна фигурка из Страты Флориды , найденная в Великобритании , была импортирована из Уэльса). [ нужна ссылка ] ) и на восток до Горбуновского болота в России. Безусловно, большинство из них сохранилось на каких-то водно-болотных угодьях; однако только одна фигура — из поселения позднего бронзового века в Вассербург-Бухау , недалеко от Бад-Бухау в Баден-Вюртемберге , Германия — была найдена в культуре озерных деревень в Альпах. [1]

Географическое распространение

[ редактировать ]
Карта
Местонахождение антропоморфных полюсных богов/наследственных скульптур из дерева (обнаруженных в наше время или местонахождение, описанное заслуживающими доверия источниками (см. Храм на мысе Аркона))


















Места обитания антропоморфных идолов разбросаны по всему региону северо-западной и восточной Европы и представляют собой общеевропейский феномен, невзирая на культурные границы. Задокументированные места, показанные на карте, можно рассматривать как небольшую часть истинного количества столбовых идолов. Вполне вероятно, что в почве обширных бывших болотных ландшафтов Европы (соседи по Балтийскому морю, Германия, Нидерланды, Россия и др.) еще ждут многочисленные находки, если они не были уничтожены при добыче торфа (см. разрушение дощатых настилов). в Виттемуре) и т. д. .

Германоязычные регионы

[ редактировать ]

Предыстория и развитие

[ редактировать ]
Фигурки из болота Браак (тип 2), найденные в Северной Германии и датированные примерно II-началом IV веков до нашей эры.

Самые ранние свидетельства существования антропоморфных деревянных культовых фигур в районах, где позже проживали германоязычные жители, относятся к бронзовому веку . Идол Бродденбьерга , итифаллическая фигура в виде раздвоенной палки, найденная в торфяном болоте недалеко от Выборга, Дания , датируется углеродом примерно 535–520 до н.э. гг . [2] Фигурки из болота Браак , пара раздвоенных палочек мужского и женского пола, найденные в торфяном болоте в Брааке, земля Шлезвиг-Гольштейн , датируются 2-3 веками до нашей эры, но также и 4 веком. [3] [4] В районах с германоязычным населением фигуры были найдены на территории, простирающейся от земли Шлезвиг-Гольштейн в Германии до Норрланда в Швеции. [5] но подавляющее большинство из них сохранилось в болотах или других влажных средах, поэтому невозможно узнать, насколько на самом деле широко распространена была эта практика. Одна фигура была найдена на суше, в комплексе рвов на склоне холма в Бад-Доберане , Мекленбург-Передняя Померания . [6] Подавляющее большинство фигурок заметно более абстрактны, чем другие художественные артефакты того времени. Сидящая фигура V-VI веков из болота Руде-Эскильструп в приходе Мунке-Бьергбю , Зеландия , Дания, необычайно детализирована: имеет тройное шейное кольцо или воротник, киртл и выраженный подбородок или бороду и напоминает бронзовую фигуру. найден в Брегнебурге на Фюне . [7] [8] [9] Было высказано предположение, что эта фигура, возможно, стояла в языческом храме и была помещена в болото во время обращения . [10] Кроме того, были обнаружены отверстия для столбов, такие как то, что образует центральную часть «трибуны» на месте англосаксонского королевского зала VI-VII веков в Йиверинге . При длине стороны 56 сантиметров (22 дюйма) и глубине примерно 1,2 метра (3 фута 11 дюймов) это указывает на столб значительного размера, предположительно какой-то культовый столб. [11] [12] [13]

Древнескандинавский . термин для обозначения бога áss (единственное число от Æsir ; происходит от общегерманского корня *ans, *ansuz, а также записан для готского языка как латинское множественное число ) имеет Anses Иорданом омоним, означающий «столб» или «балка» Джейкоб Гримм предположил, что некоторые ученые приняли это за происхождение «слова бога» и этимологию; [14] [15] можно было бы предположить, что это слово происходит от образов богов в форме полюса, но отнесение его к индийским асурам как к термину индоевропейского происхождения столь же правдоподобно. [16] Некоторые деревянные фигурки имеют форму простого шеста или столба, иногда установленных в куче камней. [17]

