Jump to content

Пятилетние планы Вьетнама

Пятилетние планы Вьетнама представляют собой серию инициатив экономического развития. Экономика Вьетнама формируется в первую очередь Коммунистической партией Вьетнама посредством пленарных заседаний ЦК и национальных конгрессов. [1] Партия играет ведущую роль в установлении основ и принципов коммунизма, разработке стратегий экономического развития, определении целей роста и запуске реформ. [1]

Планирование является ключевой характеристикой централизованной плановой экономики, и один план, установленный для всей страны, обычно содержит подробные рекомендации экономического развития для всех ее регионов. [1] По словам вьетнамского экономиста Во Нхан Три , экономика Вьетнама после воссоединения находилась в «периоде перехода к социализму». [1] Процесс был описан как состоящий из трех этапов. [1] Первый этап, с 1976 по 1980 год, включал в себя вторую пятилетку (1976–80), первая пятилетка (1960–65) распространялась только на Северный Вьетнам . [1] Второй этап, получивший название «социалистическая индустриализация», был разделен на два этапа: с 1981 по 1990 год и с 1991 по 2005 год. [1] Третий этап, охватывающий период с 2006 по 2010 год, должен был быть отведен для «совершенствования» перехода. [1]

Цель партии — объединить экономическую систему всей страны в условиях социализма. [1] Шаги для реализации этой цели были предприняты на давно отложенном Четвертом национальном съезде партии, созванном в декабре 1976 года, когда партия приняла второй пятилетний план и определила как свою «линию социалистической революции», так и свою «линию построения социалистической революции». экономика». [1] Следующие два конгресса, состоявшиеся соответственно в марте 1982 г. и декабре 1986 г., подтвердили эту долгосрочную коммунистическую цель и утвердили пятилетние планы, призванные направлять развитие вьетнамской экономики на каждом конкретном этапе революции. [1]

Первая пятилетка (1961–1965).

[ редактировать ]

Первый пятилетний план Северного Вьетнама содержал положения о переселении людей из перенаселенных провинций ( дельта Красной реки ) в «недонаселенные» провинции горного края дельты. Из-за амбициозности своей первоначальной цели Северная программа не достигла своей цели. Целью является ежегодное переселение количества людей, соответствующего приросту населения. С 1961 по 1975 год было переселено не более миллиона человек, тогда как население выросло на 8 миллионов человек. [2]

Вторая пятилетка (1976–80).

[ редактировать ]

Оптимизм и нетерпение вьетнамских лидеров проявились во второй пятилетке. [1] В плане были поставлены чрезвычайно высокие задачи по среднегодовым темпам роста промышленности (16—18 процентов), сельского хозяйства (8—10 процентов) и национального дохода (13—14 процентов). [1] Он также отдавал приоритет реконструкции и новому строительству, пытаясь развивать сельскохозяйственные ресурсы, интегрировать Север и Юг и продолжить коммунизацию. [1]

Двадцать лет было отведено на создание материально-технической базы коммунизма. На Юге материальное строительство и системные преобразования должны были быть объединены, чтобы ускорить экономическую интеграцию с Севером. [1] Для ВКП считалось крайне важным улучшить и расширить свое участие в экономических делах, чтобы она могла руководить этим процессом. [1] Планы развития должны были в равной степени сосредоточиться на сельском хозяйстве и промышленности, в то время как первоначальные инвестиции должны были отдавать предпочтение проектам, которые развивали оба сектора экономики. [1] Так, например, тяжелая промышленность предназначалась для обслуживания сельского хозяйства, исходя из того, что быстрый рост сельскохозяйственного производства, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему промышленному росту. [1] Благодаря этой стратегии вьетнамские лидеры утверждали, что страна сможет обойти стадию капиталистической индустриализации, необходимую для подготовки к коммунизму. [1]

