История евреев во Вьетнаме
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Евреи — незначительная этнорелигиозная группа во Вьетнаме , насчитывающая всего около 300 человек по состоянию на 2007 год. [1] Хотя евреи присутствовали во Вьетнаме, а иудаизм практиковался с конца 19 века, большинство его приверженцев были и остаются сегодня экспатриантами, причем новообращенных из числа коренных вьетнамцев было мало или совсем не было. [2]
Нгуен и протекторат Династия французский
19 век [ править ]
Первые евреи, посетившие Вьетнам, вероятно, прибыли во времена династии Нгуен и после французской колонизации страны во второй половине XIX века. есть несколько упоминаний о еврейских поселениях в Сайгоне На страницах « Еврейских хроник» 1860-х и 1870-х годов .
В Еврейской энциклопедии упоминается французский купец и судовладелец Жюль Рюфф (1853-1907), действовавший в Индокитае в 1870-х годах и ставший «одним из пионеров французского влияния в этой стране». Согласно Энциклопедии еврейских знаний, [3] «В 1872 году [Рюфф] стал одним из пионеров освоения Французского Индокитая». В других источниках также упоминается, что он был «создателем плана строительства железной дороги Сайгон — Му Тхо в Кочинчине , а также основателем и генеральным директором Messageries Fluviales de Cochinchine». [4] [5] что, при поддержке субсидий французского правительства, значительно облегчило распространение французской торговли в Индокитае по маршруту реки Меконг . [6] Жюль Рюэфф все еще активно участвовал в региональной торговле даже в апреле 1889 года, когда он подписал петицию к французскому правительству с просьбой об освобождении от пошлин, взимаемых на импорт хлопка из Индокитая. [7]
Позже (1920 г.) во Франции был построен прибрежный и речной пароход, получивший название «Жюль Рюфф» в знак признания его роли в развитии морской деятельности региона. [8] Этот корабль был потоплен в 1943 году во время Второй мировой войны американской подводной лодкой «Боуфин». [9]
Между 1883 и 1886 годами еврейские солдаты и офицеры сражались во французской армии в Тонкинской кампании . Одним из таких солдат из семьи, состоящей из нескольких членов французской армии, был Луи Наке. Наке, который в конечном итоге дослужился до звания капитана и погиб в бою во время Первой мировой войны, получил Тонкинскую медаль. [10] за свои действия в Тонкине и Аннаме, став кавалером Королевского Камбоджийского Ордена. [11] [12]
Начало 20 века [ править ]
Согласно Универсальной еврейской энциклопедии, Сильвен Леви был одним из основателей Французской школы Дальнего Востока в Ханое. [13] На сайте Французской школы Экстремального Востока отмечается, что школа была основана в Ханое в 1902 году. [14]
судя Вселенский израильский альянс, по всему, вел некоторую деятельность в Хайфоне в 1920-е годы. [15]
Согласно Универсальной еврейской энциклопедии США , между 1929 и 1932 годами консулом в Сайгоне был дипломат по имени Генри Сэмюэл Уотерман, который был евреем. В 1930 году Уотерман доложил Соединенным Штатам о росте коммунизма во Вьетнаме, но его начальство в Госдепартаменте не приняло во внимание его доклад, заявив, что «французские власти забрасывали его горячим воздухом по поводу коммунистической угрозы. " [16] Однако выяснилось, что отчеты Уотермана, описывающие Конг Сан, были точными и относились к Данг Конг Сан Вьетнаму ( Коммунистической партии Вьетнама ), руководимой из Москвы и Кантона , и действительно существовала «растущая угроза колониальному правлению в Юго-Восточной Азии». ." [17]
Вторая мировая война и Виши , Франция
Еще в 1939 году общая численность еврейских общин Хайфона , Ханоя , Сайгона и Турана во Французском Индокитае насчитывала около 1000 человек. [18] проживало восемьдесят евреев в Тонкине Сообщается также, что в период правления Виши , из которых сорок девять служили в армии, а двадцать семь - в иностранном легионе. [19]
