Христианство во Вьетнаме
Часть серии о |
Культура Вьетнама |
---|
История |
Люди |
Языки |
Кухня |
Фестивали |
Музыка |
Спорт |
Христианство впервые появилось во Вьетнаме в 16 веке. [1] Христиане представляют значительное меньшинство во Вьетнаме: согласно сообщениям, в 2020 году католики и протестанты составляли 7% и 2% населения страны соответственно. [2]
католицизм
[ редактировать ]Период основания
[ редактировать ]В X веке некоторые христианские священники-несторианцы посетили Вьетнам [ цитата кажется неверной; Рассуждение Фу Сюань Хо посвящено ХХ веку] . [3] Первые католические миссионеры посетили Вьетнам из Португалии и Испании в 16 веке. В 1524 году португальского купца Дуарте Коэльо флот прибыл в Хойан , центральный Вьетнам, для торговли, взяв с собой католических миссионеров. [4] Миссионер по имени И-нэ-ху прибыл в Наминь , северный Вьетнам, в 1533 году.
Первые миссии не принесли очень впечатляющих результатов. Только после прибытия иезуитов в первые десятилетия 17 века христианство начало утверждать свои позиции среди местного населения как в регионах Танг Нгоай (Тонкин), так и в Тан Чонг (Кочинчина или Куинан). [5] Этими миссионерами были в основном итальянцы, португальцы и японцы. Два священника, Франческо Бузоми и Диого Карвальо, основали первую католическую общину в Хойане в 1615 году. Между 1627 и 1630 годами авиньонец Александр де Родос и португалец Перо Маркес обратили в Тонкин более 6000 человек. Эти действия иезуитов не всегда приветствовались двумя конкурирующими правительствами Вьетнама. В мае 1630 года лорд Тонкин Трун Транг издал приказ изгнать иезуитов. В 1639 году некоторые японские христиане в Хойане участвовали в восстании против правительства; поэтому лорд Нгуен Фук Лан из Кочинчины приказал иезуитам покинуть его владения. [5]
В начале 17 века миссионеры-иезуиты, в том числе Франсиско де Пина , Гаспар ду Амарал, Антонио Барбоза и де Родос, разработали алфавит для вьетнамского языка, используя латинский алфавит с добавленными диакритическими знаками. [6] Эта система письма продолжает использоваться и сегодня и называется chữ Quốc ngữ (буквально «сценарий национального языка»). Между тем, традиционный chữ Nom , экспертом которого был Джироламо Майорика , был основным письмом, передавшим католическую веру вьетнамцам до конца 19 века. [7]
С конца 17 века французские миссионеры Общества иностранных миссий и испанские миссионеры Доминиканского ордена роль евангелизации во Вьетнаме постепенно взяли на себя . Другими миссионерами, действовавшими в досовременном Вьетнаме, были францисканцы (в Кохинхине), итальянские доминиканцы и босые августинцы (в Восточном Тонкине), а также миссионеры, посланные Пропагандой Фиде .