Литературные свидетельства

[ редактировать ]

Тацит утверждает в Германии , что, хотя у германских народов были идолы, они не считали целесообразным антропоморфизировать их. Одним из примеров, которые он описывает, является ежегодное выставление напоказ изображения богини Нертус . [18] Более поздние германские народы, похоже, не испытывали этого отвращения, например, более сложные фигуры, сделанные из резных раздвоенных палочек, которые напоминают «деревянных людей» или «деревянных людей» из эддической поэмы « Хавамаль »:

мои беды
Я дал велли в
два деревянных человечка;
считает, что это казалось
когда они разорваны на части,
нет, он голый.
Моя одежда
Я дал в деревне
двум человечкам-хворостам.
Молодцы они сами считали
когда у них была одежда —
мужчина унижен обнаженным. [19]

Другие более или менее современные тексты также свидетельствуют о деревянных культовых фигурках в скандинавском язычестве . Христианские миссионерские сочинения пренебрежительно относятся к деревянным «идолам», таким как фигура бога Фрейра в «Гуннаре þáttr helmings» . [17] В « Саге о Рагнаре Лодброке» бог на Самсё описывается в виде 40-футового деревянного шеста, имеющего форму человека, и рассказывает, что он был установлен сыновьями Рагнара Лодброка для совершения жертвоприношений ради победы. [20] В рассказе Ибн Фадлана в начале X века о волжских викингах он пишет, что, как только они приходят в гавань, они оставляют свои корабли с едой и спиртными напитками и предлагают их на высоком куске дерева с лицом человека. высечен на нем, окруженном похожими фигурами меньшего размера. [21] Такое расположение было обнаружено в таких местах, как жертвенное болото Обердорла. [ нужна ссылка ]

Упоминания в исландских сагах об Ондвегиссулуре , на которых вырезаны изображения богов, в частности Тора и Фрейра , а также других идолов, могут быть связаны, но на них повлияли христианские концепции, поскольку саги были записаны в XII-XIV веках, спустя столетия после этого. языческий период.

Формы и материал

[ редактировать ]

Гюнтер Бем-Бланке классифицировал антропоморфные фигурки на четыре группы на основе находок в Обердорле:

Большинство сохранившихся фигурок изготовлены из дуба , которому, вероятно, отдавалось предпочтение из-за его прочности в преимущественно влажных местах, где они были захоронены.

Интерпретации

[ редактировать ]
Женские (слева) и мужские (справа) дощатые фигурки (Тип 3) с лесной тропы Виттемура.

Невозможно определить точное назначение фигурок или их отношение к названным германским богам и богиням, с поклонением которым они пересекаются; примеры найдены начиная с эпохи викингов . Мы не можем определить, насколько типичны те, которым удалось выжить и быть найденными, или их местонахождение; и наши сохранившиеся письменные источники информации о германском язычестве также неполны. [27] Они интерпретировались, в частности Бем-Бланке, как место жертвоприношений плодородия на основании признаков мужских и женских половых признаков и частой ассоциации с черепками и костями животных, а в Обердорле - людей. Они могут возникнуть из культа фаллоса, хотя в германском язычестве имеется мало указаний на такой культ. С другой стороны, поскольку почитание столбов выходит за пределы германской культурной области, они могут возникать из веры в мировой столб (как это видно в саксонском Ирминсуле и древнескандинавском Иггдрасиле ) и, таким образом, происходить от архаичного культа деревьев . [17]

Хайко Штойер предположил, что в случае с мужскими и женскими фигурами Виттемура, которые стояли по обе стороны дощатой дороги через болото, возможно, в дополнение к духовному приношению удачи и защите (апотропаическому) мог существовать светский декоративный мотив. функции. [28]

Кельтскоязычные регионы

[ редактировать ]

Относительно мало фигурок было найдено в районах кельтоязычных поселений, и из-за совпадения с германоязычными поселениями, особенно в регионе Северного моря , [29] иногда трудно отнести фигуру к той или иной группе людей.

