Вайнахская религия
Вайнахские . народы Северного Кавказа ( чеченцы и ингуши ) были исламизированы сравнительно поздно, в ранний современный период , и Амджад Джаймуха (2005) предлагает реконструировать некоторые элементы их доисламской религии и мифологии, включая следы поклонения предкам и погребальные культы . [1] Нахские народы , как и многие другие народы Северного Кавказа, например черкесы , практиковали поклонение деревьям и верили, что деревья являются жилищами духов. У вайнахов сложилось множество обрядов служения тем или иным видам деревьев. Грушевое дерево занимало особое место в вере вайнахов. [2]
Сравнительная мифология [ править ]
К. Сихуралидзе предположил, что народы Кавказского региона в древности разделяли единую региональную культуру. Тщательное изучение нахской и картвельской мифологий обнаруживает множество сходств. [3]
Джаймуха (2005) проводит сравнение с черкесами , а также в более общем плане с мифологией железного века западных индоевропейских культур, особенно подчеркивая параллели с кельтским политеизмом . [4] такие как поклонение определенным деревьям (в том числе, в частности, сосне во время зимнего солнцестояния , предположительно связанной с современной рождественской елкой , реконструированным календарным фестивалям, таким как Хэллоуин и Белтейн , почитанию огня и некоторым суевериям, связанным с привидениями). [4]
Пантеон [ править ]
Джаймуха (2005) на стр. 252 приводит список реконструированных «вайнахских божеств».
- Даль (чеченский), Даль (ингушский) или Дала – верховный бог. Эквивалент греческого Зевса, римского Юпитера, германского Водана и черкесского Тешхве. [5]
- Гал-Ерди или Гела – бог Солнца и покровитель скотоводов. [5] Поклонялись в день нахского Нового года, приносили металлические шары и свечи, а иногда приносили в жертву животных. [6]
- Хела – богиня тьмы.
- Сила или Села – Бог звезд, грома и молний. [5] Села часто изображается в вайнахском мифе злым и жестоким богом. Его моток (свободный мешок из шкур животных) хранил «ночь» (звезды, молнии и гром). Он живет на вершине горы Казбек со своей огненной колесницей. Именно он приковал Пхармата к горе за кражу огня, и по этой причине в среду его месяца по старому вайнахскому календарю запрещалось носить с собой тлеющие угли или пепел. В эпоху христианизации Чечни и Ингушетии он (как и осетинский Вацилла и русский Илья-Муромец) отождествлялся с пророком Илией, сохраняя таким образом свой статус. Он также, как и греческий Зевс, неспособен контролировать свои желания к человеческим женщинам (к большому разочарованию его жены Фурки), и один эпизод со смертной девушкой привел к рождению дочери-богини Селы Саты. [7]
- Сата или Села Сата – либо жена, либо дочь Силы, по разным версиям; [5] [8] богиня ремесла и особенно женских ремесел, соответствующая Северо-Западно-Кавказской Сатане . Ее лицо описывается как сияющее красотой, как солнце. [9] Она помогает Пхармату украсть огонь Селы для жителей Земли, проводя его на вершину горы Казбек. [9]
- Маэтсилль – бог земледелия и урожая, защитник слабых. [5]
- Иштар-Дила – Повелитель жизни и смерти и правительница подземного мира. [5] («Дили-Малхи»), ответственный за наказание нечестивцев.
- Молыз-Ерди – Бог войны. [5] который принес вайнахам победу.
- Эльта – бог охоты [5] и животные и - до того, как Мэтсилл взял на себя его роль - урожай. Его отец Дила ослепил его на один глаз за непослушание.
- Амгали(-Ерди) – Второстепенное божество. [5]
- Таамаш(-Ерди) – («повелитель чудес») Повелитель судьбы. [5] Обычно крошечного размера, но в гневе становится гигантским.
