Ассианизм
Ассианизм | |
---|---|
Вакдин | |
Тип | Этническая религия |
Классификация | Иранский Кавказский неоязычник (политически) |
Писание | Нартская сага |
Теология | Монотеистический |
Политика | Осетия |
Ассианизм ( осетинский : Уацдин , латинизированный : Уацдин ) [а] — монотеистическая , этническая и народная религия, произошедшая от традиционных преданий осетин , современных потомков скифов аланских племен , полагавших [ кем? ] быть продолжением древней скифской религии . [3] Сознательная реорганизация ее началась в 1980-х годах как этническая религия среди осетин. [4]
Религия была принята некоторыми организациями, в основном в Северной Осетии и Алании в пределах России , но также присутствует в Южной Осетии . [5] и в Украине . [6] Нартские саги занимают центральное место в религии, и представители движения черпали богословские толкования. из них [7]
Этимология и определение
[ редактировать ]Возрождение осетинской народной религии как организованного религиозного движения первоначально получило официальное название Эцэг Дин (Ацэг Дин, «Истинная вера»). в 1980-х годах [4] группой интеллектуалов-националистов, которые в начале 1990-х годов составляли священнический Стыр Ныхас («Великий Совет»). [9] Этсэг , что означает «правдивый», — это имя основополагающего родства в нартских сагах , тогда как дин соответствует авестийскому даэна , означающему божественное «понимание» или «совесть», а сегодня — «религия». [9] Опасаясь, что концепция Ацэг Дин несет в себе подтекст универсальной истины, которая может оскорбить христиан и мусульман, осетинский лингвист Тамерлан Камболов в 2010 году придумал альтернативный термин Уацдин (Уацдин), который стал наиболее распространенным названием религии на осетинском языке. [9] Даурбек Макеев, наиболее известный представитель движения, предпочел назвать его Исс Дин (Æсс Дин), что означает «религия асов » , «Ас» или «Ос», альтернативное древнее название алан, сохранившееся в русское и грузинское название «осетины» и корень, из которого древние греки, вероятно, извлекли термин « Азия ». [1] Хетаг Моргоев, лидер религиозной организации Эцэг Дин , также использует простое имя Железный Дин (Ирон Дин, «Осетинская вера»), отвергая при этом имя Уацдин , в котором, по его мнению, он не видит смысла. [2] В своих русскоязычных произведениях Макеев использовал русский вариант Эсс Дин , Ассианство (Ассианство), то есть «ассианство». [10]
Руслан Курчиев, президент организации «Стыр Ныхас » в 2019 году, предпочитает определять ассианизм как «культуру», а не «религию», утверждая, что он отстаивает ритуалы и ценности, воплощенные в осетинской традиции. [11] Точно так же представители Дзуары Лэгта («Святые люди»), совета жрецов осетинских святилищ, определяют ассианство, цитируя фольклориста и этнографа Сослана Темирханова, как «[...] мировоззрение [...] то, что возбуждает ту святую искру, которая возвышает человека, освещает и согревает его душу, заставляет его стремиться к добру и свету, дает ему смелость и силу бесстрашно бороться со злом и пороком, вдохновляет его на самопожертвование ради блага других». По их мнению, это осетинское мировоззрение «не является какой-то формой восприятия, отвлеченной от материальной, производственной деятельности, а наоборот, оно переплетено и отражает все стороны бытия, являясь в то же время самой основой бытия, онтологическим принципом». «Пантеизм» , который мы можем феноменологически охарактеризовать как «пантеизм », мировоззрение, характеризующееся «переплетением, взаимосвязью, взаимозависимостью», которое благоприятствует естественному «логико-понятийному типу мышления и дискурсивному мышлению». [12] Хетаг Моргоев определяет религию аналогичным образом, подчеркивая при этом ее сходство с другими индоевропейскими традициями и особенно ее «почти тождественность» индоиранским традициям. [2]
По мнению ученого Ричарда Фольца , несмотря на претензии на древность, с научной точки зрения движение «можно удобно анализировать в рамках новых религиозных движений ». [13] Приверженцы ассианизма возражают против использования термина «язычество» для обозначения их религии, поскольку этот термин имеет сильный уничижительный оттенок в осетинском языке и до сих пор используется христианами и мусульманами для высмеивания традиционных осетинских верований и обычаев. [14]
История
[ редактировать ]От древних скифов к современным осетинам
[ редактировать ]Скифы ) кочевых племен , — большая группа иранских (лингвистически восточноиранских населявших Евразийскую степь в первом тысячелетии до нашей эры, от Восточной Европы до западного Китая . Их название «скифы» происходит от греческого Σκύθοι Skuthoi , что означает «лучники», навык, которым их знали и боялись. Они оставили богатое культурное наследие, особенно в виде золотых украшений, часто находившихся в « курганных связанных с ними » захоронениях. Они исповедовали древнюю иранскую религию . [15]
Группа скифских племен, сарматов , известных как аланы (т.е. « арийцы », по общему внутреннему сдвигу согласных, т.е. «иранцы»). [16] ) начиная с первого столетия, мигрировали в Европу . В союзе с германскими готами аланы проникли на запад, во Францию , Италию , Испанию и другие территории, находившиеся под властью Римской империи . Римляне пытались справиться с угрозой, нанимая их в качестве наемников в кавалерию или, особенно во Франции, подкупая их как землевладельцев. Многие топонимы во Франции, такие как Аленвиль, Аленкур, Алансон и др., свидетельствуют о том, что они были территориальными владениями аланских семей. Аланская конная культура легла в основу средневекового рыцарства , и в целом аланская культура сыграла значительную роль, хотя и редко признаваемую, в развитии западноевропейской культуры. [17]
В то время как большинство скифов ассимилировались с другими этническими группами в средние века, аланы Кавказа сохранили свою самобытность и продолжали доминировать на этой территории, так что Византийская империя признала их независимым союзным королевством. Благодаря своим связям с византийцами и миссионерами из Грузии на юге аланская аристократия приняла восточное православие в десятом веке. Это, однако, мало повлияло на общее население алан, так что фламандский путешественник тринадцатого века Вильгельм Рубрук сообщил, что «они ничего не знали (о христианстве), кроме имени Христа». Осетины — единственное современное население , происходящее в культурном и языковом отношении от аланов, и они сохранили верования и ритуалы, вероятно, восходящие к скифской религии, даже несмотря на волны частичной синкретизации с христианством. [18]
