Jump to content

Вайнахская религия

Вайнахские . народы Северного Кавказа ( чеченцы и ингуши ) были исламизированы сравнительно поздно, в ранний современный период , и Амджад Джаймуха (2005) предлагает реконструировать некоторые элементы их доисламской религии и мифологии, включая следы поклонения предкам и погребальные культы . [1] Нахские народы , как и многие другие народы Северного Кавказа, например черкесы , практиковали поклонение деревьям и верили, что деревья являются жилищами духов. У вайнахов сложилось множество обрядов служения тем или иным видам деревьев. Грушевое дерево занимало особое место в вере вайнахов. [2]

Сравнительная мифология [ править ]

К. Сихуралидзе предположил, что народы Кавказского региона в древности разделяли единую региональную культуру. Тщательное изучение нахской и картвельской мифологий обнаруживает множество сходств. [3]

Джаймуха (2005) проводит сравнение с черкесами , а также в более общем плане с мифологией железного века западных индоевропейских культур, особенно подчеркивая параллели с кельтским политеизмом . [4] такие как поклонение определенным деревьям (в том числе, в частности, сосне во время зимнего солнцестояния , предположительно связанной с современной рождественской елкой , реконструированным календарным фестивалям, таким как Хэллоуин и Белтейн , почитанию огня и некоторым суевериям, связанным с привидениями). [4]

Пантеон [ править ]

Джаймуха (2005) на стр. 252 приводит список реконструированных «вайнахских божеств».

  • Даль (чеченский), Даль (ингушский) или Дала – верховный бог. Эквивалент греческого Зевса, римского Юпитера, германского Водана и черкесского Тешхве. [5]
  • Гал-Ерди или Гела – бог Солнца и покровитель скотоводов. [5] Поклонялись в день нахского Нового года, приносили металлические шары и свечи, а иногда приносили в жертву животных. [6]
  • Хела – богиня тьмы.
  • Сила или Села – Бог звезд, грома и молний. [5] Села часто изображается в вайнахском мифе злым и жестоким богом. Его моток (свободный мешок из шкур животных) хранил «ночь» (звезды, молнии и гром). Он живет на вершине горы Казбек со своей огненной колесницей. Именно он приковал Пхармата к горе за кражу огня, и по этой причине в среду его месяца по старому вайнахскому календарю запрещалось носить с собой тлеющие угли или пепел. В эпоху христианизации Чечни и Ингушетии он (как и осетинский Вацилла и русский Илья-Муромец) отождествлялся с пророком Илией, сохраняя таким образом свой статус. Он также, как и греческий Зевс, неспособен контролировать свои желания к человеческим женщинам (к большому разочарованию его жены Фурки), и один эпизод со смертной девушкой привел к рождению дочери-богини Селы Саты. [7]
  • Сата или Села Сата – либо жена, либо дочь Силы, по разным версиям; [5] [8] богиня ремесла и особенно женских ремесел, соответствующая Северо-Западно-Кавказской Сатане . Ее лицо описывается как сияющее красотой, как солнце. [9] Она помогает Пхармату украсть огонь Селы для жителей Земли, проводя его на вершину горы Казбек. [9]
