Донме
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2021 г. ) |

Дёнме : ( иврит : דוֹנְמֶה , латинизированный : Dōnme , османский турецкий دونمه , турецкий : Dönme ) — группа саббатейских криптоевреев в Османской империи , которые принудительно обратились внешне в ислам сохранили свою еврейскую веру и каббалистические верования . , но втайне [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Движение было сосредоточено главным образом в Салониках . [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] Оно возникло во время и вскоре после эпохи Саббатая Цви , сефардского еврейского раввина и каббалиста 17-го века, который утверждал, что является еврейским Мессией и в конечном итоге симулировал обращение в ислам под угрозой смерти со стороны султана Мехмеда IV . [ 3 ] [ 6 ] После насильственного обращения Зеви в ислам . [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ] ряд саббатейских евреев якобы обратились в ислам и стали дёнме. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 7 ] Некоторые саббатейцы дожили до Турции 21 века как потомки дёнме. [ 1 ]

Сегодня неясно, сколько людей все еще называют себя Дёнме, хотя некоторые все еще живут в Тешвикие в Стамбуле . Большинство из них похоронены на кладбище Бюльбюльдере в Ускюдаре, где, что необычно, на их надгробиях изображены фотографии умерших.
Этимология
Турецкое слово döner (отступник). [ 1 ] [ 4 ] происходит от глагольного корня dön- ( османско-турецкий : دون ), который означает «повернуть», то есть «обращать», но в уничижительном смысле « перебежчик ».
Независимый ученый Рифат Бали определяет термин дёнме следующим образом:
Термин Донме — это турецкий герундий, означающий «повернуть, вращаться или вернуться» и, в более широком смысле, «предать» (т. е. «вернуться назад») и «обращаться» в другую религию. В просторечии оно стало обозначать новообращенных в религию в целом и, в частности, последователей еврейского лжемессии Саббатая Севи в семнадцатом веке и их потомков, которые внешне обратились в ислам, но сохранили свою тайную религиозную практику в течение следующих нескольких лет. века, сохраняя тесные общинные и кровные узы и практикуя строгую эндогамию . Хотя подавляющее большинство членов общины отказались от своей практики в течение первой четверти века, их прошлая идентичность продолжает преследовать их в турецком обществе, а сам термин «Дёнме» остается одним из позорных. [ 8 ]
Дёнме иногда называли Селяникли (человек из Салоник) или авдети ( османский турецкий язык : عودتی , «обращенный в веру»). Члены группы называли себя «Верующими» ( иврит : המאמינים , латинизировано : ха-Маминим ), [ 2 ] [ 4 ] [ 9 ] Хаберим «Соратники», [ 4 ] или Бале Милхама «Воины», [ 4 ] в то время как в городе Адрианополе (ныне Эдирне ) они были известны как сазаникос , что по-иудео-испански означает «маленькие карпы », [ 4 ] возможно, об изменении внешнего характера рыбы [ 10 ] Саббатай Цви избавит евреев под зодиакальным знаком рыбы или из-за пророчества, что . [ 4 ]
Слово dönme также используется как уничижительное турецкое слово для трансвестита или человека, который утверждает, что он тот, кем он не является.