Современный период
[ редактировать ]Французский миссионер и титулярный епископ Адрана Пьер Пиньо де Беэн , приехавший для евангелизации в Кочинчину , сыграл важную роль во вьетнамской истории конца XVIII века. [8] [9] [10] [11] [12] [13] [ чрезмерное цитирование ] Пиньо снискал расположение и в конечном итоге стал доверенным лицом Нгуена Ана , последнего из лордов Нгуена , который затем участвовал в гражданской войне. [8] [14] Пиньо надеялся, что победой Нгуен Ана он добьется уступок католической церкви во Вьетнаме. [15] Недавнее исследование показывает, что его вклад в успех Ана был не таким, как принято считать. [ нужна ссылка ]
В августе 1798 года император Конь Тхун из династии Тай Сон в Хуэ , подозревая, что гражданские католики в Куанг Тро поддерживали и вступали в союз с его врагом Нгуен Анем, который терпел христианство, приказал солдатам погромить католиков. Более 10 000 мирных католиков в Куанг Тро были убиты; именно в это время о явлении Марии Богоматери Ла -Вангской . сообщалось [16]
Пиньо и другие миссионеры покупали военные припасы, вербовали европейских солдат для Нгуен Ана и принимали участие в военных операциях. [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [ чрезмерное цитирование ]
Нгуен Ан завоевал Вьетнам и стал императором Гиа Лонгом . Он терпел католическую веру и разрешал беспрепятственную миссионерскую деятельность из уважения к своим зарубежным благотворителям. [24] В миссионерской деятельности преобладали испанцы в Тонкине и французы в центральных и южных регионах. [25] На момент смерти Джиа Лонга во Вьетнаме было шесть европейских епископов. [25] Население христиан оценивалось в 300 000 человек в Тонкине и 60 000 в Кочинчине. [26]
Однако этот успех продлился недолго. [27] Стремясь ограничить католическое влияние, Джиа Лонг назначил Минь Монга своим преемником в своем глубоко консервативном конфуцианстве ; Род его первого сына обратился в католицизм и отказался от конфуцианского наследия. [28]
Борьба за власть развернулась между Минь Монгом и прокатолическими и прозападными чиновниками, которые хотели сохранить власть, которую им дал Джиа Лонг. [29] [30] В конце концов, 2000 вьетнамских католических солдат сражались под командованием отца Нгуена Ван Тама в попытке свергнуть Минь Монга и установить католического «императора». [31]
Восстание было подавлено, и были наложены ограничения на католицизм. Во времена династии Нгуен происходили постоянные восстания, многие из которых возглавлялись католическими священниками, намеревавшимися установить христианского монарха. Во время французской колониальной кампании против Вьетнама с 1858 по 1883 год многие католики присоединились к французам, помогая установить колониализм, сражаясь против вьетнамского правительства. После установления колониального правления католики были награждены преференциями на государственных должностях и в сфере образования, а церкви были переданы обширные участки королевской земли, которые были захвачены. [ нужна ссылка ]
После победоносного свержения французского правления и временного разделения страны в середине 1950-х годов католицизм на Севере пришел в упадок, где коммунисты классифицировали его как реакционную силу, противостоящую как национальному освобождению, так и социальному прогрессу. В 1954 году было заключено соглашение между Северным и Южным Вьетнамом, разрешающее гражданскому населению обеих сторон мигрировать в другую. Многие католики с Севера, в основном в рамках операции «Проход к свободе», мигрировали на Юг, где их приветствовал президент Нго Динь Зьем , который продвигал его как важный «оплот» против Северного Вьетнама. Дим, чьим братом был архиепископ Нго Динь Тхук , дал дополнительные права Католической церкви, посвятил нацию Деве Марии и преимущественно продвигал католических военных и государственных служащих, одновременно строго ограничивая практику буддизма и позволяя католическим военизированным формированиям разрушать священные места. Буддийские храмы и пагоды [ нужна ссылка ] . В 1955 году около 600 000 католиков оставались на Севере после того, как примерно 650 000 бежали на Юг в ходе операции «Проход к свободе» . [ нужна ссылка ]
В 1975 году, после распада Южного Вьетнама, коммунистические власти воссоединили страну с помощью военной силы и заявили, что религиозная деятельность католиков стабилизировалась и не было никаких религиозных преследований . Тем временем коммунисты действовали, чтобы изолировать и нейтрализовать жесткую оппозицию в рамках местной политики взаимодействия католиков с партией, а также убедить менее сильно оппозиционные фракции присоединиться к контролируемому партией движению «обновления и примирения». Однако значительное число вьетнамских католиков по-прежнему выступало против коммунистической власти. [ нужна ссылка ] После реформ Đổi mới вьетнамское правительство меняет свое отношение к католикам. [ нужны разъяснения ]
В 1980 году была основана Конференция католических епископов Вьетнама . В 1988 году 117 католиков, представляющих сотни тысяч вьетнамских мучеников , погибших за свою веру, были канонизированы Папой Иоанном Павлом II . [32]
протестантизм
[ редактировать ]Протестантизм был представлен в Да Нонге в 1911 году канадским миссионером Робертом А. Джафреем . В рамках Христианского и Миссионерского Альянса более 100 миссионеров были отправлены во Вьетнам, способствуя росту веры в стране. [33] Церкви этой миссии основали Евангелическую церковь Индокитая в 1927 году. В связи с разделением страны на две части в 1954 году последняя была переименована в Евангелическую церковь Северного Вьетнама (ECVN) и официально признана правительством в 1963 году. Южные церкви основал Евангелическую церковь Южного Вьетнама (SECV), признанную в 2001 году.