Фрагмент антропоморфной фигурки из дуба, датируемой II веком до нашей эры, был найден в возможно жертвенной шахте внутри ограды Фирекшанце в районе Шмиден в Фельбахе в Баден-Вюртемберге, Германия. Первоначально на нем был изображен человек, по-видимому, сидящий между двумя баранами, обхвативший их круп руками; От человеческой фигуры сохранились только руки. [30] [31] [32]

упоминается Лукана В «Фарсалии» священная роща недалеко от Массилии ( Марсель ), которая была местом человеческих жертвоприношений и имела каменные алтари и грубо отесанные деревянные идолы. [33]

В каменной копии ксоанона, найденной в Эффинье в Верхней Марне , Франция, скульптор воспроизвел отверстия для сучков в виде глазоподобных отверстий по бокам. Две колонны из кленового дерева с гривнами, найденные в культовом ограждении Либенице недалеко от Колина в Центральной Чехии , относятся к римскому периоду. Трехметровая дубовая скульптура «божества-хранителя» в капюшоне была найдена в старой гавани Женевы , Швейцария. [34] [35] А примитивно резные деревянные стелы были найдены в местах поклонения богиням водных источников, таких как так называемая Пфорцхайм- Сирона . [36] [37] Дубовая статуя, принадлежащая культуре Ла Тен, была найдена в устье реки Роны на берегу Женевского озера , недалеко от Вильнева, Во , Швейцария. Его рост 1,25 метра (4 фута 1 дюйм), он одет в тунику. Он был датирован с помощью трех кельтских серебряных монет II века до нашей эры, которые находились в трещине в статуе и, как полагают, изображают кельтское божество конца II - середины I века, очевидно связанное с рекой или озером. [34] [35] [38] Наконец, деревянная фигура размером 58 сантиметров (23 дюйма) была найдена в Монбуи , к западу от Орлеана в центральной Франции. Предполагается, что это мужчина, а расположение находки в колодце римского храма позволяет предположить, что она служила религиозной цели; стиль фигуры напоминает стиль доримских фигур из Северной Германии. [39]

Ирландия

[ редактировать ]

На сегодняшний день из Ирландии известны двадцать три антропоморфные фигуры, датируемые периодом от ранней бронзы до позднего железного века. Цифры взяты из одиннадцати водно-болотных угодий по всей Ирландии. В их число входят две фигуры, известные только по бумажным записям: одна из Золотого болота Каллен , графство Типперэри , найденная в конце-конце восемнадцатого века, и вторая из Баллибритании , графство Лондондерри , найденная в 1790-х годах. [40] В 1930 году Адольф Мар опубликовал открытие доисторической антропоморфной фигуры, найденной во время стрижки дерна на болоте в Ралагане , графство Каван , Ирландия, по имени Ралаганский Человек . У него есть генитальное отверстие, содержащее кусок белого кварца, который может представлять собой вульву или служить точкой крепления пениса. [41]

В 1934 году первая археологически раскопанная фигура была идентифицирована время раскопок в Лагоре Кранноге, графство Мит во Хью О'Нилом Хенкеном . Эта фигура является одной из двух явно антропоморфных фигур в корпусе, остальные более стилизованы. Его рост 0,47 м, он состоит из лица в форме сердца, квадратного туловища без рук и двух простых ног, заканчивающихся ступнями. Небольшая шишка в лобковой области интерпретируется как указание на мужские половые органы. [42] Фигура Лагора является самой ранней из найденных в Ирландии и датируется 2135–1944 гг. до нашей эры.

Последней из них является фигура Гортнакрарнны, датируемая кал. 252–413 гг. н.э. (1715±28 лет назад; UBA-43937), из болота, примыкающего к реке Оуэнур в графстве Роскоммон . [43]

Шотландия

[ редактировать ]

в Шотландии была найдена женская фигура почти в натуральную величину, вырезанная из дубового бревна В 1880 году около Баллачулиша . Подчеркнуты гениталии, а в качестве глаз вставлены кусочки кварца. Фигура была помещена в ритуальном контексте вместе с другими предметами в ограждении, отмеченном плетеными ветвями, подобно культовым находкам на континенте. Радиоуглеродный анализ датировал его периодом от 700 до 500 лет до нашей эры. [44] [45]

Славяноязычные территории

[ редактировать ]
Славянская фигура бога, ок. V век нашей эры, из Альтфризака, Фербеллин , Бранденбург, Германия.

