Вьетнамская народная религия
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( ноябрь 2021 г. ) |

Часть серии о |
Культура Вьетнама |
---|
История |
Люди |
Языки |
Кухня |
Фестивали |
Музыка |
Спорт |
Вьетнамская народная религия ( вьетнамский : Tín ngưỡng dân gian Việt Nam , иногда просто называемый đạo lương , Chữ Hán : 道良 ) — это группа духовных верований и практик, которых придерживается вьетнамский народ . Около 86% населения Вьетнама считаются нерелигиозными . [1] но связаны с этой традицией.
Вьетнамская народная религия - это не организованная религиозная система, а набор местных традиций поклонения, посвященных «thần», термину, который можно перевести как «духи», «боги» или, в более исчерпывающем изложении, «созидающие силы». Этими богами могут быть божества природы или национальные , общинные или родственные божества-покровители или боги-предки и боги-предки определенной семьи. Боги-предки часто обожествлялись героическими личностями. Вьетнамская мифология хранит повествования, повествующие о действиях многих космических богов и культурных героев.
До Моу - это особая форма вьетнамского шаманизма, в которой некоторые богини-матери занимают видное место в своем пантеоне. Правительство Вьетнама также классифицирует Цаодай как форму вьетнамской коренной религии, поскольку она объединяет поклонение Тхану или местным духам с буддизмом , конфуцианством и даосизмом , а также элементами католицизма , спиритизма и теософии . [2] [3]
История [ править ]

Вьетнамская народная религия подавлялась в разное время и способами, начиная с 1945 года, конца династического периода , и до 1980-х годов. Разрушение, пренебрежение или ветхость храмов были особенно масштабными в Северном Вьетнаме во время земельной реформы (1953–1955 гг.) и в объединенном Вьетнаме в период коллективизации (1975–1986 гг.). [4]
Дебаты и критика культурного разрушения и утраты начались в 1960-х годах. [5] Однако период с 1975 по 1979 годы был отмечен самой рьяной антирелигиозной кампанией и разрушением храмов на юге. [6] Накануне реформ Đổi Mới , начиная с 1985 года, государство постепенно возвращалось к политике защиты религиозной культуры. [7] а вьетнамская коренная религия вскоре стала пропагандироваться как основа «прогрессивной культуры, пропитанной национальной идентичностью». [8]

В рамках проекта национального строительства общественный дискурс поощряет поклонение древним героям вьетнамской идентичности, а также богам и духам, давно присутствующим в народной религии. [9] Отношения между государством и местными сообществами в процессе религиозного обновления носят гибкий и диалогический характер; и государство, и простые люди являются общими сторонниками недавнего возрождения вьетнамской народной религии. [10]
Концепция Линха [ править ]

Во вьетнамской народной религии линь ( чо Хан : 靈 ) имеет значение, эквивалентное святому и нумену , то есть силе божества влиять на мир живых. [11] Сложные китайско-вьетнамские слова , содержащие термин линь, указывают на большое семантическое поле: linh-thiêng 靈 聖 «священный», linh-hiển 靈 顯 «чудесное проявление» (см. xian ling ), linh-ứng «отзывчивый 靈 應 (на молитвы, и т. д.)» (см. ganying ), linh-nghiệm 靈驗 «эффективный», linh-hồn 靈魂 «дух человека», vong-linh 亡靈 «дух мертвого человека перед 'переходом ' », hương-linh «дух мертвого человека, который «перешел » ». [11] Эти понятия произошли от китайского линга . [11] Тьенг 聖 сам по себе является вариацией слова Тинь , что означает «основополагающий принцип существа», «сущность вещи», « демон », « разум » или « проницательность ». [11]
Линь — это промежуточная бивалентность, «среда», между âm и dương , то есть «беспорядок» и «порядок», причем порядок ( dương , ян по-китайски) предпочтительнее беспорядка ( ям , инь по-китайски). [12] Будучи бивалентной, лин также является метонимом зачаточного порядка творения. [13] Говоря более конкретно, основная сила сущности заключается в посредничестве между двумя уровнями порядка и беспорядка, которые управляют социальной трансформацией. [13] Сама посредническая сущность меняет статус и функции с одного уровня на другой и придает значение в разных контекстах. [13]