После завоеваний Монгольской империи на Кавказе в середине XIII века контакты между аланами и православными религиозными властями полностью прекратились, и их поверхностная христианизация была остановлена. Есть свидетельства того, что между четырнадцатым и семнадцатым веками святилища, которые, очевидно, были построены в честь христианских святых, были преобразованы для использования коренными язычниками. [19] Экспансия Российской империи на Кавказе в конце восемнадцатого века привела с собой русских православных миссионеров, которые стремились «рехристианизировать» осетин. Их усилия имели ограниченный успех к тому времени, когда они были полностью уничтожены русской революцией 1917 года, которая ввела народы Кавказа в быстрые процессы индустриализации, модернизации и урбанизации Советского Союза . [19]
Между традиционной и новой религией
[ редактировать ]Сегодня осетинский народ разделен между двумя государствами: Северной Осетией-Аланией , составной федеративной республикой в составе России , и соседним, лишь частично признанным государством Южная Осетия . Начинающийся распад Советского Союза в 1980-х годах спровоцировал проекты формирования идентичности среди многих входящих в него стран. В Осетии, как и в других странах, это означало восстановление «подлинной национальной религии», восходящей к дохристианским временам. Осетинский национализм также сыграл свою роль, вызванный этническими конфликтами за земли и ресурсы с соседними народами в Северной Осетии, а также за независимость Южной Осетии , территории, исторически являющейся частью Грузии , чей статус как независимого образования является предметом международных споров (ср. 2008 года Русско-грузинская война ). [20]
По мнению Виктора Шнирельмана , в осетинском случае определенные традиции сохранились с непрерывной преемственностью и возродились в сельской местности. Это контрастирует и взаимодействует с городским и более интеллектуальным движением, которое разработало систематическое возрождение религии, связанное с этническим национализмом и оппозицией как русскому , так и грузинскому православию, воспринимаемому как иностранное, и исламу , исповедуемому соседними тюркскими и кавказскими странами. этнических групп и небольшого меньшинства осетин. [21] По мнению ученого Сергея Штыркова, интеллектуальные проекты по разработке « этнической религии » для осетин относятся к началу ХХ века, и именно с советской атеистической антирелигиозной «яростной борьбой с осетинским язычеством» в 1950-х годах эта идея снова пришлась по душе осетинским интеллектуалам. По его мнению, именно советский антирелигиозный активизм вытеснил древние местные практики из сферы «этнической традиции» в сферу «религии» в сознании осетинского народа. [22]
Ученый Ричард Фольц реконструирует развитие осетинской религии через семь этапов: 1. Первоначальное скифское язычество; 2. первая волна христианизации под византийским и грузинским влиянием с десятого по тринадцатый век; 3. «реязычество» в четырнадцатом и пятнадцатом веках после монгольского нашествия и разрыва контактов с византийцами; 4. частичная рехристианизация в шестнадцатом и семнадцатом веках, проведенная грузинскими миссионерами; 5. дальнейшая рехристианизация, проводимая русскими миссионерами, начиная с конца XVIII века; 6. насаждаемый государственный атеизм в Советском Союзе с 1921 по 1991 год; и 7. возрождение «традиционной осетинской религии» с 1980–1990-х годов. По мнению Фольца, современные пропагандисты скифского неоязычества утверждают, что религиозность осетин сохраняла сильную основополагающую преемственность, поглощая и адаптируя поверхностные влияния христианства и, в меньшей степени, ислама и соседних кавказских традиций, поверхностные влияния, которые могут быть легко отброшен, чтобы обнажить его существенный, отчетливый «иранский характер». [23]
После распада Советского Союза осетинские политики открыто поддерживали скифский ассианизм. [24] В 1990-е годы, после столкновений между осетинами и грузинами в 1991–1992 годах , поле возле священной рощи в 30 километрах к западу от Северной Осетии — столицы Алании Владикавказа , где, как говорят, осетинский герой Хетаг укрывался от своих врагов, был освящен правительством как святое место. С 1994 года на этом месте проводятся жертвоприношения с участием государственных чиновников и общественных деятелей, деятельность контролируется жреческим Великим Советом ( Стыр Ныхас ). Церемония посвящена самому главному божеству Уастырджи , который, как говорят, спас Хетага от преследователей. [25] Участие правительства также заметно на церемониях, организованных в храме Реком в Алагирского Цее района Северной Осетии-Алании. [24]
Сочинения
[ редактировать ]Нартские саги считаются «священными писаниями» ассианизма, из которых некоторые экзегеты этого движения, такие как Даурбек Макеев, почерпнули богословские доктрины. [7] Ученый Ричард Фольц определяет нартов как «типичный индоевропейский героический эпос». [26] По словам Макеева, который, по мнению Фольца, придерживается эссенциалистской точки зрения, «структура [т.е. ритуалы, которые актуализируют содержание книг] изменчива», и все же «смысл вечен», а «высшая божественная реальность - это свет». , отражая тему, разделяемую всеми иранскими религиями . [26] По мнению ученого Сергея Штыркова, ассийские экзегеты создали «свою собственную догматическую и богословскую систему» посредством этимологии и сравнения с другими индоиранскими традициями. [27] Фольц считает, что эти усилия по разработке богословских доктрин на основе традиционных текстов сопоставимы с аналогичными усилиями, предпринимаемыми в германском язычестве и современном эллинизме . [24] Помимо нартовских, существуют еще два традиционных текста, как в поэтической, так и в прозаической форме, — Даредзант и Царциат . [28] Художник и архитектор Слава Джанайтиты опубликовал множество книг об осетинской народной религии, подчеркивая ее философские аспекты в отличие от более практической направленности сочинений Макеева. [29]
Теология и космология