История
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2010 г. ) |
Несмотря на предполагаемое обращение в ислам, саббатиане тайно оставались близкими к иудаизму и продолжали тайно практиковать еврейские ритуалы. [ 1 ] [ 2 ] Они признали Саббатая Севи (1626–1676) еврейским мессией, соблюдали определенные еврейские заповеди , схожие с заповедями раввинистического иудаизма , [ 1 ] [ 2 ] и молился на иврите и иудео-испанском языке. Они также наблюдали ритуалы, посвященные важным событиям в жизни Севи, и интерпретировали обращение Севи в каббалистическом ключе. [ 1 ] [ 2 ]
Дёнме разделился на несколько ветвей. Первая, Измирли, была сформирована в Измире (Смирна) и представляла собой первоначальную секту, от которой в конечном итоге отделились две другие. В результате первого раскола возникла секта якобитов (якуби), основанная Якобом Керидо (ок. 1650–1690), братом последней жены Севи. [ 10 ] Керидо утверждал, что является реинкарнацией Севи и самостоятельным мессией. Второй раскол от Измирли был результатом утверждений о том, что Берехия Руссо (1695–1740) унаследовала душу, известную по-турецки как Отман Баба , которая была истинной реинкарнацией души Зеви. Эти обвинения привлекли внимание и породили ветвь Каракаши (Каракаши, турецкий) или Кониосо (ладино), самую многочисленную и строгую ветвь Дёнме. [ 11 ]
Миссионеры из Каракаши или Кониосо действовали в Польше в первой половине XVIII века и обучали Якоба Франка (1726–1791), который позже утверждал, что унаследовал душу Руссо. [ нужна ссылка ] Франк создал Франкизм , отдельное неокарпократианское саббатианское движение в Восточной Европе . Еще одна группа — лехли, евреи польского происхождения , жившие в изгнании в Салониках и Константинополе. [ нужна ссылка ]
Некоторые комментаторы предполагают, что несколько ведущих членов младотурков , антиабсолютистского движения конституционных монархистов- революционеров, которые в 1908 году вынудили султана принять конституцию, были денме. [ 12 ] Во время обмена населением между Грецией и Турцией в 1923 году некоторые из салоникских донме пытались быть признаны немусульманами, чтобы их не заставили покинуть город. [ нужна ссылка ] Одним из лидеров Измирского заговора с целью убийства президента Мустафы Кемаля-паши (Ататюрка) в Измире после создания Турецкой Республики был дёнме по имени Мехмед Джавид . [ 13 ] член-основатель Комитета Союза и Прогресса (CUP) и бывший министр финансов Османской империи. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Осужденный после правительственного расследования, Джавид-бей был повешен 26 августа 1926 года в Анкаре . [ 18 ] После основания Турецкой Республики в 1923 году турецкая националистическая политика Ататюрка, которая оставила этнические и религиозные меньшинства в беде, сопровождалась антисемитской пропагандой со стороны националистических издателей в 1930-х и 1940-х годах. [ 19 ]
Идеология
Идеология Дёнме 17-го века вращалась в первую очередь вокруг Восемнадцати заповедей, вариации Десяти заповедей , в которых запрет прелюбодеяния объясняется скорее как мера предосторожности, чем запрет, вероятно, включенный для объяснения антиномической сексуальной активности саббатианцев. [ нужна ссылка ] . Дополнительные заповеди касаются определения видов взаимодействия, которое может происходить между донме и еврейской и мусульманской общинами. Самым основным из этих правил взаимодействия было предпочтение отношениям внутри секты отношениям за ее пределами и избегание браков как с евреями, так и с мусульманами. Несмотря на это, они поддерживали связи с необращенными саббатианами и даже с еврейскими раввинами, которые тайно разрешали споры, касающиеся еврейского закона. [ 11 ]
Что касается ритуалов, дёнме следовали как еврейским, так и мусульманским традициям, переключаясь между ними по мере необходимости для интеграции в османское общество. [ 20 ] Внешне мусульмане и тайно саббатейские евреи, дёнме соблюдали мусульманские праздники, такие как Рамадан , но также соблюдали Шаббат , практиковали брит-милу и отмечали еврейские праздники . [ 4 ] Большая часть ритуала Дёнме представляла собой комбинацию различных элементов каббалы, саббатианства, традиционного еврейского права и суфизма . [ 21 ]
