Jump to content

Христианство во Вьетнаме

Христианство впервые появилось во Вьетнаме в 16 веке. [1] Христиане представляют значительное меньшинство во Вьетнаме: согласно сообщениям, в 2020 году католики и протестанты составляли 7% и 2% населения страны соответственно. [2]

католицизм

[ редактировать ]

Период основания

[ редактировать ]

В X веке некоторые христианские священники-несторианцы посетили Вьетнам [ цитата кажется неверной; Рассуждение Фу Сюань Хо посвящено ХХ веку] . [3] Первые католические миссионеры посетили Вьетнам из Португалии и Испании в 16 веке. В 1524 году португальского купца Дуарте Коэльо флот прибыл в Хойан , центральный Вьетнам, для торговли, взяв с собой католических миссионеров. [4] Миссионер по имени И-нэ-ху прибыл в Наминь , северный Вьетнам, в 1533 году.

Первые миссии не принесли очень впечатляющих результатов. Только после прибытия иезуитов в первые десятилетия 17 века христианство начало утверждать свои позиции среди местного населения как в регионах Танг Нгоай (Тонкин), так и в Тан Чонг (Кочинчина или Куинан). [5] Этими миссионерами были в основном итальянцы, португальцы и японцы. Два священника, Франческо Бузоми и Диого Карвальо, основали первую католическую общину в Хойане в 1615 году. Между 1627 и 1630 годами авиньонец Александр де Родос и португалец Перо Маркес обратили в Тонкин более 6000 человек. Эти действия иезуитов не всегда приветствовались двумя конкурирующими правительствами Вьетнама. В мае 1630 года лорд Тонкин Трун Транг издал приказ изгнать иезуитов. В 1639 году некоторые японские христиане в Хойане участвовали в восстании против правительства; поэтому лорд Нгуен Фук Лан из Кочинчины приказал иезуитам покинуть его владения. [5]

В начале 17 века миссионеры-иезуиты, в том числе Франсиско де Пина , Гаспар ду Амарал, Антонио Барбоза и де Родос, разработали алфавит для вьетнамского языка, используя латинский алфавит с добавленными диакритическими знаками. [6] Эта система письма продолжает использоваться и сегодня и называется chữ Quốc ngữ (буквально «сценарий национального языка»). Между тем, традиционный chữ Nom , экспертом которого был Джироламо Майорика , был основным письмом, передавшим католическую веру вьетнамцам до конца 19 века. [7]

Мученичество и похороны Жана-Луи Боннара (ум. 1852), одного из вьетнамских святых мучеников .

С конца 17 века французские миссионеры Общества иностранных миссий и испанские миссионеры Доминиканского ордена роль евангелизации во Вьетнаме постепенно взяли на себя . Другими миссионерами, действовавшими в досовременном Вьетнаме, были францисканцы (в Кохинхине), итальянские доминиканцы и босые августинцы (в Восточном Тонкине), а также миссионеры, посланные Пропагандой Фиде .

Современный период

[ редактировать ]

Французский миссионер и титулярный епископ Адрана Пьер Пиньо де Беэн , приехавший для евангелизации в Кочинчину , сыграл важную роль во вьетнамской истории конца XVIII века. [8] [9] [10] [11] [12] [13] [ чрезмерное цитирование ] Пиньо снискал расположение и в конечном итоге стал доверенным лицом Нгуена Ана , последнего из лордов Нгуена , который затем участвовал в гражданской войне. [8] [14] Пиньо надеялся, что победой Нгуен Ана он добьется уступок католической церкви во Вьетнаме. [15] Недавнее исследование показывает, что его вклад в успех Ана был не таким, как принято считать. [ нужна ссылка ]

В августе 1798 года император Конь Тхун из династии Тай Сон в Хуэ , подозревая, что гражданские католики в Куанг Тро поддерживали и вступали в союз с его врагом Нгуен Анем, который терпел христианство, приказал солдатам погромить католиков. Более 10 000 мирных католиков в Куанг Тро были убиты; именно в это время о явлении Марии Богоматери Ла -Вангской . сообщалось [16]