Однако Вьетнам был неспособен реализовать такую ​​амбициозную программу самостоятельно и запросил финансовую поддержку своего второго пятилетнего плана у западных стран , международных организаций и коммунистических союзников. [1] Хотя объем запрашиваемой экономической помощи неизвестен, некоторое представление об уровне помощи, предусмотренном Ханоем, можно получить на основе имеющихся финансовых данных. [1] Государственный бюджет Вьетнама на 1976 год составил 2,5 миллиарда долларов США, а на период 1976–1980 годов были запланированы инвестиции в размере 7,5 миллиардов долларов США. [1]

Экономическая помощь, оказанная Ханое, была существенной, но все же не соответствовала потребностям. [1] Советский Союз , Китай и Восточная Европа предложили помощь, которая, вероятно, стоила от 3 до 4 миллиардов долларов США, а страны западного экономического сообщества пообещали выделить примерно от 1 до 1,5 миллиарда долларов США. [1]

Третья пятилетка (1981–85)

[ редактировать ]

К 1979 году стало ясно, что второй пятилетний план не смог решить серьезные проблемы, стоящие перед новой объединенной экономикой. [1] В экономике Вьетнама по-прежнему доминировали мелкое производство, низкая производительность труда, безработица, материальный и технологический дефицит, а также недостаточность продуктов питания и потребительских товаров. [1]

Для решения этих проблем на своем Пятом национальном партийном съезде, состоявшемся в марте 1982 года, ВКП утвердила резолюции «О направлениях, задачах и целях экономического и социального развития на 1981-85 и 1980-е годы». [1] Резолюции установили экономические цели и, по сути, составили третий пятилетний план Вьетнама (1981–85). [1] Однако из-за провала второй пятилетки вьетнамское руководство действовало осторожно, представляя план по годам. [1] План в целом не был ни составлен в окончательном виде, ни представлен Национальному собранию Вьетнама для принятия. [1]

Экономическая политика, принятая в 1982 году, стала результатом компромисса между идеологическими и прагматическими элементами внутри партийного руководства. [1] Был рассмотрен вопрос о том, следует ли сохранять частнокапиталистическую деятельность на Юге, а также вопрос о темпах социалистической трансформации Юга. [1] Принятая политика призывала к временному сохранению частнокапиталистической деятельности, чтобы стимулировать экономический рост и более или менее завершить коммунистическую трансформацию на Юге к середине 1980-х годов. [1]

Однако высшим приоритетом плана было развитие сельского хозяйства путем интеграции коллективного и индивидуального секторов в общую систему с упором на интенсивное земледелие и специализацию сельскохозяйственных культур, а также за счет использования науки и техники. [1] Экономическая политика поощряла развитие «семейной экономики»; т. е. личное пользование крестьянами экономических ресурсов, в том числе земли, не используемое кооперативом . [1] Благодаря использованию системы контрактов на конечную продукцию, введенной планом, крестьянским хозяйствам было разрешено подписывать с коллективом контракты на обработку земель, принадлежащих коллективу. [1] Затем домохозяйства взяли на себя ответственность за производство на участках. [1] Если производство не будет соответствовать установленным квотам, домохозяйства должны были восполнить дефицит в следующем году. [1] Если производился излишек, домохозяйствам разрешалось оставить его себе, продать на свободном рынке или продать государству по «договорной цене». [1] Сообщается, что в 1983 году семейное хозяйство обеспечивало от 50 до 60 процентов общего дохода крестьян и от 30 до 50 процентов их продуктов питания. [1]

Свободное предпринимательство было санкционировано, что положило конец национализации малых предприятий и изменило прежнюю политику, направленную на полную и немедленную коммунизацию Юга. [1] Новая политика особенно принесла пользу крестьянам (включая подавляющее большинство крестьян Юга), которые отказались вступать в кооперативы, мелких производителей, мелких торговцев и семейные предприятия. [1]

