Jump to content

Шаманизм в Сибири.

Бурятский мальчик в шаманском ритуале
Тувинский шаман Таш-оол Бууевич Кунга освящает овоо .

Значительное меньшинство людей в Северной Азии , особенно в Сибири , следуют религиозно-культурным практикам шаманизма . Некоторые исследователи считают Сибирь центром шаманизма. [1] [2]

Население Сибири состоит из различных этнических групп, многие из которых продолжают соблюдать шаманские практики и в наше время. Многие этнографы-классики фиксировали истоки идеи «шаманизма» среди сибирских народов. [3]

Терминология в сибирских языках [ править ]

  • 'шаман': саман (Недигаль, Нанай, Ульча, Орок), сама (маньчжурский). Вариант /шаман/ (т.е. произносится как «шаман») – эвенкийский (откуда он был заимствован в русский язык).
  • «шаман»: немецкий, ольман, волмен. [4] (Юкагир)
  • 'шаман': [кам] (татар, Шор, Ойрат), [ксам] (Тува, Тофалар)
  • Бурятское бөө слово «шаман» — ( бёо ) [ бøː] , от раннемонгольского «бёге» . [5] Само заимствовано от пратюркского *bögü («мудрец, волшебник»).
  • 'шаман': Найт (ханты, манси), от протоуральского *nojta (ср. саамское noaidi )
  • 'шаманка': [идуган] (монгол), [удаган] (якутский), удаган (бурятский), удуган (эвенки, ламут), одоган (недигал). Родственные формы, встречающиеся в различных сибирских языках, включают утаган , убакан , утыган , утюгун , идуан или дуана . Все это связано с монгольским именем Этуген, богини домашнего очага, и Этуген Эке, «Мать-Земля». Мария Чаплицка отмечает, что в сибирских языках слова для обозначения шаманов-мужчин имеют разные корни, но слова, обозначающие шаманку-женщину, почти все имеют один и тот же корень. Она связывает это с теорией о том, что женская практика шаманизма сложилась раньше, чем мужская, что «шаманы изначально были женщинами». [6]

Духовное путешествие [ править ]

Путешествия сибирских шаманов. [7] (воспроизведение их снов, в которых они спасли душу клиента) проводились, например, на сеансах исцеления в Ороче, Алтае и Нганасане.

Песни, музыка [ править ]

Бурятский шаман совершает возлияние .

Шаманская практика демонстрирует большое разнообразие. [3] даже если оно ограничено Сибирью. В некоторых культурах музыка или песни, связанные с шаманской практикой, могут имитировать звуки природы , иногда с звукоподражанием . [8]

Это справедливо и для практики ноайди среди саамских групп. Хотя саамы живут за пределами Сибири, многие из их шаманских верований и практик имеют общие важные черты с таковыми некоторых сибирских культур. [9] Джойки . саамов исполнялись во время шаманских обрядов [10] В последнее время джойки поют в двух разных стилях: один поет только молодежь; традиционным может быть другой, стиль «бормотания», напоминающий магические заклинания. [11] Некоторые удивительные характеристики джойков можно объяснить, сравнивая музыкальные идеалы , наблюдаемые в джойках, и в сравнении с музыкальными идеалами других культур. Некоторые джойки намерены имитировать звуки природы. Это можно противопоставить бельканто , которое намеревается использовать человеческие речевые органы на самом высоком уровне для достижения почти «сверхчеловеческого» звука. [12]

Намерение имитировать звуки природы присутствует и в некоторых сибирских культурах: примерами могут служить обертонное пение , а также шаманские песни некоторых культур.

