Готическое язычество
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Готическое язычество или готический политеизм было исходной религией готов до их обращения в христианство .
История
[ редактировать ]Готы впервые появляются в исторических записях в начале III века и были обращены в христианство в IV и V веках. Таким образом, информация о форме германского язычества, практиковавшегося готами до христианизации, ограничена сравнительно узким и малодокументированным временным окном в III и IV веках. [ нужна ссылка ]
Центром готского культа была деревня или род ( куни ) и ритуальная жертвенная трапеза, проводимая жителями деревни под предводительством рейков . Рейки считали себя хранителями этнических традиций. Это ярко проявилось в гонениях гот на христиан в 370-х годах, когда рейкс Атанарих увидел, что его привилегия находится под угрозой со стороны новой религии. Он ответил преследованием обращенных готов, но не иностранцев-христиан. Согласно «Пассию Савы Гота» , Савас был казнен за исповедание христианства или, скорее, за отказ принести жертву племенным богам, а его спутник, жрец Сансалас, был отпущен, поскольку был иностранцем. [ нужна ссылка ]
После того, как готы поселились в Скифии во II веке, вполне вероятно, что процесс этногенеза начался , и что большинство «готов» III и IV веков на самом деле были не выходцами из Скандинавии, а в значительной степени как и в случае с « гуннами » в следующем столетии, состояло из разнородного населения, которое было объединено под названием «готы» в силу подчинения элите, которая была сформирована правящими династиями рейков . [ нужна ссылка ]
Готская религия была чисто племенной, в которой многобожие , поклонение природе и поклонение предкам были одним и тем же. Известно, что династия Амали обожествляла своих предков, ансисов (родственных древнеанглийскому ēse , древнескандинавскому æsir ), и что тервинги открывали битву песнями, восхваляющими своих предков. [ нужна ссылка ]
Постепенная христианизация части готского населения достигла поворотного момента в 370-х годах. Междоусобица между христианским рейхом Фритигерном и языческим рейхом Атанарихом побудила римское военное вмешательство на стороне христиан, что привело к Готской войне (376–382) . В 376 году римляне разрешили ряду якобы христианских готов, включая епископов и священников, пересечь Дунай и получить убежище. [ нужна ссылка ]
Религиозные практики
[ редактировать ]Само английское слово god родственно готскому слову guþ , обозначающему языческого идола, предположительно деревянную статую, подобную той, которую Вингурик выставлял напоказ на колеснице, когда он призывал готских христиан поклоняться племенным богам. Это слово стало словом христианского Бога в готской Библии которого , грамматический род изменился с среднего на мужской только в новом смысле. [ нужна ссылка ]
Имя самих готов , предположительно, родственное и означает «те, кто возлияют», а guþ «идол» является объектом акта возлияния. [ нужна ссылка ]
Словами «приносить в жертву» и «приносящий жертву» были blotan и blostreis , которые использовались в библейской готике в значении «христианское богослужение» и «христианский священник». [ нужна ссылка ]
Одной особенностью, которая отличает готскую религию от всех других форм ранней германской религии, является отсутствие оружия в качестве погребального инвентаря . Могилы языческих воинов в Скандинавии, Англии и Германии почти всегда содержали оружие, пока эта практика не была прекращена христианизацией. Языческие готы, похоже, не чувствовали необходимости хоронить своих мертвецов с оружием. Возможно, это возникло из-за того, что захоронения с оружием начали становиться заметными среди языческих народов в V и VI веках, возможно, как метод постоянного установления престижа определенных семей посредством погребального ритуала в период обострения экономики и усиления межгрупповой конкуренции. , то есть намного позже христианизации готов. [1]
Готская вера в ведьм подтверждается историей о халиурун(н)ае (ср. англосаксонский хеллрун ), которые были изгнаны из племени королем Филимером, а затем соединились со злыми духами и породили гуннов , которые в конечном итоге уничтожили Готическая империя. Вольфрам сравнивает неприятие некромантии и колдовства готами с языческим скандинавским неприятием сейра финских колдунов или шаманов. [1]
Готические божества
[ редактировать ]Очень мало что можно сказать с уверенностью об отдельных богах , которым поклонялись готы.