В 1940 году антисемитский Закон Виши-Франции о статусе евреев был введен в действие во Французском Индокитае (Вьетнам, Камбоджа, Лаос) его губернатором Жаном Деку . В ноябре 1940 года евреи были ограничены определенными профессиями, а в июле 1941 года еврейским детям не разрешалось составлять более 2% учащихся государственных школ. К октябрю 1942 года пятнадцать государственных служащих были уволены со своих должностей за то, что они были евреями (среди пятнадцати была Сюзанна Карпелес , директор Буддийских институтов в Пномпене). [20] и Вьентьян ), а евреи были «уволены из самых разных профессий, от банковского дела до страхования, рекламы, управления и бизнеса». Один из таких людей, Лео Липпманн, бывший директор трамвайной компании Ханоя, был уволен со своей должности даже после того, как ушел со своего поста и занял меньшую должность. [21] Однако, поскольку он был отнесен к категории евреев, поскольку у него было двое еврейских бабушек и дедушек и еврейская жена, Липманн развелся и больше не подпадал под действие еврейского статута. [22] Когда государственные чиновники сочли, что статут окажет неблагоприятное воздействие на их расовые мотивы Виши в отношении региона – как, например, в случае с Жоржем Коэдесом , сотрудником спонсируемой правительством École française d'Extrême-Orient (Французской школы счел полезным Дальний Восток), которого настоятель Тонкина . , – можно было сделать исключение из дискриминационных законов [23] Антиеврейские законы были отменены в январе 1945 года. [24]
Демократическая Республика Вьетнам [ править ]
В 1954 году, с распадом Французского Индокитая , Вьетнам добился независимости как разделенное государство с коммунистическим севером и капиталистическим югом. Французским премьер-министром, который вел переговоры о выводе войск Франции из региона Индокитая, тем самым предоставив Вьетнаму независимость, был Пьер Мендес Франс , который оказался евреем. Сообщается , что до французской эвакуации еврейское население Индокитая (который включал Вьетнам, Лаос и Камбоджу ) составляло 1500 человек, и, как сообщается, большинство этих евреев уехали вместе с французами, не оставив после себя никакой организованной еврейской общинной структуры. [25] 25 мая 1954 года Роберт Капа , фотожурналист, прославившийся тем, что предоставил первые фотографии высадки союзников на пляже Омаха , был убит во время выполнения задания, освещавшего французско-индокитайскую войну . В Американском еврейском ежегоднике 1956 года, как отмечалось выше, еврейское население Французского Индокитая составляло 1500 человек, но в его издании 1957 года нет упоминаний о еврейском населении в этом регионе.
Сообщается, что Хо Ши Мин в 1946 году предположил, что Северный Вьетнам может служить базой для еврейского правительства в изгнании до создания Государства Израиль . Давид Бен-Гурион , тогдашний новый исполнительный глава Всемирной сионистской организации , впервые рассказал об этой встрече прессе в 1966 году. [26]
Республика Вьетнам [ править ]
В 1971 году около 12 французских евреев все еще оставались в Южном Вьетнаме , все в Сайгоне. [27] Во время войны во Вьетнаме по всему Южному Вьетнаму были организованы временные еврейские общины, состоящие в основном из военнослужащих США. Примерно 30 000 американцев еврейского происхождения служили в вооруженных силах США во Вьетнаме; среди них полковник Джек Х. Джейкобс получил Почетную медаль за героизм за свою службу. [28] [29]
Социалистическая Республика Вьетнам [ править ]
Постепенно, когда коммунистическое правительство начало принимать экономические реформы, число еврейских посетителей страны увеличилось.
Об открытии дикого вида саолы во Вьетнаме в 1993 году было отмечено в школьного журнала Галахи и современного общества осеннем выпуске 1999 года раввина Джейкоба Джозефа. Хотя «странное, неуловимое существо… возможно, находящееся на грани исчезновения» не рассматривалось для употребления в пищу, оно было отмечено как пример животного, которое демонстрировало оба признака кошерности , но не имело « месоры » – устной традиции, требуемой многие галахические решения объявили животное кошерным.