Пиньо и другие миссионеры покупали военные припасы, вербовали европейских солдат для Нгуен Ана и принимали участие в военных операциях. [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [ чрезмерное цитирование ]

Нгуен Ан завоевал Вьетнам и стал императором Гиа Лонгом . Он терпел католическую веру и разрешал беспрепятственную миссионерскую деятельность из уважения к своим зарубежным благотворителям. [24] В миссионерской деятельности преобладали испанцы в Тонкине и французы в центральных и южных регионах. [25] На момент смерти Джиа Лонга во Вьетнаме было шесть европейских епископов. [25] Население христиан оценивалось в 300 000 человек в Тонкине и 60 000 в Кочинчине. [26]

Однако этот успех продлился недолго. [27] Стремясь ограничить католическое влияние, Джиа Лонг назначил Минь Монга своим преемником в своем глубоко консервативном конфуцианстве ; Род его первого сына обратился в католицизм и отказался от конфуцианского наследия. [28]

Борьба за власть развернулась между Минь Монгом и прокатолическими и прозападными чиновниками, которые хотели сохранить власть, которую им дал Джиа Лонг. [29] [30] В конце концов, 2000 вьетнамских католических солдат сражались под командованием отца Нгуена Ван Тама в попытке свергнуть Минь Монга и установить католического «императора». [31]

Восстание было подавлено, и были наложены ограничения на католицизм. Во времена династии Нгуен происходили постоянные восстания, многие из которых возглавлялись католическими священниками, намеревавшимися установить христианского монарха. Во время французской колониальной кампании против Вьетнама с 1858 по 1883 год многие католики присоединились к французам, помогая установить колониализм, сражаясь против вьетнамского правительства. После установления колониального правления католики были награждены преференциями на государственных должностях и в сфере образования, а церкви были переданы обширные участки королевской земли, которые были захвачены. [ нужна ссылка ]

После победоносного свержения французского правления и временного разделения страны в середине 1950-х годов католицизм на Севере пришел в упадок, где коммунисты классифицировали его как реакционную силу, противостоящую как национальному освобождению, так и социальному прогрессу. В 1954 году было заключено соглашение между Северным и Южным Вьетнамом, разрешающее гражданскому населению обеих сторон мигрировать в другую. Многие католики с Севера, в основном в рамках операции «Проход к свободе», мигрировали на Юг, где их приветствовал президент Нго Динь Зьем , который продвигал его как важный «оплот» против Северного Вьетнама. Дим, чьим братом был архиепископ Нго Динь Тхук , дал дополнительные права Католической церкви, посвятил нацию Деве Марии и преимущественно продвигал католических военных и государственных служащих, одновременно строго ограничивая практику буддизма и позволяя католическим военизированным формированиям разрушать священные места. Буддийские храмы и пагоды [ нужна ссылка ] . В 1955 году около 600 000 католиков оставались на Севере после того, как примерно 650 000 бежали на Юг в ходе операции «Проход к свободе» . [ нужна ссылка ]

Собор Парижской Богоматери, Сайгон .

В 1975 году, после распада Южного Вьетнама, коммунистические власти воссоединили страну с помощью военной силы и заявили, что религиозная деятельность католиков стабилизировалась и не было никаких религиозных преследований . Тем временем коммунисты действовали, чтобы изолировать и нейтрализовать жесткую оппозицию в рамках местной политики взаимодействия католиков с партией, а также убедить менее сильно оппозиционные фракции присоединиться к контролируемому партией движению «обновления и примирения». Однако значительное число вьетнамских католиков по-прежнему выступало против коммунистической власти. [ нужна ссылка ] После реформ Đổi mới вьетнамское правительство меняет свое отношение к католикам. [ нужны разъяснения ]

В 1980 году была основана Конференция католических епископов Вьетнама . В 1988 году 117 католиков, представляющих сотни тысяч вьетнамских мучеников , погибших за свою веру, были канонизированы Папой Иоанном Павлом II . [32]

протестантизм

[ редактировать ]
Баптистская церковь в Хошимине .