Баптистская конвенция Вьетнама берет свое начало в американской миссии Международного миссионерского совета в 1959 году в Хошимине . [34] Официально основан в 1989 году. [35] Согласно переписи населения, опубликованной ассоциацией в 2023 году, она насчитывает 509 церквей и 51 000 членов. [36]
К 1967 году был представлен ряд протестантских общин, в основном в Южном Вьетнаме. В число этих сообществ входили Французская реформатская церковь , Англиканско - епископальный альянс , Христианский и миссионерский альянс , баптисты , Церковь Христа , Всемирный крестовый поход евангелизации и адвентисты седьмого дня . Другие протестантские ассоциации также были представлены в некоторых социальных службах и учреждениях социального обеспечения. В 1967 году в Южном Вьетнаме насчитывалось 150 000 протестантских приверженцев, что составляло около 1% от общей численности населения. [37]
К концу войны во Вьетнаме численность протестантских общин на Севере сократилась примерно до 1200 человек . Несколько объектов протестантской церкви были конфискованы во время коммунистического захвата Южного Вьетнама в 1975 году.
В начале 1980-х годов протестанты в основном проживали в общинах горцев в центральных высокогорьях южного Вьетнама.
Текущие оценки числа протестантов варьируются от официальной правительственной цифры в 500 000 до заявлений церквей о 1 600 000 и более. Двумя официально признанными протестантскими церквями являются Южная евангелическая церковь Вьетнама (SECV), признанная в 2001 году, и меньшая по размеру евангелическая церковь Северного Вьетнама (ECVN), признанная с 1963 года. SECV имеет дочерние церкви в южных провинциях страны.
По оценкам местных церквей, в 2022 году две трети протестантов были представителями этнических меньшинств, включая хмонгов , тайцев , дзао и других в Северо-Западном нагорье, а также членами групп этнических меньшинств Центрального нагорья ( Эде , Джарай , Седанг и Мнонг и др.). [38]
По крайней мере, 50% нынешнего протестантского населения состоит из членов племенных групп; Отношение к ним вьетнамского правительства различно. [1] Племенные протестанты в Северном Вьетнаме не подвергаются преследованию со стороны правительства, но члены протестантских южных племен, особенно хмонг и хре , страдают от некоторых религиозных преследований . В мае 2006 года более 300 монтаньяров оставались во вьетнамских тюрьмах за свою веру. [39] Сообщается, что молодой человек из Хроя , который отказался отречься от своей христианской веры, скончался от травм, полученных во время официального допроса в апреле 2007 года. [ нужна ссылка ]
Меннонитские и баптистские движения были официально признаны Ханоем в октябре 2007 года, что было расценено как некоторое улучшение религиозной свободы в стране. [40] Пастор Нгуен Куанг Чунг, временный президент Вьетнамской меннонитской церкви , приняв участие в официальной церемонии вручения вышеупомянутого разрешения, процитировал девиз своей церкви: «Жить по Евангелию, поклоняться Богу и служить нации». [40]
Восточное православие
[ редактировать ]Православие во Вьетнаме представлено тремя приходами Русской Православной Церкви : один в Вунгтау, названный в честь иконы Казанской Божией Матери, где проживает много русскоязычных сотрудников совместного российско-вьетнамского предприятия «Вьетсовпетро», и также приход Ксении Петербургской в Ханое и приход Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии в Хошимине. Данные приходы включены в юрисдикцию Филиппинско-Вьетнамской епархии (епархии), входящей в состав Российского Патриаршего Экзархата в Юго-Восточной Азии (создана 28 декабря 2018 г. ее Священным Синодом). [41]
Самый ранний приход, названный в честь иконы Казанской Божией Матери , был открыт в 2002 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви , данному в Троице-Сергиевой Лавре .