Несколько деревянных антропоморфных фигур, найденных в районах западнославянских поселений вокруг Эльбы , например, храмовые находки из Гросса Радена (ныне часть Штернберга ) и Ральсвика , а также из Нойбранденбурга , все в Мекленбурге-Передней Померании, и Альтфризака (ныне часть Фербеллина). , Бранденбург ) [46] возможно, изображают божеств. Саксон Грамматик описывает храм в Арконе как огромный четырехголовый идол, намного выше человеческого роста. [47] Однако славянские антропоморфные фигуры не встречаются до X века, предположительно под влиянием соседних культур. [48]

Себастьян Братер различает идолов в форме досок и шестов. Он считает, что первое имеет преимущественно вотивную цель, [ нужна ссылка ] подобные описанным Саксоном и другими, включая Титмара Мерзебургского , но их отождествление с конкретными божествами может быть только предположением. Кроме того, как и кельтское и германское, славянское язычество не было универсально стандартизировано, но включало децентрализованные местные культовые центры и практики, частью которых должны были быть деревянные изображения. [49]

Лешек Слупецкий считает фигуру из Фишеринзеля близ Нойбранденбурга одним из самых значительных славянских идолов. Датированный XI–XII веками, он имеет форму двуглавого мужского бюста, установленного на колонне из тесаного дуба, и имеет высоту 178 сантиметров (5 футов 10 дюймов). Подчеркнуты борода, глаза и нос. [50] Это единственная многоголовая скульптура, сохранившаяся в славянском регионе, но местонахождение находки не указывает на какой-либо храм или святилище. [51]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Франческо Менотти, Археология водно-болотных угодий и не только: теория и практика , Оксфорд: Оксфордский университет, 2012, ISBN   9780199571017 , стр. 193–94. Архивировано 9 июля 2023 г. в Wayback Machine .
  2. ^ «Бог из Бродденбьерга». Архивировано 4 октября 2013 г. в Wayback Machine , Новое из прошлого (на датском языке).
  3. ^ Миранда Дж. Олдхаус Грин, Археология изображений: иконология и космология в железном веке и римской Европе , Лондон: Routledge, 2004, ISBN   9780415252539 , стр. 60. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
  4. ^ Свенд Хансен, «Археологические находки из Германии: буклет к фотовыставке». Архивировано 8 октября 2013 г. в Wayback Machine , [Берлин]: Немецкий археологический институт, Отдел Евразии, 2010, стр. 34 (pdf)
  5. ^ Андреас Ольдеберг, «Некоторые деревянные идолы из доисторических и недавних времен». Архивировано 12 августа 2017 г. в Wayback Machine , Fornvännen 52 (1957) 247–58. (на шведском языке) (резюме на немецком языке)
  6. ^ Михаэль Мюллер-Вилле, Жертвенные культы германцев и славян , Археология в Германии , специальный выпуск, Штутгарт: Тайсс, 1999, ISBN   9783806214437 , с. 28. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
  7. ^ Бенте Магнус, Люди, боги и маски - в искусстве скандинавского железного века , Десять тысяч лет народного искусства на Севере; Искусство 1 северного железного века, Кельн: Кениг, 2006, ISBN   9783883759852 , табличка 55.
  8. ^ HR Эллис Дэвидсон , Языческая Скандинавия , Древние народы и места 58, Лондон: Темза и Гудзон, 1967, OCLC   247529956 , табличка 31, с. 78 (описан на стр. 197 как Фото 32).
  9. ^ Jump up to: а б Йоханнес Марингер, «Вода в культе и верованиях доисторических людей», Anthropos 68.5/6, 1973, стр. 705–76, стр. 745. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