[ редактировать ]Дзуари Лэгта и Хетаг Моргоев определяют ассийскую теокосмологию как пантеизм и недуализм . [31] Ассианизм предполагает поклонение верховному Богу ( Хуыцау Хвицау ), создателю вселенной и всех существ. [32] и является самой вселенной, или вселенная — это «тело Бога», включающее в себя как имманентный материальный мир живых, так и трансцендентный духовный мир Бога, куда возвращаются мертвые. [2] Он не обладает «ни материальными личными качествами, ни протяженностью в пространстве и времени». [33] и это чистый свет. [2] Трансцендентное духовное измерение Бога — это «Мир Света» (Рухс Дун, Рухс Дун ) или «Истинный Мир» (Æцæг Дун, Ætsæg Dun ), тогда как имманентное материальное измерение жизни — «Иллюзорный Мир» (Мэнг Дун, Мэн Дун ). [2] Верховного Бога можно называть множеством эпитетов, в том числе просто «Стыр Хуыцау» (Стыр Хуыцау), что означает «Великий Бог», а также «Дунескэнэг» (Дунескæнæг), «Творец Вселенной», «Мескэнэг Хвитсау». (Мескаенаег Хуыцау) и «Xwytsauty Xwytsau» (Хуыцаутты Хуыцау), что означает «Бог богов». [34] Ассийское богословие утверждает, что Бог находится внутри каждой твари, является «главой всего», а в людях он проявляется как разум, мера и праведность ( бар ). [34]
Бог и его триединые проявления
[ редактировать ]Меньшие боги, включая самого главного из них, Уастырджи , [35] почитаются как посредники Швицау. [36] Определенные как «силы» и «духи», они представляют собой «идеи», посредством которых верховный Бог управляет вселенной. [37] В другом определении они являются «имманентными проявлениями» Бога, элементами единого целого, наделенными формой и функциями. [38]
Верховный Бог раскрывается в триадах. Фундаментальная триада – это Бог-материя-дух: [39] [40]
- Хвицау / Хуйцау (Хуыцау, «Небеса») — верховный Бог вселенной, источник ее и высшей мудрости, достижимой человеком, творец и покровитель миров, без образа и формы, неизреченный и вездесущий;
- Иуаг (Иуаг) или Иуæг (Иуæг) — это субстанция-материя всего, как нетварного, так и тварного миров;
- Уд (Уд) — это универсальное Я , которое достигается индивидуальной душой при отождествлении ее с Мон (Мон), универсальным разумом-духом, т.е. проявлением Бога; в конечном счете, Мон и Уд — одно и то же, и они являются проявлениями Ксвитсау.
На плане феномена универсальный дух-разум Бога далее проявляется как триада: [39] [40]
- Уас (Уас = «Правда», «Доброе Слово») или Ард (Ард = «Право», «Закон») — порядок Божий, производящий благополучие в реальности;
- Уастырджи (Уастырджи) — благоволение, воплощающееся в людях, являющихся носителями божественного разума, просветленного сознания, богосознания; иными словами, Уастырджи есть архетип совершенного человека, последователя повеления Бога и является посредником всех остальных божеств;
- Дуаги (дуаги; мн. дауджытаæ / дауджита → дауджитæ / дауджита ) или дуаг (дуаг) и бардуаг (бардуаг) — боги, божества, силы, которые непрерывно формируют мир, чередуя формы по воле Бога; важнейшими среди них являются арвон дауджита (арвон дауджита), семь божеств семи планет.
Другое различие установлено между тремя космологическими состояниями: [39] [40]
- Зеды (зэды, мн. задтæ → zadtæ ) или жад (жад) — силы-покровители , порождающие божества, которые сопровождают рождение и развитие существ по воле Бога;
- Уаюги (уайуги, мн. уайгуытæ / уайгуыта → уайгуйтæ / уайгуйта ) или уаюг (уайуг) — разрушительные силы, нарушающие порядок Бога и удаляющиеся от света; в человечестве они являются причиной страстей, страхов, гордыни и нервных болезней;
- Далимон (далимон) — низшее возможное состояние ума, когда он отождествляется с грубой материей, хаосом; его значение — «нижний ( дали ) дух ( мон )», а также категория, включающая все земные неясные сущности, в отличие от уалимона (уалимон), «высшего ( уали ) духа ( мон )», который включает в себя все небесные ясные сущности. [41]
В богословии Хетага Моргоева бардуаг — общее понятие, охватывающее жад и дзуар (дзуар), причем первый представляет божества как трансцендентные идеи, а второй — их имманентное продолжение. Термин дзуар действительно используется многозначно как для данного божества, так и для его святилища (святилищ). [38] Деятельность бардуага называется минжвар ( минжвар) — труднопереводимое понятие, означающее «установление связей», «упорядочивание вещей правильным образом». [38] Важнейшими из них являются циклы природы и циклы человеческого хозяйства, которые сливаются и взаимосвязаны в пространственно-временном континууме, образуя календарь года. [38] Каждая вещь имеет свой жад , есть жад родов/семьй, деревень, природы; каждое явление, событие и точка времени-пространства содержит в себе жад . [38]
Семь планетарных божеств и другие божества
[ редактировать ]Как и другие древние иранские религии , древняя скифская религия рассматривала семь божеств (арвон дауджита, арвон дауджита ) как наиболее важные среди других, каждое из которых ассоциировалось с планетой и определенными природными явлениями. [40] [42] живые существа и растения. [35] Общее количество дауджитов , зафиксированных в традиционных осетинских текстах, составляет около девяноста. [35] Уастырджи является главным среди них, так как он может напрямую обращаться к верховному Хвыцау, а все остальные божества представлены им. [35] Считается, что они либо одобряют, либо наказывают людей, поэтому им приносят жертвы (быков, баранов, а иногда и козлов). [35]
Геродот засвидетельствовал семь скифских богов как: Папай (соответствующий Зевсу ), бог неба; Табити ( Гестия ), богиня домашнего очага (сегодня называемая Сафа и символически связанная со священной цепью домашнего очага). [35] ); Апи ( Гея ), богиня земли; Оитосирос ( Аполлон ), бог солнца; Аргимпаса ( Афродита ), богиня плодородия; а также « Геракл » и « Арес », которым Геродот не дал скифского имени. В древнем осетинском языке семь дней недели еще назывались в честь семи божеств, [42] а на консервативном дигорском диалекте осетин понедельник по-прежнему называется Авдисар , «Глава семи». [43] По мнению Фольца, «Аресом», вероятно, был Митра , а современный Уастырджи; ему широко поклонялись через алтари в виде меча, воткнутого в кучу камней или хвороста. Культ меча сохранялся у алан еще в первом веке нашей эры. Геродот также упомянул восьмое божество, которому поклонялись царские скифы, Фагимасида, бога воды, приравниваемого к Посейдону . [42]