  • Маэтсилль – бог земледелия и урожая, защитник слабых. [5]
  • Иштар-Дила – Повелитель жизни и смерти и правительница подземного мира. [5] («Дили-Малхи»), ответственный за наказание нечестивцев.
  • Молыз-Ерди – Бог войны. [5] который принес вайнахам победу.
  • Эльта – бог охоты [5] и животные и - до того, как Мэтсилл взял на себя его роль - урожай. Его отец Дила ослепил его на один глаз за непослушание.
  • Амгали(-Ерди) – Второстепенное божество. [5]
  • Таамаш(-Ерди) – («повелитель чудес») Повелитель судьбы. [5] Обычно крошечного размера, но в гневе становится гигантским.
  • Тушоли – богиня плодородия, [5] Более великий защитник людей, чем даже ее отец Дила. Считается, что она обитает в священном озере Галейн-Ам . По мнению ученых, в более ранних верованиях Тушоли был доминирующим божеством. Люди просили у нее здоровое потомство, богатые урожаи и процветающие стада скота. В более поздние времена Тушоли был главным образом объектом поклонения бездетных женщин. [10] [11] У нее был священный день, День Тушоли, в который женщины приносили в жертву рога благородного оленя, пули и свечи в ее святилище на горе Дила Те (куда несвященники могли войти только с явного разрешения священства и в пределах которого было запрещено валить ее деревья). Сегодня ее день считается «Днем детей и женщин». Удод , известный как «курица Тушоли», считался «ее» птицей, и на него можно было охотиться только с разрешения первосвященника и в строго лечебных целях. [12]
  • Дарца-Наана («Мать метели») – Богиня метелей и лавин . [5] Она обитает на заснеженной вершине горы Казбек , вокруг которой очертила магический круг, пересечь который не осмелится ни один здравомыслящий смертный. Если кто-то окажется достаточно безрассудным, чтобы сделать это, Дарца-Наана бросит его в пропасть и обрушит на него смертоносные снега своего горного дома. [13]
  • Мох-Наана – Богиня ветров. [5]
  • Силасат - (« Иволга ») Защитница девственниц. [5] (возможно, идентично Sata/Sela Sata, см. выше).
  • Мелер Йерди – Бог растений и зерновых напитков. [5]
  • Айра – Покровительница вечной линии времени. [14]
  • Мож – Злая сестра Солнца и Луны. Мож сожрала всех остальных своих сородичей на небе и теперь постоянно гоняется за своими небесными братьями и сестрами. Затмения случаются в тех редких случаях, когда она их догоняет и берет в плен. Мож согласится отпустить солнце и луну только после того, как об этом попросит невинная девочка-первенец. [13]
  • Болам-Дила – О нем/ней мало что известно. Он/она мог быть эквивалентом Дила-Малха, а мог и не быть. [1] [5]
  • Хагья-Ерди или Маецхали – Повелитель скал. [1] [5]
  • Маттир-Дила – еще одно малоизвестное божество. [1] [5]
  • Пьерска – (пятница) Хранительница времени. [1]