Этот атрибут часто ассоциируется с богинями, животными мотивами, такими как змея (животное-амфибия), сова, которая отказывается от дня в пользу ночи, летучая мышь , имеющая аспекты, связанные как с птицами, так и с млекопитающими, петух , который кукарекает в щели между ночь и утро, но также реки, разделяющие суши, и другие «пограничные» объекты. [13] Есть боги инь , такие как Нгуен Ба Линь , и боги ян , такие как Чан Хунг Дао . [14] Линь - это «культурная логика символических отношений», которая опосредует полярность в диалектике, управляющей воспроизводством и изменением. [15]
Линь также описывается как способность устанавливать пространственные и временные границы, представлять и идентифицировать метафоры, выделять и связывать различия. [16] Границу пересекают такие практики, как жертвоприношение и вдохновение ( шаманизм ). [16] Духовный медиумизм делает человека центром реализации возможностей, действий и событий, свидетельствующих о воле богов. [16] Ассоциация лиминальности с лиминальностью подразумевает возможность конструирования различных видов социальных времен и истории. [17] Таким образом, этополитическое (этническое) измерение взращивается, возрождается посредством реконструкции и конструируется в первую очередь, воображается и мотивируется в процессе создания модели реальности. [17]
Конфуцианство и даосизм [ править ]

Вьетнамская народная религия поощряет конфуцианские ценности; Например, Храмы литературы ( Ван Миу ) — это храмы, посвященные поклонению Конфуцию, которые в имперские времена также функционировали как академии.
Считается, что буддизм пришел во Вьетнам во время первого китайского господства во Вьетнаме . В чистом виде его редко практикуют во Вьетнаме, но его все еще можно увидеть в местах с китайскими общинами, таких как Сайгон, где есть община кантонских/вьетнамских даосских священников, проживающих в пагоде Хан Ван Нам Вьен. Элементы его доктрин также были поглощены вьетнамской народной религией. [18] Даосское влияние также заметно в каодаистах и До Му. [19] религии.
По словам профессора Лиама Кили, во времена династии Тан местные духи были включены в даосизм, и даосский взгляд на этих духов полностью заменил первоначальные местные сказки. [20] [ ненадежный источник? ] Буддизм и даосизм заменили местные повествования о горе То Йен . [21] [ ненадежный источник? ]
движения Религиозные коренных народов
Каодаизм [ править ]
Вера Каодай ( вьетнамский : Đạo Cao Đài «Путь Высшей Силы») — организованная монотеистическая вьетнамская народная религия, официально основанная в городе Тайнинь на юге Вьетнама в 1926 году. [22] [2] Полное название религии - Đại Đạo Tam Kỳ Phổ Độ («Великий путь [третьего] времени [] искупления»). [22] Последователи также называют свою религию Путем Бога. Каодай имеет общие корни и сходство с доктринами Тянь Тхиен Дао . [23]
Као Дай ( Вьетнамский: [kāːw ɗâːj] , буквально «Высочайший Лорд» или «Высшая Сила»), [22] — высшее божество, такое же, как Нгок Хоанг , создавшее вселенную. [24] [ нужна страница ] Ему поклоняются в главном храме, но каодаисты также поклоняются Богине-Матери, также известной как Королева-Мать Запада (Diêu Trì Kim Mẫu, Tay Vương Mẫu). Символом веры является Левый Глаз Бога, представляющий дунг (мужскую, определяющую, позитивную и расширяющую) деятельность творца-мужчины, которая уравновешивается активностью инь (ам) женской, питающей и восстанавливающей матери человечества. . [2] [22]
Дао Буу Сон Ки Хыонг [ править ]
До Боу Сон Ко Хонг («Путь странного аромата с драгоценной горы») — религиозная традиция с буддизма , даосизма , конфуцианства , дзэн , игуандао элементами , первоначально практиковавшаяся мистиком Доан Минь Хуеном (1807–1856) и продолженная Хуэнь Фу Со , основатель секты Хоа Хо . Само название относится к хребту Тхот Сон на вьетнамско-камбоджийской границе, где Хуен утверждал, что является живым Буддой .