У современных осетин сохранилась семерично-восьмеричная структура, хотя изменились божества и их имена, которые в некоторых случаях являются адаптацией имен христианских святых: Уастырджи (чье имя происходит от « Святой Георгий »), бог договоров. и война (иранский Митра), но также и общий архетип мужчин и обездоленных людей; [35] Уацилла (« Святой Илия »), бог-громовержец; Уатстутыр («Святой Феодор»), защитник волков; Фэльвара (возможно, сочетание слов « Флор и Лавр »), защитник домашнего скота; Курдалэгон, бог-кузнец (иранский Каве, Кава ); Донбеттир, бог воды; Микаэлгабирта (слияние « Михаила и Гавриила »), бог плодородия и подземного мира; и Эфсати, бог охоты. [44]
Этика
[ редактировать ]Согласно ассийским учениям, человеческая природа такая же, как и природа всего живого. Человечество — это микрокосм внутри макрокосма или в более широком контексте, и то же самое верно для всех других существ. Вселенная поддерживается в гармонии Уас или Ард , порядком Бога, основой божественного разума, меры и праведности ( бар ). Божества ( дауджита или уалимон ) формируют мир согласно этому универсальному закону, тогда как демоны ( уайгуйта или далимон ) — это те сущности, которые действуют, нарушая добрые связи божеств, и являются причинами болезней и смерти. [45] [40] Каждая сущность управляется «сама собой» в пределах своей сферы ответственности; Бог и его порядок не рассматриваются как внешняя сила принуждения. [38]
Эти положительные и отрицательные силы также влияют на сознание человечества: человек может принять сторону либо божеств, либо демонов, и этот выбор будет определять жизнь и действия этого человека. Если человек способен подчинить себе страсти, не вкладывая в свои действия исключительно эгоистические материальные мотивы, он становится открытым Уасу , или его вместилищу (уасдан, уасдан ; вместилище добрых дел), мудрому дворянину, воспринимающему порядок Божий и высшие духи и получает их энергию, действуя подобно им, производя добро, истину и красоту. Напротив, если действия человека руководствуются эгоистическими материальными целями, Далимон и демоны владеют им и он становится источником зла, лжи и уродства. [40] По словам Хетага Моргоева, человечество наделено свободной волей выбирать между добром и злом, божествами и демонами. [38]
Практики
[ редактировать ]Мифы и обряды
[ редактировать ]Цитируя В.И. Добренкова, Дзуары Лэгтаэ подчеркивают смысловое единство мифа и ритуала в рамках практики культа , причем первое представляет собой «систему словесных символов», а второе — «систему символов как предметов и действий». [47] По всей Осетии существует множество вариаций мифов и обрядов, хотя в их основе лежит одна и та же семантика, что свидетельствует о жизнеспособности традиции. [47] По мнению Штыркова, современное ассианское движение пытается «создать единую ритуальную систему, каждый мельчайший элемент которой имеет богословскую мотивацию». [48] Во второй половине 2010-х годов предпринимались попытки создания единого осетинского религиозного календаря. [49]
В осетинском календаре много дней посвящено обрядам, некоторые из которых совершаются внутри дома, а другие – на открытых священных местах. [50] Домашние обряды сосредоточены вокруг цепи очага ( сафа) , которая выполняет функцию символа богини очага Сафа, олицетворяющей мировое древо. [51] ), который поддерживает котел над огнем (святой элемент в индоиранских религиях). [50] В течение года проводится шестьдесят фиксированных праздников. [50] самым важным из которых является Неделя Уастырджи, начинающаяся в последний вторник ноября. [52] Праздники связаны с днями недели, фазами луны и солнцестояниями; например, осетинский Новый год празднуется во второй четверг января. [49] День Уастырджи вместе с праздниками Уатстутыр и Уацилла образуют комплекс солнечных праздников, где три божества представляют три взаимосвязанные фазы Солнца и соответствующие проявления в природе и в хозяйственной деятельности человечества; Уастырджи – Зимнее Солнце, которое умирает, а затем снова восходит, Уасттутыр – Весеннее Солнце, которое становится все более и более могущественным к Лету, а Уацилла – Летнее Солнце во всем своем великолепии, сила которого затем угасает Осенью в сторону нового Уастырджи. [53]
Ритуальные церемонии заключаются в проведении пиршества (фынг, фынг или кувд, кувын ) в честь того или иного божества. Церемонию возглавляет «святой человек» ( дзуары лæг ), который призывает божество посредством произнесения «тоста», куывд (куывд), что также означает «молитва», в сторону неба. Пиво — это вещество, которое обычно предлагают при возлиянии , хотя его можно заменить любым крепким напитком. Во время церемонии произносятся другие тосты за других божеств, а церемониальные лепешки из сыра ( уалибах ) употребляются вместе с мясом животного, принесенного в жертву для ритуала. [50] только травоядные животные, такие как быки, бараны, козы или ягнята, а также рыба. В жертву принимаются [54] Как и древние скифы, по свидетельству Геродота, осетины не приносят в жертву всеядных животных, таких как свиньи и куры. [55] За каждым тостом также щедро употребляют пиво и другие алкогольные напитки, что перекликается с древним скифским обычаем. [46] Такие церемонии могут сопровождаться круговым танцем симд . В отличительной версии симда один круг танцоров стоит на плечах другого круга танцоров. Нарты симд рассказывают, что придумал богатырь Сослан. [56] Система гадания с использованием палочек, уже засвидетельствованная Геродотом в рассказах о скифских обычаях, практикуется и сегодня. [43]
Схема молитвы отображает процесс сотворения мира: Начиная с призывания верховного Бога, верховного источника, затем рассказывается о начале и проявлении вещей; графически его сравнивают с мандалой , точкой, из которой по кругу расходятся мировые силы. [57] Та же схема представлена и церемониальным тортом, состоящим из трех круглых слоев с отверстием посередине, символизирующих три уровня реальности: небо, Солнце и воду/землю. [57] Сам трехногий церемониальный стол представляет тройственную модель реальности, а его круглая поверхность — как и круглая поверхность церемониального торта — представляет Солнце и бесконечность Бога. [58] На столе также лежит мясо принесенных в жертву животных с равносторонним крестом ( дзуар , тот же термин, обозначающий проявленное состояние божества), вырезанным на лбу, который представляет собой точку зарождения и проявления божественности, как отверстие в центр церемониального торта. [59] Для конкретного божества, которому поклоняются во время праздника, готовят другой, отличный от основного, церемониальный пирог и укладывают его на торжественный стол. Этот торт состоит из трех треугольных пирогов, образующих девятиконечную звезду, если смотреть сверху. [57]