Дёнме Литургия развивалась по мере роста и распространения секты. Поначалу большая часть их литературы была написана на иврите, но по мере развития группы ладино заменил иврит и стал не только разговорным, но и литургическим языком. Хотя донме разделились на несколько сект, все они верили, что Цви был мессией и что он открыл истинную «духовную Тору ». [ 11 ] которая превосходила практическую земную Тору. Дёнме отмечали праздники, связанные с различными моментами жизни Цви и историей их обращения. Основываясь, по крайней мере частично, на каббалистическом понимании божественности, донме считали, что существует трехсторонняя связь между эманациями божественного , что порождало множество конфликтов как с мусульманскими, так и с еврейскими общинами. Наиболее заметным источником противодействия со стороны других современных религий была обычная практика обмена женами между членами Дёнме. [ 11 ]
Иерархия дёнме основывалась на отраслевых подразделениях. Измирли, состоящая из купцов и интеллигенции, возглавляла иерархию. Ремесленниками, как правило, были в основном каракаси, а низшие классы - в основном якуби. Каждая ветвь имела свою молитвенную общину, организованную в кагал или общину. [ 11 ] Разветвленная внутренняя экономическая сеть обеспечивала поддержку низшего класса Дёнме, несмотря на идеологические различия между различными ветвями. [ 22 ]
После провозглашения независимости Израиля в 1948 году лишь несколько семей дёнме мигрировали в Израиль. [ 23 ] В 1994 году Ильгаз Зорлу, бухгалтер, который утверждал, что он донме по происхождению по материнской линии, начал публиковать статьи в исторических журналах, в которых он раскрывал свою самопровозглашенную идентичность денме и представлял денме и их убеждения. [ 24 ] Поскольку Хахам Баши Турции и Главный раввинат Израиля не признали дёнме евреями без длительного обращения в иудаизм , [ 25 ] [ 26 ] Зорлу подал заявление в 9-й суд первой инстанции Стамбула в июле 2000 года. Он потребовал свою религиозную принадлежность в его турецком удостоверении личности изменить с «ислам» на «еврей» и выиграл дело. Вскоре после этого турецкий Бетдин принял его как еврея. [ 27 ]
Однако, поскольку Израиль не признает денме евреями, на них не распространяется Закон о возвращении . [ 25 ] Согласно португальскому закону о возвращении , решение о признании денме евреями или нет передается местным еврейским общинам. [ 28 ] Ситуация Дёнме аналогична ситуации Фалаш Мура .
Антисемитизм и предполагаемые политические затруднения
Турецкий антисемитизм и уловки , на которые он опирается, сосредоточены на Дёнме. [ 29 ] По словам историка Марка Дэвида Баера , это явление имеет глубокие корни в позднеосманской истории, а его наследие в виде обвинений в заговоре сохранялось на протяжении всей истории Турецкой Республики и сохраняется там сегодня. Современный антисемитизм имеет тенденцию представлять евреев как вездесущую, однородную единицу, действующую под прикрытием через различные глобальные группы в стремлении к глобальному политическому и экономическому контролю через секретные каналы. Как крипто-сабатианская секта, Дёнме всегда была легкой мишенью для заявлений о тайном, крипто-еврейском политическом контроле и социальном влиянии, независимо от того, обвинялась ли она в разжигании политического переворота против существующего положения вещей или в формировании контроля репрессивного режима над статус-кво. [ 29 ]
По мнению Бэра, история саббатейской теологической и ритуальной тайны, основанная на еврейской традиции, в сочетании с публичным соблюдением ислама, делает обвинения в тайном еврейском контроле удобными. [ 29 ] Таким образом, «тайный еврей» имеет двойное значение: быть одновременно тайным евреем и евреем, который действует тайно, чтобы осуществлять контроль; их тайная религиозная идентичность в первую очередь совместима для теоретиков заговора с их тайным влиянием, особенно когда их нельзя отличить от обычных турецких мусульман, которые проживают повсюду, и, как утверждает Баер, когда современный антисемит считает еврея обязательным». повсюду." Утверждалось, что маневры Дёнме легли в основу младотурецкой революции и свержения султана Абдул-Хамида II , роспуска османского религиозного истеблишмента и основания светской республики. Просултанские религиозные мусульманские политические оппоненты представили эти события как глобальный еврейский и масонский заговор, осуществленный турецкой «Дёнме». Исламисты выдвинули теорию заговора, утверждающую, что Ататюрк был дёнме, чтобы опорочить его, поскольку они выступали против его реформ , а также создали множество других теорий заговора о нем. [ 29 ]
См. также
- Крестный отец
- Чала
- Конверсы
- Новички
- Subbotniks
- франкизм
- История евреев в Турции
- стрела Муры
- Диспут Барселоны (1263 г.)
