Раде люди
![]() Раде девушки в народных костюмах | |
Общая численность населения | |
---|---|
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Вьетнам , Камбоджа | |
Языки | |
Раде • Вьетнамский | |
Религия | |
Традиционная религия • Анимизм • Христианство Буддизм меньшинство | |
Родственные этнические группы | |
Чамсы , Уцулы , Джарай , Бахнар |
Раде . или Êđê ( язык Раде : Анак Дегар / Дегарский народ) [ нужна ссылка ] ) — коренная австронезийская этническая группа южного Вьетнама (население 398 671 человек в 2019 году).
Этимология
[ редактировать ]Термин Раде — это старая французская надпись Дагара на языке Раде . Раде также называют Анак Дегар (люди Дегара). Анак Дегар происходит от термина Анак Кудайя-Нагар , что означает « этнические группы Кудаянагара » или «потомки бок Каундинья и Биа Нагар ». Имя «Каундинья». [ а ] произошло от названия Кампучии , а «Нагар» относится к главной богине народа чам . Как этническая группа вьетнамского Центрального нагорья , культура народа Раде находилась под влиянием как Чампы , так и Камбоджи . Из-за того, что они занимают пограничный регион между этими двумя влияниями, термин дегар также иногда используется для обозначения народов Центрального нагорья Вьетнама как коллективной группы.
По мнению французских исследователей Юго-Восточной Азии , образ монаха Каундиньи символизировал индийскую культурную сферу , которая оказала влияние на классическую Юго-Восточную Азию через По Нагар ( Чампа ), Неанг Неак (Кампучия), Нанг Хосоп ( Лаос ) и Мае Кван-као ( Таиланд). ). Эта легенда была популярна среди этнических групп Центрального вьетнамского нагорья и других этнических групп Юго-Восточной Азии в индийской культурной сфере.
Язык
[ редактировать ]
Язык раде — один из чамских языков , подсемейства малайско-полинезийской ветви австронезийской языковой семьи . На других языках чам говорят в центральном Вьетнаме и в Ачехе , Суматра ; Чамы имеют более отдаленное родство с малайскими языками Индонезии , Малайзии и Мадагаскара , а также с филиппинскими языками .
Чамы разработали систему письма, основанную на латинице, в 1920-х годах.

Именование людей
[ редактировать ]Как и другие австронезийские этнические группы Центрального нагорья, раде имеют уникальные префиксы для обозначения в именах людей пола, присвоенного им при рождении. Женские имена всегда отмечаются приставкой Н' . [ 2 ] Например, имена победительницы конкурса красоты Хен Ние и ее матери Х'Нган Ние имеют префикс H' . Мужские имена имеют префикс Y- . [ 2 ] такие как покойный правительственный чиновник Й-Нгон Ние Кдам. Библии Раде Переводчики евангелической включили эту культурную практику для большинства персонажей Ближнего Востока и Европы (Х'Мари «Мария», Х'Рут «Руфь», Х'Присил «Присцилла», И-Йосеп «Иосиф», «Й-Якоп» Иаков», «Ю-Юлий» и т. д.), за некоторыми исключениями, такими как Yêhôwa («Иегова»), Yêsu («Иисус»), Hêrôt («Ирод») и т. д. [ 3 ] Более сложная фонология Раде позволяет более точно транскрибировать эти еврейские имена и, следовательно, более нормализовать их принятие среди протестантов-евангелистов Раде, в отличие от вьетнамских.
В отличие от вьетнамского языка, в Раде имена предшествуют фамилиям. Две наиболее распространенные фамилии — Ниэ и Мло. [ 2 ] Девушку можно назвать примерно так: H'Mari Niê, где H' — женская приставка, Мари — настоящее имя, а Ниэ — фамилия. Существуют также производные составные фамилии, такие как Ние Сиэн, Ние Кдам, Мло Дун Ду и т. Д., И топонимические фамилии, такие как Буон Йа. Фамилии передаются по материнской линии .