  10. ^ Шарлотта Фабеч, «Центральность в древнескандинавских ментальных ландшафтах: диалог между устроенными и природными местами?», в книге « Древнескандинавская религия в долгосрочных перспективах: происхождение, изменения и взаимодействия» , изд. Андерс Андрен, Кристина Дженнберт и Катарина Раудвере, Вегар до Мидгорда 8, Лунд: Nordic Academic Press, 2006, ISBN   9789189116818 , стр. 26–32, стр. 30. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
  11. ^ RACAR 23–25 (1998) 4. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
  12. ^ Лисбет Маргарет Томс, Поселения в Шотландии 1000 г. до н.э. – 1000 г. н.э. , Эдинбург: Эдинбургский университет, 1980, ISBN   9780852243633 , с. 48. Архивировано 1 июня 2024 г. в Wayback Machine .
  13. ^ Макс Адамс, Король Севера: Жизнь и времена Освальда Нортумбрии , Нью-Йорк: Глава Зевса, 2013, ISBN   9781781854174 , np. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine, предполагает франкский стаффол .
  14. ^ Якоб Гримм , Тевтонская мифология , тр. Джеймс Стивен Сталлибрасс, 4 тома, том 3, Лондон: Bell, 1882, переп. Нью-Йорк: Дувр, [1966], ОСЛК   378881 , с. 25.
  15. ^ Ян де Врис , Древнегерманская история религии , 2 тома, Том 2 Боги - Идеи о космосе - Падение язычества , Grundriß der Germanic Philologie 12.2, 2-е изд. Берлин: де Грюйтер, 1957, репр. как 3-е изд. 1970 г., OCLC   769214225 р. 9, примечание 1 (на немецком языке) содержит библиографию этой и конкурирующих этимологий.
  16. ^ «Асир», Рудольф Симек , Словарь северной мифологии , тр. Анджела Холл, Вудбридж, Саффолк: Брюэр, 1993, ISBN   9780859915137 , респ. 2000 р. 3.
  17. ^ Jump up to: а б с «Полюсные боги», Симек, Словарь северной мифологии , с. 258.
  18. ^ Тацит , Германия 9.6: Более того, они не думают сдерживать богов стенами или замаскировать их в какой-либо форме человеческих уст от величия небесных существ - «Германцы, однако, не считают это совместимым с величием небесных существ. небесные существа, чтобы заключить богов в стены или уподобить их форме любого человеческого лица». Германия 40: вскоре повозка, одежды и, если хотите верить, сам бог омывается в тайном озере - «После этого машина, одежды и, если хотите верить, само божество очищаются». в тайном озере». Пер. Альфред Джон Черч и Уильям Джексон Бродрибб, Агрикола и Германия Тацита , Лондон: Макмиллан, 1868, ОСЛК   776555615
  19. ^ «Hávamál», стих 49, Урсула Дронке , Поэтическая Эдда , Том III Мифологические стихи II , Оксфорд: Оксфордский университет, 2011, ISBN   978-0-19-811182-5 , с. 12.
  20. ^ Кроуфорд, Джексон (2017). Сага о Вольсунгах: с Сагой о Рагнаре Лодброке . Индианаполис. стр. 132–133. ISBN  978-1624666339 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  21. Джеймс Э. Монтгомери, «Ибн Фадлан и Русия». Архивировано 1 октября 2013 г. в Wayback Machine , Journal of Arab and исламские исследования 3, 2000 г.: «У этого куска дерева лицо, похожее на лицо человека, и оно окружен маленькими фигурками, за которыми лежат длинные куски дерева, вкопанные в землю».
  22. ^ Фигура Поссендорфа была около 90 сантиметров (35 дюймов) в высоту и, вероятно, была датирована II веком до нашей эры. Вейнанд ван дер Санден, тр. Сьюзен Дж. Меллор, Через природу к вечности: болотные тела Северо-Западной Европы , Амстердам: Батавский лев, 1996, ISBN   9789067074186 , с. 104.
  23. ^ Гюнтер Бем-Бланке , «Материальная и духовная культура. Племенные территории в I и II веках: культ и идеология», в книге Бруно Крюгера и др ., изд., Тевтонцы: история и культура германских племен в Центральной Европе. . Справочник в двух томах , Том 1. От истоков до II века нашей эры , издания Центрального института древней истории и археологии Академии наук ГДР 4, Берлин: Академия, 1976, OCLC   256529450 , стр. 351–71, стр. 351–71. 369 (на немецком языке)
  24. ^ Бем-Бланке, стр. 369–71.
  25. ^ Jump up to: а б Бем-Бланке, стр. 371.