Протестантизм был представлен в Да Нонге в 1911 году канадским миссионером Робертом А. Джафреем . В рамках Христианского и Миссионерского Альянса более 100 миссионеров были отправлены во Вьетнам, способствуя росту веры в стране. [33] Церкви этой миссии основали Евангелическую церковь Индокитая в 1927 году. В связи с разделением страны на две части в 1954 году последняя была переименована в Евангелическую церковь Северного Вьетнама (ECVN) и официально признана правительством в 1963 году. Южные церкви основал Евангелическую церковь Южного Вьетнама (SECV), признанную в 2001 году.

Баптистская конвенция Вьетнама берет свое начало в американской миссии Международного миссионерского совета в 1959 году в Хошимине . [34] Официально основан в 1989 году. [35] Согласно переписи населения, опубликованной ассоциацией в 2023 году, она насчитывает 509 церквей и 51 000 членов. [36]

К 1967 году был представлен ряд протестантских общин, в основном в Южном Вьетнаме. В число этих сообществ входили Французская реформатская церковь , Англиканско - епископальный альянс , Христианский и миссионерский альянс , баптисты , Церковь Христа , Всемирный крестовый поход евангелизации и адвентисты седьмого дня . Другие протестантские ассоциации также были представлены в некоторых социальных службах и учреждениях социального обеспечения. В 1967 году в Южном Вьетнаме насчитывалось 150 000 протестантских приверженцев, что составляло около 1% от общей численности населения. [37]

К концу войны во Вьетнаме численность протестантских общин на Севере сократилась примерно до 1200 человек . Несколько объектов протестантской церкви были конфискованы во время коммунистического захвата Южного Вьетнама в 1975 году.

В начале 1980-х годов протестанты в основном проживали в общинах горцев в центральных высокогорьях южного Вьетнама.

Текущие оценки числа протестантов варьируются от официальной правительственной цифры в 500 000 до заявлений церквей о 1 600 000 и более. Двумя официально признанными протестантскими церквями являются Южная евангелическая церковь Вьетнама (SECV), признанная в 2001 году, и меньшая по размеру евангелическая церковь Северного Вьетнама (ECVN), признанная с 1963 года. SECV имеет дочерние церкви в южных провинциях страны.

По оценкам местных церквей, в 2022 году две трети протестантов были представителями этнических меньшинств, включая хмонгов , тайцев , дзао и других в Северо-Западном нагорье, а также членами групп этнических меньшинств Центрального нагорья ( Эде , Джарай , Седанг и Мнонг и др.). [38]

По крайней мере, 50% нынешнего протестантского населения состоит из членов племенных групп; Отношение к ним вьетнамского правительства различно. [1] Племенные протестанты в Северном Вьетнаме не подвергаются преследованию со стороны правительства, но члены протестантских южных племен, особенно хмонг и хре , страдают от некоторых религиозных преследований . В мае 2006 года более 300 монтаньяров оставались во вьетнамских тюрьмах за свою веру. [39] Сообщается, что молодой человек из Хроя , который отказался отречься от своей христианской веры, скончался от травм, полученных во время официального допроса в апреле 2007 года. [ нужна ссылка ]

Меннонитские и баптистские движения были официально признаны Ханоем в октябре 2007 года, что было расценено как некоторое улучшение религиозной свободы в стране. [40] Пастор Нгуен Куанг Чунг, временный президент Вьетнамской меннонитской церкви , приняв участие в официальной церемонии вручения вышеупомянутого разрешения, процитировал девиз своей церкви: «Жить по Евангелию, поклоняться Богу и служить нации». [40]

Восточное православие

[ редактировать ]