- Тушоли – богиня плодородия, [5] Более великий защитник людей, чем даже ее отец Дила. Считается, что она обитает в священном озере Галейн-Ам . По мнению ученых, в более ранних верованиях Тушоли был доминирующим божеством. Люди просили у нее здоровое потомство, богатые урожаи и процветающие стада скота. В более поздние времена Тушоли был главным образом объектом поклонения бездетных женщин. [10] [11] У нее был священный день, День Тушоли, в который женщины приносили в жертву рога благородного оленя, пули и свечи в ее святилище на горе Дила Те (куда несвященники могли войти только с явного разрешения священства и в пределах которого было запрещено валить ее деревья). Сегодня ее день считается «Днем детей и женщин». Удод , известный как «курица Тушоли», считался «ее» птицей, и на него можно было охотиться только с разрешения первосвященника и в строго лечебных целях. [12]
- Дарца-Наана («Мать метели») – Богиня метелей и лавин . [5] Она обитает на заснеженной вершине горы Казбек , вокруг которой очертила магический круг, пересечь который не осмелится ни один здравомыслящий смертный. Если кто-то окажется достаточно безрассудным, чтобы сделать это, Дарца-Наана бросит его в пропасть и обрушит на него смертоносные снега своего горного дома. [13]
- Мох-Наана – Богиня ветров. [5]
- Силасат - (« Иволга ») Защитница девственниц. [5] (возможно, идентично Sata/Sela Sata, см. выше).
- Мелер Йерди – Бог растений и зерновых напитков. [5]
- Айра – Покровительница вечной линии времени. [14]
- Мож – Злая сестра Солнца и Луны. Мож сожрала всех остальных своих сородичей на небе и теперь постоянно гоняется за своими небесными братьями и сестрами. Затмения случаются в тех редких случаях, когда она их догоняет и берет в плен. Мож согласится отпустить солнце и луну только после того, как об этом попросит невинная девочка-первенец. [13]
- Болам-Дила – О нем/ней мало что известно. Он/она мог быть эквивалентом Дила-Малха, а мог и не быть. [1] [5]
- Хагья-Ерди или Маецхали – Повелитель скал. [1] [5]
- Маттир-Дила – еще одно малоизвестное божество. [1] [5]
- Пьерска – (пятница) Хранительница времени. [1]
Сверхъестественные существа и герои [ править ]
- Пхармат (или Курко ), полубог Нарт, укравший огонь у жестокого бога Селы. [9] [15] Эквивалент греческого Прометея и грузинского Амирани . [14] [16] Он также эквивалентен черкесскому Патаразу . [17]
- Племя Пхагалбери . Мифологическая раса карликов, Пхагалбери переводится как Хаарерайдеры . Они были неуязвимы для любого оружия, имевшегося у их врагов – нартов . [14]
- Турпал , свободно бродячая лошадь, пришедшая помочь Пхармату в его путешествии, когда он позвал его. « Турпал всегда бродил на свободе, пасся среди семи гор и пил морскую воду » . [9] [15] [16]
- Уджа . Циклоп , верный слуга Селы. Он приковал Пхармата к вершине горы Казбек . [9]
- Ида . Царь птиц, [9] – сокол, который каждое утро приходит разорвать печень Пхармата. [9]
- Дух озера Галейн-Ам , мифологический бык, защищающий священное озеро Галейн-Ам от загрязнения и от предательства.
- Мелхун , падший ангел.
- Нарты — мифическая раса великанов. Отдельно от мифологии других народов Кавказа, в вайнахской мифологии нарты могли быть как добрыми, так и злыми.