  26. ^ Менотти, с. 193.
  27. ^ Торстен Капелле и Бернхард Майер, «Идолы, идолопоклонство», в Reallexikon der Germanische Altertumskunde , 2-е изд., Том 15, Берлин / Нью-Йорк: de Gruyter, 2000, ISBN   3-11-016649-6 , стр. 325–30, стр. 330.
  28. ^ Хайко Штойер , «Об антропоморфных болотах доримского железного века», в «Исследованиях жизненного мира железного века: Festschrift для Розмари Мюллер» , изд. Вольф-Рюдигер Тиген, Розмари Мюллер, Розмари Корди, Олаф Дёррер и Хайко. Штойер, Reallexikon der Germanische Altertumskunde , дополнительный том 53, Берлин/Нью-Йорк: de Gruyter, 2006, ISBN   978-3-11-019010-6 (на немецком языке)
  29. ^ Гельмут Бирхан , Кельты. Попытка общего представления их культуры , 2-е изд. Вена: Австрийская академия наук, 1997. ISBN   9783700126096 , стр. 682. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine , 937. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
  30. ^ Бернхард Майер , Религия кельтов: боги, мифы, мировоззрение , Мюнхен: Бек, 2001, ISBN   9783406482342 , с. 151. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
  31. ^ Гюнтер Виланд и др ., Кельтский Viereckschanzen Фельбах-Шмидена (район Ремс-Мурр) и Энингена (район Бёблинген) , исследования и отчеты о предыстории и ранней истории в Баден-Вюртемберге 80, Штутгарт: Тайсс, 1999, ISBN   9783806214819 , с. 38. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
  32. ^ Нико Ройманс, Племенные общества в Северной Галлии: антропологическая перспектива , Cingula 12, Амстердам: Амстердамский университет, Институт до- и протоистории Альберта Эггеса ван Гиффена, 1990, ISBN   9789070319137 , с. 62. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
  33. ^ Лукан, Фарсалия (также известная как «Гражданская война») Книга III «Массилия», ll. 458–61, 468–71, пер. Эдвард Ридли, 1896 г., в Библиотеке средневековой и классической литературы, Фарсалия, книга 3. Архивировано 4 мая 2018 г. в Wayback Machine , 4 мая 2018 г.:
    ... Никаких лесных нимф
    Здесь нашел дом, ни Пан, но дикие обряды
    И варварское поклонение, ужасные алтари
    На массивных камнях воздвигнутых; священный кровью
    Из людей было каждое дерево. ...
    ... изображения богов
    Грубый, едва сделанный из упавшего ствола
    Удерживал середину пространства: и, бледный от распада,
    Их гниющие формы вселяли ужас.
  34. ^ Jump up to: а б Андрес Фургер и Феликс Мюллер с Марией Анжеликой Боррелло и др ., тр. Джозеф Рафтери, Гельветское золото: кельтские сокровища из Швейцарии , каталог выставки, Швейцарский национальный музей, Цюрих: Эйдолон, 1991, ОСЛК   26452989 , с. 78. Архивировано 1 июня 2024 г. в Wayback Machine .
  35. ^ Jump up to: а б ОЙ. Фрей, «Кельтская крупномасштабная скульптура», в «Настоящем лексиконе германской археологии» , 2-е изд., Том 16, Берлин / Нью-Йорк: де Грюйтер, 2000, ISBN   9783110167825 , стр. 395–407, стр. 404. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
  36. ^ Бирхан, с. 937.
  37. ^ Клаус Кортюм, Портус-Пфорцхайм: Исследования по археологии и истории в римские времена , источники и исследования по истории города Пфорцхайм 3, Зигмаринген: Thorbecke, 1995, ОСЛК   35252688 , с. 202. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
  38. ^ Майер, с. 151. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine ; см. Р. Висс, «Статуя celte де Вильнёв», Helvetia Archeologica 10 (1979) 58–67 (на французском языке).
  39. ^ Торстен Капелле, «Антропоморф Холзидол в Миттель- и Нордьюропе». В: Скрипта минора. Королевский Humanistiska Vetenskapssamfundet i Lund, 1 (1995–96), Стокгольм: Almquist & Wiksell, 1995, ISBN   91-22-01705-4 , стр. 1–68, стр. 25, 27. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