Святыни и храмы
[ редактировать ]Осетинские божества связаны с природными явлениями, а общинные церемонии обычно проводятся в природных святынях или святилищах, называемых кувандон (кувандон, буквально «место молитвы»), которые часто имеют храм, построенный из дерева или камня. [63] Святилища могут находиться в рощах, лесах, на холмах, в полях, в пещерах и в любом месте, где считается, что существует «сильное энергетическое поле». [35] Журналист Алан Мамиев заметил, что «осетины молятся на природе» и «у каждой семьи на земле есть своя святыня». [64] Слава Джанаиты, проектировавший реконструкцию храма Реком — важной осетинской святыни в Цее Алагирского района , Северной Осетии-Алании разрушенной случайным пожаром в 1995 году. [65] заметил, что: [64]
С благодарностью оценивая творения природы, древний мудрец не строил гигантских сооружений, выделяющихся и спорящих с окружающей средой, созданной лучшим в мире архитектором-матерью-природой, равно как и не пытался ограничить присутствие Духа в жестких границах. [...] святыня – это и само здание, и земля, которая его окружает; все находится в полной гармонии с природой. Поэтому святыня не должна возвышаться над природой или делать ее безобразной; Осетинские святыни построены только из местных природных материалов, а архитектурные линии призваны имитировать окружающие природные особенности.
Руслан Кучиев, президент « Стыр Ныхас» в 2019 году, сказал: [64]
Именно эти священные места дают нам нашу энергию. [...] Надо быть частью природы, так думали наши предки. Вы должны жить в гармонии с тем, что вас окружает.
В Осетии много святынь; Только в Алагирском районе их около трехсот. [35] В селе Гаиат Дигорского района Западной Осетии находится храм, посвященный семи космологическим божествам. [66] Эти святыни — места, где заключаются клятвы, заключаются контракты, проводятся свадьбы и где выявляются нарушители божественного закона — Ард . [35] В частном хозяйстве наиболее священным местом является хадзар (хждзар); это кувандон дома, где находится очаг и цепь богини Сафа. [51] Священная цепь Сафа также присутствует на многих общественных кувандонах . [35] Такая цепочка символизирует мировое древо , соединяющее три царства неба, Солнца и воды/земли. [58]
Символизм
[ редактировать ]Важнейшим символом в ассианизме, по мнению Дзуары Лэгта , является Уацамонгж (Уацумонгж) или Уацумонга (Уацумонга), чаша, кубок или кубок, упоминаемый в осетинских нартских эпосах, название которого означает «указывающий ( средж ) истину ( уат )». или «откровитель божественности». Это символ истины, представляющий собой перевернутый свод неба, способный насытить достойных (героя нартского эпоса) неземными знаниями. Истоки этого символа восходят к самым ранним индоевропейцам , а также он присутствует в более поздних кельтских и германских культурах. В средневековых западноевропейских легендах волшебная чаша приняла христианизированную форму Святого Грааля . [67] Еще одним важным символом внутри религии является лошадь, еще один древний индоевропейский символ, который связан в осетинской культуре с погребальными обрядами, как с небесными, так и с земными силами, и который во многих видениях выступает как скакун божеств. [68]
«Три слезы Бога» ( Трислези Бога ), символ, представляющий ассийское богословие и три важнейших осетинских святыни, был впервые «воспринят» и нарисован архитектором и художником Славой Джанаитой и стал самым распространенным символом веры, «его можно увидеть повсюду по всей Северной и Южной Осетии на футболках, автомобильных наклейках и рекламе». [8] Внутри трех «слез» символа Джанаиты находятся три равносторонних креста; «крест» по-осетински называется дзуар , это тот же термин, обозначающий проявление божественности. [59] Три наиболее важных осетинских святыни, которые символизирует этот символ, — это храм Реком, храм Микалыгабыртэ к юго-востоку от Рекома и храм Таранджелос, расположенный к югу от горы Казбек в Грузии . [69]
Отношения с другими философиями и религиями
[ редактировать ]С евразийством
[ редактировать ]В 2009 году в Центре консервативных исследований МГУ прошла конференция о роли осетин в российской истории под руководством -евразийца философа Александра Дугина . Среди участников был Даурбек Макеев, глава Ацаэтэ» религиозной организации ассианизма « . По этому случаю Дугин высоко оценил возрождение осетинской культуры, поскольку она сохранила первозданное индоевропейское наследие. Он обсудил важность скифской культуры в развитии обширной Евразии, признав, что скифская культура оказала огромное влияние на развитие финно-угорской, тюркской и славянской культур, и, несмотря на это, европейские ученые до сих пор уделяли ей мало внимания. Макеев заявил, что организация «Ацэтэ» была основана для развития традиционной осетинской религии, а также для того, чтобы поделиться наследием ассианизма с другими народами, поскольку «то, что сохранилось в Осетии, не является [просто] осетинским, но является всемирным наследием». [70] Русско-азиатские ресурсы преподносят религию как универсальную истину, «обращённую ко всему миру». [40]
С христианством
[ редактировать ]Этот раздел может быть несбалансированным по отношению к определенным точкам зрения . ( май 2024 г. ) |
Скифско-ассийские лидеры, особенно Даурбек Макеев, сформулировали решительную позицию против христианства , критикуя его за иноземное происхождение, еврейское происхождение и критикуя коррупцию Русской Православной Церкви . В работах 2002 и 2007 годов он заявляет, что христианская религия разрывает связь нации с собственным духом, тем самым обрекая эту нацию на вырождение и смерть: [71]
2002: Человек, отказавшийся от Бога своего народа и принявший чуждую веру (идеологию) от последователей Моисея, навлекает проклятие не только на себя и своих потомков, но и на весь свой народ и все его земли и владения. [...] Если люди забудут свою [религиозную] традицию, она потеряет свое значение для Бога и будет обречена на исчезновение.