Представители внешнеполитического ведомства и некоторых других структур Русской Православной Церкви время от времени приезжают во Вьетнам (Ханой, Хошимин и Вонгтау) для совершения там православных богослужений, преимущественно среди русскоязычной общины. [42]
Другие
[ редактировать ]новые религиозные движения , такие как Свидетели Иеговы , Церковь Иисуса Христа Святых последних дней , Восточная молния , Церковь Бога Общества Всемирной миссии и Церковь Иисуса Синчхонджи Во Вьетнаме также действуют .
переводы Библии
[ редактировать ]XVII века Миссионеры- иезуиты были первыми, кто провозгласил Евангелие на вьетнамском языке . Джироламо Майорика составил первый чо ном катехизис ( Thiên Chúa thánh giáo khải mông 天主聖教啟蒙) в 1623 году, а Александр де Род напечатал первые тексты на тю куок нгу , включая двуязычный катехизис, в Риме в 1651 году. , Библия была систематически не переводится. Некоторые части Библии, возможно, были переведены и напечатаны в Таиланде в 1872 году.
Жан Боне , автор французского словаря Annamite , перевел Евангелие от Луки с французского на вьетнамский в 1890 году. Первым переводом с латыни был перевод Альберта Шликлина (1916), а первым с греческого — Уильяма Кадмана (Новый Завет, 1923) . , Ветхий Завет 1934). [43] Библии Шиликлина и Кэдмана сегодня остаются основой стандартных католических и протестантских версий.
Организованная работа Объединённых библейских обществ Вьетнама началась в 1890 году. В 1966 году было создано Вьетнамское библейское общество. 53 170 экземпляров Библии и 120 170 экземпляров Нового Завета В 2005 году эти общества распространили по стране на вьетнамском языке.
В 2017 году Свидетели Иеговы выпустили весь « Перевод нового мира » Библии на вьетнамском языке.
Преследование
[ редактировать ]Историческое обращение с христианами во Вьетнаме менялось с течением времени в зависимости от исторических, племенных или политических сил, как внутренних, так и внешних вьетнамской нации.
В 16 и начале 17 веков, во времена династии Позднего Ле , к христианам относились терпимо. Однако уровень толерантности начал меняться, когда лорды Трун и лорды Нгуен разделили страну. В частности, лорды Трун были более враждебны по отношению к христианам и изгнали христианских миссионеров из страны. [44] [45] Напротив, их соперники из Нгуена были более терпимы к христианам, хотя и не без скептицизма. [46] Это привело к тому, что на юге Вьетнама появилось больше христиан, чем на севере, и такая ситуация продолжалась с 17 века. [45] [ нужен лучший источник ] Принц Нгуен Ан , который позже стал императором Гиа Лонгом и основал династию Нгуен из остатков старых лордов Нгуена, был особенно терпим к христианам. [47]
Однако гонения на христиан усилились после смерти Гиа Лонга, когда сменявшие друг друга императоры Нгуена заключали в тюрьмы, убивали и притесняли христиан. [48] Жестокое обращение с христианами со стороны правителей Нгуена спровоцировало французские военные действия в 1858 году и, в конечном итоге, французское завоевание Вьетнама. Хотя многие восстания против Франции до 20 века были направлены на объединение вьетнамцев независимо от веры, многие вьетнамские христиане поддерживали Францию. [ нужна ссылка ]
Во время французского протектората традиционно считалось, что французские власти отдают предпочтение христианам в стране. [49] [ нужен лучший источник ] Во время Первой Индокитайской войны возглавляемый коммунистами Вьетминь был враждебно настроен по отношению к тем, кто не поддерживал независимость Вьетнама под их правлением. Коммунисты обвинили многих вьетнамских христиан в профранцузских настроениях, оправдывая их преследования побочным продуктом антиколониальных настроений. Поэтому «православная» историография настаивала на том, что это не обязательно было преследование по религиозным мотивам. [50] Фактически вьетнамские католики единогласно поддержали независимость Вьетнама. Первоначально они воевали вместе с Вьетмином, но позже разделились во мнениях о том, как противостоять французскому завоеванию их страны, когда Первая война в Индокитае стала горячей точкой холодной войны. [51] [52]
После Первой Индокитайской войны многие христиане бежали от коммунистического правления на Севере, что еще больше увеличило христианское население Южного Вьетнама. [53] Южного Вьетнама Президент Нго Динь Зьем , однако, продолжал противодействовать нехристианам, расширяя возможности христиан на военной и государственной службе и начиная систематические репрессии против нехристианских, особенно буддийских, религиозных практик. [54] Многие чиновники в правительстве Южного Вьетнама были христианами, и им была предоставлена исключительная власть. [ нужна ссылка ] Это привело к буддийскому кризису и, в конечном итоге, к свержению его репрессивного правительства, в котором доминировали христиане. [55] Однако это не устранило влияние христиан на Юге, и христиане продолжали доминировать в общественно-политической жизни Юга до 1975 года.