Во время эпидемии холеры в 1849 году, унесшей жизни более миллиона человек, Гуен, как считалось, обладал сверхъестественными способностями лечить больных и безумных. Его последователи носили амулеты с китайскими иероглифами Боу Сон Ко Хонга, фразы, которая ретроспективно стала отождествляться с религией, исповедуемой Хуеном, и милленаристским движением, связанным с последним. Вера насчитывает около 15 000 приверженцев, в основном сосредоточенных в провинциях Анзянг , Донг Тхап , Ба Роа-Вонг Тау , Лонг Ан , Сок Транг , Винь Лонг , Тьензянг и Бан Тре .
Богиня-Мать [ править ]
Đạo Mẫu («Путь Матери») относится к поклонению Муу ( богине -матери ) и различным богиням-матерям, что составляет центральную особенность вьетнамской народной религии. Поклонение вьетнамцам женщинам-богиням восходит к доисторическим временам . Вполне возможно, что концепция Богини-Матери стала охватывать различные духи природы как один единственный дух, проявляющийся в различных формах. На протяжении всей истории различные человеческие героини, выступавшие в качестве защитниц или целительниц, обожествлялись как другие проявления Богини-Матери. [25]
Как отдельное движение со своим духовенством (состоящим из шаманов, способных объединить материальный и духовный мир), храмами и ритуалами, О Му возродилось с 1970-х годов в Северном Вьетнаме, а затем и в недавно объединенной стране. [26] В пантеоне Дао Мау Нгок Хоанг рассматривается как верховный бог-создатель. [27] но его считают абстрактным, и ему редко поклоняются. [28] Верховная богиня — Святая Мать Лиу Хань . [29] В пантеон религии входит множество других богов, как мужского, так и женского пола. [30]
Четыре сыновней добродетели почтительности
До То Ан Хиу Нгха или просто До Хиу Нгха — это организованная вьетнамская народная религия, основанная в конце 1800-х годов. У него около 80 000 последователей, разбросанных по всему южному Вьетнаму, но особенно сконцентрированных в районе Тритон . [31]
Мин Дао [ править ]
Минь Дао или Дао Минь — это группа из пяти религий, которые имеют общие корни Тьен Тхиен Дао , но предшествуют ему и оказали на него влияние с каодаизмом . [32] Минь До означает «Путь Света». Они являются частью широкой среды китайско-вьетнамского религиозного сектантства. [33] После 17 века, когда власть династии Мин , начало возникать большое количество сект Минь пришла в упадок, в Кочинчине , особенно вокруг Сайгона . [33]
Китайские власти мало интересовались этими сектами, поскольку, по крайней мере до начала 20 века, они ограничивали свою деятельность своими храмами. [33] Это были автономные структуры, занимавшиеся богослужением, благотворительностью и литературой. [33] Тем не менее, у них были зачаточные вьетнамские националистические элементы, которые развивались по мере развития их политической деятельности в начале 20 века. [33]
Пять движений Минь Дао появились на юге Вьетнама в XIX и XX веках: Минь Су Дао («Путь просветленного мастера»), Минь Ли Дао («Путь просветленного разума»), Минь Зыонг Дао («Путь храма »). «) Света»), Минь Тхиен Дао («Путь предвидимой доброты») и Минь Тан Дао («Путь нового света»). [33]