Православие во Вьетнаме представлено тремя приходами Русской Православной Церкви : один в Вунгтау, названный в честь иконы Казанской Божией Матери, где проживает много русскоязычных сотрудников совместного российско-вьетнамского предприятия «Вьетсовпетро», и также приход Ксении Петербургской в ​​Ханое и приход Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии в Хошимине. Данные приходы включены в юрисдикцию Филиппинско-Вьетнамской епархии (епархии), входящей в состав Российского Патриаршего Экзархата в Юго-Восточной Азии (создана 28 декабря 2018 г. ее Священным Синодом). [41]

Самый ранний приход, названный в честь иконы Казанской Божией Матери , был открыт в 2002 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви , данному в Троице-Сергиевой Лавре .

Представители внешнеполитического ведомства и некоторых других структур Русской Православной Церкви время от времени приезжают во Вьетнам (Ханой, Хошимин и Вонгтау) для совершения там православных богослужений, преимущественно среди русскоязычной общины. [42]

новые религиозные движения , такие как Свидетели Иеговы , Церковь Иисуса Христа Святых последних дней , Восточная молния , Церковь Бога Общества Всемирной миссии и Церковь Иисуса Синчхонджи Во Вьетнаме также действуют .

переводы Библии

[ редактировать ]

XVII века Миссионеры- иезуиты были первыми, кто провозгласил Евангелие на вьетнамском языке . Джироламо Майорика составил первый чо ном катехизис ( Thiên Chúa thánh giáo khải mông 天主聖教啟蒙) в 1623 году, а Александр де Род напечатал первые тексты на тю куок нгу , включая двуязычный катехизис, в Риме в 1651 году. , Библия была систематически не переводится. Некоторые части Библии, возможно, были переведены и напечатаны в Таиланде в 1872 году.

Жан Боне , автор французского словаря Annamite , перевел Евангелие от Луки с французского на вьетнамский в 1890 году. Первым переводом с латыни был перевод Альберта Шликлина (1916), а первым с греческого — Уильяма Кадмана (Новый Завет, 1923) . , Ветхий Завет 1934). [43] Библии Шиликлина и Кэдмана сегодня остаются основой стандартных католических и протестантских версий.

Организованная работа Объединённых библейских обществ Вьетнама началась в 1890 году. В 1966 году было создано Вьетнамское библейское общество. 53 170 экземпляров Библии и 120 170 экземпляров Нового Завета В 2005 году эти общества распространили по стране на вьетнамском языке.

В 2017 году Свидетели Иеговы выпустили весь « Перевод нового мира » Библии на вьетнамском языке.

Преследование

[ редактировать ]

Историческое обращение с христианами во Вьетнаме менялось с течением времени в зависимости от исторических, племенных или политических сил, как внутренних, так и внешних вьетнамской нации.

В 16 и начале 17 веков, во времена династии Позднего Ле , к христианам относились терпимо. Однако уровень толерантности начал меняться, когда лорды Трун и лорды Нгуен разделили страну. В частности, лорды Трун были более враждебны по отношению к христианам и изгнали христианских миссионеров из страны. [44] [45] Напротив, их соперники из Нгуена были более терпимы к христианам, хотя и не без скептицизма. [46] Это привело к тому, что на юге Вьетнама появилось больше христиан, чем на севере, и такая ситуация продолжалась с 17 века. [45] [ нужен лучший источник ] Принц Нгуен Ан , который позже стал императором Гиа Лонгом и основал династию Нгуен из остатков старых лордов Нгуена, был особенно терпим к христианам. [47]

Однако гонения на христиан усилились после смерти Гиа Лонга, когда сменявшие друг друга императоры Нгуена заключали в тюрьмы, убивали и притесняли христиан. [48] Жестокое обращение с христианами со стороны правителей Нгуена спровоцировало французские военные действия в 1858 году и, в конечном итоге, французское завоевание Вьетнама. Хотя многие восстания против Франции до 20 века были направлены на объединение вьетнамцев независимо от веры, многие вьетнамские христиане поддерживали Францию. [ нужна ссылка ]