  • В сойотской шаманской песне имитируются звуки птиц и волков, которые представляют собой духов-помощников шамана. [13]
  • Сеансы нганасанских шаманов сопровождались женщинами, имитирующими звуки оленей (считалось, что они обеспечивают плодовитость этим женщинам). [14] В 1931 году А. Попов наблюдал, как нганасанский шаман Дюхаде Костеркин подражал звуку белого медведя: считалось, что шаман превратился в белого медведя. [15]

Звуковой мимесис не ограничивается сибирскими культурами и не обязательно связан с шаманскими верованиями или практиками. См., например, горловое пение инуитов , игру, в которую играют женщины, пример инуитской музыки , в которой используется обертонное пение и, в некоторых случаях, имитация звуков природы (в основном звуков животных, например, гусей). [16] [17] Имитация звуков животных может служить и таким практическим целям, как приманка дичи на охоте. [16]

Сгруппированы по языковому родству [ править ]

Уральские языки. язык Некоторые предполагают, что изолированный юкагирский связан с уральским языком. [18]
Тюркские языки , включая также северосибирских якутов (но долганы не включены), южносибирские районы, а также Центральную Азию.
Эскимосская языковая ветвь эскимосско-алеутской языковой семьи.

Уральский [ править ]

уральские языки Доказано, что образуют генеалогическую единицу, языковую семью. Не все носители этих языков живут в Сибири или исповедуют шаманскую религию. Крупнейшие группы населения, венгры и финны , живут за пределами Сибири и в основном христиане. Саамы долгое время сохраняли шаманские практики. Они живут в Европе, но практиковали шаманство до 18 века. [19] Большинство других (например , венгерский , финский , марийский ) имеют лишь остатки элементов шаманизма. [19] Большинство проживает за пределами Сибири. Некоторые из них раньше жили в Сибири, но с тех пор мигрировали на свои нынешние места. Первоначальное местонахождение протоуральских народов (и его размеры) обсуждается. Совокупность фитогеографических и лингвистических соображений (распространение различных пород деревьев и наличие их названий на разных уральских языках) позволяет предположить, что эта территория находилась где-то между реками Кама и Вятка на западном склоне Уральских гор. [20]

Samoyedic [ edit ]

Среди некоторых самодийских народов шаманизм был живой традицией и в новое время, особенно в группах, живших до недавнего времени изолированно ( нганасаны ). [21] выделялось несколько типов шаманов У ненцев . [22] Энец , [23] и селькупы [24] люди. (Нганасанский шаман использовал три разные короны в зависимости от ситуации: одну для верхнего мира, одну для нижнего слова, одну для случая родов.) [25]

Ненцы , энцы , нганасаны говорят на северных самодийских языках. Они живут в Северной Сибири (ненцы живут и в европейских частях), они представляют собой классические примеры. Селькупы в настоящее время являются единственными, кто говорит на южносамоедских языках. Они живут южнее, шаманизм был в упадке и в начале 20 века, хотя фольклорные воспоминания можно было зафиксировать даже в 1960-е годы. [24] На других южносамодийских языках говорили некоторые народы, живущие в Саянских горах , но языковой сдвиг , в результате которого все эти языки вымерли. произошел [26] [27]

Ненецкий [ править ]

Существовало несколько типов шаманов, различающих контактирующих с верхним миром, контактирующих с нижним миром и контактирующих с мертвыми. [22]

Нганасан [ править ]

Изолированное расположение нганасан позволило сделать так, что шаманизм был среди них живым явлением даже в начале ХХ века. [14] последние известные сеансы нганасанского шамана можно было записать на пленку в 1970-х годах. [14] [28]

Одним из мероприятий, в которых принимал участие шаман, был обряд очистки шатра , проводившийся после полярной ночи и включавший жертвоприношения . [21] [29]

Sayan Samoyedic [ edit ]

Некоторые народы Саян когда-то говорили на южносамоедских языках. Большинство из них претерпело языковой сдвиг в начале и середине XIX века, заимствовав язык соседних тюркских народов. Камасский язык просуществовал дольше: еще в 1914 году на нем говорили 14 стариков. В конце ХХ века часть стариков имела пассивное или неуверенное знание языка, но сбор достоверных научных данных уже был невозможен. [26] [27] Сегодня Камассиан считается вымершим.