После 1975 года коммунисты начали запрещать религиозную практику, но особенно преследовали христиан. Многие вьетнамские лодочники были христианами, и христиане составляли 75% вьетнамских беженцев, бежавших из страны. [56] Это привело к появлению ориентированной на Запад вьетнамской диаспоры, которая до сих пор актуальна, поскольку многие вьетнамские эмигранты в Западной Европе, Канаде и США принадлежат к христианским сектам и резко выступают против коммунистического правления; [56] напротив, вьетнамская диаспора в Восточной Европе находится под большим влиянием буддизма.
После реформ Đổi mới 1986 года христианство начало возрождаться, но политика коммунистического правительства в отношении христиан трудна для многих христиан, а иногда и опасна. Христиане по-прежнему рассматриваются как угроза из-за их предыдущей поддержки французов и американцев. Терроризм против христиан в стране был серьезной проблемой, и притеснение христиан до сих пор широко практикуется коммунистическими властями. [57] [58] [59] [ нужен лучший источник ] . Однако в то же время правительство сняло некоторые ограничения на религиозные обряды. [60] В частности, христиане могут отмечать такие праздники, как Пасха и День Благодарения , а среди христиан распространены собрания в церквях. [61]
В прошлом иностранным христианским миссионерам не разрешалось заниматься прозелитизмом или осуществлять религиозную деятельность без одобрения правительства. [62]
Вьетнам в настоящее время поддерживает полуофициальные отношения с Ватиканом , что является крупным прорывом в отличие от других коммунистических стран Китая , Лаоса и Северной Кореи . Правительство Вьетнама достигло соглашения с Ватиканом о дальнейшей нормализации отношений в 2018 году, что позволило Святому Престолу в будущем иметь постоянного представителя во Вьетнаме. [61]
Свобода религии
[ редактировать ]В 2023 году страна получила 1 балл из 4 по свободе вероисповедания. [63] В том же году он занял 25-е место в мире среди самых трудных для христианина. [64] [65]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Международные двери открытых дверей: Вьетнам» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 г. Проверено 29 марта 2007 г.
- ^ «Программа занятий по вьетнамской католической культурной интеграции» . vietcatholicnews.net . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Фу Сюань Хо (1989). «ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ». Трансформация . Sage Publications, Ltd.: 21. ISSN 0265-3788 .
- ^ «Встреча и культурное влияние португальцев и французов во вьетнамской истории с 16 по 19 века, Университет Хуэ» .
- ^ Jump up to: а б Тран, Ань К. (октябрь 2018 г.). «Историография иезуитов во Вьетнаме: 1615–1773 и 1957–2007 гг.» . Брилл.
- ^ Тран, Куок Ань; Фам, Ти Кьеу Ли (октябрь 2019 г.). От соленой воды до Рима: вклад иезуитов в романизацию вьетнамцев в 17 веке . Конференция «400 лет становления и развития национального языка в истории распространения Евангелия во Вьетнаме». Город Хошимин: Комитет по культуре, Конференция католических епископов Вьетнама .
- ^ Островски, Брайан Юджин (2010). «Рост христианской литературы ном во Вьетнаме семнадцатого века: сочетание европейского содержания и местного выражения». В Уилкоксе, Винн (ред.). Вьетнам и Запад: новые подходы . Итака, Нью-Йорк: Публикации SEAP , Издательство Корнельского университета. стр. 23, 38. ISBN. 9780877277828 .