Во время французского протектората традиционно считалось, что французские власти отдают предпочтение христианам в стране. [49] [ нужен лучший источник ] Во время Первой Индокитайской войны возглавляемый коммунистами Вьетминь был враждебно настроен по отношению к тем, кто не поддерживал независимость Вьетнама под их правлением. Коммунисты обвинили многих вьетнамских христиан в профранцузских настроениях, оправдывая их преследования побочным продуктом антиколониальных настроений. Поэтому «православная» историография настаивала на том, что это не обязательно было преследование по религиозным мотивам. [50] Фактически вьетнамские католики единогласно поддержали независимость Вьетнама. Первоначально они воевали вместе с Вьетмином, но позже разделились во мнениях о том, как противостоять французскому завоеванию их страны, когда Первая война в Индокитае стала горячей точкой холодной войны. [51] [52]

После Первой Индокитайской войны многие христиане бежали от коммунистического правления на Севере, что еще больше увеличило христианское население Южного Вьетнама. [53] Южного Вьетнама Президент Нго Динь Зьем , однако, продолжал противодействовать нехристианам, расширяя возможности христиан на военной и государственной службе и начиная систематические репрессии против нехристианских, особенно буддийских, религиозных практик. [54] Многие чиновники в правительстве Южного Вьетнама были христианами, и им была предоставлена ​​исключительная власть. [ нужна ссылка ] Это привело к буддийскому кризису и, в конечном итоге, к свержению его репрессивного правительства, в котором доминировали христиане. [55] Однако это не устранило влияние христиан на Юге, и христиане продолжали доминировать в общественно-политической жизни Юга до 1975 года.

После 1975 года коммунисты начали запрещать религиозную практику, но особенно преследовали христиан. Многие вьетнамские лодочники были христианами, и христиане составляли 75% вьетнамских беженцев, бежавших из страны. [56] Это привело к появлению ориентированной на Запад вьетнамской диаспоры, которая до сих пор актуальна, поскольку многие вьетнамские эмигранты в Западной Европе, Канаде и США принадлежат к христианским сектам и резко выступают против коммунистического правления; [56] напротив, вьетнамская диаспора в Восточной Европе находится под большим влиянием буддизма.

После реформ Đổi mới 1986 года христианство начало возрождаться, но политика коммунистического правительства в отношении христиан трудна для многих христиан, а иногда и опасна. Христиане по-прежнему рассматриваются как угроза из-за их предыдущей поддержки французов и американцев. Терроризм против христиан в стране был серьезной проблемой, и притеснение христиан до сих пор широко практикуется коммунистическими властями. [57] [58] [59] [ нужен лучший источник ] . Однако в то же время правительство сняло некоторые ограничения на религиозные обряды. [60] В частности, христиане могут отмечать такие праздники, как Пасха и День Благодарения , а среди христиан распространены собрания в церквях. [61]

В прошлом иностранным христианским миссионерам не разрешалось заниматься прозелитизмом или осуществлять религиозную деятельность без одобрения правительства. [62]

Вьетнам в настоящее время поддерживает полуофициальные отношения с Ватиканом , что является крупным прорывом в отличие от других коммунистических стран Китая , Лаоса и Северной Кореи . Правительство Вьетнама достигло соглашения с Ватиканом о дальнейшей нормализации отношений в 2018 году, что позволило Святому Престолу в будущем иметь постоянного представителя во Вьетнаме. [61]

Свобода религии

[ редактировать ]