Родство и социальная структура
[ редактировать ]Раде практикуют матрилинейное происхождение. Происхождение ведется по женской линии, а семейная собственность принадлежит и наследуется женщинами. Основной единицей родства является матрилинейная линия, и эти основные единицы родства сгруппированы в матрилинейных сибсов более высокого уровня (матрисибсов). Раде делятся на две фратрии . [ 4 ]
Женщины матрилинейной линии, их супруги и дети живут вместе в длинном доме. Род владеет корпоративной собственностью, такой как рисовые поля, скот, гонги и кувшины; они принадлежат старшей женщине по материнской линии. Род также занимается обработкой общественных земель и обслуживанием длинного дома. Главой самого длинного дома является мужчина, должность которого чаще всего наследуется супругом дочери или невесткой предыдущего главы длинного дома. [ 5 ]
Матрилинии и матрисибсы экзогамны , при этом запрещены как половые сношения, так и смешанные браки. Фратрии также налагают некоторые ограничения на брак. Пары, нарушающие эти ограничения, должны принести в жертву буйвола, хотя нарушение ограничений фратрии обычно не считается таким серьезным и требует только принесения в жертву свиньи. Место жительства матрилокальное . [ 6 ]
Деревни Раде традиционно были автономными и управлялись олигархией ведущих семей. Некоторые деревни стали доминировать на местном уровне, но ни одна из них не сформировала более крупных политических структур. [ 7 ]
Литература
[ редактировать ]Эпический
[ редактировать ]Эпосы (язык Раде: клей хан ), такие как Клей хан И Дам Сан , Х'Биа Млин , Дам Ктех Млан , Мдронг Дам и т. д., рассказываются эпическими рассказчиками (язык Раде: по хан ) рядом с огнем, через ночь.
Музыка
[ редактировать ]Музыка эдэ очень разнообразна, и исполнение музыки - это способ, которым люди эдэ общаются как с другими людьми, так и, согласно их верованиям, с Богом (язык эдэ: ян).
Музыкальные инструменты
[ редактировать ]
- Гонг: используется несколько наборов гонгов. Набор кна гонг состоит из шести подвесных гонгов: кна, хлинанг или кна хлианг, мду кхок или кна хок, хлукхак или монг, хлуэ хлианг, хлукхок джиет или кхит, кна ди, и самый большой из них - цзин. сар; а также два гонга с выступами: медо и ана (есть еще барабан х'гор). Остальные: Чинх Крам. радэ Культура гун признана ЮНЕСКО одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества .
- Флейта (язык эде: динг): динг нам, кы тьфу, динг так та (или динг буот кле), дин буот тут, динг буот трок, динг рин, динг тек, дин тут.
- Струнный инструмент: бром или брок-цитра, [ 8 ] гонг.
- Другие: чинь-динг-арап, гонг-крам, динг-па, динг-тук, динг-пан, кни.
Стиль музыки
[ редактировать ]- Ку-ут: вид повествования эпоса, сопровождаемый дин буок трок.
- Айрай: разновидность песен о любви, сопровождаемых Динг Нам.
Архитектура
[ редактировать ]Типичный дом народа Раде — длинный дом из бамбука и дерева. Длина длинного дома измеряется количеством балок воротника (язык Раде: де ). Как только девушка, живущая в доме, выходит замуж, дом удлиняется на одно отделение, поскольку матрилокальный аспект брака Раде означает, что муж будет жить в доме своей жены. Ориентация зданий север-юг.
Пространство длинного дома разделено на две части: площадь части Га составляет 1/3-2/3 общей площади и считается гостиной, а другая часть включает спальни. Есть две двери: входная дверь для мужчин, задняя дверь для женщин и две лестницы: мужская и женская.
Длинные дома могут достигать 100 метров в длину и вмещать от трех до девяти семей. Традиционное описание размера длинного дома таково: «Длинный дом равен эху гонга».