Шаманизм самодийских народов Саян сохранялся дольше (если считать карагасов самодийским народом, [26] [27] [30] хотя такие подходы были уточнены: проблема их происхождения может быть более сложной [31] ). Диосеги Вилмос мог записывать не только фольклорные воспоминания конца 1950-х годов, но ему удавалось также лично беседовать с (уже не практикующими) шаманами, записывать их личные воспоминания, песни, некоторые их атрибуты. [32]

Заимствован ли этот шаманизм целиком у соседних тюркских народов, или же он имеет какие-то этнические особенности, может быть, остатки самодийского происхождения, остается нерешенным. Сравнительные соображения показывают, что

  • Карагасский шаманизм находится под влиянием абакано-тюркского и бурятского влияния. [33] Среди различных сойотских культур центральные сойотские группы, разводящие крупный рогатый скот и лошадей, демонстрируют халха-монгольские явления в своем шаманизме. [34] шаманизм западных сойотов, живущих в степи, сходен с шаманизмом алтайских тюркских народов. [35] Шаманский рассказ в мифической форме повествует о контактах сойотов и абаканских тюркских народов. [36]
  • Карагасы и восточные (оленеводческие, горные) сойоты. имеют много общего в своей культуре [37] и шаманизм. [38] Именно эти две культуры обладали некоторыми этническими особенностями, явлениями, отсутствующими у соседних тюркских народов. Такую особенность имела, например, конструкция их шаманского бубна: он имел два транца. [39] Именно эти две культуры имели некоторые черты, которые, возможно, имели самодийское происхождение: головной убор, платье и обувь шамана имели изображения, символизирующие человеческие органы, в основном кости; [40] в случае головного убора — изображение человеческого лица. [41] Также в начинной песне карагасского шамана Кокуева содержалось выражение «мой шаманский наряд с семью позвонками». [42] Хоппал интерпретирует скелетообразную накладку шаманской одежды Карагаса как символ шаманского возрождения. [43] Аналогичное замечание относится и к скелетообразному железному орнаменту (не самодийского, но генеалогически неклассифицированного, палеосибирского ) кетского шаманского платья, [44] хотя это может также символизировать кости гагары ( животного-помощника шамана). [45] (Теория кетского происхождения карагасов уже упоминалась выше. [31] ) Скелетообразная накладка символизировала шаманское возрождение и у некоторых других сибирских культур. [46]

венгерский [ править ]

Начиная с конца IX века, предки венгерского народа мигрировали со своей протоуральской родины в Сибири в Паннонский бассейн , территорию, которая включает современную Венгрию. Сегодня шаманизм среди венгров уже не широко практикуется, но элементы шаманизма сохранились в их фольклоре. Сравнительные методы показывают, что некоторые мотивы, используемые в сказках, фрагментах песен и народных стишках, сохраняют черты древней системы верований. Пытаясь доказать существование шаманских пережитков в венгерском фольклоре, этнограф Диошеги Вилмош сравнил этнографические записи венгерских и соседних народов, а также работы о различных шаманских традициях некоторых сибирских народов. [47] Михай Хоппал продолжил дело Вилмоша Диосеги. [48] сравнение шаманских верований носителей уральских языков [49] с таковыми некоторых неуральских сибирских народов. [50] [51]

Хотя угорский фольклор сохраняет множество следов шаманизма, шаманизм сам по себе был умирающей практикой среди народов ханты и манси к 1930-м годам . Шаманизм до сих пор практикуется многими коренными народами. [52] но среди современных угров шаманизм в основном практикуют ханты. [53]

Кет [ править ]

Кетский шаман, 1914 год.

Традиционную культуру кетов исследовали Матиас Кастрен , Василий Иванович Анучин, Кай Доннер , Ганс Финдайзен , Евгения Алексеевна Алексеенко. [54] Шаманизм еще был живой практикой в ​​1930-х годах, но к 1960-м годам настоящего шамана почти не осталось. Кетский шаманизм имел общие черты с шаманизмом тюркских и монгольских народов. [55] Кроме того, существовало несколько типов шаманов, [56] [57] различающиеся по функции (сакральные обряды, врачевание), силе и связанному с ними животному (олень, медведь). [57] Также у кетов (как и у некоторых других сибирских народов, напр. карагасов [40] [42] [43] ), есть примеры использования скелетной символики, [55] Хоппал интерпретирует его как символ шаманского возрождения. [44] хотя он может символизировать также кости гагары ( животное-помощник шамана, соединяющее воздух и подводный мир, подобно шаману, который путешествовал и в небо, и в подземный мир). [45] Скелетообразная накладка олицетворяла шаманское возрождение и среди некоторых других сибирских культур. [46]

тюркский [ править ]

Шаман-врач из Кызыла , Тува .