В 2023 году страна получила 1 балл из 4 по свободе вероисповедания. [63] В том же году он занял 25-е место в мире среди самых трудных для христианина. [64] [65]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Международные двери открытых дверей: Вьетнам» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 г. Проверено 29 марта 2007 г.
  2. ^ «Программа занятий по вьетнамской католической культурной интеграции» . vietcatholicnews.net . Проверено 16 ноября 2023 г.
  3. ^ Фу Сюань Хо (1989). «ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ». Трансформация . Sage Publications, Ltd.: 21. ISSN   0265-3788 .
  4. ^ «Встреча и культурное влияние португальцев и французов во вьетнамской истории с 16 по 19 века, Университет Хуэ» .
  5. ^ Jump up to: а б Тран, Ань К. (октябрь 2018 г.). «Историография иезуитов во Вьетнаме: 1615–1773 и 1957–2007 гг.» . Брилл.
  6. ^ Тран, Куок Ань; Фам, Ти Кьеу Ли (октябрь 2019 г.). От соленой воды до Рима: вклад иезуитов в романизацию вьетнамцев в 17 веке . Конференция «400 лет становления и развития национального языка в истории распространения Евангелия во Вьетнаме». Город Хошимин: Комитет по культуре, Конференция католических епископов Вьетнама .
  7. ^ Островски, Брайан Юджин (2010). «Рост христианской литературы ном во Вьетнаме семнадцатого века: сочетание европейского содержания и местного выражения». В Уилкоксе, Винн (ред.). Вьетнам и Запад: новые подходы . Итака, Нью-Йорк: Публикации SEAP , Издательство Корнельского университета. стр. 23, 38. ISBN.  9780877277828 .
  8. ^ Jump up to: а б Холл, с. 423.
  9. ^ Кэди, с. 282.
  10. ^ Баттингер, с. 266.
  11. ^ Мантьен, с. 520.
  12. ^ Маклеод, с. 7.
  13. ^ Карнов, с. 75.
  14. ^ Баттингер, с. 234.
  15. ^ Маклеод, с. 9.
  16. ^ «Храм Богоматери Ла Ванг» . www.asianews.it .
  17. ^ Маклеод, с. 10.
  18. ^ Кэди, с. 284.
  19. ^ Холл, с. 431.
  20. ^ Мантьен, стр.135
  21. ^ Карнов, с. 77.
  22. ^ Баттингер, с. 267.
  23. ^ Карнов, с. 78.
  24. ^ Баттингер, стр. 241, 311.
  25. ^ Jump up to: а б Кэди, с. 408.
  26. ^ Кэди, с. 409.
  27. ^ Баттингер, с. 268.
  28. ^ Баттингер, с. 269.
  29. ^ Чой, стр. 56–57.
  30. ^ Маклеод, с. 24.
  31. ^ Маклеод, стр.31
  32. ^ «Католический форум» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2007 г. Проверено 16 апреля 2007 г.
  33. ^ Эрвин Фальбуш, Джеффри Уильям Бромили, Энциклопедия христианства, Том 5 , Wm. Издательство Б. Эрдманс, США, 2008, с. 680
  34. ^ Уильям Х. Брэкни, Исторический словарь баптистов , Scarecrow Press, США, 2009, стр. 595
  35. ^ Роберт Э. Джонсон, Глобальное введение в баптистские церкви , издательство Кембриджского университета, Великобритания, 2010, стр. XXVI
  36. Всемирный баптистский альянс, члены , baptistworld.org, США, данные получены 5 мая 2023 г.
  37. ^ «Религии Южного Вьетнама в вере и фактах: VIII. Протестантизм в Южном Вьетнаме» . Sacred-texts.com .
  38. ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2022 год: Вьетнам» .
  39. ^ «Призыв к финишу в поддержку Дегара» . Архивировано из оригинала 30 марта 2007 г. Проверено 10 апреля 2007 г.
  40. ^ Jump up to: а б AsiaNews.it. «Ханой официально признает баптистов и меннонитов» . www.asianews.it . Проверено 16 ноября 2023 г.
  41. ^ «Патриаршие экзархаты созданы в Западной Европе и Юго-Восточной Азии / Новости / Патриархат.ру» . Патриархат.ру (на русском языке) . Проверено 16 ноября 2023 г.