В свете сравнительных данных более поздних форм германского язычества кажется вероятным, что «германская троица» Воданаза , Тиваза и Тунраза могла иметь параллель среди готов с именами Гаут, Тейвс и Файргюнейс. [1]
Бог войны *Тейвс
[ редактировать ]У готов существовал культ бога войны , отождествляемого римлянами с Марсом , предположительно родственного протогерманскому Тивазу , возможно, называемому *Тейвс на готском языке, на основании соответствующих буквенных названий . [ нужна ссылка ]
Среди тервингов, возможно, также известных как Тервинг племени , мифический одноименный предок , возможно, связанный также с легендой о потерянном мече Тюрфингра , «палце» бога Тира, прикосновение к которому вызывало внезапную смерть своих врагов. [ нужна ссылка ]
Предок Гапт против скандинавского Одина
[ редактировать ]Был еще Гаут или Гапт , родоначальник династии Амали и предположительно одноимённый всего народа «готы». Неясно, следует ли считать это божество независимым от только что упомянутых, или это всего лишь другое имя, под которым также было известно любое из них. [ нужна ссылка ]
Древнескандинавский Гаутр в последующие века служил еще одним именем Одина в Скандинавии. Также может быть важным то, что в « Прозаической Эдде» говорится, что сам Один пришел на север из Черноморского региона, называемого Тюркландией, земель, которые, по мнению некоторых, раньше и позже были заселены некоторыми предками готов. Если Гапт был первоначальным предком « ансиков », которого позже отождествили с Одином, готское буквенное имя *ансуз ( аза ) может свидетельствовать о его важности, но это не означает, что можно предположить, что Гаут обладал теми же атрибутами, типичными для Гапта. Один в эпоху викингов. [ нужна ссылка ] Это могут быть отголоски, которые восходят к более древнему влиянию, произошедшему много столетий назад, когда в археологических записях видно внедрение степных элементов из культуры Ямна в один из самых ранних германских культурных горизонтов, которые породили культуру шнуровой керамики с Медный век. [ нужна ссылка ]
*Файргюнейс, Ингваз и *Донаус
[ редактировать ]Другого важного бога, возможно, звали *Fairguneis ( произносится [fɛːrguːniːs] ), идентифицированный римлянами как Юпитер и предположительно современными учёными как Тор , но это зависит от точности интерпретации римлянами готской религии. [ нужна ссылка ]
Готская буква энгуз может указывать на существование у готов бога Ингваза , более древнего имени бога Фрейра , но других подтверждений этому нет. [ нужна ссылка ]
Наконец, река Дунай , возможно, также обожествлялась как *Donaws . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вольфрам 1990 , стр. 116–112.
Источники
[ редактировать ]- Вольфрам, Хервиг (1990). «Культ и религия у готов». История готов . Перевод Данлэпа, Томаса Дж. Калифорнийского университета . стр. 106–112. ISBN 0520069838 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нордгрен, Ингемар (2011). «Готы и религия». В Калиффе, Андерс ; Мункхаммар, Ларс (ред.). Вульфила 311-2011 (PDF) . Acta Universitatis Upsaliensis . стр. 209–224. ISBN 9789155486648 .
- Шварц, Андреас [на немецком языке] (2003). «Культ и религия среди тервингов и вестготов и их обращение в христианство». В Хизер, Питер (ред.). Вестготы от периода миграции до седьмого века . Бойделл и Брюэр Лтд . стр. 447–472. ISBN 9781843830337 .
- Томпсон, Э.А. (1961). «Вестготы во времена Ульфилы» . Ноттингемские средневековые исследования . 5 . Бреполи : 3–32. дои : 10.1484/J.NMS.3.10 . ISSN 2507-0444 . Проверено 5 марта 2020 г.
- Вольфрам, Хервиг (1997). «Культ и религия готов». Римская империя и ее германские народы . Издательство Калифорнийского университета . стр. 73–74. ISBN 978-0520085114 .