Тюркские народы расселились на огромных территориях и далеко не похожи друг на друга. В одних случаях шаманизм широко слился с исламом , в других — с буддизмом сохранились традиции , но среди сибирских татар , [58] Тувинцы и Тофалар .

Алтайские тюрки могут быть родственниками соседних угров , самоедов , кетов или монголов . [59] [60] [61] Могут быть и этнографические следы такого прошлого нынешних тюркоязычных народов Алтая. Например, в некоторых из них существуют фаллико-эротические обряды плодородия , что можно сравнить с аналогичными обрядами угров ɮ. [60] [61]

Тунгусский [ править ]

Чуоннасуан (1927–2000), последний шаман народа орокен , фотография сделана Ричардом Ноллом в июле 1994 года в Маньчжурии недалеко от границы между Китаем и Россией. Орокенский шаманизм вымер.

Среди тунгусских народов Сибири также широко распространен шаманизм.

« Сказание о нисанском шамане » — знаменитое произведение фольклора, описывающее воскрешение сына богатого помещика шаманкой, известно у различных тунгусских народов, включая маньчжуров , эвенков и нанайцев . [62] [63]

Коряки и чукчи [ править ]

В лингвистическом отношении коряки и чукчи являются близкими родственниками юпиля. Известен корякский шаманизм. [64]

Юпик [ править ]

Шаман Юпик изгоняет нечистую силу из больного мальчика, Нушагак , Аляска , 1890-е годы.

Группы юпиков охватывают огромную территорию, простирающуюся от Восточной Сибири через Аляску и Северную Канаду (включая полуостров Лабрадор ) до Гренландии . Шаманские практики и верования были зафиксированы в нескольких частях этой обширной территории, пересекающей континентальные границы. [65] [66] [67]

Как и сами культуры юпиков, шаманские практики демонстрируют разнообразие. Несколько мозаичных примеров из разных культур: представления о душе в разных культурах также различались, некоторые группы считали, что маленького ребенка нужно принимать по именам-опекунам, унаследованным от недавно умершего родственника. Среди некоторых групп эта вера представляла собой своего рода реинкарнацию. Также шаманизм может включать веру в дуализм души , когда свободная душа шамана может летать в небесные или подземные царства, вступая в контакт с мифологическими существами, ведя с ними переговоры, чтобы прекратить бедствия или добиться успеха в охоте. Если считалось, что их гнев вызван нарушением табу, шаман просил членов общины признаться.

В большинстве культур кандидат мог отказаться от шаманства: призыв можно было почувствовать в видениях, но, как правило, становление шаманом следовало сознательным соображениям.

Алтайская кижи или хакасская шаманка – ее точное происхождение невозможно установить только по изображению. Начало 20 века. [68]
Шаман проводит сеанс у огня. Поселок Кызыл , Тува , Россия.

Нивх [ править ]

Шаманизм был центральной частью религиозных и духовных традиций нивхов , коренных жителей бассейна реки Амур и прилегающего Сахалин . острова [69] [70] [71] Шаманы ( чам ) традиционно диагностировали и лечили болезни. Редкие шаманы обычно носили сложные пальто с поясами, часто сделанными из металла. [72] Для лечения болезней использовались средства, состоящие из растительных, а иногда и животных веществ. Талисманы использовались или предлагались пациентам для предотвращения болезней. [72] Шаманы также выполняли функцию проводника для борьбы и отражения злых духов, вызывающих смерть. Услуги шамана обычно вознаграждались товарами, жильём и едой. [72] Чиё Накамура , сахалинский нивхский шаман, отвечал за запись, сохранение и пожертвование артефактов, связанных с нивхским шаманизмом в период его упадка. [73] [74]

Демография [ править ]

По данным переписи населения Российской Федерации 2002 года , насчитывается 123 423 (0,23% населения) человек этнических групп, преимущественно придерживающихся «традиционных верований».