  42. ^ "Богослужения Страстной седмицы и Пасхи были совершены во Вьетнаме (2006 г.) - МИР ПРАВОСЛАВИЯ - Вьетнам - Русское Зарубежье - Россия в красках" . ricolor.org .
  43. ^ «История вьетнамской Библии» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
  44. ^ «Христианство во Вьетнаме» . 2 октября 2013 г.
  45. ^ Jump up to: а б Льюис, Марк; Додд, Ян; Эммонс, Рон (октябрь 2009 г.). Грубый путеводитель по Вьетнаму . Rough Guides Великобритания. ISBN  9781405380218 .
  46. ^ «Веб-сайт Азиатского общества, Религия во Вьетнаме» .
  47. ^ Хо, Хиен. V. «Принц, миссионер и три революции» . advite.com . Проверено 16 ноября 2023 г.
  48. ^ http://www.agu.edu.vn:8080/bitstream/AGU_Library/2719/1/Nguyen%20Thi%20Ngoc%20Tho.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
  49. ^ «Вьетнам – ПОД ФРАНЦУЗСКИМ ПРАВЛЕНИЕМ» . Countrystudies.us .
  50. ^ «Отношения между вьетнамскими коммунистами и христианами во время войны во Вьетнаме Нгуен Куанг Хунг». 1954. CiteSeerX   10.1.1.899.948 .
  51. ^ Гоша, Кристофер Э. (2011). «Католики во Вьетнаме и война» . Исторический словарь Индокитайской войны (1945–1954): международный и междисциплинарный подход . Гавайский университет Press. ISBN  9780824836047 .
  52. ^ Тран, Клэр Тхи Лиен (2005). «Католический вопрос в Северном Вьетнаме: из польских источников, 1954–56». История холодной войны . 5 (4). Рутледж: 427–449. дои : 10.1080/14682740500284747 .
  53. ^ Дженкинс, Филип (23 января 2013 г.). «Вьетнамская диаспора» . Христианский век . Проверено 16 ноября 2023 г.
  54. ^ Ллевеллин, Дженнифер; Саути, Джим; Томпсон, Стив (23 июня 2019 г.). «Южный Вьетнам» . История Альфа .
  55. ^ «Вьетнам, Дьем, буддийский кризис | Библиотека Джона Кеннеди» . www.jfklibrary.org . Проверено 16 ноября 2023 г.
  56. ^ Jump up to: а б Дорэ, Луи Жак (1 июня 2007 г.). «Вера, надежда и идентичность: религия и вьетнамские беженцы» . Ежеквартальный опрос беженцев . 26 (2): 57–68. дои : 10.1093/rsq/hdi0227 .
  57. ^ Заимов, Стоян (9 января 2019 г.). «Вьетнамские христиане избиты, арестованы за отказ поклоняться Будде и отречься от веры в Иисуса» . christianpost.com .
  58. ^ Рамсби, сентябрь (13 ноября 2017 г.). «Вьетнам борется с христианством» . thediplomat.com . Проверено 16 ноября 2023 г.
  59. ^ «Вьетнам – Открытые двери США – Открытые двери США» .
  60. ^ «Когда лучше всего приезжать во Вьетнам |» . Грубые гиды .
  61. ^ Jump up to: а б Пайк, Мэтью (18 октября 2017 г.). «Как отпраздновать Рождество во Вьетнаме» . theculturaltrip.com .
  62. ^ Бюро демократии, прав человека и труда (15 сентября 2006 г.). «Отчет Госдепартамента США по Вьетнаму за 2009 год» . Государственный департамент США . Проверено 16 ноября 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  63. ^ «Вьетнам: страновой отчет о свободе в мире за 2022 год» . Дом Свободы .
  64. ^ «Вьетнам: страновой отчет о свободе в мире за 2022 год» . Дом Свободы . Проверено 16 ноября 2023 г.
  65. ^ «Попечители – открытые двери в Великобритании и Ирландии» . Открытые двери . Проверено 16 ноября 2023 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6fbc7d36092a18065a35916d5143ba7b__1718531280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/7b/6fbc7d36092a18065a35916d5143ba7b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christianity in Vietnam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)