2007: Моисей прекрасно понимал, что предать Бога некоторых людей – значит оторваться от их корней, устроить всеобщий разврат, ослабить традиционные ценности и тем самым ослабить их этническую идентичность и привести к гибели этого народа. Предательство чьего-либо Бога он считал величайшим преступлением — преступлением против Нации.
В то же время Макеев критикует христианство за его антиэкологическую сущность, которая проистекает из богословия, отделяющего Бога от природы, священное от профанного. В своей речи 2019 года он подтвердил: [26]
В отличие от христианства, которое отделяет Бога от его Творения, мы придерживаемся коллективного подхода, где все взаимосвязано. [...] Они думают, что свят только тот конкретный участок земли, на котором стоит святыня. [...] Они ходят в Реком [самую важную народную святыню Осетии] и относятся к нему так, как будто это церковь, отдельная от окружающей территории. Сам Реком никто мусором не бросал бы, но они не понимают, что нет разделения на священную и несвящённую землю; в каждом месте есть свое божество, которое обидится, если кто-нибудь нарушит его святость.
Дзуары Лэгтаэ формулируют историческую критику христианизации: для них православие - это «чужая религия», которая «стремится увлечь и развратить души побежденных», а в Осетии оно распространялось иностранцами и царским самодержавием путем принуждения. , полицейскими мерами и заманиванием детей и бедняков подарками - процесс, который привел к распаду семей и разорению ферм. По их словам, ислам распространился среди осетин как альтернатива, позволяющая избежать насильственной христианизации. [72] Русская Православная Церковь является для них «социо-культурной и культурно-политической проблемой» в Осетии, поскольку у нее нет «ни знания особенностей Осетии, ни интереса к ее культуре, ни заботы о ее будущем». [73]
Движение скифского ассианизма вызвало резкую враждебность и жалобы со стороны христианских и исламских властей. Архиепископ Русской Православной Церкви Леонид в Москве стремился заставить Макеева замолчать, пытаясь запретить его книги как «экстремистскую литературу», ссылаясь на свои личные контакты, когда он был генералом Федеральной службы безопасности . Русская Православная Церковь также пыталась разрушить храм Реком и построить на его месте церковь, но пока безуспешно. [74]
Демография и институты
[ редактировать ]Движение скифского ассианизма присутствует как в Северной Осетии-Алании , так и в Южной Осетии , хотя в первой оно более распространено. [5] Среди верующих особенно широко представлены военные, охотники и спортсмены, привлеченные героической этикой нартов, а также интеллектуалы и художники. [11] По словам Штыркова, движение "занимает видное место в социальном ландшафте республики". [75] Скифский ассианизм также популярен в России и Украине среди казаков , особенно тех, кто заявляет о своей скифской идентичности, чтобы отличаться от славян. Некоторые из них относят себя к категории родноверий , общей «славянской родной веры». [76] По словам Фольца, движение получило настолько широкое распространение среди осетин, что его успех «не имеет себе равных» среди всех неоязыческих религиозных движений. [74] Согласно «Атласу Арены» 2012 года , дополняющему перепись населения России 2010 года , 29,4% населения Северной Осетии (включая осетин, а также этнических русских) были приверженцами осетинской языческой религии. [77] Представители самой религии утверждают, что подавляющее большинство, более 55% этнических осетин, являются приверженцами этой религии. [78]
18 мая 2014 года состоялся «Форум осетинских родов – Национальный форум «Алания»» с участием 1500 делегатов традиционных осетинских родов как из Северной Осетии, так и из Южной Осетии. Среди вопросов, рассмотренных на форуме, родственники подготовили документ « О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Северная Осетия-Алания» , в котором предложили «в целях сохранения и развития культуры осетинского народа» конституционное признание осетинского мировоззрения и религии «важнейшей частью» осетинской культуры, признание осетинских горных районов «материальной основой духовного просвещения осетинских и других индоевропейских (арийских) народов с древнейших времен» до настоящего времени [...] Священный центр осетинского народа, общеарийского значения», и принятие основ стандартизации осетинского языка как государственного. [79]
Россия
[ редактировать ]- Совет жрецов древних святилищ — Дзуары Лэгта (Совет служителей древних святилищ «Дзуары Лэгта») — неформальный совет по координации деятельности осетинского духовенства, сформированный в 2014–2016 годах во Владикавказе , Северная Осетия-Алания, по инициативе общественной организации. из осетинского рода Юдзинад (Иудзинад); [80]
- Ацэтэ — Моздокская районная община асов (Районная моздокская община Ассов «АцэтЭ») — организация, зарегистрированная в 2009 году в городе Моздоке Северной Осетии-Алании под руководством Даурбека Макеева; [81]
- Эцэг Дин (Эцэг Дин) — организация, зарегистрированная во Владикавказе в 2009 году и связанная с общиной Ацэтэ; [81]
- Община храма Майрам Высокой Башни — в Куртатском ущелье, Владикавказ; [81]
- Стыр Ныхас («Великий Совет») — создан в 1993 году в Северной Осетии-Алании; [82]
- All-Russian Movement of the Scythians (Всероссийское движение скифов). [83]
Украина
[ редактировать ]- Северо-Кавказский Скифский Региональный Пожар [6]
См. также
[ редактировать ]- Славянское Родноверие
- Германское язычество
- Армянский гетанизм
- Английский
- Иранские религии
- Абхазское неоязычество
Цитаты
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Фольц 2019 , стр. 325–326.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шиженский 2018а , с. 128.