Основателем Мин Ли До был О Кьет Лам (1896–1941), интеллектуал наполовину китайской, наполовину вьетнамской крови и шаман, способный преодолеть культурные барьеры двух народов. [34] Главными божествами пантеона сект являются Нефритовый Император и Королева Запада - . Мать [34]
Символические, литургические и богословские особенности сект Минь До были общими с религией Каодаиста. [35] С 1975 года деятельность и храмы некоторых религий Минь До были поглощены сектами каодаизма, в то время как другие, особенно Минь Донг До и Минь Ли До , остались отдельными. [36]
Минь Зыонг Чунг Тан [ править ]
Минь Донг Чунг Тан («Школа преподавания добра») возникла в 1990-х годах в районе Винь Бо , сельской местности города Хойфонг . Местный плотник, известный просто как «Мастер Ту», утверждал, что его ночью посетил дух мудреца 16-го века Нгуен Бон Кхием , который приказал ему построить храм в его честь. Тху принадлежал участок земли, на котором он построил и открыл в 1996 году храм Хиема. К 2016 году его посетило более 10 000 человек, и Ту организовал на основе передаваемых посланий Кхиема новое религиозное движение с тысячами последователей. [37]
Особенности [ править ]
Божества [ править ]
Грубая типологическая идентификация вьетнамских богов делит их на четыре категории: [38]
- Небесные Божества ( thiên thần ) и боги природы (nhiên thần) гротов, скал и деревьев, рек и океанов, дождя и молний, порождающих или восстанавливающих сил космоса или местности, с геофизическими или антропоморфическими изображениями (иногда с использованием иконографических изображений). стили буддийского происхождения ).
- Божества-покровители или обожествленные предки или прародители (nhân thần), первоначально либо освященные жителями деревни, либо установленные вьетнамскими или китайскими правителями. В их число входят герои , патриархи-основатели, талантливые люди и основатели искусств и ремесел. К этой категории могут относиться нечистые духи (дам тхон).
- Тханьхоанг означает божество-покровитель, которое почитается в общинном храме каждой деревни во Вьетнаме. Считается, что божество охраняет деревню от бедствий и приносит ей удачу.
- Различные иерархические или судоподобные пантеоны, унаследованные от даосских образцов, возглавляемые Нгок Хоанг , бессмертными (тиен), святыми мудрецами (тхань), включая местные «божественные ансамбли» (чо ву). В основном это вьетнамские образования, но часто с китаизированными мотивами.
- Божества чамов , кхмеров и других этнических народов Юго-Восточной Азии, такие как По Ян Ину Нагар ( Тхиен Йа На ), Ка Онг, Бог-кит , и скалы Неак Та (Онг Та).
Некоторые из самых популярных Божеств: Лак Лонг Цюань (который вместе со своей женой Ау Ко дал начало вьетнамскому народу), Четыре Бессмертных ( Тан Вьен Сон Тхань , Тхань Гионг , Чу Донг Ту и Лю Хань ), Богини Четырех Дворцов ( Мать Тхыонг Тхиен , Мать Тхыонг Нган , Мать Тоай и Мать Диа ), Дык Тхань Чан , Сон Тинь и Тхуй Тинь , Тхье Дуонг Тхань Мау, Ба Чуа Кхо , Ба Чуа Сюй , Тан Нонг , Нефритовый император , Ба Дэн , Авалокитешвара , Тао Цюань , Акушерка , Ким Куй и другие. Вьетнамская мифология представляет собой совокупность священных повествований, повествующих о действиях многих из этих Божеств.