- ^ Jump up to: а б Холл, с. 423.
- ^ Кэди, с. 282.
- ^ Баттингер, с. 266.
- ^ Мантьен, с. 520.
- ^ Маклеод, с. 7.
- ^ Карнов, с. 75.
- ^ Баттингер, с. 234.
- ^ Маклеод, с. 9.
- ^ «Храм Богоматери Ла Ванг» . www.asianews.it .
- ^ Маклеод, с. 10.
- ^ Кэди, с. 284.
- ^ Холл, с. 431.
- ^ Мантьен, стр.135
- ^ Карнов, с. 77.
- ^ Баттингер, с. 267.
- ^ Карнов, с. 78.
- ^ Баттингер, стр. 241, 311.
- ^ Jump up to: а б Кэди, с. 408.
- ^ Кэди, с. 409.
- ^ Баттингер, с. 268.
- ^ Баттингер, с. 269.
- ^ Чой, стр. 56–57.
- ^ Маклеод, с. 24.
- ^ Маклеод, стр.31
- ^ «Католический форум» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2007 г. Проверено 16 апреля 2007 г.
- ^ Эрвин Фальбуш, Джеффри Уильям Бромили, Энциклопедия христианства, Том 5 , Wm. Издательство Б. Эрдманс, США, 2008, с. 680
- ^ Уильям Х. Брэкни, Исторический словарь баптистов , Scarecrow Press, США, 2009, стр. 595
- ^ Роберт Э. Джонсон, Глобальное введение в баптистские церкви , издательство Кембриджского университета, Великобритания, 2010, стр. XXVI
- ↑ Всемирный баптистский альянс, члены , baptistworld.org, США, данные получены 5 мая 2023 г.
- ^ «Религии Южного Вьетнама в вере и фактах: VIII. Протестантизм в Южном Вьетнаме» . Sacred-texts.com .
- ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2022 год: Вьетнам» .
- ^ «Призыв к финишу в поддержку Дегара» . Архивировано из оригинала 30 марта 2007 г. Проверено 10 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б AsiaNews.it. «Ханой официально признает баптистов и меннонитов» . www.asianews.it . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ «Патриаршие экзархаты созданы в Западной Европе и Юго-Восточной Азии / Новости / Патриархат.ру» . Патриархат.ру (на русском языке) . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ "Богослужения Страстной седмицы и Пасхи были совершены во Вьетнаме (2006 г.) - МИР ПРАВОСЛАВИЯ - Вьетнам - Русское Зарубежье - Россия в красках" . ricolor.org .
- ^ «История вьетнамской Библии» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
- ^ «Христианство во Вьетнаме» . 2 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Льюис, Марк; Додд, Ян; Эммонс, Рон (октябрь 2009 г.). Грубый путеводитель по Вьетнаму . Rough Guides Великобритания. ISBN 9781405380218 .
- ^ «Веб-сайт Азиатского общества, Религия во Вьетнаме» .
- ^ Хо, Хиен. V. «Принц, миссионер и три революции» . advite.com . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ http://www.agu.edu.vn:8080/bitstream/AGU_Library/2719/1/Nguyen%20Thi%20Ngoc%20Tho.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Вьетнам – ПОД ФРАНЦУЗСКИМ ПРАВЛЕНИЕМ» . Countrystudies.us .
- ^ «Отношения между вьетнамскими коммунистами и христианами во время войны во Вьетнаме Нгуен Куанг Хунг». 1954. CiteSeerX 10.1.1.899.948 .
- ^ Гоша, Кристофер Э. (2011). «Католики во Вьетнаме и война» . Исторический словарь Индокитайской войны (1945–1954): международный и междисциплинарный подход . Гавайский университет Press. ISBN 9780824836047 .
- ^ Тран, Клэр Тхи Лиен (2005). «Католический вопрос в Северном Вьетнаме: из польских источников, 1954–56». История холодной войны . 5 (4). Рутледж: 427–449. дои : 10.1080/14682740500284747 .