- Спор Тортосы (1413–1414 гг.)
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Иудаизм - Лурианская Каббала: Шаббатианство» . Британская энциклопедия . Эдинбург: Британская энциклопедия, Inc., 23 января 2020 г.
Раввин Шабтай Цви из Смирны (1626–76), провозгласивший себя мессией в 1665 году. Хотя «мессия» был насильно обращен в ислам в 1666 году и закончил свою жизнь в изгнании 10 лет спустя. он продолжал иметь верных последователей . Таким образом, секта родилась и выжила, во многом благодаря деятельности Натана из Газы (ок. 1644–1690), неутомимого пропагандиста, который оправдывал действия Шабтая Цви, включая его окончательное отступничество, теориями, основанными на лурианском учении « ремонт" . Действия Цви, по мнению Натана, следует понимать как нисхождение праведного в бездну «оболочек», чтобы освободить плененные частицы божественного света. Субботний кризис длился почти столетие, а некоторые его последствия длились еще дольше. Это привело к формированию сект, члены которых были внешне обращены в ислам, например, Дёнме (по-турецки: «Отступники») Салоники , чьи потомки до сих пор живут в Турции — или в католицизме — например, польские сторонники Якова Франка (1726–91), самопровозглашенного мессии и новообращенного католика (в Богемии-Моравии , однако, франкисты внешне оставались евреями) . Этот кризис не дискредитировал каббалу, но заставил еврейские духовные власти контролировать и строго ограничивать ее распространение, а также применять цензуру и другие репрессивные меры против любого человека — даже человека проверенного благочестия и признанных знаний — которого подозревали в симпатиях к Шаббату или в мессианские претензии.
- ^ Jump up to: а б с д и Гершом Шолем (2017). «Дёнме» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие (AICE). Архивировано из оригинала 5 ноября 2017 года.
ДОЭНМЕ (Дёнме) , секта приверженцев Шабтая Цеви, принявших ислам вследствие провала субботнего мессианского переворота в Османской империи . После того, как Шабтай Цеви обратился в ислам в сентябре 1666 года, многие его ученики интерпретировали его отступничество как секретную миссию, сознательно предпринятую с определенной мистической целью. Подавляющее большинство его приверженцев, называвших себя мааминим («верующими»), остались в рамках еврейской общины. Однако даже при жизни Шабтая Цеви некоторые лидеры мааминим считали необходимым пойти по стопам своего мессии и стать мусульманами, не отказываясь, по их мнению, от своего иудаизма, который они интерпретировали в соответствии с новыми принципами. До смерти Шабтая Цеви в 1676 году секта, которая поначалу была сосредоточена в основном в Адрианополь (Эдирне) насчитывал около 200 семей. Они прибыли в основном с Балкан , но были и приверженцы из Измира , Бурсы и других мест. Среди них было несколько выдающихся ученых и каббалистов, семьи которых впоследствии заняли особое место среди денме как потомки первоначальной общины секты. Даже среди субботников, не принявших ислам, таких как Натан из Газы , эта секта пользовалась почетной репутацией и ей приписывалась важная миссия. Яркие доказательства этого сохранились в комментарии к псалмам (написанном около 1679 г.) Исраэля Хазана Касторийского.
Многие члены общины обратились в веру в результате проповеди и убеждений Шаббая Цеви. Внешне они были ревностными мусульманами и в частном порядке субботними мааминимами , которые практиковали своего рода мессианский иудаизм, основанный еще в 1670-х или 1680-х годах на «18 заповедях», приписываемых Шабтаю Цеви и принятых общинами Доенме. [...] Эти заповеди содержат параллельную версию Десяти заповедей . Однако их отличает чрезвычайно двусмысленная формулировка заповеди « Не прелюбодействуй », приближающаяся скорее к рекомендации беречься, чем к запрету. Дополнительные заповеди определяют отношение мааминимов к евреям и туркам. Смешанные браки с истинными мусульманами строго и категорически запрещены . - ^ Jump up to: а б с д Кауфман Колер ; Генри Мальтер (1906). «Шаббатай Цеви» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана.