- ^ Фольц 2019 , проход.
- ^ Перейти обратно: а б Фольц 2019 , с. 321.
- ^ Перейти обратно: а б Фольц 2019 , с. 318.
- ^ Перейти обратно: а б Прачечная 2013 , с. 167–169.
- ^ Перейти обратно: а б Штырков 2011 , с. 240; Фольц 2019 , с. 328.
- ^ Перейти обратно: а б Фольц 2019 , стр. 328–330.
- ^ Перейти обратно: а б с Фольц 2019 , с. 325.
- ^ Макеев 2007 .
- ^ Перейти обратно: а б Фольц 2019 , с. 330.
- ^ Шиженский 2018б , с. 135.
- ^ Фольц 2020 , с. 40.
- ^ Фольц 2020 , с. 42, примечание 2.
- ^ Фольц 2019 , стр. 314–315.
- ^ Фольц 2019 , с. 315, примечание 1.
- ^ Фольц 2019 , с. 315.
- ^ Фольц 2019 , с. 316.
- ^ Перейти обратно: а б Фольц 2019 , стр. 316–317.
- ^ Фольц 2019 , с. 317.
- ^ Шнирельман 2002 , стр. 202–207: «С рубежа 1980-х годов рост неоязычества наблюдается в Среднем Поволжье, в Северной Осетии-Алании и в Абхазии. Языческие традиции никогда не исчезали там полностью. и, в отличие от славянских и прибалтийских регионов, не было необходимости слишком много выдумывать, опираясь на книги, так как там почти все ресурсы были нетронуты. Таким образом, в этих регионах интерес к язычеству развивался в двух разных средах: во-первых, в сельской местности с ее неразрывной преемственностью традиционных народных верований, а во-вторых, в урбанизированных районах, где местные высокосекуляризованные интеллектуалы начали конструировать новую синтетическую религию, чтобы преодолеть кризис идентичности. В последнем случае это было проявлением. местного этнического национализма, противостоящего русскому православию как «религии эксплуататоров». [...] Современное неоязычество состоит из двух разных ветвей — одной из «книжных» подходов, искусственно культивируемых урбанизированными интеллектуалами, потерявшими свои связи. с народной традицией, а другой, более аутентичный, представляет собой сельское движение, основанное на преемственности, уходящей корнями в далекое прошлое. Первый доминирует среди русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей и армян и может быть определен как «изобретение традиции», по мнению Эрика Хобсбаума (1983). Более сложную картину можно наблюдать среди этнических групп Среднего Поволжья, а также среди осетин и абхазов, где обе тенденции взаимодействуют друг с другом».
- ^ Shtyrkov 2011 , pp. 239–240.
- ^ Фольц 2019 , стр. 320–321.
- ^ Перейти обратно: а б с Фольц 2019 , с. 328.
- ^ Шнирельман 2002 , стр. 204–205; Фольц 2019 , с. 328.
- ^ Перейти обратно: а б с Фольц 2019 , с. 327.
- ^ Shtyrkov 2011 , pp. 240–241.
- ^ Шиженский 2018б , с. 140.
- ^ Фольц 2019 , с. 329.
- ^ Фольц 2020 , стр. 43–44.
- ^ Шиженский 2018а , с. 128; Шиженский 2018б , с. 135.
- ^ Фольц 2019 , с. 322.
- ^ Шиженский 2018б , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б Шмитц 2015 , стр. 1–2; Шиженский 2018а , с. 130.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Шиженский 2018б , с. 142.
- ^ Шмитц 2015 , стр. 1–2.
- ^ Шиженский 2018б , стр. 141–142.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Шиженский 2018а , с. 130.
- ^ Перейти обратно: а б с Шиженский 2018а , стр. 130–131; Шиженский 2018б , стр. 141–142.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г "Основные положения традиционной осетинской веры" [Basic provisions of the traditional Ossetian faith]. wacdin.com . Ассианство / Уацдин (Assianism / True Faith). Archived from the original on 26 April 2017.
- ^ Шиженский 2018а , стр. 130–131.
- ^ Перейти обратно: а б с Фольц 2019 , стр. 318–320.
- ^ Перейти обратно: а б Фольц 2020 , с. 42.
- ^ Фольц 2019 , стр. 320–323.
- ^ Шиженский 2018а , стр. 130–131; Шиженский 2018б , с. 142.
- ^ Перейти обратно: а б Фольц 2020 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Шиженский 2018б , с. 136.
- ^ Shtyrkov 2011 , p. 241.
- ^ Перейти обратно: а б Шиженский 2018б , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фольц 2019 , с. 323.
- ^ Перейти обратно: а б Шиженский 2018а , с. 133; Шиженский 2018б , с. 142.
- ^ Шиженский 2018а , с. 131; Шиженский 2018б , с. 143.
- ^ Шиженский 2018а , с. 131.
- ^ Шиженский 2018а , с. 133; Фольц 2020 , с. 47.
- ^ Фольц 2020 , с. 41, 47.
- ^ Фольц 2019 , с. 324.
- ^ Перейти обратно: а б с Шиженский 2018а , с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б Шиженский 2018а , стр. 132–133.
- ^ Перейти обратно: а б Шиженский 2018а , с. 133.
- ^ Фольц 2020 , с. 45.
- ^ Фольц 2020 , с. 38.
- ^ Фольц 2020 , с. 47.
- ^ Шиженский 2018а , с. 131; Шиженский 2018б , с. 142; Фольц 2019 , стр. 323–326.
- ^ Перейти обратно: а б с Фольц 2019 , с. 326.
- ^ Фольц 2019 , стр. 328–329.