Вьетнамская война
[ редактировать ]Во время войны во Вьетнаме Рейды принимали участие во многих событиях, но наиболее заметным из них была служба в спецназе США. Рейд «набирались» из своих деревень и отправлялись работать с различными подразделениями (большинство из которых были связаны с «Зелеными беретами»), такими как силы MIKE или -SOG. MACV мудрость местного ландшафта и навыки ориентации в окружающей среде. Как и все монтаньяры, участвовавшие в войне, перевод был важным навыком, который они предлагали, чтобы они могли завербовать и завоевать доверие большего количества деревень Раде.
По словам Уильяма Дуйкера , офицера иностранных дел США и профессора Восточной Азии, учебные мероприятия, получившие название «Группы гражданской нерегулярной обороны» (CIDG), сопровождались проблемами произвола со стороны вьетнамских властей и офицеров. Летом 1964 года «...вьетнамское высокомерие немедленно привело к проблемам, и в сентябре среди членов племени Раде [так в оригинале] вспыхнуло серьезное восстание в Бан Ме Тут[sic]. Только с помощью американских советников удалось разрешить кризис. обезврежен». [ 9 ]
Раде составляли часть союзников Соединенных Штатов- монтаньяров , а после войны некоторые из них бежали в Соединенные Штаты, в основном проживая в Северной Каролине . [ 10 ]
Известные люди Раде
[ редактировать ]- Й Бхам Энуол , лидер FULRO
- Й Дьенг , писатель и этнолог
- Линь Нга Ние Кдам , певец и музыкальный исследователь
- Ю Моан , популярный певец
- Х'Хен Ние , Мисс Вселенная Вьетнам 2017 , Мисс Вселенная 2018 Топ-5
- И Эли Ние, вратарь.
Галерея
[ редактировать ]-
Раде длинный дом
-
Лестница
-
Украшенная балка
-
Колонна с изображениями звезд, полумесяца и груди.
-
Изображения черепахи, игуаны, винной банки, табачной трубки в колонне
-
Бамбуковые стена и пол и деревянная скамейка в длинном доме
-
Колонна с изображениями рогов носорога, головы ведьмы и дингнама.
-
На стене висит Дин Нам
-
Банки вина
-
Музыкальный инструмент Бро из народа Эде
Обычное право
[ редактировать ]Л. Сабатье собрал 236 статей. Наибольшее количество статей посвящено вопросам брака и семьи, за ними следуют вопросы собственности и взаимоотношений между главами сел и сельскими жителями. Основные принципы заключаются в том, что общинный характер и равенство находятся под гарантией. Судьи называются хоа фат кди .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет об итогах переписи населения 2019 года» (PDF) . Главное статистическое управление Вьетнама. Архивировано из оригинала (PDF) 9 июня 2023 года . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Несколько слов о «фамилии» жителей Центрального нагорья» . Bandantoc.daklak.gov.vn . Этнический комитет провинции Даклак. 27 июня 2022 г.
- ^ «Klei Aê Dieu Blu 2015» . Kinhthanh.httlvn.org . Вьетнамская протестантская церковь.
- ^ Ширина с. 253
- ^ Ширина с. 253
- ^ Броуд, с. 253
- ^ Броуд, с. 254
- ^ Патрик Керсейл. «Режущая цитра» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 года.
- ^ Уильям Дуйкер (1981). Коммунистический путь к власти во Вьетнаме (2-е изд.). Вествью Пресс. п. 246.
- ^ «МОНТАНАРЫ – их история и культура» . Ресурсный центр культурной ориентации. Архивировано из оригинала 24 июля 2012 года . Проверено 28 ноября 2010 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Келли, Фрэнсис Джон (1989) [1973]. История сил специального назначения во Вьетнаме, 1961-1971 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории армии США . КМХ Паб 90-23.
- Лебар, Фрэнк М.; Джеральд С. Хики; Джон К. Масгрейв (1964). Этнические группы материковой части Юго-Восточной Азии . Нью-Хейвен, Коннектикут: Files Area Human Relations Press. Номер карточки каталога Библиотеки Конгресса: 64-25414.
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ На языке Бахнар пишется как Бок Кейдей, что означает ЯХВЕ для южновьетнамских протестантистов .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Люди во Вьетнаме
- Страница этнолога
- Эде , Фонд народов мира. Страница о Раде в США