По приказу [султана] Шабтай был доставлен из Абидоса в Адрианополь , где врач султана, бывший еврей, посоветовал Шаббетаю принять ислам как единственное средство спасения его жизни. Шаббетай осознал опасность своего положения и последовал совету врача. На следующий день [...] предстал перед султаном, он сбросил свою еврейскую одежду и надел на голову турецкий тюрбан; и таким образом его обращение в ислам было завершено. Султан был очень доволен и наградил Шабтая, присвоив ему титул (Махмеда) «Эффенди» и назначив его своим привратником с высокой зарплатой. [...] Чтобы завершить принятие магометанства, Шабтаю было приказано взять дополнительную жену , рабыню -мусульманку , и он подчинился этому приказу. [...] Тем временем Шабтай тайно продолжал свои заговоры, ведя двойную игру. Временами он брал на себя роль набожного мусульманина и поносил иудаизм; в других случаях он вступал в отношения с евреями как с единоверцами. Таким образом, в марте 1668 года он вновь заявил, что наполнен Святого Духа на Пасху и получил откровение. Он или один из его последователей опубликовал мистический труд, адресованный евреям, в котором излагались самые фантастические идеи, например, что он был истинным Искупителем, несмотря на свое обращение, и его цель состояла в том, чтобы привести тысячи мусульман к иудаизму. Султану он сказал, что его деятельность среди евреев заключалась в том, чтобы привлечь их в ислам. Поэтому он получил разрешение общаться со своими бывшими единоверцами и даже проповедовать в их синагогах. Таким образом, ему удалось привлечь ряд мусульман к своим каббалистическим взглядам и, с другой стороны, обратить многих евреев в ислам, образовав таким образом иудео-турецкую секту (Дёнме), последователи которой безоговорочно верили в него [как иудейские Мессия). Однако эта двойная игра с евреями и мусульманами не могла продолжаться долго. Постепенно туркам надоели замыслы Шаббтая. Его лишили жалованья и сослали из Адрианополя в Константинополь. В деревне недалеко от последнего города он однажды был застигнут врасплох, когда пел псалмы в шатре с евреями, после чего великий визирь приказал сослать его в Дульчиньо , небольшой городок в Албании , где он умер в одиночестве и безвестности.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Колер, Кауфманн ; Готтейл, Ричард (1906). «Дёнме» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана . Проверено 6 октября 2020 г.
Секта криптоевреев, потомков последователей Шабатая Цеби, живущая сегодня в основном в Салониках, европейская Турция: название (турецкое) означает «отступники». Члены называют себя «Мааминим» (Верующие), «Хаберим» (Соратники) или «Баале Милхама» (Воины); но в Адрианополе они известны как «Сазаникос» («Карсики») — название, полученное либо от рыбного рынка, возле которого их первая мечеть предположительно была расположена , либо из-за пророчества Субботы о том, что евреи будут освобождены. под знаком зодиака рыбы. Говорят, что дёнме произошли от Якоба Теби Керидо, который, как полагали, был реинкарнацией Шаббатая.
Община внешне мусульманская (по примеру Шаббатая); но тайно соблюдает некоторые еврейские обряды , хотя никоим образом не вступает в общие дела с евреями, которых они называют «коферим» (неверными). Дёнме, очевидно, являются потомками испанских изгнанников . Их молитвы , опубликованные Danon, частично на иврите (который, кажется, мало кто понимает), а частично на ладино . Они живут в рядах домов, которые расположены рядом или тайно соединены между собой; и для каждого квартала домов есть тайное место для встреч или «кал» («кахал»), где « пайетан » читает молитвы. Их дома освещаются лампами с зелеными абажурами, чтобы они были менее заметными. Женщины носят чадру (вуаль); у мужчин есть два набора имен: религиозные, которые они держат в секрете, и светские, предназначенные для коммерческих сношений. Они усердно посещают мечеть и соблюдают пост во время Рамадана , а время от времени даже отправляют одного из своих людей в хадж (паломничество) в Мекку . Но они не вступают в брак с турками.