Тем не менее усилия по сокращению капиталистического сектора на Юге продолжались. [1] В конце 1983 года ряд импортно-экспортных фирм, созданных в Хошимине для стимулирования развития экспортного рынка, были объединены в единое предприятие, регулируемое государством. [1] В то же время по плану были ускорены темпы коллективизации в деревне. [1] К концу 1985 года Ханой сообщил, что 72 процента от общего числа крестьянских домохозяйств на Юге были членами той или иной формы кооперативной организации. [1]

Несмотря на упор в плане на развитие сельского хозяйства, промышленный сектор получил большую долю государственных инвестиций в течение первых двух лет. [1] Например, в 1982 году приблизительная доля промышленности составляла 53 процента по сравнению с 18 процентами сельского хозяйства. Однако ограничение государственных инвестиций в сельское хозяйство, похоже, не повлияло на общий объем производства продуктов питания, который увеличился на 19,5 процента с 1980 по 1984 год. [1]

В плане также подчеркивалось развитие мелкой промышленности для удовлетворения материальных потребностей Вьетнама, создания товаров на экспорт и закладки основы для развития тяжелой промышленности. [1] На Юге это повлекло за собой преобразование некоторых частных предприятий в «совместные государственно-частные предприятия» и реорганизацию некоторых мелких предприятий в кооперативы. [1] Однако в других случаях индивидуальная собственность сохранялась. [1] За первые два года действия плана инвестиции в легкую промышленность фактически сократились на 48 процентов, а в тяжелую — на 17 процентов. [1] Тем не менее за тот же двухлетний период рост производства в легкой промышленности опережал рост производства в тяжелой промышленности на 33-28 процентов. [1]

Шестой пленум (Пятый съезд) ЦК ВКП в июле 1984 года признал, что доминирование частного сектора в оптовой и розничной торговле на Юге не может быть устранено до тех пор, пока государство не сможет взять на себя ответственность за торговлю. [1] Поэтому были внесены предложения по децентрализации процедур планирования и повышению управленческих навыков правительственных и партийных чиновников. [1]

Эти планы впоследствии были выдвинуты на Восьмом пленуме ЦК (Пятом съезде) в июне 1985 года. [1] В целях рассредоточения принятия экономических решений пленум постановил предоставить производственную автономию на уровне заводов и отдельных хозяйств. [1] Пленум также стремился сократить государственные расходы путем прекращения государственных субсидий на продукты питания и некоторые потребительские товары для бюджетников. [1] Он также определил, что все соответствующие затраты национального правительства должны быть учтены при определении производственных затрат и что государство должно прекратить компенсировать убытки, понесенные государственными предприятиями. [1] Чтобы реализовать эти резолюции, монетарные организации должны были перейти к современному экономическому учету. [1] В сентябре 1985 года правительство создало новый донг и установило максимальные квоты на сумму, которую можно обменять на банкноты. [1] Донг также был официально девальвирован . [1]

Седьмая пятилетка (2001–05).

[ редактировать ]

Заявленная цель седьмой пятилетки заключалась в ускорении экономического роста и повышении качества жизни народа Вьетнама. [3]

Восьмая пятилетка (2006–10)

[ редактировать ]

Восьмой пятилетний план содержал цели, разделенные на три категории высокого уровня: экономические, социальные и экологические, а также список из 15 «основных задач и решений». [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет Сима, Рональд Дж., изд. (1989). Вьетнам: страновое исследование . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . стр. 149–153. OCLC   40294997 . Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  2. ^ Десбаратс, Жаклин: Перераспределение населения в Социалистической Республике Вьетнам, в: Population & Development Review, 13 марта 1987 г.
  3. ^ «Пятилетний план Вьетнама» . vietnamembassy.org.uk . Проверено 01 февраля 2020 г.
  4. ^ «Пятилетний план социально-экономического развития Вьетнама на 2006-2010 годы» . www.chinhphu.vn . Проверено 01 февраля 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dcc89832f4625c0a18a4cf4d2308f5b7__1695790260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/b7/dcc89832f4625c0a18a4cf4d2308f5b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Five-Year Plans of Vietnam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)