- ^ Дженкинс, Филип (23 января 2013 г.). «Вьетнамская диаспора» . Христианский век . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Ллевеллин, Дженнифер; Саути, Джим; Томпсон, Стив (23 июня 2019 г.). «Южный Вьетнам» . История Альфа .
- ^ «Вьетнам, Дьем, буддийский кризис | Библиотека Джона Кеннеди» . www.jfklibrary.org . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Дорэ, Луи Жак (1 июня 2007 г.). «Вера, надежда и идентичность: религия и вьетнамские беженцы» . Ежеквартальный опрос беженцев . 26 (2): 57–68. дои : 10.1093/rsq/hdi0227 .
- ^ Заимов, Стоян (9 января 2019 г.). «Вьетнамские христиане избиты, арестованы за отказ поклоняться Будде и отречься от веры в Иисуса» . christianpost.com .
- ^ Рамсби, сентябрь (13 ноября 2017 г.). «Вьетнам борется с христианством» . thediplomat.com . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ «Вьетнам – Открытые двери США – Открытые двери США» .
- ^ «Когда лучше всего приезжать во Вьетнам |» . Грубые гиды .
- ^ Jump up to: а б Пайк, Мэтью (18 октября 2017 г.). «Как отпраздновать Рождество во Вьетнаме» . theculturaltrip.com .
- ^ Бюро демократии, прав человека и труда (15 сентября 2006 г.). «Отчет Госдепартамента США по Вьетнаму за 2009 год» . Государственный департамент США . Проверено 16 ноября 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Вьетнам: страновой отчет о свободе в мире за 2022 год» . Дом Свободы .
- ^ «Вьетнам: страновой отчет о свободе в мире за 2022 год» . Дом Свободы . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ «Попечители – открытые двери в Великобритании и Ирландии» . Открытые двери . Проверено 16 ноября 2023 г.
Цитируемые работы
- Баттингер, Джозеф (1958). Меньший дракон: политическая история Вьетнама . Нью-Йорк: Прегер.
- Кэди, Джон Ф. (1964). Юго-Восточная Азия: ее историческое развитие . Нью-Йорк: МакГроу Хилл.
- Холл, DGE (1981). История Юго-Восточной Азии . Бейзингсток, Хэмпшир: Макмиллан. ISBN 0-333-24163-0 .
- Карноу, Стэнли (1997). Вьетнам: История . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-670-84218-4 .
- Гудзонский институт. «Вьетнам усиливает преследование христиан-хмонгов». Центр религиозной свободы. 2005.
- Мантьен, Фредерик (октябрь 2003 г.). «Передача западных военных технологий во Вьетнам в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков: случай Нгуена». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 34 (3). Сингапур: Издательство Кембриджского университета: 519–534. дои : 10.1017/S0022463403000468 . S2CID 162778534 .
- Маклеод, Марк В. (1991). Вьетнамский ответ на французскую интервенцию, 1862–1874 гг . Нью-Йорк: Прегер. ISBN 0-275-93562-0 .
- Пресс-релиз Фонда Монтаньяра, 2006 г. Во Вьетнаме продолжаются религиозные преследования, поскольку дегарских христиан подвергают пыткам за веру
- Христианство с азиатским лицом: азиатско-американское богословие в процессе становления. Питер К. Фан . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books, 2003. xvii + 253 стр.
- о Вьетнаме. Доклад Международной христианской концерна Преследуемые страны: Вьетнам - Persecution.org - International Christian Concern
- Чой Бён Ук (2004). Южный Вьетнам под властью Минь Монга (1820-1841): центральная политика и местная реакция . Публикации ПДУЭР. ISBN 978-0-87727-138-3 .
- Гонения на христиан во Вьетнаме. Отчет CSW о преследовании христиан во Вьетнаме
- Фан, Питер С. (2014). «Христианство во Вьетнаме сегодня (1975–2013): современные вызовы и возможности». Международный журнал изучения христианской церкви . 14 (1): 3–21. дои : 10.1080/1474225X.2014.882706 . S2CID 144490934 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Католическая церковь во Вьетнаме, автор GCatholic.org.
- Вьетнамская католическая сеть на вьетнамском языке
- Вьетнамская глобальная христианская сеть на вьетнамском языке