Традиционные верования в России на основе данных Всероссийской переписи 2002 года и преобладающей религии этнической группы.
Этническая группа Население (2002 г.)
Эвенки 35,527
В розыске 12,160
Эвены 19,071
Чукча 15,767
Манси 11,432
Коряки 8,743
Нивхи 5,162
Ительмени 3,180
Ульчи 2,913
Юпик 1,750
Удэгейский 1,657
Является 1,494
Чуванцы 1,087
Тофалар 837
Нгансанс 834
Орохи 686
Алеут 540
Орокс 346
Энец 237
Общий 123,423

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Хоппал 2005:13
  2. ^ Сравнивать: Винкельман, Майкл (2010). Шаманизм: биопсихосоциальная парадигма сознания и исцеления . АВС-КЛИО. п. 60. ИСБН  9780313381812 . Проверено 4 октября 2015 г. Часть аргументов Бана и других основана на произвольном подходе к концептуализации шаманизма. Например, Бан характеризует Сибирь как «центр истинного шаманизма» (59), прибегая к идее, что это слово должно быть ограничено культурным регионом его происхождения.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоппал 2005: 15
  4. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 12 января 2001 года . Проверено 17 июля 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  5. ^ Лессинг, Фердинанд Д., изд. (1960). Монгольско-английский словарь . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 123 .
  6. ^ Чаплицка, Мария (1914). «XII. Шаманизм и секс» . Коренные жители Сибири . Оксфорд: Кларендон Пресс . Проверено 7 марта 2015 г.
  7. ^ " "Сибирский шаманизм" " .
  8. ^ Hoppál 2006: 143. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
  9. ^ Фойгт 1966: 296.
  10. ^ Сомьяс-Шифферт 1996: 56, 76.
  11. ^ Сомьяс-Шифферт 1996: 64.
  12. ^ Сомьяс-Шифферт 1996: 74.
  13. ^ Диосеги 1960: 203.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хоппал 2005: 92
  15. ^ Линтроп, Аарно. «Обряд чистого шатра» . Исследования сибирского шаманизма и религий уральских народов .
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Наттез: 5
  17. ^ Дешен 2002
  18. ^ Ваба, Лембит. «Юкагиры» . Красная книга народов Российской империи . НПО Красная книга.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоппал 2005:84
  20. ^ Яакко Хаккинен http://www.sgr.fi/susa/92/hakkinen.pdf
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоппал 2005: 92–93.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоппал 2005:88
  23. ^ Хоппал 2005:89
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоппал 2005:94
  25. ^ Хоппал 2005: 207–208.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хайду 1975:12
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хайду 1982:10
  28. ^ Хоппал 1994:62
  29. ^ Обряд чистой палатки
  30. ^ Диосеги 1960: 102,154,243
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вийкберг, Юрий (2001). Тофалары ​НПО Красная книга. ISBN  9985-9369-2-2 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  32. ^ Диосеги 1960
  33. ^ Диосеги 1960: 243
  34. ^ Диосеги 1960: 226