Все они обеспечены и готовы прийти на помощь любому несчастному брату. Они открыто курят в субботу, в этот день они служат другим евреям, разжигая огонь и готовя им еду. Они работают на турок, когда религиозные обряды не позволяют другим евреям делать это, а также на христиан в воскресенье. Они являются опытными «катибами», или писателями, и в этом качестве работают на базарах и на низших государственных должностях. У них монополия на парикмахерские. Дёнме делятся на три подсекты, которыми, по мнению Бендта, являются: исмирли, или прямые последователи Шаббатая Цеби из Смирны, насчитывающие 2500 человек; йакуби, или последователи Яакова Керидо, зятя Шаббатая, насчитывающие 4000 человек; и куниосос, или последователи Османа Бабы, жившие в середине восемнадцатого века. Последняя названная секта насчитывает 3500 человек. В каждом подразделении есть свое кладбище . - ↑ Шон МакМикин, Экспресс Берлин-Багдад, стр.75.
- ^ Jump up to: а б Авраам Дж. Карп (2017). « Свидетели истории»: Шабтай Цви – Лжемессия (Сокровища иудаизма)» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие (AICE). Архивировано из оригинала 16 октября 2017 года.
Он родился в Смирне в 1626 году. Он рано проявил многообещающие способности как знаток Талмуда и даже больше как студент и приверженец Каббалы. Более выраженными, чем его ученость, были его странные мистические размышления и религиозные экстазы. Он путешествовал по разным городам, его сильная личность и его то аскетическое , то потворство своим желаниям поведение одинаково привлекали и отталкивали как раввинов, так и население. Его изгнали из Салоник раввины за то, что он устроил свадебную службу, в которой он был женихом, а Тора - невестой. Его беспорядочное поведение продолжалось. В течение длительного времени он был уважаемым учеником и преподавателем Каббалы; в другое время он был склонен к мессианским фантазиям и причудливым поступкам. В какой-то момент, живя в Иерусалиме в поисках «мира для своей души», он разыскал самопровозглашенного «человека Божьего». Натан из Газы , провозгласивший Шабтая Цви Мессией. Затем Шабтай Цви начал играть эту роль [...] 15 сентября 1666 года Шабтай Цви, предстал перед султаном и получил выбор: смерть или отступничество, благоразумно выбрал последнее, надев на голову тюрбан в знак своего обращения. принял ислам, за что был удостоен почетного звания «Хранитель дворцовых ворот» и пенсии в 150 пиастров в день. Отступничество потрясло еврейский мир. И лидеры, и последователи отказывались в это верить. Многие продолжали ожидать второго пришествия, и вера в ложных мессий сохранялась на протяжении всего восемнадцатого века. У подавляющего большинства верующих возникли отвращение и раскаяние, а также активное стремление стереть все свидетельства, даже упоминания о псевдомессии. Страницы из коммунальных реестров были изъяты, а документы уничтожены. Лишь немногие экземпляры книг, прославляющих Шабтай Цви, сохранились, а те, что все же, стали раритетами, пользующимися большим спросом среди библиотек и коллекционеров.
- ^ Тюркай С. Нефес (сентябрь 2015 г.). «Тщательное изучение влияния теорий заговора на политические взгляды читателей: взгляд на рациональный выбор антисемитской риторики в Турции». Британский журнал социологии . 66 (3). Чичестер, Западный Суссекс: Уайли-Блэквелл: 557–575. дои : 10.1111/1468-4446.12137 . ПМИД 26174172 .
- ^ Рифат Н. Балы (2012). Образцовые граждане государства: евреи Турции в период многопартийности . Лексингтонские книги. п. 18.