В 2005 году в «Отчете о международной религиозной свободе» Государственного департамента США отмечалось: «За период, охватываемый этим отчетом, не было зарегистрировано ни одного антисемитского инцидента. Небольшое еврейское население страны почти полностью состоит из экспатриантов». [2]
В 2006 году Хабад открыл центр в Хошимине, который считается экономическим центром Вьетнама. Документальный фильм о раввине Менахеме Хартмане из Центра Хабад был снят израильским телеканалом 8 и размещен Хабадом в Интернете. [30] Фильм (в основном на иврите с русскими субтитрами) дает представление о проблемах, с которыми столкнулись эмиссары по прибытии, а также дает представление о составе еврейской общины, существовавшей к моменту их прибытия. По данным Еврейского телеграфного агентства, Центр Хабада, как сообщается, используется в основном деловыми людьми и туристами из Израиля и США, и по состоянию на 2007 год в Ханое проживает около 100 До Тай , или евреев, и около 200 в Хошимине. . [1] По словам Хартмана, ежегодно Вьетнам посещают от 10 000 до 15 000 еврейских бизнесменов и туристов. [31] В 2014 году Хабад открыл еврейский центр в Ханое.
Вьетнамские беженцы в Израиле [ править ]
С 1977 по 1979 год премьер-министр Израиля Менахем Бегин разрешил примерно 360 вьетнамским людям, бежавшим от коммунистического захвата Вьетнама в 1975 году , въехать в Государство Израиль, предоставив им полное израильское гражданство и права, а также квартиры, субсидируемые государством. [32] По данным посольства Вьетнама в Израиле, к 2015 году примерно от 150 до 200 бывших вьетнамских беженцев и их потомков все еще находились в Израиле, в то время как около половины покинули Израиль, в основном в США и Францию. [32] Очень немногие официально обратились в иудаизм, сохранив свою прежнюю религию.
вьетнамцы Выдающиеся в Израиле
- Ваан Нгуен (поэт и актриса), герой отмеченного наградами документального фильма « Путешествие Ваана Нгуена» . [33]
- Сабина Хюн (переводчик, социолог и автор [34] ), бежал из Вьетнама во Францию в 1976 году и с 2001 года живет в Израиле.
- Дао Вонг (банкир), возглавлявший банк Hapoalim в Сингапуре , сейчас живет в Швейцарии. [32]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэсседи, Эллен «Экономические возможности манят евреев на землю Хо Ши Мина» Еврейское телеграфное агентство 30 сентября 2007 г. «JTA – Еврейские и Израильские новости» . Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 16 апреля 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Отчет о международной религиозной свободе за 2005 год – Вьетнам . Госдепартамент США.
- ^ Якоба де Хааса, опубликовано Еврейским книжным домом Бермана, 1946, стр. 404.
- ^ «Речные послания Кочинчины» . 7 сентября 2010 г.
- ^ http://www.entreprises-coloniales.fr/inde-indochina/Messag._fluv._Coch._1881-1927.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ Еврейская энциклопедия: Рюфф, Жюль .
- ↑ См . [1] и сноску xxxv для оригинального французского исходного материала, отмеченного как «Датировано Парижем 16 апреля 1889 года. Воспроизведено в L'Avenir du Tonkin от субботы, 8 июня 1889 года, № 156».
- ^ Мадроль, Клавдий в Ангкор Société d'éditions géographiques, maritimes etcoloniales, 1939, а также дополнительные упоминания о путешествии на этом корабле в «Путешествии Горация Бликли по Южной Азии»: (Индокитай, Малайя, Ява, Суматра и Цейлон, 1925–1926) , опубликовано Джоном Лейном, Лондон, 1928 г.
- ^ «Корабли до 1970 года» .
- ^ GeneaWiki: Медаль Тонкина (на французском языке)
- ^ GeneaWiki: Королевский орден Камбоджи (на французском языке)
- ^ Бирнбаум, Пьер Евреи республики: политическая история государственных евреев во Франции от Гамбетты до Виши Stanford University Press, 1996 ISBN 0-8047-2633-7, страницы 47–48.
- ^ Ландман, Исаак Универсальная еврейская энциклопедия ...: Авторитетное и популярное представление евреев и иудаизма с древнейших времен , 1942 г., стр. 626; Комай, Джоан и Кон-Шербок, Лавиния «Кто есть кто в еврейской истории: после периода Ветхого Завета» Рутледж, 1995 г. ISBN 0-415-12583-9 Страница 231
- ^ «Французская школа Крайнего Востока: История» . Архивировано из оригинала 11 октября 2008 года . Проверено 2 ноября 2008 г.