Формы поклонения и практики [ править ]


Линь богов , предназначенная для социального строительства, также используется и для самосовершенствования. [17] Он обеспечивает место для диалектических отношений между человеком и его или ее социальными другими, а также между личностью и духами, которые могут пересекаться и перекрываться. [39] Это особенно верно в отношении опыта, полученного посредством шаманских практик, таких как Лен Донг . [17]

В области самосовершенствования действие по расширению возможностей выражается в группе вьетнамских терминов: tu «исправлять», «улучшать», например, tu thân «самосовершенствование с помощью медитации», tu hiền «взращивать». мягкость/мудрость», или tu sửa «исправлять», «исправлять»; слово chữa «восстанавливать», «исправлять», как в sửa chữa «исправление», «ремонт» или chữa trị «вылечить болезнь»; слово cứu «спасать», как в cứu chữa «лечить», «исцелять», в cứu rỗi «спасти души» и cứu nước «спасти страну». [39]
Практика самосовершенствования объединяет индивидуальное и социальное в ориентации дискурса и действия. [39] Индивидуальный проект порождает матрицу потенциалов, с помощью которой человек справляется с личными кризисами, конструируя новые значения, рассматриваемые как модальности совершенствования. [40]
Места поклонения [ править ]
Вьетнамские храмы на вьетнамском языке обычно называются миу (что означает «храм»). В северных регионах миу — это храмы, в которых совершается «главное поклонение» божеству и обычно расположенные в укромных местах. [41] в то время как đinh, đền, điện, đài или tịnh - это храмы для «эмиссаров» или «второстепенного поклонения», расположенные ближе или внутри мест проживания. [41] В южных регионах эти две категории имеют тенденцию размываться. [41] Нха Тхо Хо — семейные святыни северного и среднего Вьетнама, эквивалентные китайским родовым святыням .
Другая классификация, предложенная путем наблюдения за народным употреблением, заключается в том, что миу — это храмы, в которых хранятся боги природы ( боги земли , боги воды , боги огня ) или семейные часовни ( гиа миу ); Динь — это святилища божеств-покровителей данного места; и Дон — святилища обожествленных героев, императоров и других добродетельных исторических личностей. [41] На самом деле существуют и другие термины, часто местного использования. [41] Например, в Среднем Вьетнаме одним из используемых терминов является cảnh, а в провинциях Куангнам и Куангнгай местный термин — кхом.
Phủ («дворец») относится к комплексу тамплиеров, состоящему из нескольких зданий, а одно отдельное здание — это đền . [25] На английском языке, чтобы избежать путаницы с вьетнамскими буддийскими храмами, đền и другие слова, обозначающие храмы вьетнамской народной религии, обычно переводятся как «святыня».
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Завершенные результаты переписи населения и жилищного фонда Вьетнама 2019 года — Главное статистическое управление Вьетнама» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хоскинс 2015 .
- ^ Хоскинс (а) 2012 .
- ^ Рошко 2012 , стр. 28.
- ^ Рошко 2012 , стр. 28–30.
- ^ Рошко 2012 , стр. 30.
- ^ Рошко 2012 , стр. 31.
- ^ Рошко 2012 , стр. 33.
- ^ Рошко 2012 , стр. 35.
- ^ Рошко 2012 , стр. 35–36.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д До 2003 , с. 9.
- ^ До 2003 , стр. 10–11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д До 2003 , с. 11.
- ^ До 2003 , стр. 12–13.
- ^ До 2003 , с. 13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с До 2003 , с. 14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д До 2003 , с. 15.
- ^ Брайан С. Тернер; Оскар Салеминк (25 сентября 2014 г.). Справочник Рутледжа по религиям в Азии . Рутледж. стр. 240 и далее. ISBN 978-1-317-63646-5 .
- ^ Vũ 2006 , с. 30.
- ^ «Даосское присвоение/подчинение духов Бач Хак» . Блог Ле Минь Кая по истории Юго-Восточной Азии . 26 ноября 2015 г. Проверено 15 октября 2016 г.
- ^ «Слоновья гора и уничтожение коренного населения Вьетнама» . Блог Ле Минь Кая по истории Юго-Восточной Азии . 21 ноября 2015 г. Проверено 15 октября 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хоскинс (б) 2012 , с. 3.