- Алмас , злые лесные духи. Это могут быть как мужские, так и женские алмасы . Алмас-мужчины, покрытые волосами, страшного вида, свирепого и коварного; на груди у них острый топор. Женщины -алмасы обладают необыкновенной красотой, но в то же время злыми, коварными и опасными. Иногда они кажутся устрашающими существами огромного роста с огромной грудью, закинутой на плечи за спину. Любимое их занятие – танец: закинув грудь за спину, подняв руки вверх, они танцуют при луне. Алмасы живут в лесах, на высокогорье. Им покровительствуют дикие животные, а иногда они вступают в любовную связь с охотником. Удача на охоте, по поверьям, зависит от доброжелательности алмаса . [13]
- Гамсилг (или Гам-олень) была ведьмой, которая могла покинуть свое тело и войти в животное. Если в ее отсутствие перевернуть тело, то по возвращении из путешествия оно не сможет вернуться в свое тело и погибнет.
- Джиним ( Джинны ). В представлениях чеченцев и ингушей добрые и злые духи находятся между ангелами и чертями. Добрые и злые джинимы вместе находятся в такой же вражде, как ангелы с чертями. Обманом или подслушиванием они крадут сокровенные тайны будущего человечества и рассказывают своим друзьям о земле. Падающая звезда — звезда, которую ангелы бросили во время подслушивания. Контакт с джинимом приводит к безумию. [13]
- Тарам , невидимые духи-хранители, защищающие своего хозяина от всевозможных бедствий. На изображениях нахов каждый человек, каждый дом (семья), все природные объекты имели тарам. [13]
- Убуры , злые, кровожадные духи, вселялись в любое животное. Близок к вампиру в славянской мифологии (ср. польский : upiór , украинский : upir ). [13]
- Хунсаг (или Хунстаг), дух-покровитель леса и лесных животных. Хунсаг стремится уничтожить каждого охотника, встретившегося ему в лесу, используя костяной топор, торчащий из его груди. Лесные звери, птицы, деревья, трава поднимаются на защиту Хунсага. [13]
- Батига-Шертко, шаманский деятель, обладающий способностью переходить в подземный мир, чтобы узнать, как поживают умершие близкие его клиентов в загробной жизни - часто с жертвоприношением животных в качестве оплаты. Тогда считалось, что дух предложенного животного перешел во владение мертвого родственника или родственницы. [18]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Джаймуха, Амджад М. (1 марта 2005 г.). Чеченцы: справочник (1-е изд.). Рутледж. п. 108. ИСБН 978-0-415-32328-4 . Проверено 14 августа 2009 г.
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Страница 113.
- ^ Сихарулидзе, К. 2000. «Фрагменты архаических мифов о Богобории в северокавказском и грузинском фольклоре». Кавказский вестник
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джаймуха, Амджад. Чеченцы . Страницы 8; 112; 280
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Джаймуха, Арняд М. (2005). Чеченцы: Справочник . Психология Пресс. п. 252. ИСБН 9780415323284 . Проверено 3 декабря 2015 г. - через Google Книги.
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы . Страница 188.
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Страница 117
- ^ Древние верования ингушей и чеченцев. Мариэль Цароева. ISBN 2-7068-1792-5 . стр.197
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Берман, Майкл (26 марта 2009 г.). Шаманская тематика в чеченских сказках . Издательство Кембриджских ученых. стр. 31–39. ISBN 9781443806190 . Проверено 4 декабря 2015 г. - через Google Книги (предварительная версия).
- ^ Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е.М. - М.: Советская энциклопедия, 1990- с.672.
- ^ Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. - М., Советская энциклопедия, 1992-Tome 2 - pp.719
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Страница 119
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Первобытная религия чеченцев. Далгат Б.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Леча Ильясов. Разнообразие чеченской культуры: от исторических корней до современности. ISBN 978-5-904549-02-2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хант, Дэвид (28 мая 2012 г.). Легенды Кавказа . Саки. ISBN 9780863568237 . Проверено 3 декабря 2015 г. - через Google Книги.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Древние верования ингушей и чеченцев.Мариэль Цароева ISBN 2-7068-1792-5
- ^ http://www.circassianworld.com/colarusso_4.html. Архивировано 24 мая 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Страница 118
Источники [ править ]
- Амджад Джаймуха Чеченцы: справочник (Routledge/Curzon, 2005), стр. 109–111 и приложение, стр. 252–253.