- ^ «Всемирный израильский альянс: Север-Вьетнам» . Архивировано из оригинала 13 октября 2008 года . Проверено 18 августа 2008 г.
- ^ Аппи, Кристиан Г. Конструкции холодной войны: политическая культура империализма Соединенных Штатов, 1945–1966 Массачусетский университет Press, 2000, стр. 279
- ^ Блатт Янг, Мэрилин и Буззанко, Роберт, товарищ по войне во Вьетнаме, Blackwell Publishing, 2002, стр. 122 ISBN 0-631-21013-X
- ^ Статистика евреев , Американский еврейский комитет, 1940.
- ^ Дженнингс, Эрик Виши в тропиках: Национальная революция Петэна на Мадагаскаре, Гваделупе и Индокитае, 1940–44 Издательство Стэнфордского университета, 2004 г. ISBN 0-8047-5047-5 Страница 145
- ^ Марстон, Джон Амос и др. История, буддизм и новые религиозные движения в Гавайском университете Камбоджи, 2004 г. ISBN 0-8248-2868-2
- ^ Дженнингс, Эрик Виши в тропиках: Национальная революция Петэна на Мадагаскаре, Гваделупе и Индокитае, 1940–44 Издательство Стэнфордского университета, 2004 г. ISBN 0-8047-5047-5, страницы 144–145.
- ^ «Дело Липпмана» . 15 ноября 2015 г.
- ^ Раффин, Энн Мобилизация молодежи в Виши, Индокитае и ее наследие, 1940–1970 гг. Lexington Books, 2005 г. ISBN 0-7391-1146-9, страницы 65–66.
- ^ Доммен, Артур Дж. Индокитайский опыт французов и американцев: национализм и коммунизм в Камбодже, Лаосе и Вьетнаме, издательство Indiana University Press, 2001 ISBN 0-253-33854-9 Страница 69
- ^ Элазар, Дэниел Дж. Люди и государство: организационная динамика мирового еврейства, издательство Wayne State University Press, 1989 ISBN 0-8143-1843-6 Страница 472
- ^ «Бен-гурион раскрывает предложение коммунистического лидера Северного Вьетнама» . Еврейское телеграфное агентство . 8 ноября 1966 года . Проверено 10 июля 2020 г.
- ^ Коэн, Роберта Еврейские общины мира: демография, политический и организационный статус, религиозные учреждения, образование, Институт прессы по еврейским делам совместно со Всемирным еврейским конгрессом, 1971, оригинал из Мичиганского университета. ISBN 0-233-96144-5 Страница 74
- ↑ Еврейско-американское военное участие. Архивировано 1 мая 2009 года в Wayback Machine . Офис равных возможностей Форт-Гордона.
- ^ Дэвид А. Рауш. Друзья, коллеги и соседи: вклад евреев в американскую историю . Книги Бейкера, 1996. ISBN 0-8010-1119-1 , ISBN 978-0-8010-1119-1
- ^ В Интернете: документальный фильм о Хабаде во Вьетнаме ● посмотреть (на иврите и русском языке). Хабад . Проверено 14 апреля 2015 г.
- ^ Фрэнк, Бенн. «В гостях у евреев Вьетнама» . Балтиморская еврейская газета . Архивировано из оригинала 13 августа 2016 года . Проверено 5 июля 2016 г. - через Бе'чол Лашон.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вайнгласс, Симона (20 сентября 2015 г.). «35 лет спустя, где же вьетнамские беженцы Израиля?» . Таймс Израиля . Проверено 30 июня 2016 г.
- ^ Документальный фильм, 20 марта 2013 г. (5 августа 2010 г.). «Путешествие Ваана Нгуена» . Фильмы о зиготе . Проверено 30 июня 2016 г. - через Vimeo.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ The Dudley Review 6 (2000), «Метаморфология», с. 61-66; The Dudley Review 7,1 (весна 2001 г.), «Состояние благодати», с. 9-14, avec son propre travail Photographyique – фотографии в черно-белом цвете: «Сент-Айвс» (стр. 60), «Кладбище Маунт-Оберн» (стр. 61), «Кусачий укушен» (стр. 62), « «Жары фонтанов» (с. 63), «Режи и Софи» (с. 64), «Эмпайр Стейт Билдинг» (с. 65)