  35. ^ Диосеги 1960: 238
  36. ^ Диосеги 1960: 62–63
  37. ^ Диосеги 1960: 242
  38. ^ Диосеги 1960:164
  39. ^ Диосеги 1960: 198,243
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Диосеги 1960: 128 188 243
  41. ^ Диосеги 1960: 110,113
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Диосеги 1960:130
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоппал 1994:75
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоппал 1994:65
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоппал 2005: 198
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоппал 2005: 199
  47. ^ Диосеги 1998 г.
  48. ^ Упс, 1998 г.
  49. ^ Упс, 1975 г.
  50. ^ Упс, 2005 г.
  51. ^ Упс, 1994 г.
  52. ^ Хоппал 2005:96
  53. ^ « Угорский народ » .
  54. ^ Хоппал 2005: 170–171.
  55. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоппал 2005: 172
  56. ^ Alekseyenko 1978
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоппал 2005: 171
  58. ^ Селезнев, Александр. «Самый северный форпост исламской цивилизации» . Международный институт изучения ислама в современном мире . Проверено 8 апреля 2022 г.
  59. ^ "С" . Красная книга народов Российской империи. [ постоянная мертвая ссылка ]
  60. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вайда, Эдвард Дж. «Алтайские тюрки» . Архивировано из оригинала 6 мая 2017 года.
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоппал 2005:106
  62. ^ Рихтсфельд 1989 , с. 200
  63. ^ Хейссиг 1997 , с. 200
  64. ^ «Мировоззрение коряков» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2009 года . Проверено 16 августа 2008 г.
  65. ^ Клейван и Зонне, 1985 г.
  66. ^ Меркурий 1985 г.
  67. ^ Корк 1970
  68. ^ Хоппал 2005: 77,287
  69. ^ Рид, Анна (2003). Шаманская шуба: Родная история Сибири . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Уокер и компания . стр. 156–157. ISBN  0-8027-1399-8 .
  70. ^ Фридрих и Даймонд (1994). Энциклопедия мировых культур: Россия и Евразия-Китай, Том. 6 . Бостон, Массачусетс: Г. К. Холл и компания. п. 285. ИСБН  0-8161-1810-8 .
  71. ^ Штернберг Лев Яковлевич ; Брюс Грант (1999). Социальная организация гиляков . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . стр. 155–58. HDL : 2246/281 . ISBN  0-295-97799-Х .
  72. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фридрих и Даймонд, стр.283
  73. ^ Chuner Taksami (2004). Siro Sasaki (ed.). "Культурное наследие нивхов : Этнографические коллекции нивхов в музеях Японии" [Cultural heritage of the Nivkhs: Ethnographic collections of the Nivkhs in museums in Japan] (PDF) . 国立民族学博物館調査報告(SER) [SENRI Ethnological Reports] (in Russian) (52). 国立民族学博物館 [ National Museum of Ethnology (Japan) ]: 37–38, 41, 45–46, 64 . Retrieved 20 April 2024 .
  74. ^ народным музеем хойя» « Справочник людей, связанных с (PDF) (на японском языке. Информационный музей Форума Национального музея этнологии. стр. 142–43 . Дата обращения 22 февраля 2024 г. ).