- ^ Фольц 2019 , с. 320; Фольц 2020 , с. 42.
- ^ Шиженский 2018б , стр. 143–144.
- ^ Шиженский 2018б , стр. 142, 144.
- ^ Фольц 2020 , с. 44.
- ^ "Александр Дугин: Осетинский народ сделал возможным возвращение России на имперскую орбиту" [Alexander Dugin: The Ossetian people made it possible for Russia to return to the imperial orbit]. iratta.com . 7 October 2009. Archived from the original on 26 April 2017.
- ^ Shtyrkov 2011 , p. 240.
- ^ Шиженский 2018б , с. 137.
- ^ Шиженский 2018б , с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б Фольц 2019 , с. 331.
- ^ Shtyrkov 2011 , p. 239.
- ^ Маккей 2009 , стр. 275–276.
- ^ "Арена: Атлас религий и национальностей" [Arena: Atlas of Religions and Nationalities] (PDF) . Среда (Sreda). 2012. See also the results' main interactive mapping and the static mappings: "Религии в России по субъектам Федерации" (Карта). Огонек . 34 (5243). 27 августа 2012. Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года . Атлас «Среда Арена» создан при сотрудничестве Всероссийской переписи населения 2010 , Минюста РФ , Фонда «Общественное мнение». (Фонда Общественного Мнения), представленный, в частности, Аналитическим отделом Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви. Видеть: "Проект АРЕНА: Атлас религий и национальностей" [Project ARENA: Atlas of religions and nationalities]. Russian Journal . 10 December 2012.
- ^ Шиженский 2018б , с. 138.
- ^ Шиженский 2018б , с. 134.
- ^ Popov 2016 , Иранские народные религии / Iranian indigenous religions; Shizhensky 2018b , pp. 134, 138–140.
- ^ Перейти обратно: а б с Popov 2016 , Иранские народные религии / Iranian indigenous religions.
- ^ Шнирельман 2002 , стр. 204–205.
- ^ Bourdeaux & Filatov 2006 , p. 202.
Источники
[ редактировать ]- Bourdeaux, Michael; Filatov, Sergey, eds. (2006). Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания [ Contemporary religious life of Russia. Systematic description of experiences ] (in Russian). Vol. 4. Moscow: Keston Institute ; Logos. ISBN 5987040574 .
- Фольц, Ричард (2019). «Скифское неоязычество на Кавказе: осетинский Уацдин как «природная религия» » . Журнал по изучению религии, природы и культуры . 13 (3): 314–332. дои : 10.1558/jsrnc.39114 . S2CID 213692638 .
- Фольц, Ричард (2020). «Святыня Реком в Северной Осетии-Алании и ее ежегодный обряд» . Иран и Кавказ . 24 (1). Брилл : 38–52. дои : 10.1163/1573384X-20200104 . ISSN 1609-8498 . S2CID 216345025 .
- Фольц, Ричард (2021). Осетины: современные скифы Кавказа . Лондон: Блумсбери . ISBN 9780755618453 .
- Лесив, Мария (2013). Возвращение богов-предков: современное украинское язычество как альтернативное видение нации . Исследования Макгилла-Куина по истории религии. Том. 2. Пресса Макгилла-Куина – MQUP. ISBN 978-0773589667 .
- Makeyev, Daurbek B. (2007). "Ассианство и мировая культура" [Assianism and world culture]. Религиозное мировоззрение в Нартском эпосе [ Religious worldview in the Nart epic ] (in Russian). Vladikavkaz.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Маккей, Джордж (2009). Субкультуры и новые религиозные движения в России и Центрально-Восточной Европе . Питер Лэнг. ISBN 978-3039119219 .
- Popov, Igor (2016). Справочник и новости всех религиозных течений и объединений в России [ The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia ] (in Russian).
- Шмитц, Тимо (2015). «Эцег Дин – кавказское язычество из Осетии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2020 года.
- Шнирельман, Виктор А. (2002). « Христиане! Идите домой»: возрождение неоязычества между Балтийским морем и Закавказьем (обзор)» . Журнал современной религии . 17 (2): 197–211. дои : 10.1080/13537900220125181 . S2CID 51303383 .
- Shizhensky, Roman V. (2018a). "Интервью с Х. Моргоевым" [Interview with H. Morgoyev]. Colloquium Heptaplomeres (in Russian). V . Nizhny Novgorod: Minin University: 128–133. ISSN 2312-1696 .
- Shizhensky, Roman V. (2018b). "Официальный ответ совета служителей святилищ Осетии на запрос Р. В. Шиженского" [The official response of the Council of Ministers of the Sanctuaries of Ossetia to the request of R. V. Shizhensky]. Colloquium Heptaplomeres (in Russian). V . Nizhny Novgorod: Minin University: 134–145. ISSN 2312-1696 .
- Штырков, Сергей (2011). «Религиозный национализм в современной России: на примере осетинского этнорелигиозного проекта» (PDF) . В Алапуро, Ристо (ред.). Понимание русскости . Рутледж. стр. 232–244. Архивировано из оригинала 20 февраля 2018 г. Проверено 29 апреля 2020 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Штырков, Сергей (2016). « Борьба между асами и дэвами проходит через все наше существование»: конспирологическое воображение североосетинских интеллектуалов и поиски смысла в национальной истории» (PDF) . Форум антропологии и культуры (12). Санкт-Петербург: Кунсткамера , Европейский университет в Санкт-Петербурге : 230–252. Архивировано из оригинала (PDF) 30 марта 2021 года.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Религия известна среди русскоязычных приверженцев как «ассианизм» («ассианизм» означает религию «асов» или «оссов» — древнее название алан, от которого греки, возможно, почерпнули название « Азия». ", которое сохранилось в русском и грузинском названии "Осетины"), а также как Уацдин (Уацдин), Эцэг Дин (Æцæг Дин; оба значения означают "Истинная вера"), Исс Дин (Æсс Дин, осетинский перевод слова «ассианизм»), [1] или просто Железный Дин (Ирон Дин, «Осетинская Вера») [2] осетинами на их родном языке .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ацэтэ - осетинский сайт