  40. ^ Уодделл, Джон (1998). Доисторическая археология Ирландии . Голуэй: Издательство Университета Голуэя. стр. 360–361. ISBN  1-901421-10-4 . OCLC   39155773 . Архивировано из оригинала 1 июня 2024 г. Проверено 1 июня 2024 г.
  41. ^ Олдхаус Грин, Миранда (30 апреля 2004 г.). Археология изображений: иконология и космология в железном веке и римской Европе . Тейлор и Фрэнсис. п. 78. ИСБН  9780203647455 .
  42. ^ Коулз, Бриони (1990). «Антропоморфные деревянные фигурки из Великобритании и Ирландии» . Труды Доисторического общества . 56 : 315–333. дои : 10.1017/S0079497X0000517X . ISSN   0079-497X . S2CID   164050650 . Архивировано из оригинала 1 июня 2024 г. Проверено 1 июня 2024 г.
  43. ^ Кэмпбелл, Ева; О Маолдуин, Рос (весна 2022 г.). «Идолы, арды и отрубленные головы: три тысячи лет захоронения в болоте Роскоммона» . ПРОШЛОЕ . 100 : 12–13. Архивировано из оригинала 7 июля 2022 г. Проверено 1 июня 2024 г.
  44. ^ Стюарт Пигготт и Глин Э. Дэниел , Книга с картинками древнего британского искусства , 1951, респ. Кембридж: Кембриджский университет, 2010 г., ISBN   9780521176408 , с. 7, рис. 33, с. 36. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
  45. ^ Ян Армит, Кельтская Шотландия , Историческая Шотландия, Лондон: Бэтсфорд, 1997, ISBN   9780713475388 , стр. 87–88. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
  46. ^ Себастьян Братер, Археология западных славян: поселение, экономика и общество в раннем и высоком средневековье в Восточной и Центральной Европе , 2-е изд., Reallexikon der Germanische Altertumskunde , дополнительный том 61, Берлин / Нью-Йорк: de Gruyter, 2008, ISBN   9783110206098 , с. 325. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
  47. ^ Саксон Грамматик , Gesta Danorum 14.39: Норберт Райтер, Вера славян в европейской сети , Учебники по славянству NF 21, Висбаден: Харрассовиц, 2009, ISBN   9783447060943 , с. 100. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
  48. ^ Брат, с. 320. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
  49. ^ Лешек Слупецкий, «Храм в Ретра-Ридегосте: западнославянский языческий ритуал, описанный в начале одиннадцатого века», в книге «Древнескандинавская религия в долгосрочных перспективах », стр. 224–28, стр. 224. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
  50. ^ Фотография, Герберт Шютц , Инструменты, оружие и украшения: германская материальная культура в докаролингской Центральной Европе, 400–750 , Северный мир 1, Лейден / Бостон: Брилл, 2001, ISBN   9789004122987 , табличка 50, стр. 53. Архивировано 14 сентября 2023 г. в Wayback Machine .
  51. ^ Лешек Павел Слупецкий, тр. Изабела Шиманская, Славяно-языческие святилища , Варшава: Институт археологии и этнологии Польской академии наук, 1994, ISBN   9788385463276 , с. 205.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хаджо Хайен: «Деревянные культовые фигуры на Боленвеге XLII (IP) в Виттенмуре (муниципалитет Берна, район Везермарш)». Заказчик НФ 22 (1971), ISSN 0342-0736, 88-123. (на немецком языке)
  • Рудольф Симек. Религия и мифология германских народов . Штутгарт: Тайсс, 2003, ISBN   9783806218213 . (на немецком языке)
[ редактировать ]
  • Фотогалерея , Кем были германцы? , Arte , 19 июля 2007 г. Изображения 4 и 5. (на немецком языке)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1a1351be49e7aed99804f18420eb1f7__1721812320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/f7/c1a1351be49e7aed99804f18420eb1f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anthropomorphic wooden cult figurines of Central and Northern Europe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)