Ссылки [ править ]

  • Бальцер, Марджори Мандельштам, изд. (2015) [1990]. Шаманизм: советские исследования традиционной религии в Сибири и Центральной Азии . Лондон/Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  9781138179295 .
  • Дешен, Бруно (2002). «Горловое пение инуитов» . Музыкальные традиции . Журнал традиционной музыки всего мира.
  • Диосеги, Вилмос (1960). В погоне за шаманами в земле Сибири. Рассказ об этнографической исследовательской поездке . Интернет-магазин Terebess Asia (на венгерском языке). Будапешт: Книжное издательство Магветё. Книга переведена на английский язык: Диосеги, Вилмос (1968). По следам шаманов в Сибири. Рассказ об этнографической исследовательской экспедиции . Перевод с венгерского Аниты Райкай Бабо. Остерхаут: Антропологические публикации.
  • Диосеги, Вилмош (1998) [1958]. Остатки шаманских верований в венгерском фольклоре [ Остатки шаманских верований в венгерском фольклоре ] (на венгерском языке) (1-е репринтное издание). Будапешт: Академическое издательство. ISBN  963-05-7542-6 .
  • Габю, Жан (1970). Эскимосы-карибу [ Vie et coutumes des Esquimaux Caribous ] (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Гондолат.
  • Хайду, Питер (1975). «Лингвистическая основа взаимоотношений». В Хайду, Петер (ред.). наших языковых родственников ( Культура и традиции на венгерском языке: Издательство Corvina, стр . 11–43).  963-13-0900-2 .
  • Хайду, Питер (1982) [1968]. Chrestomathia Samoiedica (на венгерском языке) (второе изд.). Будапешт: Издательство учебников. ISBN  963-17-6601-2 .
  • Хейссиг, Вальтер (1997). О двух эвенкийско-дагурских вариантах маньчжурского рассказа «Нисан саман-и кусай» . стр. 200–230. ISBN  978-3-447-09025-4 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  • Хоппал, Михай (1975). «Верования уральских народов и шаманизм». В Хайду, Петер (ред.). Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников [ Уральские народы / Культура и традиции наших языковых родственников ] (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Корвина. стр. 211–233. ISBN  963-13-0900-2 .
  • Хоппал, Михай (1994). символы Шаманы , души и (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Геликон. ISBN  963-208-298-2 .
  • Хоппал, Михай (2005). Шаманы в Евразии [ Шаманы в Евразии ] (на венгерском языке). Будапешт: Академическое издательство. ISBN  963-05-8295-3 . , а также на немецком, эстонском и финском языках. Сайт издателя с кратким описанием книги (на венгерском языке). Архивировано 2 января 2010 г. в Wayback Machine .
  • Хоппал, Михай (2006c). «Музыка шаманского исцеления» (PDF) . В Герхарде Килгере (ред.). Делайте музыку. Музыка как счастье и польза для жизни . Кельн: Wienand Verlag. ISBN  3-87909-865-4 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  • Клейван И.; Б. Зонне (1985). Эскимосы: Гренландия и Канада . Иконография религий, раздел VIII, «Народы Арктики», выпуск 2. Лейден, Нидерланды: Институт религиозной иконографии • Государственный университет Гронингена. Э. Дж. Брилл. ISBN  90-04-07160-1 .
  • Меркур, Дэниел (1985). Стать наполовину скрытым: шаманизм и инициация среди инуитов . Acta Universitatis Stockholmiensis / Стокгольмские исследования в области сравнительного религиоведения. Стокгольм: Альмквист и Викселл.
  • Наттиез, Жан Жак . «Инуитские игры и песни • Chants et Jeux des Inuit». Музыка и музыканты мира • Музыка и музыканты мира. Монреаль: Исследовательская группа по музыкальной семиотике , музыкальный факультет Монреальского университета. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) . Песни доступны в Интернете на веб-сайте этнопоэтики , курируемом Джеромом Ротенбергом .
  • Рихтсфельд, Бруно (1989). «Маньчжурская сказка «Нисан саман-и битэ» у хэжэ». Вклад Мюнхена в этнологию . 2 :117-155.
  • Рубцова, Е.С. (1954). Материалы по языку и фольклору эскимосов (т. I, чаплинский диалект) (на русском языке). Москва • Ленинград: Академия наук СССР. Исходные данные: Рубцова, Е. С. (1954). Материалы по языку и фольклору эскимосов (чаплинский диалект) . Москва • Ленинград: Академия наук СССР.
  • Шимамура, Иппей. Искатели корней: шамамисн и этническая принадлежность монгольских бурят. Иокогама, Япония: Шумпуша, 2014. ISBN   978-4-86110-397-1
  • Сомьяс-Шифферт, Дьёрдь (1996). Пение саамских шаманов • Пение саамских шаманов (на венгерском и английском языках). Будапешт: Академическое издательство. ISBN  963-05-6940-Х .
  • Витебский, Пирс (2001). Шаман: Путешествия души – транс, экстаз и исцеление от Сибири до Амазонки . Дункан Бэрд. ISBN  1-903296-18-8 .
  • Витебский, Пирс (1996). Шаман (на венгерском языке). Будапешт: Венгерский книжный клуб • Helikon Publishing. Перевод оригинала: Витебский, Пирс (1995). Шаман (Живая Мудрость) . Дункан Бэрд.
  • Фойгт, Вилмос (1966). Волшебный барабан и зрячие женщины. Саамские народные сказки [ Волшебный барабан и ясновидящие женщины. Саамские народные сказки ]. Сказки людей (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Европа.
  • Андрей Знаменский, изд. (2003в). Шаманизм в Сибири: российские записи местной духовности . Германия: Springer Verlag. ISBN  978-1-4020-1740-7 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1af8e1ad6445e66491f5df47e1749983__1719055740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/83/1af8e1ad6445e66491f5df47e1749983.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shamanism in Siberia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)