Сверхъестественные существа и герои [ править ]

  • Пхармат (или Курко ), полубог Нарт, укравший огонь у жестокого бога Селы. [9] [15] Эквивалент греческого Прометея и грузинского Амирани . [14] [16] Он также эквивалентен черкесскому Патаразу . [17]
  • Племя Пхагалбери . Мифологическая раса карликов, Пхагалбери переводится как Хаарерайдеры . Они были неуязвимы для любого оружия, имевшегося у их врагов – нартов . [14]
  • Турпал , свободно бродячая лошадь, пришедшая помочь Пхармату в его путешествии, когда он позвал его. « Турпал всегда бродил на свободе, пасся среди семи гор и пил морскую воду » . [9] [15] [16]
  • Уджа . Циклоп , верный слуга Селы. Он приковал Пхармата к вершине горы Казбек . [9]
  • Ида . Царь птиц, [9] – сокол, который каждое утро приходит разорвать печень Пхармата. [9]
  • Дух озера Галейн-Ам , мифологический бык, защищающий священное озеро Галейн-Ам от загрязнения и от предательства.
    Священное озеро Галейн-Ам
  • Мелхун , падший ангел.
  • Нарты — мифическая раса великанов. Отдельно от мифологии других народов Кавказа, в вайнахской мифологии нарты могли быть как добрыми, так и злыми.
  • Алмас , злые лесные духи. Это могут быть как мужские, так и женские алмасы . Алмас-мужчины, покрытые волосами, страшного вида, свирепого и коварного; на груди у них острый топор. Женщины -алмасы обладают необыкновенной красотой, но в то же время злыми, коварными и опасными. Иногда они кажутся устрашающими существами огромного роста с огромной грудью, закинутой на плечи за спину. Любимое их занятие – танец: закинув грудь за спину, подняв руки вверх, они танцуют при луне. Алмасы живут в лесах, на высокогорье. Им покровительствуют дикие животные, а иногда они вступают в любовную связь с охотником. Удача на охоте, по поверьям, зависит от доброжелательности алмаса . [13]
  • Гамсилг (или Гам-олень) была ведьмой, которая могла покинуть свое тело и войти в животное. Если в ее отсутствие перевернуть тело, то по возвращении из путешествия оно не сможет вернуться в свое тело и погибнет.
  • Джиним ( Джинны ). В представлениях чеченцев и ингушей добрые и злые духи находятся между ангелами и чертями. Добрые и злые джинимы вместе находятся в такой же вражде, как ангелы с чертями. Обманом или подслушиванием они крадут сокровенные тайны будущего человечества и рассказывают своим друзьям о земле. Падающая звезда — звезда, которую ангелы бросили во время подслушивания. Контакт с джинимом приводит к безумию. [13]
  • Тарам , невидимые духи-хранители, защищающие своего хозяина от всевозможных бедствий. На изображениях нахов каждый человек, каждый дом (семья), все природные объекты имели тарам. [13]
  • Убуры , злые, кровожадные духи, вселялись в любое животное. Близок к вампиру в славянской мифологии (ср. польский : upiór , украинский : upir ). [13]
  • Хунсаг (или Хунстаг), дух-покровитель леса и лесных животных. Хунсаг стремится уничтожить каждого охотника, встретившегося ему в лесу, используя костяной топор, торчащий из его груди. Лесные звери, птицы, деревья, трава поднимаются на защиту Хунсага. [13]
  • Батига-Шертко, шаманский деятель, обладающий способностью переходить в подземный мир, чтобы узнать, как поживают умершие близкие его клиентов в загробной жизни - часто с жертвоприношением животных в качестве оплаты. Тогда считалось, что дух предложенного животного перешел во владение мертвого родственника или родственницы. [18]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Джаймуха, Амджад М. (1 марта 2005 г.). Чеченцы: справочник (1-е изд.). Рутледж. п. 108. ИСБН  978-0-415-32328-4 . Проверено 14 августа 2009 г.
  2. ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Страница 113.
  3. ^ Сихарулидзе, К. 2000. «Фрагменты архаических мифов о Богобории в северокавказском и грузинском фольклоре». Кавказский вестник
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джаймуха, Амджад. Чеченцы . Страницы 8; 112; 280
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Джаймуха, Арняд М. (2005). Чеченцы: Справочник . Психология Пресс. п. 252. ИСБН  9780415323284 . Проверено 3 декабря 2015 г. - через Google Книги.
  6. ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы . Страница 188.
  7. ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Страница 117
  8. ^ Древние верования ингушей и чеченцев. Мариэль Цароева. ISBN   2-7068-1792-5 . стр.197
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Берман, Майкл (26 марта 2009 г.). Шаманская тематика в чеченских сказках . Издательство Кембриджских ученых. стр. 31–39. ISBN  9781443806190 . Проверено 4 декабря 2015 г. - через Google Книги (предварительная версия).
  10. ^ Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е.М. - М.: Советская энциклопедия, 1990- с.672.
  11. ^ Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. - М., Советская энциклопедия, 1992-Tome 2 - pp.719
  12. ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Страница 119
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Первобытная религия чеченцев. Далгат Б.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Леча Ильясов. Разнообразие чеченской культуры: от исторических корней до современности. ISBN   978-5-904549-02-2
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хант, Дэвид (28 мая 2012 г.). Легенды Кавказа . Саки. ISBN  9780863568237 . Проверено 3 декабря 2015 г. - через Google Книги.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Древние верования ингушей и чеченцев.Мариэль Цароева ISBN   2-7068-1792-5
  17. ^ http://www.circassianworld.com/colarusso_4.html. Архивировано 24 мая 2011 г. в Wayback Machine.
  18. ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Страница 118

Источники [ править ]

  • Амджад Джаймуха Чеченцы: справочник (Routledge/Curzon, 2005), стр. 109–111 и приложение, стр. 252–253.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d42a2e10460d3b06ad91a72fdd91cca4__1716304200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/a4/d42a2e10460d3b06ad91a72fdd91cca4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vainakh religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)