- ^ Гуссаерт и Палмер, 2011 , стр. 100–102.
- ^ Оливер 1976 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Vũ 2006 , с. 27.
- ^ Vũ 2006 , стр. 28–30.
- ^ Vũ 2006 , с. 31.
- ^ Vũ 2006 , с. 33.
- ^ Vũ 2006 , с. 32.
- ^ Vũ 2006 , стр. 33–34.
- ^ Некоторые подробности о четырех добродетелях сыновней почтительности . правительство.вн
- ^ Джеммс 2010 , с. 357.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Джеммс 2010 , с. 358.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джеммс 2010 , с. 359.
- ^ Джеммс 2010 , с. 360.
- ^ Джеммс 2010 , стр. 364–365.
- ^ Хоанг 2017 , стр. 59–85.
- ^ До 2003 , с. 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с До 2003 , с. 16.
- ^ До 2003 , с. 18.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и До 2003 , с. 21.
Источники [ править ]
- Рошко, Эдита (2012), «От духовных домов к национальным святыням: религиозные традиции и государственное строительство во Вьетнаме» (PDF) , Восточная Азия , 29 : 25–41, CiteSeerX 10.1.1.467.6835 , doi : 10.1007/s12140- 011-9156-х , S2CID 52084986
- Хоскинс (б), Джанет Элисон (2012), «Богоизбранный народ»: раса, религия и антиколониальная борьба во Французском Индокитае , Институт азиатских исследований Национального университета Сингапура
- Хоскинс (а), Джанет Элисон (2012), Каковы религии коренных народов Вьетнама? (PDF) , Центр исследований Юго-Восточной Азии, Киотский университет
- Хоскинс, Джанет Элисон (2015), Божественный глаз и диаспора: вьетнамский синкретизм становится транстихоокеанским каодаизмом , Гонолулу: Гавайский университет Press, ISBN 978-0-824-85140-8
- Жаммес, Джереми (2010), «Гадание и политика в Южном Вьетнаме: корни каодаизма» (PDF) , Social Compass , 57 (3): 357–371, doi : 10.1177/0037768610375520 , S2CID 144754326
- Исследовательский центр Pew (2012 г.), Pew Forum: The Global Religious Landscape 2010 - Indigenous Religions , получено 18 марта 2015 г.
- Đõ̂, Тьен (2003), Вьетнамский сверхъестественный мир: взгляды из южного региона , Psychology Press, ISBN 9780415307994
- Ву, Ту Ань Т (2006), «Поклонение Богине-Матери. Движение Дао Мао в Северном Вьетнаме» (PDF) , Исследования в области исследований Юго-Восточной Азии , 6 (1): 27–44
- Гуссерт, Винсент; Палмер, Дэвид А. (2011), Религиозный вопрос в современном Китае , University of Chicago Press, ISBN 9780226304168
- Оливер, Виктор Л. (1976), Спиритизм Каодай: исследование религии во вьетнамском обществе , BRILL, ISBN 9789004045477
- Хоанг, Чунг Ван (2017), Новые религии и реакция государства на религиозную диверсификацию в современном Вьетнаме: напряженность из-за нового изобретения священного , Springer, ISBN 9783319584997
- Май, Куонг Т. (2021). «Карма любви: буддийские кармические дискурсы конфуцианскими и даосскими голосами во вьетнамских сказках о чудесном и сверхъестественном» . Журнал вьетнамских исследований . 16 (3): 1–76. дои : 10.1525/vs.2021.16.3.1 .
- Дрор, Ольга, изд. (2002). Opusculum de Sectis apud Sinenses et Tunkinenses: Маленький трактат о сектах среди китайцев и тонкинцев . Издательство Корнельского университета. ISBN 9780877277323 .
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с вьетнамской народной религией, на Викискладе?