- ^ «Еврейская история / В ожидании Мессии» . Гаарец . 7 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Мацейко, Павел (2011). Смешанное множество: Джейкоб Франк и франкистское движение, 1755–1816 гг. Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и Шолем, Гершом (1974). Каббала . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Четырехугольник / Книжная компания New York Times.
- ^ Адам Кирш (15 февраля 2010 г.). «Другие тайные евреи» . Новая Республика. Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 года . Проверено 5 декабря 2010 г.
- ^ Эндрю Манго , Ататюрк , Джон Мюррей , 1999, стр. 448–453.
- ^ Избиратель 2018 , с. 215.
- ^ Ильгаз Зорлу, Да, я из Салоник: саббатианство в Турции , Belge Publications, 1999, стр. 223.
- ^ Юсуф Бесалель, Османские и турецкие евреи , Наблюдение Китабеви, 1999, с. 210.
- ^ Рифат Н. Бали , Сыновья Моисея, граждане республики , İletişim Yayınları, 2001, стр. 54.
- ^ «Джавид (Джавид) бей, Мехмед» . Архивировано из оригинала 16 июня 2021 года . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ « Журнал Инкиляп и привлекательность антисемитизма в межвоенной Турции », Александрос Лампроу, Ближневосточные исследования, том 58, 2022, стр. 32-47.
- ^ Баер, Марк. (2007). «Глобализация, космополитизм и дёнме в Османских Салониках и турецком Стамбуле». Журнал всемирной истории . 18. нет. 2: 141–170. дои: 10.1353/jwh.2007.0009. [1]
- ^ Марк Баер, «Дёнме (Мааминим, Миним, Шаббетаим)», Энциклопедия евреев в исламском мире. Исполнительный редактор Норман А. Стиллман. Brill Online, 2013. Справочник. Университет Мэриленда. 7 марта 2013 г.
- ^ Вейкер, Уолтер Ф. (1992). «Османцы, турки и еврейское государство: история евреев Турции». Лэнхэм, доктор медицины: Университетское издательство Америки.
- ^ «Дёнме» . jewishvirtuallibrary.org . Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ Бали 2010 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Ярдени, Дэн (18 августа 2013 г.). «Козел отпущения на все времена: дёнмес или криптоевреи Турции, автор Рифат Бали» . эСефарад . Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ «Еврейская история / В ожидании Мессии – Гаарец – Новости Израиля» . 19 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 19 мая 2009 года . Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ Бали 2010 , с. 42.
- ^ «Гнилая сага о португальском гражданстве Романа Абрамовича и ее последствия» . Гаарец . Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Марк Дэвид Баер (2013). «Враг старый и новый: дёнме, антисемитизм и теории заговора в Османской империи и Турецкой республике» . Еврейский ежеквартальный обзор . 103 (4): 523–555. дои : 10.1353/jqr.2013.0033 . S2CID 159483845 — через Project MUSE.
Библиография
- Кизер, Ханс-Лукас (26 июня 2018 г.), Талаат-паша: отец современной Турции, архитектор геноцида , Princeton University Press (опубликовано в 2018 г.), ISBN 978-0-691-15762-7
- Бали, Рифат Н. (24 июня 2010 г.). «1. Козел отпущения на все времена: Донмес или криптоевреи Турции». Козел отпущения на все времена: Дёнмес или криптоевреи Турции . Горгиас Пресс. стр. 17–88. дои : 10.31826/9781463225568-004 . ISBN 978-1-4632-2556-8 .
Дальнейшее чтение
- Баер, Марк Дэвид (2010). Дёнме: новообращенные евреи, мусульманские революционеры и светские турки . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-7256-3 . OCLC 589169152 .
- Ландау, Джейкоб М. (2007). «Дёнмес: криптоевреи под турецким правлением» . Обзор еврейских политических исследований . 19 (1/2): 109–118. ISSN 0792-335X .
- Сисман, Дженгиз (20 августа 2015 г.). Бремя молчания: Саббатай Севи и эволюция османско-турецких донмесов . Издательство Оксфордского университета.